Дебюсси К. — Лунный свет — ноты для фортепиано
Есть музыка, которую знаю все, хотя бы на слух. К таким произведениям относится и «Л унный свет» Клода Дебюсси, фортепианная композиция, вошедшая в Бергамасскую сюиту.
Бергамасская сюита фр. Suite bergamasque-фортепианная сюита Клода Дебюсси, созданная в 1888, но опубликованная лишь в 1903 году. Название, вероятно, происходит от стихотворения Поля Верлена «Clair de lune» (Лунный свет), в котором упоминается танец бергамаска.
Состоит из четырех частей:
- Preludium («Прелюдия») — выступает как вступление — написано в тональности F-dur, в темпе rubato и содержит немало динамичных и агогічних контрастов.
- Menuet («Менуэт») — написан в духе барочных менуэтов, что нередко включались в сюиты.
- Clair de lune («Лунный свет») — самая известная часть сюиты, нередко выполняется как отдельное произведение. Выдержана в динамике pianissimo.
- Passepied (»Паспье») — написано в традициях одноименного танца бретонского происхождения, в темпе allegretto ma non troppo.
Название «Лунный свет» происходит от поэмы Поля Верлена, опубликованной в 1869 году. Композиция является одним из ранних проявлений музыкального импрессионизма, который, подобно живописи импрессионизма, оперировал красочными пятнами и размытыми контурами. Пианино динамично и рисует тонкие ночные оттенки. Скачать ноты этой красивой мелодии К. Дебюсси «Лунный свет» можно по ссылке ниже.
А для начинающих пианистов предлагаем облегченную версию нот (фрагмент):
Источник
Лунный свет пьеса для фортепиано
Клод Дебюсси «Лунный свет»
Композитор Клод Дебюсси сочинил огромное количество прекрасных произведений, но символом его творчества неизменно является сочинение для фортепиано «Лунный свет». Возвышенная музыка словно состоит не из нот, а из тихого света ночного светила. Сколько тайн хранит в себе магия ночи, столько спрятано в сочинении.
Историю создания «Лунного света» Дебюсси, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В конце февраля 1887 года Дебюсси вернулся из Рима (в 1884 году он получил премию, дающую возможность жить и работать в столице Италии за казённый счёт). Сразу с головой окунувшись в кипучую Парижскую жизнь, он не только встречался с прежними знакомыми, но и обзаводился новыми друзьями. Ярких впечатлений у молодого человека было предостаточно, а потому его творчество начало весьма интенсивно развиваться.
Жизнь Дебюсси стала весьма насыщенной, но особенно содержательным для него был 1889 год. Сначала весной Клод в течение двух месяцев наслаждался морским воздухом на северо-западе Франции в Динаре на берегу залива Сен-мало. Затем летом композитор побывал на Всемирной выставке, где заслушивался звучанием экзотических оркестров из Китая, Вьетнама и острова Ява. Эта музыка воспринималась им как призыв к существенному обновлению его творческого стиля.
Кроме того, в рамках международного мероприятия Клод вновь смог окунуться в такой притягательный для него мир русского музыкального искусства. В Париже 22- го и 29 — го июня состоялись два концерта, на которых под управлением Александра Глазунова и Николая Андреевича Римского-Корсакого прозвучали как их собственные сочинения, так и произведения Даргомыжского , Мусоргского, Чайковского , Лядова, Бородина , Балакирева и Кюи. Несмотря на то, что Дебюсси был уже хорошо знаком с сочинениями авторов, от концерта он остался в большом восторге.
Далее сильные впечатления композитора пополнились от знакомства с творчеством бельгийского писателя Мориса Мотерлинка. Его пьесу «Принцесса Малейн» он читал с особым упоением. А затем стремление приблизиться в искусстве к современным новаторским направлениям привели Клода в салон поэта-символиста Стефана Малларме. Всё это, а также влюблённость в девушку, которую он называл Габи с зелёными глазами, сильно отразилось на творениях Дебюсси данного периода. В то время из-под пера композитора выходили очаровательные сочинения полные увлекательных грёз и поэтической упоённости. Именно в 1890-ом году он и создал свой знаменитый ноктюрн «Лунный свет», который первоначально был именован автором «Сентиментальной прогулкой». Это обаятельное произведение нежного романтизма раннего Дебюсси было представлено автором как вторая часть «Бергамасской сюиты». Следует отметить, что фортепианный цикл несколько раз композитором переукомплектовывался и в окончательном варианте был издан лишь в 1905 году.
Интересные факты
- Одну из самых оригинальных версий аранжировки создал русский композитор и аранжировщик Дмитрий Тёмкин. Он переложил сочинение для органа. Музыка прозвучала в фильме «Великан» (1956).
- «Лунный свет» не был включен в «Фантазию» Уолта Диснея из-за временного ограничения. Спустя практически пятьдесят лет фрагмент был восстановлен и включен в расширенную версию мультипликационного фильма.
- Музыка в оркестровке Андре Каплета использовалась в 1953 году в балете «Голубой ангел».
- Композитор, вдохновленный клавесинной французской музыкой 18 века, сочинил еще несколько произведений для данного цикла. Тем не менее «Лунный свет» сильно отличается по стилистике. Сочинитель долго думал, стоит ли включать композицию, именно в этот цикл, но сомнения были побеждены после безоговорочного успеха сочинения на премьере.
- 22 августа 2013 года в честь 151-летия Дебюсси европейский сервер Google Doodle решил организовать виртуальное путешествие по набережной столицы Франции. Атмосфера, созданного ролика полностью отражала эпоху девятнадцатого века. В качестве музыкального произведения выбрано самое романтичное и яркое произведение композитора «Лунный свет». Антураж видеоролика был дополнен воздушными шарами, городскими огнями, ветряными мельницами на Монмартре. В завершении, по Сене проплывают две лодки, начинается дождь, и влюбленные прячутся под одним красным зонтом.
- После окончания сочинения у Дебюсси было несколько вариантов названия, среди которых были такие как «Сентиментальная прогулка» и «Ноктюрн», но в итоге выбор пал на самое романтичное и вдохновенное название «Лунный свет».
- Считается, что на создание ноктюрна, композитора вдохновило стихотворение известного французского поэта Поля Верлена «Лунный свет». На самом деле все произошло ровно наоборот. Вдохновленный легкой и гармоничной музыкой писатель написал 3 чудесных четверостишья. В первом Верлен изящно отсылает нас к первоисточнику: «Печальный, дивный антураж, старинной бергамаски»
- Во время сочинения композиций во Франции была мода на Комедию дель арте. Дебюсси не мог не увлечься этим маленьким миром бродячих артистов. В честь, чего и была сочинена «Бергамасская сюита».
Содержание «Лунного света»
«Лунный свет» по праву считается одним из шедевров импрессионизма. Первоначально, импрессионизм появился не в музыкальном, а в художественном искусстве. Считается, что направление основывается на технике под названием «Впечатление». Художник словно останавливает мгновенье, запечатляя его на холсте. Но музыка способна выразить больше, чем одно мгновенье. Вместо одной картинки, созданной нашим воображением, прорисовывается пусть и небольшой, но сюжет. Развитие сюжетной линии возможно только при правильном выборе музыкальной конструкции.
Дебюсси умело обращается с формой произведения. Ноктюрн представляет собой сложную трехчастную форму с эпизодом и кодой:
- Первая часть рисует нам спокойную водную гладь, в которой безмятежно отражается лик луны. Тихие лучи медленно растворяются в темной, ночной воде.
- Эпизод, как и положено, имеет свободную форму. Он состоит из нескольких дополняющих построений, которые разграничены сменой темпа и тональности.
- Реприза варьированная дополняется мелодическим аккомпанементом из эпизода. Слушатель может наблюдать, как ночь наполнилась новыми красками.
- Кода построена на интонациях эпизода, что делает произведение еще более логичным.
Арочная замкнутость не дает произведению развалиться. Возвращение к первоначальным мотивам навевают слушателю первоначальные воспоминания. Но ночной мир уже изменился, развитие достигнуто. Лунная дорожка медленно растворяется, предоставляя дорогу солнцу и новому дню.
В произведении проявлены лучшие черты музыкального импрессионизма:
- Тонкие ассоциативные параллели. Произведение не является программным, даже несмотря на наличие говорящего названия. Таким образом, создаются не прямые аналогии с объектом наблюдения, а лишь намеки на него. Это образ, воспоминание, а не действительность.
- Звукоизобразительность. Главная идея импрессионизма – это созерцание. Создание едва ощутимого образа, посредством использования музыкальных инструментов – вот главная задача композитора, сочинявшего в подобном направлении. Звук обогащается колористикой. Нельзя ни минуты сомневаться в наличии изобразительности звуков в ноктюрне.
- Необычная гармонизация. Умение правильно гармонизовать мелодию, чтобы не перегрузить сочинение – это дело вкуса. Дебюсси прекрасно справился с задачей. Практически каждый такт сочинения можно отметить яркими и запоминающимися отклонениями или модуляциями в далекие тональности.
- Легкость динамики. Практически все произведения, созданные Дебюсси имеют динамику на пианиссимо. Только в зоне кульминации можно заметить динамическое увеличение.
- Воссоздание выразительных приемов, которые характеризуют искусства предыдущего времени. Эпизод отсылает нас к романтической эпохе. Об этом свидетельствует взволнованный аккомпанемент с наличием большого количества пассажей.
- Пейзажное начало. Это красивый ночной пейзаж, в котором кроется необыкновенная глубина.
Многие считают, что классическая музыка обязательно должна подчиняться законам драматургии. Это подразумевает нахождение конфликта, заложенного внутри построения. Ведь подобным образом строилась практически вся музыка, начиная от барокко и заканчивая поздним романтизмом. Дебюсси открыл для человека совершенно другой способ мировоззрения – это созерцание. Слияние с природой помогает найти самый простой путь к обретению спокойствия и внутренней гармонии.
Музыка «Лунного света» в кинематографе
Чистота музыки, восторженно-мечтательный характер, привлекают режиссеров практически в каждом уголке света. Тысячи кинолент украшает дивная мелодия «Лунного света». Мы подобрали самые известные сериалы и фильмы, в которых можно услышать произведение.
- Западный мир (2016);
- Тутанхамон (2016);
- Вечность (2016);
- Моцарт в джунглях (2016);
- Афера по-американски (2013);
- Судная ночь (2013);
- Ученик мастера (2012);
- Разрушители (2011);
- Восстание планеты обезьян (2011);
- Сумерки. Сага. Затмение (2010);
- Курьер (2010);
- Сумерки (2008);
- Гнев (2004);
- Одиннадцать друзей Оушена (2001);
- Казино Рояль (1967).
Ноктюрн «Лунный свет» представляет собой одно из немногих сочинений, позволяющих человеку не бороться с судьбой, а наслаждаться каждым мгновением жизни. Ведь счастье оно заключается в осознанности, в настоящем. Будь то волшебная ночь или утренний рассвет, ты живешь только тогда, когда можешь чувствовать этот мир. Созерцание – это и есть бесконечность.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Клод Дебюсси «Лунный свет»
Источник
Claude Debussy / Клод Дебюсси — Clair de Lune / Лунный Свет (из к/ф «Искупление»/ «Atonement»)
Клод Дебюсси (фр. Achille-Claude Debussy), (22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа — 25 марта 1918, Париж) — французский композитор.
Сочинял в стиле, который часто называют импрессионизмом, термином, который он никогда не любил. Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
Дебюсси — французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Ученик А. Мармонтеля (фортепиано), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк — сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901).
Дебюсси — основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Д. воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую “Прелюдию к „Послеполуденному отдыху фавна»” (по эклоге С. Малларме, 1894), в которой проявились характерные для музыки Д. зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий Д. — опера “Пеллеас и Мелизанда” (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Д. воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза “Море” (1905) — самое крупное симфоническое сочинение Д. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.
В некоторых произведениях — “Бергамасская сюита” для фортепиано (1890), музыка к мистерии Г. Д’Аннунцио “Мученичество св. Себастьяна” (1911), балет “Игры” (1912) и др. — проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Д. создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь — 1910, 2-я — 1913), снабжённые поэтическими названиями (“Дельфийские танцовщицы”, “Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе”, “Девушка с волосами цвета льна” и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.
Сочинения:Оперы — Родриго и Химена (1892, не окончена), Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж), Падение дома Эшеров (в набросках, 1908—17); балеты — Камма (1912, конц. исп. 1924, там же), Игры (1913, Париж), Ящик с игрушками (детский, 1913, пост. 1919, Париж); кантаты — лирические сцены Блудный сын (1884), Ода Франции (1917, завершена М. Ф. Гайаром); поэма для голосов с оркестра Дева-избранница (1888); для орк. — дивертисмент Триумф Вакха (1882), симфоническая сюита Весна (1887), Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна” (1894), Ноктюрны (Облака, Празднества; Сирены — с женским хором; 1899), 3 симфонических эскиза Море (1905), Образы (Жиги, Иберия, Весенние хороводы, 1912); камерно-инструментальные ансамбли — сонаты для виолончели. и фортепиано (1915), для скрипки и фортепиано (1917), для флейты, альта и арфы (1915), фортепианное трио (1880), струнный квартет (1893); для фортепиано — Бергамасская сюита (1890), Эстампы (1903), Остров радости (1904), Маски (1904), Образы (1-я серия — 1905, 2-я — 1907), сюита Детский уголок (1908), прелюдии (1-я тетрадь — 1910, 2-я— 1913), этюды (1915); песни и романсы; музыка к спектаклям драматического театра, фортепианн транскрипции и др.
Источник