Маленькая зачеркнутая нота что означает

Маленькая зачеркнутая нота что означает

Что такое мелизмы в музыке

Музыка – это искусство красоты звука. В большинстве музыкальных произведений над аккомпанементом преобладает мелодия. Выразительность мелодической линии, плавность или скачкообразность, тембр – все это задает настроение и образ сочинению. Мелизмы помогают обогатить мелодию, сделать ее ярче, рельефнее и изящнее. Что такое мелизмы и орнаментика? Откуда появились эти термины? Какие бывают знаки для обозначения мелизмов и как расшифровываются? Об этом вы узнаете на данной странице.

Что такое орнаментика и мелизмы?

Термин «орнаментика» произошел от латинского слова ornamentum. На русский язык слово переводится, как украшение. В музыкальной практике к орнаментике относят разнообразные способы, позволяющие украсить мелодию при помощи вспомогательных тонов. Дополнительные фигуры имеют название орнаментирование, к ним относятся:

  • фигурации – способ фактурной обработки музыкального материала, вариационный метод развития;
  • фиоритуры (пер. цветение) – виртуозные пассажи мелкими длительностями;
  • пассажи – гаммобразное движение;
  • тираты – скорый по исполнению гаммобразный пассаж. Термин больше характерен для вокального искусства, хотя нередко встречается и в профессиональной инструментальной музыке.

Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания, по сложности исполнения.

Основными мелизмами, используемыми в классической музыке принято считать:

  • короткий форшлаг;
  • долгий форшлаг;
  • мордент;
  • группетто;
  • трель;
  • арпеджио.

Музыка имеет своеобразный язык, поэтому неудивительно, что мелизмы представляют своего рода аббревиатуры, требующие расшифровки. Подобная необходимость в создании специальных знаков появилась исключительно для экономии времени. Рассмотрим каждый из мелизмов по отдельности.

Форшлаг: обозначения, как играть

С немецкого языка переводится как удар перед нотой. Данное мелодическое украшение может состоять из одного или нескольких звуков. Форшлаг предшествует одному из звуков мелодии. Важно учитывать, что в отношении ритма мелизм входит в счет длительности, к которой присоединен. Обычно обозначение представляет собой маленькую по размерам ноту или ноты, которые выставляются сверху перед нотой мелодии или аккорда. По длительности различают два вида: короткий и длинный. В отличие от короткого, длительность длинного форшлага практически всегда занимает половину или треть основной ноты. Встречается крайне редко. Посмотрите на картинку и послушайте, звучание короткого форшлага и звучание длинного форшлага.

Правила игры форшлага:

  1. Играйте ноту форшлага быстро.
  2. Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать соседние пальцы.
  3. Движение должно быть плавным, скользящим.
  4. Упор необходимо делать на основную ноту.

Мордент: обозначения, как играть

Морденты подразделяются на одиночные или двойные. При этом они могут быть перечёркнутыми или простыми. Обозначается как острая волнистая линия.

Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху. При этом длительность дробится. Послушайте, как звучит данное украшение.

Перечеркнутый одиночный мордент – это опевание основного звука снизу.

Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен заниматься по времени больше, чем указанная длительность. Послушайте как звучит перечеркнутый и простой двойные морденты.

Группетто: обозначения, как играть

Группетто расшифровывается как группа нот, состоящая из поступенного опевания основного звука. Так если знак группетто стоит над нотой «до», то расшифровываться он будет, как «ре», «до», «си», «до». Где ре и си будут являться вводными тонами. Исполняется данная фигура в пределах основной длительности.

Послушайте как звучит группетто:

Трель: обозначение, как играть

По технике исполнения трель является одним из самых виртуозных и сложных приемов. Представляет собой скорое чередование соседних нот, напоминающее соловьиные трели. Обозначается, как сочетание букв «tr» над основной нотой. Послушайте как звучит данное украшение:

Играть трель необходимо следующим образом:

  1. Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в первый раз.
  2. Переносите вес с одного пальца на другой;
  3. Следите за ровностью звучания;
  4. Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
  5. Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой скорости.

Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.

Арпеджио: обозначение, как играть

Данный прием характерен прежде всего для исполнения аккордов, реже для интервалов. Наиболее часто используется для таких инструментов как фортепиано, арфа, гитара или струнной группы инструментов. Обозначается фигурной вертикальной линией вдоль всего аккорда. Звуки при этом играются снизу вверх в быстром последовательном движении. Послушайте как звучит аккорд, исполненный приемом арпеджио.

Как научиться играть арпеджио:

  1. Подберите удобную аппликатуру;
  2. Медленно играйте последовательность звука аккорда;
  3. Соблюдайте ровность ритма;
  4. Постепенно скорость можно увеличивать;
  5. Следите, чтобы плечи не поднимались, так как это свидетельствует о зажимах.
  6. Движения должны быть быстрыми и ловкими.

Важно, чтобы во время исполнения не зажималась рука. Кисть должна быть свободной, необходимо стремится к верхнему звуку аккорда.

История орнаментики

Когда зародилась музыка, тогда и появилось желание сделать мотив разнообразнее при помощи интересных оборотов. Постепенно, когда утвердилась нотная грамота, когда музыкальное искусство канонизировалось, тогда и начался отсчет в истории орнаментики. Дело в том, что многие из оборотов стали не только частью импровизации, но и определенными символами, которые часто выписывались композиторами.

Использование мелизмов как в инструментальной, так и вокальной музыке приобрело особую популярность в эпоху барокко. Музыка в период с XVI-XVIII века была наполнена изящными украшениями. Во многих произведениях Баха можно встретить морденты и трели.

В те времена преобладал жанр «концерта». К особенностям жанра следует отнести момент состязания, в сольной каденции исполнитель должен был продемонстрировать не только виртуозность и блестящее владение инструментом, но и индивидуальный музыкальный стиль. Уместное применение мелизмов помогало добавить музыке живости, характера, а также показывало способность музыканта к искусной импровизации.

В вокальной музыке, особенно в итальянской опере орнаментике придавалось сильное значение. Певцы обязательно должны были владеть приемами, помогающими с легкостью петь фиоритуры.

Бесчисленное количество орнаментальных и изысканных произведений можно встретить в эпоху Рококо. Обилие мелизмов преобладает в творчестве французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.

В музыке романтизма мелизматика также нашла активное применение. В фортепианных миниатюрах Ференца Листа , Фредерика Шопена мелизмы помогали расцветить мелодию, сделать ее более проникновенной и трогательной.

В современной музыке также можно услышать мелизмы. Так в джазе и блюзе, музыканты часто используют форшлаги и трели. Эти украшения особенно характерны для импровизаций.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Маленькая зачеркнутая нота что означает

Форшлаг — вид «>мелизма , представляющий собой один или несколько коротких звуков, стоящих перед основным (украшаемым) звуком. Форшлаг бывает короткий и длинный. Рассмотрим оба вида отдельно.

Короткий форшлаг

Может состоять из одного или нескольких звуков, исполняемых перед основным звуком. Длительность форшлага включается в длительность звука, находящимся перед основным (украшаемым) звуком. Реже — в длительность украшаемого звука. На этом вопросе остановимся чуть ниже.

Обозначение короткого форшлага

Если короткий форшлаг состоит из одной ноты, то его обозначение — маленькая восьмая нота с перечёркнутым штилём: . Если короткий форшлаг состоит из нескольких нот, то его обозначают несколькими маленькими шестнадцатыми нотами, штили не перечёркивают.

Короткий форшлаг

Рисунок 1. Пример короткого форшлага

Остановимся на вопросе исполнения короткого форшлага. В литературе по данному вопросу можно найти три варианта исполнения:

  1. за счёт длительности предыдущего звука
  2. за счёт длительности украшаемого звука
  3. за счёт длительности любого из звуков

Разница в исполнении описана в первых двух пунктах: либо за счёт предыдущего звука, либо за счёт украшаемого звука. Мы не берёмся утверждать точно, как всё-таки правильно исполняется форшлаг. Со своей стороны мы предлагаем вам самим услышать разницу в исполнении.

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности предыдущего звука

Рисунок 2. Исполнение короткого форшлага, вариант 1

Обратите внимание, что нота короткого форшлага (блок «Исполнено») вынесена в предыдущий такт. В этом примере короткий форшлаг исполнен за счёт длительности предыдущего звука (хоть его и нет).

Исполнение короткого форшлага за счёт длительности основного звука

Рисунок 3. Исполнение короткого форшлага, вариант 2

Долгий форшлаг

Ещё называют «длинный форшлаг». Образуется с помощью одного звука и исполняется всегда за счёт основного звука. Обозначается маленькой нотой, но штиль не перечёркивается. Длительность маленькой ноты указывается равной половине длительности основного звука. Исполняется длинный форшлаг в полном соответствии написанным длительностям. Если основная нота указана с точкой, то длительность длинного форшлага составляет 2 /3 длительности основного звука, а основной звук исполняется длительностью 1 /3 от своей длительности.

Источник

Знаки сокращенного нотного письма. Мелизмы

Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:

1. Знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной музыки применяют для избегания большого количества добавочных линий, усложняющих читку нот. Перенос на октаву вверх или вниз прекращается там, где заканчивается пунктирная линия.

2. Знак повторения – реприза — применяется при повторении какой-либо части произведения или всего, обычно небольшого произведения, например, народной песни.

3. Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная горизонтальная скобка, которая называется «вольта». Следом за ними пишутся такты, исполняющиеся при повторении, над которыми также ставится квадратная скобка. Под скобками ставят обозначения 1 и 2, что значит: первая вольта и вторая вольта, для первого раза исполнения и для второго. Вольт может быть и больше, это зависит от того, сколько вариантов окончания задумал композитор.

4. Если в произведениях, написанных в трехчастной форме, третья часть является буквальным повторением первой части, то в конце второй части пишут «Da capo al fine» что по-итальянски значит «с начала до слова конец», а в конце первой части пишут слово «Fine» (конец).

5. Если первая часть повторяется не с самого начала, то над тем тактом, с которого должно начаться повторение ставят знак Segno, а в конце второй части пишут «Dal Segno al fine», что значит от знака сеньо до конца. При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: «Da capo al segno poi koda» что значит «с начала до знака, потом кода (заключение).

6. При повторении в нотном письме какого-либо такта один или несколько раз подряд используют знак:

7. При повторении в музыкальном тексте какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько раз, ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрами длительностей:

Звук или аккорд, который повторяется, обозначают следующим образом:

7. Тремоло (tremolo) – это быстрое, равномерное, многократное чередование двух звуков, или созвучий пишется так:

При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура.

8. Для удвоения звука в октаву пишут над или под нотой цифру 8 – это значит, что данный звук следует удвоить в октаву. Например:

Если предполагаются сплошные удвоения в октаву, то пишется: all’ 8va – удвоение вверх, аll’8va bassa – удвоение вниз.

Мелизмы

Мелизмы– это украшение основных звуков мелодии. В нотной записи закрепились условные знаки, позволяющие условно их обозначать.

1. Форшлаг долгий (неперечеркнутый) – один или несколько звуков перед основной нотой, и исполняется за счет длительности основной ноты и забирает половину ее звучания:

2. Форшлаг короткий (перечеркнутый) – исполняется в зависимости от стиля произведения: в классической музыке (Бах, Моцарт, Бетховен) исполняется за счет основной длительности ноты, но берется лишь незначительная ее часть. В музыке поздних времен – за счет длительности предыдущей ноты (затакт).

3. Группетто — группа нот вокруг основной ноты, обозначается:

4. Мордент – состоит из средних звуков – основной – соседний — основной. В неперечеркнутом морденте исполняется соседний звук сверху, в перечеркнутом морденте – соседний звук снизу:

5. Трель – это быстрое чередование основного и соседнего звуков:

Все в нашем мире состоит из простых элементов, насколько бы сложным не казалось то, что мы видим, слышим или трогаем. Точно так же дело обстоит и с музыкой. И хоть человек, не обладающий музыкальными знаниями, думает, что понять музыку и уж тем более написать ее — это задание невозможное, все не так сложно, как ему кажется.

Для тех, кто хочет изучить музыку, но приходит в замешательство, увидев обилие уроков, мы начинаем цикл статей по теории музыки. И сегодня мы расскажем вам о самом простом: звуке и нотах.

Думаем, что вы знаете, что из себя представляет звук. Когда какое-либо упругое тело вибрирует (струна, к примеру), оно создает колебания давления в воздухе, который его окружает. И эти колебания распространяются дальше в пространстве, так как воздух обладает упругими свойствами. И, как вы уже поняли, колебания эти не что иное, как звуковые волны, которые исходят от источника звука и распространяются во всех направлениях. Чтобы вам было проще понять, представьте сферу, которая быстро расширяется. Это и будет своеобразное графическое изображение звуковой волны.

Ноталар Тыныгуу Аталышы Итальянча аталышы Созулушу
Массима (8 бүтүн нотага барабар) Massima
Лонга (4 бүтүн нотага барабар) Lunga
Бревис (2 бүтүн нотага барабар) Breve
Семибревис (бүтүн) Semibreve
Жарым Minima
Чейрек Semiminima
сегиздик Croma
Он алтылык Semicroma
Отуз экилик Biscroma
Алтымыш төрттүк Semibiscroma
Жуз жыйырма сегиздик Fusa
Эки жүз элүү алтылык Semifusa

Приблизительно так звук распространяется от колокольчика

Звуки делятся на музыкальные и шумовые. У шумовых звуков нет точно выраженной высоты и к ним относятся: стук, шорох, скрип, шуршание, треск и так далее.

В музыке шумовые звуки применяются как украшения. К шумовым инструментом можно отнести практически все ударные: барабаны, тарелки и т.п. Понять, является ли тот или иной инструмент к шумовым, достаточно просто — подумайте, можно ли сыграть на нем мелодию. Если нет, то этот инструмент относиться к шумовым.

Музыкальный звук имеет определенную высоту, и ее можно абсолютно точно измерить. Любой музыкальный звук можно повторить с помощью голоса или музыкального инструмента. Физический характер музыкального звука определяют три свойства:

o Высота — это частота колебаний вибрирующего тела. Тем выше будет звук, чем чаще будут колебания и, соответственно, наоборот.

o Громкость — это амплитуда колебаний. И тем громче звук, чем шире эта амплитуда.

o Тембр — это качество звука, ощущения, которые ассоциируются с ним: мягкий, звонкий, плавный, резкий, плотный и так далее. У каждого голоса и инструмента есть свой собственный тембр. Он зависит от частичных тонов (или обертонов), которые есть в каждом источнике звука, количество и громкость которых варьируется, и именно из-за этого появляется тембровая окраска.

Музыкальная система представляет собою ряд звуков, которые находятся в определенных высотных взаимоотношениях между собой. Расположение этих звуков по высоте — это звукоряд, ну а каждый звук — его ступень. Полный звукоряд состоит из почти ста звуков. Их частоты находятся в пределах от 15-20 и до 5000-6000 колебаний в секунду. Именно эти частоты способно различить наше ухо (очень полезное знание при выборе наушников). Конечно, эти границы зависят от индивидуальных свойств слуха человека, но сильно значения частот не поменяются.

Ритм, метр и темп

В музыке звуки организованы во времени, эта организация определяется двумя понятиями: ритм и метр. Многие путают понятия «ритм» и «метр».

Ритм — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Можно сказать, что метр — это координатная временная сетка, на которую накладывается ритмический рисунок произведения. Его можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты). Как правило, большинство музыкальных произведений имеют постоянный метр.

Метр — понятие абстрактное, и в музыкальном произведении метр может быть никак не выражен звуками (нотами) — он существует лишь в воображении музыканта и слушателей. Ритм же, в отличие от метра, не абстрактен, и выражается реально звучащими звуками (нотами).

Однако, даже зная метр и ритмический рисунок, ничего нельзя сказать об абсолютной длительности каждой нот и долей (например, в секундах). Ведь один и тот же ритмический рисунок может быть исполнен в разном темпе. Только зная темп, можно говорить об абсолютной длительности нот и долей.

Доля, акцент и синкопа[править | править вики-текст]

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Доля — это один удар «невидимого» метронома. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной по сравнению со слабыми долями громкостью.

Акцент — выделение громкостью (или другим образом) определённой доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли.

Сильная доля такта — это доля, на которую делается самый большой акцент в такте, она может быть расположена не только в начале такта. Например, в польском танце «мазурка» акцент на вторую долю сохраняется с начала до конца произведения. То же можно сказать о четырёхдольных стилях фламенко (тангос, тиентос ru es, тангильос и другие), акцент в которых всегда делается на вторую и четвертую доли такта, остальные доли более слабые.

Сильная доля и акцент — не одно и то же. Акцент — явление временное, он может возникать на любую долю, в зависимости от желания композитора или характера конкретного произведения, а сильная доля имеет постоянный характер, но может располагаться в разных местах такта, в зависимости от ритмической структуры стиля. Первая доля не может считаться сильной по умолчанию, так как для этого нет оснований, ритмический отрезок музыки может стабильно начинаться со слабой доли.

Синкопа — смещение сильной доли на слабую.

Длительности[править | править вики-текст]

Основная статья: Длительность нот

Длительности нот и пауз измеряются не в абсолютных значениях, а по отношению к длительности других нот и пауз произведения. За условную единицу времени может приниматься любая длительность. Далее за условную единицу времени принята четвертная нота и обозначена как R.

Нота Длительность Пауза
Лонга Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке. Продолжительность: R × 16
Бревис Или «двойная». Длительность: R × 8
Целая Или семибревис. Длительность: R × 4
Половинная Или «вторая». Длительность: R × 2
Четвертная Или «четвёртая». Длительность: R
Восьмая Длительность: R / 2
Шестнадцатая Длительность: R / 4
Тридцатьвторая Длительность: R / 8
Шестьдесятчетвёртая Длительность: R / 16
Стодвадцатьвосьмая Длительность: R / 32
Сгруппированные ноты Вязка (или ребро) соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот.
Точка Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, две — на 3/4 значения, три — на 7/8 и т. д.
Оркестровая пауза, та́цет (многотактовая пауза) Обозначает длинную многотактовую паузу. Число сверху обозначает число тактов, которые исполнитель должен пропустить.
Трио́ль Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот.

Длительности короче, чем 128-е, тоже могут встречаться. Например, 256-е ноты встречаются в работах Вивальди и Бетховена.

· Название длительности ноты или паузы короче четвертной можно легко получить по формуле: -я нота (пауза), где a — число флажков в символе ноты (паузы).

· Число долей, входящих в ноту или паузу, можно подсчитать по формуле: , где a — число флажков в символе ноты (паузы), а b — нижнее число в обозначении метра.

Остановки[править | править вики-текст]

Люфтпауза (люфт-пауза) Небольшая пауза для вдоха в духовых инструментах и снятия руки на фортепиано. Обычно не влияет на темп произведения.
Цезура Короткий период тишины неопределённой длительности. В оркестре длительность задается дирижёром.

Альтерация[править | править вики-текст]

Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

Бека́р (знак отказа) Отменяет действие любого другого символа альтерации.
Дубль-бемоль (дважды бемоль) Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.
Полтора бемоля или полуторабемоль Понижает высоту ноты на три четверти тона (применяется в микротоновой музыке (см. Г.Когут. Микротоновая музыка. К., Наукова думка, 2005)). Обозначение состоит из знака бемоль и пол-бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четвертьтоновый бемоль).
Бемо́ль Понижает высоту ноты на один полутон.
Четвертьтоновый бемоль или полубемоль Понижает высоту ноты на четверть тона. (применяется в микротоновой музыке). Обозначение может быть и другим: не зеркальное отображение знака бемоль, а обычное, только с закрашенной нижней частью по контуру.
Четвертьтоновый диез или полудиез Повышает высоту ноты на четверть тона. (применяется в микротоновой музыке).
Дие́з Повышает высоту ноты на один полутон.
Полтора диеза или полуторадиез Повышает высоту ноты на три четверти тона (применяется в микротоновой музыке).
Дубль-диез (двойной диез) Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.

Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.

Бемольные тональности В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Диезные тональности В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Метр[править | править вики-текст]

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

Произвольный размер Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте).
Четыре четверти Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4.
Alla breve (Алла бреве) Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2.
Темп метронома Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот).

Объединение нот[править | править вики-текст]

Ли́га связующая Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.
Ли́га фразировочная Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.
Лега́то Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.
Глисса́ндо Плавный переход от одной ноты к другой.
Лигату́ра Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.
Акко́рд, или созвучие Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интерва́лом.
Арпе́джио (Арпеджиа́то) Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.

Динамика[править | править вики-текст]

Основная статья: Динамика (музыка)

Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.

Piano pianissimo [Пиано пиани́ссимо] или Pianississimo [Пианисси́ссимо] Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).
Pianissimo [Пиани́ссимо] Очень тихо.
Piano [Пиа́но] Тихо.
Mezzo-piano [Меццо-пиа́но] Умеренно тихо.
Mezzo-forte [Меццо-фо́рте] Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.
Forte [Фо́рте] Громко.
Fortissimo [Форти́ссимо] Очень громко.
Forte fortissimo [Форте форти́ссимо] или Fortississimo [Фортисси́ссимо] Обозначение максимально возможной громкости звука.
Sforzando [Сфорца́ндо] Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрягая силы»). [2]
Crescendo или cresc. [Креще́ндо] Постепенное увеличение силы звука.
Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декреще́ндо]) Постепенное уменьшение силы звука.
Rinf., rf., rfz. Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука.

Изредка встречаются обозначения типа pppp или ffff и т. д., указывающие на крайнюю степень громкости (интенсивности) звука.

Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости звука в фонах и сонах.

Обозначение Наименование Уровень громкости,фон Громкость, сон
fff Форте-фортиссимо — самое громкое
ff Фортиссимо — очень громкое
f Форте — громкое 17,1
p Пиано — тихое 2,2
pp Пианиссимо — очень тихое 0,98
ppp Пиано-пианиссимо — самое тихое 0,36

Артикуляция[править | править вики-текст]

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.

Стакка́то Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
Стаккати́ссимо Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. Длительность ноты на это обозначение не влияет, она указывает лишь на промежуток времени, спустя который наступает звучание следующего звука.
Акце́нт Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим.
Пиццика́то левой рукой или Зажатая нота Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе.
Щёлкающее пиццика́то Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком.
Натуральный флажоле́т или Открытая нота На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет. Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков.
Тену́то Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.
Ферма́та Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.
Смычок вверх Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра сверху вниз.
Смычок вниз Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх.

Мелизмы

Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.

ВибратоБыстрое и периодическое небольшое изменение высоты звучания.
Трель Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты.
Мордент Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором — нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине.
Группетто Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний.
Форшлаг (долгий форшлаг) Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты.
Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг) Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты.

Перенос на октаву

Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.

Выше на октаву Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано.
Ниже на октаву Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву ниже, чем записано.
Выше на две октавы Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы выше, чем записано.
Ниже на две октавы Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы ниже, чем записано.

Чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз — под ними:

Повторения и окончания[править | править вики-текст]

Основная статья: Аббревиатура (музыка)

Тре́моло (знак повторения ноты или группы нот) Обычно очень быстрое повторное извлечение ноты, интервала или аккорда. Символ может стоять между двумя нотами (интервалами, аккордами), обозначая быстрое поочерёдное повторение нот (групп нот) отличных по высоте. Частота повторения зависит от числа рёбер между обозначаемыми нотами. Количество нот определяют исходя из того, что их суммарная длительность равна длительности самой ноты с тремоло.
Повтор Обозначает повтор долей, целого такта или двух тактов. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него.
Реприза (знаки повторения части произведения) Обозначают повторяющуюся часть произведения. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно.
Вольта (используется совместно с репризой) Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку. При повторном исполнении нот в репризе, ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.
Da capo (с начала) Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
Dal segno (со знака сеньо) Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
Segno (сеньо) Отметка, используемая совместно с аббревиатурой Dal segno.
Coda (кода) Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda.

Прочие

Эти обозначения применяются для записи произведений для фортепиано:

Источник

Читайте также:  Бренды струн для классической гитары
Оцените статью