Лучшие обработки для фортепиано

Лучшие обработки для фортепиано

Основные аспекты программной обработки пианино и фортепиано.

Согласно внутренней статистике нашего сервиса, гости активно интересуются способами обработки пианино с помощью плагинов и программных комплексов. Редакция принимает решение создать отдельную информационную ветку, свои вопросы и наблюдения, пожалуйста, оставляйте в комментариях к статье.

С чего начинается обработка фортепиано

Как и во многих других случаях подготовки фонограмм, работа начинается с исходного материала. Верх профессионализма и высокого качественного уровня принято считать натуральную запись музыкального инструмента. В этом случае музыкант получает отличную возможность подчеркнуть красоту живого выступления, раскрыть его лучшие стороны: технику игры, оттенок звучания, пространственные показатели.

На второе место мы ставим игру на MIDI-клавиатуре с программным VSTi. В этом случае сохраняются интервальные характеристики и сила нажатия на клавиши. Однако цифровой синтетический звук не сможет превзойти хороший качественный рояль или фортепиано, записанный на профессиональные микрофоны.

На последнее место мы определяем «выставление кубиков» в секвенсоре, например, FL Studio. В этом случае необходимо настраивать velocity для каждой ноты или кубика, стараться добиться натуральной техники игры.

Исходя из этих трёх направлений мы можем определить стоит ли использовать готовый сэмпл из библиотеки, докручивать ноты VSTi в FL Studio или записывать новую партию музыкального инструмента на микрофон. В любом случае, исходник должен быть качественным и отвечать требованию уникальности музыкального инструмента, будь то игра на клавишах пианино, движение пальцев по струнам, сила воздушных потоков в трубе или амплитуда взмахов тамбурина.

Читайте также:  Клинок рассекающий демонов ноты для скрипки

Клавиши фортепиано. Фото с сайта www.pixabay.com

Какими плагинами обрабатывать фортепиано

Когда мы определились с исходной записью, необходимо определиться с комплексом программной обработки звучания. В нашем творческом ремесле оперировать золотыми правилами неуместно, поэтому рассмотрим общепринятую практику.

Пианино станет более выразительным, если добавить слабое компрессирование с большими параметрами атаки и релиза. Однако это правило может навредить сэмплированному пианино, поэтому имеет место проверить как действует компрессор на наш исходный материал с помощью Waves CLA-2A ввиду его «бережной» едва заметной обработки сигнала.

Надо сказать, что компрессия фортепиано требует экспериментального подхода, музыкант должен проверить звучание инструмента с различными компрессорами и лимитерами, например, компании Waves, а уже потом делать вывод об уместности применения компрессора в целом. Звучание пианино легко испортить компрессором за счет специфики музыкального инструмента, будьте внимательны и опирайтесь на собственные слуховые возможности.

Не забываем смотреть на частотный диапазон с помощью графического анализатора, который чаще встроен в EQ. Если нет слуховых замечаний и пиковых значений в анализаторе, аккуратно пробуем добавить прозрачность в частоте 2-4кГц, атаку в области 8кГц. Здесь также нет золотого правила, бывают случаи, когда полезные частоты нашего рояля лежат в другом диапазоне — внимательно смотрим и слушаем.

Следует добавить, что задачи по обработке также бывают разными, помимо пробивной атаки или воздушной прозрачности, перед нами может стоять задача получения глухого хвоста за счёт реверберации со спадом в верхах.

Пианино невеста и море. Фото с сайта www.pixabay.com

Пространственная обработка пианино

Пожалуй самая интересная и самая красочная часть софтовой обработки является создание «души фортепиано» и пространства, в котором будет жить наша душа. Именно этот вид обработки заставляет жить и дышать наш материал.

Среди основных инструментов можем использовать плагины стерео базы, сатураторы, эхо машины и различные ревербераторы с эмуляциями концертных залов. Стерео расширители применяем аккуратно, потому-что есть возможность чрезмерно растянуть звук и уйти от тонкого и чувственного исполнения. Стерео плагин скорее подойдёт для управления каналами как самого звука, так и его эффектов.

Хорошие показатели демонстрируют плагины моделирования пространств на основе импульсных алгоритмов. Например, SIR — достойный импульсный ревербератор от разработчика Knufinke. Плагин вобрал в себя все необходимые эмуляции пространств и не требователен к ресурсам.

Сам по себе эффект «эхо» трудно назвать обработчиком, ведь он вносит некий характер в окраску звучания. При обработке фортепиано можно применять эхо, тем более если применимость имеет творческую составляющую и украшает звучание.

Пример последовательности подключения плагинов в модуле Mixer

1. Эквалайзер. В начале убираем мутные составляющие, добавляем верхних красок, подчеркиваем динамику и тембр.

2. Сатуратор. Ламповый плагин добавит теплоты, при необходимости полезных искажений.

3. Дилэй. Эхо добавляет окраску, творческую задумку к записи фортепиано.

4. Компрессор. Применяется редко, однако есть мировая практика применения сильно скомпрессированного сигнала пианино, но это больше как уникальный случай. Чаще едва заметная компрессия сохраняет запись и придаёт определенную остроту.

5. Эксайтер. В конце цепи эффектов можно поставить, например, Waves Aphex Vintage Exiter. Он добавить яркости и присутствия звуку рояля.

6. Цепь из пяти эффектов отправляем на FX-канал с ревербератором, оживляем звучание и заставляем фортепиано литься и сверкать подобно хрустальному ручью.

На этом наш обзор завершается, мы разобрали одну из техник для обработки звука пианино, в следующих обзорах мы будем говорить об особенности обработки других музыкальных инструментов и применении программных комплексов. Оставайтесь с нами, желаем творческих успехов!

Источник

Сборники «Популярные мелодии
в переложении для фортепиано».
Выпуски I — VII

49 оригинальных фортепианных пьес на материале лучших мелодий отечественной и зарубежной популярной музыки последних лет. Разного уровня сложности. Пианистически удобные.

Предназначены широкому кругу пианистов-любителей для домашнего музицирования и в качестве дополнения к академическому репертуару учащихся музыкальных школ.

Каждая пьеса проиллюстрирована видеороликом. Для некоторых пьес доступен фрагмент нот в качестве образца.

Сборники распространяются в бумажном виде бандеролью по почте. За подробностями обращайтесь ко мне: a-shuv@yandex.ru (или личным сообщением: ).

Пьесы из сборников могу прислать и в электронном виде.

Выпуск I

# От автора

Этот сборник открывает серию из семи выпусков фортепианных нот под общей рубрикой «Любительское музицирование» и предназначен, прежде всего, широкому кругу пианистов-любителей для домашнего музицирования. Разумеется, он может быть использован и в музыкальных школах как дополнение к академическому репертуару учащихся.

В первый выпуск серии вошли фортепианные обработки популярных мелодий зарубежной эстрады. Автор, будучи сам учителем музыки, учел исполнительские возможности будущих пользователей этого сборника, а потому в своих обработках предлагает пьесы разного уровня пианистической подготовки. Все пьесы снабжены буквенными обозначениями аккордов, принятыми в эстрадно-джазовой литературе, помогающими пианисту осознать гармоническое развитие музыкального произведения и дающими возможность исполнять их на синтезаторе с автоаккомпанементом.

Автор надеется, что его аранжировки понравятся пианистам, и этот фортепианный сборник найдет себе место в домашней библиотеке меломанов.

  • Мишель Легран — Шербурские зонтики («Les Parapluies de Cherbourg» из одноименного кинофильма)
  • Фрэнсис Лей — История любви («Love Story»)
  • Джо Дассен — Салют («Salut»)
  • Эннио Морриконе — Кто же. («Chi Mai» из кинофильма «Профессионал»)
  • Тосио Масуда — Грусть и печаль («Sadness and Sorrow» из одноименного мультфильма)
  • Рольф Ловланд — Песня из таинственного сада («Songs from a Secret Garden»)
  • Джон Леннон — Пол Маккартни — Вчера («Yesterday» из репертуара ансамбля «Beatles»)

Выпуск II

# От автора

Перед вами второй выпуск фортепианных нот, продолжающий серию сборников под общей рубрикой «Любительское музицирование». Как и предыдущий, он предназначен пианистам-любителям и учащимся музыкальных школ.

Во втором выпуске автором представлены оригинальные фортепианные обработки популярных песен из репертуара известных исполнителей зарубежной эстрады (Ф. Синатры, Д. Дассена, Beatles и др.), мелодий из фильмов и мюзиклов.

При составлении сборника автор старался придерживаться принципа разной исполнительской сложности предлагаемых пьес. Так, популярный регтайм С. Джоплина «Артист эстрады» и «Ветер, крик» Э. Морриконе предлагаются в облегченном переложении по сравнению с оригиналами. В тоже время, «Ночные незнакомцы» и «Однажды принц придет ко мне» представлены в более сложной фортепианной фактуре. Следует напомнить пользователям сборника, что эстрадные мелодии принято исполнять с внутренним ощущением «свободной триольности», а потому автор не стремился к их точному ритмическому изображению в нотном тексте, полагаясь на вкус исполнителя.

Как и в первом выпуске, пьесы этого сборника снабжены буквенными обозначениями аккордов, что дает возможность исполнять их на синтезаторе с автоаккомпанементом.

Автор смеет надеяться, что этот фортепианный сборник дополнит домашнюю библиотеку меломанов.

  • Эннио Морриконе — Ветер, крик («Le vent, le cri» из к/ф «Профессионал»)
  • Скотт Джоплин — Артист эстрады («The Entertainer»)
  • Джо Дассен — Елисейские поля («Le sChamps Elysees»)
  • Джером Керн — Дым застилает твои глаза («Smoke gets in Your Eyes» из мюзикла «Роберта»)
  • Джон Леннон — Пол Маккартни — И я люблю её («And I Love Her» из репертуара ансамбля «Beatles»)
  • Френк Черчилль — Однажды принц придет ко мне («Someday My Prince Will Come» из м/ф «Белоснежка и семь гномов»)
  • Бертольд Кэмпферт — Ночные странники («Strangers in the Night»)

Выпуск III

# От автора

Третий выпуск фортепианных нот продолжает серию сборников для учащихся музыкальных школ и пианистов-любителей под общей рубрикой «Любительское музицирование».

Как и в предыдущих выпусках, здесь представлены оригинальные фортепианные обработки популярных мелодий зарубежной эстрады, а также известные джазовые стандарты — «Голубая луна» и «Мой забавный Валентин». Следует сказать, что в аранжировках последних автор не стремился к точному отражению джазовой стилистики, а напротив, придерживался достаточной доли академизма.

Пьесы традиционно расположены в порядке возрастания исполнительской сложности и снабжены буквенными обозначениями аккордов.

Автор будет рад любому отклику любителей музыки на этот и ранее опубликованные сборники и постарается использовать их критические пожелания в последующих выпусках серии.

  • Ариэль Рамирес-Поль Мориа — Жаворонок («Alouette» из телепередачи «В мире животных»)
  • Эндрю Уэббер — Память («Memory»)
  • Ричард Роджерс — Голубая луна («Blue Moon»)
  • Висенте Гомес — Романс
  • Джон Леннон — Пол Маккартни — Мишель («Michelle» из репертуара ансамбля «Beatles»)
  • Ричард Роджерс — Мой забавный Валентин («My Funny Valentine»)
  • Гленн Миллер – Серенада лунного света («Moonlight Serenade»)

Выпуск IV

# От автора

Перед вами четвертый выпуск фортепианных нот из серии сборников под общей рубрикой «Любительское музицирование», предназначенный для учащихся музыкальных школ и пианистов-любителей.

В отличие от предыдущих выпусков, где были представлены аранжировки популярных мелодий зарубежной эстрады, этот сборник посвящен исключительно творчеству отечественных композиторов. Здесь есть переложения эстрадных песен, мелодий из кино и мультфильмов, а также оригинальные композиции, одна из которых («Парафраз») традиционно для всей серии посвящена творчеству Beatles.

Пьесы, как обычно, расположены в порядке возрастания исполнительской сложности и снабжены буквенными обозначениями аккордов.

Автор будет рад любому отклику любителей музыки на этот и ранее опубликованные сборники и постарается использовать критические пожелания в последующих выпусках серии.

  • Микаэл Таривердиев — Маленький принц (из к/ф «Пассажир с «Экватора»»)
  • Евгений Крылатов — Колыбельная медведицы (из м/ф «Умка»)
  • Александр Шевченко — Зимний сон (из репертуара Алсу)
  • Владимир Сайко — Песня восточного ветра (из k/ф «Слушая тишину»)
  • Игорь Корнелюк — Город, которого нет (из к/ф «Бандитский Петербург»)
  • Исаак Шварц — Прогулка по ночному городу (из к/ф «Мелодии белой ночи»)
  • Андрей Шувалов — Парафраз на «пару фраз» (из альбома группы Beatles «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера»)

Выпуск V

# От автора

Перед вами пятый выпуск серии фортепианных сборников под общей рубрикой «Любительское музицирование», предназначенный, как и предыдущие, прежде всего, широкому кругу пианистов-любителей для домашнего музицирования. В тоже время, судя по отзывам, пьесы первых четырех выпусков с удовольствием используют в своей работе и преподаватели музыкальных школ, дополняя ими репертуар академических концертов своих учеников.

В настоящий сборник, традиционно составленный из пьес в порядке возрастания их исполнительской сложности, включены популярные мелодии зарубежных композиторов, звучащие на эстраде, в мюзиклах и кинофильмах.

Открывает сборник старинный классический французский романс «Радость любви», написанный Жаном-Полем Мартини еще в 1784 году, но не потерявший популярности у многих исполнителей XX века (в частности — у Элвиса Пресли). По фактуре романс изложен в виде двухголосия (мелодическая и развитая басовая линии) – основы для знакомства с полифонией.

Аранжировка второй пьесы («Слёзы» корейского композитора под псевдонимом The Daydream) сделана автором сборника со значительными отступлениями от оригинала с одной целью — максимально его упростить для любительского исполнения. При этом аранжировщик старался не потерять основную композиторскую идею.

Музыка третьей пьесы, надеюсь, порадует тех, кто в недавнем прошлом смотрел мультфильм «Инспектор Гаджет».

«Лунная река» (№4) и «Колыбельная страны птиц» (№5) уже многие десятилетия звучат в разных исполнительских интерпретациях, в том числе и в репертуаре джазовых музыкантов.

Одной из своих аранжировок (№6) автор сборника традиционно отдает дань творчеству Beatles — «When I’m sixty four» («Когда мне будет 64»).

Наконец, венчает выпуск популярная среди меломанов разного поколения «Вечная любовь» (№7), известная нам в первом исполнении от Шарля Азнавура.

  • Жан-Поль Мартини — Радость любви («Plaisir D’Amour»)
  • The Daydream — Слёзы («Tears»)
  • Джон Дебни — Инспектор Гаджет («Inspector Gadget» из одноименного мультфильма)
  • Энрико Манчини — Лунная река («Moon River» из к/ф «Завтрак у Тиффани»)
  • Джорж Ширинг — Колыбельная страны птиц («Lullaby Of Birdland» из мюзикла «Страна птиц»)
  • Дж. Леннон и П. Маккартни — Когда мне будет 64 («When I’m sixty four» из репертуара ансамбля «Beatles»)
  • Жорж Гарваренц — Вечная любовь («Une vie d’amour» из к/ф «Тегеран — 43»)

Выпуск VI

# От автора

Перед вами шестой выпуск серии фортепианных сборников под общей рубрикой «Любительское музицирование». Он предназначен, как и предыдущие, широкому кругу пианистов-любителей как для домашнего музицирования, так и в качестве дополнения к академическому репертуару тем, кто учится в музыкальной школе.

В настоящий сборник, традиционно составленный из пьес в порядке возрастания их исполнительской сложности, включены популярные мелодии зарубежных композиторов, звучащие на эстраде, в мюзиклах и кинофильмах.

Открывает сборник музыка Чарли Чаплина из кинофильма «Огни рампы», в котором великий комик выступил в трех качествах: актера, режиссера, композитора.

Вторая и третья пьесы – фортепианные переложения популярных мелодий известных американских композиторов Джона Мендела («Тень твоей улыбки») и Джерома Керна («Ты для меня — все»), написанными авторами более полувека назад, но не потерявшими своей популярности и по сей день.

4-й пьесой в сборнике традиционно представлено творчество ансамбля Beatles. Автор повторил «Yesterday» из первого выпуска, при этом по просьбе коллег-учителей музыки он значительно упростил фортепианную фактуру. Теперь эта пьеса стала доступной к исполнению ученикам средних классов ДМШ.

№ 5 — «Зелёные рукава» (англ. Greensleeves) — старинная английская фольклорная песня, известная нам по комедиям Шекспира еще с XVI века, до сих пор на слуху у любителей музыки.

Нет меломанов, которым не была бы известна музыка Нино Роты к кинофильму «Ромео и Джульетта». Фортепианное переложение на её основе представлено пьесой № 6.

Завершает сборник музыка из популярной компьютерной игры «Растения против Зомби» (англ. Plants vs Zombies) композитора Лоры Шигихара.

  • Чарли Чаплин — Вечность («Eternally» из к/ф «Огни рампы»)
  • Джон Мендел — Тень твоей улыбки («TheShadow of Your Smile»)
  • Джером Керн — Ты для меня — все («You’re My Everything»)
  • Джон Леннон — Пол Маккартни — Вчера («Yesterday» из репертуара ансамбля «Beatles»)
  • Английская народная песня — Зеленые рукава («Greensleeves»)
  • Нино Рота — Ромео и Джульетта («Romeo and Juliet» из одноименного кинофильма)
  • Лора Шигихара — Растения против Зомби («Plants vs Zombies» из одноименной компьютерной игры)

Выпуск VII

# От автора

Этот сборник завершает серию из семи выпусков «Популярные мелодии в переложении для фортепиано» под общей рубрикой «Любительское музицирование». В нем, как и в предыдущих, содержится семь фортепианных пьес, расположенных в порядке возрастания исполнительской сложности.

Открывает сборник «Канцона для лютни» Владимира Вавилова (1925-1973), в начальном мотиве которой композитор использовал цитату одной из Фантазий Франческо да Милано, жившим еще в 16 веке. Интересен тот факт, что позднее (в 1972 году) Андреем Волохонским на мелодию Канцоны были сочинены стихи, также основанные на цитатах, взятых из библейских глав Иоанна Богослова. Наконец, точку в этой «музыкально-литературной истории» поставил музыкант и певец Борис Гребенщиков, «озвучив» мелодию Вавилова со словами Волохонского в песне «Город золотой», сделав её на долгие годы своей визитной карточкой.

Песня «Манчестер — Ливерпуль» (№ 2), написанная французским композитором Андре Поппом (род. в 1924 году), была известна в советские годы как музыкальная заставка прогноза погоды в информационной программе «Время». Музыка третьей пьесы («Прощальный вальс») принадлежит перу английского композитора Лесли Рида (род. в 1935 году) и вот уже многие десятилетия входит в золотой фонд зарубежной музыкальной эстрады.

В каждом выпуске серии «Любительское музицирование» обязательно есть переложение какой-либо песни знаменитой Ливерпульской четверки – ансамбля «Beatles». Не стал исключением и этот сборник. Под № 4 их творчество представлено фортепианной пьесой «Девушка» («Girl»).

№ 5 – «Парафраз» Андрея Шувалова. В этой пьесе автор сборника по своему «прочел» музыкальные темы Микаэла Таривердиева из телефильма «Ирония судьбы или с легким паром».

В 1966 на мировые киноэкраны вышел фильм «Мужчина и женщина», музыка из которого (французский композитор Френсис Лей – род.в 1932 году) не потеряла популярности и по сей день. Под № 6 любители игры на фортепиано найдут её в этом сборнике.

Завершает сборник, а с ним и всю серию, переложение знаменитой песни Клода Франсуа и Жака Рево «Мой путь» («My Way»), известной нам в исполнении великого Френка Синатры.

Источник

Оцените статью