Лушников самоучитель для аккордеона

В.Лушников — Самоучитель игры на аккордеоне

Предлагаемый Самоучитель является учебным пособием для желающих самостоятельно научиться играть на аккордеоне, а также для учащихся ДМШ, учебных заведений культуры и кружков художественной самодеятельности. Помещенный в Самоучителе материал рассчитан на одно-двухгодичный срок обучения в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей. Весь курс разделен по темам, в которых последовательно излагаются основные элементы техники игры, нотной грамоты, даются необходимые сведения о работе с нотным текстом. В репертуаре Самоучителя представлены обработки и переложения популярной песенно-танцевальной, эстрадной, народной и классической музыки.

__
Школа игры на аккордеоне
Учебное пособие
В. Лушников
«Советский композитор», 1975,82,88г.
номер с3188к

ОТ АВТОРА

Данная Школа является вторым переработанным изданием. Она предназначается для широкого круга обучающихся игре на аккордеоне и может служить методическим пособием для педагогов.
Школа состоит из двух частей, рассчитанных на пятилетний курс обучения, ее содержание определяется программными требованиями детских музыкальных школ.
Настоящее издание существенно отличается от предыдущего: изменилось содержание внутри каждого раздела и в значительной степени изменен репертуар. Многие пьесы специально написаны для аккордеона. При подборе репертуара учитывались доступность произведений, их учебная ценность и художественное содержание. Школа содержит обработки народных мелодий, классические произведения, пьесы советских композиторов, песни, этюды, упражнения. В ряде пьес имеются варианты, рассчитанные на различную подвинутость учащегося. В целях совершенствования исполнительской технологии переработаны и дополнены разделы, связанные с работой исполнительского аппарата; расширены разделы, предназначенные для учителя музыки, введены новые разделы, такие, как «Закрепление пройденного», «Разучивание гамм, арпеджио, аккордов» и др.
Основное внимание автор уделяет воспитанию у учащегося увлеченности музыкальным искусством, активизации творческих способностей. В связи с этим предусмотрены упражнения и задания, развивающие самостоятельность и творческую активность ученика; большое значение придается развитию ритмического чувства и музыкального слуха, мысленных музыкально-слуховых представлений.
Школа рекомендует постоянное использование на практических занятиях теоретического материала, что должно содействовать овладению инструментом. Этот материал закрепляется с помощью специальных упражнений на аккордеоне.
В. Лушников

Часть I ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Первоначальные за пяти
Извлечение звуков на аккордеоне.
О регистрах
Подготовительные пальцевые упражнения.
Запись высоты и длительности звуков. Паузы
Упражнения на правой клавиатуре.
Левая клавиатура
Упражнения на левой клавиатуре.
Освоение мажорных аккордов
Игра двумя руками
Стаккато.
Исполнение в одной позиции
1. Прибаутка
Фраза. Предложение
2. Как под горкой, под горой. Русская ародная песня.
Легато
3. А. Денисов. Полька.
4. В. Лушннков. Этюд
Динамические оттенки (нюансы).
5. Пчелка. Болгарская народная песия.
6. В. Лушников. Хоровод
7. В. Лушников. Танец
8. Ах, во саду, саду. Русская народная песня
9. В. Лушников. Этюд
Перемещение позиций.
10. Д. Кабалевский. Маленькая полька.
11. В. Лушников. Этюд
12. Веселые гуси. Украинская народная песня
13. В. Лушников. Шутка
ОСВОЕНИЕ МИНОРНЫХ АККОРДОВ И ДОМИНАНТСЕПТАККОРДОВ
14. Не летай, соловей. Русская народная песня.
15. В лесу калика. Русская народная песня
16. В. Лушников. Мелодия
Нон легато.
17. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня
18. Шуточная. Русская народная песня.
Нота с точкой
19. Козлик. Детская песенка.
20. В. Лушников. Маленький вальс.
21. Степь да степь кругом. Русская народная песня
Вольта
Извлечение баса и аккорда в разных поперечных рядах.
22. Птичка. Детская песенка..
23. Е. Гнесина. Этюд.
24. Во поле береза стояла. Русская народная песня
Восьмые ноты
25. М. Иорданский. Голубые санки
26. Осень. Детская песенка.
27. М. Качурбина. Мишки с куклою танцуют полечку
Затакт
28. Эх вы, сени мои, сени. Русская народная песня
Знаки изменения высоты звуков (знаки альтерации)
29. Д. Томпсон. В горах
30. Коровушка. Русская народная песня.
31. В. Лушников. Этюд
Кистевое и пальцевое стаккато
32. Г. Беренс. Этюд.
33. Д. Кабалевский. Маленькое скерцо.
Акцент.
34. Полянка. Русская народная песня.
35. Польский народный танец
Портаменто
36. Я на горку шла. Русская народная песня
Четверть с точкой
37. Заиграй, моя волынка. Русская народная песня
38. Л. Бекман. Елочка.
39. Журавель. Украинская народная песня (дуэт).
Альтерация на левой клавиатуре.
40. Гей, по дороге. Русская народная песня.
41. Армянская народная песня.
Вспомогательный ряд левой клавиатуры.
42. А. Чиняков. Бодрая песенка.
43. Собачка потерялась. Американская народная песня.
О выразительности исполнения.
Кульминация
44. Среди долины ровные. Русская народная песня.
45. Г. Телеман. Пьеса
46. А. Салин. Вальс.
47. Селезень. Русская народная песня. Обработка Н. Владыкиной-Бачинской
Двойные ноты.
48. Л. Шитте. Этюд
49. В. Жигалов. Этюд.
50. Вдоль да по речке. Русская народная песня. Обработка В. Лушникова
Мажорная гамма. Лад. Тональность.
Тональность до мажор
51. В. Лушников. Этюд.
52. Л. Бетховен, Танец
Исполнение мажорных гамм на левой клавиатуре
53. В. Жигалов. Этюд
54. В. Лушников. Этюд.
Тональность соль мажор
55. К. Черни. Этюд.
56. В. Моцарт. Отрывок из оперы «Дон-Жуан» (дуэт).
57. Петушок. Латышская народная песня. Обработка В. Лушникова.
Минорный лад
58. Ивушка. Русская народная песня.
59. В. Лушников. Простой мотив.
Арпеджио
60. Шитте—Лушников, Этюд.
61. Тирольский вальс
Тональность фа мажор
62. А. Салин, Этюд
63. Английская песенка. Обработка В. Лушникова
64. А. Чиняков. Этюд
65. Как на тоненький ледок. Русская народная песня (дуэт)
Шестнадцатые.
66. Янка. Белорусская полька.
67. К. Черни. Этюд.
68. Старинный танец
Мотив и фраза
69. Ой, пид вишнею. Украинская народная песня.
70. Я с комариком, плясала. ОбработкаА. Лядова (дуэт)
71. Камаринская. Обработка В. Лушникова.
72. П. Чайковский. Старинная французская песенка..
Закрепление пройденного
73. А. Гурилев. Песенка
74. В. Лушников. Романс
75. Ф. Андрисв. Пиццикато.
76. В. Дементьев. Хорошее настроение.
77. На зеленом лугу. Русская народная песня. Обработка В. Лушникова
78. В. Дементьев. Этюд.
79. Г. Беренс. Этюд
80. В. Лушников. Этюд на русскую тему
81. В. Лушников. Этюд.
Ми минор.
91. И. Кореневская. Осенью.
92. Дивлюсь я на небо. Украинская народная песня
Ре мняор.
93. А. Пахмутова. Песня о тревожной молодости.
94. Д. Циполи. Менуэт.
Триоль.
95. Л. Шитте. Этюд
96. К. Гурлит. Этюд
Синкопа.
97. Маленький краковяк. Польский народный танец.
98. Л. Бетховен. Экоссез. Шотландский танец
Интервалы па правой клавиатуре.
99. Л. Шнтте. Этюд
100. Пастушок. Чешская народная песня. Обработка В. Лушникова.
101. Смело, товарищи, в ногу! Революционная песня
102. В. Бухвостов. Этюд
Интервалы на левой клавиатуре.
103. Л. Шитте. Этюд
104. Д. Кабалевский. Сказочка.
Выдержанные звуки.
105. В. Дементьев. Эхо 96
106. В. Иванов. Детская полька.
Полифония
107. Ты не стой, не стой, колодец. Русская народная песня
10К. Г. Перселл. Ария
109. В. Моцарт. Менуэт
Закрепление навыков
110. И. Гайдн. Менуэт
111. Л. Бетховен. Романс
112. В. Иванов. Песня без слов.
113. А.Хачатурян. Вальс.
114. А. Судариков. Рано утром.
115. Полька. Обработка В. Жигалова.
116. На горе-то калина. Русская народная песня. Обработка В. Лушникова.
117. Л, Шитте. Этюд.
118. Ф. Бейер. Этюд
119. А. Лешгорн. Этюд.
120. К. Черни. Этюд.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Применение регистров. Восьмая с точкой и шестнадцатая
82. В. Дементьев. Мазурка
83. Е. Кузнецов. Танец
84. Ф. Шуберт. Форель
Короткие арпеджио
85. А. Биль. Этюд.
86. В. Лушников. Танец
Форшлаг
87. Г. Беренс. Этюд
88. Ф. Шуберт. Экоссез
Минорные тональности Ля минор
89. А. Салин. Этюд
90. А. Гедике. Пьеса

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Мордент.
121. Н. Голубовская. Этюд
Трель
122. К. Черни. Этюд
123. И. Гайдн. Танец
Репетиция
124. К. Черни. Этюд.
125. А. Верстовский. Песня Торопа из оперы «Аскольдова могила».
Длинные арпеджио.
126. Л. Бетховен. Немецкий танец. Трезвучия и их обращения
127. Д. Кабалевский. Токкатина Обращения трезвучий на левой клавиатуре.
128. Л. Бетховен. Менуэт
Вариации
129. И. Прач. Тема и вариация.
130. Как ходил-гулял Ванюша. Русская народная песня. Обработка В. Лушникова
131. Венгерский чардаш. Обработка В. Лушникова
132. Р. Глиэр. Г ими Великому городу из балета «Медный всадник».
133. Д. Кабалевский. Веселое путешествие
134. М. Глинка. Полька
135. А. Грибоедов. Вальс
136. Л. Делиб. Мазурка из балета «Коппе-лия»
137. VI. Гайдн. Пьеса.
138. Т. Хаслингер. Сонатина.
139. Н. Любарский. Песня
140. И. С. Бах. Ария
141. К- Черни. Этюд
142. В. Жигалов. Этюд
143. Г. Салов. Этюд
144. В. Бухвостов. Этюд

ЧЕТВЕРТЫЙ И ПЯТЫЙ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Хроматическая гамма
145. К. Черни. Этюд
Септаккорды
Тремоло
146. А. Судариков. Веселая игра
147. Латышский народный танец. Обработ к а В. Жигалова
148. Е. Кузнецов. Гармошка-говорушка
149. В. Иванов. Вариации на тему русской народной песни «Посею лебеду»
150. Д. Шостакович. Танец.
151. С. Прокофьев. Марш.
152. Г. Пахульский. Мечты
153. В. Калинников. Грустная песенка
154. М. Глинка. Марш Черномора из ры «Руслан и Людмила»
155. А. Джулиани. Тарантелла
156. И. Брамс. Венгерский танец № 5
157. Л. Бетховен. Сонатина
158. А. Диабелли. Рондо
159. В. Моцарт. Легкая сонатина.
160. Е. Голубев. Хорал
161. П. Чекалов. Инвенция № 3
162. Д. Диполи. Фугетта
163. И. С. Бах. Органная прелюдия до жор
164. И. С. Бах. Органная прелюдия ре нор
165. Г. Бертини. Этюд.
166. Ф. Бургмюллер. Этюд.
167. А. Попов. Этюд.
168. Г. Бертини. Этюд.
169. Л. Шитте. Этюд.
Гаммы, арпеджио, аккорды
Разучивание гамм, арпеджио, аккордов.
Буквенные обозначения нот
Музыкальные термины на итальянском языке

Скачать ноты

Источник

В.Лушников — Самоучитель игры на аккордеоне

Раздел I

Ноты, пособия, литература для баяна, аккордеона

НАЗВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ

Среди множества различных звуков (голоса птиц и животных, звон, стук, треск, грохот, скрип, шелест, шум, гул) есть звуки, имеющие определенную высоту. Они называются музыкальными. Их можно спеть, сыграть на музыкальном инструменте, записать нотами.
Музыкальные звуки имеют семь названий: до, ре, ми, фа, соль, ля, си— это семь основных ступеней музыкального звукоряда.
Пройдитесь ровным шагом, сопровождая ходьбу счетом: «раз-два»; «раз-два» и т. д. Затем вместо счета называйте: до-ре; ми-фа; соль-ля; си-до. И так несколько раз. Затем под ходьбу называйте звуки в обратном порядке: до-си; ля-соль; фа-ми; ре-до.

ВАШ АККОРДЕОН

Посмотрите на аккордеон. Вы видите два полукорпуса: один — с клавишной клавиатурой для игры правой рукой, другой — с кнопочной для игры левой рукой. Их соединяет складчатый мех, предназначенный для нагнетания воздуха к голосам.
Аккордеонные голоса — это тонкие и узкие продолговатые пластинки. От нажатия пальцем клавиши открывается клапан. Нагнетаемый мехом воздух устремляется через клапанное отверстие и приводит в колебательное движение голос. Так образуется на аккордеоне звук.

ПОСТАНОВКА

От правильной посадки исполнителя, установки инструмента, подгонки аккордеонных ремней и положения рук во время игры в немалой степени зависят результаты дальнейших занятий на инструменте.

На аккордеоне следует играть, сидя на жестком или полужестком стуле; высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Сядьте примерно на половину сиденья стула, чуть с наклоном вперед, не сутулясь. Для ощущения опоры и удобства ноги слегка расставьте.
Поставьте аккордеон на бедра. По отношению к туловищу он должен быть сдвинут влево настолько, чтобы правый полукорпус, который во время игры не должен смещаться, и частично мех опирались на левую ногу; его движущаяся часть — левый полукорпус при этом окажется на весу. Дополнительная устойчивость правого полукорпуса во время игры достигается упором грифа в бедро правой ноги. Рекомендуемая установка инструмента требует и соответствующей регулировки длины плечевых ремней: левый ремень должен быть значительно короче правого. Это обеспечит правильное положение инструмента во время игры и нормальную работу правой руки без излишнего изгиба в запястье. Не рекомендуется сидеть, откинувшись на спинку стула, а также придерживать аккордеон подбородком.


Для занятий по Самоучителю рекомендуются аккордеоны, имеющие не менее 34-х клавишей на правой клавиатуре и 80-ти кнопок на левой

Для того чтобы привести в движение мех, нужно продеть кисть левой руки под рабочий ремень левого полукорпуса. Скользящим движением ладони вверх-вниз проверьте его натяжение. Тесный ремень затрудняет движения пальцев во время игры, а слишком свободный — утомляет руку.
Положения рук, пальцев и кисти во время игры должны быть естественными. Обратите внимание на форму пальцев и кисти при свободно опущенной правой руке. Не изменяя этой формы и сохраняя свободное состояние руки, приблизьте кисть к клавиатуре. Для извлечения звука достаточно легкого нажима на клавиши

ДВИЖЕНИЕ МЕХА

Отстегните закрепляющие мех сверху и снизу застежки. Проденьте кисть левой руки под рабочий ремень, нажмите большим пальцем на кнопку воздушного клапана, плавно разожмите и сожмите мех. Мех ведите веерообразно, при этом Вы должны ощущать натяжение плечевых ремней; при разжиме — правого, при сжиме — левого. Если аккордеон устойчив — значит, плечевые ремни отрегулированы правильно. Нельзя помогать движению меха наклонами тела, движениями плеч, ног или оттягивать левый полукорпус вперед или вверх.
Упражнение. Нажав на воздушный клапан, производите разжим и сжим меха, сопровождая каждое движение равномерным счетом:

Не прерывайте счета при смене направления движения меха. Учитесь считать равномерно, беспрерывно, подобно ударам маятника больших часов.

Источник

Оцените статью