- Ля бемоль мажор аккорд 7 ступени
- Ля бемоль мажор аккорд 7 ступени
- Уменьшенные вводные септаккорды
- Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени
- Буквенная запись
- Разрешение обращений
- Разрешение в аккорды доминантовой группы
- Малый вводный септаккорд
- Буквенная запись
- Разрешение
- ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях
- Прошлые записи по теме
Ля бемоль мажор аккорд 7 ступени
См. также решения задач
Абызова 380 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Бригадный 313 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Септаккорд VII ступени и его обращения
Определение. Виды. Вводными называются септаккорды, построенные на VII высокой ступени лада — вводном тоне (VII ступени мажора и гармонического минора). В мажоре это малый септаккорд с уменьшенной квинтой, в гармонических мажоре и миноре — уменьшенный септаккорд. Есть ещё вводный септаккорд с квартой.
Как и все другие септаккорды, VII7 имеет 3 обращения: VII65, VII43, VII2.
Функциональная принадлежность и бифункциональность. По функциональному значению вводные септаккорды принадлежат доминантовой группе, однако наличие в составе IV и VI ступеней говорит об их бифункциональности — D и S. По интенсивности неустойчивости вводные септаккорды близки D7.
Местоположение в форме. Приготовление. Вводные септаккорды используются во внекаденционных оборотах — практически после аккордов любых ступеней, если позволяет голосоведение:
после тоники — Бетховен. Соната №23, часть I.
после субдоминанты — Чайковский. «Детский альбом», «Полька»
после других доминант — Бетховен. Соната №5, часть I.
Разрешение септаккорда VII ступени. Септаккорд VII ступени и его обращения могут разрешиться непосредственно в T53, при этом основной тон и терция идут на ступень вверх. Благодаря ведению терцового тона вверх в тоническом созвучии удваивается терция. При таком голосоведении VII7 разрешается в I53, VII56 и VII43 — в I6. Разрешение же VII2 в I64 неупотребительно из-за несамостоятельного значения квартсекстаккордов вообще. Для перехода в K64, требующий перез собой S (или T) гармонии, VII2 тоже не подходит, т.к. не может служить представителем S. Обычно, если вводный септаккорд и проявляет заложенный в нем элемент S, то лишь в обороте VII43 — I53, изредка встречается в виде, аналогичном плагальному обороту (в дополнениях после полной каденции).
Разрешение в консонирующую доминанту. Возможно разрешение VII7 в D6.
Разрешение в обращения D7. Помимо непосредственного разрешения в T, VII7 может разрешаться через ближайшее обращение D7. При переходе в D7 (или его обращение) VII7 получает лишь частичное акустическое разрешение. Это внутрифункциональное разрешение, которое всегда требует дальнейшего движения, так как не даёт перехода неустойчивой гармонии в T.
Перемещение. При перемещении гармонии VII7 или переходе одного обращения VII7 в другое остается в силе правило, общее для всех септаккордов:септима выдерживается на месте в одном и том же голосе.
При гармонизации мелодический переход VII7 и его обращений в соответствующее обращение D7 даёт возможность проходящих оборотов с VII7 и его обращениями.
Проходящие аккорды между обращениями VII7. Между VII7 и VII65часто используется в качестве проходящего аккорд S64. При этом бас и один из голосов идут по тем же звукам в противодвижении, 2 других голоса выдерживают общие тоны. VII7-S64-VII65 или наоборот.
Между VII65 и VII43 используется иногда проходящий VI64 при аналогичных условиях голосоведения. VII65-VI64-VII43-I6.
Но особенно характерно проходящее D трезвучие между VII43 и VII2. VII43-D-VII2.
Возможен проходящий оборот I — VII65г. — I6 только вверх.
Особые обороты. Несовершенный каданс K64 — VII43 — I6 — V — VII7; VII7 — IV (VII2 — IV6), VII43 — VI.
Скачки при разрешении VII7.
VII43 3 — I6 5 ; VII43 1 — I6 5 ; VII7 3 — I3 5 с удв.5
VII65 5 — I6 1 ; VII65 7 — I6 3 с удв.3
Григ. Студенческая серенада op.73 №6 т.т.18-19
Энгармонизм VII7. Обращения VII7 равны энгармонически. Без настройки VII7 неопределён в ладовом отношении.
Малый вводный — наиболее типичное применение в мелодическом положении септимы. (или септима выше примы)
VII7 4 Шуберт. Спокойно спи. Рахманинов «О нет, молю, не уходи».
VII7 малый присущ романтикам, позднему Скрябину. Энгармонизм — тристанов аккорд, рахманиновская S)
VII2 — VI. Григ «Ариэтта»op.12 №1.
VII2 — D7 — I. Григ. Листок из альбома op.47 №2
Малый вв. VII7. Григ Ноктюрн op.54 №4
Григ. «С водяной лилией» op.25 №4 том II.
Григ. «Лебедь» перед кодой VII43мал. — I6
Источник
Ля бемоль мажор аккорд 7 ступени
Септаккорды , построенные на седьмой вводной ступени лада , называются вводными
Два нижних звука аккорда относятся к области доминанты (гармонической доминанты), два верхних — к области субдоминанты (гармонической субдоминанты). Как следствие, это противоречивый и один из самых напряженных (из простых с точки зрения современной музыки) аккордов доминантовой группы. *От автора: если опираться на джазовый опыт в слуховой идентификации аккордов, в созвучиях, состоящих из нескольких аккордов в вертикали, — определяющим является нижний аккорд. Поэтому это аккорд доминантовой группы. И с точки зрения обычной теории это тоже логично, т.к. чем ниже звук, тем богаче (и длиннее) его обертоновый ряд.
* Вводной ступенью, считается ступень, вводящая (разрешаемая) в тонику, т.е. VII или II ступень лада. Однако, вводным принято считать только септаккорд, построенный на VII ступени. Название вводный септаккорд — в музыкальной терминологии является по факту нарицательным (собственным именем аккорда). Отсюда отчасти берут начало некоторые разногласия в его точном (полном) названии и записи. Часто номер ступени при устном обозначении данного аккорда не озвучивается (т.к. слово «вводный» как бы уже подразумевает «на седьмой ступени»), но чаще всего записывается при буквенном обозначении аккорда арабской цифрой VII в середине записи, римская 7 тоже всегда записывается нижним индексом в конце (как атрибут записи любого септаккорда в классической цифровке). Сам по себе вводный септаккорд как общее название не обозначается, обозначаются два его вида (уменьшенный и малый вводные септаккорды), и они наследуют данные разногласия в названии, а уменьшенный вводный еще и наследует разногласия в буквенном обозначении (цифровке).
Уменьшенные вводные септаккорды
Септаккорды, построенные на седьмой ступени гармонического лада называются уменьшенными вводными
Строятся и в мажоре и в миноре.
Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени
Это один из первых аккордов, при разрешении которого в тонику ученики сталкиваются с законным нарушением классического правила. Правило гласит: удваивать терцовый тон трезвучия запрещено. Для избежания параллельных квинт терция септаккорда движется в терцию тонического трезвучия (куда также разрешается квинта септаккорда). Поэтому вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Принцип удвоения терции наследуется и при разрешении обращений вводных септаккордов в тонику.
Буквенная запись
Подробно и правильно аккорд лучше записывать так: ум.VII7 (г)
Разночтения при буквенной записи аккорда
1) ум.ВВ7 — так аккорд может быть записан (и записывался), т.к. имеет имя собственное «уменьшенный вводный септаккорд«
2) VII7 (г) — так аккорд может быть записан (но никогда не было принято), т.к. это септаккорд гармонического лада
3) ум.VII7 — так аккорд может быть записан (записывался и записывается сейчас), т.к. уменьшенный септаккорд на седьмой ступени возможен исключительно в гармоническом ладу
*Примечательно, что все выше приведенные по номерам записи аккорда трактуют этот аккорд именно так, а не иначе, т.е. по факту являются правильными. Но знание предмета подразумевает знание точной терминологии, и лучше записывать аккорд так как принято.
Запись ум.VII7 (г) — это наиболее точный вариант записи на сегодняшний день. Записав аккорд таким образом, учащийся (студент) дает понять, что полностью понимает суть предмета.
Обращения уменьшенного вводного септаккорда
Как и любой септаккорд, уменьшенный вводный помимо основного вида имеет три вида обращений:
1) ум.VII65 — уменьшенный вводный квинтсекстаккорд
2) ум.VII43 — уменьшенный вводный терцквартаккорд
3) ум.VII2 — уменьшенный вводный секундаккорд
Правило удвоения терцового тона при разрешении в тоническое трезвучие сохраняется как и в случае разрешения основного вида уменьшенного вводного септаккорда.
Разрешение обращений
1) Разрешение уменьшенного вводного квинтсекстаккорда в До — мажоре и миноре:
2) Разрешение уменьшенного вводного терцквартаккорда в До — мажоре и миноре:
3) Разрешение уменьшенного вводного секундаккорда в До — мажоре и миноре:
Разрешение в аккорды доминантовой группы
Что еще нужно знать, группа вводных септаккордов может разрешаться в тонику опосредованно через аккорды доминанты
Малый вводный септаккорд
Септаккорд, построенный на седьмой ступени натурального мажора, называется малым вводным
Для курса сольфеджио нужно знать, что данный аккорд строится только в мажоре.*
В сравнении с уменьшенным вводным он звучит чуть менее напряженно (и в ладу и сам по себе).
Буквенная запись
Записывается малый вводный септаккорд так: М.VII7, соответственно записываются и три его обращения:
1) М.VII65 — малый вводный квинтсекстаккорд
2) М.VII43 — малый вводный терцквартаккорд
3) М.VII2 — малый вводный секундаккорд
Из разночтений в записи малого вводного септаккорда можно обозначить:
1) М.ВВ7 — можно встретить сейчас и использовалось ранее (благодаря наличию у аккорда имени собственного)
2) VII7 — встречается крайне редко (и официально не использовалось ранее), но по факту правильно и без иносказаний обозначает аккорд в цифровке.
Разрешение
Малый вводный септаккорд седьмой ступени разрешается в тонической трезвучие с удвоенной терцией (первый такт ниже изложенного примера). Терция удваивается (как и в случаях с уменьшенным вводным септаккордом) для избежания параллельных квинт. Также он может разрешаться в тонику посредством доминантового квинтсекстаккорда (второй такт примера).
*Можно также встретить и более длинный его вариант разрешения в тонику:
М.VII7 — ум.VII7 — V65 — I53
При разрешении обращений малого вводного септаккорда седьмой ступени в тоническое трезвучие правило удвоения терцового тона наследуется. Данный вид практики на занятиях с учащимися не проводится, поэтому во избежания подачи лишней информации графический пример не даем.
*За рамками курса официальной теории
Малый вводный септаккорд может быть построен и в мелодическом миноре (не только в натуральном мажоре). Очевидно, в миноре его разрешение в тоническое трезвучие на момент написания доктрины показалось теоретикам несколько неубедительным, либо они решили не усложнять и без того тернистую жизнь учеников, отказавшись от него. Скорее всего, отчаявшись в поисках примера из архивов классической музыки, и московская, и питерская школы пришли к такому утверждению. Вариантов употребления данного аккорда в джазе достаточно. Самым ярким можно было бы назвать начало из «Колыбельной Клары» оперы «Порги и Бесс» Джоржа Гершвина. Теория выводится из наблюдений и анализа практики. Так что делаем выводы. Фрагмент яркий, звучащий, убедительный.
Пример в джазовой фактуре:
Запись примера в адаптированном для данной темы виде:
ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях
Как аккорды доминантовой группы вводные септаккорды уместны в любых контекстах после любых аккордов тонической, субдоминантовой и даже доминантовой группы (т.е. всегда). Если нет нарушений правил голосоведения, логика музыкального развития позволяет гармонизовать участок мелодии вводным септаккордом после любого из аккордов любой группы (T, S, D). Главным будет правильно его разрешить.
*В четырёхголосной фактуре расположение аккорда определяется по нижнему голосу (басу), как для всех других аккордов в четырехголосии.
Для слуховой тренировки на определение вводный септаккордов рекомендуется воспользоваться ниже представленным приложением. Демо видео представлено (кликните на изображение)
Аккордовые последовательности. 6 класс Версия:1.1 |
Аккордовые последовательности 6-й класс. Слуховой анализ
Дальнейшая разработка КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио по материалам шестого класса ДМШ, ДШИ. Обучает, закрепляет, проигрывает диктанты, ставит оценки, проводит работу над ошибками, приучает к правильной записи аккордов в цифровке. Незаменимый помощник учителю родителям и ученику с функциями встроенного родительского контроля.
Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
для активации требуется регистрация
Вводные септаккорды в рамках учебного процесса
Первое знакомство с данным видом аккордов учащиеся получают в 6-7 классах. Теоретики, пианисты и струнники проходят данную тему несколько глубже чем учащиеся остальных отделений ДМШ. В рамках начального трёхголосия это наряду с V7, K64 и II7 — четырехголосные аккорды, которые подготавливают почву для изучения гармонии в классическом четырёхголосии уже в старших классах, муз. училищах и вузах.
Для подробной информации, с какими боле простыми (ранее изучаемыми) аккордами вводные септаккорды встречаются в цифровках и в каких классах ДМШ начинают изучаться, перейдите по данной ссылке
Прошлые записи по теме
Септаккорды, построенные на седьмой ступени мажора и седьмой гармонической ступени минора будут называться вводными (если в миноре строить септаккорд на седьмой натуральной ступени, то получится всем известный доминантсептаккорд параллельного мажора, который будет проявлять себя на слух именно как доминантсептаккорд параллельной тональности). Существуют два вида вводных септаккордов: малый вводный и уменьшенный вводный септаккорд. Они относятся к аккордам доминантовой группы, хотя одно из обращений малого вводного — М.VII65 можно отнести и к субдоминантовой группе, записав его, допустим, для До мажора, как Dm6.
Малый вводный септаккорд характерен для мажора, хотя употребляется и уменьшенный вводный в гармоническом варианте мажора (с пониженной секстой), либо проявляется в проходящем обороте шестая — шестая пониженная — пятая ступень. Для минора более характерен уменьшенный вводный септаккорд, что сразу говорит о гармоническом характере минора. Малый вводный строится в мелодическом миноре (с дорийской секстой)
Разрешаются вводные септаккорды следующим образом.
Оба вводных септаккорда разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией (на основе простейшего тяготения неустойчивых звуков, в том числе двустороннего разрешения тритонов и нормального ведения верхнего звука интервала септимы на секунду вниз), это один из редчайших случаев в классической гармонии, где допускается удвоение терции, т.к. акустически в простом контексте это не лучший вариант для исполнения (полученного звучания).
Как и все другие септаккорды, уменьшенные также имеют три обращения.
Общее звучание вводных септаккордов диссонантное и в то же время минорное (грустное).
Уменьшенный септаккорд может быть разрешен во все 24 тональности. Обращения уменьшенного вводного септаккорда — во всех случаях это энгармонический вариант уменьшенного вводного по факту. Делаем выводы. Аккорд живет во всех тональностях!
Источник