М коваль ноты оперы семеро козлят

ЗНАКОМСТВО С СЮЖЕТАМИ ДЕТСКИХ ОПЕР. ОПЕРА М.В. КОВАЛЯ «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».

ЗНАКОМСТВО С СЮЖЕТАМИ ДЕТСКИХ ОПЕР. ОПЕРА М.В. КОВАЛЯ «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».

Педагог. Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием «Волк и семеро козлят». Давайте вспомним о чем эта сказка. (дети вспоминают сюжет этой сказки) Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу — такую, чтобы ее могли исполнить не взрослые, а сами дети. Сейчас мы познакомимся с отрывками из этой оперы.

  1. ХОР «Семеро козлят

Как мы все помним, у козы было семеро козлят. Но сказке не называются их имена. а вот в опере композитор каждому козленку дал свое имя. По имени можно угадать, какой характер у того или иного козленка. например, подумайте и скажите, что любил делать козленок по имени Бадайка? Конечно бодаться А Дразнилка? Конечно, дразниться. Самого маленького козленка зовут малыш. Остальных козлят зовут так — Всезнайка, Бодайка, Топтушка, Болтушка, Мазилка и Дразнилка. Вот такие они веселые, эти козлята. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже веселая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать. А слова там очень простые:

Семеро, семеро, семеро козлят

Весело, весело, весело шумят.

Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы (Идет слушание хора «Семеро козлят» с его частичным вокальным исполнением.)

2. Песни козлят.

Теперь мы послушаем песенку каждого из козлят. а некоторые песенки мы даже разучим, чтобы можно было их подпевать во время звучания. обратите внимание на то, что все песенки — веселые, легкие, забавные, задорные. у козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

Читайте также:  Leonard cohen hallelujah пианино

а)Песенка Всезнайки (звучит песенка Всезнайки) Ребята, как вы думаете, кому принадлежит эта песенка? (Дети пытаются угадать, что это поет Всезнайка) Этот козленок всегда все знает, поэтому его так и зовут — Всезнайка. Вот и в этой в своей песенке он сообщает, что знает, где спрятана банка с вкусным вареньем. разучим слова песенки:

А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем с банку.

б) Песенка Топтушки.

Козленок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. вот какие слова в его песенке.

Я на венике верхом

Объезжаю все кругом

Ты беги, Мазилка, вслед,

Ну, догонишь или нет?

в) Песенка Бодайки.(звучит его песенка) Ребята, а как вы думаете, а это чья песенка?

Третий козленок — Бодайка. его песенка- самая простая, она состоит всего из одного слова: «Забодаю, забодаю!»»

г) Песенка Болтушки.

Запоминайте слова песенки козленка пол имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка

Говорят, что я — Болтушка

Говорят, что много вру,

А я правду говорю.

д) Песенка Малыша.

У самого младшего козленка по имени Малыш — самая грозная и решительная песенка, потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нем командиром. вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья,

Командиром стал я.

По команде сдвойте ряд,

Начинаем наш парад!

После этой песенки идет большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с Малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

3. Колыбельная мамы Козы.

Мы познакомились с песенкой козлят, теперь настала пора познакомиться с их мамой — Козой. Мы послушаем песенку, которую она поет своим козлятам, когда укладывает их спать. Как называется песенка, которую мамы поют детям перед сном? Правильно, колыбельная. наверное, еще не слыша этой песенки, вы сможете угадать, какой у нее будет характер? (ответы детей) верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. мама коза укачивает своих деток и каждого из них называет по имени. давайте послушаем колыбельную и еще раз вспомним имена всех семерых козлят.

Спи, дочурочка, Болтушка,
Спи, забавник, Топотушка,
Не бодайся мой Бодайка,
Баю-баюшки, Всезнайка,
Перестань шалить Дразнилка,
Не мешай уснуть Мазилке,
Крепко спи меньшой Малышка,
Тише, детки, тише, тише.

4. Хор и сцена «Целый день поем играем»

Мы с вами познакомились во всеми козлятами, осталось разучить их общий хор, который называется так — «Целый день поем, играем» и слова в нем такие:

Целый день поем, играем, очень весело живем.

(Дети прослушивают этот отрывок и подпевают козлятам.)

Ребята, мы с вами знаем так много отрывков из этой оперы, что можем исполнить самостоятельно целую сцену из нее. Давайте поиграем в настоящих артистов оперы. Мы соединим все песенки козлят, военную игру, хор и у нас получится интересный музыкальный отрывок из оперы.

(дети делятся на 2 группы. 1 группа — хор, они будут помогать актерам петь, а другие ребята — актеры. Дети распределяют между собой роли козлят. Ребята пробуют разыграть отрывок из оперы под звучание фонограммы )

Источник

М коваль ноты оперы семеро козлят

Опера-сказка

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок — углубения темы «Дом, который звучит».

Цель урока: заинтересовать учащихся жанром опера–сказка; познакомить с оперой-сказкой «Волк и семеро козлят» М. Коваля.

Задачи:

  • продолжить знакомство с особенностями оперного спектакля (хор, солисты, инструментальные эпизоды);
  • дать определение жанру «опера-сказка»;
  • расширить представления о музыкальном театре;
  • закрепить понятия афиша, солист, хор, оркестр, декорации;
  • закрепить жанровые особенности «марша» и «колыбельной».
  • развивать слуховую активность детей, жанровый слух, вокальные способности;
  • умение анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;
  • совершенствовать ритмические способности на примере «Воинственного марша».
  • воспитание эмоционального интереса и отклика на музыку;
  • воспитание у школьников любви к музыкальному искусству.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано, ноты.

Наглядность: рисунки иллюстраций из сказки «Волк и семеро козлят», портрет композитора М. Коваля, афиша.

ИКТ: видефрагмент оперы-сказки «Волк и семеро козлят»

Муз. материал: М.Коваль. Фрагменты их оперы «Волк и семеро козлят» (либретто Е.Манучаровой): темы Болтушки, Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Малыша и др. Колыбельная мамы-Козы, «Воинственный марш», хор «Семеро козлят». «Добрый день» сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент (5 минут).

Музыкальное приветствие («Здравствуйте, ребята!»).

Уч.: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Попробуйте догадаться, куда я вас хочу пригласить?
Я знаю про волшебную страну, где каждый вечер к вашему окну
Учёный котик будет прибегать, чтоб свою сказку на ночь рассказать.
Расскажет он про хитрую лису, злого волка, добрую козу.
Он много знает сказок, и сейчас одну из них я расскажу для вас.

Уч.: Кто догадался, о какой волшебной стране я вам рассказала?

Чтобы настроение у нас было весёлым, предлагаю исполнить песню «Добрый день!». Мы сегодня будем путешествовать по сказке. А какое же путешествие без песни! Но сначала нужно нам распеться. Распевка «Добрый день!».

Добрый день (до-ре-ми)
Добрый день (ми-фа-соль)
Нам здороваться не лень (соль-фа-ми-ре-до-до-до)
Этими словами (до-ре-ми-фа-соль-соль)
Здороваемся с вами (соль-соль-фа-ми-ре-до-до).

2. Новая тема. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (7 минут).

Уч.: Вот теперь мы готовы к путешествию. Ребята, какие сказки вы знаете? ( Дети перечисляют сказки)

Уч.: Молодцы! Много сказок прочитали. А мы сегодня с вами побываем в музыкальной сказке. Музыкальная сказка- это спектакль. Мы с вами уже знаем, где можно увидеть спектакли. Так куда же мы с вами отправимся, чтобы увидеть музыкальную сказку?

Уч.: Скажите, какие музыкальные спектакли можно увидеть в музыкальных театрах? О двух таких спектаклях мы с вами говорили на прошлом уроке. (Ответы детей. «Опера» и «Балет».)

Уч.: Какой жанр является основным, чтобы попасть в оперу? ( Ответы детей. Песня ).

Уч.: Почему песня? ( Ответы детей. В опере все герои поют ).

Уч.: Всё верно, в музыкальной сказке герои тоже поют, поэтому она называется Опера-сказка. Тема урока «Опера – сказка».

Уч.: Сюжетами опер и балетов становятся всем известные с детства народные сказки и былины. Давайте узнаем знакомых героев на рисунках в учебнике-тетради (стр. 70-71).

3. Актуализация знаний. (8 — 10 минут).

Уч.: Ребята, пожалуйста, посмотрите на доску, что это такое? (Ответы детей. Афиша )

Уч.: А что такое афиша? ( Ответы детей. Объявление о спектакле, представлении ).

Уч. : Что мы можем из неё узнать? ( Ответы детей. Как называется спектакль, кто автор, время начала, где проходит действие, кто участвует в представлении ).

Уч. : Молодцы , из неё мы можем узнать(показывая на доску) название представления, авторов, героев, время начала, адрес. Куда мы с вами пойдем? ( Ответы детей. В детский музыкальный театр).

Уч.: А как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся? ( Ответы детей. «Волк и 7 козлят»).

Уч.: Скажите, вам знакомо это название? ( Ответы детей. Да, это сказка ).

Уч.: Правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? ( Ответы детей. Мариан Коваль ).

Уч.: Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши. Мы все давно знаем эту сказку, но, т. к. мы в музыкальном театре, то и сказка у нас будет не простая, а музыкальная.

4. Физминутка (1 минута). Упражнение «Зарядка». (Дети выполняют движения по тексту.)

А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку
Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись: через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, Пяточки задели,
На носочках поднялись, опустили руки вниз.
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите, Поднимите-опустите,
Влево — вправо повернулись, Руками коленей коснулись,
Сели-встали, сели-встали, И на месте побежали.

Уч.: А теперь, скорее войдем в театр….

Уч.: Давайте разберёмся, кто участвует в оперном представлении. У нас есть 4 –е паровозика, из которых состоит опера. Давайте попробуем отгадать, что написано в окошках. ( Ответы детей. Артисты)

Уч.: Что делают на сцене артисты? ( Ответы детей. Поют ).

Уч.: Значит первое окошко-это певцы. Может петь один человек, тогда это…(Солист), а когда поёт группа людей? (Хор).

Уч.: В опере звучит музыка, а значит есть …(Музыканты).

Уч.: В опере ещё есть музыкальные номера, что в это время происходит на сцене? (Танцуют).

Уч.: Итак, обратите внимание, как мы собрали паровозик, что же такое опера? (Это симфонический оркестр + хор + певцы + танцоры).

Уч.: Итак, опера — это музыкально- театрализованное представление, в котором все герои (поют).

5. Изучение нового материала. Организация слушательской и исполнительской деятельности. (8-9 минут)

Уч.: Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
Видеофрагмент из оперы-сказки «Волк и семеро козлят»

Уч.: Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят». (Ответы детей. Мама Коза, козлята и Волк). Слайд 5.

Уч.: Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Каждое действующее лицо оперы обычно характеризуется яркой и запоминающейся мелодией – темой. Так, у каждого из козлят есть своя тема, которая рисует его музыкальный портрет. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

Прослушивание Колыбельной мамы Козы.

Уч.: Скажите, какую песню поет коза? Что она вам напоминает?
( Ответы детей. Колыбельную. Ласковый, нежный характер музыки ).

Уч.: Мама — Коза исполняла песню соло, то есть одна. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной? (Ответы детей. Она добрая, нежная, любит своих козлят).

Уч.: Кто услышал имена козлят? (Ответы детей. Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.) Слайд 6.

Уч.: Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).

Уч.: Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Прослушивание темы Малыша и Воинственного марша.

Уч.: Что вы можете сказать об этой теме? Какая она? На что похожа? (Ответы детей. Четкая, ритмичная. Напоминает марш).

Уч.: Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Воинственный марш? ( Ответы детей. Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).

1-й вариант

Уч.: Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.

Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Воинственного марша.

2-й вариант

Уч.: Под эту музыку играем в разведчика: весь класс исполняет ритмическое сопровождение – удары барабана, которые слышны в марше, ученик-разведчик пробирается с «донесением» (из дальнего угла класса) к Малышу-командиру (он стоит у стола учителя). При этом двигается он на звучание коротких звуков, а на длинных «разведчик» замирает, оглядываясь по сторонам (фонохрестоматия 1 кл. касс.2, ноты в хрестоматии 2 кл.).

Уч.: Сейчас мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает картинку с изображением козленка. Ваша задача: дать козленку имя, сбоку написать по три слова-ассоциации к данному образу и предметы, которые, по вашему мнению, могут принадлежать этому герою. (Дети работают в группах.) Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.

6. Организация вокально-хоровой работы. (6 -7 минут)

Уч.: Теперь давайте познакомимся с остальными козлятами.

Распеваются (упражнение «до,ре,ми. ») . Тема Всезнайки.

Уч.: Как вы думаете, ребята, эта тема принадлежит какому герою? (Бодайки, Топтушки, Всезнайки). (Если будут затруднения с определением темы, напеть ещё раз с ударением на слово «знаю»).

Уч.: Правильно — это тема Всезнайки. А почему вы так решили? (Ответы детей. Потому, что он самый умный, все знает).

Начинаем разучивать тему Всезнайки. (Обратить внимание на ударение на словах «знаю», «мать», «банку»).

Уч.: Чья тема прозвучит сейчас? Тема Бодайки. (Ответы детей. Эта тема Бодайки. Он упрямый, драчливый, забияка).

Уч.: Споем с вами вместе эту тему. (Обратить внимание при разучивании на октавные скачки, отрабатываем синкопированный ритмический рисунок)

Уч.: А сейчас, как вы думаете, как зовут этого козлёнка? Тема Топтушки. ( Ответы детей. Это Топтушка . Она скачет на венике, зовёт Мазилку её догнать).

Уч.: Споём эту тему. (обратить внимание на ритмический рисунок, изображающий прыжок).

Уч.: Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей. Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе , то есть хором).

Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

Уч.: Ребята, какой характер у этого хора? (Ответы детей. Хор жизнерадостный).

Уч.: По жанру это…(песня). А нет ли здесь черт других жанров?

(Обращаем внимание на сочетание в этом фрагменте песни, танцы, марша).

Уч.: Ребята, давайте мы разучим эту песню, но сначала выберем детей, которые исполнят роли козлят. Все остальные — это хор. (Выбрать детей).

Уч.: Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям.
Разучивание песни по фразам.

Уч.: Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

7. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

Уч.: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей. В детском музыкальном театре).

Уч.: Что нового и интересного вы там узнали? Что понравилось больше всего?

Уч.: Давайте вспомним, как называются хор, который мы сегодня выучили? (Ответы детей. «Заключительный хор козлят»).

Уч.: А как называется представление, на котором мы сегодня побывали? (Ответы детей. Опера-сказка).

Уч.: А как называется опера? (Ответы детей. «Волк и 7 козлят»).

Уч.: А кто её написал? (Ответы детей. Мариан Коваль).

Уч.: Понравилась вам опера? (Ответы детей).

8. Домашнее задание. Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю

Попевка «Спасибо, до свидания!».

Спасибо за урок! До свидания!

Список использованной литературы
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1—4 классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — Методическое пособие. Издательство: Просвещение, 2013. — 80 с.
2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Издательство: Просвещение, 2013. – 256 с.
Интернет — источники
http://music-fantasy.ru/materials/iz-chego-sostoit-opera
http://www.proshkolu.ru/

Рубцова А.С., 2014г.
г. Онега, Архангельская область

Источник

Оцените статью