- Ноты для баса
- Композиторы
- Лучшие ноты для баса
- Лучшие ноты для баса
- Нотация партий бас гитары для начинающих
- Основные определения
- Отличия в записи бас гитары и фортепиано
- Табулатуры как вспомогательная нотация
- Альтерация, ключевые и проходящие знаки.
- Запись нот буквами
- Дополнительные обозначения для нотации бас гитары
Ноты для баса
Романсы и песни репертуар начинающего певца
Композиторы
И.П.Брызгалов
Школа пения для баса и баритона
1-2 курсы музыкального училища
Ташкент, 1987г.
В учебнике рассмотрены физиологические и акустические основы звукообразования, певческое дыхание, регистры, произношение, вокальные упражнения, практические советы педагогам и начинающим певцам. В приложении дан ряд справочных материалов и вокализы.
Пособие предназначено для педагогов и учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений. Может быть полезно для руководителей и участников кружков художественной самодеятельности.
От редактора
Введение
Физиологические и акустические основы звукообразования
Певческое дыхание
Регистры
Произношение
Вокальные упражнения
Советы педагогу
Советы начинающему певцу
Литература
Приложения
Скачать ноты
Источник
Лучшие ноты для баса
Отличное обучающее пособие в трех частях. Настоятельно рекомендую всем , а не только начинающим.
Автор “Школы игры на бас-гитаре” — Юрий Андреев — большой энтузиаст бас-гитары, один из первых исполнителей на бас-гитаре в нашей стране. Участник многочисленных отечественных и зарубежных музыкальных фестивалей, Юрий Андреев хорошо знаком с творчеством лучших мастеров бас-гитары, применяя накопленный опыт, как в концертных выступлениях, так и в педагогической работе в Московском колледже импровизационной музыки. Ряд интересных сольных композиций, созданных им для бас-гитары, а также многочисленные упражнения и этюды, часть из которых приводятся в Школе, нередко исполняются учащимися в своих концертных выступлениях, а также активно используются для повышения своего исполнительского уровня.
Особенностью Школы и её несомненным достоинством является последовательное изложение теоретического материала по элементарной теории музыки в сочетании с многочисленным практическим учебным материалом различной степени сложности, предназначенного как для технического совершенствования начинающих музыкантов, так и для знакомства с различными музыкальными жанрами. Нотное приложение содержит сольные пьесы и этюды, а также примеры аккомпанемента и импровизаций в самых различных жанрах классической и современной ритмической музыки.
Ценность и необходимость данной работы бесспорна, и, думается, что Школа станет не только популярным пособием для начинающих бас-гитаристов, но окажется полезной и более подготовленным музыкантам для совершенствования своего мастерства, а также явится дополнительным методическим материалом для преподавателей музыкальных учебных заведений.
Источник
Лучшие ноты для баса
Nazareth — Love Hurts
Участники оригинального состава Nazareth основали коллектив в 1968 году в Шотландии на базе группы «The Shadettes», основаной аж в 1961 году басистом Питом Эгнью. Главной деятельностью группы в то время было исполнение каверов в различных заведениях города. Первые серьезные контракты с звукозаписывающими лейблами группа получила только в 1971 году, а в 1975 на них свалилась […]
«Hair Of The Dog» 1975
Paul Young — I’m Gonna Tear Your Playhouse Down
Привет, друзья! Для этого урока я подготовил транскрипцию партии баса из песни «I’m Gonna Tear Your Playhouse Down» британского исполнителя Пола Янга (Paul Young). В записи принимал участие легендарный Pino Palladino со своим безладовым мьюзикмэном. Кстати, я уже публиковал одну из партий Pino Palladino здесь. Первое что меня зацепило в этой композиции — это использование […]
«The Secret Of Association» 1984
Bon Jovi — Livin’ on a Prayer
Всем привет! Сегодня разберем транскрипцию басовой партии из песни Livin’ on a Prayer группы Bon Jovi и попытаемся найти в ней идеи для наших собственных партий. Песня начинается и строится в куплете вокруг линии остинатного (повторяющегося) баса восьмушками на фоне меняющихся аккордов Em, C5, D5. Если вы недавно играете на бас гитаре, то скорее всего […]
«Slippery When Wet» 1986
RHCP — Soul To Squeeze
Всем привет! В этом уроке проанализируем очень классную басовую линию из композиции Soul To Squeeze группы Red Hot Chilli Peppers. Эта песня была записана в 1991 году во время работы группы над альбомом Blood Sugar Sex Magic, но была издана только через два года как сингл. Также она стала одним из треков к фильму «Яйцеголовые». […]
«Coneheads OST» (single) 1993
Jamey Aebersold — Impressions
В этом уроке мы разберем транскрипцию басовой партии на тему Impressions Джона Колтрейна. Запись вы можете найти в 54 альбоме Джейми Аберсольда «Maiden Voyage», в котором собраны одни из самых популярных джазовых стандартов. Касательно темы Impressions и того, как играть шагающий бас на статическую гармонию на сайте есть отдельный урок Джима Стинета, поэтому эта транскрипция […]
«Maiden Voyage» 1992
Sam Brown — Stop!
В этом уроке мы разберем басовую партию из одного очень известного хита, почему-то особенно популярного среди вокалисток — песня Stop британской певицы Сэм Браун. Басистом на записи был Эд Пули (Ed Poole), который, помимо Саманты Браун, также работал с такими звездами как George Michael, Chris De Burgh, Chris Porter и другими. В партии бас гитары […]
«Stop!» (single) 1988
Aretha Franklin — Let It Be
Я люблю снимать простые басовые партии в которых нет каких-либо наворотов, особенно если они сыграны бас гитаристами, которых упоминают как оказавших влияние на развитие игры на инструменте. В таких песнях бас гитара занимает свою первоначальную нишу, а именно — аккомпанирующий инструмент. И это тоже очень интересно! Одной из таких песен стал кавер Ареты Франклин на […]
«This Girl’s in Love With You» 1970
Jamey Aebersold — Fast Blues in F Concert
Трек со второго альбома всемирно известного обучающего курса Джейми Аберсольда по джазовой импровизации, который полностью посвящен блюзу. Аберсольд создал действительно уникальный продукт, джазовый альманах, по которому можно и нужно изучать джаз. Только подумайте, где бы вы не находились в любой момент «к вашим услугам» такие джазовые гуру как Ron Carter, Rufus Reid, Dan Haerle, Pete […]
«Nothin’ But Blues» 1978
Weather Report — Barbary Coast
Песня группы Weather Report с альбома 1976 года Black Market
«Black Market» 1976
Weather Report — Teen Town
Песня группы Weather Report с альбома 1977 года Heavy Weather
«Heavy Weather» 1977
Aerosmith — Cryin’
Классический рок хит от Aerosmith на 12/8 или триольную пульсацию (кому как удобно), с достаточно интересной гармонической структурой и несколькими тональными центрами для разных частей. Открывает песню мощный рифф, гармонически достаточно далекий от тональности остальной песни. Он обещает, что песня задаст жару, но в первом же куплете вокалист Стив Тайлер остается наедине с гитарным аккомпанементом, […]
«Get a Grip» 1993
Chris de Burgh — Lady In Red
Поп-баллада, записанная для альбома Into the Light 1986 года, которую Chris De Burgh посвятил своей жене и ее красному платью, которое она надела на их первое свидание. Нас интересует басовая партия (качать по ссылке ниже) и ее автор, который несомненно вложил душу в эту песню. Об авторе мы еще поговорим отдельно, а пока небольшой разбор […]
«Into The Light» 1986
RATM — Killing In The Name
Еще одна песня группы Rage Against The Machine в нашей коллекции нот. Рассмотрим басовую партию более детально и остановимся на самых интересных моментах. Первое на что стоит обратить внимание — использование drop D строя. В этом строе мы понижаем нижнюю E (ми) на один тон до D (ре). Если вы играете на бас гитаре с […]
«Rage Against The Machine» 1992
RATM — Bombtrack
Песня американской рэп-метал группы Rage Against The Machine, открывающая одноименный дебютный альбом 1992 года, представляет собой компиляцию нескольких рифов которые басист Тим Коммерфорд играет вместе с гитаристом Томом Морелло. Открывает песню яркий мелодический ход шестнадцатыми в ми-миноре. Обратите внимание на трель на верхней ноте G в конце каждого третьего такта — она исполняется на первой […]
«Rage Against The Machine» 1992
The Quincy Jones Orchestra — Killer Joe
Трек со студийного альбома «Walking in Space» 1969 года Quincey Jones Orchestra, на котором записана очень сильная джазовая ритм секция Ray Brown и Grady Tate. Для его записи Квинси Джонс пригласил множество именитых музыкантов среди которых были Freddie Hubbard, Bob James, Hubert Laws и другие. В записи альбома помимо Рэя Брауна также принимал участие знаменитый […]
«Walking In Space» 1969
Fontella Bass — Rescue Me
Песня американской ритм-н-блюз певицы Фонтеллы Бас изданная в 1965 и ставшая ее визитной карточкой. Композиция стала настоящим R&B хитом, продержавшись четыре недели на первом месте в rhythm & blues чартах и заняв 4 строчку в Billboard Hot 100. Это пример плавной линии баса в стиле Motown. Линию подобную этой можно встретить во множестве песен той […]
«The New Look» 1965
Jackson 5 — I Want You Back
Классическая басовая линия в стиле Motown записанная для песни Jackson 5 басистом Уилтоном Фелдером. Партия баса настолько яркая и мелодичная, что песня угадывается буквально с первого такта. В куплете Уилтон часто использовал хроматические проходящие ноты чтобы обозначить основные аккордовые тона и достаточно насыщенный синкопами ритм, характерный для песен лейбла Motown со времен Джеймса Джемерсона. В […]
«Diana Ross Presents The Jackson 5» 1969
На этой странице вы можете скачать ноты для бас гитары бесплатно без регистрации. Коллекция нот нашего сайта состоит из транскрипций партий известных песен в различных музыкальных стилях от классики до тяжелых стилей музыки. Практически для всех композиций есть небольшой анализ басовой партии, который поможет вам лучше её понять и извлечь максимум пользы. Нотная коллекция хорошо структурирована и разбита по категориям, в которых удобно ориентироваться. Для доступа к PDF файлу и прямой ссылке на скачивание вам необходимо всего лишь поделиться ссылкой на этот сайт в вашем профиле одной из соц. сетей.
Источник
Нотация партий бас гитары для начинающих
Приветствую! Сегодня разберемся с важными особенностями нотации бас гитарных партий, основами нотного письма, а также специальными обозначениями для записи партий бас гитары. Информация в статье подается с самых азов и, надеюсь, будет понятна всем читателям, от новичка до более опытного музыканта. В другой раз я постараюсь рассказать о записи разных приемов игры, сокращениях нотного письма и т.п.
Основные определения
Сперва дадим несколько определений:
Нота — специальный графический знак, обозначающий какой-либо звук, извлекаемый на инструменте.
Нотация или нотное письмо — система записи нот, с помощью которой фиксируется высота и продолжительность каждого звука, сила звучания (громкость), темп, характер и многое другое.
Для написания нот применяется специальная нотная строка, которая называется нотным станом или нотоносцем и состоит из пяти параллельных линеек. Счет линейкам ведется снизу вверх, а ноты пишутся на линейках, между линейками и на добавочных линейках сверху и снизу от нотного стана. Нотоносец делится на такты сплошной вертикальной линией — тактовой чертой.
Самый первый знак, который пишется на нотном стане, — ключ. Ключ определяет высоту нот, расположенных на данном нотоносце. Всегда один из элементов ключа указывает на ноту, относительно которой должны рассчитываться звуковысотные позиции остальных нот.
Для записи партии бас гитары практически всегда используется басовый ключ или ключ «фа», указывающий своим двоеточием на ноту фа малой октавы на четвертой линейке (Ex. 1). На бас гитаре эта нота находится на третьем ладу струны D , на восьмом ладу струны A и на тринадцатом ладу струны E . Но, иногда, можно встретить и скрипичный ключ (ключ «соль»), указывающий на ноту соль первой октавы на второй линейке. Этот ключ можно использовать для записи соло в верхнем регистре. Также, но значительно реже, можно встретить теноровый ключ — ключ «до», указывающий на ноту до первой октавы (на четвертой линейке), который иногда встречается в партиях для контрабаса. Более подробную информацию об всех этих ключах вы нагуглите без труда.
Скрипичный и басовый ключ связаны между собой следующим образом (Ex.2):
Т.е. нота до первой октавы в басовом ключе находится на первой добавочной линейке сверху, а в скрипичном на первой добавочной снизу.
Отличия в записи бас гитары и фортепиано
Все звуки, исполненяемые на бас гитаре, записываются (нотируются) октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для удобства чтения нот с листа. Если записывать звуки бас гитары в их натуральном звучании, то пришлось бы применять слишком много добавочных линеек. Такие ноты читать очень трудно и неудобно.
Табулатуры как вспомогательная нотация
Поскольку бас гитара является струнным инструментом, то возможно также использование вспомогательной записи, а именно табулатур. Табулатурный «нотоносец» — это графическое представление грифа. Он выглядит подобно стандартному, но имеет важные отличия. Каждая линейка обозначает отдельную струну. Обычно табулатура для бас гитары имеет четыре линейки, но может также иметь пять или шесть (по количеству струн). Также в табулатуре вместо нот используются цифры, которые обозначают лад, на котором следует прижимать струну.
О достоинствах и недостатках табулатур можно почитать здесь.
Альтерация, ключевые и проходящие знаки.
При записи нотного текста, для повышения или понижения основного звука на пол-тона или даже на целый тон используются знаки альтерации — диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль. Для отмены действия любых знаков альтерации существует бекар.
Диез (#) — повышает на пол-тона (1 лад);
Бемоль (♭) — понижает на пол-тона (1 лад);
дубль-диез (##) — повышает на целый тон (2 лада);
Дубль-бемоль (♭♭) — понижает на целый тон (2 лада);
Бекар (♮) — отменяет действие любых знаков альтерации;
Главный принцип альтерации нот на бас гитаре показан в Ex. 3. При понижении ноты бемолем, нота всегда смещается к голове грифа. При повышении диезом, в противоположном направлении к бриджу.
Ex. 3 — Альтрация на грифе бас гитары
Важно запомнить следующее — эти знаки альтерации бывают двух типов: ключевыми и проходящими (случайными).
Ключевые знаки выставляются один раз сразу в начале такта после ключа. Действуют они на протяжении всего произведения для всех октав до ввода новых знаков альтерации.
Проходящие знаки выставляются непосредственно возле ноты к которой они относятся и действуют только до конца текущего такта и только в пределах октавы, в которой они выставлены.
Поясню на нотном примере.
В данном примере имеем два знака при ключе (си-бемоль и ми-бемоль), а также есть проходящий бекар рядом с нотой ми. Этим бекаром мы отменяем действие ключевого бемоля для последней ноты в такте.
Запись нот буквами
Очень часто вам придется сталкиваться с обозначением нот в буквенном виде. Это относится в основном к записи аккордов, обозначению струн и т.п. Просто оставлю это здесь, если вы упустили этот момент.
A | B | C | D | E | F | G |
---|---|---|---|---|---|---|
ЛЯ | СИ | ДО | РЕ | МИ | ФА | СОЛЬ |
К буквам можно добавлять знаки альтерации: С# — до-диез, Ab — ля-бемоль и т.д.
Дополнительные обозначения для нотации бас гитары
Обозначения для записи аппликатуры и позиций на грифе:
- Римскими цифрами над нотами обозначаются позиции. Позицией обозначается лад на грифе на который нужно поставить указательный палец левой руки . Например цифра III означает третью позицию, VII — седьмую и т.п.
- Арабскими цифрами обозначается аппликатура левой руки (для правшей): 1 — указательный палец (index finger), 2 — средний (middle finger), 3 — безымянный (ring finger), 4 — мизинец (pinkie), 0 — открытая струна (open string).
- Обозначение пальцев правой руки (как и левой) полностью заимствовано из классической гитары: p — большой палец, i — указательный, m — средний, a — безымянный.
Стоит заметить, что предыдущие обозначения встречаются в основном в советских школах и учебных пособиях. Они будут полезны начинающим бас гитаристам для более точного описания приемов игры. Для более менее опытного бас гитариста они не несут особой ценности, и тем более вы не встретите их в профессиональных оркестровых партиях.
В зарубежных нотных изданиях вы можете встретить несколько непонятных обозначений. Давайте с ними разберемся:
fill — импровизированное заполнение на усмотрение исполнителя;
tacet — не играть;
N.C. (no chord) — аккорд отсутсвует;
На этом пока все! Надеюсь эта информация была для вас полезна. Если я что-то упустил, то оставляйте свои комментарии, а я дополню статью.
Источник