- Гаммы для фортепиано | Аппликатура гамм
- Какими пальцами играть гаммы?
- Аппликатура гамм для фортепиано:
- Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)
- Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)
- Аппликатура гаммы Соль диез минор (gis-moll)
- Аппликатура гаммы Си бемоль мажор (B-dur)
- Аппликатура Ми бемоль мажор (Es-dur)
- Аппликатура Ля бемоль мажор (As-dur)
- Аппликатура Ре бемоль мажор (Des-dur)
- Аппликатура Си бемоль минор (b-moll)
- Аппликатура гаммы Фа диез мажор (Fis-dur)
- Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)
- Аккорды на фортепиано таблица и сочетание
- Что это такое?
- Классификация по количеству звуков
- Трезвучие
- Септаккорды
- Нонаккорды
- Виды в тональности
- Мажорные
- Минорные
- Обращение аккордов
- Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)
- Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:
- 1. Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)
- 2. Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)
- Книги в бумажном виде
- Гамма теоретический аспект
- Влияние гам на исполнителя
- Советы по освоению гамм
Гаммы для фортепиано | Аппликатура гамм
Это было домашним заданием по фортепиано на лето: выучить гаммы с аккордами и арпеджио (читайте об аппликатуре коротких арпеджио). О пальцах в аккордах читайте в статье «Аппликатура аккордов для фортепиано». Мы пока в начале пути. Гаммы сдаваться не собираются, осаду держат знатно. Аппликатура не запоминается, темп не наращивается, света в конце туннеля не видать. Хиляем потихоньку диезные мажоры, в минорах погрязли. Но я верю — прорвемся!
Какими пальцами играть гаммы?
С некоторыми все просто, а вот другие требуют особого подхода. Заинтересовалась я аппликатурой гамм, которые начинаются с черных клавиш, или вот гаммы от фа и си заковыристые, обычная аппликатура к ним не подходит.
Нашла! Вдруг кому-то еще надо. Спешу поделиться на kidside, а то куда не кинься все для гитары, а гаммы для фортепиано не в моде что ли? Аппликатура написана для двух-октавной гаммы, пальцы в скобках приходятся на тонику. Не забудьте, что минор играется двух видов: гармонический (повышается VII-я ступень) и мелодический (в восходящем движении повышаются VI, VII ступени, в обратном движении — натуральный минор).
Расскажу, как учит гаммы наш педагог. В первую очередь это касается большого пальца. У ребенка часто при игре первым пальцем проваливается вниз вся кисть, получается неровность в звуке и темпе. Чтобы этого избежать, проучить гамму поднимая все пальцы, в том числе и большой палец (не класть его, а именно ставить).
В идеале гамма должна играться по четыре, т.е. с акцентом на первую ноту из четверки (как бы шестнадцатыми). К этому приему нужно переходить, когда аппликатура уже выучена, ребенок не зажат и не думает над каждым пальцем. Нам очень помогла заячья считалочка от нашего преподавателя:» раз морковка, два морковка, три морковка, и капуста». Слова могут быть любыми, главное уложиться в четыре слога. Мы придумывали разные и перешли на игру по четыре гораздо легче, чем просто отсчитывая и постоянно сбиваясь. Знаем преподавателя, который считает пуговицами: пу-го-ви-ца, пу-го-ви-ца и т.д.
Аппликатура гамм для фортепиано:
- До мажор (C-dur), Соль мажор (G-dur), Ре мажор (D-dur), Ля мажор (A-dur), Ми мажор (E-dur)
- Ля минор (a-moll), Ми минор (e-moll), Ре минор (d-moll), До минор (c-moll), Соль минор (g-moll)
Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)
Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1
Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)
Тональности интересны тем, что гамма заканчивается на четвертом пальце (а не на пятом, как обычно). Это касается правой руки, аппликатура в левой руке обычная.
Правая рука: 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3 (4)
Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1
Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)
В этих тональностях правая рука стандартна, а в левой придется начать с 4-го пальца
Правая рука: 123 1234 123 1234
Левая рука: 4321 4321 321 4321
Аппликатура гаммы Соль диез минор (gis-moll)
Правая рука: 23 123 1234 123 123
Левая рука: 321 4321 321 4321(2)
Аппликатура гаммы Си бемоль мажор (B-dur)
Правая рука: 2123 1234 123 1234
Левая рука: 321 4321 321 4321 (2)
Аппликатура Ми бемоль мажор (Es-dur)
Правая рука: 21 234 123 1234 123
Левая рука: 321 4321 321 432(2)
Аппликатура Ля бемоль мажор (As-dur)
Правая рука: 23 123 1234 123 123
Левая рука: 321 4321 321 4321
Аппликатура Ре бемоль мажор (Des-dur)
Правая рука: 23 1234 123 1234 12
Левая рука: 321 4321 321 4321(2)
Аппликатура Си бемоль минор (b-moll)
Правая рука: 2123 1234 123 1234
Левая рука: 21 321 4321 321 432
Аппликатура гаммы Фа диез мажор (Fis-dur)
Правая рука: 234 123 1234 123 12
Левая рука: 4321 321 4321 321(2)
Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)
Правая рука: 231 231 234 123 123
Левая рука: 4321 321 4321 321(2)
На уроках в музыкальной школе начинать рекомендуют с Шопеновских гамм: Си мажор для правой и Ре бемоль для левой руки, т.к. в них заложена формула Шопена. На них у ученика сразу вырабатывается правильная модель руки: длинные пальцы на черных, короткие на белых клавишах. Такая позиция исключает зажим руки, кисть приобретает естественную форму, находится на середины клавиатуры, не спускается к краям клавиш.
Мы начали не так. Наша отправная точка — гамма До мажор 🙂
Источник
Аккорды на фортепиано таблица и сочетание
Изучение основных терминов в музыке, умение разбираться в аккордах позволяет быстрее освоить музыкальный инструмент.
Чистый, насыщенный звук приобретается с включением в игру аккордов. Они творят гармонию песен для фортепиано, а еще помогают:
- развивать моторику пальцев;
- сосредотачиваться на чтении с партитуры;
- улучшать восприятие музыки;
- учиться импровизации, созданию собственных композиций.
Текст часто сопровождают гитарные аккорды, чтобы знать, как, когда, где зажимать струну.
Перед практическими занятиями важно познакомиться с обозначением базовых аккордов для фортепиано, их структурой, видами, чтобы строить гармоничные последовательности.
Всего существуют 24 аккорда в тональностях мажорной, минорной.
Что это такое?
Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.
Даже если аккорд содержит 6 нот, три из них могут дублироваться из другой октавы.
Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».
Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии.
Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.
Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.
Какие же бывают?
- минорные, мажорные (за интервалом);
- увеличенные, уменьшенные;
- устойчивые, неустойчивые (место в тональности);
- диатонические, хроматические(в системе музыки).
Классификация по количеству звуков
Аккорды различают по количеству звуков, основной звуковой ряд насчитывает 7 звуков, начинается с «до», заканчивается «си».
Эти ноты относятся к первой октаве. Подобные названия они будут иметь в следующих октавах. Существуют так же звуки ниже, расположенные до начальной октавы.
«До» — своеобразная база для данной гаммы. Музыкальная теория обозначает ее как первую ступень лада.
Что называется ладом? Это подобранное звуковое расположение в октаве, выполняющее функцию особого взаимодействия между друг другом.
Любому звуку гаммы присваивается определенный ступень (номер), выражающийся римской цифрой. Октаве свойственно заканчиваться ступенью номер 1 октавы выше, иногда подписанный как VIII.
Если взять во внимание тонический звук, то созвучия аккордов — это звуки в любой гамме, находящиеся на расстоянии терции.
Чтобы сыграть аккорды на фортепиано, нужно зажимать несколько нот сразу или поочередно.
Аппликатура многое значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учитывайте рекомендации:
- Пальцы держите расслабленно, в естественном положении, свободно.
- Работает сила руки при игре на пианино, а не пальцев.
- Руки, плечи чрезмерно не напрягайте.
- Для трезвучия используйте большой, средний, мизинец на левой кисти, те же параллельно.
- Для аккорда характерный размеренный темп.
Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, акцентируйте внимание на конкретном положении пальцев. Тогда научитесь владеть аккордами на фортепьяно быстро, правильно.
Трезвучие
За числом тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, терции, примы. Прима также носит определение — тоника.
Для игры вполне достаточно 3 пальцев руки, однако дополненные трезвучия другими октавами нельзя воспроизвести так легко.
Септаккорды
Изысканное звучание состоит не лишь из трех звуков. Разукрасить, обогатить музыку помогают септаккорды — 4 звуки, находящиеся по терции. Пара крайних звуков имеет интервал — септиму.
В теории есть 7 видов, но их бывает больше. Самые распространенные называются большой мажорный, малые минорный, мажорный, большой увеличенный.
Фонизмы таких аккордов разные: от светлого, мажорного до темного, напряженного.
Большинство других требуют виртуозности, мастерства. Септаккорды используются для придачи популярным песням окраса, яркости, полнозвучности.
Нонаккорды
На этом разнообразие не кончается. При добавлении к звукам 9 ступени получается нонаккорд.
Их функциональные различия (основное — лад) образовывают расстояние интервалов между ступенями. Главные нонаккорды называются малые и большие.
Рекомендации для начинающих музыкантов:
- Играйте аккорды на белых клавишах.
- Только опираясь на настроение музыки, ее характер, подбирайте нужную последовательность.
Виды в тональности
Построение аккордов осуществляется при знании трезвучий, основная информация поможет в них разобраться. Облегчают запоминание буквенное обозначение нот, поданных ниже.
Латинским алфавитом обозначены звуки:
Для того чтобы не путаться, мажорные звуки записаны только буквами. К минорным приписывают маленькую m (Dm — ре минор).
Когда создаются трезвучия, важно учитывать интервальные промежутки.
В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот.
Мажорные
Составляющие мажорного трезвучия подаются в паре терций.
Терция 1 рассчитана в интервале 2 тона, вторая — лишь полтора тона (малая секунда). Так правильно строить мажорный аккорд.
Для мажорного трезвучия следует взять ноту, выбрать большую терцию, от нее выстроить малую.
Так отображается формула: большая терция + маленькая терция.
Минорные
Ладовая принадлежность (минор) в отличие от мажора в 1-ой терции содержит расстояние в полтора тона, следовательно, во второй — 2.
Чтобы построить минорное трезвучие, надо сперва взять малую терцию, только потом большую.
Это создает различия между минором и мажором.
Обращение аккордов
Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.
Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.
Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.
Список упражнений даст возможность потренироваться:
- Закрыв глаза, выстраивайте септаккорды по определенному плану.
- Делайте обращение снизу вверх, а потом наоборот. Сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
- Обращение септаккорда с зафиксированным положением пальцев пробуйте перемещать, играя на других нотах.
Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.
Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.
Источник
Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)
Наверное нет в мире человека, который бы не слышал слово «гамма» и не знала, что оно означает. Интересно, что, обычно, это слово вызывает негативные эмоции. Но почему эти музыкальные упражнения заслужили такое отношение? Причины могут быть самые разные. Например, кто в детстве учился в музыкальной школе и в памяти остались неприятные воспоминания, кто-то слышал о них от друзей и знакомых и тому подобное.
Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:
1. Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)
2. Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)
Книги в бумажном виде
Гамма теоретический аспект
Итак, как быть, если хочется овладеть игрой на фортепиано или другом музыкальном инструменте, но не хочется играть гаммы? Для этого нужно вообще разобраться, что такое гаммы и с чем их «едят». Гамма это звукоряд строя в пределах октавы от тоники до тоники. качественное разучивание гамТобто, это звуки, которые идут от определенной ноты до ее повторения. Различают гаммы двух основных видов:
Исходя из этого, каждая гамма имеет определенную зафиксированную строение: полутон это наименьшее расстояние между двумя звуками; тон это два полутона.
Мажорная гамма имеет такое строение: два тона, полутон, три тона, полутон (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон).
Минорная: тон, полутон, два тона, питон, два тона (тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон). Чтобы сохранить структуру гамм используют знаки альтерации.
Существуют следующие гаммы:
Хроматическая (в которое расстояние между звуками всегда составляет половину тона.):
Пентатоническая (состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней) :
Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад) и минорная гамма (Эолийский лад):
в этом гамме чередуются 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук)
мажорная: это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль)
минорная: разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си).
Блюзовая гамма (пентатоника с добавлением дополнительных звуков):
Влияние гам на исполнителя
Хорошо, с теорией, вроде, разобрались, а на практике много кто скажет, что можно обойтись и без этих тяжелых и очень скучных гамм. И, действительно, они будут правы, без них можно жить и учиться. Но зачем усложнять себе жизнь, создавать велосипед, если уже есть действующие упражнения, которые помогают улучшить навыки игры на инструменте!
Каждый человек согласится, что для того, чтобы достичь чего-то большего, необходимо начинать с простого, элементарного и малейшего. Так же и гаммы — это лучшая и распространенная тренировка для рук и пальцев. Во время проигрывания гамм нарабатывается и оттачивается техника игры, четкая последовательность пальцев, скорость и ровность игры на любом музыкальном инструменте.
Благодаря разучиванию гамм можно больше узнать обо всех музыкальных характеристиках и технических возможностях своего инструмента, привыкнуть к нему и тем самым улучшить свое мастерство. Также происходит знакомство с музыкальными формулами игры на музыкальном инструменте. Этот процесс, в определенной степени, сопоставим с математикой, создается своеобразная «музыкальная таблица умножения».
Советы по освоению гамм
Ежедневные тренировки — это постулат в изучении и освоении гамм. Для начала не надо играть гаммы на несколько октав и двумя руками. Начните с простого игра одной рукой, сначала правой, затем левой гаммы на одну или две октавы. Позже необходимо объединить две руки. После этого надо увеличить диапазон гаммы (задействовать большее количество октав обычно играют 4 октавы.
Ежедневное проигрывание гамм значительно повышает технику игры. Не забывайте об аппликатуре, то есть чередовании удобных пальцев. Сразу необходимо ставить правильные пальцы в правильной последовательности. В дальнейшем это поможет избежать ошибок и остановок во время исполнения гамм уже в быстром темпе. Без этих тренировок не было бы известных музыкантов-исполнителей, вошедших в историю!
Также необходимо обратить внимание на качество исполнения гамм звуки сочетать между собой (legato), не разрывать единую линию, со временем добавить динамику (от пиано к форте во время движения вверх, то есть сделать кульминацию и потом снова вернуться к пиано во время движения вниз). Еще для качественной отработки гамм используют самые разнообразные динамические оттенки, ритмические рисункии т. д.
Самое главное в изучении гамм — эьл цель. Если каждый день уделять разучиванию и отточению мастерства с помощью гамм хотя бы десять минут результаты не заставят долго себя ждать. Приятным бонусом станет также осознание того, что гаммы помогают развить музыкальный слух и чувство ритма!
Источник