Малый минорный септаккорд гитара
Септаккорды и доминантсептаккорды.
Септаккорд — это созвучие (аккорд), состоящее из четырех звуков, расположенных по терциям. В таком созвучии интервал между крайними звуками септима, что и отражено в названии.
В основе септаккордов лежит трезвучие, к которому добавляется малая или большая септима, а в случае с уменьшенным трезвучием — еще и уменьшенная септима 7 (6) (с большой септимой не будет выполняться основное правило септаккордов — расположение звуков по терциям).
Существует четыре типа трезвучий, добавляя к каждому из которых малую, большую или уменьшенную септиму (при этом должно выполняться основное правило — звуки септаккорда должны быть расположены по терциям), можно получить семь основных видов септаккордов. В таблице ниже приводятся все септаккорды с их характерными строениями и различными вариантами буквенно-цифрового обозначения:
Таким образом, мы получили семь типов септаккордов:
Изобразим на аппликатурной схеме (с движением по одной струне) все полученные варианты септаккордов:
Ну, и по примеру с разделом Трезвучия, посмотрим, как расположены ноты всех семи типов септаккордов, построенных от ноты C-до на второй струне:
На практике для игры арпеджио септаккордов применяются, как и в случае с трезвучиями, аппликатуры на трех струнах (приведенные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на 1-ой и 2-ой струнах):
Δ — большой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд |
° — уменьшенный септаккорд | ||
Играть арпеджио септаккордов через весь гриф удобно либо в системе октав, либо в системе октавных позиций.
Игра в системе октав подразумевает заполнение октавных интервалов ступенями септаккорда. Приведем соответствующие аппликатуры, пальцовка может меняться, в зависимости от участка грифа (у нулевого порожка лады шире, чем у основания грифа). Обратите внимание, в приведенных аппликатурах требуется применять приемы скольжение и барэ:
Δ — болшой мажорный септаккорд |
7 — малый мажорный септаккорд |
mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд |
Δ+5 — увеличенный септаккорд |
Ø — полууменьшенный септаккорд |
° — уменьшенный септаккорд |
Система октав с нижней тоникой на шестой струне позволяет играть арпеджио септаккордов в трех октавах:
Приведем соответствующие аппликатуры для каждого типа септаккорда. Обратите внимание, что в отличие от выше приведенных аппликатур игры в системе октав, в приведенных ниже всегда две ноты на струне и здесь не требуется применять приемы скольжение или баре:
Δ — большой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд |
° — уменьшенный септаккорд | ||
На самом деле, приведенные схемы предельно просты для запоминания. Для каждого септаккорда нужно запомнить аппликатуру на двух струнах, которая повторяется от 6-ой, 4-ой и 2-ой струн. Пальцовка для левой руки во всех схемах одинакова — 1 и 4:
Δ — большой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд |
° — уменьшенный септаккорд | ||
Посмотрите на примере трех типов септаккордов:
Δ | m7 | 7 |
Игра в системе октавных позиций подразумевает заполнение ступенями септаккорда одной из пяти октавных позиций, т.е. позволяет играть арпеджио септ аккордов с минимальным сещением кисти левой руки.
Ep | Dp | Cp | Ap | Gp |
Приведем варианты аппликатур всех септаккордов для каждой позиции:
Ep | Δ — большой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд | ° — уменьшенный септаккорд |
Dp | Δ — болшой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд | ° — уменьшенный септаккорд |
Cp | Δ — болшой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд | ° — уменьшенный септаккорд |
Ap | Δ — болшой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд | ° — уменьшенный септаккорд |
Gp | Δ — болшой мажорный септаккорд | 7 — малый мажорный септаккорд | mΔ — большой минорный септаккорд |
m7 — малый минорный септаккорд | Δ+5 — увеличенный септаккорд | Ø — полууменьшенный септаккорд | ° — уменьшенный септаккорд |
В разделе Аккорды были приведены аппликатуры аккордов для каждой из аккордовой формы. Теперь приведем аппликатуры каждого типа септаккорда во всех пяти аккордовых формах:
Ef | Df | Cf | Af | Gf |
Δ — большой мажорный септаккорд | ||||
7 — малый мажорный септаккорд | ||||
mΔ — большой минорный септаккорд | ||||
m7 — малый минорный септаккорд | ||||
Δ+5 — увеличенный септаккорд | ||||
Ø — полууменьшенный септаккорд | ||||
° — уменьшенный септаккорд | ||||
Каждой ступени диатонической или условно-диатонической гаммы соответствует определенный тип трезвучия (см. раздел Трезвучия) и, соответствующий трезвучию, аккорд (см. раздел Аккорды). Так как септаккорды — это трезвучия с добавленными септимами, каждой ступени гаммы соответствует, аналогичный трезвучию, определенный септаккорд. Следующие схемы — это развитие схем, приведенных в разделах Трезвучия и Аккорды, в которых обозначены минорные и мажорные ступени, и добавлены обозначения соответствующих типов септаккордов, принадлежащих этим ступеням:
Аналогичные схемы для условно-диатонических ладов:
Обратите внимание на условно-диатонические лады, от первой ступени (основной) которых строится доминантсептаккорд (малый мажорный септаккорд). Эти лады являются доминантовыми, о них ниже.
Теперь, как и в примере с трезвучиям и аккордами, запишем упрощенно для всех ладов, начиная с натурального мажора, все септаккорды, которые строятся на их ступенях:
Δ | m7 | m7 | Δ | 7 | m7 | Ø | натуральный мажор | |
m7 | Ø | Δ | m7 | m7 | Δ | 7 | натуральный минор | |
mΔ | Δ+5 | m7 | 7 | Δ | ° | гармонический минор | ||
mΔ | m7 | Δ+5 | 7 | 7 | Ø | 7-5 | мелодический минор | |
Δ | Ø | m7 | mΔ | 7 | ° | ° | гармонический мажор | |
7 | Ø | Ø | mΔ | m7 | Δ+5 | 7 | мелодический мажор | |
7 | 7 | Ø | Ø | mΔ | m7 | Δ+5 | лидийско-миксолидийский мажор | |
m7 | Δ+5 | 7 | 7 | Ø | Ø | mΔ | дорийско-фригийский минор | |
7 | Δ | ° | mΔ | Ø | Δ+5 | m7 | фригийский мажор (испанский) |
Приведенные схемы предназначены для запоминания. Запишем эти последовательности септаккордов в ступеневой записи (ступеневую запись, применяемую в обозначении гармонических оборотов, см. во введении раздела Гармония):
Источник