Любимый инструмент этого композитора фортепиано

Фортепиано. Любимый инструмент

Каждый, наверное, знает, что фортепиано относится к клавишным струнным музыкальным инструментам. Потенциал инструмента для музыканта, пожалуй, не имеет границ. Фортепиано смело можно отнести к самым совершенным инструментам и прошлого, и настоящего. На нем возможно сыграть практически любые из музыкальных произведений, даже оркестровые, вокальные, инструментальные. Репертуарный банк пианистов считается самым большим и охватывает тысячи и тысячи сочинений, как композиторов-классиков, так и современных композиторов. Для этого инструмента в свое время сочинили бессмертные произведения титаны музыкального искусства — великие композиторы прошлых эпох. Для фортепиано сочиняют и сегодня современные композиторы, привлеченные огромными возможностями этого инструмента. В его диапазоне вы найдете диапазоны практически любого музыкального инструмента. Громкость и насыщенность звуков фортепиано, рояля, пианино меняется музыкантом от легчайших еле слышимых звуков до очень громкого фортиссимо. Опытный пианист может заставить этот инструмент звучать, словно оркестр.

Конструктивные особенности, акустический потенциал фортепиано дают музыканту беспредельные возможности в исполнении многоголосия, и разнообразной фактуры, построенной на аккордах.

Первое упоминание о пианино с 1598 Paliariona из письма герцога Модены, где он пишет об инструмент фортепиано. Однако неясно, был ли это инструмент молоточный или какой-то традиционный инструмент. Фортепиано эволюционировало из клавикорда . Создателем инструмента, который был прародителем современного фортепиано, был Бартоломео Кристофори . Источники дают разные даты этого изобретения, между 1689 и 1709 годами, хотя самый старый экземпляр, сохранившийся до нашего времени, относится к 1720 году. Чаще всего 1711 год упоминается вв литературе годом создания для первого фортепиано. Кристофори выпустил около двадцати таких инструментов, а затем прекратил производство, возможно, из-за отсутствия интереса со стороны музыкантов.

Читайте также:  Синяя река для гитары

Переломным моментом в ранней истории фортепиано стала статья Сципионе Маффея , в которой даны технические детали построения инструмента и его исполнительских возможностях. Статья была распространена по всей Европе и заставила ремесленников вернуться к строительству этого инструмента. Одним из них был немецкий мастер Иоганн Зильберман,который улучшил конструкцию фортепиано, в том числе путем введения механизма для отключения глушителя, который позволил бы свободно накручивать струны. Пианино Зильбермана в 1730 году было представлено Иоганом Себастьяном Бахом, но сам он не проявил к нему большого интереса. Только улучшенная модель с 1747 года получила всеобщее одобрение. Следующие десятилетия — это период все большей популярности фортепиано. Компании, специализирующиеся на производстве этого инструмента, создаются по всей Европе. Самыми известными были: Schidemayer с 1735 года, Франсиско Перес Мирабель в Испании с 1745 года, Штайн с 1748 года Томас Гуллифолд в Лондоне с 1750 года.

Эволюция раннего фортепиано, известном сегодня, принадлежит Людвигу ван Бетховену и продюсеру Фордвуда в Лондоне. Прогрессирующая глухота Бетховена требовала более громких инструментов. Бродвудские пианино, созданные специально для Бетховена, становились все громче и громче. В конечном счете, изготовитель снабдил их тремя струнами для каждого звука, натянутыми поверх стальной рамы. Форма инструментального резонансного ящика также начала подходить сегодня. Диапазон фортепианной шкалы также постепенно расширялся.

С начала 19 века рояль стал доминирующим сольным инструментом, и все еще остается таковым. Универсальность переложений для фортепиано сделала его фундаментальным дополняющим инструментом в преподавании практически любой другой области музыки.

Источник

Фортепиано и известные композиторы

Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. У фортепиано есть родственники — рояли и пианино. Свое название инструмент берет от итальянских слов forte — «громко» и piano — «тихо».

История фортепиано

Прародителями фортепиано можно назвать клавесин и клавикорд. У них существовали серьезные недостатки – отсутствие изменения громкости и быстро затухающий звук. Все это делало практически невозможным использование данных инструментов при концертных выстпуплениях в больших залах.

Механику фортепиано изобрели в Италии в 1709 году, похожие конструкции были разработаны во Франции в 1716 и Германии в 1717 годах. Массовое производство фортепиано в России осуществлялось Тишнером и Виртой в 1818-1820 годах.

На данный момент все крупные производители фортепиано используют схожие механики инструмента.

20 век был чрезвычайно богат на появление новых инструментов. В том числе появились электронные пианино и синтезаторы.

Непосредственно для фортепиано первое произведение было написано в 1732 году, в Италии. Но массово композиторы стали писать для данного инструмента только через полвека. На популяризацию инструмента сильно повлияли известные композиторы Гайдн и Моцарт.

На уроки фортепиано вы можете записаться на сайте

Известные композиторы

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Один из самых популярных композиторов в мире. Писал для оперы, балета, для спектаклей и не только. Крайне любопытны его произведения для фортепиано, скрипки, виолончели.

Одно из произведений он хотел посвятить Наполеону, но после того, как тот провозгласил себя императором Бетховен назвал третью симфонию «Героическая».

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Немецкий композитор эпохи барокко. Один из самых невероятных композиторов в мире, при этом крайне плодовитый. Написал более 100 произведений. Основатель самой известной музыкальной династии в мире.

Во время своей жизни его не ценили (было опубликовано менее 10 его произведений)

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Австрийский композитор, представитель Венской классической школы, невероятный скрипач, органист, дирижер. Обладал потрясающей памятью и способностью к импровизации. Одни из величайших композиторов классической музыки.

Рихард Вагнер (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижер. Являлся значимой фигурой не только на музыку, но и на всю европейскую культуру 19-20 века. Оперы Вагнеры поражают воображение своим масштабом.

Вагнер был участником революции 1848-1849 годов в Германии.

Источник

Проектная (исследовательская) работа ученицы 4 класса «Фортепиано — лучший музыкальный инструмент»

Светлана Балина
Проектная (исследовательская) работа ученицы 4 класса «Фортепиано — лучший музыкальный инструмент»

Школьный конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся ГБОУ Школа лицей №1420

Секция «Дополнительное образование. Музыка»

Проектная (исследовательская) работа на тему:

«Фортепиано – лучший музыкальный инструм ент»

Балина Светлана Владимировна

Содержание.

2. Обзор литературы

3. Основная часть. Методика.

4. Подведение итогов исследования

Введение.

Это громкое “форте”! Это нежное “пиано”!

Молоточки по струнам дарят музыку нам.

То легко и свободно, то надрывно и рьяно,

Словно бриг в океане по ритмичным волнам.

Здесь “На цыпочках” можно, легким клавишам вторя,

Станцевать “Тарантеллу” или в вальсе кружить.

Или грозным “Корсаром” быть владыкою моря,

Или в горных пещерах гномий клад сторожить.

В мире существует много музыкальных инструментов. У каждого своя история, свой неповторимый голос, свои особенности. Как из такого множества можно выбрать лучший инструмент? Многие великие музыканты и композиторы считали фортепиано самым популярным музыкальным инструментом.

Я всегда мечтала научиться играть на фортепиано и просила родителей отвести меня в музыкальную школу, потому что, мне нравится слушать музыку, исполняющую на фортепиано, ведь у него огромные безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может и как целый оркестр. И вот – я поступила в школу искусств, где начала свое знакомство с фортепиано. Правда, продлилось это недолго. Но мечта играть на фортепиано осталась. Я каждый раз представляю себя, как мои руки касаются клавиш, и начинает звучать прекрасная музыка…

С помощью этой работы я решила больше узнать о фортепиано, чтобы потом поделиться своими добытыми знаниями с одноклассниками, а также выяснить, насколько популярным, узнаваемым остается такой интересный инструмент, как фортепиано для них.

Актуальность.

Многие годы фортепиано было самым популярным музыкальным инструментом, однако сейчас в век цифровых технологий и с появлением новых необычных инструментов возникает вопрос, а является ли фортепиано таким же популярным инструментом, как и раньше?

Гипотеза.

Фортепиано является самым узнаваемым, популярным музыкальным инструментом, а значит, самым лучшим музыкальным инструментом.

Цель: узнать историю появления фортепиано, проследить путь его развития до наших дней. Определить, является ли фортепиано самым популярным и востребованным инструментом на данный момент.

Задачи:

1. Изучить историю появления фортепиано.

2. Провести анкетирование среди одноклассников, с прослушиванием музыкальных произведений.

3. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: изучение литературы: энциклопедий, справочников, Интернет – источников; анкетирование по теме, прослушивание музыкальных произведений.

Обзор литературы.

Изучив найденную литературу, я узнала, как же появился этот инструмент и что выделяет его среди десятков других?

Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который по преданию изобрёл Пифагор и использовал для своих музыкально – теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.

Пока Пифагор продолжал свои опыты, другие музыканты придумали и построили инструменты под названием полихорд или многострун. Так как у этого инструмента было несколько струн.

Полихорды были разные, и играли на них разными способами: зацепляли струны пальцами, били по струнам палочками, играли специальными пластиночками.

Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуры мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами взяли у полихорда. Нажмёшь на клавишу – задвигаются соединённые с ней деревянные рычажки. На конце рычажка укреплена металлическая пластиночка, черенок вороньего пера или отрезок буйволовой кожи. Когда при нажатии на клавишу по струне ударяла металлическая пластиночка, раздавался приятный и тихий звук. Такие инструменты получили название клавикорды. А более звучный щипковый полихорд, в котором струна защипывалась пером или зацепкой – клавесин.

Именно, клавикорд и клавесин стали предшественниками фортепиано.

Клавикорды появились примерно к 13-14 векам. Небольшими и лёгкими переносными клавикордами первоначально в Западной Европе пользовались исключительно бродячие музыканты. В небольшом деревянном ящике, который ставился на стол, помещалась узкая клавиатура и набор металлических струн. Струны клавикордов делались одинаковой длины, но разной толщины. Поскольку струны были одинаковой длины, внешне клавикорды выглядели как прямоугольный ящик.

Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках. Звук клавикорда был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством людей. Поэтому его применяли для домашнего музыцирования.

Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. У него было несколько названий: клавицимбал, чембало, верджинел и самое распространённое – клавесин. Клавикордное искусство расцвело в Германии, в то время как клавесин и его разновидности распространились во всех европейских странах.

Клавесин. Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Клавесин похож на спинет, имеет ту же щипковую механику, но размеры его крупнее. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма – внешним видом он напоминает современный рояль. Звук извлекался следующим образом: исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих пёрышек или кусочков кожи. Язычки цепляли струну и раздавался звук. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера (квадратный или прямоугольный). Инструмент был очень популярен во время, когда носили парики и пышные платья со сборками. Это был уже настоящий концертный инструмент. Поначалу клавесин мог давать концерты только в светских салонах и гостиных. В больших залах его голос терялся. На этом инструменте можно было играть лёгкую музыку, подвижные пьесы, сопровождать пение. Звук клавесина хорошо сочетался с голосом, со звуков скрипки или виолы. Клавесин стали использовать в оркестре. Дирижёр сам сидел за клавесином, левой рукой играл аккорды, а правой руководил оркестром. Этот инструмент стал принадлежностью богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта деревьев, его отделывали золотом, слоновой костью, бронзой, драгоценными камнями.

Великолепный инструмент всё-таки был тусклый и малоинтересный. Исполнитель не мог на нём играть громче или тише. Звук клавесина всегда был громким.

Мастера придумывали разные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина, но все они были неудобными. Клавесин не исчез со сцены, его можно услышать и сейчас на концертах старинной музыки.

В 15-17 веках появился ещё один струнно – клавишный инструмент – это спинет. Это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами в четыре октавы. Он также являлся украшением дома.

На рубеже 18 века композиторы и музыканты стали испытывать потребность в новом клавишном инструменте.

Решил эту проблему итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Он работал мастером по ремонту музыкальных инструментов богатой коллекции флорентийского герцога Козимо Медичи. В свободное время он конструировал новые музыкальные инструменты. В один день 1709 года появился необычный музыкальный инструмент. Он был похож на клавесин, но в этом инструменте звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент откликался на лёгкое прикосновение пальцев руки к клавишам, а механизм позволял молоточку после удара быстро вернуться назад.

Кристофори назвал свой инструмент — «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название было сокращено и появилось фортепиано, «форте» — громко и «пиано» — тихо.

После этого независимо было изобретено фортепиано во Франции – Жан Мариус (1716 г, в Германии Готлиб Шретер (1717 – 21гг).

Но признание фортепиано получило не сразу. Долгое время у него был соперник – клавесин. Композиторы писали для клавесина много произведений. Прошло сто лет, как фортепиано вышло вперёд.

Моцарт был первым музыкантом, который выступал на концертах, играя на фортепиано. Но сдался клавесин при Бетховене. Он не выдержал мощной музыки великого мастера.

Первые фортепиано были не очень похожи на современные инструменты. В 19 веке у фортепиано постоянно совершенствовался механизм, менялось расположение струн. Мастера придумали педаль, которая при нажатии меняла тембр и силу звука.

Так появились два вида фортепиано: горизонтальный рояль, и вертикальный пианино. Рояль стал концертным инструментом, пианино стали использовать дома, там, где нельзя поставить рояль, и где нужен меньший звук.

Методика проведения исследования.

Многие великие музыканты и композиторы считали фортепиано самым популярным музыкальным инструментом. Интересно, как ответят ребята 10-11 лет на вопросы анкеты, которая поможет выяснить: «Какой самый узнаваемый, популярный, а значит, лучший музыкальный инструмент?»

Проводилось анкетирование среди учеников 4 «Е» класса.

В опросе приняли участие 11 человек: 8 мальчиков и 3 девочки. Из ребят никто не получает специального музыкального образования.

Ребятам предлагалось ответить письменно на вопросы анкеты, состоящая из 2 частей, при этом тема и цель опроса не была озвучена. 1 часть представляла собой вопросы, основанные на личные знания и мнение, а 2 часть – вопрос, основанный на слушательский опыт.

Анкетирование проходило в учебном классе, ребята находились за партами.

После озвучивания вопроса, ребятам давалось время для раздумий и записи ответов. На первый вопрос, «Какие музыкальные инструменты вы знаете? Напишите их названия» отводилось 5 минут. Было видно, что не все приступили сразу записывать ответы, потребовалось время подумать. Конечно, следили, чтобы никто не смог списать ответ у соседа по парте. Важно, чтобы они записали именно те инструменты, которые знают именно они. У многих ребят вызывало сложность в правильности написания названия инструмента, но в результате, писали, как могли, ведь цель не проверить их грамотность, а выяснить их знание инструментов. Времени понадобилось больше для записи ответов, поэтому были даны дополнительные 2 минуты.

Следующий вопрос звучал так, «На каком или каких музыкальных инструментах вы хотели бы научиться играть?» На этот вопрос давалось 3 минуты, но большинство детей справилось быстро.

Третий вопрос являлся второй частью анкеты и содержал в себе прослушивание музыкальных произведений. Это проводилось с целью выяснить, знают ли ребята звучание музыкальных инструментов, могут ли определить на каком инструменте или инструментах исполняется произведение. Для опроса были подобраны классические произведения, в которых фортепиано выступало в разных качествах – как солирующий, как второстепенный – аккомпанемент, как часть целого – квартет и как равноправный участник концертного произведения. Это сделано для того, чтобы узнать, насколько внимательно они слушают музыку и могут расслышать фортепиано наравне с другими инструментами в разных жанрах и составах исполнителей.

Произведения слушались не целиком, давался фрагмент, в каждом случае по-разному от 40 сек до 2 минут. Название произведения и композитор не назывались.

Первым слушали «Вальс №7» Ф. Шопена (1.10 сек). Этого времени прослушивания хватило, чтобы ребята определили исполняющий инструмент и записали свой ответ. Это задание не вызвало затруднений и поэтому все ответили быстро.

Вторым произведением был «Сентиментальный вальс» П. Чайковского в исполнении трубы (соло, а фортепиано выступило в роли аккомпанемента, достаточно неброским фоном яркой мелодии трубы (1.02 сек). На ответ отводилось 1-2 мин, но все справились с заданием раньше.

Третье произведение – романс «Сарафанчик» А. Гурилева (0.42 сек). Прозвучал 1 куплет и припев. То, что дети услышали голос, это ввело в некоторое замешательство и многие не могли начать писать ответ. Время, отведенное на ответ, подходило к концу (1-2 мин) и сомневающимся надо было поторопиться, определиться с ответом.

Четвертое произведение – Квартет Г. Малера (1.16). После прослушивания ребятам отводилось больше времени для ответа – 3 минуты, так как задание более сложное.

Пятое произведение, заключительное – Концерт для фортепиано с оркестром №2, часть 3 С. Рахманинова (1.31 сек). На это задание было отведено до 5 минут, с тем расчетом, что дети должны были описать все услышанные инструменты, но ребята справились быстро.

Анкеты собраны. Переходим к обработке результатов.

Подведение результатов исследования.

1. Какие музыкальные инструменты вы знаете? Напишите их названия.

Ребята назвали следующие музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль, скрипка, гитара, орган, барабан, аккордеон, флейта, дудочка, гармошка, ложки, бас-гитара, рожок, тарелки, треугольник, труба, арфа, синтезатор, саксофон, балалайка, тромбон, гусли, виолончель.

В одном ответе могли называться и фортепиано, и рояль, и пианино, в результате засчитывалось что-то одно, так как все они имеют отношение к одному инструменту – фортепиано.

На диаграмме показаны инструменты, которые чаще всего называли:

По диаграмме видно, что большинство (11) учеников назвали фортепиано.

2. На каком или каких музыкальных инструментах вы хотели бы научиться играть?

Ребята назвали такие инструменты: гитара, фортепиано (рояль, пианино, скрипка, барабан, бас-гитара, аккордеон, ложки.

По диаграмме видно, что большинство детей хотели бы научиться играть на фортепиано – 9 из 11, и это большинство голосов.

3. Прослушайте музыкальные произведения. Напишите, какие музыкальные инструменты исполняют эти произведения?

№1 Ф. Шопен Вальс №7 (фортепиано).

Фортепиано определили 11 из 11.

№2 П. Чайковский «Сентиментальный вальс» (труба, фортепиано).

Трубу и фортепиано узнали 11 из 11.

№3 А. Гурилев Романс «Сарафанчик» (женский голос, фортепиано)

Фортепиано определили 11 из 11, а так же женский голос -11.

№4 Г. Малер Квартет (фортепиано, скрипка, альт, виолончель)

Фортепиано определили 11, скрипку -7, виолончель -1, альт -0, струнные -3.

Полностью перечислить 4 инструмента никто не смог.

Из чего следует – не все дети смогли, кроме фортепиано, правильно определить инструменты квартета.

№5 С. Рахманинов Концерт №2 часть 3 (фортепиано, скрипка, труба, барабан и т. д.)

Фортепиано узнали все, а вот другие инструменты не стали описывать, предпочли написать – оркестр. Это тоже правильный ответ, но задание заключалось в том, чтобы написать все услышанные музыкальные инструменты.

Итог прослушивания – все ребята узнали и написали фортепиано.

В результате анализа анкет можно придти к выводу, который позволяет убедиться в 100% популярности, узнаваемости фортепиано среди моих одноклассников.

Заключение.

Изобретение фортепиано изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие годы почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие их них знамениты именно своими фортепианными произведениями.

Сегодня нельзя найти музыканта – будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач – у которого в доме не было бы фортепиано.

У фортепиано огромные безграничные возможности, поэтому многие великие музыканты предпочли этот инструмент, создавая для него произведения искусства, настоящие шедевры. Такие великие музыканты как: Л. Бетховен, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, В. Моцарт, С. Рахманинов, П. Чайковский, А. Скрябин и многие, многие другие. Они выступали и как пианисты, показывая неограниченные возможности инструмента.

И сегодня среди нас живёт этот инструмент – фортепиано. И чаще других он помогает нам ощущать великую силу музыки и радость общения с ней.

В процессе подготовки этой работы я многому научилась: искать нужную информацию в интернете, оформлять текстовый документ, делать диаграммы, работать со словарями и другой литературой. Я многое узнала из истории инструмента, при подборе музыкальных произведений познакомилась шедеврами классической музыки.

Фортепиано является одним из самых популярных инструментов. На нём обучаются играть большинство детей, в том числе, посещающих музыкальную школу. Основы игры на фортепиано являются обязательными для всех, кто хочет учиться музыке, играет ли ребенок на скрипке, кларнете или поет в хоре.

Фортепиано — удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. На фортепиано можно исполнить любое произведение, оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию. Это любимый инструмент домашнего музицирования, на нем играют и взрослые, и дети. Ни один инструмент не сравнится сегодня с фортепиано в том, что он узнаваемый, популярный. Фортепиано – самый лучший инструмент!

Список литературы.

• Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся старших классов – 2-е изд. -М. : Просвещение,1989. – 192.

• Зильберквит М. Мир музыки. Очерк. — М. : Дет. Лит, 1988, 336 с.

• Зимин П. А. История фортепиано и его предшественников. М. 1968,178

• Клёнов А. С. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка. — М., 1997

• Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М. : Терра, 1996

• Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры; Ростов –на – Дону: Феникс 2005

• Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская; М. : Педагогика, 1985

Источник

Оцените статью