Магнус Либер — Magnus Liber
« Magnus Liber» или « Magnus liber organi» (английский перевод: « Великая книга органа» ), написанная на латыни , была репертуаром средневековой музыки, известной как орган . Эта коллекция органа сохранилась сегодня в трех основных рукописях. Этот репертуар использовался композиторами школы Нотр-Дам, работавшими в Париже примерно в конце двенадцатого и начале тринадцатого веков, хотя ученые хорошо согласны с тем, что Леонин внес значительную часть органа в репертуар. Это большое тело репертуара известно из ссылок на «Магнум Volumen» от Иоанна де Гарландии и к «Magnus луб органи де graduali и др antiphonario про servitio Divino» на английском музыкальный теоретик , известный как Anonymous IV . Сегодня это известно только из более поздних рукописей, содержащих композиции, названные в описании Anonymous IV. Magnus Liber считается одним из самых ранних коллекций полифонии.
Содержание
Сохранившиеся рукописи
Magnus Liber органи скорее всего, возникла в Париже и , как известно сегодня из всего лишь несколько уцелевших рукописей и фрагментов, и есть записи , по крайней мере семнадцать потерянных версий. Сегодня о его содержании можно судить по трем сохранившимся основным рукописям:
- Флорентийский манускрипт [F] (I-Fl Pluteo 29.1 , Biblioteca Medicea-Laurenziana, Florence ) 1023 произведения | 1250 г. н.э.
- Wolfenbüttel 677 [W1] (Wolfenbüttel Cod. Guelf. Helmst. 677) Сент-Эндрюс, Шотландия | 1250 г. н.э.
- Wolfenbüttel 1099 [W2] (Wolfenbüttel Cod. Guelf. Helmst 1099) Французская рукопись | после 1250 г.
Эти три рукописи датируются более поздним сроком, чем оригинал Магнуса Либера, но тщательное изучение выявило многие детали, касающиеся происхождения и развития. «Свидетельств об утерянных манускриптах Нотр-Дама, включая имена их владельцев, действительно много», восходящие к 1456 году, когда рукопись F впервые появилась в библиотеке Пьеро Медичи . Из двух других, именуемых W1 и W2 , как в Herzog августа Bibliothek (дожей библиотека) , то первое , как полагают, возникла в соборном монастырю Сент — Эндрюс, Шотландия, и меньше известно о W2. Каталоги других утерянных копий свидетельствуют о широком распространении в Западной Европе репертуара, позже названного ars antiqua .
Генрих Хусманн резюмирует, что «эти рукописи, таким образом, больше не представляют собой первоначальное состояние Magnus Liber, а представляют собой его увеличенные формы, отличающиеся друг от друга. Фактически, эти рукописи воплощают различные стилистические разработки самого Magnus Liber , особенно в области композиции, упомянутой Анонимусом IV, клаусуле . Это подтверждается различными версиями партий дисканта «. Хусманн также отмечает, что сравнение репертуара, содержащегося в трех рукописях, показывает, что там «очень много произведений, общих для всех трех источников», и что «наиболее разумным подходом, очевидно, является рассмотрение произведений, общих для всех трех источников, как оригинала. body, следовательно, как истинный Magnus Liber Organi «.
Авторы Liber
Неизвестно, был ли у Магнуса Либер один единственный автор, хотя ученые отмечают, что большие части были составлены Леонином (1135–1200 гг.), И этот вывод сделан на основе работ Анонимуса IV. Хотя это неоднозначная тема среди ученых, некоторые полагают, что некоторые части Magnus Liber Organi могли быть пересмотрены Перотеном (фл. 1200 г.), в то время как другие, такие как Генрих Хусманн, отмечают, что вывод взят из «довольно скудного отчета Anonymous IV». и что «что касается его связи с собором Нотр-Дам в Париже, упоминается только имя Перотена» в связи с тем, что использовались только его книги . Это «никоим образом не подтверждает, что сам Перотен работал в Нотр-Даме или где-либо еще в Париже, если на то пошло».
Музыка из Liber была опубликована в наше время Уильямом Уэйтом (1954), Хансом Тишлером (1989) и Эдвардом Рознером (1993–2009).
Стили и жанры репертуара
Ранней музыки Нотр — Дам представляет собой переходное время для западной культуры. Это время перемен совпало с архитектурным нововведением, которое привело к созданию самой структуры собора (начало строительства — 1163 год). Горстка сохранившихся рукописей демонстрирует эволюцию полифонической обработки литургической равнины, которая использовалась в соборе каждый день в течение года. В то время как концепция сочетания голосов в гармонии для обогащения пения простой песни не была новой, отсутствовали установленные и систематизированные музыкальные теоретические методы, позволяющие рационально строить такие пьесы.
Magnus Liber представляет собой шаг в развитии западной музыки между грегорианский хорал и сложной полифонии позднейшего тринадцатого и четырнадцатого веков (см Машо и Ars Nova ). Музыка Magnus Liber демонстрирует связь с зарождающимся готическим стилем архитектуры; Точно так же, как богато украшенные соборы были построены для размещения святых реликвий , были написаны органы для разработки григорианских песнопений , которые тоже считались священными.
Нововведения в Нотр-Даме заключались в системе нотной записи, которая включала образцы коротких и длинных музыкальных нот, известных как longs и breves . Эта система называется мензуральной музыкой, поскольку она демонстрирует начало «отмеренного времени» в музыке, организуя длину тона в жанре plainchant, а затем и в жанре мотет . В органе « Магнус Либер» один голос пел ноты григорианского песнопения, удлиненные до огромной длины, называемые тенор (от латинского «держать»), но также известный как vox Principalis. Целых три голоса, известные как vox organalis (или vinnola vox , «винный голос»), были записаны выше тенора, с более быстрыми линиями, движущимися и переплетающимися вместе, стиль, также известный как florid organum . Развитие от одной музыкальной линии ( монофония ) к той, в которой несколько строк имеют одинаковый вес ( полифония ), проявляется в написании органа. Практика сохранения медленной «теноровой» линии продолжилась и в светской музыке, и в некоторых случаях сохранились и слова оригинального песнопения. Одним из наиболее распространенных жанров в Magnus Liber является клаузула , которая представляет собой «секции, в которых в дисканте тенор использует ритмические паттерны, а также верхнюю часть». Эти части полифонии были заменены на более длинную органу. Существующие рукописи создают ряд проблем с нотной записью для современных редакторов, так как они содержат только полифонические разделы, к которым необходимо добавить монофоническое пение.
Источник
Органум — Organum
Органум ( / ɔːr ɡ ə п əm / ) является, в общем, грегорианский хорал мелодии по крайней мере один добавленного голоса для повышения гармонии, разработанной в средние века . В зависимости от режима и формы пения, вспомогательная басовая линия (или бурдон ) может исполняться на одном и том же тексте, мелодия может сопровождаться параллельным движением (параллельный орган) или может использоваться комбинация обеих этих техник. . Поскольку настоящего независимого второго голоса не существует, это форма гетерофонии . На самых ранних стадиях органум включал в себя два музыкальных голоса: мелодию григорианского распева и ту же мелодию, транспонированную через интервал согласных , обычно идеальную пятую или четвертую . В этих случаях композиция часто начинается и заканчивается в унисон , добавленный голос сохраняет исходный тон до тех пор, пока первая часть не достигнет пятой или четвертой части, после чего оба голоса продолжаются в параллельной гармонии, с обратным процессом в конце. Изначально Organum был импровизирован ; в то время как один певец исполнил нотную мелодию ( vox Principalis ), другой певец, поющий «на слух», обеспечил вторую мелодию без нотификации ( vox organalis ). Со временем композиторы начали писать дополнительные партии, которые не были простыми транспозициями, создавая таким образом настоящую полифонию .
СОДЕРЖАНИЕ
История
Ранний орган
Первым документом, конкретно описывающим органум и дававшим правила его исполнения, была Musica enchiriadis (ок. 895 г.), трактат, традиционно (и, вероятно, ошибочно) приписываемый Хакбальду из Сент-Аманда . Самые старые методы обучения органму можно найти в Сколиках и Бамбергских диалогах , а также в Musica enchiriadis . Общества, которые развили полифонию, обычно имеют несколько ее типов, встречающихся в их культуре. В своей первоначальной концепции Organum никогда не задумывался как полифония в современном смысле слова; добавленный голос предназначался для усиления или гармонического усиления равнодушного во время Высоких праздников, важных для дальнейшего великолепия литургии . Очевидна аналогичная эволюция сакральной архитектуры и музыки: в предыдущие века монофоническая месса совершалась в аббатских церквях, в XII и XIII веках новосвященные соборы звучали все более сложными формами полифонии. Не всегда ясно, какие именно изменения произошли, где и когда в развитии полифонии, хотя некоторые вехи остаются видимыми в трактатах. Как и в этих случаях, трудно оценить относительную важность трактатов, описывают ли они «действительную» практику или отклонения от нее. Ключевой концепцией творческого взрыва, проявившегося в XI и XII веках, является вертикальное и гармоничное расширение измерения, поскольку сильно резонирующая гармония органума увеличивала великолепие праздника и усиливала его торжественность.
Самые ранние европейские источники информации об органуме считают это широко известной практикой. Известно также, что органум совершался в нескольких различных обрядах, но основные источники информации о его истории получены из григорианских песнопений . Учитывая, что обученные певцы впитали устную традицию, которая насчитывает несколько веков, пение небольшой части репертуара песнопений в простой гетерофонии параллельной гармонии или других способов «пения на слух» было бы естественным. В Musica enchiriadis ясно сказано, что удвоение октав было приемлемым, поскольку такое удвоение было неизбежно, когда мужчины и мальчики пели вместе. Трактат IX века Scolica enchiriadis рассматривает эту тему более подробно. При параллельном пении исходным пением будет верхний голос, vox Principalis ; Вокс organalis был в параллельном идеальный интервал ниже, как правило , четвертый. Таким образом, мелодия будет слышна как основной голос, а голосовой орган — как аккомпанемент или гармоническое усиление. Этот вид Organum теперь обычно называют параллельное органон, хотя такие термины, как Sinfonia или diaphonia использовалось в ранних трактатах.
История Organum была бы неполной без двух величайших новаторов, Леонена и Перотена . Эти двое мужчин были «первыми международными композиторами полифонической музыки». Нововведения Леонена и Перотена знаменуют собой развитие ритмических ладов. Эти нововведения основаны на формах григорианского песнопения и соответствуют теоретическим ритмическим системам святого Августина . Именно любовь композиторов к cantus firmus привела к тому, что нотация линии тенора оставалась неизменной, даже когда менялись методы написания музыки. Однако именно использование модального ритма сделало этих двоих великими. Модальный ритм четко определяется как последовательность неравных нот, расположенных в определенном порядке. Развитие музыкального ритма композиторами Нотр-Дама позволило музыке освободиться от ее связей с текстом. В то время как хорошо известно , что Leonin сочинил большую Organum, именно инновация Perotin, который провел большую часть своего времени пересмотра ORGANUM purum из Leonin, которые вызвали поколения ORGANUM и певческие композиторов использовать принципы ритмических режимов .
Школа Нотр-Дам
Культурная и интеллектуальная жизнь Парижа процветала в XII веке, когда Сорбоннский университет стал известным учебным заведением, привлекавшим многих студентов, не все из которых были французами. Строительство собора Нотр-Дам на острове Сите проходило между 1163 и 1238 годами, и этот период совпадает с различными фазами развития парижского стиля органа. Собор Парижской Богоматери и Парижский университет служили центром музыкальной композиции и передатчиком музыкальной теории в XII и XIII веках. Присутствие Леонена и Перотена в школе Нотр-Дам сделало Париж центром музыкального мира XII века. Магистр Канта Нотр-Дама Леонен составил «Magnus Liber Organi de Gradali et Antiphonario». Leonin писал Органу DUPLA на основе существующих песнопения , как Аллилуиа а Постепенная мессу и респонсорий и Benedicamus Domino из вечерни для основных литургических церемоний в ежегодном цикле. В ретроспективе это оказалось крупным событием, поскольку это был первый масштабный проект, приписываемый одному композитору. Это не только сборник для практического использования во время мессы и службы, относящийся к церковному году, первый в своем роде; он также вводит использование ритмических режимов в качестве творческого принципа. Таким образом, когда в обсуждении Organum Парижской школы используется слово «модальный» или «режим», оно относится к ритмическим ладам, а не к музыкальным ладам, которые управляют мелодией.
В « Органе де градали и антифонарио » Леонена очевидны две формы органной техники: «organum purum» и «discantus». «Benedicamus Domino» — прекрасный пример используемых принципов. «Benedicamus» обычно смешанный слогово-невматический, поскольку в нем в основном одна нота и, возможно, две ноты на слог текста, которые устанавливаются цветным органом над устойчивым тенором. «Домино» в своей григорианской форме установлено в мелизматическом стиле с тремя или более нотами на слог, и здесь как тенор, так и дуплум переходят в дискантус в шести ритмических режимах, которые завершаются витиеватой каденцией над устойчивым тенором. Таким образом, в более крупных текстах, в зависимости от того, как слова были настроены на музыку, слоговые части (без лигатур и, следовательно, не являются модальными) заканчиваются как organum purum: тенор поддерживает каждую отдельную ноту пения, на которую органический голос драпирует новая витиеватая линия, написанная в основном лигатурами и составными неймами. Начиная с согласной, в основном октавы, иногда с опережением на 7-8 вместо 1, линия duplum исследует гармоничное взаимодействие с тенором, переходя к изменению гармонии в конце мелизмы, когда другой слог воспроизводится в разная подача. Там, где григорианское пение уже не слоговое, а использует лигатуры и мелизмы, оба голоса звучат в ритмическом режиме. Этот раздел дисканта завершается на последнем слоге слова или фразы связкой, в которой тенор поддерживает предпоследний или последний тон, а дуплум снова переключается на витиеватую каденцию, чтобы завершить созвучие. Таким образом, в Organum duplum Леонина эти композиционные идиомы чередуются на протяжении всего полифонического сеттинга, завершающегося монофоническим распевом последней фразы. Таким образом, резюмируя, три разных стиля в разделе органалита чередуются и связываются в соответствии с текстом, оставляя последнюю часть текста спетым хоралитером в монофоническом пении. Стих песнопения разработан по тем же принципам.
Соответствующие современные авторы, которые пишут об органе школы Нотр-Дам, Anonymous IV , Иоганне де Гарландия , Анонимном Св. Эммераме и Франко Кельнском , и многих других, не всегда так ясны, как хотелось бы. Тем не менее, из сравнительного исследования их сочинений можно извлечь много информации. Organum purum — один из трех стилей organum, который используется в разделе, где песнопение является слоговым, то есть там, где тенор не может быть модальным. Как только в песнопении используются лигатуры, тенор становится модальным и дискантным, что является второй формой. Третья форма — связка (лат. Соединяющаяся вместе), которая, по словам Йоханнеса де Гарландия, «находится между органом и дискантом». и, согласно Уэйту, мост между модальными и немодальными разделами. Кажется, что в большинстве случаев мы можем понимать Garlandia буквально там, где он говорит «между» органом и дискантом. В organa dupla связка очень похожа на короткую секцию cadential organum purum, но в organa tripla или conducti используются неправильные обозначения. Либо последние ноты лигатур прикрепляются с помощью plica, которая разделяет ноты на меньшие значения, либо серия разъединенных пауз используется в последовательности тряски в обеих частях, создавая то, что также называется перемычкой . Эти особенности также часто можно найти в дисканте, состоящем из двух частей, на специальных каденциях или подготовке каденции, где они также называются «связками». Гарландия утверждает просто: «связка — это место, где можно найти любое количество линий». ссылаясь на складки или признаки покоя. Таким образом, organum duplum в текстовом пении как Постепенное, Ответственное или Стих Аллилуйи можно схематизировать следующим образом:
- начало текста установлено на organum: organaliter:
- organum purum >> копула >>
- дискантус >> связка >>
- organum purum >> копула >>
- дискантус >> связка >>
- закрывающие строки текстового хоралитера
В репертуаре Собора Парижской Богоматери сама Alleluia состоит только из органалитера во вступительной части, перед iubilus , продолжительной вокализацией последнего слога, который должен быть спет хоралитером , и как таковой отсутствует во всех сохранившихся оригинальных рукописях. Вышеупомянутые общие принципы использовались свободно, как в Alleluia V. Dies sanctificatus, где Dies начинается с небольшой мелизмы, которая разумно установлена как большая немодальная цветочная секция поверх всех нот тенора на Di (-es ), резервируя дискантус для ‘nò (-bis)’ вместо того, чтобы иметь короткий раздел в дисканте прямо в начале.
Перотен «лучший композитор Дисканта», по словам Анонимуса IV, английского студента, написавшего около 1275 года, который предоставил по крайней мере несколько фрагментов фактической информации о Paris Organum и его композиторах. Перотен развил дискантус в трех частях Organum (Organum Triplum), где оба органных голоса находятся на дисканте. Обратите внимание, что organum purum невозможен в трехчастной органе, все три части являются модальными и должны быть организованы в соответствии с ритмическими режимами. Перотен даже дошел до того, что сочинил две четырехголосные органы (quadrupla), Viderunt omnes и Sederunt Principes, которые исполнялись в Нотр-Даме в 1198 году в Новый год и в 1199 году в праздник Святого Стефана (указ из Одон де Сюлли , епископ Парижа, существует в которой предусматривается выполнение «Лея Tripla Vel Четырёхместный») Помимо Органой, Perotin продлил форму Аквитанского Versus , которая отныне называется кондукт . Любой кондукус — это новая композиция на новых текстах, всегда составляющая ритмические лады. Перотен установил несколько текстов Филиппа ле Шанселье, а некоторые тексты относятся к современным событиям. Двухчастный проводник составляет большую часть, хотя существует от одного до четырех голосов. Трех- и четырехчастное кондуктус по необходимости составлены в стиле дискантуса. Как и в Organa tripla, обращение с тремя (или четырьмя) голосами исключает ритмическую свободу, присущую дупле. По поведению различают «cum littera» и «sine litera», текстовые и мелизматические разделы. Текстовые части могут иногда выходить за рамки модального измерения, а затем возвращаться в обычный режим в мелизматической части. Опять же, согласно Anonymous IV, Перотен написал несколько замещающих clusulae из Organa dupla Леонена. Поскольку тенор in organa dupla в дискантных секциях всегда исполняется в 5-м режиме (все длинные в ритмической групповой ордине), Перотен, который был поколением, удаленным от Леонена, счел нужным улучшить их, введя различные лады для тенора и новую мелодию. линии для дупла, увеличивающие ритмическую организацию и разнообразие секции. Однако в самой большой подборке репертуаров Нотр-Дам (F) существует не менее 462 клаусул, много повторений одних и тех же клаусул (Domino, et gaudebit в различных настройках, согласно. ‘Написано в разных стилях и с разной компетенцией. Еще одним нововведением был motellus , который можно найти в W2, в котором верхняя часть дискантной части снабжена новым текстом, так что, когда тенор произносит один слог пения, верхняя часть произносит несколько слогов или слова. Как таковые, они напоминают прозаики, которые были составлены, заменяя длинную мелизму в песнопении новыми, дополнительными словами. Это было бы первым случаем, когда два разных текста пели в гармонии. В свою очередь, мотелл породил мотет, представляющий собой политекстовую пьесу в дисканте, который, очевидно, вызвал большой интерес к творчеству, поскольку вскоре стал плодотворной формой композиции.
Органы, созданные в Париже, распространились по всей Европе. Три основных источника: W1, Сент-Эндрюс, Вольфенбюттель 677, Олим Хельмштедт 628; большая и иллюстрированная копия, сделанная во Флоренции, принадлежащая Пьеро де Медичи, Pluteo 29.1 из Bibliotheca Mediceo-Laurenziana (F), которая на сегодняшний день является самой обширной копией репертуара. Наконец, W2, Wolfenbüttel 1206, olim Helmstedt 1099, который был скомпилирован самым последним (и содержит наибольшее количество мотетов).
Есть аргументы, которые поддерживают относительную свободу ритма в Organa dupla, но другие опровергают это, говоря, что интерпретация музыки всегда должна соответствовать модальным или франконским принципам. Вилли Апель и Уильям Г. Уэйт настаивали на строго модальной интерпретации. Хотя Уэйт в своей диссертации, особенно в главе 4: «Обозначение organum duplum», признал, что в Organum duplum и монофоническом дирижировании относительная свобода могла быть взята, он преобразовал выбор Magnus Liber Organi Леонина в строгий модальный ритм. Апель утверждал, что длинные значения диссонансов (в нарушение основного принципа созвучия), производимые модальными ритмами в органе Нотр-Дам, могут быть согласованы с утверждением нескольких средневековых теоретиков о том, что «тенор приостанавливается, если появляется диссонанс». По сей день, как и полагается ученым, дебаты об интерпретации продолжаются в обычном режиме. Однако Уэйт опубликовал свою работу 54 года назад, и его точка зрения была заменена продолжающимися исследованиями. «. но мнение [Уэйта] о том, что весь корпус [Magnus Liber Organi] должен быть расшифрован в соответствии с ритмическими режимами, больше не принимается» ( Питер Джеффри в Курсе нотной записи Средневековая музыка 1100–1450 (music205), Принстон ).
В диапазоне форм композиций, обнаруженных в более поздних двух рукописях, содержащих репертуар Нотр-Дама (F и W2), можно выделить один класс: тот, который является (строго) модальным, и тот, который не является. Organum duplum в его частях organum purum в слоговой установке, секции cum littera в двухчастном проводимости, связках в целом и монофоническом проводимости — это та часть репертория, которая не является строго модальной. В монофонической песне, будь то пение или симплекс Перотина, нет необходимости отклоняться от классических стандартов декламации, которые были укоренившейся традицией в то время, восходящей к De Musica Святого Августина . В результате обширных исследований традиций пения (григорианской семиологии) было твердо установлено, что существует беглость и вариативность ритма декламационной речи, которые также должны определять исполнение пения. Эти принципы распространяются на не строго модальные части или композиции, поскольку качество контрастирует с musica mensurabilis.
Поскольку Parisian Organum уходит своими корнями в традицию григорианского песнопения, он относится к категории Ars antiqua, которая, таким образом, называется в отличие от Ars nova, в которой возникли новые формы, которые были во всех смыслах оригинальными и больше не основывались на григорианском песнопении и как таковые представляли собой нарушение с музыкальной практикой древних.
Источник