Лучшие сонаты моцарта для фортепиано

Лучшие сонаты моцарта для фортепиано

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…
Александр Пушкин

Вы помните, что отвечает Моцарт на эту реплику Сальери? «Ба, право? Может быть… Но божество мое проголодалось». В этом соединении «возвышенного и земного» — недаром же слова эти стали названием популярного романа о жизни композитора — весь Моцарт! К сонатам для клавира Моцарт обратился сравнительно поздно — в 19 лет, к тому времени уже завоевав славу виртуоза. Еще будучи «чудо-ребенком», он поражал своим даром импровизации, и не случайно жанр вариаций, столь близкий ему, проник во многие из сонат. Сам Моцарт сообщает в письме к отцу, что в одном из концертов он сыграл «… сразу же так, из головы, великолепную сонату до мажор с рондо в конце».

Моцарт-пианист не похож на других виртуозов, которых Мендельсон спустя полвека назовет «акробатами фортепиано». В игре знаменитого Клементи, с которым Моцарту однажды пришлось состязаться по воле императора Иосифа II, Моцарт не находит «ни на крейцер ни вкуса, ни чувства, сплошная механика». Для композитора часто потребляемое слово gusto (ит. вкус) — главная мера мастерства. Вот его краткая заповедь пианистам: «Играть пьесу в правильном темпе, как должно. Все ноты, форшлаги etc. с подобающим выражением и gusto, как написано, чтобы казалось, что тот, кто играет, сам ее и сочинил».

А вот ремарка Моцарта к Andante одной из сонат: «…оно полно экспрессии и должно быть сыграно точно — со вкусом и forte и piano там, где они стоят».

Создававшиеся на протяжении полутора десятков лет циклы клавирных сонат Моцарта принято по месту их сочинения или издания называть «мюнхенскими», «мангеймскими», «парижскими», «венскими». Сонаты в ту пору не считались подлинно концертным жанром: Моцарт чаще играл в академиях (так именовались открытые концерты) вариации и фантазии. Сонаты писались в первую очередь для домашнего музицирования и для многочисленных учеников, хотя сегодня они, разумеется, далеко выходят за рамки педагогического репертуара.

Сам Моцарт, правда, нередко называл свои сонаты трудными (только одну из них снабдил подзаголовком «Маленькая клавирная соната для начинающих», K. 545). Главную трудность он видел не в технике игры, а в ее выразительности. Знакомые всем, кто учился музыке с детских лет, сонаты — твердый камешек для исполнителей на концертной эстраде. Именно сочетание привлекательности с кажущейся легкостью изложения (при том, что Моцарт насыщает музыкальную ткань не только галантными украшениями, но и полифоническими «узорами») делает сонаты экзаменом на высшую доблесть для интерпретатора (напомним, virtus — мужественный, доблестный — латинский корень понятия «виртуоз»).

Композитор дарит нам минуты «возвышенного», как в пронзительной Сонате ля минор KV 310, навеянной болезнью и смертью любимой матери или, как в Сонате до минор KV 475, прорицающей «Патетическую сонату» Бетховена. К до-минорной сонате Моцарт присоединил позднее Фантазию до минор KV 475, обычно исполняемую в качестве «увертюры» к сонате. Совсем иным, «земным», предстает Моцарт в Сонате Ля мажор KV 331, с ее волшебными вариациями на французскую песенку и финальным Rondo alla turca («Турецким маршем»), сделавшимся едва ли не шлягером.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Фортепианные сонаты Вольфганга Амадея Моцарта

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 06:32 + в цитатник

Сочинения Моцарта для фортепиано :

для фортепиано в 4 руки

сонаты: 1765 — C-dur (К 19d); 1772 — D-dur (К 381); 1774 — B-dur (К 358); 1786 — F-dur (К 497); 1787 — C-dur (К 521);

вариации — G-dur (К 501);

для 2 фортепиано

соната: 1781 — D-dur (К 448);

фуга — 1783 — c-moll (K 426);

для клавира (фортепиано)

сонаты — 1774 — C-dur (К 279), F-dur (К 280), B-dur (K 281), Es-dur (К 282), G-dur (K 283); 1775 — D-dur (К 284), 1777-C-dur (K 309), D-dur (K 311); 1778 — a-moll (К 310), C-dur (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333): 1784 — c-moll (К 457): 1788 — F-dur (К 533), C-dur (K 545), F-dur (KA 135, KA 138 a); 1789 — В-dur (К 570), D-dur (K 576);

вариации -15 циклов (1766-91);

рондо — 1786 — D-dur (К 485), F-dur (K 494, вошло в сонату К 533); 1787 — a-moll (К 511);

фантазии — 1782 — c-moll (K 396, первоначально для фортепиано и скрипки), d-moll (К 397); 1785 — c-moll (К 475);

разные пьесы — Allegro (несколько номеров): менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш.

См. также: Каталог Кёхеля

— полный список произведений Вольфганга Амадея Моцарта в хронологическом порядке

Martha Argerich & Alexandre Rabinovitch — Sonate pour deux pianos en ré majeur K 448

Piano Sonata No. 4 in Es-dur, K 282

I — Adagio 00.00, II — Menuetto 05.50, III — Allegro 09.50

Glenn Gould — Piano Sonata No. 5 in G Major, K 283

Krystian Zimerman — Piano Sonata in C Major K 330

I — Allegro moderato

Ivo Pogorelich — Piano Sonata K 331 A-dur

II -Andante grazioso

Vladimir Horowitz — Piano Sonata No. 13 in B-dur K 333

I — Allegro 00.00, II — Andante cantabile 07.15, III — Allegro grazioso 12.35

Glenn Gould — Piano Sonata No. 14 in C minor K 457

Mitsuko Uchida — Piano Sonata in C major (‘Sonata semplice’) K 545

Mitsuko Uchida — Piano Sonata in D major K 576

I -Allegro 00.00, II — Adagio 05.10 III — Allegretto 10.10

Рубрики: Музыка/Фортепианная
Музыкальные жанры и формы/Соната
Композиторы

Метки: Моцарт сонаты фортепиано Вольфганг Амадей Моцарт

Процитировано 22 раз
Понравилось: 15 пользователям

Источник

Тема: Фортепианные сонаты Моцарта

Опции темы
Поиск по теме

Фортепианные сонаты Моцарта

Уважаемые любители музыки Моцарта!
В последнее время я слушала в основном только фортепианные сонаты моего любимого композитора. Обычно, находила не отдельные сонаты, а целые циклы от 1-й до 18-й включительно и самых разных исполнителей, скажем, от Ингрид Хеблер до Д.Баренбойма и т.п..

Что для меня удивительно, я не смогла выделить особо понравившиеся сонаты, в каждой есть своя прелесть. Но, в то же время, каких-то особенных шедевров тоже не обнаружила. Весь сонатный цикл очень ровный, без гор и оврагов.

А ведь, скажем, у Бетховена, можно выделить великие сонаты, у них даже имена имеются: Патетическая, Лунная, Аппассионата, Аврора. другие.

Итак, очень прошу знатоков музыки Моцарта помочь мне разобраться в этом вопросе и проголосовать за ту самую, единственную сонату Моцарта, которую вы считаете наиболее значимой.

Re: Фортепианные сонаты Моцарта

Седьмая для меня самая бесподобная. Если честно Бетховена не слушаю, не мое

Re: Фортепианные сонаты Моцарта

По поводу фортепианных сонат Моцарта один вопрос возник. Во всех источниках фигурируют 18 сонат. Но у меня вот лежит на столе сборник пьес для фортепиано для 6 класса ДМШ(составитель Б.Милич), и там есть 1-я часть 19 сонаты.
В самом деле существует 19 соната или ошиблись номером(я далеко не все из этих 18-ти слышал)? Или, может быть, оригинал для какого-то другого состава, например — фортепиано со скрипкой; а это — транскрипция или только фортепианная партия.

Re: Фортепианные сонаты Моцарта

Откуда бы ей вдруг взяться в школьном сборнике?

Re: Фортепианные сонаты Моцарта

Что для меня удивительно, я не смогла выделить особо понравившиеся сонаты, в каждой есть своя прелесть. Но, в то же время, каких-то особенных шедевров тоже не обнаружила. Весь сонатный цикл очень ровный, без гор и оврагов.

А ведь, скажем, у Бетховена, можно выделить великие сонаты, у них даже имена имеются: Патетическая, Лунная, Аппассионата, Аврора. другие.

Итак, очень прошу знатоков музыки Моцарта помочь мне разобраться в этом вопросе и проголосовать за ту самую, единственную сонату Моцарта, которую вы считаете наиболее значимой.

Простите за любопытство, а зачем Вам это нужно? Вот попрошу я Вас проголосовать за один-единственный глаз, который Вы у себя считаете наиболее значимым. Или за одно ухо. Или выделить второстепенную почку. Сможете?

«Без гор и оврагов» — это принцип классицизма. Внешняя сдержанность, строгость и простота форм. Тонкое равновесие ума и чувства. И при этом — бездонная глубина содержания. Шедевр — все творчество Моцарта. Он просто не мог создавать не шедевры. Вот такая у него была физиологическая особенность.

Сравнение с Бетховеном — не совсем корректно. Потому что его стилистика уже во многом ломает строгие рамки классицизма. Перечисленные Вами сонаты более популярны, если хотите — более демократичны, чем остальные, только и всего. Согласитесь, популярность — это еще не признак «великости». А для меня, например, его 28-я соната ничуть не менее великая, чем 8-я или 14-я. Могу только повторить то, что говорила раньше — если любите Моцарта, то никакие голосования на Ваше восприятие повлиять не смогут в принципе.

Последний раз редактировалось Амальтея; 10.01.2013 в 01:19 .

Источник

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для двух фортепиано, ре мажор

Народный рейтинг популярности: 34494

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для двух фортепиано, ре мажор К. 448 — Allegro con spirito | Sonata for two pianos in D Major, K. 448

Та самая соната, на которой ученые опытным путем подтверждали «эффект Моцарта». Просто прослушайте ее, и сразу же приступайте к интеллектуальным занятиям, будете приятно удивлены.

«Эффектом Моцарта» называют улучшение интеллектуальных способностей у людей, прослушавших музыку Моцарта. Эффект наблюдается сразу же после прослушивания и продолжается некоторое время.

Франсис Роше (Frances Rauscher), невролог из университета Висконсина, обнаружила необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей ещё в 1993 году.

Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано до мажор» улучшало умственные способности студентов — они лучше выполняли тесты. Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта и никакой другой.

Однако до сих пор учёные спорят — является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создаёт гармоничная мелодия, или это результат более глубоких физиологических процессов, связанных с особенностями именно этой музыки.

И вот недавно Роше объявила о результатах новых исследований «эффекта Моцарта». На этот раз музыку давали слушать крысам, которые должны были выполнять разнообразные задания на память и сообразительность.

Казалось бы, крысы едва ли оценили бы красоту классической музыки. Но, как и в случае с людьми, Моцарт существенно улучшал способность животных выполнять тестовые задания. При этом исследовательница не ограничилась проверкой способностей подопытных и «заглянула» к ним в мозги. Оказалось, что музыка повлияла на активность определённых генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.

Для контроля биолог проверяла те же показатели у крыс, которым давали послушать эквивалентное количество «белого шума». Объяснения этому эффекту пока нет, но Роше отметила, что страдающие болезнью Альцгеймера также улучшают свои навыки при регулярном просушивании сонаты.

Эффект Моцарта

Вы наверняка слышали про «эффект Моцарта», когда научные эксперименты подтвердили, что музыка Моцарта позитивно влияет на интеллектуальные способности.

Есть еще пара интересных историй.

«78-летний тяжелобольной маршал Ришелье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить своё последнее желание в этой жизни – чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста. Так музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь.» «В числе больших поклонников творчества Моцарта – знаменитый парижский врач-отоларинголог Альфред Томатис. Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактер. В ту пору – в середине 60-х годов двадцатого века молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж. У парня были бы для этого все шансы, если бы не серьёзные проблемы с его речью — сильнейшее заикание — и памятью. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него большие проблемы с правым ухом. И посоветовал парню в ближайшие месяцы ежедневно — по два часа в день — слушать музыку Моцарта.

Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был потрясающим! Жерар полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью. Что позволило ему стать киноактером мирового уровня.»

Подобных случаев, связанных с музыкой Моцарта, было немало в истории человечества, но медики всего мира, проводя многочисленные эксперименты, никак не могут разобраться в причинах её чудодейственности.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (0)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

* Отрывки «Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для двух фортепиано, ре мажор» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Оцените статью