Самоучители игры на баяне, аккордеоне, гармони
самоучители, книги, литература,
ноты для начинающих
пособия для ДМШ
Процесс формирования профессиональной исполнительской техники — длительный процесс, требующий ежедневной работы над развитием различных элементов ее. Поэтому каждый баянист — как профессионал, так и ученик — должен ввести для себя ежедневный «час техники», доводя свои руки до состояния «хорошей разыгранности», т.е. полной технической свободы и подвижности. Он должен включать )В себя прежде всего работу над гаммами, арпеджио и упражнениями, а также повторение этюдов и технически трудных мест из музыкальных произведений.
Ноты для начинающих
Нотные сборники для начинающих баянистов и аккордеонистов
- Этюды
- Пьесы
- Полифонические пьесы
- Сонаты
- .
- Педагогический репертуар
- Азбука мелодий для молодого аккордеониста
- Альбом для детей
- Альбом для юношества
- Аккордеон в музыкальной школе (Пьесы)
- Баян (Учебный репертуар ДМШ)
- Баян в музыкальной школе
- Баян в музыкальном училище (начинающим профессионалам)
- Готово-выборный баян в музыкальном училище (начинающим виртуозам)
- Готово-выборный баян в музыкальной школе
- Легкие пьесы для чтения с листа
- Концерты в переложении для баяна (ДМШ)
- Хрестоматия для баяна
- Хрестоматия для аккордеона
- Хрестоматия по аккомпаниаторской практике
- Радость начинающих
Самоучитель игры на баяне
В. Алехин, П. Шашкин
«Советский композитор», 1977г.
номер с2283к
Предлагаемый самоучитель является начальным пособием для желающих самостоятельно, без педагога научиться играть по нотам на баяне.
Основы обучения игре на баяне излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики. Применяется новая аппликатура, одобренная ведущими педагогами-исполнителями на методическом совещании, которое было созвано в 1968 г. по инициативе изд-ва «Советский композитор» и Московского методического кабинета.
Самоучитель состоит из двух частей. 1-я часть содержит необходимые сведения по теории музыки, методические указания и нотный материал, включающий упражнения, гаммы, арпеджио, этюды и пьесы. Особый раздел посвящен чтению нот с листа. 2-я часть представляет собой нотное приложение, соответствующее разделам 1-й части; в него входят популярные народные песни и танцы, пьесы советских композиторов и произведения русской и зарубежной классики.
Музыкальный материал пособия может быть использован в музыкальных школах и кружках художественной самодеятельности.
- I
- Устройство баяна
- Музыкальные звуки
- Правая клавиатура
- Левая клавиатура
- Посадка
- Постановка правой руки
- Постановка левой руки
- Запись звуков
- Скрипичный ключ
- Длительность музыкальных звуков
- Такт и тактовые размеры
- Знаки альтерации
- Паузы
- II
- Басовый ключ
Ряд основных басов
Ряд вспомогательных басов
Игра двумя руками
Акцент
Шестнадцатые и тридцатьвторые ноты
Штрихи и техника ведения меха
Динамические оттенки
Темп
Знаки сокращения нотного письма
Фермата
Нота с точкой
Затакт
Тактовые размеры
- Басовый ключ
- III
- Интервалы и построение трезвучий
Аккорды и арпеджио
Обращения трезвучий
Двухштильная запись нот
Синкопа
Триоль
Квннтоль и секстоль
- Интервалы и построение трезвучий
- IV
- Мелизмы
Форшлаг
Мордент
Группетто
Трель
Тремоло
Тремоло мехом
Глиссандо
Репетиция
Смешанные и переменные размеры
- Мелизмы
- V
- Гаммы и их построение
(Лад)
Мажорные гаммы
Минорные гаммы
Гаммы, арпеджио, аккорды
- Гаммы и их построение
- VI
- Чтение нот с листа
- Советы учащимся
- Нотное приложение I
- Русская частушка
- Стоит орешина кудрявая. Русская народная песня
- Летал голубь. Русская народная песня
- Ан. Александров. А кто у нас умный
- Ай Настасья, ай Настасья. Русская народная песня
- За речушкой яр хмель. Русская народная песня
- Калач. Украинская народная песня
- Ах ты, хмель мой, хмелек. Русская народная песня
- Н. Чайкин. Пьеса
- Д. Кабалевский. Песенка
- Эстонская народная мелодия
- Д. Васнльев-Буглай. Осенняя песенка
- Птичья колядка. Польская народная песня
- Соловьем залетным. Русская народная песня
- М. Красев. Елочка
- Д. Кабалевский. Колыбельная
- Ехал казак за Дунай. Русская народная песня
- Не плач, дсвчино. Украинская народная песня
- Ах ты, зимушка-зима. Русская народная песня
- Как на горе калина. Русская народная песня
- М. Магиденко. Петушок
- При долинушке калинушка стоит. Русская народная песня
- Т. Хренников. Песня девушек из оперы «В бурю»
- М. Глинка. Хор крестьянок из оперы «Иван Сусанин»
- Самара-городок. Русская народная песня
- Ф. Шуберт. Форель
- То не ветер ветку клонит. Русская народная песня
- Гопак. Украинский народный танец
- Полосынька. Русская народная песня
- Страдания. Обработка В. Алехина
- Я пойду ли, молоденько. Русская народная песня
- С. Туликов. Ленин всегда с тобой
- III
- А. Жилинский. С удочкой
Л. Моцарт. Юмореска
С. Гулак-Артемовский. Мкяцю ясный. Ария Оксаны из оперы «Запорожец за Дунаем»
Латышская народная полька
Пересохни, Волга-речка. Волжские страдания Веселый сапожник. Польская народная песня. Обработка В. Бухвостова
Л. Бекман. Елочка
М. Мусоргский. Поздно вечером сидела. Хор девушек из оперы «Хованщина»
Н. Римскнй-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
Г. Петерсбургский. Синий платочек
Во саду ли, в огороде. Русская народная плясовая песня. Обработка П. Шашкина
К. Мясков. Прелюд
Калинка. Русская народная песня. Обработка Ан. Александрова
Сиротинушка. Русский народный танец. Обработка П. Шашкина
В. Сидоров. Тайна. Танго
- А. Жилинский. С удочкой
- IV
- B. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера
Д. Шостакович. Танец-скакалка
Р. Глиэр. Монгольская песенка
C. Дешкин. Марш юных пионеров
Уж ты, поле мое. Русская народная Песня. Обработка В. Накапкина
B. Белый. Орленок
C. Гулак-Артемовский. Казачок из оперы «Запорожец за Дунаем»
М. Обычайко. Тоска. Вальс
По морям, по волнам. Обработка В. Накапкина
Цыганская венгерка. Обработка В. Алехина
С. Туликов. Любите Россию!
- B. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера
Скачать самоучитель
А.Кудрявцев и П.Полуянов
Самоучитель игры на аккордеоне
«Государственное музыкальное издательство», 1949г. 1950г.
«Советский композитор», 1963г.
номер м19979г м20988г
Из самоучителя:
§ 40. Гаммы в левой руке
Клавиши левой клавиатуры расположены так, что достаточно выучить одну мажорную, одну мелодическую и одну гармоническую — минорные гаммы, чтобы тем самым научиться играть любую гамму в любой тональности левой рукой. Надо только начинать то же доследование клавишей с соответствующей тоники.
Нет страницы 7-8.
1. Русская плясовая «Из-под дуба, из-под вяза»
2. Детская песенка «Солнышко»
3. Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла»
4. Д. Шостакович. Отрывок из танца
5. В. Неедлы. Будь со мной (чешская песня)
6. Д. Кабалевский. Маленькая полька
7. А. Гедике. Пьеса на 4-х нотах
8. А. Гедике. Пьеса на 3-х нотах
9. С. Аксюк. Этюд
10. А. Гедике. Этюд
11. А. Кудрявцев. Этюд для левой руки
12. А. Гедике. Прелюдия
13. Т. Хренников. Колыбельная
14. А. Гедике. Заинька (русская народная песня)
15. А. Гедике. Мазурка
16. П. Триодин. Степь да степь кругом (русская народная песня)
17. Б. Мокроусов. Одинокая гармонь
18. Л. Книппер. Полюшко, поле
19. Д. Кабалевский. Вроде вальса
20. Д. Кабалевский. Шуточная
21. Д. Кабалевский. Этюд (правая рука)
22. Н. Ризоль. Тропотянка (закарпатский танец)
23. Я. Медынь. Я девчонка — словно роза (латышская народная песня)
24. Народная песня «При долинушке калинушка» (из репертуара хора имени Пятницкого)
25. А. Лепин. Не грусти, дорогая
26. Б. Мокроусов. Всегда ты хороша
27. Д. Кабалевский. Токкатина
28. Н. Леонтович. Над речкой бережком (украинская народная песня)
29. Д. Шостакович. «Молодежная» из к/ф «Первый эшелон»
30. Р. Глиэр. Вальс-бостон из балета «Красный цветок»
31. Г. Тихомиров. Этюд
32. Народная песня «Полно, полно вам, ребята» (из репертуара хора им. Пятницкого)
33. В. Захаров. Зелеными просторами
34. С. Туликов. Мы за мир
35. А. Новиков. Застава Ильича
36. А. Новиков. Родина моя
37. Б. Мокроусов. Жди солдата
38. С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии
39. Ю. Милютин. Синеглазая
40. Т. Хренников. Песня о Москве
Д. Шостакович. «Песня мира» из к/ф «Встреча на Эльбе»
А. Новиков. У кого мне узнать
С. Туликов. Цвети и здравствуй, молодость!
И. Дунаевский. «Спой нам, ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта»
С. Василенко. По сеничкам Дуняшенька гуляла (вариации на русскую народную песню)
С. Прокофьев. Вальс
Д. Кабалевский. Побочная партия из первой части концерта для скрипки
С. Прокофьев. Танец антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»
А. Цфасман. Веселый вечер (фокстрот).
В. Рунов. В полночь (танго)
Приложение ко II части
Гимн Советского Союза
Песня о Сталине. Музыка М. Блантера
Гимн Международного союза студентов. Музыка В. Мурадели
Ой туманы мои. Музыка В. Захарова
Песня из оперы „Рафаэль». Музыка А. Аренского.
Вальс из оп. „Елка*. Музыка В. Ребикова
Отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем». Музыка Гулак-Артемовского
Скачать пособие
И.Иванов-Зверев
Начальный курс игры на баяне
задания четвертое, пятое, шестое
Москва, 1968г.
РЕПЕРТУАР Нотное приложение
Ах вы, сени мои, сени
Ах ты, зимушка, зима
А я сам
Бандура
Белорусская народная песня
Бульба
Виноград в саду цветет,
Вдоль по Питерской.
Волга-реченька глубока
Во поле береза стояла
Во саду ли, в огороде **
Вот мчится тройка почтовая
Выйду ль я на реченьку
Гопак.
Доброй ночи
Дощик, дощик
За окном черемуха колышется
Из-за острова на стрежень.
Как на горке калина.
Картули.
Лявониха.
Мазурка.
Меж крутых бережков
Не слышно шума городского
Ой, за гаем, гаем.
Ой, полна, полна коробушка
Плещут холодные волны
По долинам и по взгорьям.
По Дону гуляет казак молодой.
По диким степям Забайкалья
Пойду ль я, выйду ль я
Раскинулось море широко
Родина
Русская плясовая
Санта Лючия.
Светит месяц.
Смело, товарищи, в ногу.
Среди долины ровныя.
Степь да степь кругом.
Там вдали, за рекой.
Там за речкой, там за перевалом
То не ветер ветку клонит
Тропинка.
Тирольский вальс
Черные брови.
Что ты жадко глядишь на дорогу
Я вечор млада
Я на горку шла*
Я встретил вас*
Брамс И. Колыбельная*
Глинка М. Ты, соловушко, умолкни
Джойс А. Осенний сон
Качурбина М. Мишка с куклой танцуют полечку
Книппер Л. Полюшко, поле***
Левидова Д. Этюд*.
Легар Ф. Вальс из оперетты «Граф Люксембург»*
Моцарт В. Вальс*
Пахмутова А. Отчего гармонь поет*
Петров А. Песня о голубых городах*
Родыгин Е. Уральская рябинушка
Спадавеккия А. Полька*.
Черни К. Этюд, соч. 823, № 10*
Черни К. Этюд, соч. 823, № 8.
Черни К. Этюд. соч. 599, № 13*
Черни К. Этюд, соч. 599, № 39*
Черни К. Этюд, соч. Ш9, № 13*
Черни К. Этюд, соч. 599, № 60*
Штраус И. Вальс из оперетты «Цыганский барон»*
* Переложение для баяна И. Иваноша-Зверева. ** Переложение Аз. Иванова. *** Переложение В. Мотова.
Скачать пособие
Источник
Лучшие самоучители для аккордеона
Автор: В. Накапкин
Год: 1985
Издательство: Советский композитор
Страниц: 185
Формат: DJVU
Размер: 11,8 МВ
Язык: русский
Предлагаемая «Школа игры на готово-выборном баяне» рассчитана на семилетний курс обучения. Подбор и систематизация учебного материала осуществлены в соответствии с новой программой для детских музыкальных школ. В репертуар включены детские песни, песни и танцы народов СССР, произведения русских, советских и зарубежных композиторов, а также оригинальные сочинения для готово-выборного баяна. Этот музыкальный материал, разумеется, нельзя считать исчерпывающим — он может быть дополнен другими произведениями по выбору педагога.
Данное пособие предназначается для учащихся и педагогов детских и вечерних музыкальных школ, баянистов-любителей, а также для участников художественной самодеятельности.
Автор: Г. Благодатов
Год: 1960
Издательство: Музгиз
Страниц: 184
Формат: DJVU
Размер: 24,1 МВ
Язык: русский
Настоящая работа имеет целью осветить роль гармоники в русской народной музыкальной культуре. Эволюция инструмента рассматривается в связи с развитием русской народной песни. Не освещается история развития гармоники за рубежом, однако некоторые вопросы попутно затрагиваются. Дело в том, что в течение долгого времени наряду с отечественными гармониками в России бытовали инструменты иностранного производства. Русские мастера нередко использовали зарубежный опыт, творчески применяя его при создании гармоник своей конструкции. Иногда это отмечалось названием инструмента, например: «смоленская немка», «вятская тальянка».
Вообще создание очерка о русской гармонике сталкивается со многими трудностями. Одна из них — крайняя скудность источников, не позволяющая с исчерпывающей полнотой осветить основные вопросы истории данного инструмента. Если главные этапы развития гармоник можно установить на материале коллекции гармоник государственного Центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки и из описаний, находящихся в упомянутых трудах, то сведения о роли инструмента в жизни народа, репертуаре и исполнительской практике приходится выискивать в исследованиях, посвященных кустарной промышленности, этнографических описаниях, газетных статьях и пр.
Автор: Л. Биткова
Год: 2016
Издательство: С.-Пб.: ГБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»
Страниц: 23
Формат: PDF
Размер: 1,1 МВ
Язык: русский
Данное методическое пособие адресуется детям младшего школьного возраста, обучающихся игре на аккордеоне, а также их родителям, в помощь своим детям в освоении инструмента. При написании работы я старалась излагать необходимый теоретический материал кратко, последовательно и в доступной форме, чтобы ребенок мог самостоятельно осваивать простейшие понятия нотного письма. Необходимость написания пособия объясняется тем, что для начального обучения игре на инструменте нет достаточной музыкальной литературы, где можно было бы получить минимум теоретических знаний в наглядной и простой форме. Под приобретением теоретических знаний подразумевается последовательное изучение музыкальной грамоты, нотного письма, а также устройства клавиатур.
Учебное методическое пособие можно также рекомендовать педагогам по классу баяна и аккордеона в своей работе с детьми.
Автор: Г. Писняк
Год: 2010
Издательство: Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова»
Страниц: 216 + 200
Формат: PDF
Размер: 16,9 МВ
Язык: русский
В настоящей работе рассматриваются актуальные практические задачи музыкальной педагогики — внедрение в учебный процесс педагогической системы, направленной на выявление и развитие творческого потенциала музыканта-исполнителя путем формирования навыков импровизации. Пособие основано на белорусском песенно-инструментальном музыкальном фольклоре, представленном как в оригинальных авторских обработках и произведениях белорусских композиторов, так и творческих заданиях для самостоятельной работы при накоплении игровых навыков на различных этапах освоения инструмента. Издание предназначено для студентов музыкально-педагогических факультетов вузов, средних специальных учебных заведений, явится большим подспорьем для учителей класса специального музыкального инструмента детских музыкальных школ и детских школ искусств.
Автор: Н. Якимец
Год: 1997
Издательство: самиздат
Страниц: 104
Формат: PDF
Размер: 41,4 МВ
Язык: русский
Предлагаемые работы по методике обучения игре на баяне являются дополнением к учебно-методическому пособию «Система начального обучения игре на баяне», опубликованному в 1990 г. московским издательством «Музыка». Эти работы написаны еще в конце 80-х — начале 90-х годов, но, к сожалению, только в настоящее время стало возможным представить их вниманию педагогов, работающих в детских музыкальных школах.
Они являют собой более углубленное и расширенное изложение основных идей методики обучения игре на баяне, имеющих место в указанном пособии. Для более ясного понимания методики формирования и развития навыка чтения нот с листа желательно ознакомиться с нотным текстом пособия, который проиллюстрирует последовательность работы по этой сложной и трудной проблеме.
Выражаю надежду, что скромный труд автора, являющийся итогом анализа и обобщения многолетнего опыта работы в детской музыкальной школе, принесет определенную пользу педагогам, работающих с детьми по обучению игре на баяне.
Автор: Г. Наумов, П. Лондонов
Год: 1977
Издательство: Музыка
Страниц: 172
Формат: PDF
Размер: 10,3 МВ
Язык: русский
Аккордеон — музыкальный инструмент, прочно пошедший в культурный быт народов многих стран мира. Он стал настоящим современным народным инструментом. Как и любой другой народный инструмент, аккордеон имеет свои специфические особенности: он пригоден главным образом для массовой народной, эстрадной и танцевальной музыки. Особенно нужен этот инструмент художественной самодеятельности для сольного, ансамблевого исполнения и для аккомпанирования певцам, хору или музыкальным инструментам.
Существует значительная музыкальная литература, созданная специально для этого инструмента и охватывающая различные жанры эстрадной, танцевальной и народной музыки. Эти сочинения прекрасно звучат на аккордеоне и имеют своеобразную окраску. Отлично звучат па аккордеоне народные песни и танцы.
Несмотря па значительный объем литературы, прекрасно звучащей на аккордеоне, заметно стремление исполнять на аккордеоне псе пьесы, в том числе и написанные для других инструментов. Умелая аранжировка может передать без существенных искажений пьесу, созданную для другого инструмента. Это относится и к пьесам классического репертуара и в еще большей степени к пьесам современных композиторов.
Нужно делать переложения очень внимательно и только в тех случаях, если можно избежать значительных отклонении от оригинала. Такие переложения могут иметь место, преследуя определенные учебные цели, в том числе ознакомление с сочинениями некоторых композиторов.
Настоящая «Школа» предназначена для систематических занятий музыкой. Основной принцип ее построения — постепенный переход от простого к более сложному. «Школа» может быть пособием для ученика, методическим руководством для педагогов и любознательных родителей, которые будут следить за работой учащихся в домашних условиях; и может служить и самоучителем для взрослых. Учитывая возможность самостоятельного прохождения материала, «Школа» разделена на разделы. Определение числа учебных часов, необходимого для изучения одного раздела, представляется педагогу или учащемуся при самообучении. Особое внимание надо обратить на методические замечания, которые даны в очень кратком изложении.
Преподаватель может творчески дополнять теоретические сведения в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
При обучении важно всегда иметь в виду основную цель педагогической работы: творческое, сознательное отношение ко всем разучиваемым произведениям. Ученик должен беспрекословно и старательно выполнять все указания педагога. Большие успехи также могут быть и при самостоятельной активной работе над всеми элементами овладения инструментом.
Несмотря на то, что весь музыкальный материал располагается по возрастающей трудности, изучать подряд весь материал совсем не обязательно. В зависимости от интересов и возможностей ученика преподаватель сам составляет учебную программу па основе упражнений, этюдов и пьес, входящих в «Школу».
Значительное место в «Школе» уделено ансамблевой игре, которая в процессе обучения занимает большое место. Ансамблевая игра вырабатывает чувство коллективизма в музыкальном исполнительстве, умение сочетать динамику своего исполнения с общей звучностью, умение играть в едином общем темпе.
Начальные разделы в «Школе» построены главным образом на пьесах песенного характера. Это необходимо для самого быстрого восприятия всех методических указаний.
«Школа» ставит перед обучающимся цель технически возможно полно овладеть инструментом. Для осуществления этой задачи предлагаются пьесы и этюды более сложные в техническом отношении. В большинстве случаев — это произведения, написанные специально для аккордеона.
Автор: С. Чапкий
Год: 1978
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 176
Формат: PDF
Размер: 7,3 МВ
Язык: русский, украинский
Предлагаемая «Школа игры на выборном баяне» является первой попыткой на Украине систематизировать и обобщить приобретенный опыт в деле обучения игре на этом инструменте. «Школа…» будет полезной педагогам, которые работают в музыкальных учебных заведениях и может быть использована музыкантами-любителями для самообучения.
«Школа игры на выборном баяне» содержит:
1) систематизированный учебный материал в объеме программы детских музыкальных школ;
2) произведения, написанные специально для выборного баяна, переложения лучших произведений отечественной и зарубежной классической и современной музыки, а также обработки народных песен и танцев.
Автор: В. Ушенин
Год: 2013
Издательство: Феникс
Страниц: 224
Формат: PDF
Размер: 10,3 МВ
Язык: русский
Предлагаемая «Школа игры на аккордеоне» адресована детям дошкольного и младшего школьного возраста, их родителям и педагогам. Опираясь на уже сложившиеся традиции начального обучения на аккордеоне, автор стремится учитывать сегодняшние достижения детской музыкальной педагогики, обобщает опыт ведущих российских специалистов. Необходимые теоретические и методические сведения изложены здесь в наглядной и доступной форме.
Первый раздел «Школы…» охватывает мало разработанный донотный период обучения на аккордеоне, намечает пути приобщения детей к инструменту, развития музыкальности, артистизма, воспитания чувства ритма. Детальное и многогранное описание учебного процесса позволит ребенку в значительной мере самостоятельно осваивать как теоретические знания, так и практические навыки, относящиеся к этому периоду.
Второй раздел «Школы…» включает в себя разнообразный репертуар: пьесы, традиционно используемые в обучении юных аккордеонистов, и не публиковавшиеся ранее оригинальные произведения российских композиторов, демонстрирующие художественный потенциал инструмента.
Третий раздел пособия содержит методические комментарии, на современном уровне освещающие проблемы практической деятельности педагогов детских музыкальных школ.
Автор: В. Саранин
Год: 2017
Издательство: Тамбов:
Страниц: 281
Формат: PDF
Размер: 4,7 МВ
Язык: русский
В учебное пособие «Методика обучения игре на баяне» вошёл обобщённый и систематизированный материал к вузовскому курсу лекций «Методика обучения игре на инструменте». Пособие основано на теоретико-методических и методико-практических разработках по актуальным проблемам подготовки будущих концертирующих исполнителей, преподавателей, руководителей художественных коллективов, обучающихся в музыкальных вузах. Работа вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт её автора В. П. Саранина (1949-2014) — заслуженного работника культуры Российской Федерации, кандидата философских наук, профессора кафедры народной художественной культуры ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.
Данное издание также представляет интерес для широкого круга музыкантов, специалистов в сфере баянного исполнительства и педагогики.
Автор: А. Сурков
Год: 1979
Издательство: Советский композитор
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 3,1 МВ
Язык: русский
За последнее время широкое признание и распространение получил готово-выборный баян. С каждым годом увеличивается число обучающихся на этом инструменте в музыкальных школах, училищах. Программа по классу баяна для детской и вечерней музыкальных школ ставит задачу обучения игре на готово-выборном баяне. Ввиду того, что специфические особенности инструмента, отличающие его от баянов других конструкций, сосредоточены в левой выборной клавиатуре, методическим вопросам ее освоения на начальном этапе обучения и посвящено данное пособие. Значительное место в нем отведено работе над гаммами и арпеджио. Кроме того, предлагаются различные упражнения, этюды и пьесы, позволяющие ученику постепенно овладевать необходимыми техническими навыками и развивать подвижность левой руки при игре на выборной клавиатуре.
Пособие состоит из двух частей. В первой даются: характеристика конструктивных особенностей готово-выборного баяна; методические рекомендации и упражнения для развития первоначальных навыков игры на инструменте и для работы над некоторыми видами техники. Вторая часть представляет собой нотное приложение, материал которого рассчитан на первые два года обучения.
Освоение выборной клавиатуры баяна должно проводиться параллельно с занятиями на баяне с обычной системой готовых аккордов и басов. К обучению на готово-выборном баяне следует привлекать учеников, обладающих хорошими музыкальными данными и успешно справляющихся с программой.
Издание предназначено для педагогов и учащихся музыкальных школ, кроме того, оно может быть использовано в качестве пособия для самостоятельного освоения готово-выборного баяна музыкантами-любителями.
Автор: А. Таюкин
Год: 2015
Издательство: Кемерово: КемГУКИ
Страниц: 158
Формат: PDF
Размер: 4,8 МВ
Язык: русский
Учебно-методическое пособие посвящено вопросам теории и практики инструментального исполнительства на народных инструментах. В нем рассматривается история становления и развития исполнительства на баяне, его особенности, принципы работы над музыкальным материалом.
Адресовано студентам высших и средних учебных заведений культуры и искусств, обучающимся музыкально-инструментальному искусству.
Автор: Ю. Бардин
Год: 1978
Издательство: Советский композитор
Страниц: 138
Формат: PDF
Размер: 5,5 МВ
Язык: русский
Необходимость создания данного пособии обусловлена, тем, что многие педагоги, желая перейти в работе с учащимися к пятпальцевой аппликатуре, но не имея достаточного опыта, часто испытывают затруднения в решении методических вопросов. Автору представилось целесообразным изложить некоторые методические установки как результат накопленного опыта. Издание предназначено для музыкальных школ,, кружков художественной самодеятельности и для музыкантов-любителей.
Репертуар пяти разделов пособия состоит из произведений русских, советских и зарубежных композиторов, обработок народных песен и танцев. В каждом разделе материал расположен по возрастающей степени трудности. Упражнения и пьесы первого раздела позволяют получить первоначальные навыки игры отдельно правой и левой рукой, а затем освоить одноголосие на фоне простейшего аккомпанемента. Во втором разделе даны упражнения и пьесы, в изложений двойными нотами и аккордами; в третьем— полифонические пьесы; в четвертом — этюды; в Пятом.— гаммы, арпеджио, аккорды. Аппликатура одноголосных гамм, арпеджио и аккордов заимствована из брошюры А. Полетаева «Пятипальцевая аппликатура на баяне». Во всех пьесах и этюдах она расставлена автором публикуемой работы.
Автор: В. Лушников
Год: 1988
Издательство: Советский композитор
Страниц: 194
Формат: PDF
Размер: 17,9 МВ
Язык: русский
Данная Школа является вторым переработанным изданием. Она предназначается для широкого круга обучающихся игре на аккордеоне и может служить методическим пособием для педагогов.
Школа состоит из двух частей, рассчитанных на пятилетний курс обучения, ее содержание определяется программными требованиями детских музыкальных школ.
Настоящее издание существенно отличается от предыдущего: изменилось содержание внутри каждого раздела и в значительной степени изменен репертуар. Многие пьесы специально написаны для аккордеона. При подборе репертуара учитывались доступность произведений, их учебная ценность и художественное содержание. Школа содержит обработки народных мелодий, классические произведения, пьесы советских композиторов, песни, этюды, упражнения. В ряде пьес имеются варианты, рассчитанные на различную подвинутость учащегося. В целях совершенствования исполнительской технологии переработаны и дополнены разделы, связанные с работой исполнительского аппарата; расширены разделы, предназначенные для учителя музыки, введены новые разделы, такие, как «Закрепление пройденного», «Разучивание гамм, арпеджио, аккордов» и др.
Основное внимание автор уделяет воспитанию у учащегося увлеченности музыкальным искусством, активизации творческих способностей. В связи с этим предусмотрены упражнения и задания, развивающие самостоятельность и творческую активность ученика; большое значение придается развитию ритмического чувства и музыкального слуха, мысленных музыкально-слуховых представлений.
Школа рекомендует постоянное использование на практических занятиях теоретического материала, что должно содействовать овладению инструментом. Этот материал закрепляется с помощью специальных упражнений на аккордеоне.
Настоящая школа значительно отличается от Самоучителя игры на аккордеоне как полнотою теоретической части, так и практическим материалом.
Автор: А. Кудрявцев
Год: 1958
Издательство: Советский композитор
Страниц: 128
Формат: PDF
Размер: 9,6 МВ
Язык: русский
Настоящий самоучитель является начальным пособием для желающих самостоятельно научиться играть по нотам на аккордеоне с 41 или 34 клавишами на правой клавиатуре. Весь курс состоит из 30 уроков и нотного приложения.
Одновременно с практическим курсом овладения игрой на аккордеоне проходится нотная грамота и разделы элементарной теории музыки, облегчающие освоение инструмента. Интересующиеся теорией музыки в полном объеме должны приобрести учебник элементарной теории музыки.
Упражнения и пьесы расположены по возрастающей трудности так что приступать к изучению последующего урока можно, только когда полностью и хорошо усвоен материал предыдущего урока.
Для прохождения каждого урока, овладения приведенными в нем упражнениями и пьесами требуется от 1 до 2 недель при ежедневных занятиях в течение 1-2 часов.
Кто прошел и усвоил материал самоучителя, сумеет самостоятельно разобрать и исполнить не очень сложные пьесы, пользуясь нотами для аккордеона или баяна, если позволит их сыграть правая клавиатура (т. е. если хватит клавишей).
Автор: В. Завьялов
Год: 1971
Издательство: Музыка
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 6,1 МВ
Язык: русский
Методическое пособие рассчитано на преподавателей детских музыкальных школ и училищ. Оно может быть полезно учащимся старших курсов музыкальных училищ, некоторым баянистам-исполнителям. В пособии определенное внимание уделяется как четырех, так и пятипальцевой аппликатуре для правой и левой рук. При этом автор придерживается общепринятой нумерации пальцев: большой — 1, указательный — 2, средний — 3, безымянный — 4, мизинец — 5.
Автор: В. Мотов, Л. Гаврилов
Год: 1961
Издательство: Музгиз
Страниц: 76
Формат: PDF
Размер: 5,3 МВ
Язык: русский
Настоящее пособие рассчитано на баянистов, занимающихся самостоятельно, знакомых с музыкальной грамотой и имеющих некоторую музыкальную подготовку (в объёме детской музыкальной школы или курсов заочного обучения Центрального дома народного творчества имени Н.К. Крупской). Цель данного пособия помочь баянистам в работе над музыкальными произведениями различного жанра и характера. Комментарии к разбираемым пьесам ни в коем случае нельзя считать исчерпывающими, они должны лишь заострить внимание баянистов на основных моментах, необходимых для правильной работы над пьесой, а именно: на определении её характера, особенности музыкальной выразительности, формы. Особое внимание баянистов обращается на способы преодоления наиболее трудных мест в репертуаре, на исполнение мелодии, аккомпанемента, на фразировку.
Автор: Е. Максимов
Год: 1966
Издательство: Музыка
Страниц: 106 + илл
Формат: PDF
Размер: 16,9 МВ
Язык: русский
В национальной русской музыкальной культуре почетное место принадлежит баяну — народному инструменту, пользующемуся большой популярностью и любовью в нашей стране и далеко за ее пределами.
Баян не только сольный, но и оркестровый инструмент. В настоящее время количество ансамблей и оркестров в стране исчисляется тысячами, между тем литературы, освещающей вопросы организации и работы баянных коллективов, историю их развития, недостаточно. Настоящая работа является одним из первых шагов в этом направлении, разумеется, она не может с исчерпывающей полнотой поставить и разрешить все вопросы, поэтому автор выдвигает ряд положений в проблемативном плане.
Большой раздел книги посвящен истории развития ансамблей и оркестров гармоник, причем, отражена деятельность лишь наиболее известных коллективов. главным образом центральных районов страны. Это ни в коей мере не умаляет роли многотысячной массы баянистов и большого
количества коллективов, деятельность которых не могла быть отражена в небольшой брошюре, но заслуживает высокой оценки.
Нотное приложение содержит произведения для дуэта, трио, квартета и октета баянистов.
Автор: Г. Шахов
Год: 1991
Издательство: Музыка
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 3,7 МВ
Язык: русский
Пособие адресуется педагогам и учащимся классов баяна и аккордеона музыкальных школ, училищ культуры, кружков и студий художественной самодеятельности: педагогам — в качестве методического руководства учебно-воспитательным процессом, учащимся — как учебное пособие по развитию соответствующих умений и навыков. Оно может использоваться студентами музыкальных училищ и вузов, изучающими курс «Методика обучения игры на баяне и аккордеоне».
Пособие состоит из четырех основных разделов: в первом рассматриваются вопросы организации занятий, во втором — теоретические положения по определению аппликатуры применительно к правым клавиатурам инструментов, в третьем — к левой (готовой и выборной), в четвертом излагается художественный материал (систематизированный по видам фактуры, он рассчитан на практическое закрепление пройденных теоретических положений).
В нотных примерах четвертого раздела аппликатура не указывается — учащийся определяет ее самостоятельно.
Автор: И. Гладков, А. Голубев
Год: 1937
Издательство: Музгиз
Страниц: 54
Формат: PDF
Размер: 3,8 МВ
Язык: русский
Практическая школа-самоучитель состоит из трех частей: часть 1 — нотная грамота; часть 2 — практические упражнения; часть 3 — пьесы.
Автор: А. Полетаев
Год: 1962
Издательство: Советский композитор
Страниц: 28
Формат: PDF
Размер: 0,7 МВ
Язык: русский
Предлагаемая аппликатура основных технических формул (гаммы, аккорды и их обращения, длинные арпеджио), разработанная автором на основе личного опыта, систематизирована с учетом применения всех пяти пальцев правой руки. К настоящему времени эта аппликатура уже получила известное распространение и используется на практике отдельными баянистами-профессионалами. Она может представлять интерес для педагогов по классу баяна в музыкальных школах, училищах и высших учебных заведениях, а также для баянистов-исполнителей как профессионалов, так и участников художественной самодеятельности.
Источник