Лысый музыкант с гитарой

Старый лысый дядька поёт о несчастной любви

№ 24(416) от 03.07.2014 [«Аргументы Недели », Сергей РЯЗАНОВ ]

Сергей МАЗАЕВ известен как основатель и вокалист группы «Моральный кодекс» (песни «Первый снег», «Ночной каприз», «Я выбираю тебя», «Потерянный рай»). А ещё – как мультиинструменталист и лидер неоклассических проектов. Это Queentet, «Классика без кодекса», а также «Эстрадный оркестр» из 19 музыкантов.

Кроме того, г-н Мазаев принимает участие в общественной жизни, что навредило его отношениям со многими известными и не очень людьми.

Лекарство от звёздности

– Как должен вести себя музыкант – угадывать и угождать запросам аудитории или повышать её культурный уровень?

– В идеале одно другому не мешает. Вопрос в том, что ставить первичной целью. Конечно, идти на поводу у толпы не хочется. Хочется, чтобы толпе понравилось то, что любишь сам. Жаждешь восторженного отклика, но способ его достижения должен быть приятен тебе самому. Так я работаю. А угадывать чьи-то ожидания – это маркетинг, бизнес. Тоже творчество, но другого рода.

– Почему вы занялись неоклассическими проектами? Стало тесно в рамках «Морального кодекса»?

– Классика – это строгая манера исполнения. Жёсткие каноны, правила. Они дисциплинируют. Для меня классика стала лекарством от звёздной болезни. Будучи популярным артистом, собирающим стадионы, я сел рядом с восемнадцатилетними саксофонистами и увидел, что они играют лучше меня. Я понял: музыкант и рок-н-ролльщик – разные специальности. В квинтете со мной выступают выпускницы Гнесинки. Они не были отличницами, но соответствовать их уровню мне непросто. Это держит меня в тонусе – много занимаюсь.

Читайте также:  Достойно есть денев ноты

– Новые проекты не мешают работе в «Моральном кодексе»?

– У всех наших музыкантов есть свои отдельные проекты. «Моральный кодекс» – лучшее коллективное детище, мы по-прежнему любим его, и никуда оно не денется. Но мы стареем и порой выглядим комично. Старый лысый дядька поёт о несчастной любви, хотя у него любимая жена и много детей. Теперь это образ, роль. Фабрика грёз в аудиоформате.

– В вашем новом альбоме «Зима» целый сгусток песен с ударением на слове «любовь». Лично я поймал себя на ощущении, что на пятой песне это слово уже не трогает.

– Принимаю вашу претензию. Мы писали пластинку полных семь лет, и у меня много сомнений по поводу неё. Действительно, это жидкая неоромантика мужчин преклонного возраста.

– Тексты, в общем, в духе поп-музыки.

– Да, это поп-музыка. Как и «Роллинг Стоунз» – поп-музыка, вышедшая из андеграунда. Каждому интересно слушать о любви, потому что любовь – единственное бесплатное развлечение. Наша тема – тоже любовь, но любовь странная, с элементами неуверенности, тревоги в текстах и в гармониях. Мы почти не рубим правду-батьку. Не играем в политику, не понимаем этой игры. Играть надо в то, во что умеешь. Мы – музыканты, наша игра – это игра на инструментах.

– Тут впору спросить об антагонизме между роком и попсой.

– Я не вижу такого антагонизма. Но абсолютно понимаю эмоции Шевчука или Кинчева. И тот и другой собирают стадионы. Если они так популярны, то почему их так мало в медиа? Я испытываю те же эмоции. Люди на первом, втором, четвёртом каналах – случайные. Они сами себя назначили и ничего не понимают в музыке. Нашу пластинку «Зима» они тоже не заметили. Да, мы треплем слово «любовь», как «коммунизм» или «православие». Да, могут быть претензии к вокалу. Но, что касается музыки, такого звука в России до сих пор не было.

– Кстати, а в названии «Зима» совсем нет политики? По аналогии с «оттепелью».

– Это наше, русское. Долгая, затяжная зима. Мы ей отдаёмся, она многое списывает. Снег всё засыпал – чисто стало. Зима избаловала нашу лень. Но в то же время на неё вся надежда, как под Москвой в 41-м, когда треснуло минус сорок и наши немецкие «коллеги» замёрзли.

От высокого к насущному

– Итак, мы постепенно подобрались к политике…

– Мне стыдно смотреть на многих соотечественников, которые вдруг впали в мракобесие. Советская молодёжь рубежа 70-х и 80-х была самой передовой, самой образованной в мире. Нигде и никогда простой народ не был так грамотен. Жёсткая система образования, «второй год» в школах. Мы впитали культ научного знания. А что теперь? Как страна относится к науке, к учителям? В перестройку у нас был шанс, но он упущен, как и миллионы умнейших людей, покинувших страну. Ощущение, что все мы беспризорники – и правительство, и народ.

Ещё повылезли все эти «мизулины» и «железняки». Натуральные оборотни. Пытаются запретить то, чем пользуются сами. Это создаёт атмосферу, которая мешает всему. В обществе меньше радости, больше апатии.

– Последние события как оцениваете?

– Шокирован. Это просто безумие. Ни у кого нет никакого экономического взгляда на происходящее. Что у киевских властей, что у Донецкой республики. Война не выгодна никому. Я считаю национализм пережитком. Мой идеал – мир без границ.

– А со стороны Запада вы видите стремление к миру без границ?

– Не вижу. Проблема в том, что во всех странах – особенно в США, да и у нас тоже – армия представляет собой колоссальную силу, которая диктует свою волю своему же государству. Армейское лобби ожирело, оно очень мощное. Повторяю: и у нас, и в Штатах. Соответственно, действует аргумент: кто не хочет кормить свою армию, тот будет кормить чужую.

– Как вы восприняли присоединение Крыма?

– Крым наш, я понимаю. Но меня не перестаёт волновать песок на Малой Бронной – моя дочь не может нарисовать классики уже который год. Власти живут отдельно от народа – за стенами, на охраняемых территориях. А я не могу до ЖЭКа достучаться. Одно время я каждый день звонил диспетчеру, доставал его. Бесполезно. В нашем дворе проживают очень уважаемые артисты, и я не себя имею в виду, а, например, Александра Збруева или Александра Филиппенко. Они много доброго сделали для народа, причём почти бесплатно. Так что подмести у них во дворе было бы неплохо. Когда заходит разговор о стране, я думаю именно об этом, а не о Крыме и не о Боге.

– Вы критично отзываетесь о российской действительности и придерживаетесь либеральных взглядов. Тем не менее стали доверенным лицом Путина на последних выборах.

– Путина поддерживает большинство. Соответственно, мне представляется полезным не кричать: «Путин плохой!», а помогать ему, корректировать его курс. Не думаю, что моя поддержка повысила рейтинг Путина. Я успешный человек, езжу на «Рэнж Ровере», и в глазах людей я тоже один из тех, кто стоит ж…пой к народу и головой в корыте.

– И как, удалось что-нибудь? Подмели ваш двор?

– Нет, не подмели. Путин для работников ЖКХ не авторитет. Я посещал диспетчера в качестве доверенного лица Путина – никакого результата. Президенты приходят и уходят, а швондеры остаются.

– Ладно, с двором понятно. А какие-нибудь другие блага лично для себя вы извлекли?

– Никаких. Квартир мне не дали, тендеров я не выиграл.

– Если бы президентские выборы проводились сейчас, то поддержать Путина было бы гораздо проще, чем в 2012-м. Тогда в информационном поле царил жесточайший раскол. Вам тяжело далось то решение?

– Нет. Меня друзья уболтали. «Все побежали, и я побежал». Стадное явление.

– Не устали отбивать полемические атаки?

– От меня отвернулось огромное количество людей. Что поделаешь. Как-то жил ведь я без них раньше. Если кто-то меня не понял, то это не моя вина. Ссориться из-за разных политических взглядов – то же самое, что ругаться из-за принадлежности к разным национальностям.

– Нетолерантность?

– Недоразвитость. Ребята, давайте называть вещи своими именами.

– Это касается всех-всех противников Путина, с кем вы общались?

– Нет, конечно. Например, Миша Ефремов остаётся моим другом. И вообще, что значит «противник Путина»? Я считаю, тот же Навальный своими действиями поддерживает Путина. Может быть, не лично Путина, но президента России, потому что выводит на чистую воду жуликов. А окружение президента, напротив, подставляет его, расхищая «социалистическую собственность».

Повзрослевший диссидент

– После выхода на свободу Ходорковский заявил, что в своём пиаре Путин вынес за скобки интеллигенцию и не борется за её симпатии. Согласны?

– Вполне, и это легко объяснить. Путин не относится к числу тех, кого в России называют интеллигенцией. Люди прокалываются на музыке. По манере исполнения музыки я сразу могу вычислить степень аристократизма в человеке. Элементарно, Ватсон.

– В этой связи большой резонанс имела сцена, когда в ответ на реплику Шевчука Путин сказал: «А как вас зовут, извините?»

– Два пацана встретились и стали выяснять, кто из них круче. Понятно же, что Путин круче, с чего это Шевчук выпендривается? (Смеётся.) У меня с Шевчуком тоже был конфликт. Я что-то не то сказал по пьяни (тогда я ещё пил), и Юрий Юлианович готов был драться. Я извинился. Шевчук – боец, а я из спорта занимался только мирными видами – плаванием, лыжами, бегом. Смыться умею… Я вот шучу, а если говорить серьёзно, то Шевчука сейчас треплют кагэбэшники. Со школьной скамьи я тоже был диссидентом, устраивал Солженицынские чтения…

– А теперь, поддержав Путина, оказались в одном ряду с «мизулиными» и «железняками»?

– Наоборот, счёл нужным уравновесить их влияние на власть.

– Отказавшись от вступления в Общероссийский народный фронт, вы сказали, что вам не нравится слово «фронт» в названии.

– Очень не нравится. С кем воевать собрались? В итоге, как видим, накаркали. Но это больше была риторика с моей стороны. В действительности я просто не понимаю, что мне делать в ОНФ. Вступая туда, надо чётко представлять свою функцию. Я не политик, не умею всего этого. На мой взгляд, лучший способ поддержать хоть народный фронт, хоть международный фронт – это быть отличником в своём деле. Чем больше будет Перельманов, тем лучше для всех. Так что я продолжаю учиться музыке и целиком погружён в неё. Всё равно к моему мнению никто не прислушивается.

Источник

Кто такой Моргенштерн?

О Моргенштере:

  1. Детство, отрочество, юность
  2. Как он вообще выглядит?
  3. Ранний Моргенштерн
  4. Как раскрутился
  5. Успех и клипы
  6. Профессионализм
  7. Личная жизнь и фото с девушкой
  8. Настоящее и творческие планы

Дай угадаем: ты услышал песню про кадиллак, пошел искать то, что ищут все — текст, и вот уже утопаешь в статьях про Алишера Моргенштерна? Поздравляем, ты свернул туда, куда надо — лови биографию рэпера на MTV, потому что мы тоже не можем выкинуть из головы жизнеутверждающую фразу: «Делать деньги, делать деньги, делать деньги, бл***, вот так!».

Публикация от ВНЕ ИГРЫ (@morgen_shtern) 1 Фев 2020 в 3:42 PST

Детство, отрочество, юность

Алишер Тагирович, имя настощее, в детстве был Валеев, потом завел канал на ютуб, стал Моргенштерном, и это суперкраткая биография, только без фото — их cможешь посмотреть внизу. Для любителей конкретики прогоним исторические факты: родился 17 февраля 1998 года в Уфе, и это целых три ответа на фанатские вопросы:

Алишеру сейчас 22, он молодой человек
Его национальность: наполовину русский, наполовину башкир
И самое главное: он Водолей

Далее вообще никому не нужная инфа: учился в МАОУ «Гимназия 91», откуда его выгнали, потом учился в педагогическом универе, откуда его тоже выгнали. Ничего необычного, стандартная ситуация в становлении рэпера, у всех в классе были такие. Но Моргенштерн не все. Офигеть как не все. И когда-нибудь ты поймешь почему.

Как он вообще выглядит?

Смотри внимательно, это было очень долгое похождение по разным стилям и образам длиной в жизнь: сначала у него были дреды разных цветов, потом их не стало. Старый образ он похоронил в клипе «Уфф… Деньги…» (какая-то личная тема). Трюк чем-то напоминает The Weeknd, только его все называли ананасом, а Моргенштерн был пальмой. Стоит признать: мемы про пальму гораздо круче ананасовых.

Что еще: раньше Моргенштерн ходил в одной и той же толстовке и был максимально близок к народу. Сейчас же он больше любит кожаные джинсы с косухами, ходить с хвостиком, быть почти лысым и почти голым. Кажется, народ его теряет. Особенно после тату на лице, которое Алишер набил, чтобы никогда не работать в офисе.

Публикация от ВНЕ ИГРЫ (@morgen_shtern) 13 Дек 2019 в 1:51 PST

Ранний Моргенштерн

Можно долго рассказывать, как он с самого детства любил музыку и скейтборды, а еще снимать все на камеру и показывать свою лакшери жизнь, но зачем, если можно показать всего одно видео:

Этот пророческий трек дропнулся в 2010 году. По нему видно: уже в подростковом возрасте Алишер Моргенштерн знал, что такое микрофон, бит и локации. От текста, понятного с первого прослушивания песни, даже хочется немного плакать и развивать философскую мысль — «пацан, который смог».

Точный удар по сентиментальному сердцу — вот тебе ремейк его главной песни о мечте с неофициального канала:

Здесь звучание посовременнее и сам Моргенштерн поразвязнее. Добавились всем знакомые стоны. Сразу видно, что к этому времени рэпер успел поработать и курьером, и мойщиком автомобилей, и уличным музыкантом, и рок-звездой нации, и вообще жизнь прожить. Ждем, когда Алишер состарится и перезапишет «Выше облаков».

Как раскрутился

Начнем с азов на пути исследования феномена Моргенштерна и вспомним золотое время, когда он был MamaVirgin — постмодернистским отражением Валерия Леонтьева с красивыми песнями о любви и чувствах, только для зумеров.

Нет ничего удивительного, что трек «Мне не дает моя телка» сразу зацепил слушателей, ведь лирическая любовная тема — тема вечной жизни. У каждого когда-то была «телка», но не у каждого была гитара и возможность излить свою душу в музыку. И тогда на помощь пришел Алишер Утренняя Звезда.

От первого шага к званию сексиста — прыжком к карьере рэпера. Российскому зрителю явно не хватало чего-то свежего и переворачивающего: Алишер понял, чего именно. Это был #ИзиРеп — новый формат для его канала, классный подгон для простых обывателей, которые нуждаются в просветлении, а также контент, который могут заценить тру музыканты.

Первый гость изирэпа — Face, уфимский коллега по цеху. Обошлось без проблем, как-никак они друзья детства — «Мы росли в одном городке, попивали иногда пивко, и я помогал ему с первыми клипами, монтировал их. Я очень за него горжусь». И хоть идея изирэпа не самая оригинальная, исполнение у нее вышло прикольное: с сюжетом, с шуточками и клипами, которые капнули в ту же копилку хайпа.

Из этого формата произрастает главная философская идея рэпера: он считает, что сегодня не нужно быть талантливым, чтобы стать популярным, и еще рэп отстой, который можно сделать на коленке за 5 минут. Именно поэтому Алишер Моргенштерн сейчас один из самых популярных современных рэперов.

Когда Моргенштрен был больше блогером, чем артистом, он троллил музыкантов не только за творчество, но и за их социально-политическую позицию, то есть за продажность. Инициатива наказуема, так как самого Алишера постоянно пытаются уличить в этом же. Если хочешь мораль, то лови — у нас всем плевать на репутацию.

Успех и клипы

«Дисс на всех»: Добавим в подтверждение главной философской идеи Алишера на случай, если ты ее еще не понял. А еще это первый клип в списке видеографии на странице рэпера в Википедии, поэтому «Дисс на всех» — начало успеха, точка отсчета, старт, первенец и старший сын, которого все уже забыли. А зря.

«Вот Так»: Менее чем за сутки клип набрал больше 2 миллионов просмотров. В чем его изюминка: после отчисления из универа Моргенштерн сравнил свой заработок с заработком ректора, отсюда и его чек-лист «Как зарабатывать деньги». По словам рэпера, рекламная интеграция в одном этом ролике стоила полмиллиона рублей. Деньги Алишер получает прямо в клипе, сразу после чего падает в бассейн. И идет сжигать 100 тысяч в своем официальном Инстаграме.

«Новый Мерин»: У Моргенштерна появилась новая машина и он снял клип. Песня ворвалась в чарты — ничего нового. На клип снял пародию школьник KEML — уже интересней. Этот мальчик удостоился личной встречи с Алишером — вообще круть. От этой песни сломалась психика Николая Баскова — ничего нового.

«РАТАТАТАТА»: Рэпер бросил себе челлендж записать альбом в прямом эфире. Так за одну неделю родилась и вошла в нашу жизнь «Легендарная пыль». Название пошло из интернет-мема с цитатой музыканта «все мы, люди, бесполезная пыль». Звучит грустно, как и оценка одного из критиков, Данилы Головкина, на этот альбом — 1 из 10. У прослушиваний на сайте Вконтакте другая математика: 21 миллион за первые два дня.

«Мне пох»: Поцелуй с Клавой Кокой — главная фишка, лучший кадр, фото, которое должно висеть у тебя в гостиной и все в таком духе. Алишер в образе романтика — гораздо более важная деталь, чем споры о том, кто с кем встречается. Текст песни не претендует на глубокий смысл, это обычная попса, но качественная. Многие критики отметили прикольную мелодию, отчего появились новые версии — акустика и ремикс.

«Малышка» и «Грустная песня»: После Клавы Коки в карьере Моргенштерна началась эра коллабов. Что с романтичным Шарлотом, что с артистами типа Thrill Pill и Егора Крида — Алишер показал себя абсолютно одинаково. Стабильность или шаблон? Какая разница.

«El Problema»: А вот и новый клип с Тимати подоспел

Профессионализм

Определяется по умению вертеться, и Алишер Моргенштерн это отлично умеет. Стоит вспомнить, как его тур перенесли из-за пандемии, а концертный мерч уже вышел из печати. Что делать и как быть: выбрасывать деньги или что-то придумать? Музыкант, блогер и бывшая пальма придумал — просто перечеркнуть все даты и продать как специальный шмот. Гениально.

А вот фото оригинальных сувениров от Утренней Звезды:

Источник

Оцените статью