Лучший концерт моцарта для фортепиано

LiveInternetLiveInternet

Метки

Цитатник

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W .

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.

Композиторы A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V .

31 мая родились. 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского .

Инесса Арманд. История любви «Она была необыкновенно хороша&qu.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Фортепьянные концерты Моцарта

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка,
до которой красота досягала в сфере музыки.

П.И. Чайковский.

Сегодня в Концертном зале Мариинского театра звучала музыка любимого мною Моцарта.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Симфонический оркестр Мариинского театра
Солист и дирижер – Рудольф Бухбиндер

В ПРОГРАММЕ:

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром № 9 ми-бемоль мажор, KV 271
Концерт для фортепиано с оркестром № 27 си-бемоль мажор, КV 595
Концерт для фортепиано с оркестром № 25 до мажор, KV 503

О Рудольфе Бухбиндере позднее. А сейчас поговорим о фортепьянных концертах Моцарта.

Мне очень нравится его 23 концерт.ля-мажор . С него, пожалуй, и начнем.

Говорят, этот концерт лучше всех играла великая русская пианистка Марина Юдина. Однажды ночью 1944 года , когда Сталин неожиданно услышал по радио трансляцию фортепианного концерта № 23 Моцарта, у него на глазах появились слезы, и он немедленно потребовал сделать оттиск, чтобы всегда иметь при себе пластинку. Когда Юдина приехала домой после концерта, то надолго уснуть ей не удалось: её разбудили офицеры, увезли в студию звукозаписи, где её уже поджидал наскоро собранный небольшой оркестр, — и так была сделана запись прямо в середине ночи, а единственная копия была оттиснута с матрицы и затем представлена Сталину (матрица сохранилась, и запись доступна на компакт-диске).

Привязанность Сталина к искусству М. Юдиной могла являться следствием не сентиментальности, свойственной многим диктаторам, а своеобразной попыткой терапии диссоциати вного расщепления личности – оплакиванием «прежнего человека», в своё время убитого внутри себя революционером и вождём.

Несмотря на признание со стороны вождя, пианистка оставалась бескомпромиссным критиком режима. А когда ей выдали Сталинскую премию, то она пожертвовала её Православной Церкви на покрытие «бесконечных сталинских грехов». Я. С. Назаров рассказывает: «У меня есть два врага, — говорит Юдина, прибирая со стола после обеда, — крошки и Советская власть». Однако М. В. Юдина, по свидетельству её ученицы М. Дроздовой, «не была диссиденткой… ничего не провозглашала, не писала писем протеста, не звала на демонстрацию».

Мне не так нравится ее исполнение этого концерта. На мой взгляд, излишне романтическое. Стиль Юдиной — играть всё «под Шуберта»: проникновенно-драматично, певуче, ясно, предпочитая замедленные темпы.

Любил играть этот концерт и В.Горовиц .

Но самым проникновенным исполнителем данного концерта я считаю Даниила Трифонова , Лауреата XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (июнь 2011, Гран-при, I премия и Золотая медаль). Один известный музыкальный критик писала о нем: « В его игре есть абсолютно все, и даже больше. и нежность, и демонизм. Я никогда не слышала ничего подобного.» Даниил Трифонов родился в 1991 году в Нижнем Новгороде, обучался в Московской детской музыкальной школе им. Гнесиных и Кливлендском институте музыки. Послушайте 23 концерт Моцарта в его исполнении. Правда, мне не нравится, когда он гримасничает. Д.Трифонов еще и музыку сам сочиняет. Но мальчик гениальный.

Итак, Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756 — 1791) . Лучше Моцарта может быть только Моцарт. Он вобрал в себя красоту музыки всех предшествующих поколений. Вершиной его творчества были фортепианные концерты. Моцарт научил фортепьяно разговаривать с оркестром. Фортепианных концертов у Моцарта 27. Из них 25 написаны для одного клавира с оркестром, 1 — для двух и 1 — для трех клавиров с сопровождением. Эти сочинения — важная веха в истории концертного жанра. Моцарт — создатель классического типа фортепианного концерта. Его концерты — уже не ансамбль с более развитой партией солиста, как у Баха, а произведения, основанные на контрастном сопоставлении солирующего инструмента и остальной оркестровой массы. Контрастность подчеркивается наличием двух экспозиций (первой — оркестровой и второй — с участием солиста), оркестровых tutti, во время которых солист не играет, и виртуозным развитием фортепианной партии, кульминация которого приходится на каденцию. В те времена каденции импровизировались. Обычно их бывало две — в конце первой и в конце третьей части. Сохранившиеся каденции Моцарта к некоторым собственным концертам, по свидетельству современников, представляют собой облегченные варианты для учеников, не дающие полного представления о виртуозных каденциях, которые импровизировал сам автор. В настоящее время при исполнении концертов Моцарта — в тех случаях, когда композитор не оставил собственных каденций, — нередко пользуются каденциями, написанными его учеником Гуммелем.

Девятый концерт Моцарта – ми бемоль мажор, а по справочнику Кёхеля – 271-й. Это один из самых популярных концертов композитора – с развернутой фортепианной партией он ничем не уступает его поздним большим концертам. Он сразу начинается разговором оркестра и фортепиано…

Концерт № 9 для фортепиано с оркестром Моцарта написан в 1777 году. Моцарту было всего лишь 21 год. Но второе название концерта «Jeunehomme» не имеет никакого отношения к возрасту композитора. Речь идет о молодой французской пианистке, которая была проездом в Зальцбурге, для которой, возможно композитор и написал концерт.

На 15 Конкурсе имени Чайковского, который сейчас проходит в Москве, осталось после первого тура всего 6 пианистов. Среди них Даниил Харитонов, который в конкурсной программе играл 9 концерт Моцарта. Ему сейчас 16 лет. Родился в Южно-Сахалинске. Учится в Центральной музыкальной школе (колледже) при Московской государственной консерватории им. Чайковского. В настоящее время является учеником Валерия Пясецкого. В шесть лет стал стипендиатом фонда «Новые имена». В 2010 году одержал победу на XI Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов Вот как он играл этот концерт еще 3 года назад с оркестром В.Спивакова

Что же касается, Двадцать седьмого концерта , то он написан в 1791 году. Это последний год жизни Моцарта – год неимоверного и плодотворного труда. В этот период композитором создаются три оперы – «Милосердие Тита», «Так поступают все женщины», «Волшебная флейта», множество инструментальных сочинений и знаменитый «Реквием». До сих пор неизвестна причина болезни Моцарта, сведшей его в могилу в неполные тридцать шесть лет. Я читал исследования одного русского кардиолога, который по симптомам болезни композитора диагностирует, что это был рядовой инфаркт. Ведь в детстве Моцарт более девяти лет провел в гастрольных путешествиях и очень много болел. Другие исследователи считают, что Моцарта убила невероятно напряженная творческая деятельность – у него просто не осталось жизненных сил. Но именно в 1791 году начался настоящий моцартовский бум: все жаждали слушать музыку композитора, возобновились концерты по подписке; именно для них был написан Двадцать седьмой си-бемоль-мажорный концерт – вершина фортепианного творчества Моцарта …»

В моей коллекции есть этот концерт в исполнении Эмиля Гилеса.

Во втором отделении сегодня прозвучал 21 концерт Моцарта. Этот концерт был написан в 1785 году. В нем очень виртуозная солирующая партия пианиста, требующая от него большой концентрации и собранности. Волевая музыка первой части является предтечей будущих образов Бетховена, искрометный финал звучит необычайно жизнерадостно, но самое главное здесь – это, конечно же, вторая часть, знаменитое Andante. Её можно назвать арией, настолько прекрасно “поет” рояль эту музыку…

Я покажу Вам 21 концерт в исполнении Николая Луганского. Николай Луганский — музыкант, которого называют одним из самых «романтических героев» современной фортепианной игры. «Пианист всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперед не себя, а музыку…» (The Daily Telegraph).

Николай родился в 1972 году в Москве. Учился в ЦМШ у Т. Е. Кестнер и в Московской консерватории у профессоров Т. П. Николаевой и С. Л. Доренского, у которого продолжил обучение в аспирантуре.

Пианист — лауреат VIII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (1988), Всесоюзного конкурса имени С. В. Рахманинова в Москве (1990), обладатель специальной премии Международной летней академии Mozarteum (Зальцбург, 1992), лауреат Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1994).

А вот Рудольф Бухбиндер дает ин тервью перед своим концертом ..

А закончу я 25 концертом в исполнении Рудольфа Бухбиндера. Он играет в одном их лучших залов мира в Вене Музикферайн. Концерт C-dur № 25 Моцарта интересен также тем, что Чайковский использовал одну тему для мелодии пасторали в «Пиковой даме» (дуэт Прилепы и Миловзора).

На одном из форумов провели голосование на тему, какой из концертов Моцарта больше нравится. Вот результаты.

При всей ясности своего ума, трезвости и логичности мышления, Моцарт — всегда поэт, поэт лирический, сообщающий своим творениям какой-то особый, сердечный, ласкающий оттенок. В самой личности Моцарта было много этой чудесной внутренней теплоты и обаяния. Мужественный человек и художник, он привлекал к себе душевной четкостью и мягкостью характера.

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Лучший концерт моцарта для фортепиано

В.А. Моцарт Концерты для фортепиано с оркестром

Вольфанг Амадей Моцарт – это не только величайший композитор XVIII века, но и талантливый пианист, гастролирующий по странам Европы вместе с сестрой с раннего детства. Будучи ребенком, он уже сочинял композиции для собственного выступления. Среди них значительную часть занимали фортепианные концерты с оркестром. На протяжении всей жизни Моцарт не охладевал к жанру концерта и продолжал сочинять композиции, отличающиеся эмоциональностью, красочностью и чувственностью.

Историю создания Концертов для фортепиано Моцарта, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Значение фортепианных концертов в творчестве Моцарта

В переводе с итальянского языка концерт переводится как состязание. С давних времен солирующий инструмент как бы состязался с оркестром в виртуозности исполнения. Именно в творчестве Вольфанга Амадея Моцарта партия фортепиано и оркестра стала равнозначной. Это означает, что фортепиано, которое до этого времени считалось инструментом для аккомпанемента теперь в равной степени могло исполнять соло.

Фортепианные концерты Моцарта для пианистов ассоциируются прежде всего с высшей школой певучего фортепианного исполнения и необыкновенной импровизационностью, которая характеризуется яркостью возникающих образов.

Концертам композитора чужды манерность и вычурность, черты столь характерные для музыки модных сочинителей того времени. Композиции, наполненные естественностью и искренностью способны тронуть до глубины души.

Интересные факты

  • Всего издано 27 фортепианных концертов. Существует 28 концерт, который не был издан, потому что композитор не дописал финал. Сегодня неоконченный концерт Моцарта все равно исполняется пианистами, в качестве финала используется III часть 5-го концерта.
  • В 1776 году композитору был заказано произведение для исполнения на 3-х клавесинах. Графиня Лодрон, сделавшая заказ, хотела получить такую композицию, которую она могла бы играть со своими дочерьми. В дальнейшем музыкант сделал аранжировку на собственное сочинение, так получился концерт для двух фортепиано с оркестром.
  • Первые 4 концерта гений написал в возрасте 11 лет. 5 концерт был написал лишь спустя семь лет.

  • В творчестве композитора можно найти один концерт для двух солирующих роялей с оркестром и один концерт для трех солирующих роялей с оркестром, пользующихся огромной популярностью у исполнителей.
  • Порядковый номер сочинений, который мы можем увидеть в названии произведения Моцарта называется Кёхель, в честь исследователя. Дело в том, что Вольфанг Амадей никогда не указывал номер сочинения, из-за чего было музыковедам было сложно классифицировать композиции по периодам. В 1862 году вышел хронологический каталог произведений венского классика, в котором были восстановлены все даты создания.
  • Каденцию к 20 концерту Моцарта написал Людвиг ван Бетховен. Авторские варианты каденций не сохранились.
  • Наиболее плодотворным периодом для сочинения концертов для фортепиано можно считать временной промежуток с 1782 – 1786 года. В это время композитор переехал в Вену, где постоянно устраивал «академии» — это авторские концерты, где Моцарт выступал в роли не только исполнителя, но и дирижера и композитора. Тогда было сочинено 15 концертов.

Концерт для фортепиано с оркестром №9 (Es-dur) KV.271

Это сочинение композитор написал в возрасте 20 лет и посвятил пианистке Женом. Форма произведения классическая, то есть состоит из трех частей:

  • I часть – это диалог страстный диалог фортепиано и оркестра. Стремительное развитие темы напоминает движение мотора, работающего в ровном ритме.
  • II часть контрастна предыдущей. В ней проявляется не только драматичность, но и чувственность. Тема излагается каноном у фортепиано и группы струнных инструментов. В процессе развития в партии пианиста рождается абсолютно новая мелодия, наполненная необычной красотой и грацией.
  • III часть представляет собой финальное рондо, в котором появляется менуэтная тема, ломающая предыдущий ритм.

Примечательно, что в данном концерте Моцарт использовал неполный состав оркестра – этот прием позволил создать ощущение камерности, изящности и лёгкости.

Фортепианный концерт №20 (d-moll) KV.466

Считается одним из популярнейших произведений, написанных гением. Многие сочинения композитора исполнялись музыкантом сразу после написания партитуры. Эта композиция не является исключением. 10 февраля 1785 года работа над оркестровкой была завершена, а уже 11 февраля композитор непринужденно исполнял музыку для великосветского общества, играя и дирижируя одновременно.

Тональность композиции ре минор уже отражает ее трагичное, скорбное содержание. Главной особенностью тематизма можно назвать контрастность образов, широкую эмоциональную амплитуду, при этом главным образом является мрачно-возбужденный тематизм, изложенный в экспозиции I части.

Структура произведения классическая, то есть состоит из 3 контрастных друг другу частей:

  • I часть написана в сонатной форме. Для экспозиции характерно наличие тревожности, которая проявляется в наличии синкопированного ритма. Побочная партия серьезно отличается по образу, в ней можно услышать пасторальные напевы, ведущая партия у деревянно-духовых инструментов. В репризе происходит драматизация образов главной партии.
  • II часть написана в жанре романса. Мрачный d-moll сменяется на легкий B-dur, музыка дарит слушателю внутреннее спокойствие. Виртуозность и импровизационность словно свежий ветер перемен, который может унести далеко от всех невзгод.
  • III часть. Несмотря на мрачное начало в финале утверждается оптимистический конец, все в жизни разрешимо.

Сочинение полностью отражает концепцию автора, что свет всегда пробивается сквозь даже самую непроглядную тьму.

Концерт для фортепиано с оркестром №21 (С-dur) KV467

Концерт для фортепиано с оркестром в тональности до мажор был написан композитором для собственного выступления. Первое исполнение состоялось 12 марта 1785 года. Музыкант сочинил его всего за три дня, и тут же продемонстрирован публике. Слушатели были в восторге от стихийности и жизнерадостности музыки.

Концерт состоит из трех частей, контрастных между собой:

  • I часть – Allegro (быстрая, стремительная, страстная)
  • II часть – Andante (медленная, задумчивая)
  • III часть – Allegro vivace assai (Быстрая, оживленная)

Первая часть композиции как будто изнутри наполнена светом, радостью и оптимизмом. Оркестровая партия будто выражает ликование, праздник молодой души. Но вдруг, в партии фортепиано проходит холодная минорная тема. На мгновение праздник остановился, подул ледяной ветер, который внес нотку драматизма в веселье. Вновь возвращается жизнерадостный тематизм.

Вторая часть начинается с потрясающей по красоте темы у струнной группы оркестра. Эта же тема будет виртуозно варьироваться в партии солирующего фортепиано, на фоне будет сопровождение струнных пицциакато.

Третья часть немного неустойчивая, изначально наполнена интонациями вопроса, на которые нет ответа. Музыка расцветает с новой мощью и красотой, в каждом музыкальном построении словно утверждается мысль о том, что нужно продолжать жить и радоваться каждому мгновению.

Фортепианный концерт №23 (A-dur) KV488

Сочинение музыкального произведения связано с переездом в столицу Австрии, Вену. Именно здесь композитор нашел, то что так долго искал, а именно признание фортепианной музыки. В этой стране активно совершенствовался инструмент, а также проводилась печать музыкальных произведений для пианино. Так в этот период творчество всего за 4 года, автор сумел сочинить 15 фортепианных концертов с оркестром, среди которых особую популярность получил 23.

Премьера прошла 2 марта 1786 года и была успешной для композитора.

Композиция состоит из трех частей:

  • I часть олицетворяет контраст между оркестром и фортепиано. Украшением является виртуозная каденция.
  • II часть написана в жанре сицилианы.
  • III часть – это диалог между фортепиано и оркестром.

Блеск и игривость музыки – вот, что отражает сущность не только музыки, но и характера Вольфанга Амадея Моцарта. Потрясающая виртуозность и импровизационность концерта делают его одновременно самым сложным, но и самым красивым в творчестве венского классика. Сегодня концерт активно исполняется крупнейшими мировыми пианистами.

Музыка Концертов для фортепиано Моцарта в кинематографе

Произведение Фильм
Концерт №9 «Солнечный супермен» (2014)
«Пока мы молоды» (2014)
Концерт №20 «Призрак в доспехах» (2017)
«Моцарт в джунглях» (2016)
«Сен-Лоран. Стиль – это я!» (2014)
«Принцесса на Рождество» (2012)
Концерт №21 «Разные миры» (2015)
«Явление» (2008)
«Схватка» (2007)
«Возвращение Супермена» (2006)
Концерт №23 «Мы женщины» (2015)
«12 обезьян» (2015)
«Новый свет» (2005)

Фортепианные концерты Вольфанга Амадея Моцарта разнообразны и прекрасны. В них можно найти палитру чувств, выраженных в нотном тексте. Красота, свет и мечтательность словно освещают путь человека, хотя бы один раз в жизни, послушавшего музыку гениального Моцарта.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепианный концерт Моцарта №23

Источник

Читайте также:  Кельвин кляйн everyone ноты
Оцените статью