Музыка в радость. Сказка о семи нотах
Таня Яценко
Музыка в радость. Сказка о семи нотах
Очень хочется, чтобы музыкальные занятия для детей были не мучением, а удовольствием. Что детям нравится больше всего (сидеть с маминым мобильным телефоном в руках — об этом мы умолчим? Им больше всего нравятся сказки. Еще дети любят рисовать и раскрашивать. Если мы объединим музыку, сказку, рисование, да еще и сами объединимся с детьми, получим удовольствие от музыкального процесса.
Итак, начнем со сказки.
Сказка о семи нотах
Однажды к Фее Гармонии на чай заглянула Фея Радуги. Феи долго болтали и ели шоколадные конфеты.Разговорились они и о своих подданных: нотах и цветах радуги. Фея Гармония сказала:
-Послушай, уважаемая Радуга, тебе не кажется, что 7 нот и 7 цветов радуги – это удивительное совпадение!
-Да, дорогая! Может быть, мы сможем с тобой сделать музыку не черно-белой, как клавиши фортепиано, а разноцветной? – ответила Фея Радуга.
-Клавиши фортепиано, роялей и пианино мы перекрашивать не будем, чтобы у ребят не рябило в глазах от пестроты, а ноты мы с тобой покрасить сможем. Отныне пусть нота «до» будет красной, «ре» — оранжевой, «ми» — желтой, «фа» — зеленой, «соль» — голубой, «ля» — синей, «си» — сиреневой. – решила Фея Гармония.
-Знаешь, мы с тобой можем придумать разноцветный стишок, чтобы ребятам проще было запомнить и цвета и ноты, — предложила Фея Радуга.
-Давай попробуем! – согласилась Гармония.
И Феи придумали такой стих:
ДО – кирпичный строим Дом.
РЕ – пРЕкрасным будет он.
МИ – МИмозу ставьте сразу в
ФА – ФАянсовую вазу.
СОЛЬ – в СОЛонке на столе.
ЛЯ – Лягушкой прыг ко мне.
Куст СИрени под окном –
Вот такой чудесный ДОм!
Задание: нарисуйте вместе с ребенком дом из кирпича, в открытом окне на столе ваза с мимозой, солонка, у дома лягушка и куст сирени.
-Скажи, пожалуйста, дорогая, — спросила Фея Гармония, а ты уверена, что бывают синие лягушки?
-Во, первых, в сказках бывает все! А во вторых, да, в природе встречаются и такие красавицы, а точнее, красавцы. У самцов остромордой лягушки, когда идут на свидание к своим подругам, синеет спинка. Так что мы с тобой никого не вводим в заблуждение!
Подсказки:
Звук – это то, что мы слышим.
Нота – это значок, с помощью которого мы можем передать звук на письме.
Нотный стан или нотоносец – это пять линеек, на которых мы можем записать ноты.
P.S. Секретная информация (Только для взрослых)
Музыка и изобразительное искусство всегда шили «рука об руку». В 1874 году в Петербурге была проведена посмертная выставка художника, архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана. На Модеста Мусоргского эта выставка произвела такое впечатление, что за три недели композитор написал сюиту для фортепиано «Картинки с выставки». Так рисунки Гартмана нашли свое воплощение в музыке.
Дидактическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию «Сказка «На чём держится музыка» Введение Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и огромным многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается.
Кризис шести-семи лет Консультация для родителей подготовительной группы «Кризис шести-семи лет» Консультация для родителей подготовительной группы Кризис шести-семи.
Многофункциональное дидактическое пособие «Школа семи гномов» Многофункциональное дидактическое пособие «Школа семи гномов» Цель: развитие интеллектуальной, эмоциональной, познавательной сферы ребенка,.
Песня «Кап-кап-кап» с нотами. Загадки о нотах. Стихи «Туман» «Кап — кап — кап! Дождь с утра стучал в окошки, Делал лужи на дорожке, Шёл совсем не отдыхая, Ведь земля была сухая. «Кап — кап — кап!».
Проект «Лук — от семи недуг» Участники проекта: дети, воспитатели, родители Продолжительность проекта: 2 недели Цель: расширение представлений о луке, об условиях необходимых.
Проект «Лук от семи недуг — огород на подоконнике» ВИД ПРОЕКТА: информационно — исследовательский ТИП ПРОЕКТА: игровой. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: кратковременный 10 февраля – 25 марта 2016 г. УЧАСТНИКИ.
Проект «Музыка и Сказка» Название проекта: «Музыка в сказке» Тип проекта: творческий. Девиз проекта: «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней.
Психотерапевтическая сказка «Мишенькина радость» Когда в семье появляется второй ребенок, первый воспринимает, казалось бы, счастливое событие, очень тяжело. Все внимание, которое ему уделяли.
Родительское собрание «Кризис семи лет» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Танграм — головоломка, состоящая из семи фигур Танграм (кит., пиньинь q qio bn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка,.
Источник
СКАЗКА О НОТКАХ (озвучено: В. Кочетков, Л. Полякова и Аня)
Дома, в городской квартире, находятся бабушка и её внучка Таня. Бабушка на кухне готовит обед, слушая, как Таня в комнате рядом разучивает на пианино гаммы, тихонько напевая.
Половинки, четвертушки, —
Навострили ноты ушки,
Будто мыши от огня,
Разбежались от меня. *)
Пальцы Тани порой попадают не на те клавиши, Таня недовольно вздыхает и начинает гамму сначала.
Утонула нота до —
Вишней плюхнулась в бидон.
Притаилась нота ре
На садовом фонаре. *)
(мелодия: https://yadi.sk/d/n1Ydu20LbemWt )
Вдруг наступает тишина. Через пару минут бабушка обеспокоенно заглядывает в комнату к Тане – та, опустив голову, сидит за пианино.
— Что, Таня, трудно учиться играть?
— Да нет… Просто нотки сами убегают! – отвечает Таня, мельком взглянув на бабушку и снова начиная стучать по клавишам.
— Да, нотки, пока они маленькие, порой убегают…
— Куда? – спрашивает Таня, переставая играть и заинтересовано глядя на бабушку. Бабушка понимающе улыбается – Таня устала и хочет отдохнуть.
— Об этом сказка есть – хочешь, расскажу!
— Хочу – расскажи!
— Хорошо. Садись поудобнее на диван и слушай.
— Жила-была Октава. Мама Октава! У неё было семь ноток дочерей и пять ноток сыновей. Дочерей звали: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. А сыновей звали так: До-диез, Ре-диез, Фа-диез, Соль-диез и Ля-диез. Имена сыновей походили на имена дочерей потому, что они родились близнецами. И, конечно, у них был папа, а звали его Скрипичный Ключ. Вся их семья жила в большом доме, который они назвали Нотный Стан. Нотки любили бегать по своему дому и распевать весёлые детские песенки. А эту песенку они сочинили сами про себя.
Бабушка садится за пианино и играет на нём, напевая:
Нотки, нотки ты и я —
Мамы дочки, сыновья!
Мы минутку погрустим
И опять поём, летим!
В нашем доме славно жить —
В нём подвал, и этажи,
И чердак, и крыша есть!
И он музыкальный весь!
Фа! Ре! Фа, Ля, Соль!
Приятная роль
Петь песенки нам
На радость друзьям!
(мелодия: https://yadi.sk/d/vbo0vqeSbeaie https://yadi.sk/d/vbo0vqeSbeaie )
Бабушка продолжает рассказывать:
— Порой нотки поднимались на чердак, и даже на крышу! И радостно тоненько пиликали оттуда, глядя на окрестности. А иногда они спускались в сумрачный подвал дома и там глухо охали и ахали – страшновато им было! Но — и интересно тоже! И вот однажды нотки забрались в подвал так глубоко, что оказались… Да-да, они попали в подземное царство Басо’вого Ключа! Их голоса от страха стали совсем низкими! И они увидели, что перестали быть самими собой — они как бы превратились друг в друга! Ля превратилась в До, Си превратилось в Ре, а До превратилась в Ми, и так — все. Просто ужас. И нотки запели такую грустную песенку:
Ужас, ужас – вот так так!
Угодили мы впросак!
Провалились словно в яму –
Не увидим больше мамы.
Правит тут Басовый Ключ,
Он по-своему певуч,
Но глядим – нас не узнать…
И нам хочется бежать!
(мелодия: https://yadi.sk/d/7D0K-DT9beakm )
Бабушка рассказывает дальше:
— А мама ведь говорила ноткам: «Не лазайте глубоко в подвал, так и до беды недалеко! Попадете к Басовому Ключу – как потом вас доставать наверх?». Да, мама не знала, как доставать, а папа — знал! Он быстренько созвал на помощь своих друзей-ключей и они выстроились в цепочку, опускаясь в подвал.
В самый низ встал Баритоновый Ключ – он подхватил нотки: https://yadi.sk/d/sKo_17Hqbeadv
И передал их Теноро’вому Ключу: https://yadi.sk/d/NwoxB8YNbeaaB
А тот их передал Альто’вому Ключу: https://yadi.sk/d/8c8PsRcTbeaR2
Потом нотки подхватил Меццо-сопра’новый Ключ: https://yadi.sk/d/BQCVm2HQbeaPt
Потом – Сопра’новый: https://yadi.sk/d/H3BR3G4KbeaNv
И, наконец, они оказались у своего папы, Скрипичного Ключа: https://yadi.sk/d/v8ZYUNBTbeaMi
Мама, вытирая слёзы, обняла своих детей… И они пообещали ей, что больше не будут лазать глубоко в подвал! А папа, вздохнув, строго им сказал: «Туда могут ходить только взрослые ноты, а вам ещё рано!»
Бабушка замолчала, и Таня спросила:
— А что дальше?
— Дальше они стали жить-поживать – дружно и весело! Нотки снова стали бегать по дому, распевая песенки. И эту песенку пели – ту, что они сочинили сами про себя:
Наша мамочка, Октава,
Нашей всей семьи оправа!
Папа наш – Скрипичный Ключ,
Он особенно певуч!
Семь девчонок, пять ребят,
Платья белые блестят
На девчонках, а мальчишки
В чёрных лаковых штанишках!
Фа! Ре! Фа, Ля, Соль!
Приятная роль
Петь песенки нам
На радость друзьям!
(мелодия: https://yadi.sk/d/ZRF3msf3beahL )
*) Начало стихотворения автора СИрена «Навострили ноты ушки»,
Источник
Сказка про ноты
Из сборника НотаРитмиЯ
Чтобы пьесы исполнять,
Ноты нужно твёрдо знать.
Вот пятиэтажный дом,
Жили-были ноты в нём.
Разрешите их представить,
По порядочку расставить.
Нота «До» живёт в подвале
Очень-очень низком,
Вы бывали в нём? Едва ли.
Там гуляют киски.
Нота «До», как на скамейке
На добавочной линейке.
«До» одной не интересно,
Не с кем спеть и поиграть,
И тогда решила «До»
Ноту «Ре» к себе позвать.
«До» пониже – на скамейке,
«Ре» — под первою линейкой.
Так в подвальчике своём
И живут они вдвоём.
Их соседка нота «Ми»
Радушная хозяйка,
Всегда приветлива с людьми,
Ты спой нам и сыграй-ка,
И на этаж твой первый
Заглянем мы наверно.
У «Фа» квартирка странная,
Как будто иностранная,
Она – междуэтажная,
И «Фа» — персона важная.
В другой стране, особой
Живёт ключ «Фа» — басовый.
Нота «Соль» — второй этаж,
Самый главный персонаж,
Открывает дом ключом,
В честь неё был назван он.
Нота «Соль» и ключик «Соль»,
Ты запомнить их изволь.
А над «Соль» её подружка –
Хохотушка, веселушка,
Распевает «тра-ля-ля»,
А зовётся просто «Ля».
И так, над «Соль», мои друзья,
Живёт певунья – нота «Ля».
«Си» тоже хорошо поёт,
Но домоседкою слывёт.
Её нельзя нам не заметить,
Этаж её по счёту – третий.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
«Что же дальше?» — ты спроси,
А я тебе отвечу,
И между тем замечу:
Заполнен нотами весь дом,
Их встретишь где угодно,
Пять этажей, подвал, чердак –
Всё для жилья пригодно.
Источник
Прозрачная сказка
Сказка про ноты.
В одной сказочной стране жили удивительные жители. Целый день они веселились, летая по воздушным улочкам. Свободно и легко, день за днем, проходила их жизнь. На невесомых лучиках прозрачной солнечной паутинки играли они песни радости и счастья, и каждому гостю с улыбкой дарили драгоценные камешки-нотки. Переливы самоцветов звучали единственной неповторимой красотой:
«ДО» пела первая нотка и темно-синий цвет сапфира оживал, окрашивая речку, пробегая гладью волн.
«РЕ» танцевала и пела балеринкой-бабочкой, перелетая с цветка на цветок и оставляя каждому соцветию в подарок золотистую янтарную пыльцу и улыбку слезинки древней смолы — янтаря.
«МИ» звучала следующая нотка и лучики мелодии игривым ветерком шуршали в листве деревьев, одаривая их своей изумрудной яркостью.
«Фа» вместе с птицами порхала с ветки на ветку, рассыпая кругом алмазные слезинки-росинки, излучающие магию притяжения.
«Соль» пробегала фиолетовой тенью по пикам скалистых гор и скатывалась на аметистовых саночках по снежной поверхности.
«ЛЯ» звенело колокольчиком-эхом, рисуя мотив рассвета.
Высоко в поднебесье оживала нотка «Си» плывя в молочно-белых облаках-опалах.
Милые, добрые жители этой волшебной страны с радостью встретят тебя, Мой Друг, и одарят своим теплом и радушием!
Источник
—> Каданс —>
Первый солнечный луч заглянул в окошко и прыгнул на пушистые ресницы спящего мальчика. Другие солнечные лучи влетели в комнату вслед за первым и рассыпались повсюду. Мальчик открыл глаза и сказал: «Ой! Ой, это что?!»
В комнате кружились, сверкали и звенели золотые искорки. Мальчик попытался поймать ладошками звенящие искорки. Они тут же растаяли в солнечном луче, но в ладошках у мальчика шевельнулось что-то горячее. Он осторожно открыл ладошки и увидел одну золотую искорку.
— Спой мне золотую песенку, искорка, — попросил мальчик.
— Я могу спеть только один звук, — пропела искорка звонким голоском. — Остальные звуки унесли мои сестрицы искорки. Отпусти меня к ним, мальчик.
— Хорошо, лети, — мальчик подбросил искорку в воздух. Она сверкнула и исчезла в солнечном свете. Дверь открылась, и в комнату вошла мама.
— Мама, здесь звенели и пели золотые искорки, но потом они улетели, — сказал мальчик.
— Это была музыка — песенка солнышка. Она всегда летает вместе с солнечными лучами, — засмеялась мама и поцеловала сына.
Днем мальчик побежал гулять на поляну за домом. По краю поляны тек прозрачный ручей. Мальчик присел на корточки и смотрел, как прозрачные струи журчат и обтекают разноцветные камушки. Некоторые журчащие хрустальные капельки выпрыгивали из бегущей воды и кружились над ручьем.
Мальчик протянул ладошки, чтобы поймать их. Все капельки нырнули в ручей, а в ладошках мальчика осталась только одна маленькая капелька.
— Спой мне журчащую песенку, капелька, — попросил мальчик.
— Я могу спеть только один звук, — пропела капелька журчащим голоском. — Остальные звуки унесли мои сестрицы капельки. Отпусти меня к ним мальчик.
Мальчик наклонил ладошку, капелька скатилась в ручей и исчезла.
Мальчик побежал домой и пожаловался маме:
— Мама, над ручьем прыгали журчащие капельки, но потом они уплыли вместе с ручьем.
— Это была музыка — песенка ручья. Она всегда бежит вместе с ручьем, — объяснила мама.
Пошел дождик, а потом выглянуло солнышко, и над поляной повисла красавица радуга. Её разноцветные дуги гудели и вибрировали. Мальчик побежал к радуге. Он хотел взять маленький кусочек поющей радуги, но радуга быстро погасла. Мальчик чуть не заплакал от огорчения, но тут увидел, что кусочек разноцветной радуги лежит на цветке.
Малшик быстро накрыл этот кусочек ладошкой и попросил: — Спой мне песню радуги, радужный кусочек. -Жжж, — зажжужало под ладошкой. — Я не радужный кусочек, а жук. Радуга подарила мне только капельку сверкающей краски для спинки и один свой жужжащий звук.
— А где остальные звуки радужной песни? — спросил мальчик.
— Добрая радуга подарила се кусочки бабочкам, жукам, цветам, птицам — всем, кто украшает Землю. Отпусти меня, пожалуйста. Мальчик убрал ладошку, и жук улетел.
— Я не смог поймать радужную песенку. Она разделилась на много тысяч кусочков и разлетелась по всей Земле, — сказал расстроенный мальчик маме.
— Не горюй, сынок. Пусть ты не поймал песенку, но тебе дан великий дар — слышать Музыку, — успокоила мама сына.
— Откуда берется Музыка, мама? — спросил мальчик.
— Наверное, она спускается с небес, чтобы подарить людям свои мелодии, — задумчиво произнесла мама.
Я все-таки поймаю эти мелодии, — упрямо сказан мальчик.
У нотки До забот полно.
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.
Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.
Ми обожает мир, покой.
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.
Фа — фантазерка и поэт.
Есть у нес велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.
Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит
Дом нотки Ля из лепестков.
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых.
Сама похожа Ля на них.
А нота Си у нас скромна.
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.
У каждой нотки жизнь своя.
По вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.
Тайна длительности звуков
— Мама, маэстро Скрипичный ключ записал в нотную тетрадь песню соловья, а потом он запишет все другие мелодии тоже, — радостно сказал мальчик маме.
— Сегодня можно записать только мелодию дождя, — улыбнулась мама и показала на серые тучи за окном.
Тут же хлынул ливень. Мальчик слушал, как капли барабанят по крыше и как журчат струйки, стекающие по оконному стеклу. Непоседливые нотки тут же подхватили эту песенку Капельки стучали быстро и часто: кап-кап-кап. У ноток, которые пели вместе с ними, вырастали палочки с двумя хвостиками, а у ноток, которые пели журчащую песенку струек, палочки были с одним хвостиком.
— Маэстро Скрипичный Ключ, почему у разных ноток разные хвостики? Почему одни нотки беленькие, а другие черненькие? — спросил мальчик.
— Это великий закон длительности звуков! — важно от-встил маэстро. — 11отки должны сами открыть этот закон.
— Как, как, как нам открыть закон длительности звуков? — запищали нотки.
— Это очень трудно, — предупредил Скрипичный ключ. — Нужно отправиться в опасное путешествие: вместе с капельками дождя и струйками воды спуститься в ручей и по нему доплыть до речки, а потом попасть в морс.
— Как страшно, река глубокая, а морс еще глубже. Если наши хвостики намокнут, мы утонем. Мы не умеем плавать под водой, как рыбки, — заплакали нотки.
— Не плачьте, нотки, хотите, я подарю вам свой кораблик? — предложил мальчик.
— Ура! Ура! Ура! — засмеялись нотки. — Мы поплывем на корабле, как настоящие матросы!
— Вот непоседы, то смеются, то плачут, — укоризненно сказал Скрипичный ключ.
Мальчик усадил нотки на кораблик, вышел под дождь и пустил кораблик с нотками в плаванье.
— Возвращайтесь скорее, — крикнул мальчик и помахал вслед ноткам рукой.
Целый день мальчик беспокоился:
— Бедные нотки, как они там? Я промок до нитки, пока их провожал, а они целый день под дождем среди волн.
К счастью, вечером нотки вернулись. Они прыгнули в нотную тетрадь и сказали:
— Как хорошо дома, в тепле и уюте. Быть матросами нелегко. В ручейке кораблик только слегка качался. Па реке волны качали кораблик гораздо сильнее, чем в ручье. По в морс огромные волны гудели и бросали кораблик, то вверх на гребень волны, то вниз в морскую глубину. Мы испугались, взлетели в небо и вернулись домой на тучке.
— Надеюсь, вы открыли закон длительности звуков? — спросил маэстро Скрипичный ключ.
— Конечно, открыли. Слушайте, — гордо сказали нотки и застучали быстро и часто, как дождик. Потом нотки зажурчали, как струйки, в которые собирались капельки. Затем песенка струек превратилась в журчащие всплески ручья, они были громче и длиннее. Плеск воды в реке был еще длиннее. Под конец нотки запели длинно и громко, как настоящие морские волны.
— Я слушал вас и словно сам плыл вместе с вами! Как красиво! — воскликнул мальчик.
— Во время путешествия мы поняли, что звуки бывают разные по длительности. Это очень красиво, когда они чередуются и меняют свою длительность, — объяснили нотки.
— Да, правильно, — согласился Скрипичный ключ. — Музыканты называют это ритмическим рисунком. Они записывают целые нотки белым кружком, половинные— белым кружком с палочкой, четвертинки — черным кружком с палочкой; в одной восьмой к черному кружку и палочке добавляется хвостик, а у одной шестнадцатой вырастают сразу два хвостика.
Тут маэстро замолчал, потому что усталые нотки крепко спали. Мальчик тоже пошел спать, а маэстро Скрипичный ключ записал песенку воды в нотную тетрадь.
Мажор и минор
Жил да был один синьор.
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.
Рядом жил другой синьор.
Назывался он Минор,
Часто плакал он, грустил.
Не смеялся, не шутил.
Два соседа дружно жили.
Оба музыке служили,
Только каждый — как умел,
У обоих — куча дел.
Пиано и форте
Мальчик спал почти весь день и на следующий день почувствовал себя лучше. Но доктор сказал, что простуда еще не прошла.
— Мама, можно мне погулять? — попросил мальчик. — Я уже выздоровел.
— Нельзя, сынок, — не разрешила мама. — Завтра пойдешь гулять, если будет солнышко, а сегодня доктор велел тебе лежать. Пусть твои нотки тебя развлекают.
Ноткам тоже хотелось погулять, но они услышали слова мамы и остались дома.
— Давайте снова споем мальчику колыбельную, — предложила нотка Ля. — У нас теперь есть Минор, и мы можем спеть очень грустную колыбельную.
— Мальчик уснет, а пока он спит, мы полетаем, с ветерком поиграем, — добавила нотка Си.
Все нотки согласились и запели очень печальную и громкую колыбельную.
Потки пели так грустно и так громко, что не выдержали и сами заплакали.
— Что случилось? Почему вы кричите и рыдаете? — испугался мальчик.
— Мы не рыдаем, мы тебе мамину колыбельную поем, чтобы ты уснул и выздоровел скорсс-с-с-с, — всхлипывая, объяснили нотки.
— Это не колыбельная, а печальный крик. Под такую песню никогда не уснешь, — сказал мальчик. — Мамина колыбельная — печальная, но светлая песня. Ее нужно петь тихим и нежным голосом.
Потки смущенно замолчали, не зная, что делать.
— А вот и мы, — произнес кто-то невидимый тихим голоском.
— Кажется, нас звали, — заревел громко другой невидимый голос.
И откуда ни возьмись появились два гнома: один — маленький и худенький, а второй — в два раза выше и толще первого.
— Я невидимый гном Пиано, помогаю нотам звучать тихо, — прошептал худенький гномик.
— А я невидимый гном Форте, учу ноты петь громко, — закричат второй гном.
— Здравствуйте, гномы. Почему вы невидимые? Я вас прекрасно вижу, — удивился мальчик.
— Мы становимся невидимками, когда надеваем колпачки, — прошептал гномик Пиано.
— Вы нас звали, и мы сняли колпачки, чтобы вы нас заметили, — заревел Форте.
— По мы вас не звали, — еще больше удивился мальчик.
— Как не звали?! Я сам слышат, как нотки пели громко, а кто-то просил их петь тише. Значит, мы вам нужны, потому что Пиано — значит тихо, а Форте — значит громко, — громогласно заявил гном Форте.
— Мы будем невидимо летать вместе с музыкой и подсказывать ноткам, как нужно петь, — тихо произнес гномик Пиано.
— Теперь мы правильно споем колыбельную, — обрадовались нотки, но потом они встревожились:
— А вдруг гномы Пиано и Форте устанут или уснут, и мы опять споем неправильно?
— Пс волнуйтесь, непоседы, — усмехнулся маэстро Скрипичный ключ. — Я буду писать на нотном станс Пиано или Форте, чтобы вы всегда знали, как нужно петь: тихо или громко.
Скрипичный ключ тут же записал музыку маминой колыбельной в нотной тетради, а сверху написал Пиано.
Потки ласково и тихо спели эту печальную мелодию, и мальчик уснул.
Как нотки себя украшали
Когда мальчик проснулся на следующий день, ярко светило солнышко.
— Ура, сегодня мне можно погулять, и мы с нотками запишем песенку солнышка, — обрадовался мальчик.
Он быстро собрался на прогулку, но увидел, что грустные нотки не хотят никуда лететь.
— Что случилось? — удивился мальчик. — Вам не нравится солнышко?
Нотки молчали, а маэстро Скрипичный ключ встрсво-жснно объяснил:
— Эти непоседы уже успели утром полетать и поиграть с солнечными лучами, а потом вернулись и с тех пор сидят грустные и молчат.
— Потки, пожалуйста, расскажите, что случилось, — попросил мальчик. — Маэстро Скрипичный ключ вам поможет.
— Пет, не поможет. Я утром играла с солнечным зайчиком. Он прыгал с капельки росы на листок, с листка на цветок, с цветка на траву. Он прыгал и звучал то чуть повыше, то чуть пониже. А я звучу всегда одинаково и не смогла петь его песенку, — пожаловалась нота До.
— Маэстро Скрипичный ключ велел каждой из нас изображать звук только одной высоты, — пропищала нота Си
— Он велел мне всегда сидеть на одном месте в нотном станс. Нельзя повыше подняться или пониже спуститься. Это так скучно, — вздохнула нотка Ре.
— Да, нам скучно и трудно сидеть неподвижно! — зашумели остальные ноты.
— Значит, это я во всем виноват? — хитро улыбаясь, спросил маэстро Скрипичный ключ и достал из кармана множество забавных значков.
— Ой, что это? — заволновались нотки.
— Это три чудесных медальончика: Диез, Бемоль и Бекар. Каждая из вас получит такие медальончики. Когда захотите подняться вверх на полтона, украсьте себя Диезом. Захотите спуститься вниз на полтона, украсьте себя Бемолем; а чтобы вернуться обратно, используйте Бекар, — объяснил добродушно Скрипичный ключ.
Потки разобрали все медальончики и принялись их разглядывать.
— Смотрите, Диез похож на лесенку, значит, по нему можно подняться на полтона вверх, как по лесенке, — объявила нота Ля.
— А Бемоль похож на парашют, значит, на нем можно спуститься на полтона вниз, как на парашюте, — обрадовалась нота Соль.
Потки развеселились и тут же начали украшать себя, пищать, толкаться, свистеть. Поднялся ужасный шум.
— Потки, нельзя использовать Диез, Бемоль и Бекар просто так, — остановил их маэстро. — Они нужны вам, чтобы вы могли красиво и слаженно звучать.
— Да, полетели к солнышку, мы споем искристую песенку солнышка, — весело защебетали нотки и отправились на прогулку вместе с мальчиком.
Мальчик бегал по лугу наперегонки с солнечными зайчиками, а нотки летали и кружились вместе с ними. Они сверкали в солнечных лучах и пели слаженно, радостно и красиво. Солнечные зайчики прыгали с капелек росы на листочки, с листочков на цветочки, с цветочков на травинки: вверх, вниз, вверх, вниз. Он прыгали и звучали то на полтона выше, то на полтона ниже. Потки доставали свои чудесные медальончики Диез, Бемоль и Бекар и пели вместе с солнечными зайчиками: то повыше, то пониже.
Вечером маэстро Скрипичный ключ помог ноткам записать песенку солнышка в нотную тетрадь, и у мальчика появилась еще одна звонкая мелодия.
тетушка октава и господин басовый ключ
Вечером, перед тем как уснуть, мальчик спросил у ноток:
— Потки, вы можете долететь до звезд и принести мне звездную песенку? Ясными ночами она так красиво звенит в вышине.
— Пет, звезды поют слишком высокими голосами, мы так не умеем, — грустно ответили нотки.
— Как же так? Фея Музыки обещала мне, что с помощью ноток я смогу записать любую мелодию, — расстроился мальчик.
— Конечно, сможешь, мальчик. Фея Музыки никогда не даст пустых обещаний, — важно произнес маэстро Скрипичный ключ. — Потки должны позвать на помощь тетушку Октаву. Она умеет распределять звуки на октавы и поднимать их в вышину.
Потки тут же хором закричали: «Тетушка Октава, тетушка Октава!»
Тетушка Октава появилась, словно из воздуха, и спокойно сказала:
— Не кричите и не устраивайте беспорядка, я все прекрасно слышу
К платью тетушки Октавы сверху вниз было пришито много карманчиков. Она похлопала по карманчикам и строго сказала ноткам:
— У меня всегда и во всем порядок. Дорогие нотки, чтобы сыграть любую мелодию, вы должны привыкнуть к порядку Я разделю все нотки на октавы, в каждой по семь ноток.
Самые высокие нотки, с тонкими звенящими голосками, поселятся в верхнем кармашке; а самые низкие ноты, с низкими ворчащими голосами, — в нижнем кармашке. Весь остальной звукоряд я тоже разделю на октавы и разложу по средним кармашкам.
Маэстро Скрипичный ключ всплеснул руками:
— Как же я справлюсь с таким количеством звуков, особенно с этими низкими и ворчащими нотами? Я существо изящное, возвышенное и люблю высокопоющис звуки.
— Не волнуйтесь, маэстро. Я вам помощника позову, — успокоила Скрипичный ключ тетушка Октава и повелительно взмахнула рукой. В комнату вкатилось согнутое, сердитое существо и проворчало низким голосом:
— Я господин Басовый ключ, я научу ноты звучать низко — иногда и поворчать надо, погудеть, как ураган, или пореветь, как медведь.
Потки испуганно притихли. Тетушка Октава ласково сказала.
— Не бойтесь, мы вас не обидим. Мой порядок поможет вам взлететь до самых звезд и услышать их звон. А господин Басовый ключ подскажет вам, когда нужно звучать низко.
— Значит, мы сможем спеть музыку звезд? — обрадовались нотки.
— Конечно, летите скорее, — улыбнулась тетушка Октава.
Потки радостной стайкой поднялись в темное небо. Они поднимались все выше и выше и звенели все тоньше и тоньше. Потки подлетели к звездам и ударились о них, а звезды зазвенели, словно крохотные небесные золотые колокольчики.
Тут над лесом поднялась круглая желтая луна. Все нотки полетели к луне и ударились в нес с размаху. Господин Скрипичный ключ взмахнул рукой, и луна низко загудела, словно большая медная тарелка.
— Тетушка Октава, а вы знакомы с феей Музыки? — спросил мальчик.
— Мы все се дети: и я, и нотки, и музыкальные ключи. Музыка послала нас служить людям и записывать се летающие мелодии. Когда мелодия записана, музыкант может спеть се или сыграть на музыкальном инструменте, — объяснила тетушка Октава и добавила:
— Конечно, нелегко мне было навести порядок и разделить все нотки на октавы. Па разных музыкальных инструментах музыканты использовали разные октавы, с разным количеством ноток, но я справилась.
Тут рассказ тетушки Октавы прервали нотки, вернувшиеся домой. Они высоко звенели, как маленькие золотые колокольчики, и низко гудели, как большая медная тарелка. По тетушка Октава быстро утихомирила взволнованные нотки. Маэстро Скрипичный ключ и господин Басовый ключ записали музыку неба в нотную тетрадь.
Вопросы и задания
— Почему у тетушки Октавы всегда и во всем порядок? Для чего нужна октава?
— Почему к платью тетушки Октавы было пришито множество кармашков?
— Нарисуйте тетушку Октаву в платье с кармашками, из которых выглядывают нотки.
— Представьте, что вы нотка. В каких октавах вы хотели бы жить — низких, средних или высоких и почему? Все дети — нотки. Они танцуют и скачут под музыку. Один из детей — тетушка Октава. Музыка обрывается, и все нотки должны подбежать к Октаве и сесть на корточки вокруг нее. Нотке, которая прибежит последней, тетушка Октава задает музыкальный вопрос.
— Для чего необходим басовый ключ и чем он отличается от скрипичного?
— Нарисуйте скрипичный и басовый ключи в образе двух важных синьоров во фраках и придумайте сказку о том, как они вместе воспитывали нотки. Нарисуйте музыку неба из звездных ноток.
Источник