Луперы для гитары что это такое

GuitarLine.Ru

Как использовать луперы в занятиях на гитаре

Опубликовано: 22.11.2015, автор: sMiles

Для начала давайте определимся что скрывается под названием «лупер», это педаль/устройство, который позволяет воспроизводить ваши записанные петли(лупы, от английского loop) иногда с добавлением различных эффектов или программа, которая позволяет выполнять то же самое.

В этой статье я хочу немного поговорить на тему применимости луперов во время занятий на гитаре или живой работы.

Лупер позволяет записывать ваши фразы и воспроизводить их как непрерывно зацикленную петлю(loop). Вы можете использовать наложение отдельных петель друг на друга или работать с мультитреком, который позволяют управлять воспроизведением каждой петли в отдельности.

Луперы так и напрашиваются для занятий импровизацией, так как позволяют быстро записать петлю с аккордами или гармонией собранной из отдельных фраз.

Луперы бывают моно(Ditto Looper) или стерео (Ditto X2, Electro-Harmonix 2880). Стерео луперы позволяют одновременно записывать сразу пару инструментов, например, бас и гитару или писать стерео сигнал.

Давайте подробнее остановимся на использовании луперов во время занятий.

  1. Импровизация — запишите небольшую аккордовую последовательность и импровизируйте сколько вашей душе угодно. В некоторые луперы можно так же загружать свои минусовки, так что вы всегда сможете поработать над стандартами или идеями для вариаций ваших соло.На мой взгляд, лупер это самая нужная педель при работе над материалом из книг по импровизации или фразировке. Обычно упражнения/фразы там имеют длительность от 2 до 8 тактов и всегда поверх нотного стана указана гармония. Работая, над упражнениями по книге очень удобно быстро записать аккорды гармонии и тут же заняться самой фразой.
  2. Отработка игры ритм партий — если в вашем лупере есть драм-машинка или метроном, вы можете записать простой аккордовый подклад, а затем поиграть ваши ритм партии. Петля с аккордами и кликом позволит вам почувствовать движение и гармонии, и грува. Во многих песнях ритм строится на взаимодействии сразу нескольких партий друг с другом. Лупер позволяет быстро записать партию первой гитары и тут же поиграть партию второй гитары поверх.
  3. Сочинение музыки — с простыми луперами вы будете ограничены только одной фразой, но с такими комбайнами как Electro-Harmonix 2880 или Boss RC-300 вы можете писать несколько отдельных треков и управлять их воспроизведением. С лупером работа над вашими идеями может выполнятся гораздо быстрее чем с подключением к компьютеру.
  4. Отработка сложных пассажей — вы можете загрузить нужный вам фрагмент в лупер и играть его вместе с петлей. Или записать вашу игру фрагмента в медленном темпе и ускорить воспроизведение, постепенно пытаясь повышать свой темп. Трюк с ускоренным воспроизведением не сработает с EH2880, так как в нем при изменении скорости меняется высота фрагмента, а вот в Digitech Jamman такой вариант работы возможен. Конечно, в DAW на компьютере будет гораздо удобнее, но кому-то такой вариант может подойти.
  5. Игра под минус — вы так же можете загрузит несколько своих минусовок в лупер и заниматься отработкой песен целиком, без необходимости иметь под рукой компьютер или плеер.

Луперы так же можно использовать во время живой работы, это может быть one man band с каким-нибудь BOSS RC-50, или просто синхронизированный по Midi или со своим кликом лупер, который может добавить в ваш коллектив возможность игры наложений.

Для живой игры, кстати, не обязательно упираться только в педали, можно переключится на использование софта. В этом случае ваша цепочка должна будет включать звуковую карту и компьютер, но и возможностей тут может быть гораздо больше.

После обновления Amplitube 4 получил неплохой встроенный лупер, но если вам жалко 99 евро за плагин, можно использовать бесплатный Mobius 2 или искать бесплатную lite версию Ableton.

В общем, если у вас еще никогда не было в борде лупера, попробуйте начать с покупки самого простого, это тот случай, когда оборудование поможет в развитии вашей музыкальности.

Чтобы помочь вам определится с выбором, почитайте обзоры луперов, постепенно будут добавляться новые, так что оставайтесь на связи

Источник

Напольные луперы BOSS RC LOOP STATION

Сегодня, мы хотели бы рассказать вам про линейку напольных фразовых семплеров от Boss, остановится на каждом из них поподробнее, рассмотреть функционал, «фишки», особенности и сферу применения.

И так, для чего же нужны приборы серии RC Loop Station? Начнем с того, что вообще такое Фразовый Семплер или как его еще называют Looper. Фразовый Семплер это устройство позволяющее записать в него короткий отрезок произведения, фразу, такт определенной длинны и циклично его воспроизводить, более того современные Фразовые Семплеры позволяют на ходу записывать практически неограниченное количество наложений и слоев, в одиночку, на ходу создавая целые произведения. Очень долго семплеры использовались в основном в электронной музыке, ввиду технических и конструктивных особенностей. Но c появлением линейки Boss RC Loop Station ситуация начала стремительно меняться, так появилось такое понятие как Live Looping — живое исполнение музыкального произведения, путем записи, перезаписи, наложения коротких фраз и семплов в реальном времени. Стали проводиться регулярные Boss Loop Contest, в которых участвовали музыканты со всего мира, создавая порой очень сложные и замысловатые произведения. Более того, многие музыканты стали знамениты благодаря Live Looping, среди них нельзя не вспомнить Ed Sheeran, Yoav, KT Turnstall, Dub FX, Rico Loop, Jarle Bernhoft.

Итак, самая младшая модель в линейке, BOSS RC-1

Самый простой в использовании фразовый семплер в виде обычной компактной педали BOSS,

— Одна дорожка
— Максимальное время записи составляет 12 минут записи в стерео,
— Раздельные входы для левого и правого канала (есть возможность работать в моно режиме), позволяющие включать в педаль гитару, бас, в том числе и после обработки различными эффектами и процессорами с моно и стерео выходами, раздельные стерео выходы.

Управление педалью очень простое, осуществляется путем нажатия на педаль, одно нажатие — начало записи фразы, еще одно нажатие — конец записи и запись наложения (overdub) — еще одно нажатие — воспроизведение, быстрое двойное нажатие останавливает воспроизведение. Для того чтобы очистить память нужно остановить воспроизведение и зажать педаль на 2 секунды или дольше. Последовательность можно сменить на запись — воспроизведение — запись наложения, эта функция, огромное спасибо BOSS присутствует во всех приборах RC и во многом упрощает использование, позволяя настроить и отработать алгоритм под себя. Также присутствует функция удаления последнего записанного семпла или восстановления удаленного, для этого нужно просто зажать педаль на 2 секунд во время воспроизведения фразы. Ручка на лицевой панели педали, регулирует громкость воспроизводимого семпла.

Также стоит отметить, что хоть это простой и относительно недорогой лупер, Boss предусмотрели подключение опциональных футсвичей, футсвичи отвечают за остановку воспроизведения/записи и очистку/восстановление последнего записанного семпла, что в разы повышает удобство использования. Дополнительным плюсом станет индикатор, наглядно отображающий длину фразы. Удобно, что прибор хранит в памяти последнюю записанную сессию, даже после отключения питания. В конечном итоге у Boss получился очень качественный и функциональный прибор, который будет идеальным вариантом для занятий, импровизаций, написания набросков материала и отработки фраз. Также RC-1 станет надежным спутником тем кто хочет разнообразить свое живое выступление небольшими вставками и подкладками из отдельно записанных в живую фраз.

Следующий прибор серии, BOSS RC-3

Внешне, он напоминает RC-1, все тот же форм фактор компактной педали Boss, одна дорожка с функцией многослойной записи, но функционально это абсолютно другой прибор и все здесь гораздо серьезнее, но обо всем по порядку.

Управление педалью осталось тем же, что и у RC-1, все та же последовательность, запись — запись наложения — воспроизведение, при нажатии на педаль, так же есть возможность изменения последовательности. Ключевые отличия от RC-1, первое это конечно же время записи, в RC-3 оно равно примерно трем часам стерео записи. Следующее и не менее важное — это появление памяти из 99 ячеек с возможностью записи и сохранения фраз, более того, появилась возможность подключить педаль по USB и перенести записанные семплы на компьютер и обратно. Немало важным является и появление встроенной простенькой Драм машины. Количество паттернов 9, с возможностью изменения темпа, немного, но этого вполне достаточно, для домашних занятий и пред записи отдельных подкладов которые вы планируете использовать в своих выступлениях, стоит отметить, что драм машина не записывается на дорожку сэмпла и при необходимости, вы можете пользоваться ей как метрономом, а после записи выключать, оставляя звучать только свою фразу. Нельзя не упомянуть и о других интересных функциях представленных в лупере RC-3 и более старших моделях, которые выгодно отличают их. Первое и очень удобное — функция автозаписи, в этом режиме, педаль после нажатия ждет пока на ее вход не придет сигнал и только после этого начинает запись фразы, а это значительно облегчает жизнь музыканту, достаточно вывести педаль в режим ожидания, приготовиться и начать играть, остальное педаль сделает сама, останется только вовремя остановить запись, когда фраза будет закончена. Другой полезной «фитчей» прибора является запись по отсчету, в этом режиме вы устанавливаете желаемый темп кнопкой TAP TEMPO и после нажатия на педаль, она дает вам отсчет в один такт и после автоматически начинает записывать. Другим интересным режимом является одиночное проигрывание фразы, т.е. в этом режиме педаль проигрывает сохраненную фразу один раз, от начала до конца, после чего останавливается, в этом режиме невозможна запись наложений, он служит для воспроизведения заранее заготовленных подкладов и минусов. При одиночном нажатии на педаль во время воспроизведения, лупер просто начнет проигрывать фразу с начала. Еще стоит отметить, что RC-3 также как и более старшие модели, во время записи под клик, сама подгоняет окончание записи фразы под конец такта, даже если вы нажмете на стоп не в долю, педаль за вас сделает все как нужно, а даже если вы записываете без отсчета, педаль проанализирует записанную фразу и определит темп, индикатор Tap Tempo будет мигать в такт вашей записи, что позволит вам не потеряться в трудную минуту.

На лицевой панели располагается экран отображающий номер банка проигрываемой фразы, двойная ручка, отвечающая за громкость проигрываемой фразы и драм машины, индикаторы режима запись-воспроизведение, кнопки выбора ячейки памяти, TAP TEMPO, кнопка включения-выключения драм машины и кнопка Write отвечающая за сохранение и удаление фразы из памяти. По входам-выходам у RC-3 все идентично описанному выше RC-1, раздельный стерео вход, для гитары, баса, синтезатора, процессора эффектов, возможно использование моно источников сигнала, раздельный по канальный стерео выход и добавился AUX, теперь можно записывать семплы с вашего телефона, мп3 плеера и тд. Разъем для подключения опциональных футсвичей, на этом мы остановимся немного подробнее. Вы можете подключить к RC-3 футсвичи FS-5U или FS-6. В случае с одним FS-5, вы получите облегчение работы в виде остановки воспроизведения при однократном нажатии, TAP TEMPO при кратко временном нажатии при остановленном RC-3 и очистке памяти при нажатии на футсвич и удерживании его в течении 2 сек. А теперь самое вкусное в RC-3, как только вы подключаете двойной футсвич FS-6, вам открывается полный функционал этого малыша, с помощью второй педали вы можете контролировать переключение ячеек памяти, одно короткое нажатие переключает на следующую ячейку, долгое нажатие в 2 сек, переключает на предыдущую ячейку, причем если в момент нажатия на смену фразы, лупер был в режиме воспроизведения, он проиграет текущую фразу до конца и без задержки начнет воспроизводить выбранную следующей, эта функция позволяет расширить функционал лупера с одной дорожкой в разы, используя его для построения и исполнения довольно сложных композиций.

Если вы музыкант, желающий попробовать себя в серьезном Live Looping или ищете компактный прибор для воспроизведения минусов и подкладов в вашей концертной программе — BOSS RC-3 надолго станет вашем надежным другом и союзником в этом деле!

BOSS RC-30 — это настоящая, серьезная машина для Live Looping ставшая одним из классических приборов для этих задач.



RC-30 внешне представляет собой классическую двойную педаль от BOSS, внутри скрываются очень мощные функции, такие как:

— 3 часа стерео записи,
— 99 ячеек памяти, с возможностью переключаться между ними без задержки во время живого выступления, по 2 дорожки в каждой ячейке памяти с возможностью записи наложений на каждую и независимо управлять ими, включать-останавливать-перезаписывать.
— Драм машина.
— Процессор эффектов
— Микрофонный вход с фантомным питанием

Все это открывает широкие возможности для творчества, но обо все по порядку.

Немного об управлении, алгоритм работы остался тем же, проверенным временем, запись — запись нового слоя — воспроизведение или запись — воспроизведение — запись нового слоя. Но изменилось управление, т.к. теперь мы имеем 2 педали. Левая педаль отвечает за начало записи или запись наложения при однократном нажатии, за удаление/восстановление последнего записанного фрагмента при удерживании педали более 2 сек. и включении выбранного эффекта при быстром двойном нажатии. Правая педаль отвечает за остановку активной дорожки при однократном нажатии, остановку обеих дорожек при быстром двойном нажатии, смене активной дорожки при удерживании более 2 сек. и за функцию TAP TEMPO, когда лупер остановлен. Для очистки трека, необходимо зажать правую педаль и нажать на левую.
В RC-30 также присутствуют такие полезные и удобные функции как автозапись и запись по отсчету, функция одиночное проигрывание фразы так же сохранилась, но претерпела некоторые изменения, теперь ее можно назначить на одну из дорожек или на обе, в зависимости от ваших предпочтений и задач. Следующим очень полезным дополнением является поддержка работы с микрофоном, предусмотрено фантомное питание 48V для конденсаторного микрофона, с ним RC-30 можно использовать для создания вокальных сэмплов, бэк вокалов и фраз перкуссии и духовых инструментов. Драм машина в RC-30 является полной копией драм машины в RC-3.
Процессор эффектов работает только с записанными фразами, т.е. обработать входящий сигнал в реальном времени с его помощью нельзя. Эффекты представлены 5 алгоритмами обработки, Bend Down — понижение высоты звука, Step Phaser — пошаговый Фейзер, Sweep Filter — фильтр частота которого синхронизирована с темпом фразы, Tempo Delay — дилей синхронизированный с темпом фразы, Lo-Fi — специфический эффект ухудшения звука, все эти эффекты позволят вам немного преукрасить переходы и окончания своего номера.

В целом в RC-30 имеет очень дружелюбный интерфейс, который позволяет очень быстро освоить эту педаль. Лицевая панель условно разбита на блоки, FX-LOOP — индикация выбранного эффекта и кнопки управления процессором эффектов. Блок управления дорожками, 2 слайдера громкости каждой дорожки, кнопки выбора дорожки со световой индикацией активной дорожки. Memory, экран отображающий номер ячейки памяти и кнопки переключения ячеек, RHYTM, блок управления драм машиной, ручка громкости паттерна, кнопки выбора паттерна, включения/выключения драм машины, кнопка Tap Tempo, с подсветкой мигающей в заданном темпе. Блок MIC, представлен ручкой регулировки входного сигнала микрофона и индикатором перегруза. Между педалями притаились индикаторы режима работы устройства запись/воспроизведение и индикатор Power отображающий включена педаль или нет. Входы, уже привычные нам раздельный стерео инструментальный вход, может работать как моно вход, тогда используется только левый канал, раздельный стерео выход, стерео AUX для подключения МП3 и других источников сигнала, балансный микрофонный вход, рядом с которым находится кнопка включения фантомного питания. Разъем для подключения опциональных футсвичей, FS-5U, FS-6. При использовании двойного FS-6 на него выносятся следующие функции, левая педаль — одно нажатие, смена активной дорожки, удерживание более 2 сек, произойдет смена ячейки памяти на следующую. Правая педаль — одно нажатие, включение-выключение процессора эффектов, удерживание в течении 2 сек, смена ячейки памяти на предыдущую. При нажатии на обе педали более 2х секунд вы можете поочередно выбирать алгоритм работы процессора эффектов.

Естественно в RC-30 присутствует USB, так вы можете скопировать записанный в нее материал и продолжить работу с ним уже на компьютере, или скинуть необходимый материал с компьютера на нужную вам дорожку. И так, в совокупности RC-30 станет идеальным выбором для людей серьезно увлекающихся Live Looping, One Man Band-ов, музыкантов желающих создавать довольно сложные и интересные произведения в одиночку. Из профессиональных и известных музыкантов, которые работали и работают именно с RC-30, можно назвать таких как Ed Sheeran и Yoav.

При всей кажущейся сложности, все перечисленные Фразовые Сэмплеры являются одними из наиболее дружелюбных и приспособленных к живой игре, с очень продуманным функционалом и управлением, которое можно осуществлять не наклоняясь к педали, все самые необходимые функции для выступления доступны с педалей или футсвичей, к тому же, поиграв некоторое время, вы быстро с ними освоитесь и привыкнете делать это все не задумываясь.
Но все вышеперечисленные приборы имеют один нюанс, они будут хороши если вы играете один или с небольшим составом, с использованием небольшого количества живых инструментов, но как только вы добавляете в состав больше людей, электронные инструменты, клавиши с арпеджиаторами, другие семплеры, драм машины и тд., вас несомненно возникнет как минимум одна проблема — синхронизации всего этого по темпу между собой. И вот для подобных задач у BOSS есть решение, в виде флагмана линейки RC-300.

Итак, BOSS RC-300, что же это такое и что в нем такого примечательного? Давайте рассмотрим все его особенности.


BOSS RC-300 с первого взгляда очень похож на обычный гитарный процессор, с ЖК дисплеем, с рядом футсвичей и педалью экспрессии, на деле же, это мощнейший трех дорожечный лупер, с

— 99 ячейками памяти для сохранения фраз и памятью на 3 часа стерео записи.
— Микрофоном с возможностью фантомного питания.
— Регулируемый по входу AUX для подключения мп3.
— Процессором эффектов.
— Драм машиной.
— USB выход предназначенный для обмена данными с PC, а также работающий как аудио интерфейс.

Что же изменилось?

В первую очередь максимально продуманное и удобное управление, все 3 дорожки, контролируются отдельно выделенными футсвичами, по 2 футсвича на дорожку. 1й отвечает за запись — запись наложения — воспроизведение дорожки, порядок можно так же изменить при необходимости. 2й останавливает воспроизведение и запись дорожки. Удаление или восстановление последней записи на дорожке выполняется удержанием 1й педали дорожки, полная очистка трека выполняется удерживанием педали стоп соответствующей дорожки. Раздельный контроль каждой из трех дорожек, очень удобен и интуитивен. Отдельным плюсом является вынесенная педаль остановить-запустить все, позволяющая делать паузы и остановки при исполнении.

Помимо знакомых режимов записи и воспроизведения, появились новые — самый интересный из них Single Track Play, переводящий RC-300 из 3х дорожечного лупера в 3 одно дорожечных. Что это значит? Допустим, вам нужно исполнить композицию, куплет — припев — куплет — бридж, для этого вы записываете куплетный подклад на первый трек, припев на второй и бридж на третий трек, начинаете воспроизведение с первого трека, при включении 2го трека первый доигрывает до конца и останавливается, начинает играть только второй, возвращаетесь на первый трек, второй останавливается, снова играет первый, после чего переходите на третий трек который начинает воспроизводиться после окончания первого, таким образом вы можете сыграть с помощью RC-300 полноценное произведение.

Еще одной полезной функцией стала возможность редактировать, копировать и переносить записанные фразы между дорожками, более того в RC-300, в отличии от других луперов RC серии фразы на всех 3х дорожках могут быть разной длины, например 1й трек -1 такт, 2й трек 2 -такта, 3й трек -4 такта, что очень удобно, больше не нужно наигрывать один и тот же повторяющийся фрагмент, длинной 1 такт, чтобы уровнять его с более длинным фрагментом например в 4 такта.

Процессор эффектов в RC-300 стал более расширенным и обзавелся 16 алгоритмами, разбитыми на 5 категорий, среди которых обработка для гитары, голоса, модуляция и другие. Важнейшим его обновлением стала возможность назначения на вход, любую отдельную дорожку, главный выход, главный выход и драм машину или на все сразу. Включение-выключение процессора эффектов вынесено на отдельный футсвич FX LOOP, а параметры эффекта могут контролироваться педалью экспрессии в реальном времени.

Драм машина RC-300 тоже претерпела значительные изменения, ну во первых кол-во паттернов увеличено до 83, другим нововведением стала возможность изменения размера, теперь доступны не только 4/4 и 3/4, но и более продвинутые 15/8, 11/8 и тд. Помимо TAP TEMPO в RC-300, реализована точная настройка необходимого темпа в BPM.

Самыми же ключевыми особенностями, поднимающими RC-300 на абсолютно другой уровень удобства и возможностей является увеличение кол-ва выходов с возможностью настройки маршрутизации выходного сигнала и добавление MIDI. Рассмотрим по порядку — у RC-300 есть 2 пары выходов, Main Out и Sub Out, в настройках присутствует возможность задать маршрутизацию всех дорожек либо отдельно на Main Out или Sub Out или же на оба выхода одновременно. Из этого следует, что теперь вы можете разбить сигналы, все свои фразы запустить например на Main Out для слушателей, а Sub Out использовать для персонального мониторинга, заведя на него фразы и клик со встроенной в RC-300 драм машины, таким образом, у вас и вашей группы будет возможность играть под метроном синхронизированный по темпу с вашими фразами и скрытый от ушей публики. Теперь добавьте к этому возможность соединения по MIDI и синхронизацию по темпу с другими устройствами типа драм машин, синтезаторов или с другим RC-300 и вы получаете мощнейший инструмент для решения любых задач по Live Looping, создания многослойных, интересных композиций, импровизаций и незабываемых шоу, ограниченных только вашей фантазией.

Надеемся, представленный материал оказался полезен и интересен для вас и ответил на многие вопросы касательно Фразовых Семплеров BOSS.

Источник

Оцените статью