С.Майкапар — Ноты
Произведения композитора Самуила Майкапара
С.Майкапар
Бирюльки
маленькие пьесы для фортепиано 1 и 2 части
Азербайджанское Государственное музыкальное издательство, 1962г.
1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу
Смотреть, слушать на Ютубе
Скачать ноты
Педагогический репертуар детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.28
Бирюльки
(Избранные)
маленькие пьесы для фортепиано
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер 22562
См. сборник выше.
Билиотека юного пианиста
III — VI классы детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.8
Маленькие новелетты
для фортепиано
«Советский композитор», 1962г.
номер с2312к
1. Токкатина
2. Мелодия
3. Свирель
4. Маленькая сказка
5. В кузнице
6. Колыбельная
7. Ариэтта
8. Листок из альбома
9. Вальс
10. Ноктюрн
11. Фугетта
12. Танец марионеток
13. Скерцино
14. Маленькие вариации на русскую тему
15. Итальянская серенада
16. Романс
17. Грустное настроение
18. Русалка. Маленький этюд
Скачать ноты
Билиотека юного пианиста
III — VI классы детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.33
Миниатюры
для фортепиано
«Советский композитор», 1963г.
номер с3449к
1. Вальс
2. «Раздумье»
3. Гавот
4. «У моря ночью» (этюд)
5. Мазурка
6. Тарантелла
7. «Дальняя дорога»
8. «Бабочка» (этюд)
9. «Призывная песня»
10. «В тумане»
11. «Дружная работа»
12. «Росинки»
13. «Тихое утро»
14. «Страшный рассказ»
15. «Конница идет»
16. Маленькая прелюдия
17. Песенка
18. «Бурный поток» (этюд)
19. «Звездная ночь»
20. «Рассказ моряка» (баллада)
21. «Эолова арфа» (этюд)
22. Элегия
23. «Веселая игра»
24. «Драматический отрывок»
Смотреть, слушать на Ютубе
Скачать ноты Op.33
Спасибо Александру за сборник!
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ
МАЙКАПАР Самуил Моисеевич (18. XII. 1867, Херсон — 8. V. 1938, Ленинград)—советский композитор и педагог. Окончил Петербургскую консерваторию по фортепиано у В. Чези и по композиции у Н. Соловьева. Среди его произведений: инструментальные и фортепианные пьесы для детей и юношества; романсы; книги о музыке.
Предлагаемые пьесы взяты из сборников «Миниатюры», соч. 33, и «Бирюльки», соч. 26.
Источник
«Бирюльки» (Майкпар) — ноты для фортепиано
На этой странице вы сможете скачать ноты сборника детских пьес для фортепиано «Бирюльки».
1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу
Еще ноты этого композитора (исполнителя)
Разбора цикла «Бирюльки» или уроки от Самуила Майкапара
Иногда Майкапара несправедливо упрекают за вторичность его музыкальной речи, отсутствие собственного стиля. Однако при условии глубокого изучения проблемы становится очевидным, что задача детской педагогики – введение в мир взрослой музыки, усвоение уже сложившихся стилей и связанных с ними фортепианных техник. С другой стороны, Майкапар, как и композиторы его окружения, – а среди них Александр Гречанинов, Сергей Танеев, – исповедовал традиционные взгляды на развитие музыкального искусства, черпая вдохновение в творчестве великих мастеров. Романтическое мировосприятие, присущее этим музыкантам, словно матрица, определяло природу их художественных образов.
В общем, самым популярным произведением Самуила Майкпара среди педагогов является фортепианный цикл «Бирюльки», ор. 28. Композитор написал его в зрелом возрасте (59!) по заказу Ленинградского издательства «Тритон» в 1925-1926 годах (см.: Вольман Б. Самуил Моисеевич Майкапар. Очерк жизни и творчества. – Л., 1963. – 72 с.).
Цикл вобрал лучшие черты стиля автора и отразил многие его творческие и педагогические постулаты.
Во-первых, Майкапар предоставил циклу четкую структуру: пьесы написаны во всех тональностях до шести знаков включительно, по квинтовому кругу. Они объединены в тетради по четыре миниатюры, причем каждая тетрадь посвящена конкретному ребенку. Эти посвящения есть в прижизненном издании «Бирюлек», а также издании 2015 года, осуществленном по инициативе внука Самуила Майкапара Александра Майкапара в серии «Антология приведений «(см.: Майкапар С. М. «Бирюльки», ор. 28. — Челябинск, 2015. — 59 с.). Кто эти так уважительно упомянутые в нотах Гарик Русинковский, Катя Тотеш, Галочка Грубер, которым выпало счастье общаться с мудрым и талантливым человеком?
Логика движения по квинтовому кругу определяет наличие контраста между соседними пьесами. Майкапар мастерски использует для этого выразительные возможности рояля, в частности его регистровые краски. Сравните, например, три пьесы из четвертой тетради: «Музыкальная шкатулка» – в очень высоком регистре, со стеклянным звуком, механическим ритмом, – красивая, но неживая игрушка, – меняется «Похоронным маршем», который звучит печально, в низком регистре, в параллельном движении голосов. После этих двух пьес появляется душевная и гармоничная «Колыбельная», как островок – посередине клавиатуры: ее безмятежность и спокойствие воспринимаются теперь ярче. Обращая внимание на расположение пьес в цикле, внук композитора, Александр Майкапар, пишет(см.: Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки». – Челябинск, 2015. – С. 4-8).:
«Появление каждой последующей звучит как сюрприз, а не как диссонанс. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить Инвенции и Симфонии Баха, в которых каждая пьеса является одновременно и самостоятельным произведением, и звеном цепи»
Во-вторых, «Бирюльки», как и другие циклы автора, написаны для детей разного возраста, или, как говорил Майкапар, разных степеней. Причем «взросление» музыки проходит как бы в два этапа. Шаг за шагом меняется тон автора, все серьезнее становятся темы, а музыкальные краски изобретательнее.
С какой любовью Майкапар — композитор делится с младшими собратьями по искусству драгоценными «гармоничными сокровищами»! Малый вводный септаккорд, словно подарок, сияет блестящими гранями в «Легенде». В первой главе он появляется и в вертикали, и как рецитация; в репризе — это уже изысканная звукопись в высоком регистре, имитациях мотивов, и, растворяясь в вышине, звучит та самая гармония.
В-третьих, характерная черта «Бирюлек» — стилевые аллюзии, которые превращают знакомство с музыкой в увлекательную игру. Как основательно эрудированный в сфере европейской музыкальной литературы музыкант, который переиграл в детстве и юности невероятное количество камерных, оперных и фортепианных сочинений, автор тонко намекает в своих пьесах на разнообразные стили, почерки других композиторов и «вкусные» детали. Распознавать эти знаки и для взрослого музыканта является большим удовольствием. Да, точно выдержанная старинная двухчастная форма Польки отсылает нас к образцам барочных танцев. В «Легенде» альтерация неустойчивых ступеней (II# IV# VI#), «художественные» гаммы вызывают в памяти мелодии Петра Чайковского, а увеличенное трезвучие (такт 23) «пронизывает» схожестью ситуации слома событий в Первой балладе Фридерика Шопена (такт 59). В Романсе оживают ароматы пьесы Эдварда Грига «весной» и декламационные взлеты Роберта Шумана. Интеллектуальный конструктивизм музыки XX века, присущий, в частности, стилю Белы Бартока, распознается в «семимильных сапогах».
Несомненным преимуществом частей «Бирюлек», предназначенных для детей старшего возраста, является высокая духовность художественных образов, выбор понятных и интересных тем. Иногда именно тональность, ее топография определяют содержание миниатюры. Так случилось с пьесой «облака плывут». Звуки ее основной тональности b-moll почти все содержащиеся на черных клавишах, а тональности доминанты F-dur – на белых. И этот контраст «белых» и «черных» аккордов композитор превратил в настоящее противостояние образов. С одной стороны – тяжесть и потрясающая сила облаков, которые будто утюжат землю (такты 1-6); с другой – смелое тональное движение (цепь отклонений в f-moll, as-moll, a — moll, такты 7-11), руки раскинуты по всей клавиатуре, появление «белых» – светлых аккордов на белых клавишах (такты 12-15), которых преодолевают тритоны и уменьшенные трезвучия (такты 16-19). И вся эта непростая борьба разворачивается в пределах piano и pianissimo – шепотом! Складывается впечатление, что композитор говорит со слушателем эзоповым языком.
Последняя пьеса цикла – баллада «Всадник в лесу» написана в тональности es-moll, что довольно редко встречается в детской фортепианной литературе. А во «взрослой» музыке эта тональность ассоциируется с темой страдания (И.С. Бах. Прелюдия и фуга из первого тома Хорошо темперированного клавира), с невозможностью преодоления лирическим героем рока (Ф. Шопен. Полонез № 2). Еще одна ассоциация – по жанру – с балладой Франца Шуберта «Лесной царь», где история заканчивается смертью ребенка.
Иначе – у Майкапара. Его герой — бесстрашный рыцарь, преодолевающий все препятствия. Название пьесы точно указывает на два основных образа. Вот всадник стремительно мчится лесом – старым, неподвижным, с мощными, покрытыми мхом деревьями, ветвями; его очертания едва можно различить в окружающих зарослях. Характер образа определяет пунктирный ритм, мелодия построена на трезвучии, логика гармонического развития ясна. Но появляются невозмутимые аккорды. Как будто на пути всадника неожиданно встают ряды вековых деревьев. Почти в каждом такте – новые тональности: Ces, D, F, d, B, as, des, ges. Они возникают неумолимо, как непреодолимые препятствия. Хроматический сдвиг гармоний – ползучие корни, что мешают двигаться. Долго продолжается эта борьба, но всадник побеждает и исчезает вдали!
Круг важнейших тем очерчен, цикл завершен, но жизнь продолжается. Поэтому последний пассаж произведения такой стремительный и прямой, похожий на стрелу. Он направлен в будущее. Автор ставит в конце не одну точку, а три. Не случайно Самуил Майкапар завершает цикл этой пронзительной нотой преодоления времени. Отдавая должное совсем юным исполнителям и создав для них маленькие шедевры, композитор, обращаясь к более взрослым детям, говорит с ними «на равных». Он касается значимых для них тем в исповеди Фугетты, истории любви Романса, борьбе добра и зла «Облаков», победе рыцарского духа «Всадника».
Пролистав лишь некоторые страницы известного цикла фортепианных пьес «Бирюльки», мы окунулись в удивительный, чрезвычайно наполнен мир самого автора, Самуила Моисеевича Майкапара. (Полный обзор пьес цикла подан в путеводителе автора этих строк: Матлашевская Е. М. Самуил Майкапар. Цикл пьес для детей «Бирюльки», ор. 28: Путеводитель. – Снегиревка Николаевской обл., 2016. – 40 с.) За сказочными и романтичными образами мы легко узнаем настройки его души – возвышенный дух рыцарства, служения искусству.
Посвятив «Бирюльки» детской и не только аудитории, Майкапар мастерски соединил серьезность и шутку, сердечность и живописность, глубину, обобщенность. «Бирюльки» относятся к лучшим образцам детской фортепианной литературы.
Источник
Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»
Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки»
Цикл фортепианных пьес для детей Самуила Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725) И. С. Баха, «Детский альбом» П.. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана.
Хотя имя Самуила Майкапара широко известно, мало кто знает о его жизни. Родился он в Херсоне в 1867 г. Детские годы С. Майкапара прошли в Таганроге — он учился в той же гимназии, которую окончил Л. Чехов (Майкапару тогда было 10 лет). С. Майкапар поступил в Петербургский университет на юридический факультет (который окончил в 1891 г.) и одновременно — в Петербургскую консерваторию, где учился по двум специальностям — композиции и фортепиано. По окончании консерватории по совету Антона Рубинштейна С. Майкапар едет в Вену совершенствоваться у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого. В Вене он пишет и издает ряд своих произведений. С 1898 по 1901 г. композитор живет в Москве, активно участвует в работе Научно-музыкального кружка, которым руководил С. И. Танеев. В это время выходит научный труд С. Майкапара «Музыкальный слух» (1900). Некоторое время С. Майкапар преподает в Твери, где его стараниями была открыта детская музыкальная школа. Знаменитые «Новелетты» (соч. 8) для детей были написаны именно здесь. С 1903 по 1910 г. С. Майкапар живет в Германии. Он много концертирует, сочиняет, занимается научной деятельностью. Среди его друзей Артур Шнабель. Марк Гамбург, Осип Габрилович; в доме Майкапара в Берлине бывали А. Гречанинов, Н. Метнер, Н. Цимбалист. Письма и автографы многих из них хранятся в нашем семейном архиве.
Получив от А. Глазунова приглашение преподавать в Петербургской консерватории, С. Майкапар в 1910 г. начал в ней свою педагогическую деятельность. Через пять лет он становится профессором по классу фортепиано. 20-е годы были ознаменованы ломкой многих педагогических принципов консерватории. Сопротивление радикальным реформам создало С. Майкапару репутацию консерватора. Однако нужно представлять себе социальную и идеологическую подоплеку преобразований 20-х годов, чтобы понять, что за этим консерватизмом стояли боль и радение о высоком профессионализме.
И 1925 г. С. Майкапар предпринял уникальное по тем временам исполнение всего цикла из 32-х фортепианных сонат Бетховена, а в 1927 г. к 100-летию со дня смерти композитора он выпустил небольшую по объему, но очень глубокую но содержанию книгу «Значение творчества Бетховена для нашей современности».
В 1930 г. С. Майкапар уходит из консерватории и целиком посвящает себя творческой работе — композиции, исполнительству, научным трудам. В начале 1938 г. он подготовил к изданию свою книгу воспоминании «Годы учения». К сожалению, она вышла уже после его смерти. Умер С. Майкапар 8 мая 1938 г. Он похоронен в Санкт-Петербурге на «Литературных мостках» Волкова кладбища.
Созданный в 1925—1926 гг. цикл «Бирюльки» вот уже почти семьдесят лот пользуется неизменной любовью как юных музыкантов, так и педагогов. Пьесы сборника отличает все то, что отличает истинные шедевры — независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра,— вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей.
Сейчас мало кто знает, что такое бирюльки. Однако в свое время это была очень популярная у детворы игра. В словаре В. Даля читаем: «Игра: горсть нарезанных соломинок, или резных бирюлек разного вида, кладется ворошком на стол; играющие вытаскивают, чередуясь, по одной, не встряхивая вороха».
В детской фортепианной литературе у «Бирюлек» С. Майкапара был предшественник — фортепианный цикл из 14 миниатюр под таким же названием А. Лядова (соч. 2, 1876 г.). Однако любовь и репутацию классического произведения приобрел все же именно цикл С. Майкапара.
К сожалению, «Бирюльки» С. Майкапара постигла обычная участь популярного произведения: они переиздавались множество раз как в нашей стране (едва ли не ежегодно), так и за рубежом — в США, Польше, Германии, Англии, Австрии, Чехии и Словакии, в других странах. При этом авторские исполнительские и методические указания — аппликатура, фразировка, педализация — приводились в искаженном виде. Каждый редактор считал возможным заменять детальные авторские исполнительские указания своими, вносить дополнения к ним при том, что автограф, хранящийся в нашем семейном архиве, никому из них не был известен, а прижизненные издания уже давно стали библиографической редкостью. В настоящем издании восстановлен уртекст, то есть авторский текст, на основе чистового автографа и прижизненного издания, на титуле которых имеется специальное указание: «С аппликатурой и педализацией автора».
Знакомство с черновиками «Бирюлек» необычайно интересно. Они красноречиво свидетельствуют о том, как рождался и созревал цикл. Мы убеждаемся, что предметом заботы композитора было все — от расстановки исполнительских указаний до внешнего вида издания (прижизненные издания «Бирюлек» выходили, как это и было задумано автором, в шести отдельных тетрадях, при едином их художественном оформлении).
Понимая, сколь важна для маленьких музыкантов образность, С. Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес. Не всегда это были первые, приходившие па ум. Так, в первоначальном варианте «Тревожная минута» называлась «Беспокойство», «Мотылек» — «Эльф», «Легенда» — «Грезы (легенда)», «Весною» — «Малютка», вместо «Гавота» поначалу была задумана пьеса «Лунный свет», хотя музыка этих пьес не дает оснований для такой аллюзии.
Одни пьесы появились, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подверглись доработке и переработке. Так, не сразу появился «Маленький командир»: сначала родилась «Непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «Маленького командира». Миниатюра в фа миноре — теперь это «Семимильные сапоги» — но первоначальному замыслу имела совершенно другую музыкальную идею.
Любопытна сокращенная запись многих пьес в черновиках: вместо полностью выписанных повторений некоторых эпизодов композитор употребляет знаки репризы. При этом потный текст сокращается порой вдвое, а то и больше. На это стоит обратить внимание ученика, поскольку такой способ очень упрощает выучивание произведения наизусть: легче запомнить, где какие повторения, чем учить весь текст как новый материал.
Благодаря привычке С. Майкапара датировать свои записи, мы имеем четкую хронологию создания этого цикла. На чистовом автографе первых двух тетрадей указано: «Написаны 25, 26, 27 июня. Закончены к печати 3-го июля 1925 года». Работа над циклом шла последовательно — пьесы сочинялись в том (очевидно, уже имевшемся в уме) порядке, в котором они теперь известны. «Маленький командир», «Сказочка», «Менуэт» были написаны 1 августа в Евпатории, следующие пьесы — осенью и зимой в Ленинграде. Последняя дата — в пьесе «На катке» — 3 марта 1926 г. Очевидно, вскоре после этого были написаны и самые последние пьесы сборника (они не датированы).
«Бирюльки» С. Майкапара заняли особое место в фортепианно-педагогическом репертуаре не только благодаря замечательным художественным особенностям пьес сборника, но и в силу их больших методических достоинств. Сборник этот интересно сопоставить с циклами И. С. Баха. Как и «Хорошо темперированный клавир» Баха, «Бирюльки» дают пьесы во всех 24-х тональностях. Однако конструктивный принцип построения «Бирюлек» несколько иной. Если в «Хорошо темперированном клавире» новая тональность появляется в результате движения от пьесы к пьесе по хроматической гамме, и таким образом легкие и трудные тональности чередуются, то в «Бирюльках» тональный план всего цикла иной. С. Майкапар предусмотрел несколько уровней членения цикла. Во-первых, весь цикл делится на три серии, во-вторых, как уже говорилось, на шесть тетрадей. К сожалению, деление на серии в современных изданиях «Бирюлек» игнорируется редакторами. Итак, I серия (тетради 1 и 2) дает пьесы начиная с тональностей с тремя диезами; во II серии (тетради 3 и 4) — то же движение от тональностей без ключевых знаков к тональностям на сей раз с тремя бемолями, и, наконец, III серия (тетради 5 и 6) охватывает пьесы в тональностях с 4, 5, 6 знаками. Причем в последней паре пьес миниатюре в тональности Фа-диез мажор (№25) соответствует пьеса в ми-бемоль миноре (№26) как тональности, энгармонически равной ре-диез минору, то есть параллельной Фа-диез мажору. Это решение композитора опять-таки напоминает баховский прием в I томе «Хорошо темперированного клавира», где за Прелюдией ми-бемоль минор следует фуга в энгармоническом равном ему ре-диез миноре.
Источник