Мануэль де фалья гитара
Мануэль де Фалья
ФАЛЬЯ Мануэль де (Manuel de Falla) (1876 – 1946), крупнейший испанский композитор ХХ века, пианист. Мануэль Мария де Фалья-и-Матеу родился 23 ноября 1876 года в городе-порте Кадисе на самом юге Испании. В восемь лет начал заниматься музыкой с матерью – талантливой пианисткой, по теоретическим пред-метам с А. Одеро и Э. Броком. Музыкальное образование Мануэль завершил в Мадриде у известного педагога – пианиста Х. Траго и выдающегося композитора Ф. Педреля. Творчество Мануэля де Фальи – вершина испанского музыкального Возрождения конца XIX – начала XX века – Ренасимьенто, первые классические образцы которого принадлежат И. Альбенису и Э. Гранадосу. В 1904 году завоевал первую премию на конкурсе пианистов. В 1905-07 годах жил в Мадриде, где получил первую премию Академии изящных искусств за оперу «Короткая жизнь» (1905; известную в России под названием «Девушка из предместья»). С 1907 по 1914 г. работал в Париже, где познакомился с И. Альбенисом, встречался с К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равелем. Под влиянием их музыки написаны, в частности, «Ночи в садах Испании». Мастерство достигло расцвета после возвращения в Испанию из Парижа (1914). Кукольная опера «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты «Любовь-волшебница» (1915) и «Треуголка» (1919), сюита («симфони-ческие впечатления») «Ночи в садах Испании» для форте-пиано с оркестром (1915), пьесы для фортепиано, гитары и другие сочинения. Многие произведения, написанные для других инструментов, транскрибированы для гитары и занимают одно из ведущих мест в репертуаре классических гитаристов. По инициативе Мануэля де Фальи в Мадриде в 1915 году возникло Национальное музыкальное общество, целью которого была пропаганда лучших произведений испанской и зарубежной музыки. Автор статей о музыке и музыкантах. В последние годы жизни писал мало, особенно после переселения в Аргентину (1939 г.). Умер Мануэль де Фалья 14 ноября 1946 года.
«Хотя Мануэль де Фалья и написал лишь одно сочинение для гитары – «Дань почтения Клоду Дебюсси» (1920), но тем не менее все его творчество связано с этим инструментом. В оперу «Короткая жизнь» Фалья вводит народного певца, которому аккомпанирует гитарист. В оркестровке балета «Любовь-колдунья» и симфонической сюите для фортепиано с оркестром «Ночи в садах Испании» он мастерски воссоздает гармонические эффекты и красочную палитру гитары.» (М. Вайсборд)
Г. Карпусенко
МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ
Жизнь и творчество
В каком бы жанре ни писал испанский
композитор: для фортепиано или скрипки,
в его сердце всегда звучит гитара.
Последние десятилетия прошлого века были ознаменованы в Испании подъемом во всех областях культурной жизни. Это движение, получившее название «Ренасимьенто» (воз-рождение), вывело музыку Испании на мировую арену главным образом благодаря творчеству знаменитых композиторов – Альбениса, Гранадоса и Мануэля де Фальи.
Мануэль де Фалья родился в Кадисе 25 ноября 1876 г. Большую роль в формировании музыканта сыграли домаш-ние впечатления – музицирование деда и матери, которая была хорошей пианисткой, песни няни. Он рано познако-мился с зарубежным искусством. В музыкальных салонах Кадиса исполнялась самая различная музыка, итальянские оперы Беллини и Доницетти. Его первой учительницей была мать. В девятилетнем возрасте Фалья участвовал как хорист в исполнении оратории Гайдна «Семь слов», высту-пал в качестве пианиста в различных концертах, увлекался театром, изучал и самостоятельно анализировал разнооб-разные произведения, разыгрывал дома пьесы собствен-ного сочинения. В двадцатилетнем возрасте он переехал в Мадрид, где брал уроки фортепианной игры у профессора Траго. Мануэля отличала высокая требовательность к себе, трудолюбие и настойчивость.
Его первые пьесы: Вальс-каприс для фортепиано, «Испан-ская серенада» для скрипки и фортепиано. Проявляя инте-рес к национальному искусству, в течении семи лет (1897-1904 гг. ) он написал музыку 5 сарсуэл. Большое влияние на молодого композитора оказало знакомство с Ф. Педрелем, в лице которого он нашел мудрого наставника. В 1904 г. Фалья одержал две блистательные победы: его опера «Короткая жизнь» получила первую премию на конкурсе, организован-ном Академией изящных искусств, а затем первый приз, выступая в качестве пианиста.
Годы учения закончились, и в 1907 году композитор прибыл в Париж, где получил место пианиста и руководителя оркестра маленького театра. В Париже Мануэль де Фалья провел семь лет, изучая новую французскую музыку. Здесь он знакомится с известными музыкантами: П. Дюка, Р. Виньесом, М. Равелем, И. Альбенисом, Дебюсси, И. Стравинским, С. Дягилевым.
Он сочиняет, выступает с концертами. В 1911 году он совершает концертную поездку в Англию, где играет свои «Испанские пьесы», посвященные И. Альбенису. В этом произведении для фортепиано выступают национальные черты, возникают отголоски танцевальных наигрышей стиля фламенко и песенного напева, близкого по характеру канте хондо, свидетельствующие о влиянии искусства блиста-тельных гитаристов, которыми славится родной край Фальи. «Четыре испанские пьесы» были начаты в Испании, а закончены уже в Париже и это сказалось на характере музыки: в ней есть та элегантность и законченность, которые появились под влиянием общения с французскими друзьями.
В 1914 году перед отъездом из Парижа был написан замечательный цикл «Семь испанских песен» для голоса и фортепиано. Это небольшая, тщательно подобранная антология испанской народной музыки, свидетельствующая о глубоком проникновении автора в сущность народного творчества. «Семь испанских песен» – одно из известнейших произведений Фальи, где в выборе песен автор руковод-ствовался желанием показать многообразие родного фольк-лора. Голос и фортепиано слиты в них в нерасторжимом единстве, что позволяет причислить обработки Фальи к лучшим произведениям этого жанра. «Семь испанских песен» – это «Мавританская шаль», «Сегидилья мурсиана», «Астуриана», «Хота», «Колыбельная», «Кансьон» и «Поло» – неистово страстная мелодия, где чисто гитарный эффект звуков хорошо передан средствами фортепиано.
В Париже Фалья работал интенсивно, но произведения его были немногочисленны – он долго вынашивал замыслы и тщательно шлифовал все детали своих работ. Данью увлечения французской поэзией, творчеством Дебюсси, Равеля стали «Три мелодии» на слова Т. Готье. Это песни – «Голубки», «Китайское», «Сегидилья», в которых главную роль играет ритмический элемент танца, сопровождающий капризный и строгий напев сегидильи с ее типичными оборотами и выкриками. Вслед за этими песнями Фалья приступил к работе над «Ноктюрнами» («Ночи в садах Испании»). Работа была закончена уже по возвращении композитора на родину осенью 1914 года. Здесь же была завершена работа над балетом «Любовь-волшебница», в котором нашли отражение легенды андалусских цыган. Премьера балета состоялась 15 апреля 1915 года в Мадридском театре «Лара». Балет «Любовь-волшебница» – шаг вперед в творческой разработке андалусского фольклора. Наиболее интересными номерами балета являются «Танец страха» и «Танец огня», а также три песни, в которых отчетливо слышится интонация канте хондо. В музыке балета преобладает романтическая пылкость. Партитура балета напоминает концертную сюиту, что открыло ей впоследствии путь на эстраду. Впервые это произошло в концертах Национального общества музыки, основанного в Мадриде Мануэлем де Фалья совместно с Адольфо Саласаром. Красота мелодического материала, богатство ритмов, яркость и колоритность оркестровки отличают музыку балета, в которой лирическая страстность и нежность сочетаются с темпераментом и фантастикой. Фалья дает в партитуре подзаголовок – «Симфонические впечатления для фортепиано с оркестром», точно определяя жанр и характер произведения. Композитор живописует род-ную южную страну, любуясь богатством ее красок и образов. По тонкости рисунка, мастерству использования инструментов это одна из лучших партитур композитора. Музыка «Ночей в садах Испании» соткана из народных интонаций и ритмов. Она подтвердила стремление Фальи к жанровому разнообразию – он ставил своей целью обогаще-ние родной музыки во всех формах и решал эту задачу настойчиво и планомерно, с неизменной требовательностью к своему труду.
В 1919 году была написана фантазия «Бетика», ставшая последним произведением для фортепиано. Бетика – название римской провинции в южной Испании. Инструмен-тальные истоки фантазии ведут к технике андалусийской гитары. Сущность музыкального развития напоминает импровизации гитаристов, где страстность и неожиданность контрастов подчиняются четкой ритмике. В стихию гитарных наигрышей вплетаются напевы канте хондо, все сливается во вдохновенном музыкальном апофеозе Андалусии. Фантазия «Бетика» – произведение, примечательное по мастерству композиторской работы, умению строить боль-шие эпизоды на развитии немногих лаконичных элементов. В наследии Фальи «Бетика» осталась самым крупным его произведением для фортепиано и последним обращением к андалусийскому фольклору. Фантазия, посвященная А. Рубинштейну, была впервые исполнена в Нью-Йорке. 7 апреля 1919 г. на сцене Мадридского театра «Эслава» была поставлена пантомима М. де Фальи «Коррехидор и Мельничиха», затем в результате пересмотра партитуры пантомимы появился двухактный балет «Треуголка». Премьера балета состоялась в Лондонском театре «Альгамбра» 22 июля 1919 г. и прошла с большим успехом. Музыка балета сверкает блестками народного юмора и привлекает богатством композиторской фантазии. Фалья свободно пользуется различными техническими средст-вами и приемами. Так, подчас он почти точно воспроизво-дит гитарные наигрыши. В «Треуголке» Фалья решительно выходит из образной сферы своего первого балета, переключаясь из области легенд в атмосферу жизни испанской провинции. Музыка балета тесно связана со сценическим действием, в ней много иллюстративных эпизодов. Партитура «Треуголки» состоит из двух частей: первая почти ничем не отличается от пантомимы «Коррехидор и Мельничиха», вторая написана позднее для дягилевского спектакля. В освоении технических приемов Фалья стремился идти в ногу со временем, не забывая о заветах Педреля и оставаясь всегда испанским мастером, одаренным чувством живого восприятия требований жизни и отвечающим на них в духе собственной индивидуальности.
Появление «Треуголки» в репертуаре балетной труппы Дягилева явилось новым подтверждением артистической репутации Фальи, свидетельствовало о росте внимания к нему во всем мире, а вместе с тем о международном признании достижений новой испанской музыки. Работой над «Треуголкой» закончился мадридский период его жизни, оказавшийся чрезвычайно плодотворным.
В 1919 г. Фалья переехал в Гранаду, где жил в атмосфере народной музыки. Одним из близких друзей композитора стал в эти годы поэт Гарсиа Лорка, человек высокой музыкальной одаренности. В его доме часто устраивались спектакли, в подготовке которых участвовал Фалья. Гарсия Лорка говорил: «Мануэль де Фалья – мой учитель. Он не только большой музыкант – он святой. Он преподал мне великий урок скромности». В 1922 г. в Гранаде прошел конкурс народных певцов и гитаристов канте хондо, инициа-торами которого были М. де Фалья, Гарсиа Лорка, Андрес Сеговия. Целью конкурса было привлечение внимания общественности к самобытному искусству, сильно потес-ненному к тому времени эстрадой, поддержка его талант-ливых представителей и, в конечном счете, сохранение драгоценного национального наследия.
Организация конкурса требовала большой подготови-тельной работы, проводившейся и в самой Гранаде и в ее окрестностях – повсюду разыскивались певцы, владеющие канте хондо, не затронутые эстрадными влияниями. Усилия увенчались успехом, удалось провести великолепный праздник народного искусства. К конкурсу было приурочено издание работы М. де Фальи «Канте хондо – старинный андалусский стиль пения и его влияние на музыкальное искусство Европы». Один из ее разделов посвящен гитаре. М. де Фалья различал мавританскую и кастильскую гитару. Исполнители на первой играют «щипком, зацепляя струны», в то время как на второй играют приемом расгеадо (удар кончиками пальцев по струнам), которого и сейчас придерживаются в народе. Фалья был страстным апологе-том гитары и придавал большое значение разработке ее характерных приемов в музыке испанских композиторов. Единственное сочинение М. де Фальи для гитары – пьеса «Памяти Клода Дебюсси» – дань памяти другу и великому композитору. Выбор инструмента объяснялся просьбой каталонского гитариста Мигеля Льобета написать для него концертную пьесу. Его призыв нашел отклик у Фальи, всегда живо интересовавшегося гитарой, изучавшего школы игры на ней, консультирующегося с исполнителями. Пьеса «Памяти Клода Дебюсси» была исполнена в Париже знаменитым гитаристом Эмилио Пухолем, вошла в репертуар Андреса Сеговии.
Крупным артистическим начинанием Фальи было создание в Гранаде симфонического оркестра Бетика, целью которого стало распространение классической музыки. Концертами дирижировал Фалья. Оркестр Бетика одним из первых возродил в стране культуру камерно-оркестрового исполни-тельства. Деятельность оркестра продолжалась долгие годы, способствуя музыкальному просвещению народных масс.
В Гранаде Фалья написал пьесу для камерного оркестра и голоса «Психея», концерт для клавесина, сыгранный впер-вые в Барселоне в 1926 г., сонет Кордове для голоса и арфы (1927 г.). Здесь же появились замыслы одного из самых крупных произведений Фальи «Атлантида», которое так и осталось незаконченным. Первые годы жизни в Гранаде явились также воплощением замыслов новых произведений. Так появился «Балаганчик мастера Педро» по роману Сервантеса «Дон-Кихот». Его концертная премьера состоя-лась 28 марта в Севилье, и в последующие годы он неоднократно исполнялся во многих городах с постоянным успехом. «Балаганчик» стал последним произведением Фальи для музыкального театра. Символично, что сочиняя музыку для театра марионеток, Фалья обратился не к его традиционным сюжетам, а к великому наследию Серван-теса, ввел в действие самого рыцаря Печального образа. Об этом произведении, самобытном по стилю и форме, прекрасно сказал Ф. Пуленк: «Балаганчик» мне всегда пред-ставляется явлением музыкального искусства, подобным шедеврам Ренессанса, где драгоценные камни как будто в беспорядке, но так талантливо вставлены в чудесную оправу». В Гранаде Фалья написал пьесу для камерного оркестра и голоса «Психея», концерт для клавесина, сыгранный впервые в Барселоне в 1926 г., сонет Кордове для голоса и арфы (1927 г.). Здесь же появились замыслы одного из самых крупных произведений Фальи «Атлантида», которое так и осталось незаконченным.
За 10 лет жизни в Гранаде Фалья обрел многие духовные ценности и очень изменился. Альфредо Казелла, очарован-ный Фальей, оставил яркое описание его внешности: «Его тип был стопроцентно андалусским и казался взятым полностью с какого-нибудь портрета Эль Греко. Высокий лоб, темные глаза, прямой нос, тонкие губы, выражение аскетическое, но временами страстное, иногда имевший вид земного человека, иногда – старинного монаха». Все, знавшие Фалью, вспоминают о нем, как о незаурядной личности, сложной и высокоинтеллектуальной, с ее чисто испанскими национальными чертами. Он вызывал в воображении образ идальго – благородного, гордого. Но внутренний мир композитора был непростым, полным конфликтов при всей свойственной ему сдержанности и замкнутости, дававших себя чувствовать в период духовных кризисов.
Фалья продолжал активно участвовать в музыкальной жизни города, выступать с концертами. В 1931 г. он отправился в Лондон, затем на Международный фестиваль в Венецию вместе с Андресом Сеговия, затем в Цюрих, Сан-Ремо. В 1931 г. Фалья отправился на Мальорку, что было вызвано ухудшением состояния здоровья композитора, где провел несколько недель. По просьбе Классической капеллы Пальмы он сделал переложение «Ауе Мапа» Виктории и сам провел ее премьеру. Один из слушателей вспоминал: «Руками, взглядом, лицом он больше чем дирижировал; умолял и держал в пальцах невидимые огненные четки». В Пальме была написана «Баллада о Мальорке» для смешанного хора и продолжена работа над «Атлантидой».
В 1933 г. М. де Фалья принял участие в Фестивале Шопена, после чего возвратился на родину и прожил там до осени 1939 года. В этот период композитор написал пьесу «Педрелиана» – оркестровую сюиту, последнее законченное произведение Фальи. Она носит чисто ретроспективный характер – композитор уходит в прошлое, в мир воспоми-наний о дорогих для него людях, ищет в них опору в переживаемые им трудные и печальные времена. В 1939 году М. де Фалья побывал в Аргентине, где выступал с концертами.
В 1941 году он окончательно обосновался в Альта Грасия в провинции Кордова (Аргентина). Музыка никогда не уходила из его помыслов: «Я чувствую потребность жить со своей музыкой и носить ее в себе, долго хранить ее, чтобы позволить расцвести на досуге этому таинственному организму, который станет моим произведением. Я не понимаю, как артист может не работать все время и как работать все время, не находясь в одиночестве».
Мануэль де Фалья скончался 14 ноября 1946 года. Его тело было перевезено в Испанию и торжественно погребено в соборе Кадиса. Так сын Кадиса возвратился навечно на родную землю, всегда остававшуюся для него дорогой.
Мануэль де Фалья завершил период испанского музыкаль-ного возрождения и стал в нем самой крупной личностью. Фалья говорил, что для художника существует только один путь – непрерывной работы и исканий, и лишь вступив на него, он может выполнить свою миссию. Поэтому композитор и призывал учиться у великих мастеров прошлого и современности, учиться без подражания, творчески осваивая то, что ближе всего собственной индивидуальности художника.
Источник