С. Максимов — Упражнения по гармонии на фортепиано
Учебные пособия, литература по гармонии для музыкальных заведений
С. Максимов
Упражнения по гармонии на фортепиано
Часть 1
“Государственное музыкальное издательство”, 1957г.
номер м22256г
(pdf, 5.44 Мб)
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
Среди музыкально-теоретических дисциплин одно из важнейших мест занимает курс гармонии.
Успешное овладение этим трудным предметом стоит в теснейшей связи с воспитанием музыкального слуха. Чем раньше будет пробуждено гармоническое сознание учащегося, тем легче и тем крепче будут освоены теоретические положения курса гармонии. Таким образом, первое условие при выполнении упражнений по гармонии на фортепьяно заключается в том, чтобы музыкальный слух участвовал в полной мере в выполнении предлагаемых заданий. Это возможно, разумеется, только при условии вполне свободного выполнения учащимся каждого упражнения.
В настоящее—третье—издание пособия внесены дополнительно образцы художественного творчества в виде иллюстраций к некоторым темам и ряд заданий, имеющих обобщающий характер, с примерным их решением.
Из соображений удобства пользования книгой, в пособие введена единая нумерация заданий.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Настоящее пособие имеет целью руководить учащимся и направлять его работу во внеклассных занятиях на фортепьяно по курсу гармонии.
Расположение тем и их истолкование строго соответствуют программе по гармонии, принятой в музыкальных училищах и консерваториях. Задания внутри каждой темы расположены с возможной постепенностью, особенно на первом этапе обучения, где методичность изложения является, как известно, важнейшим средством для овладения материалом.
Учитывая возможности различных специальностей, составитель пособия исходил из максимальных требований по данному виду гармонической работы. Инициативе преподающего предоставлен выбор упражнений и их количество.
„Поверочные упражнения» предназначаются для подготовки учащегося к экзамену. Они излагают в суммарном виде наиболее существенное из курсовых заданий. Содержание и форма „Поверочных упражнений» дают возможность преподающему легко приспособить их для экзаменационных билетов по гармонии. Изменения могут коснуться преимущественно количественной стороны упражнений.
При составлении настоящего пособия автор пользовался ценными указаниями своих коллег по консерватории — членов теоретической кафедры, а также советами и замечаниями преподавателей теоретических дисциплин в музыкальных училищах г. Москвы. Всем этим лицам, не названным здесь поименно, а также сотрудникам библиотеки Московской консерватории автор выражает искреннюю благодарность.
Автор считает долгом с чувством сердечной признательности помянуть здесь светлое имя своего покойного профессора Л. М. Рудольфа, руководившего теоретическим образованием составителя этой книги в годы его юности.
- I. Главные трезвучия мажора и минора
- II. Кадансовый квартсекстаккорд
- III. Секстаккорды главных трезвучий
- IV. Проходящий и вспомогательный квартсекстаккорды
- V. Доминант-септаккорд
- VI. Секстаккорд и трезвучие II ступени
- VII. Гармонический мажор
- VIII. Трезвучие VI ступени
- IX. Субдоминант-септаккорд
- X. Вводные септаккорды
- XI. Доминант-нонаккорд
- XII. Секстаккорд VII ступени
- XIII. Трезвучие и секстаккорд III ступени
- XIV. Натуральный минор
- XV. Тональные секвенции
- XVI. Двойная доминанта
- XVII. Однотональный период
- Поверочные упражнения
Скачать пособие
С. Максимов
Упражнения по гармонии на фортепиано
Часть 2
“Государственное музыкальное издательство”, 1965г.
номер 1013
(pdf, 6.26 Мб)
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ
Четвертое издание II части «Упражнений по гармонии на фортепиано» сохраняет без изменения основной текст пособия.
Учитывая пожелания практических работников, ведущих курс гармонии в средних и высших музыкальных учебных заведениях, в настоящее издание дополнительно включены художественные образцы для гармонического анализа и извлечения из них гармонической схемы с выполнением ее на фортепиано.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
При оценке любого музыкального явления, будет ли это художественное произведение или простой академический пример, иллюстрирующий ту или другую тему по курсу гармонии, на первом месте неизменно стоит работа слухового сознания.
Не требует доказательств, что вне слухового восприятия искусства музыки вообще не существует. Ясно, что изучение любого отдела гармонии без участия слуха, те, по выражению Римского-Корсакова «всухомятку», теряет всякий смысл. Вслед за непосредственным восприятием, дающим общее слуховое впечатление, необходим анализ теоретический, последовательно раскрывающий элементы музыкально-гармонической речи. Повышая культуру слуха, такой теоретический анализ помогает раскрыть музыкальный замысел как отдельного примера, так и цельного художественного произведения.
Третье издание настоящего пособия по курсу гармонии, также как и второе, сохраняет без изменений содержание первого издания. Наиболее существенным отличием данной книги является ряд заданий итогового характера. Из них особое значение имеют задания на варьирование гармонических схем путем их обогащения неаккордовыми звуками различного типа (мелодизации гармонии) Подобного рода тренировочную работу следовало бы применить к каждому из разделов гармонии, к каждой гармонической схеме, активизируя этим композиционным приемом мелодико-гармонический слух учащегося.
В конце книги дано дополнение, касающееся раздела модуляции. Поскольку в основном тексте этого раздела фактически дается только второе — модулирующее—предложение периода, из педагогических соображений представилось целесообразным добавить и варианты начального предложения. Оба предложения, вместе взятые, составят модулирующий период простейшей структуры. Помимо того, в дополнении приведены образцы из художественной литературы, относящиеся к темам: «Модуляция в тональности I степени родства» и «Энгармоническая модуляция».
Из практических соображений в настоящем издании введена общая для всей книги нумерация заданий.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
В курсе гармонии наименее методически разработанными являются, по общему признанию, разделы, посвященные модуляции и неаккордовым звукам. Расхождение между теоретическим освоением изучаемых явлений и практическими навыками учащихся в названных разделах выступает особенно ясно при игре гармонических заданий на фортепиано.
Настоящее пособие имеет своей целью дать материал для совершенствования учащихся в игре на фортепиано гармонических упражнений на указанные важнейшие в технико-композиционном отношении разделы курса.
Количество необходимых внеклассных упражнений для каждой темы определяется преподающим соответственно со степенью подготовки той или иной группы при непременном и систематическом классном контроле. Предполагается при этом само собою разумеющимся основательное знание учащимися материала, изложенного в I части «Упражнений».
Обе части в совокупности дают реальную технологическую базу для овладения трудностями, заключающимися в высших разделах гармонии. Эти разделы, излагающие ответственнейшие темы курса — от гармонии русской народной песни и русской классическрй музыки до прелюдирования на заданную тему и свободного прелюдирования,—составят содержание III—заключительного тома «Упражнений».
Январь 1948
МОДУЛЯЦИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ I СТЕПЕНИ РОДСТВА
Модуляция в тональность доминанты.
Модуляция в тональность ступени
Модуляция из минора в тональность VII натуральной ступени
Модуляция в тональность субдоминанты
Модуляция в тональность VI ступени.
Модуляция из мажора в тональность II ступени
Однотональные построения с отклонениями
Модуляции, содержащие отклонения в тональность посредствующего аккорда
Модуляция с применением секвенции.
Однотональный период с отклонениями
Модулирующий период
Модулирующий период с отклонениями.
Модулирующие секвенции
Модулирующий период с применением» хроматической секвенции
Модулирующий период с применением диатонической (тональной) секвенции
ЗАДЕРЖАНИЕ
Секвенции на мотивы с задержаниями
ПРОХОДЯЩИЕ ЗВУКИ
Секвенции на мотивы с проходящими звуками
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ
Секвенции на мотивы с вспомогательными звуками
ПРЕДЪЕМ
СКАЧКОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ
Секвенции на мотивы со скачковыми вспомогательными звуками
НЕПРИГОТОВЛЕННОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ
Секвенции с неприготовленным задержанием.
ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДЕРЖАНИЯ.
Секвенции с запаздывающим разрешением задержаний
ОБРАЗЦЫ МОДУЛИРУЮЩИХ ПОСТРОЕНИЙ И ИХ ВАРИАН-
ТЫ НА ОСНОВЕ МЕЛОДИЗАЦИИ ГАРМОНИИ
ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ МОДУЛЯЦИЯ
Модуляция через уменьшенный септаккорд..
Модуляция через энгармонизм доминантсептаккорда
ПОВЕРОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ.
Варианты начального предложения в периоде простейшей
структуры
Примеры из художественной литературы для извлечения соответствующей им гармонической схемы
Указатель примерок из художественной литературы
Скачать пособие
С. Максимов
Упражнения по гармонии на фортепиано
Часть 3
“Государственное музыкальное издательство”, 1961г.
номер м23887г
(pdf, 5.39 Мб)
Альтерация
Альтерация аккордов доминантовой группы
Альтерация аккордов субдоминантовой группы
Примеры из художественной литературы на альтерацию
Мажоро-минорная система
Мажоро-мннориая система одноименных тональностей
Мажоро-минорная система параллельных тональностей
Примеры из художественной литературы на мажоро-мннорную систему
Модуляция
Модуляция на два знака
Постепенная модуляция в далекие тональности.
Модуляция через трезвучие VI низкой ступени.
Модуляция через секстаккорд II низкой ступени.
Модуляция через одноименную тонику
Редкие формы энгармонической модуляции.
Варианты модуляций из До мажора и ля минора во все другие тональности
Примеры из художественной литературы на модуляцию.
Органный пункт
Примеры из художественной литературы на органный пункт
Гармоническое прелюдирование
Характерные гармонические обороты в русской народной и классической музыке
Гармонические обороты в ладах минорного наклонения.
Натуральный минор
Дорийский лад
Фригийский лад
Гармонические обороты в ладах мажорного наклонения.
Натуральный мажор
Мнксолидийский лад
Переменные лады
Параллельная переменность
Секундовая переменность
Поверочные упражнения
Приложение
Варианты гармонизации одной и той же распевки.
Переменное значение аккорда в различных тональных условиях
Энгармонизм домннантнонаккорда с двойной альтерацией.
Образцы классных работ с применением различных гармонических средств
Заключение
Указатель примеров из художественной литературы
Скачать пособие
Источник
Упражнения по гармонии на фортепиано. В трех частях
Среди музыкально-теоретических дисциплин одно из важнейших мест занимает курс гармонии.
Успешное овладение этой трудной дисциплиной стоит в теснейшей связи с воспитанием слухового сознания. Изучение любого отдела гармонии без участия музыкального слуха, то есть, по выражению Римского-Корсакова, «всухомятку», теряет всякий смысл.
Чем раньше будет пробуждено гармоническое сознание учащегося, тем легче и тем крепче будут усвоены теоретические положения курса гармонии. Таким образом, первое условие в работе над упражнениями по гармонии на фортепиано заключается в том, чтобы музыкальный олух участвовал в этом процессе в полной мере.
Вслед за непосредственным восприятием, дающим общее слуховое впечатление, необходим анализ теоретический, последовательно раскрывающий элементы музыкально-гармонической речи. Повышая культуру слуха, такой теоретический анализ помогает раскрыть музыкальный замысел как отдельного примера, так и цельного художественного произведения.
Исполнитель, уже достаточно владеющий техникой игры на своем инструменте (в том числе и пианист), часто затрудняется выполнить на фортепиано самые простые гармонические задания. Это указывает прежде всего на то, что вся его тренировочно-академическая работа по специальности фактически протекала без осознания гармонических основ музыкальных явлений.
Настоящее пособие имеет целью руководить учащимся и направлять его работу во внеклассных занятиях на фортепиано по всему курсу гармоник.
Источник
УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРТЕПИАНО В КУРСЕ ГАРМОНИИ
Автор: Наталья Александровна Соловьева
Пособие для учащихся музыкальных училищ и средних специальных музыкальных школ
Редактор А. Вустин.
Лит.редактор Е. Гульянц.
Художник М. Шлосберг.
Худож.редактор Г. Христиани.
Техн.редактор Е. Ставицкая.
Корректоры М. Бфименко, К. Петрова.
Четырехголосное изложение главных трезвучий. Перемещение трезвучий
Соединение главных трезвучий
Скачки терцовых тонов
Важнейшие кадансовые средства — кадансовый квартсекстаккорд и доминант-септаккорд
Секстаккорды главных ступеней
Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды
Трезвучие VI ступени в прерванном кадансе
Секстаккорд II ступени
Скачки при соединении изученных аккордов
Секстаккорд VII ступени
Доминантсептаккорд и его обращения
Септаккорд VII ступени и его обращения
Септаккорд II ступени и его обращения
Доминантсептаккорд, доминантсептаккорд с секстой, терцквартаккорд VII ступени с квартой
Фригийские обороты
Диатонические секвенции
Двойная доминанта
а) Септаккорд двойной доминанты
б) Вводный септаккорд двойной доминанты
в) Альтерация в аккордах двойной доминанты
Отклонения в тональности I степени родства
Модуляции в тональности I степени родства
а) Модуляции в тональности доминанты
б) Модуляции в тональности субдоминанты
Неаккордовые звуки
а) Задержания
б) Проходящие звуки
в) Вспомогательные неаккордовые звуки и предъем
Альтерация
а) Альтерация аккордов доминанты
б) Альтерация аккордов субдоминанты
Органный пункт
Мажоро-минор
Постепенная модуляция
а) Модуляция на два знака
б) Постепенная модуляция на 3-6 знаков в сторону диезов
в) Постепенная модуляция на 3-6 знаков в сторону бемолей
Эллипсис
Энгармоническая модуляция
а) Энгармонизм уменьшенного септаккорда
б) Энгармонизм малого мажорного септаккорда
в) Энгармонизм увеличенного трезвучия
Источник