Лучшие пианино советских времен

Содержание
  1. Лучшие пианино советских времен
  2. Легенды и мифы фортепианостроения
  3. Мой «предыдущий» настройщик фортепиано был лучше.
  4. Пианино надо только настроить
  5. «Красный Октябрь» — хорошее пианино
  6. У меня отличный инструмент, его надо только покрасить!
  7. Если уж покупать подержанный инструмент, то только «Петрофф»!
  8. Если постараться, то можно найти старинный инструмент в хорошем состоянии
  9. Я не хочу покупать инструмент, которому делали ремонт!
  10. Ремонтировать советское черное пианино 60-х годов не имеет смысла.
  11. Я хочу купить пианино на всю жизнь, чтобы и внукам было на чём поиграть
  12. Какой ужас. Трещина в чугунной (бронзовой) деке 🙁
  13. Инструмент не держит строй
  14. Я хорошая хозяйка! Натру пианино полиролью!
  15. Мне надо купить инструмент (для ребёнка), а я в этом ничего не понимаю!
  16. Если на инструменте не играть, то он только быстрее портится!
  17. Чтобы пианино не «рассохлось», в инструмент надо ставить банку с водой (немного о микроклимате и «евроремонте»)
  18. У пианино надо настроить всего несколько нот!
  19. Мастер обязан настроить фортепиано идеально!

Лучшие пианино советских времен

«…надо сказать, был у них в комнате инструмент — рояль. Ну, обыкновенное пианино. Они его брали напрокат от Музпреда.

Брали они напрокат этот рояль для цели обучения своего оболтуса, который действительно бил по роялю со всей своей детской изворотливостью».

Михаил Зощенко

Вот, жили же как-то без буржуазных роялей первые пять революционных лет, и ничего. А в 1923 вдруг спохватились, заботясь о культурном уровне народа. Бросились на фабрики, которые когда-то гремели по всей России своими музыкальными достижениями, а вместо фабрик – руины. Стали искать специалистов – а господа все в Париже. Да и фамилии у господ были не по нынешнему времени: Оффенбахер, Беккер, Дидерихс, Шредер. Правительство фамилии эти постарались быстро забыть, а производство велело поднять.

Первое время обходились собранными по крохам остатками деталей, полуфабрикатов и заготовок, сохранившихся с «раньшего времени» на фабрике Шредера, стремительно переименованной в фабрику имени Луначарского.

Отвечал за выпуск пианино и роялей в молодой советской республике трест «Музпред». Он сосредоточил основные силы по производству советских фортепиано на бывшей фабрике Беккера получившей громкое имя, которое впоследствии ненавидело не одно поколение малолетних мучеников – «Красный Октябрь». Из-под руин других фабрик было извлечено все, что еще не истлело, и было свезено сюда. И тут выяснилось, что найти оборудование и чертежи, которые к тому времени начали слегка устаревать, — это меньше, чем полдела. Оказывается, рабочий, делающий рояль – это не рабочий, выпиливающий болванку. Кроме рук у него должен быть, как минимум, слух. Да и специфику дела, которая раньше десятилетиями постигалась специалистами, за один день не освоишь.

Но и при таком положении дел «Музпред» смог постепенно поднять производство. В 1933 году он выпустил уже около 4 тысяч пианино под маркой «Красный Октябрь». Качество пианино советского производства было ниже всякой критики. Во-первых, оно устарело, так как использовало еще дореволюционные технологии. Во-вторых, для увеличения масштабов производства в нем использовалось наспех высушенное дерево, вместо дерева многолетней выдержки. В результате инструменты быстро ломались, в дождь переставали звучать совсем, играть на них було трудно, а звук отличался глухостью и неровностью. Только к середине 30-х руководство фабрики, наконец, догадалось пригласить для контроля над производством профессиональных музыкантов – раньше это звено почему-то не учитывалось совсем. Но постепенно на «Красном Октябре» стали выпускать вполне сносные кабинетные и концертные рояли и пианино.

В первые 10 лет после войны производство клавишных значительно расширилось. Потребности населения в домашней музыке удовлетворяли десятки фабрик с самой разной географией. Концертного производства фактически не было, пока в Таллине, по заказу Радиокомитета Эстонской ССР, не был построен первоклассный концертный рояль, способный конкурировать с заграничными «Стенвеями» и «Блютнерами». Его автором стал Эрнст Хийз. Интересно, что до революции в Петербурге с успехом работала небольшая фортепианная фабрика Эрнста Изе (Хийза). Но это было давно, и ничто не помешало отправить концертный рояль марки «Эстония» на Всемирную Брюссельскую выставку 1958 г., где ему была присуждена золотая медаль.

Источник

Легенды и мифы фортепианостроения

Представления клиентов о фортепиано и работе настройщика нередко далеки от реальности. Хочу прокомментировать некоторые распространённые заблуждения на этот счёт, связанные с фортепиано и работой настройщиков. Я намеренно не сопровождаю иллюстрации подробными объяснениями. Мне хочется, чтобы Вы попытались самостоятельно разобраться в том, о чём я пишу.
  • Мой «предыдущий» настройщик фортепиано был лучше.
  • Пианино надо только настроить
  • «Красный Октябрь» — хорошее пианино
  • У меня отличный инструмент, его надо только покрасить!
  • Если уж покупать подержанный инструмент, то только «Петрофф»!
  • Если постараться, то можно найти старинный инструмент в хорошем состоянии
  • Я не хочу покупать инструмент, которому делали ремонт!
  • Ремонтировать советское черное пианино 60-х годов не имеет смысла.
  • Я хочу купить пианино на всю жизнь, чтобы и внукам было на чём поиграть
  • Какой ужас. Трещина в чугунной деке 🙁
  • Инструмент не держит строй
  • Я хорошая хозяйка! Натру пианино полиролью!
  • Мне надо купить инструмент (для ребёнка), а я в этом ничего не понимаю!
  • Если на инструменте не играть, то он только быстрее портится!
  • Чтобы пианино не «рассохлось», в инструмент надо ставить банку с водой
    (немного о «евроремонте»)
  • У пианино надо настроить всего несколько нот!
  • Мастер обязан настроить фортепиано идеально!

Пианино не шкаф! Относитесь к его сложному устройству так же, как к устройству автомобиля и будьте готовы к РЕГУЛЯРНОМУ техобслуживанию своего инструмента. Если Вы полагаете, что Вас устроит что-то «так себе», «чтобы только ребёнок смог учиться» — Вы зря потратите время и деньги. Вам же не приходит в голову учить ребёнка вождению на автомобиле без тормозов, руля или колёс? Кроме того, чтобы ВЫБРОСИТЬ негодный инструмент, грузчики тоже берут деньги.
Старинные инструменты, можно рассматривать только как кандидатов на реставрацию или на выброс.

Если на инструменте не играть, то он только быстрее портится!

Меня искренне изумляет заблуждение, что «не играть на пианино вреднее для его сохранности, чем играть». Я уже говорил, что серьёзно занимающийся пианист приводит музыкальный инструмент в негодность за короткий срок. Однако, если фортепиано находится в помещении с подходящим и стабильным микроклиматом (40-55% влажности) и его не портит моль, то оно может простоять без ущерба для игровых качеств очень долго. Доля истины состоит в том, что постоянно играющий музыкант может и таз с водой на зиму поставить под рояль и настройщика нет-нет да и вызовет, чем поддержит «играбельное» состояние инструмента, а если фортепиано долго остаётся без присмотра, регулировка его механизма нарушается. Но вообще, если пианино бездействует, это ему не вредит. Губительны большие перерывы между настройками. Регулярное обслуживание обязательно всегда.

Чтобы пианино не «рассохлось», в инструмент надо ставить банку с водой
(немного о микроклимате и «евроремонте»)

Я к банкам отношусь с осторожностью. Дело в том, что о них забывают. Владелец поставит после визита мастера банку в пианино и успокоится, а вода через неделю высохнет! Хозяин же вспомнит о банке через пару месяцев или уже летом. А летом батареи холодные, за окном дожди, и влажность воздуха и без банок достаточно велика . Не думаю, что такие перемены микроклимата внутри корпуса полезны.
Я полагаю, что банка с водой допустима как крайнее средство, когда колки уже не держат. Это как содержащее наркотик лекарство для смертельно-больного. Представьте, что вы подсаживаете на наркотик здорового человека.
Изготовители фортепиано рекомендуют содержать инструмент при относительной влажности 42% , а если же влажность воздуха, в помещении, где находится инструмент, ПАДАЕТ ниже 31% — продавец СНИМАЕТ НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ С ГАРАНТИИ!
Неплохой способ улучшения состояния фортепиано, в случае чрезмерной сухости помещения и слабых колков — влагонепроницаемый чехол до самого пола. ЗАБЫВАТЬ О ВОДЕ НЕЛЬЗЯ! Если это рояль, то под него ставят таз с водой, если пианино — внутрь «ненавистную» банку и всегда добавлять в неё воду во время отопительного сезона. Кстати, под влагонепроницаемым чехлом вода высыхает гораздо медленнее и кроме того, чехол сильно замедляет перемену влажности внутри фортепиано. Этот способ помогает сохранить игровые качества инструмента зимой. Для изготовления чехла рекомендую обратиться в компанию MIXAM, к которой я обращался неоднократно.
В последние годы «пересушенные» квартиры стали встречаться чаще, чем раньше. Причины этого — свежий бетон, из которого изготовлен новый дом, + новомодные интерьеры («евроремонт»), требующие сотен килограммов гипса, гипсокартона, цементныых смесей и штукатурки. Все эти материалы очень гигроскопичны. Они годами вытягивают влагу из воздуха, высушивая всё вокруг.
Ещё один кошмар настройщика — «тёплый пол». Пол с подогревом — заведомо 100% смерть инструмента.
Заблаговременно подготовленное место для установки фортепиано — залог поддержания его сохранности. К сожалению, место для установки пианино сплошь и рядом выбирается по «остаточному принципу». Сначала в квартире производится «евроремонт» с учётом организации интерьера, потом приобретается желаемая мебель. Когда проходит несколько лет и дети подрастают — обнаруживается, что пианино для их обучения ставить некуда! Я часто вижу как инструмент стоит в прихожей, или у окна и радиатора отопления. Я вижу как при помощи фортепиано перекрывают межкомнатные двери и даже распологают пианино на кухне! Стоит ли говорить, что эти места абсолютно недопустимы?
Только после того, как при помощи продуманной установки сведены к минимуму влияния сквозняков, повышенной влажности и чрезмерной сухости, можно подумать о том, как улучшить и выровнять микроклимат в помещении.
Растения и аквариум — хорошие помощники для выравнивания показаний влажности воздуха. Они усиливают естественное испарение влаги, когда в комнате излишне сухо. Кроме того, Вы можете расставить в укромных углах (под шкафами, под диваном, под батареей, на подоконнике — где угодно) 20-30 банок с водой, но не забывайте их наполнять. Батареи полезно закрыть фанерным кожухом. Зимой желательно использовать увлажнитель. Мне больше нравятся варианты «мойка воздуха», нежели ультразвуковые или горячие парогенераторы. (Ультразвуковые могут рассеивать солевую пыль, а горячие — небезопасны для детей.) Есть дорогое и профессиональное решение — система Dampp-Chaser, но она не заменяет полностью остальных мер.
Во время сильных морозов, когда радиаторы отопления сильно нагреваются, люди совершают ещё одну скверную ошибку: открывают форточку! Дело в том, что морозный воздух гораздо суше комнатного. Вы ещё сильнее уменьшаете влажность в помещении!

У пианино надо настроить всего несколько нот!

Расстройка всего нескольких нот вызывает ложное представление, что проблема легко исправима: всего-то надо вызвать настройщика! Однако, если у пианино двоят-троят отдельные ноты — это означает, что отдельные колки у фортепиано ослабли и не могут нормально держать строй. Поменять несколько колков во время обслуживания инструмента — не проблема, но редко дело ограничивается несколькими колками, где расстройка очевида. У фортепиано, скорее всего, начинается недержание строя и частым вызовом настройщика такая беда не лечится. Это уже ремонт.
Я не люблю такие вызовы. Результат настройки нестабилен и есть опасность обрыва струн. Струны, особенно басовые, плохо переносят частые и резкие изменения силы натяжения. Ну подумайте сами, многократный подъём на полтона-терцию вверх и следующий за ним спуск обратно приводит к «усталости» металла и обрыву струны.
Если колки удерживаются крепко в вирбельбанке, то даже через 20-50 лет пианино или рояль не расстроится так, что его ноты будут звучать как два или три разных звука! Скорее всего крайние октавы будут похожи на септимы и у инструмента появится сильный, вызывающий дискомфорт для музыкальных ушей т.н. «французский розлив».

Мастер обязан настроить фортепиано идеально!

Человек, не имеющий практики в какой либо незнакомой области, зачастую и небезосновательно с подозрением относится к качеству работы специалиста, т.к. не имеет опыта и критериев для оценки его услуги. Как бы это не показалось странным, но даже лица обладающие абсолютным слухом способны вынести мозг настройщику.
Переодически я сталкиваюсь с ситуацией, когда клиент тыкает пальцем в клавишу и заявляет, что «она не строит». И если реальный абсолютник авторитетно утверждает, что нота «высит» или «низит», то не абсолютник говорит — «не строит» или ссылается на показания тюнера.
Ситуации различаются и поэтому прокомментирую их по очереди.
У абсолютника «в голове» сформировался свой строй. И поэтому правильным он естественно слышит именно его, а когда я объясняю, что октавные интервалы, а значит и точная высота звуков обусловленная интервальным соотношением зависят от конкретных и уникальных негармоничностей обертонов, присущих именно этому инструменту (а => и высота каких-то нот будет отличаться от стандартов проверяемых тюнером), неискушённый в нюансах работы настройщика абсолютник испытывает когнетивный диссонанс и в праведном раже нападает на мой профессионализм.
Оправдываться бесполезно! Чем больше пытаешься объясниться — тем сильнее клиент уверен — что дело тут в рукожопстве самозванца посмевшего назваться настройщиком.
Справедливости ради замечу, что с возрастом лица обладающие абсолютным слухом смиряются с несовершенством этого мира и становятся терпимее.
С не абсолютником общаться в какой-то мере проще, хотя лекарство такое-же. Я прошу указать что мне конкретно делать с «неправильной» нотой. Повышать или понижать звук? И если абсолютник точно уверен ЧТО делать, то не абсолютник начинает практиковать «метод тыка». В финале этих «корректировок» интервалы связанные с «подправляемой нотой» становятся совершенно неудобоваримыми.
Знали бы эти поучатели, что мне самому очень редко нравится моя работа, но вовсе не потому, что я плохой специалист. В отличие от профессионального настройщика они полагают, что мастер имеет волшебную возможность сделать звучание любого фортепиано идеальным. Но на самом деле я всё время ищу компромисс между несовершенством интонирования реальных инструментов и стремлением к желаемой чистоте музыкальных интервалов.
Человек не имеющий опыта практической настройки воображает, что есть некая идеальная точка, которую надо услышать и в ней остановиться. Но в реальности существует комфортная для слуха звуковысотная «зона» и настройщик должен принять решение ГДЕ в данной ситуации разумно остановить движение настроечного ключа, т.е. выбирать «точку» надо ОСОЗНАННО внутри зоны.
С практикой такие решения принимаются быстро и кроме того у меня нет опасения исправить возникшую ошибку, если в дальнейшем она станет очевидной.
Когда клиент после работы настройщика начинает въедливо и скрупулёзно оценивать звучание отдельных нот, то я уже знаю — будут претензии. Истинные музыканты такой ерундой не занимаются. Они просто начинают играть, интуитивно оценивая качество гармоний.

P.S.
В завершении этой темы расскажу про одного моего ученика — прирождённого настройщика. Такого «ушастого» в моей жизни я встретил только один раз. Парень обладал немыслимо тонким слухом. Он воспринимал обертоновый звукоряд басового регистра словно аккорд, различал в нём отдельные тоны и оценивал их качество. Думаю его природные способности приближались к невероятному слуху Константина Сараджева.
Настраивать ученик стал мгновенно. Т.е. взял ключ в руки и СРАЗУ уверенно останавливался там — где оптимально. Обычно обучающиеся ёрзают туда-сюда и много раз проезжают правильную точку — не могут остановиться потому, что НЕ ЗНАЮТ ГДЕ. Просто когда он попадал СЛУЧАЙНО в эту точку он сразу останавливался. Отмечу что попадал он случайно, т.к. для осознанного управления настроечным ключом требуется физиологический навык сравнимый с навыком езды на велосипеде или катания на коньках и приобретаемый тренировкой.
Так вот на ВТОРОЙ ДЕНЬ обучения настройке «ученик» мне заявил: «Костя, зачем ты ЭТИМ занимаешься? Тут-же ВСЁ КРИВОЕ и его В ПРИНЦИПЕ НЕВОЗМОЖНО настроить!

О негармоничности обертонов можно прочитать в книге:
Л. А. Кузнецов «Акустика музыкальных инструментов».
Книга легко ищется в сети.

Также рекомендую статью В.А. Клопова Негармоничность фортепианных струн — что это такое? Чтение сложное, но подтверждающие мои слова основанные на личном опыте.

Источник

Читайте также:  Земфира мачо ноты для фортепиано
Оцените статью

Мой «предыдущий» настройщик фортепиано был лучше.

Как это не парадоксально, но «хорошесть» настройщика зависит не столько от его профессиональных умений, сколько от того, какое впечатление на клиента он произведёт. Это знают все работники сферы услуг. Причем СУБЪЕКТИВНОЕ впечатление клиента, основанное на его жизненном опыте, важнее желания мастера понравиться ему. Клиенты часто не знают

-что с течением времени инструменты начинают хуже звучать (возникают претензии, мол мой предыдущий настройщик. и т.д.);

-что в разное время года разные инструменты звучат по-разному, что обусловлено состоянием деки (некоторые инструменты лучше настраиваются летом, а некоторые -зимой.);

-что такое темперированный строй (вот уж в самом деле кошмар! Объясняешь, что большие терции расширяются, а малые суживаются, а на тебя смотрят, как на жулика. );

— что существуют ситуации, когда инструмент в принципе невозможно точно настроить (фальшиво звучащие струны, искорёженные и потрескавшиеся штеги. );

-что каждый инструмент имеет свой предел точности настройки (у меня была клиентка, которая осталась очень недовольна тем, что её малогабаритное пианино «Рёниш» не зазвучало, как концертный рояль «Эстония» в музыкальной школе);

-что чистота строя инструмента и комфортность его звучания — не одно и то же;

О последнем добавлю особо. Фортепиано фирмы «Блютнер», например, хороши тем, что если даже строй «поплыл», то инструмент всё равно звучит приятно. А современный рояль или пианино «Красный Октябрь» хорошо звучит только в первый момент после настройки. Стоит струне в хоре чуть-чуть «уйти» — создаётся впечатление диссонанса. Когда у инструмента много «фальшивых струн» и его невозможно довести до состояния, устраивающего клиента, я невольно уподобляюсь герою байки Башмета , расказанной им на мастер классе. Был такой телефильм. Однажды, молодому Башмету, пришлось встать за дирижёрский пульт. Он долго и витиевато «объяснял» музыкантам свою творческую концепцию, пока один из лабухов (представьте, какие музыканты были в оркестре, приглашённым для обучения студентов) не буркнул угрюмо: «Слушай, ты это. Скажи лучше, играть громче или тише, быстрее или медленнее?» Так и я с клиентами: они мне говорят, что не нравится какая-то нота, а я им: «Выше или ниже?».

Пианино надо только настроить

Даже если в течение года на инструменте никто не играл (а все знают, что — к услугам настройщика обращаются ГОРАЗДО реже) колебания влажности и температуры приводят к разрегулировке механизма. Вас же не удивляет, что летом разбухают дверные коробки, а зимой рассыхается мебель? Кстати, настройка, почти всегда ИСКЛЮЧЕНА из гарантийных обязательств на НОВОЕ фортепиано (пианино), а на регулировку продавец обычно даёт гарантию не более, чем на год. Перед настройкой практически ВСЕГДА необходимо привести в порядок и отрегулировать механику: поставить молотки точно напротив струнных хоров и закрепить шурупы, ликвидировать нежелательные люфты , подклеить расклееные капсюли и проч. Если же на инструменте играют, то появляются поломанные детали, вылезающая из капсюлей штифтовка и мусор, часто являющийся причиной западаний. Профессиональный пианист чувствует потребность в регулировке дважды в год. Это следствие изменения влажности воздуха, вызываемой наступлением или окончанием отопительного сезона. Если инструмент не обслуживался несколько лет, то настройка в камертон за один раз невозможна. Это уже не ОДНА настройка, а минимум три. Возможно, Вам известно, что даже гитару нельзя перестроить на полтона за один раз. Строй «ползёт» до тех пор, пока гриф не «привыкнет» к новой нагрузке. Пианино удерживает гораздо большую нагрузку от натяжения струн, чем гитара, примерно 20 тонн. Кроме того, в последнее время всё чаще встречаются инструменты, требующие обязательного укрепления опорных конструкций и корпуса, перед настройкой.

«Красный Октябрь» — хорошее пианино

«Красный Октябрь» — это название бывшей фабрики «Беккер» («Becker»), экспроприированной большевиками после революции. Даже, если в наше время удасться найти инструмент, собранный из беккеровских деталей, он уже слишком стар, и не может быть так же хорош, как некогда. Что же касается послевоенных «Октябрей», то покупателю нового пианино в 50-е годы и сравнивать-то его было особенно не с чем: радовались тому, что есть. После войны прошло более 50 лет, и время сделало своё разрушающее дело. Поэтому, попытка отыскать работоспособный инструмент, ориентируясь на название «Красный Октябрь» и соблазнительное предложение: «отдам бесплатно, самовывоз» — ПОЧТИ обречена на провал.

У меня отличный инструмент, его надо только покрасить!

Весьма распространено заблуждение, что покраска не требует особых усилий. На самом деле восстановление внешнего вида — один из самых дорогих видов работ сравнимый по трудозатратам, может быть, только с заменой вирбельбанка. Эта работа может занимать до 90% времени всего ремонта и вложенных в реставрацию средств. Потенцильные заказчики часто пеняют на то, что автомобиль покрасить дешевле! Тут несколько моментов. Рынок сервиса автомобилей очень широко развит и поэтому технически хорошо оснащён, а покраска и тем более полировка музыкального инструмента — кустарный процесс, почти не поддающийся технической автоматизации. Дерево — это не металл который красят из аэрографа. Для достижения хорошего результата требуется огромное количество тонких слоёв лака и каждый слой требует высыхания перед продолжением работы. Слои наносятся вручную и должны быть прозрачны, а следовательно поверхность под лаком должна быть подготовлена, что тоже непросто. Например шпон может неожиданно отреагировать на лак и начнёт отслаиваться. А это ведёт к переделыванию работы.

Если уж покупать подержанный инструмент, то только «Петрофф»!

Чешская фирма имеет название не «Petroff», а «Petrof» («Петроф»). Качество этой марки несколько преувеличено. Устройство опорных конструкций этой фирмы принципиально отличается от остальных. Обычно, у всех фортепиано чугунная рама и футор равны по важности, однако у «Петрофа», футор почти всегда отсутствует , поэтому все детали крепятся к чугунной раме; такая компоновка даёт преимущество стабильности строя (меньше деревянных деталей, подверженных колебаниям влажности и температуры), но может явится причиной осложнений при ремонте. При этом, практически все современные «Петрофы» изготовлены НЕРАЗБОРНО. Это значит, что снять, допустим, штульраму , чтобы добраться до деки с внутренней стороны инструмента — уже проблема. Я бы не советовал ориентироваться исключительно на название. Все инструменты разные. Среди «Петрофов» тоже встречаются экземпляры с дурным звуком и неприятной для игры механикой. Кроме того, у «Петрофа» есть менее известные братья: «Scholze» («Шольц»), «Weinbach»(«Вайнбах») и «Rosler» («Рёслер») . На мой взгляд, эти фирмы куда более стабильны по качеству изготовления и, кроме того, опорные конструкции их инструментов, в основном, — классические, с футором .

Если постараться, то можно найти старинный инструмент в хорошем состоянии

Все антикварные инструменты нуждаются в серьёзном ремонте. Поэтому мнение, что можно отыскать у «бабули» старинный «Блютнер» («Bluthner») или «Бехштейн» («Bechstein») «в хорошем состоянии» справедливо только в том случае, если в 60-х годах или позже, инструмент был качественно отремонтирован. Время от времени мне попадается на глаза работа настройщиков времён Советского Союза. С радостью признаю, что тогда встречались очень ответственные за свой труд мастера. Хорошую работу видно и через много лет. А когда инструмент ни разу серьёзно не ремонтировали, без проблем не обойтись. Сто процентов!

Я не хочу покупать инструмент, которому делали ремонт!

Главная причина подобного рассуждения — это страх, что из-за Вашей неподготовленности Вам втюхают плохое пианино, основной целью ремонта которого было скрыть его недостатки. Работает современный стереотип: автомобиль после ремонта — не автомобиль. К сожалению, этого действительно следует опасаться. При этом из внимания упускается то, что абсолютной аналогии между музыкальным инструментом и автомобилем нет! Как Вы думаете, почему музыкант, владеющий скрипкой Страдивари, старается восстановить её и прибегает к помощи реставраторов, но не выбрасывает и не покупает новодел? Качество старых инструментов было изначально более высоким. Более того, они были сконструированы РЕМОНТОПРИГОДНО, в отличие от современных. Например, настраивая пианино выпуска 2004 года, я столкнулся с механикой, где детали крепились к дюроалюминиевому гаммербанку вот такими чудовищными винтами. Это общая тенденция современного производства, ориентированного на удешевление сборки — налицо сходство с конвейером автозавода. Поэтому, если Вы действительно хотите фортепиано с ХОРОШИМ звуком и механизмом, дорога одна — общаться с мастерами-реставраторами. Постарайтесь подробно ознакомиться с рынком и не решайтесь на покупку, не войдя в курс дела. Я всегда приветствую желания тех, кто хочет увидеть нашу работу изнутри, в мастерской.

Ремонтировать советское черное пианино 60-х годов не имеет смысла.

На самом деле смысл в таком ремонте есть, вот только несведующему человеку он кажется чем-то невероятным: просто не укладывается в голове, что разумно совершать довольно серьёзные траты, тогда как интернет изобилует предложениями бесплатных пианино и роялей! Старые советские инструменты 60-х годов выпуска нередко обладают великолепным звучанием. Как правило, у них неигранный и крепкий механизм. Основная беда — недержание строя. 20-30 лет назад эта проблема решалось заменой колков на больший диаметр. К сожалению, по прошествии времени вирбельбанки старых инструментов тоже стали требовать замены. Узнайте цену на колки, на новый вирбельбанк , добавьте стоимость ремонта и полировки.

Я хочу купить пианино на всю жизнь, чтобы и внукам было на чём поиграть

При условиях изначально качественной заводской сборки, благоприятного микроклимата в помещении, регулярного обслуживания мастером-настройщиком и умеренной эксплуатации, инструмент служит без серьёзных проблем около 50 лет. На этот же срок Вы можете рассчитывать и после реставрации, однако студент-пианист способен полностью разбить механизм за 4 года обучения в музыкальном училище. Если инструмент требуется музыканту как силовой тренажёр, то следует подумать о приобретении сразу двух фортепиано. У многих музыкантов этот вопрос так и решён: один рояль для тренировки а другой — для музыки.

Какой ужас. Трещина в чугунной (бронзовой) деке 🙁

Убедитесь, что Вы правильно понимаете значение слов дека и рама. Это две разные детали. Трещина в чугунной раме — это на 99.9% неполноценный инструмент, который невозможно настроить. Трещина же в деке, как правило, влияет на звук не столь существенно. Более того, дека рано или поздно ОБЯЗАТЕЛЬНО треснет! Вечной фортепианной деки не существует, так как она подвержена изменению влажности воздуха и испытывает постоянное статическое напряжение от струн.
Любой опытный настройщик подтвердит тот факт, что сплошь и радом фортепиано без трещин может звучать хуже, чем инструмент с треснутой декой. Это особенно показательно когда сравниваешь китайский новодел и старых немцев. Причина плохого звука — не столько трещины в деке, сколько отклеенные рипки, развалившийся мостик под штегом и разорванные на штифтах штеги.

Инструмент не держит строй

Расстройку фортепиано вызывают два различных процесса:

Первый — ослабление колков в вирбельбанке . Если колки не в состоянии держать струны в натяжении — настройка в ПРИНЦИПЕ невозможна.
Второй процесс — изменение напряжения между деталями фортепиано, ответственными за чистоту строя:
На изгибах струны, обусловленных конструкцией фортепиано, возникает трение, мешающее её скольжению при настройке, особенно если струны начали ржаветь. (Некоторые модели грешат чрезмерно острыми углами излома.) В процессе настройки, это трение не позволяет сразу выровнять натяжение разных участков струны. Подобно пружине, струна стремится сбалансировать эту разницу вдоль всей своей длины. Поэтому вскоре может произойти расстройка. «Выколачивание» звука — единственный способ настройки таких «неудобных» инструментов.
Кроме того, при наступлении и завершении отопительного сезона детали фортепиано испытывают регулярную деформацию, влияющую на чистоту строя. Летом дека напитывается влагой и разбухает — зимой, наоборот — «усыхает». Редко, но встречаются инструменты, которые несколько лет подряд могут расстраиваться в летний сезон и «самонастраиваться» в зимний или наоборот, в зависимости от того, в какое время года была выполнена последняя настройка.

Я хорошая хозяйка! Натру пианино полиролью!

Мне постоянно приходится очищать лак для придания инструментам привлекательного внешнего вида.
Домохозяйки радуются эффекту, производимому жирными лужами мебельной косметики. Её блеск маскирует грязные пятна, царапины и потёртости, однако, к влажным разводам, как к клею, липнут всё новые и новые слои пыли. Кроме того, не все лаковые покрытия и полироли сочетаются химически.
Чтобы покрытие фортепиано выглядело хорошо, используйте только сухие мягкие тряпки и пылесос. Употребление любых полиролей, растворителей и абразивов требует точного знания, какое именно покрытие использовалось при отделке инструмента и как за ним необходимо ухаживать.

Мне надо купить инструмент (для ребёнка), а я в этом ничего не понимаю!

Надо ездить и смотреть всё подряд. Название фирмы Вам мало чем поможет. Нет другого способа научиться разбираться в качестве инструментов, кроме получения личного опыта. Как только вы посмотрите несколько вариантов, понимание начнёт приходить.
Если приобретение антикварного инструмента не Ваша цель (у Вас должно сформироваться ОЧЕНЬ ЧЁТКОЕ ПОНИМАНИЕ, зачем это необходимо), то смело исключайте пианино прямострунных и обердемпферных (верхний демпфер) систем. Эти устаревшие конструкции требуют обстоятельного и очень дорогостоящего восстановления.

1) Оцените внешний вид: почерневшая и пыльная механика, следы от попавшей на поверхности и внутрь пианино воды, ржавые колки и струнная проволока, следы жизнедеятельности моли , позеленевшая навивка басов, отломанные накладки на клавишах, следы от сковородок, цветочных горшков и кастрюль — признак того, что за пианино не ухаживали.
Внимание! Привлекательный внешний вид не гарантирует качества, но является хорошей предпосылкой для него.
2) Проиграйте все клавиши подряд, включая чёрные. Осматриваемый инструмент окажется, скорее всего, расстроен, но каждый клавиш должен звучать слитным, единым тоном. Если при нажатии одного клавиша звучит одновременно 2 — 3 очень разных по высоте звука — это грозный признак, свидетельствующий о недержании строя колками . Даже если для Вас непонятно требование «звук должен звучать единым тоном», то всё равно надо ездить и смотреть. Понимание придёт с опытом.
3) Очень плохо, если «троят» звуки в начале малой октавы. Эти ноты приходятся на место, где колки расположены максимально тесно, поэтому именно здесь проявляются первые признаки ослабления вирбельбанка.
4) Басы не должны звучать неожиданно глухо или дребезжать в сравнении с остальными звуками.
5) Несколько западающих клавиш — это не повод для беспокойства! Это можно всё отрегулировать.
6) Посмотрите на состояние настроечных колков и насколько сильно сбита удрная поверхность молоточков.
7) Обратите внимание на педали инструмента. Стёртая правая педаль — показатель сильной эксплуатации и изношенности механики.
8)После первой консультации, на которой я обучаю клиента распознавать наиболее типичные дефекты, Вы сможете самостоятельно вести поиск пианино с большей эффективностью.
Потратив некоторое время, Вы сможете принять решение, какой именно инструмент следует показать настройщику для окончательной оценки целесообразности его приобретения.

А здесь видео, в котором я объясняю как правильно сделать звукозапись пианино на смартфон для отправки звукового файла в мессенджер или на почту для заочной консультации у настройщика.