Лядова концерт для фортепиано с оркестром

Концерт для фортепиано с оркестром

Сегодня её имя не на слуху, а когда-то его знала вся страна – Людмила Лядова, выдающийся советский и российский композитор, пианистка, певица, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народная артистка РСФР, лауреат Государственных премий, неоднократно награждённая орденами и медалями… Весь перечень званий и регалий Людмилы Алексеевны занимает немало места в энциклопедиях. Там же мы найдём подробности её личной жизни – пяти браков и полный перечень песенных и инструментальных произведений, среди которых единственный «Концерт для фортепиано с оркестром»

Написан был концерт в 60-х годах, но замысел его зародился намного раньше. Историю эту сама композитор рассказывает крайне редко и только близким людям. От одного из них и довелось мне услышать о том, как музыка небесных сфер легла в основу удивительного шедевра Людмилы Лядовой…

Родилась девочка в Свердловске в семье музыкантов оперного театра. Дома её называли Милой и с раннего детства готовили к карьере пианистки. Но помимо усиленных, всесторонних уроков музыки, девочка получала ещё и не афишируемое семьёй духовное воспитание. Несмотря на жесткое преследование верующих в СССР, родители окрестили дочь и вырастили с верой в Бога.

На всё лето Людмилу отправляли к родственникам на Урал, в Верхний Уфалей, где её называли Люсей, и где жизнь сильно отличалась от городской. В этом рабочем посёлке и сегодня между людьми и природой полное согласие, а тогда, в 30-х годах прошлого века, каждый житель кормился лесом да рекой и знал их как собственный двор.

Читайте также:  Детские песенки для самых маленьких с нотами

Страстная, увлекающаяся Люся, за что бы ни бралась, всё делала на подъёме – и пела, и грибы собирала, и рыбу ловила восторженно, от всей души. И никогда ничего не боялась.

В 1937 году Люсе исполнилось двенадцать лет. В музыкальной школе она уже достигла серьёзных успехов: исполняла сложнейшие произведения, участвовала во взрослых концертах, а на каникулах становилась обычной поселковой девчонкой – озорной, весёлой, и очень любила возиться с малышнёй. Соберёт бывало вокруг себя мелюзгу и то за ягодами поведёт, то песням учит, но на первом месте всегда стояла рыбалка.

Река Уфимка близ Верхнего Уфалея не сильно бурная, да коварная. Случалось, так вдруг разгуляется, что мама не горюй! Внезапных приступов дурного настроения Уфимки даже опытные рыбаки побаивались…

В тот день за рыбой ребятишек человек пять собралось. Люся, как самая старшая, села на вёсла, остальные – мал мала меньше – птенцами галдели вокруг неё.

Только отплыли, как поднялись волны, опустились низко тёмные тучи и скрыли берега. Внезапно налетевший ветер мотал лодку, будто щепочку, казалось, вот-вот опрокинет. Сизые лохмотья туч свисали с неба, но не проливались дождём, что давало надежду: лодку не зальет, она не утонет. Если, конечно, не перевернётся.

Люся велела ребятам сидеть тихо, а сама отчаянно работала вёслами. Она решила, что если будет грести изо всех сил, рано или поздно пристанет не к одному, так к другому берегу. Только ветер не давал держать направление, кружил, гонял маленькое судёнышко то вдоль волны, то поперек…

Ребятишки испуганно следили, как Люся борется со стихией, но молчали – уральцы люди закалённые, даже дети. Только когда одно за другим сломались оба весла, всем стало по-настоящему страшно. Люсю охватил ужас, но самообладания она не потеряла. В летящей по беснующимся волнам лодке встала во весь рост, подняла к небу лицо и руки и ясным, сильным голосом затянула неведомую мелодию.

Это была не песня, не жалоба и не просьба… Девочка обращалась к высшей силе, во власти которой всё сущее на Земле, и говорила с ней музыкой-молитвой, только что родившейся в сокровенной глубине её чистого сердца. Дети, вцепившись руками в борта, смотрели на Люсю, разинув рты, они не понимали происходящего, но чувствовали: на их глазах вершится чудо.

Никто не заметил, как утих ветер, улеглись волны. Люся стояла в лодке, всё так же протягивая к небу руки, не прекращая пения. В притихшем пространстве продолжал звенеть её голос, усиленный эхом, многократно отражённым от воды и неба… Внезапно посветлело, открылись зелёные берега, лодка вдруг сама собой двинулась к одному из них, и лишь когда нос ткнулся в песок, Люся умолкла…

Через десятилетия тот стихийный мотив, что девочка Люся пела небу, лёг в основу одного из лучших произведений композитора Людмилы Лядовой. Она написала музыку к сотне песен, множество симфонических произведений, но концерт для фортепиано с оркестром у неё всего один…

Его играли выдающиеся пианисты, но обычно композитор сама садилась за инструмент и исполняла фортепианную партию вдохновенно, с полной отдачей душевных и физических сил – нельзя по-другому разговаривать с Тем, Кто поцеловал тебя в макушку.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ (ЛЯ МИНОР)

ВАН КЛИБЕРН НЕ ОЖИДАЛ, ЧТО В РОССИИ ТАКИЕ ЖЕНЩИНЫ

27 февраля с.г. в возрасте 78 лет скончался легендарный американский пианист Ван Клиберн. Он был не просто пианистом, выдающимся исполнителем особенно им любимых русских композиторов – Чайковского и Рахманинова, а он стал самым романтическим героем, одним из символов ХХ века, на которого с восторгом взирали все наши современники. Особенно много горячих поклонников он приобрел в нашей стране после победы в 1958 году в Москве на Первом конкурсе им.Чайковского.

В связи с его уходом мне хочется опубликовать отрывок из моей книги «Людмила Лядова, знаменитая и неизвестная» (2000 год), где говорится о встрече в Рузе двух талантливых музыкантов.

Людмила Лядова заканчивала пятый курс консерватории блестящим исполнением Третьего концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова. Играла на сцене Свердловской филармонии и Первый концерт Чайковского, мимо которого не проходит ни один концертирующий пианист. Мечта написать свой фортепианный концерт, очевидно, зародилась у нее еще с тех давних пор. Именно в этой форме композитор может наиболее полно выразить всю гамму своих самых заветных чаяний, стремлений и надежд.

В начале 50-х годов стали появляться первые наброски будущего концерта. Но вскоре работа приостановилась, т.к. ее полностью захватил совсем другой жанр — песня, а также бурная концертная деятельность, многочисленные гастроли по бескрайним просторам Советского Союза. И только спустя почти десять лет, она вновь возвращается к работе над концертом.

Концерт, в основном, писался под Москвой, в Доме творчества композиторов в Рузе, куда она часто отправлялась, покинув шумную, беспокойную Москву. А там: «Затопила печку. Идет дождь. Скука. Буду писать — погода располагает», — пишет она маме.

— Людмила Алексеевна, в чем замысел Вашего концерта? Какова его программа?

— Такой определенной программы нет, но это как бы повествование о добре и зле, о родной земле, ее людях и мирном небе, которое надо охранять. Концерт написан в классической трехчастной форме: быстрая часть — медленная — быстрая. И главное, что я хотела здесь выделить, — это мелодия. Еще мой любимый композитор Рахманинов говорил: «Мелодия — это основа музыки».

Первая часть у меня очень драматична. Главная партия здесь — сильная, эпического, распевного характера русская тема, которая звучит в оркестре. Помню, в Рузе я играла свой концерт, и среди слушателей был Сергей Бондарчук. Он там отдыхал с женой Ириной Скобцевой. И потом, где бы мы с ним ни сталкивались, он, как только увидит меня, заговорщически так улыбнется и начинает громко петь эту тему первой части «ля-ми-ре-до-си-ля, ля-ми-реми-до-си-ля. «. Причем абсолютно правильно пел, запомнил — видно, эта тема нравилась ему.

Вторая часть звучит в соль-мажоре, это как будто колыбельная песня, светлая, успокаивающая. Думалось о том, чтобы не было на земле никаких войн, чтобы дети могли спокойно спать, расти и созидать новую жизнь.

А в третьей части мне хотелось отразить динамизм нашего времени. Эта часть театральна, празднична, полна песенно-танцевальных мелодий. Сквозь всю ее мне хотелось провести свой жизненный оптимизм и веру в завтрашний день. Чтобы не случилось так, что мы все были бы подвешены на веревочке. И в конце эта вера у меня звучит в мажорном победном финале, который идет в ритме марша. Вот примерно что я подразумевала, когда писала концерт.

В июне 1960 года этот фортепианный концерт в авторском исполнении прослушал и дал ему высокую оценку Ван Клиберн, который тоже приехал в Рузу отдыхать и работать. Вспомним, как за два года до этого этот высокий, курчавый, очень трогательный и скромный двадцатитрехлетний юноша из Техаса произвел настоящую сенсацию, завоевав первую премию на первом Международном конкурсе им.Чайковского в Москве.

Несколько лет Москва буквально бурлила этим событием: не было дня, чтобы о Клиберне где-то не говорили, не писали или не показывали по телевизору. Сам Никита Сергеевич Хрущев уделял ему повышенное внимание. Одним словом, он представлялся явлением, поистине легендарным.

Отметим в скобках еще один интересный факт его биографии: Ван Клиберн, в одночасье пленивший русские сердца, прошел, оказывается, и русскую школу пианизма, обучаясь в Джульярдской школе в Нью-Йорке у педагога Розины Левиной, окончившей в свое время с золотой медалью Московскую консерваторию и впоследствии эмигрировавшей в США).

И вот Лядова встречается с этим уникальным пианистом, с триумфом завоевавшим за два последних года весь музыкальный мир нашей планеты. Добавим, что общие основы русской фортепианной школы еще больше сближали двух музыкантов, усиливая их взаимопонимание и обоюдный интерес. Людмила Алексеевна подробно описывает в письме к матери эту свою встречу с Ваном Клиберном. Перенесемся и мы вслед за ней в 1960 год, в то далекое подмосковное лето:

«Здравствуй, дорогая мамочка!

. Я здесь много пишу и рыбу ловлю. Вчера варила уху на костре. Я слушала Вана Клиберна! Потрясающий пианист! Он также приехал сюда отдыхать на 6 дней и заниматься. Здесь коттеджи, расположенные в отдалении друг от друга, со всеми удобствами, инструментом и телефоном. У твоей дочери была с ним встреча. Я играла ему свой фортепианный концерт, и оттого что был карандашный экземпляр концерта, он, сидя со мной рядом, перелистывал его и как профессиональный музыкант меньше следил за музыкой, а больше за моими руками.

Добиться этой встречи было трудно, потому что его осаждали корреспонденты и переводчица не очень-то подпускала к нему. А я, когда он приехал, набралась смелости, позвонив ей о том, что хочу поиграть свой концерт и некоторые фортепианные миниатюры. Так как это творческая встреча, она была очень любезна.

Была суббота. Во время ужина, в столовой, она подошла к столу и познакомила нас. Все, конечно, обратили свои взоры к нашему столу. Я познакомила его с Холминовым и Волковым, случайно сидящими за столом. Она ему по-английски сказала, кто я, он ответил, что завтра, т.е. в воскресенье, он не сможет, т.к. «налетят» корреспонденты и он устанет. Сам он занимается ночью, с 12 до 6 утра.

Договорились на понедельник в 12 часов дня. Я сообразила и позвонила Марку Ганкину, чтоб он приехал сделать несколько снимков. Это было 1-го июня, перед его отъездом из Рузы. Но Марк успел нас сфотографировать на природе. Если будут снимки, я пришлю тебе.

Короче: в 12 часов дня я была в 15 даче, где живет Ван Клиберн. Не подумай, что я преследовала какую-то цель. Не скрою, что было просто приятно встретиться с таким музыкантом. Я играла, а он перелистывал ноты. Он настолько обалдел от моих рук, что когда я закончила первую часть концерта, он схватил меня за руку, посмотрел на пальцы и сказал: «Ол райт! Она здорово играет!» И я, как говорят окружающие, действительно «здорово играла». Конечно, перед свиданием я позанималась как следует и даже волновалась на редкость с утра, и плакала.

Потом он попросил меня поиграть еще что-нибудь. Я играла «Одиночество», ему очень понравилось. А на фортепианном концерте он оставил свой автограф, написав: «В Вашем исполнении поражает особая выразительность, неповторимая индивидуальность и легкость, с которой Вы преодолели весь путь Концерта. Спасибо за Вашу игру для меня. Вы замечательный композитор и пианистка. — Искренне Ван Клиберн».

. Чтоб ожидать такой оценки от такого музыканта, я считаю, что это сверх хорошо! Но он как пианист следил больше, как я играю. Это вполне естественно. А вообще он сказал: «Я не ожидал, что в Советском Союзе такие женщины!».

Сам он очень добрый, отзывчивый, и как это приятно, что такие люди — скромные. Конечно, эта встреча дала мне много приятных минут. После нее мне захотелось еще больше работать и писать.
Целую тебя – Мила»

Если легкость, с которой был преодолен весь путь Концерта, зависела только от исполнительского мастерства его автора, то дальнейший его путь к слушателю был отягчен множеством хорошо известных создателю чего-то нового обстоятельств, которые не давали кораблю легко выйти в открытое море. Неужто и вправду так неумолим закон, по которому настоящие серьезные произведения должны отлежаться, чтобы им «как драгоценным винам настал свой черед»?

Или так происходит только у нас в стране, где всегда не хватает хороших импресарио? Короче говоря, этот удивительно светлый по мироощущению, насыщенный энергией и чисто русский по колориту фортепианный концерт Лядовой пролежал невостребованным более тридцати лет! Сколько сердец лишилось за это время чувства восторга, любви и гордости за нашу родную землю, которая еще может рождать из своих недр ту музыку, которая ей предназначена!

Наконец помог случай, а, впрочем, ничего случайного нет. Летом 1997 года проходил музыкальный фестиваль в Кисловодске. Это очень авторитетное музыкальное событие, в котором участвовали солисты Большого театра, симфонические оркестры, пианисты и композиторы. Его устраивал директор республиканских Международных конкурсов Евгений Гапонов, который пригласил Лядову с певцом Виктором Арбузовым для исполнения ее песен.

Разговорились, и он, узнав о том, что у нее есть фортепианный концерт, который слушал еще Ван Клиберн, предложил исполнить его на этом Фестивале. Отдали партитуру оркестру, прорепетировали, и Лядова великолепно, как всегда, с профессиональным блеском исполнила его с симфоническим оркестром Кисловодской филармонии (дирижер Валентин Нестеров). Успех был потрясающий. А в 1998 году с помощью друзей и соратников композитора концерт прозвучал и в Москве, с Большим концертным оркестром Российского государственного музыкального центра телевидения и радиовещания под управлением народного артиста СССР и России, профессора Мурада Кажлаева.

На фото: Ван Клиберн и Людмила Лядова меряют руки (Руза, 1960 год)

Источник

Людмила Лядова Концерт Для Фортепиано С Оркестром Солист А Ломов Партия Оркестра Н Новокрещенова

Загрузил: Артём Ломов

Длительность: 22 мин и 35 сек

Битрейт: 192 Kbps

Людмила Лядова Паутиночка Концерт Советской Песни 1986

Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

Лядова Концертная Полька

Людмила Лядова Мой Марш

Людмила Лядова С Огоньком Голубой Огонек 35 1962

Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

Д Мацуев Концерт Для Фортепиано 2 3 Рахманинова D Matsuev Piano Concertos 2 3

Не Стало Композитора И Певицы Людмилы Лядовой Россия 24

Чардаш С Северо Корейской Скрипачкой Chardash With North Korea Violinist

Людмила Лядова Увезу Тебя Я В Тундру 1991

Юрий Шатунов Седая Ночь Весенний Концерт Радио Дача 2010

Эмиль Гилельс Исполняет Фортепианный Концерт Грига

Л Лядова Концерт Для Фортепиано С Оркестром Фрагмент

МУ Липецкий Дом музыки

Людмила Лядова На Романсиаде

Иосиф Кобзон Старый Марш Песня 72 1972

Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

Людмила Лядова Фортепианный Концерт Для Рояля С Оркестром Ч 1

Вальс Влюблённых Людмила Лядова И Валерий Белянин

Мой Марш Людмила Лядова

Людмила Лядова Попурри Живой Звук Домашний Концерт Квартирник Май 2015

Love Russia Течёт Река Волга Поёт Людмила Зыкина Лучшее Techiot Reka Volga Ludmila Zykina Exelent

Bring It On Giga Feat Kagamine Rin Len

Seeing Green Nicki Minaj Drake Lil Wayne

Бобуржон Массалиев Мухайё

Quellbeats Ocean Drive

Студентка Практикантка Ремикс

Довлет Аннагельдыев Скачать

Водица Ольга Бузова Piano

I Don T Wanna Need Your Live

Аварские Песни 2021

Nanay Hozan Kemal

Машины Сказки Волк И Лиса 6

Gitarakuru Internet Love Slowed

Я Тебя Не Задержу С Проводами Долгими

Мастурбация Вред Или Польза Либидо У Женщин Екатерина Волкова Врач Акушер Гинеколог Ярославль

Best Tiktok Mashup June 2021 Philippines Dance Craze

National Education Day

Людмила Лядова Концерт Для Фортепиано С Оркестром Солист А Ломов Партия Оркестра Н Новокрещенова

Allama Ali Nasir Talhara Hws Majlis E Aza 18 Feb 2019 Mojianwala

Fiestas De La Isla De Janitzio 2016

Shoulder To Shoulder I Will Never Quit On Life

Brexit Politics Pollute Eu Parliament

Жесть 21 07 2014

Mooh Dead Silence Ft Blackteck Marlexx Original Mix

Yos Hav Zoov Tua Nas Noj Txiv Qhib Lom Zem Heev

Project Cars 2017 Super Fan Treiler Под Русский Рэп

Топ 30 Русского Рока

Нарды Деревянные 42Х21См Обзор От Магазина Подарков Счастливый Случай

Nilson Castro Y Zoraida Huila

Top Melodii Romanesti Anii 90

Luxor 2 Rus Mobile Java Games

Sweety Glitter The Sweethearts Stadthalle Braunschweig

Источник

Оцените статью