М анцев осень ноты

Ноты для хора — Хоры русских композиторов

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf
хоровые произведения


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов

выпуск 1
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13694
(pdf, 10.6 Мб)

Наследие русских композиторов в хоровой музыке богато и неисчислимо, оно высоко подняло значение национальной музыкальной культуры. Хоровое пение процветало на Руси с отдаленных времен. В течение почти шести веков (от XI до середины XVII) основным индом русского профессионального музыкального искусства было знаменное одноголосное пение без сопровождения. На смену ему в XVI—XVII веках приходит раннее многоголосие.
Ко второй половине XVII века относится возникновение в России кантов, куплетных песен трехголосного склада религиозной, а позднее и светской тематики (в первом выпуске был опубликован кант на заключение Ништадского мира неизвестного автора «Радуйся, Росско земле»).
Рубеж XVII—XVIII столетий — начало партесного пения (пения по партиям, по голосам). Его наивысшее выражение — хоровой концерт, состоящий из нескольких частей и отличающийся богатым мелодическим началом, серьезными музыкальными достоинствами (творчество этого периода представлено в первом выпуске концертами для хора М. Березовского и Д. Бортнянского). Таковы истоки русского классического хорового творчества.

От концертов М. Березовского и Д. Бортнянского до хоровых опусов русских авторов, созданных в начале XX века — эта линия развития композиторского творчества прослеживается в трех выпусках сборника «Хоры русских композиторов». Представленное в них творчество М. Глинки, А. Алябьева, А. Даргомыжского и др. (Вып. I); П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева и др. (Вып. 2); А. Гречанинова, Викт. Калинникова, С. Рахманинова, И. Стравинского и др. (Вып. 3) — объединено общими чертами: глубоким внутренним содержанием, подлинной красотой каждого отдельного голоса и гармонического сочетания в целом, законченностью и яркостью мелодических оборотов, разнообразием контрастов и красок, гибкой и в то же время строго выдержанной формой. Эти черты составляют суть русской классической композиторской школы. Они лежат и в основе русского хорового исполнительства с его яркой хоровой звучностью, широким дыханием, высоким эмоциональным началом. «Роспев, роспевание — вот это и есть главное, на чем зиждется русская вокализация, а впрочем, и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в русской музыке», — отмечал А. Д. Кастальский.
Цель сборника «Хоры русских композиторов» — привлечь внимание профессиональных, учебных и любительских хоров, их дирижеров к прекрасным, но иногда, к сожалению, забытым страницам русской музыки, к богатой истории русской хоровой культуры, к произведениям, в основе которых лежит высокая художественная правда.
Б. Тевлин

  • Неизвестный автор. Радуйся, Росско земле. Кант на заключение Ништадского мира
  • Неизвестный автор. Похвала хозяину. Застольная песня петровского времени
  • М. Березовский. Концерт для хора № 18. Слова А. Машистова
  • Д. Бортнянский. Концерт для хора № 3. Слова Вс. Рождественского
    • Концерт для хора № 32. Слова А. Машистова.
    • Утро. Слова К. Алемасовой
    • Вечер. Слова К. Алемасовой
    • Славу поем. Слова К. Алемасовой
    • Утренняя песня. Слова А. Годова
  • М. Глинка. Москва (Патриотическая песня). Слова А. Машистова
    • Вступление и фуга. Слова Д. Тонского
    • Венецианская ночь. Переложение для хора М. Балакирева, слова И. Козлова
    • Колыбельная песня. Переложение для хора М. Балакирева, слова Н. Кукольника
  • А. Алябьев. Очи. Слова Д. Ознобишина
    • Увы, зачем она блистает. Слова А. Пушкина.
    • Соловей. Русская песня. Слова А. Дельвига.
    • Пела, пела пташечка. Русская песня. Слова А. Дельвига
    • Застольная песнь. Слова А. Дельвига
    • В танце. Слова А. Машистова
    • В путь! Слова А. Машистова
  • В. Одоевский. Пой в восторге, русский хор. Канон. Слова М. Виельгорского, П. Вяземского, В. Жуковского и А. Пушкина.
  • А. Даргомыжский. Семь хоров из цикла «Петербургские серенады
    1. Где наша роза?. Слова А. Пушкина
    2. Что смолкнул веселия глас?. Слова А. Пушкина
    3. На севере диком. Слова М. Лермонтова (из Гейне)
    4. По волнам спокойным. Слова неизвестного автора
    5. Прекрасный день, счастливый день! Слова А.Дельвига
    6. Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина
    7. Вянет, вянет лето красно. Слова А. Пушкина
  • А. Рубинштейн, Сосна. Слова Г. Гейне
    • Ночью. Слова А. Копиша
  • Н. Мельников. Туча. Слова А. Пушкина
Читайте также:  Боб столофф ритмические этюды ноты

Скачать ноты

Хоры русских композиторов
выпуск 2
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1987г.
номер 13239

  • А. Бородин. Слава Кириллу и Мефодию. Слова А. Бородина
  • Ц. Кюи. Сияет солнце. Слова Ф. Тютчева
    • Ризой бледно-голубою. Слова Ф. Сологуба
    • Сокрытая красота. Слова Ф. Сологуба
    • Зой. Слова Ф. Сологуба
    • Тишь. Слова Я. Полонского
  • М. Балакирев. Вечерняя песня. Слова А. Машистова
    • Гимн Нижнему Новгороду. Слова В. Половинкина.
  • Э. Направник. Москва. Слова А. Фета (из Кернера).
    • Ангел. Слова М. Лермонтова
    • М. Мусоргский. У ворот, ворот батюшкиных. Обработка русской народной песни
    • Ах ты, воля, моя воля. Обработка русской народной песни
  • П. Чайковский. Ночевала тучка золотая. Слова М. Лермонтова.
    • Соловушко. Слова П. Чайковского
    • Не кукушечка во сыром бору. Слова Н. Цыганова
    • На сон грядущий. Слова Н. Огарева
    • Легенда. Слова А. Плещеева
  • Н. Римский-Корсаков. Старая песня. Слова А. Кольцова
    • Месяц плывет. Слова М. Лермонтова
    • Владыко дней моих. Слова А. Пушкина
    • Татарский полон. Слова народные.
  • А. Лядов. Весной девушки гуляли. Обработка русской народной песни
    • Ты не стой колодец. Обработка русской народной песни
    • Ехал пан. Обработка русской народной песни.
    • Выходили красны девицы. Обработка русской народной песни
  • С. Танеев. Восход солнца. Слова Ф. Тютчева
    • Вечер. Слова Я. Полонского
    • Развалину башни, жилище орла. Слова Я. Полонского
    • Посмотри, — какая мгла. Слова Я. Полонского
    • Звезды. Слова Я. Полонского
  • А. Аренский. Анчар. Слова А. Пушкина
    • Жемчуг и любовь. Слова Ек. Бекетовой
    • Устало все кругом. Слова А. Фета

Скачать ноты


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов

выпуск 3
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13970
(pdf, 12 Мб)

  • А. Кастальский. Русь («Под большим шатром.»). Слова И. Никитина
  • М. Ипполитов-Иванов. Сосна. Слова М. Лермонтова.
    • Ночь. Перевод с немецкого М. Михайлова.
  • Н. Ладухин. Дева и солнце. Слова А. Майкова
    • Острога секирой. Слова А. К- Толстого
  • А. Гречанинов. После грозы. Слова Л. Толстого
    • Осень. Слова А. Майкова
  • А. Глазунов. Любовь. Слова В. Жуковского
  • М. Анцев. Ива. Слова Ф. Тютчева
  • Ю Сахновский. Али-Бей. Слова Г. Гейне, перевод А. Майкова
  • М. Речкунов. Лес. Слова А. Кольцова
  • А. Корещенко. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
  • Викт. Калинников. Лес. Слова А. Кольцова
  • С. Василенко. Метель. Слова И. Бунина
  • Ф. Кенеман. Волны и люди. Слова М. Лермонтова.
  • С. Рахманинов. антелей-целитель. Слова А. К. Толстого
    • Чоботы. Обработка украинской народной песни.
  • А. Никольский. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
    • Катит весна, царица мира. Слова Г. Гейне
  • П. Чесноков. Эльфы. Слова И. В. Гете
    • Теплится зорька. Слова К- Гребенского
  • И. Стравинский
    • Ave Maria
    • Credo
    • Четыре русские народные песни (подблюдные).
  • Л. Крылов. Зорька. Слова К. Гребенского
Читайте также:  Ремень приводной аккорд 2008

Скачать ноты


Репертуар хорового класса дмш
Хоры русских композиторов

выпуск первый
составитель В. Вахромеев
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер м29169г
(pdf, 8.92 Мб)

  • На севере диком. Музыка А. Даргомыжского, слова М. Лермонтова
  • Зимний вечер. Музыка А. Даргомыжского, слова А. Пушкина
  • Весеннее утро. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова
  • Гроза. Музыка Ц, Кюи, слова И. Белоусова
  • Май. Музыка М. Анцева, слова А. Толстого
  • Ночь. Музыка М. Ипполитова-Иванова, перевод с немецкого М. Михайлова
  • В воздухе птичка поет. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
  • Жар весенних лучей. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
  • Жаворонок. Музыка Вик. Калинникова, слова В. Жуковского.
  • Весна. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева.
  • Рассвет. Музыка П. Чайковского, слова И. Сурикова.
  • Хор цветов из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Музыка П. Чайковского.
  • Стрекозы. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. Толстого.
  • Сосна. Музыка С. Танеева, слова М, Лермонтова
  • Утро. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Пушкина.
  • Листья в саду шелестят. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Майкова
  • Подснежник. Музыка А. Гречанинова, слова Allegro.
  • Черемуха. Музыка А. Гречанинова, слова С. Есенина.
  • Травка зеленеет. Музыка Р. Глиэра, слова А. Плещеева
  • Весна. Музыка Р. Глиара, слова Ю. Жадовской.
  • Лотос. Музыка П, Чеснокова, слова Г. Гейне.
  • Зеленый Шум, Музыка П. Чеснокова, слова Н. Некрасова.

Скачать ноты


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель Л.Курганова
«Музыка», 1976г.
номер 9365
(pdf, 6.97 Мб)

  • В танце. Музыка А. Алябьева, слова А. Машистова.
  • Тарантелла. Музыка М. Глинки, слова И. Мятлева.
  • Никита Романович. Былина. Переложение для хора М. Балакирева
  • Венеция ночью. Музыка Э. Направника, слова А. Фета
  • Повеяло черемухой. Музыка А. Копылова, слова К. Р.
  • Черкесская песня. Музыка X. Гроздова, слова А. Пушкина
  • Серенада. Музыка А. Аренского, слова Н. Величкина
  • Сосны старые тихо шумят. Музыка И. Протопопова, слова Л. Андрусон
  • Приближение весны. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова народные
  • Ночь. Музыка А. Гречанинова, слова М. Липкина
  • На севере диком. Музыка П. Крылова, слова М. Лермонтова (из Гейне).

Скачать ноты

Хоровые песни из опер русских композиторов
для смешанного и женского хора с сопровождением фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1952г.
номер м22718г

  1. А. Верстовский. Две песни Торопа из оперы „Аскольдова могила»
    • а) Близко города Славянска
    • б) Скоро заходили чарочки
  2. А. Верстовский. Хор девушек из оперы „Аскольдова могила».
  3. П. Чайковский. Хор пастухов и пастушек из оперы „Пиковая дама».
  4. П. Чайковский. Финальная песня из музыки к „Снегурочке»
  5. Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня „А мы просо сеяли» из оперы „Снегурочка»
  6. М. Мусоргский. Хор сандомирских девушек из оперы „Борис Годунов»
  7. Э. Направник. Хоровод из оперы „Нижегородцы» „Сторона ль, сторонка»

Скачать ноты


Серия хоров русских и иностранных композиторов Выпуск 3
Сборник хоров русских композиторов

под общей редакцией А.В.Свешникова
партитура
«МУЗГИЗ», 1935г.
номер м14044г

1. Н. Римский-Корсаков. Хор девушек из оперы-балета «Млада»
2. Н. Римский-Корсаков. Песня псковской вольницы из оперы «Псковитянка»
3. Н. Римский-Корсаков. Восточная песня
4. С. Танеев. Посмотри, какая мгла
5. С. Танеев. Вечер
6. В. Калинников. Кондор
7. В. Калинников. На старом кургане
8. С. Василенко. Метель.
9. М. Ипполитов-Иванов. Приближение весны

Скачать ноты

Источник

Аннотация Осень Анцев а

Аннотация на произведение М. Анцева «Осень»

Работу выполнила студентка 1 курса специализации хоровое дирижирование Литовченко Татьяна

Класс преподавателя
Гудкова Надежда Васильевна

1.Краткая биография
Анцев Михаил Васильевич 1865-1945 композитор и педагог. С 1896 учился в Варшавском университете у Фримана и Барцевича по классу скрипки,а по классу композиции С. Носковского. В 1894 окончил Петербургскую консерваторию у Иогансена(гармония) и Римского-Корсакого(Композиция). В 1894-96 преподавал пение в Елизаветском университете. С 1896 жил в Витебске, преподавал хоровое пение в различных учебных заведениях. Был редактором газеты, читал лекции истории. После Октябрьской революции был одним из первых композиторов обратившихся к революционным темам (хоры «Памяти героя», «Песня борьбы»). Автор произведений для скрипки и фортепиано, хоров, романсов, обработок народных песен, учебных пособий («Краткие сведения для певцов хористов», «Методическая хрестоматия»)
2.Музыкально-теоритический анализ произведения.
Основная мысль произведения, содержание. «Есть в осени первоначальной, короткая но дивная пора, весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера»Федор Тютчев. Осень- удивительная пора, которая радует и заставляет грустить одновременно. Первая осень всегда прекрасна. Именно осенью мы заканчиваем собирать урожай, делаем запасы на зиму. Еще некоторое время можем погреться на солнышке перед наступлением холодов. Особенно осенью природа необычайно красива и сказочна. Ведь каждое дерево одевает свой прекрасный наряд из разноцветных листьев. А когда они опадают то на дорогах стелятся яркие ковры в которых каждый листочек по своему красив. Осенью пахнет свежим, чистым воздухом, мокрым асфальтом, листьями. Глубокая осень начинается с окончанием листопада до первого снега. Становиться все холоднее, пролетают к югу последние стаи гусей, лебедей и уток. Осень -распостраненная тема у поэтов, художников и музыкантов. Очень много стихотворений про это время года у Тютчева, Пушкина, Фета, Бунина и Майкова. Так же написано множество картин: Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Куинджи «Осень», Васнецов «Осень» и др. А в музыке концерт Вивальди «Времена года», оратория Гайдна «Времена года», «Осень» Ричкунова, Каллиникова, Лятошинского и множество других. Произведение Анцева «Осень» носит драматический характер. В нем рассказывается о поздней осени. Когда уже похолодало, небо становится хмурым, солнышко редко проглядывает через черные тучи, все время моросит дождик, деревья потеряли свои убранства и стоят одиноко под струями холодного дождя. Внезапно налетает ураган, срывая последние листья, ломая сучья, обезображивает деревья которыми мы недавно любовались. За простым пейзажем ощущается тоска автора по чему то ушедшему, чувствуется грусть и одиночество. Именно поэтому он одушевляет деревья, природа оживает и начинает чувствовать, страдать. Композитор почувствовал настроение поэтического текста и музыкальными средствами дополнил замысел поэта. Форма. Произведение состоит из двух частей и 44 тактов. Первая часть это период из 24 тактов в котором 3 предложения, хотя стихотворных строк две. Автор одну из них повторяет дважды в разном музыкальном изложении. Первое предложение звучит в g moll причем в начале он имеет натуральный а в конце гармонический вид. Во втором предложении происходит отклонение в B dur заканчивается в c moll.Третье предложение начинается в c moll и заканчивается на доминанте в g moll. Вторая часть состоит из двух предложений и заключения(четырех тактовое дополнение).Первое предложение точно повторяет начало первой части. Второе предложение начинается в c moll и заканчивается на доминанте основном тональности g moll и заключение утверждает основную тональность. Мелодия. Мелодия произведения сочетает поступенное движение со скачками на квинту(пример 1)

Нисходящее движение и интонации малой секунды придают ей грустный, скорбный характер.
Во втором предложении мелодия звучит более взволнованно и тревожно, сразу начинается с восходящего квартового скачка.(пример 2)

Сначала она звучит у сопрано затем переходит к парии альтов, низкий тембр которых придает драматизм картине, этому способствует отклонение в до минор.(см.пример 2)
Третье предложение кульминационное. Построено на нисходящем движении, которое начинается с высокого кульминационного звука.(пример 3)

Заканчивается первая часть трижды повторяющейся мелодической фразой проходящей в партии II сопрано, передающее чувство печали.(пример 4)

Мелодия второй части является вариантом первой. Она более сглажена, не имеет квартовых скачков, звучит боле грустно, построена в основном на поступенном нисходящем движении, композитор как бы передает нам капающие слезы березки. В заключении мелодия проходит у I сопрано и только в последних тактах переходит II сопрано где им в терцию вторят альты. Все эту рисует картину неизбежной смены осени на зиму(пример 5).

Ритм. В данном произведении композитор использует простой ритм. Часто повторяющаяся ритмическая группа четверть и две восьмые
подчеркивает тоскливый характер произведения.(см.пример 1)
Половинные длительности композитор использует в конце предложений, которые придают завершенность высказанной мысли.(пример 6)

Встречаются неоднократно ритмическая фигура четверть с точкой и восьмая она передает злой характер урагана.(см.пример 6)
В конце произведения встречаются фразы изложенные половинными длительностями сначала у альтов затем у сопрано как бы замедляя движение музыки и подготавливая конец произведения.(пример 7)

Особого внимания заслуживают неснимаемые ферматы которые композитор применил в середине произведения что используется редко. Это как бы остановка в музыке которая дает нам прислушаться к стону плачущих деревьев. Так же в произведении присутствует фермата над паузой, которая передает нам минуты затишья после урагана.(пример 8)

Темп. Произведение написано в темпе Andante что в переводе означает — не спеша, соответствует его грустному характеру. В конце всего произведения используется poco a poco dim. e rit.(постепенно стихая и замедляя) это передает нам чувство успокоения после сильного урагана, чувство печали, тоски, грусти и неизбежной смены осени на зиму.
Гармонический язык. Композитор в этом произведении использует не только простые аккорды ,но и септаккорды, чтобы показать все краски. В начале первой части встречается доминантовый септаккорд (D7)который вносит в мелодию тревожность и взволнованность. При помощи D2 во втором предложении происходит отклонение в другую тональность, что вносит тональную неустойчивость. Вторая часть построена на аккордах тоники и доминанты, простые и спокойные гармонии, которые дают произведению грустный и еще более печальный характер с повторяющимися в последних тактах аккордами доминанты. Динамика. Динамика очень выразительная и насыщенная. В основном произведение построено на контрасте пиано «p»и «f». Первая часть начинается с двух пиано «pp»,которые уже предупреждают грустный характер произведения. «pp» которое резко сменяется «mf» и перерастает в «f» и звучит как взрыв после долгого затишья и показывает нам сильный ураган, который набирает силу и обрушивает свою мощь на жалкие деревья. Во второй части при помощи громкой динамики автор передает нам картину беспомощной березки, которая не в силах противостоять ходу развития природы. Конец произведения звучит на «P» которое сменяется «ppp» это дает нам чувство успокоения и умиротворенности после долгой борьбы. 3.Вокально-хоровой анализ.
Вид хора. Диапазон хоровых партий и их удобство и неудобство. Произведение написано для трехголосного женского или детского хора. Divisi в партии сопрано. Здесь используется средний диапазон, где партиям петь трудно. I сопрано «c» первой октавы-«f»второй. II сопрано «b» малой октавы-«c» второй. Альты «g» малой- «as»первой. Партии находятся в разных тесситурных условиях (У партии альтов переходные звуки ,а для сопрано используется средний регистр где они звучат тускло ,не так светло и жизнерадостно как на высоких звуках.) Голосоведение в хоровых партиях. В партии I сопрано часто встречаются нисходящие секундовые ходы, которые изображают плачь и придают произведению скорбный характер, так же встречаются квинтовые скачки, которые говорят нам о борьбе деревьев с беспощадным ураганом, а пение на одной ноте передает чувство безысходности и беспомощности . Хроматизм часто используемый композитором в партии II сопрано передает состояние беспокойства, взволнованности. Скачки не встречаются, в основном мелодия построении на опевании звуков. В партии альтов используется много хроматических звуков, изредка скачки на квинту и кварту. Звуковедение. Звуковедение — Legato (легато), что значит связно, плавно, без толчков. Оно наиболее подходяще для произведения такого характера. Наиболее трудный элемент пения legato — ровный переход от звука к звуку. Хоровое дыхание и его характер. Дыхание в этом произведении одновременное, но на протяжении длинного предложения используется цепное. Вдох должен быть активным, но не суетливым, без поднятия плеч. Основные интонационные трудности и пути их преодоления. — Длительное пение на одном звуке — Исполнение в едином темпе -Нисходящее движение по хроматизму -Интервальные трудности
Чтобы избежать интервальных трудностей нужно: Ч5 и Ч4 петь чисто, восходящую Б2 петь широко. Чтобы чисто проинтонировать длительное пение на одном звуке нужно петь каждый звук с тенденцией к повышению. Для того чтобы исполнить произведение в едином темпе(Andante) нужно использовать дробление длительностей. Для правильного и точного исполнения хроматических звуков, которые встречаются в произведении, нужно проработать пение хроматической гаммы. Дирижерские трудности. — Медленный темп — Точное выполнение фермат — Эмоциональная передача характера произведения ,смысл поэтического текста — Звуковедение Legato — Переменная динамика Мне очень понравилось произведение «Осень». По-моему мнение автор точно передал настроение и содержание поэтического текста, так что музыка и текст кажутся неразрывными. Благодаря этому произведению я научилась звуковедению Legato,фразировке. Научилась работать над контрастами динамики и использовать неснимаемые ферматы.
15

  • 21509185
    Размер файла: 54 kB Загрузок: 2

Источник

Оцените статью