- Нота-304 — стереоприставка
- Нота-304 Магнитофонная приставка
- Технические характеристики магнитофона Нота-304
- Ценные радиодетали в магнитофоне Нота-304
- Содержание драгоценных металлов магнитофоне Нота-304
- Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»
- Восстановление НОТА-304
- Восстановление НОТА-304
- Re: Восстановление НОТА-304
- Re: Восстановление НОТА-304
- Re: Восстановление НОТА-304
- Re: Восстановление НОТА-304
- Re: Восстановление НОТА-304
- Re: Восстановление НОТА-304
- Re: Восстановление НОТА-304
- Re: Восстановление НОТА-304
- Re: Восстановление НОТА-304
- Re: Восстановление НОТА-304
- Советские катушечные магнитофоны 3 класса. Магнитофонная приставка Нота-304
Нота-304 — стереоприставка
Магнитофонная приставка Нота сравнительно недорогой и к тому же качественный аппарат для записи и воспроизведения звука через дополнительный усилитель НЧ. Конструкция Ноты простая, поэтому переделка ее в стереоприставку не представляет особых трудностей и может быть выполнена радиолюбителем средней квалификации. Настройку и регулировку приставки можно произвести достаточно точно в домашних условиях, имея только авометр.
Поскольку соединения отдельных узлов описываемой стереоприставки несколько изменены, целесообразно привести полную ее принципиальную схему (рис. I) без блока питания.
Универсальный усилитель. Схемы универсальных усилителей обоих каналов одинаковы и не отличаются от принципиальной схемы Ноты-304. В режиме стереозаписи (переключатель В5 в положении Стерео) работают оба усилителя. С их выходов через резисторы R45 и R45, контакты 5—3, 11—9 переключателя В5 стереосигнал поступает на контакты 3 в 5 разъема Ш1. При установке переключателя В5 в положение Моно сигналы с отдельных дорожек поступают на соответствующие усилители, коммутируются контактами 1—3—5 переключателя В1 и идут на выход (3-й контакт разъема Ш1). При этом, когда работают дорожки 1—4, выход усилителя дорожек 2—3 замыкается накоротко контактами 9—11 переключателя В1 на корпус через контакты 15—17 переключателя В5, а когда работают дорожки 2—3, выход усилителя дорожек 1—4 замыкается на корпус контактами 7—9 переключателя В1 и контактами 15—17 переключателя В5. Так сделано потому, что оба усилителя работают постоянно и помеха от соседней дорожки не должна проникать на выход.
В режиме стереозаписи оба усилителя через цепочки L2C10C15R26C41 и L1C7C 15´R 26´C 41´ нагружены на соответствующие обмотки стереоголовок. При монозаписи, как и при воспроизведении, каждый усилитель работает на свои дорожки, а выход соседнего канала замыкается на корпус теми же контактами.
Входной делитель остается без изменений, только добавлены детали второго канала, подключенные, как показано на схеме рис. 1, к соответствующим гнездам. Гнезду 1 левого канала соответствует гнездо 4 правого, а гнезду 3 левого канала — гнездо 5 правого.
Генератор стирания и подмагничиван и я. Мощности генератора Ноты-304 вполне хватает для работы в стереорежиме. При монофонической записи (переключатель В5 в положении Моно) схема подключения головок к генератору остается прежней, т. е. последовательно с головкой ГС1 включается катушка L4, а последовательно с головкой ГС2 — катушка L5. Коммутация дорожек осуществляется переключением В1 (контакты 7, 9, 11). При стереозаписи головки ГС1 и ГС2 через контакты 6—8 переключателя В5 включаются последовательно. Поскольку индуктивности головки и катушки почти одинаковы, режим работы генератора не меняется. Это обеспечивает одинаковые значения сил токов подмагничивания и стирания как при моно, так и при стереозаписи.
Конструкция, детали. Доработку приставки надо начинать с изготовления печатной платы второго универсального усилителя, чертеж которой приведен на рис. 2. Расположение деталей на ней полностью совпадает с монтажной схемой приставки. При наличии полевого транзистора КП103 можно изготовить простой милливольтметр, использовав вместо измерительной головки микроамперметр авометра (см. Радио, 1971, № 11, с. 60). Он значительно облегчит налаживание и улучшит качество настройки приставки.
Необходимо изготовить катушку L3´. Ее данные: сердечник М600НН-ЗСС2,8Х14, чашка М600НН210-4-8,6X4, 380 витков провода ПЭВ-1 0,06. Настроить эту катушку можно так: осторожно выпаять из платы приставки катушку L3 и, поочередно вставляя в освободившиеся гнезда обе катушки и воспроизводя запись сигнала частотой 12—14 кГц, подстроить сердечником катушку L3´относительно катушки L3 по одинаковому уровню звучания.
Рис. 2. Печатная плата второго канала усилителя
Это можно сделать, воспроизводя просто шум новой пленки, но здесь требуется острый слух. При наличии милливольтметра его подключают к линейному выходу (контакт 5 переключателя В5) и измеряют уровень воспроизведения сигнала частотой 14 кГц при включенной катушке L3. Затем, вставив на ее место катушку L3´, ее подстроечным сердечником добиваются такого же уровня сигнала на выходе.
Необходимо осторожно выпаять все транзисторы усилителя Ноты, измерить их статистические коэффициенты передачи тока h21э и подобрать для второго канала соответствующие им транзисторы с возможно близкими значениями этого параметра. Транзистор Т2 лучше заменить на П27А или использовать транзисторы серий П27, П28, ГТ322, КТ104 с любыми буквенными индексами. Можно также использовать транзисторы МП39Б, но это менее желательно, так как они несколько увеличат уровень шумов.
Резисторы типа МЛТ-0,25 (УЛМ, МЛТ-0,125) с отклонениями от номиналов, указанных на принципиальной схеме, не более ÷ 5%. Электролитические конденсаторы типа К50-6, К50-9.
Провода, идущие от головок к переключателю В1 (по схеме приставки), нужно отпаять и подключить их непосредственно к контактам переключателей В2 и B 2´ Контакты 1 и 2 головки ГУ1 должны соединяться с контактами 1 и 6 переключателя В2, а контакты 3 и 4 головки ГУ2 — с контактами 1 и 6 переключателя B2´ Левому каналу соответствует верхняя половина стерео-головки (контакты 1, 2), усилитель самой приставки и контакты 1 и 3 разъемов Ш1 — ШЗ.
Необходимо аккуратно разрезать и укоротить насколько возможно все проводники печатной платы приставки, идущие к переключателю В1, кроме контактов 7, 9 и 11 коммутации стирающих головок. При этом переключатель будет использоваться при коммутации выходов усилителей. Такой монтаж цепей коммутации достаточно прост и дает меньший уровень фона на выходе по сравнению с промышленным.
Питание обоих усилителей осуществляется от общего выпрямителя через резисторы R46 и R 46´. При подключении усилителя второго канала общее напряжение несколько понижается, но это практически не сказывается на качестве работы стереоприставки.
Вместо переменных резисторов R25 и R45 (по схеме Ноты-304) нужно установить сдвоенные резисторы тех же номиналов (R25, R 25´ и R45, R 45´по схеме стереоприставки).
Индикаторы ИП1 и ИП2 включены непосредственно в каждый канал через соответствующие им резисторы R 10 или R 11. Один из индикаторов переставляют на самодельную плату. Фильтр ЫС7 остается на прежнем месте, но его контакты надо подрезать и соединить со второй платой экранированным двухжильным проводом. В разных моделях Ноты-304 индикаторы могут быть типа М4283 или М476-3. Если используется индикатор М476-3 с прямоугольной шкалой, то необходимо добавить еще один такой же индикатор, и переделать их для работы в горизонтальном положении шкалы; выпрямить и подрезать стрелки, изготовить секторные шкалы, а корпусы склеить вместе дихлорэтаном (рис. 3). Индикаторы . установлены в средней части передней фалынпанели приставки. Индикаторы типа М4283 подходят без переделки.
Рис. 3. Установка индикаторов уровня записи
Переключатель В5 Моно-стерео установлен на место бывшего индикатора уровня записи. Это доработанный движковый переключатель диапазонов от приемника Сокол: ножевые контакты переставлены в соответствии со схемой переключателя В5. С помощью дюралюминиевого кронштейна (рис. 4, а) он прикреплен к панели (рис. 4, б). Декоративная ручка — от рычага перемотки магнитолы Романтика-103.
При перепайке входных проводников необходимо снять печатную плату, в свободные отверстия гнезд вставить контактные лепестки и распаять навесным монтажом все детали в соответствии с принципиальной схемой стереоприставки (см. рис. 1). Все соединения выполнять экранированным проводом, причем экран не должен соединяться с корпусом и использоваться в качестве земляного провода. Для этого внутри экранирующей оплетки предусмотрен второй провод, который соединяется с экраном у одной из плат. Соединение экранов с корпусной шиной осуществлять в месте подпайки провода к плате. Невыполнение этих правил приведет к повышению уровня фона на выходе.
Плату усилителя второго канала укрепляют на основной плате четырьмя винтами МЗ длиной 40 мм со стороны корпуса. Между платами помещают изолирующий экран, изготовленный из медной фольги.
Рычаг записи дорабатывают в соответствии с рис. 5. Он должен одновременно управлять переключателями обеих плат. После установки платы необходимо проверить, не касаются ли детали корпуса или рычага записи. Регулировкой положения винта 3 относительно рычага 1 добиваются одновременной и четкой работы переключателей обоих каналов.
Настройка усилителя второго канала заключается в проверке напряжений в контрольных точках и в установке движков резисторов R42, R44 и R37 в то же положение, что и на плате фирменной приставки. Даже при таком простейшем методе настройки приставка обеспечивает хорошее качество звучания магнитофильмов, так как при исправных деталях все режимы транзисторов устанавливаются автоматически.
Если имеется милливольтметр, то желательно проверить установку силы тока подмагничивания в стереоре-жиме. Для этого измеряют силу тока подмагничивания в режиме Моно, а затем, переключив приставку на режим Стерео, резисторами R8 и R9 добиваются того же значения этой силы тока для соответствующих головок. Далее, переключив приставку на режим Моно, устанавливают такую же силу тока подстроечными сердечниками катушек L4 и L5. Для измерения силы тока подмагничивания необходимо включить в разрыв земляного провода проволочный резистор сопротивлением 10 Ом, а параллельно ему —милливольтметр.
Рис. 4. Кронштейн (а) переключателя Моно-стерео и панель (6), на которой его крепят
Рис.5. Доработка рычага записи: 1 — рычаг; 2 — кронштейн: 3 — винт МЗХ8; 4 и 5 — гайка МЗ
Время, необходимое для подготовки к работе, составляет доли секунды, а использование сдвоенных пе ременных резисторов требует введения отдельного вы ключателя сети, в качестве которого можно использовать микрокнопку, имеющуюся в приставке для замыкания выхода усилителя в режиме перемоток. Для этого контакты микрокнопки надо включить в разрыв сетевого провода, предварительно отвинтив ее кронштейн и отпилив от него фиксирующую лапку, входящую в отверстие панели. Затем установить кронштейн на место, повернуть его на небольшой угол против хода часовой стрелки и передвижением относительно винта, крепящего его к панели, добиться срабатывания кнопки при нажатии на нее широкого рычага, расположенного справа от гибкой ленточной пружины. Этот рычаг будет включать микрокнопку при нажатии любой клавиши переключателя рода работ, кроме клавиши Запись.
Источник
Нота-304 Магнитофонная приставка
НОТА-304 – настольный монофонический магнитофон-приставка 3 класса, предназначен для записи музыкальных и речевых программ на магнитную ленту с микрофона, радиоприёмника, радиотрансляционной сети, телевизора и воспроизведения записи через усилитель низкой частоты. Выпуск приставки начат в 1975 году на “Новосибирском производственном объединении “Луч”. За основу был взят магнитофон “Иней 302”. выпускавшийся на “Луче” с 1972 года. “Нота-304” выпускалась на транзисторах, имела компактный внешний вид и прозрачную крышку. В комплекте шли фирменный пустые бабины с треугольным и отверстиями0 рассчитанные на 375 метровую ленту.
Технические характеристики магнитофона Нота-304
Скорость движения ленты – 9,53 см/с
Полоса рабочих частот – 63…12500 Гц.
Коэффициент детонации – 0,35 %
Мощность звука на выходе – 2 Вт
Потребляемая мощность – 35 Вт.
Размеры приставки – 140х325х355 мм,
Масса – 8 кг.
Цена – 106 рублей
Ценные радиодетали в магнитофоне Нота-304
Двигатель, подкатушечники, стрелочные индикаторы, крупные металло-бумажные конденсаторы и некоторые другие детали можно продать как изделия.
Очень бедный магнитофон особено ранних годов выпуска, как и большинство магнитофонов 70-х годов.
Конденсаторы КТ трубчатые – 2,2 г
Металлы:
Посеребреная латунь – 2,9 г
Алюминий – 0,9 кг.
Медь – 0,2 кг.
Сталь – 3,0 кг
Платы – 0,15 кг
Содержание драгоценных металлов магнитофоне Нота-304
Золото : 0
Серебро : 0,00384
Платина : 0
МПГ : 0
Источник
Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»
Восстановление НОТА-304
Восстановление НОТА-304
Когда-то хотел восстановить любимый аппарат детства, но потом забросил. Сейчас решил вернуться к этой идее.
Купил новую универсальную головку. Старые головки снял ещё 10 лет назад, поэтому забыл распайку универсальной. В ЛПМ идут две трубки (в каждом по два провода и к ним примотаны ниткой ещё три.
Подскажите как их правильно припаять.
Re: Восстановление НОТА-304
Re: Восстановление НОТА-304
Re: Восстановление НОТА-304
Re: Восстановление НОТА-304
Сегодня впервые за 11 лет включил свой аппарат.
Пришел в негодность рубильничек, на который нажимает кнопка воспроизведения при включении звука и отключающая его при остановке или перемотке ленты, чтобы в динамиках не было звуковой каши. Пришлось сомкнуть все провода вместе. Где-то на две трети упала громкость звука (внешний усилитель в порядке). Подключал через пятиконтактник, трехконтактный моношнур не сохранился.
Как восстановить нормальную громкость? Может ли проблема быть в пятиконтактнике?
Re: Восстановление НОТА-304
Re: Восстановление НОТА-304
Re: Восстановление НОТА-304
Re: Восстановление НОТА-304
Re: Восстановление НОТА-304
Re: Восстановление НОТА-304
Славыч писал(а): Сегодня впервые за 11 лет включил свой аппарат.
Пришел в негодность рубильничек, на который нажимает кнопка воспроизведения при включении звука и отключающая его при остановке или перемотке ленты, чтобы в динамиках не было звуковой каши. Пришлось сомкнуть все провода вместе. Где-то на две трети упала громкость звука (внешний усилитель в порядке). Подключал через пятиконтактник, трехконтактный моношнур не сохранился.
Как восстановить нормальную громкость? Может ли проблема быть в пятиконтактнике?
Источник
Советские катушечные магнитофоны 3 класса. Магнитофонная приставка Нота-304
Доброе утро, уважаемые гости и подписчики моего канала! Предлагаю оставить аппараты 2 класса и взглянуть на 3 класс. Были и такие аппараты в СССР. И одним из таких была магнитофонная приставка Нота-304.
Магнитофонная приставка Нота-304 с 1975 года выпускалась Новосибирским ЭМЗ.
Монофоническая 4-х дорожечная магнитофонная приставка 3-й группы сложности Нота-304 рассчитана на запись и воспроизведение речевых и музыкальных программ от любого звукового источника.
Нота-304 выполнена на базе катушечного транзисторного магнитофона Иней-303, который, в свою очередь, был создан на основе его предыдущей модели — Иней-302. Магнитофон-приставка Нота-304 выпускалась в нескольких вариантах внешнего оформления.
Приставка собрана на транзисторах, в ней предусмотрена регулировка громкости и уровня записи, временная остановка ленты в режиме записи и воспроизведения, стрелочный индикатор контроля уровня записи.
Завод — изготовитель приводит следующие технические характеристики:
— Полоса рабочих частот: 63. 12500 Гц,
— Размеры приставки: 140х325х355 мм,
Ниже приведено видео работы данного магнитофона:
Магнитофон стоил в 1975 году 106 рублей — вполне подъемная сумма. Из за нее Ноты пользовались популярностью у населения. Радиолюбители использовали эти модели, как основу для различных самоделок: в «Ноту» встраивали оконечный усилитель с громкоговорителем, добавляли вторую и третью скорость протяжки ленты, переделывали в четырёхдорожечный и даже стереофонический магнитофон
Аппарат часто встречается на различных интернет-площадках за небольшие деньги.
Не переключайтесь и не болейте! Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал -РетроАудиоМаньяк- , делайте репосты понравившихся статей, чтобы ваши друзья тоже могли прочитать их!
Источник