Исполнительский анализ и методы работы над «Маленькой венгерской рапсодией» композитора Карла Коллинга
Разделы: Музыка
Значение репертуара в процессе обучения детей музыке в средних классах ДМШ и формировании у них профессиональных исполнительских навыков огромно. Овладеть комплексом музыкально выразительных средств и научиться понимать особенности музыкального языка как композиторов классиков, так и современных авторов, можно только путем включения в репертуар достаточного количества детской высокохудожественной литературы. Подбор произведений должен быть самым разнообразным по стилям, жанрам, формам и интересным по содержанию.
Исходя из вышесказанного, считаю, что включение в репертуар «Маленькой венгерской рапсодии» западного композитора-романтика – Карла Коллинга (1831-1914) будет весьма целесообразным и полезным, так как работа над произведением даст возможность ученику познакомиться с новым инструментальным жанром, особенностями его формообразования, метроритма и гармонии.
Прежде, чем приступить к разбору рапсодии необходимо получить базовую информацию о данном жанре.
Слово «рапсодия» согласно энциклопедии имеет тысячелетнюю историю и своими корнями уходит в Древнюю Грецию (от греч. rhapsodas (сшиваю) и ode (песнь). Первыми античными рапсодиями являются известные всем «Илиада» и «Одиссея» легендарного Гомера, а исполнялись эти эпические поэмы кочующими певцами – рапсодами под аккомпанемент кифары или лиры.
В XIX веке в эпоху романтизма Ференц Лист, сделав массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры, создает новый инструментальный жанр – рапсодию – фантазию на народные темы в свободном, импровизационном стиле.
Лист написал 19 «Венгерских рапсодий» – вдохновенных музыкальных повествований о своей родине Венгрии, о ее народе и истории.
«Маленькая венгерская рапсодия» Карла Коллинга – это рапсодия в миниатюре, но со всеми характерными для этого жанра особенностями и оригинальными чертами венгерской народной музыки: импровизационностью, смелым и дерзким размахом, многоплановыми контрастами. Произведение написано в одночастной форме с развернутой кодой. Музыкальный материал построен на восьми самостоятельных тематических элементах. Внутри формы используется квадратность и периодичность построений.
Данная рапсодия написана в тональности d-moll и начинается с яркого, торжественно-решительного восьмитактового вступления, выдержанного в темпе allegro moderato, которое вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание. Самый первый аккорд – это тоническое трезвучие в низком регистре в сопровождении форшлага, что имитирует бряцание струн и вызывает представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню. За трехкратным повторением энергичных триольных фигур, звучащих как призыв к танцу, следуют взлетающие по клавиатуре унисонные мотивы тридцать вторых. Переходом к первому разделу служит очень похожий на листовский пассаж – связка, устремленный в сильную долю следующего раздела.
Первый раздел – это медленный патетический лашан или лашшу (от венгерского lassu), сопровождающий круговую мужскую пляску. Музыка горделивая, романтически приподнятая, имеет ярко выраженный венгерский национальный характер благодаря синкопированному ритму. Фактура изложения аккордовая. Фразы построены на динамическом контрасте: вслед за двутактом, звучащим на ff , следуют легкие аккорды с форшлагами на p, имитирующие игру на народных струнно-смычковых инструментах.
Второй раздел быстрый – фришка или фришш (от венгерского Friss) Это картина народного праздника, написана в характере зажигательного и темпераментного танца – чардаша, ставшего своеобразной «эмблемой» венгерской музыки. Данный раздел более развернутый, изложен в свободной, импровизационной форме с изменением фактуры и варьированием музыкального материала. На фоне равномерной пульсации восьмых в аккомпанементе звучат стремительные и очень легкие пассажи шестнадцатых на pp. Динамические контрасты и нарастания передают то затухание, то возобновление танца.
За быстрым вторым разделом снова следует медленный, с выразительными акцентами, очень певучий и по ораторски страстный. Пассаж шестнадцатых, взлетающий вверх по малым терциям, а затем ниспадающий из третьей октавы в малую, звучит очень свободно, в импровизационной манере. Увеличенные секунды (повышенные IV и VII ступени) создают колорит цыганской музыки. В этой теме явно слышна опора на городской венгерский фольклор – вербункош, важнейший источник инструментально-танцевальной музыки у венгров. Синкопированный ритм аккомпанемента еще больше подчеркивает богатство колористической палитры.
Следующий быстрый раздел, в котором мелодия проводится в низком регистре на фоне шестнадцатых в правой руке, подводит к теме вступления, которая получает вариационное развитие и звучит более развернуто и завершено, словно обрамляя основную часть рапсодии.
Кода интересна переходом в одноименный D- dur и еще большим ускорением темпа. Характер музыки порывистый, зажигательный и искрящийся, с постоянными динамическими нарастаниями, эффект которых усиливается стремительными пробегами хроматических пассажей, звучащих в разных регистрах. Виртуозный блеск и богатство фактуры сближают данный раздел с этюдами.
Неожиданно стремительная пляска прерывается. Вновь, словно обрамляя произведение, звучит тема вступления и следующая за ней тема медленного раздела, что собирает воедино весь калейдоскоп музыкальных фрагментов и делает форму более цельной и законченной. Рапсодия завершается стремительным accelerando.
Для создания выразительного художественного образа и полного раскрытия содержания в работе над этим произведением необходимо остановиться на следующих важных моментах. В первую очередь следует уделить особое внимание метроритму. С одной стороны нужно требовать от ученика точного выполнения ритма и соотношения длительностей, особенно в тактах, содержащих триоли, септоли и синкопированный ритм. В тоже время в сочинениях подобного рода нужна полная ритмическая свобода и владение игрой rubato. Эта исполнительская задача для ребенка, обучающегося в средних классах музыкальной школы, является одной из самых трудных. Детское исполнение достаточно часто грешит однообразием и монотонностью движения, а также может сопровождаться механическими ускорениями и замедлениями темпа. Для устранения данной проблемы нужно хорошо прочувствовать ритм и сделать его максимально живым и гибким. Следует отдельно поработать над чуть заметными оттяжками перед синкопами и акцентами. Эти оттяжки особенно важны в медленных разделах, так как помогают рельефнее выявить пластику танца. Также необходимо уделить внимание переходам от одного раздела к другому: кадансовым оборотам, выразительным ritardando и дослушанным ферматам.
Помимо ритма, большую роль в рапсодии играет темброво – динамическая сторона исполнения. Здесь необходимо поработать над динамическими планами двух типов: звуковыми контрастами и постепенными длительными нарастаниями. Примером первого контраста служит лашан – медленная тема. В подобных построениях, чтобы избежать формального исполнения, следует использовать весь арсенал выразительных средств и требовать от ученика как можно более острого контраста. Так в первом двутакте насыщенное ff можно получить беря аккорды с весом, всей рукой от плеча.
Для piano нужен совершенно другой тембр и другая краска, что достигается легчайшим прикосновением точных, словно заостренных кончиков пальцев. Последовательное нарастание звучности – динамические волны – положено в основу быстрых разделов. В длительных нарастаниях очень важно правильно начать фразу постепенно развертывающимся движением без «атаки », с места. Слишком большой взмах руки и неумение рассчитать силу звучности приводит к грузности, перенасыщенности и замедлению темпа.
Когда речь идет о контрастности художественных образов, то предполагается, что каждый образ будет воспроизведен с максимальной выразительностью. Так как в данном произведении быстрые разделы более развернутые, то получается полное преобладание энергичных и темпераментных характеров. Следовательно, нужно с большим вниманием отнестись к медленным разделам, особенно к лирической теме в середине основной части рапсодии и постараться исполнить ее более кантиленно, на объединяющем фразу дыхании, выразительно интонируя мелодическую линию.
Рапсодия содержит некоторые фактурные трудности. Так во вступлении и заключительном разделе следует обратить внимание на четкость звучащих в унисон последовательностей. Малейшая невнимательность может привести к потере синхронности. Специально работать приходится и над аккордовой техникой, особенно в тех фразах, где мелодическая линия проходит по верхним нотам (см. первый раздел). Необходимо требовать от ученика выразительного исполнения мелодической линии в скрытом двухголосии в быстрых частях (такты 41-56). Сделать скрытый голос ясным и рельефным можно посредством динамики. Для этого многократно повторяющиеся звуки следует брать как можно легче, а находящийся в движении нижний голос исполнять ярче.
Педаль в рапсодии используется двух видов: гармоническая и красочная, для придания насыщенности акцентам. В заключительном разделе педаль наиболее густая, придающая кульминации большую полноту звучания.
В заключение, следует отметить, что предназначенная для детского исполнения и восприятия «Маленькая венгерская рапсодия » Карла Коллинга обладает выразительностью музыкальных образов и простотой построений. Яркость тембровых и регистровых красок, насыщенное и колоритное звучание при удобной и посильной фактуре дает возможность юному музыканту раскрыться эмоционально и проявить свои артистические возможности. Кроме того, работа над данным произведением не только знакомит с новым инструментальным жанром и расширяет кругозор благодаря притоку новой музыкальной информации, но и побуждает освоить целый ряд технически сложных приемов.
Произведение можно рекомендовать учащимся 4-5-х классов ДМШ и ДШИ.
Литература
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
2. Корыхалова Н. За вторым роялем. «Композитор. Санкт-Петербург», 2006.
3. Меркулов А. О некоторых педагогических советах Листа // Вопросы музыкальной педагогики. М., 1984. Вып.5
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры : Записки педагога. 3-е изд. М.,1967
5. Энциклопедия Кругосвет.
Источник
Нотный архив Бориса Тараканова
Несуществующая страница.
К сожалению, страницы, адрес которой вы указали, не существует на нашем сервере.
Возможные причины:
- Вы могли набрать адрес с ошибкой.
- Ссылка, введённая вами, устарела.
- Страница удалена администрацией сайта.
- Страница перемещена администрацией сайта.
- Вам могли прислать неверную ссылку.
- Страница находится в стадии разработки.
- Страницы, запрашиваемой вами, не существовало.
Что делать:
- Проверьте, правильно ли набран адрес.
- Обратите внимание на язык набора текста: возможно, ошибка в этом.
- Если страница, которую вы запрашиваете, обязательно должна быть у нас, но её почему-то нет — обратитесь с предложением о её создании к администрации сайта.
Привязки к инструменту и жанру заданы пока не для всех композиций.
Рекомендуем пользоваться фильтром по композитору или поисковой строкой.
Источник
Венгерская рапсодия №2 (до–диез минор)
Венгерский композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель и педагог. Уже в девятилетнем возрасте начинает выступать как пианист. В Вене берет уроки у Черни и А.Сальери. На одном из концертов 11-летнего Листа, его «благословил» Бетховен. Сильное влияние на становление великого музыкального романтика оказали встречи с Берлиозом, Шопеном и Паганини. Восхищаясь мастерством скипача-виртуоза, Лист видел и ограниченность такого рода исполнительства и стал искать иные пути, ибо «художник должен следовать внутренним, а не внешним стремлениям». Путешествуя по Швейцарии и Италии, под впечатлением явлений природы произведений искусства, он создает нотные страницы для фортепиано «Альбома путешественника», в последствии переработанного в цикл «Годы странствий». В это же время Лист пишет 12 больших этюдов для фортепиано (эти ноты классической музыки будут переработаны им в «Этюды высшего исполнительского мастерства»). В Риме Лист проводит 8 лет, став аббатом католической церкви. В течение 17 лет после этого периода выступает, преподает и дирижирует. Он становится первым пианистом, начавшим играть сольные концерты. Он воспринимает их как миссию «Высекать огонь из людских сердец». В года, когда репертуар состоял из переложений модных арий, салонной музыки и пустых виртуозных пьес, Лист играет «фортепианные партитуры» симфоний, песен и секстетов Бетховена, знакомит мир с увертюрами Вебера и Россини, симфоническими полотнами Берлиоза, вокальными произведениями Шуберта, Шумана, а позднее – с органными произведениями Баха, творениями Верди, Вагнера, Глинки. Фортепиано стало у него универсальным инструментом, способным воссоздать богатство звучания оперных и симфонических партитур, мощь органа и певучесть человеческого голоса. Лист трижды приезжал в Россию. Здесь сыграл и свой последний концерт (1847г.). В том же году, обосновавшись в Веймаре, он становится капельмейстером при княжеском дворе, перерабатывает прежнее и создает новые произведения, в том числе Венгерские рапсодии, «Прелюды» и другие Симфонические поэмы, симфонию к «Божественной комедии» Данте, 2 фортепианных концерта, Мефисто-вальс и другие. Лист создал такой музыкальный жанр как одночастная симфоническая поэма. Лист выступает как дирижер, пишет статьи и книги, создает великую пианистическую школу. Лист был признан при жизни гениальным музыкантом. Его мастерство обогащало его не только духовно, но и материально. Лист был очень богат, и уже к середине карьеры ему не было нужды работать за деньги. Более того, он занимался благотворительностью.
Смотрите также ноты произведений композитора Ференц Лист:
Источник