Ах, этот парень с бас-гитарой!
« Никто из нас не хотел быть бас-гитаристом. В нашем представлении это был толстый парень, который играл где-то сзади », — однажды признался Пол Маккартни. Но несмотря на это, он однажды взял в руки бас-гитару, с которой сочинил множество прекрасных песен. И эту статью мы решили посвятить некоторым известным бас-гитаристам современности, оставившим заметный след в истории музыки.
В его копилке 16 наград премии «Грэмми», а также звания рыцаря-бакалавра и кавалера ордена Британской империи. Пол Маккартни стоял у истоков легендарной группы The Beatles, которая во многом определила движение всей современной музыки.
Будущий музыкант появился на свет в 1942 году в небольшом госпитале в пригороде Ливерпуля. Его мать Мэри тогда работала медсестрой в этой клинике, а отец Джеймс во время войны был оружейником на военной фабрике. После окончания боевых действий стал торговать хлопком.
В молодости глава семьи увлекался музыкой: он умел играть на трубе и фортепиано, и свое восторженное отношение к музыке смог передать детям – сыновьям Полу и Майклу.
Тяжелое послевоенное время наложило свой отпечаток на жизнь семьи Пола: даже без сурового слова родителей дети понимали, что только хорошее образование может сулить светлое будущее. Юный артист с усердием изучал английскую литературу, историю, философию и другие предметы в школе. И эти усилия не пропали даром, так как со временем Маккартни стал одним из самых образованных музыкантов в истории (конечно, после одного известного доктора астрономии). « Когда-то я написал ему письмо, и грамматика в его ответном письме была на высшем уровне: у него все идеально – каждая точка, каждая запятая. Так что с тех пор, когда я ему что-то пишу, то я очень внимателен », — вспоминает один из помощников композитора.
В юности Пол увлекся театром, которым стал его первым сердечным откровением. В какой-то момент он даже решил стать театральным режиссером, но, к счастью для всего музыкального мира, поступить в институт ему так и не удалось.
В 1957 году произошло событие, повлиявшее на всю будущую жизнь Маккартни, так как именно тогда он познакомился с начинающим музыкантом Джоном Ленноном. Знакомый Пола предложил ему попробовать свои силы в молодой группе The Quarrymen, основателем которой и был Леннон. В новый коллектив Маккарти приглашает Джорджа Харрисона, который сразу же приступает к репетициям. В один из дней друзья решают поменять прежнее название на The Silver Beatles, которое после одного из концертов в Гамбурге сокращают до The Beatles.
Первыми композициями, которые понравились публике, стали «Long Tall Sally» и «My Bonnie». Рэй Коулман в своей биографической книге «Маккартни вчера и сегодня» пишет: « Пол Маккартни был… главным в Beatles автором. Никто из трёх других не смог бы, да и не захотел бы написать «Yesterday». Какими бы ни были глубинные их таланты, сомнительно, чтобы Леннон или Харрисон нашли бы в себе терпение, чтобы выпестовать песню, родившуюся осенью 1963 года, и пронести её до студийного воплощения летом 1965-го. Необыкновенные решимость и дисциплина 22-летнего Маккартни позволили ему закончить эту работу ».
Оказалась успешной и сольная карьера Пола Маккартни, которую он начал после распада The Beatles. В разные годы он сотрудничал с Эриком Стюартом, Стиви Уандером, Элтоном Джоном, Тиной Тернер и др.
Маккартни пишет и симфоническую музыку. В 1995 году он сочинил фортепианную пьесу «A Leaf», премьера которой состоялась в в Сент-Джеймсском дворце, в Лондоне. В 2012 году Маккартни написал первый в своей музыкальной карьере балет – романтическую сказку «Океанское царство», который исполнили танцоры Королевского балета.
И это далеко не все интересные факты о жизни Пола Маккартни, которому можно посвятить не один массивный очерк публикации.
И предлагаем вам посмотреть небольшой отрывок с концерта 2002 года, приуроченного к юбилею британской королевы.
Джон Энтвисл ( The Who )
« Я люблю играть ради людей », — неоднократно говорил скромный парень Джон Энтвисл, которого не изменил успех и повсеместное признание публики.
Он родился в семье трубача и пианистки, поэтому долго не мог выбрать, какой инструмент ему нравится больше. Позже Джон освоил валторну (медный духовой инструмент – прим. автора), что позволило ему вступить в школьный симфонический оркестр. Но уже в 14 лет он увлекся игрой на басу на самодельной гитаре. « Я начал учиться играть на басу в 14 лет, но уже к тому времени мои руки были довольно шустрыми ». Энтвисл считал, что наибольшее влияние на него оказали школьные занятия игры на валторне, трубе и пианино, которые делали его пальцы твёрдыми и ловкими. Музыкант быстро освоил новый инструмент, с которым позже прославился на весь мир в составе группы The Who.
В 2011 году журнал Rolling Stone признал Джона Энтвисла лучшим бас-гитаристом всех времен, согласно читательскому опросу. Можно ли желать лучшего признания публики?
Его считают самым скромным и незаметным участником легендарной британской группы Queen. Джон Дикон редко давал интервью и старался держаться в тени остальных участников. Но именно он автор множества хитов группы, которые не потеряли своей актуальности и в наше время.
С юных лет Джон увлекался музыкой, отдавая предпочтение игре на гитаре. Гораздо позднее судьба заставит его сделать выбор в пользу бас-гитары. Ещё одним серьезным увлечением Дикона стала электроника. Именно с последней молодой человек и планировал связать будущую жизнь, поступив для этого в технический колледж Челси (в настоящее время входит в состав Лондонского Имперского колледжа – прим. автора). Даже став участником молодой группы Queen, он не переставал ходить на занятия. Его коллеги потом вспоминали, что во время работы над вторым альбом («Queen II» — прим. автора) Джон мог неожиданно уйти на несколько часов, стараясь не раскрывать подробности. Только спустя некоторое время самый молодой участник группы рассказал, что все это время ходил на экзамены.
Большинство бас-гитаристов во время игры используют плектр — медиатор, позволяющий добиться нужно звучания, но Джон Дикон обычно предпочитал играть на басу пальцами. Его любимыми басистами были Крис Сквайр из группы Yes и уже упоминавшийся Джон Энтвисл.
Джон Дикон руководил и финансовыми делами группы. Кит Мур, одно время бывший бухгалтером британской четверки, вспоминал об этом: « Джон был и внутренним контролером, и администратором, и бухгалтером. Я очень доволен, что он принял на себя эти роли. Иногда я имел с ним встречи, которые длились по пять часов, и после того, как мы заканчивали обсуждение всех вопросов, он уходил и рассказывал остальным, о чем мы говорили. Затем они принимали совместное решение. Джон возвращался, чтобы сообщить его мне» .
После кончины Фредди Меркьюри бас-гитарист решает покинуть группу, справедливо считая, что без великого фронтмена существование коллектива невозможно. В качестве музыканта Queen он принял участие ещё в нескольких концертах, последним из которых стало выступление на мемориальном вечере 1997 года.
Источник
15 легендарных бас-гитаристов классик-рока
Илья Маршак
В 2011 году музыкант был признан лучшим басистом всех времен согласно опросу, проведенному журналом Rolling Stone. Особенно меломаны отметили его соло в песне «My Generation» 1965 года.
Ошибочно считается, что бас проще для освоения, чем гитара и не так заметен, как другие инструменты в арсенале рок-группы, но именно он является одной из основ гармоничного звучания любого коллектива, а ритм-секция без него просто невозможна. Бас – это нечто вроде пульса рок-музыки.
С начала шестидесятых годов манера игры на электрической бас-гитаре постоянно развивалась и трансформировалась, открывая всё новые и новые страницы в истории инструмента. «Вечерняя Москва» составила свой рейтинг выдающихся героев «толстых» струн из мира классик-рока.
Джон Энтвистл (1944-2002)
Родители Энтвистла были музыкантами, поэтому ещё в детстве Джон научился играть на фортепиано, а затем освоил трубу, валторну и тромбон. В самом начале шестидесятых он перешёл с духовых на бас-гитару, которую, кстати, сделал своими руками. После выхода песни «My Generation» о группе The Who узнал весь мир. Многие критики называли Энтвистла «Джими Хендриксом бас-гитары». В 1974 году музыкант попал на второе место в списке лучших бас-гитаристов по версии журнала Creem (первый — Пол Маккартни), а в 2000 году журнал Guitar признал его «басистом тысячелетия».
[OBJ The Who – My Generation]
Пол Маккартни (р. 1942)
До 1961 года Пол, как и Джон Леннон, играл на ритм-гитаре, а бас брал в руки лишь в тех случаях, когда Стюарт Сатклифф не мог выйти на сцену. Окончательно он переключился на этот инструмент летом 1961 года, когда по истечении гамбургского контракта Сатклифф покинул группу. «Существует теория о том, что я будто бы выпихнул Стю из группы, чтобы завладеть его бас-гитарой. Забудьте! Никто не мечтает играть на басу — во всяком случае, не мечтал в те годы. Бас-гитара — это то, с чем стоят толстые мальчики в глубине сцены…», — вспоминал Пол. Сначала он играл на инструменте Hofner 500/5, а через год приобрёл Hofner 500/1, который было легко переделать под игру левой рукой (из-за симметричной «скрипичной» формы). «Как ни странно, мне всегда нравился бас. Мой отец был музыкантом, и я помню, как он давал мне небольшие уроки. Это не были настоящие уроки в полном смысле этого слова, но, например, когда что-нибудь передавали по радио, он говорил: «Слышишь эти низкие звуки? Это бас». Так что, когда я пришел в The Beatles, у меня благодаря ему уже был небольшой запас музыкальных знаний, хотя и очень непрофессиональных. Потом я начал слушать других басистов — в основном на записях фирмы Motown. Со временем моим героем стал Джеймс Джеймерсон», — рассказал Маккартни в одном из недавних интервью. «Я не хочу, чтобы бас выделялся на записи больше всего остального. Я хочу, чтобы он был слышен, пожалуй, в третью очередь. Вокал должен быть на первом плане, затем гитары и барабаны, и только после этого вы должны ощутить присутствие баса», — уверен Сэр Пол.
[OBJ The Beatles — Taxman]
Джон Пол Джонс (р. 1946)
Джон начал играть на фортепиано в возрасте шести лет под руководством отца — аранжировщика и саксофониста Джо Болдуина. К серьёзному изучению музыки он приступил в Крайст-колледже. В возрасте 14 лет Джонс был приглашён органистом и руководителем хора в местную церковь. Тогда же он приобрёл свою первую электрогитару, но вскоре сменил её на Fender Jazz Bass, прослуживший ему до 1975 года. Позже музыкант использовал инструменты фирмы Alembic. Помимо Led Zeppelin, Джон Пол Джонс известен своим сотрудничеством с такими рок-группами и исполнителями, как The Rolling Stones, Herman’s Hermits, Heart, Донован, Джефф Бек, Кэт Стивенс, Род Стюарт и многие другие.
[OBJ Led Zeppelin — Black Dog]
Гизер Батлер (р. 1949)
До 1968 года Батлер играл на ритм-гитаре, пока Тони Айомми не дал понять ему, что хотел бы остаться единственным гитаристом в Black Sabbath, и тот переключился на бас. Гизер одним из первых стал использовать педаль «вау-вау» — позже этот метод переняли многие его последователи, в том числе Клифф Бёртон из группы Metallica. Кроме того, музыкант перестроил свой бас — со стандартного EADG на более низкий C#F#BE. Некоторое время спустя этот де-тюнинг стал распространенным явлением среди басистов металлических групп. В прошлом Батлер использовал инструменты Fender Precision и Vigier. В настоящее время он играет на моделях фирмы Lakland. Ролью басиста Гизер не ограничивался – именно он написал большую часть песен группы, опираясь на свои увлечения: религию, научную фантастику, фэнтези и ужасы.
[OBJ Black Sabbath – Children of the Grave]
Джек Брюс (р. 1943)
Легендарный шотландский музыкант, мультиинструменталист, композитор и певец, в первую очередь прославился своей работой в группе Cream, где его коллегами были Эрик Клэптон и Джинджер Бейкер. В юном возрасте Джек играл на виолончели и фортепиано, со временем его любимым еинструментом стал контрабас. В 17 лет юноша поступил в Королевскую шотландскую музыкальную Академию, но вскоре забросил занятия, объявив, что это «не его музыка». В начале шестидесятых Брюс познакомился с органистом, саксофонистом и певцом Грэмом Бондом и присоединился к его группе Organization. Результатом их сотрудничества стали три отличных альбома, на которых музыкант удивил слушателей своей оригинальной игрой на шестиструнном басу. После этого он играл с Джоном Мэйоллом в группе Bluesbreakers и коллектива Манфреда Манна, ударник которого заявил, что «твёрдый бас Брюса не сочетается с его стилем». Вскоре Брюс, Клэптон и Бейкер решили организовать собственную группу, впоследствии названную одной из важнейших в истории рока.
[OBJ Cream — Sunshine of Your Love]
Роджер Гловер (р. 1945)
«Никогда не считал себя хорошим бас-гитаристом. И других не особо слушаю. Я никогда не играю ничего сложного, если чувствую, что быстро это сыграть не смогу. Вот и весь секрет. Не поймите меня неправильно, я люблю бас-гитару, но не пытаюсь стать таким же виртуозом как Ричи Блэкмор. Я люблю играть, когда не надо задумываться над тем , что играешь», — рассказывает о себе музыкант, партии и мелодические ходы которого способствовали становлению Deep Purple в качестве одной из главных хард-рок групп мира.
[OBJ Deep Purple – Into the Fire]
Крис Сквайр (р. 1948)
Лидер прогрессив-рок группы Yes, жёсткая и чёткая манера игры которого стала основой для многих композиций этого изобретательного коллектива, с 1965 года хранит верность любимому Rickenbacker RM1999 кремового цвета. Инструмент, известный своим тёплым и «рычащим» звучанием, стал неотъемлемой частью индивидуального стиля и сценического образа музыканта. Сквайр также является одним из первых рок-басистов, успешно применявших электронные гитарные эффекты (тремоло, педаль «вау-вау» и фейзер).
[OBJ Yes – Roundabout]
Роджер Уотерс (р. 1943)
Стиль главного идеолога Pink Floyd всегда отличался изысканностью и элегантностью ритмов, его яркие рифы, например в песне «Money», становились классическими. На протяжении нескольких десятилетий основным инструментом Уотерса является изготовленный специально для него Fender Roger Waters Precision Bass, ранее он использовал инструменты от Höfner, а также Rickenbacker RM1999 и 4001S. И конечно же, «мистер Пинк Флойд», известный своим нестандартным подходом к написанию и исполнению музыки, никак не мог обойтись без дилэя, тремоло, хоруса, педалей стереопанорамы и фэйзеров.
[OBJ Pink Floyd – Money]
Джон Уэттон (р. 1949)
За свою продолжительную творческую карьеру музыкант переиграл в множестве коллективов, украсив своим фирменным стилем записи Mogul Thrash, Family, Roxy Music, Uriah Heep, UK и Wishbone Ash. Наибольшего коммерческого успеха Уэттон достиг в супергруппе Asia, однако многие предпочитают альбомы, записанные им вместе с King Crimson. В составе группы Джон записал три альбома, в том числе эпохальный «Red» (1974), объединивший экспериментальную и лирическую стороны творчества коллектива. Благодаря Уэттону музыка KC стала ближе к джазу и приобрела невероятное количество новых поклонников.
[OBJ King Crimson – Starless]
Ноэль Реддинг (1945-2003)
В возрасте девяти лет Ноэль играл на скрипке в школьном музыкальном ансамбле, позже принялся осваивать гитару и мандолину. Сменив несколько любительских коллективов и «набив руку», в 1966 году Реддинг был приглашён в состав трио Jimi Hendrix Experience, с которым записал три классических альбома: «Are You Experienced?» (1967), «Axis: Bold as Love» (1967) и «Electric Ladyland» (1968). Взяв на себя огромную ответственность обеспечивать ритм-секцию для самого Джимми Хендрикса, Реддинг доказал своё мастерство, сделав всё для того, чтобы меломаны всего мира так и не смогли сделать окончательный выбор между JHE и Cream – двумя главными хард-рок трио.
[OBJ Jimi Hendrix Experience – Purple Haze]
Гедди Ли (р. 1953)
Стиль и техника основного вокалиста, басиста и клавишника канадской группы Rush в значительной мере повлияли на рок-музыку и хэви-метал, вдохновив таких музыкантов, как Стив Харрис (Iron Maiden), Джон Маянг (Dream Theater), Клифф Бёртон (Metallica) и Лес Клейпул (Primus). Как и многие другие прославленные бас-гитаристы, Ли играл на инструментах Fender и Rickenbacker, не избегая также фирм Steinberger и Wal. В настоящее время он использует исключительно гитары Fender.
[OBJ Rush – Tom Sawyer]
Лемми Килминстер (р. 1945)
В 1971 году Лемми присоединился к спейс-рок группе Hawkwind и с одной стороны поразил всех её участников своей неуправляемостью, а с другой — оказал решающее влияние на развитие стиля команды. В прошлом будучи гитаристом, он играл на басу, как на ритм-гитаре, тем самым резко усиливая общий драйв. Четыре года спустя он усилил свои музыкальные идеи в собственном коллективе Motorhead, ныне входящем в условный «зал славы музыки в стиле хард-н-хэви». По сей день бас-гитара Лемми звучит так, будто это не музыкальный инструмент, а танк.
[OBJ Motorhead – Ace of Spades]
Тони Левин (р. 1946)
На протяжении нескольких десятилетий харизматичный американец играл с Питером Гэбриэлом, Yes, Pink Floyd, Джоном Ленноном, Dire Straits, Элисом Купером, Дэвидом Боуи, Эдди Ван Хэйленом, Полом Саймоном и многими другими, заслужив статус одного из самых востребованных сессионных музыкантов. Известный своим новаторским духом, Левин сыграл важную роль в популяризации стика и электроконтрабаса, а также придумал устройство Funky Fingers, имитирующее звук ударов барабанными палочками по струнам бас-гитары. Самую знаменитую свою партию он сыграл в песне Гэбриэла «Sledgehammer», и всё же многие считают, что пика своей карьеры музыкант достиг в группе King Crimson, в состав которой вошёл в начале восьмидесятых.
[OBJ King Crimson – Frame by Frame]
Джон Дикон (р. 1951)
Сейчас это звучит удивительно, но бас-гитаристом Дикон стал ввиду сложившихся обстоятельств: из его группы Opposition был исключён басист и музыкант не мог никого найти на замену. Так, в 1965 году он купил свою первую бас-гитару. В начале семидесятых Джон стал участником легендарных Queen. «Достаточно просто сказать, что общий продукт барабанщика Роджера Тэйлора и басиста Джона Дикона представляет собой колоссальной мощности вулкан, извержение которого заставило Землю вздрогнуть!», — писал обозреватель Rolling Stone Гордон Флетчер. После смерти Фредди Меркьюри самый тихий участник группы неожиданно заявил о своём уходе из музыкального мира, чем несказанно расстроил своих многочисленных поклонников.
[OBJ Queen – Under Pressure]
Гленн Хьюз (р. 1952)
Неустанный коллаборатор, за свою карьеру переигравший чуть ли не со всеми известными рокерами, впервые заявил о себе в полной мере в составе Deep Purple, привнеся в звучание группы ноты блюза, фанка и соула. Как и многие перечисленные выше артисты, Хьюз предпочитает играть на инструментах Fender и Rickenbacker. В настоящее время он является участником супергруппы Kings of Chaos.
[OBJ Deep Purple – Mistreated]
Источник