Мануш гитара что это

Джаз из пестрого табора

Выразить свое мнение и прочитать, что думают другие можно здесь.
Пётр Маланов
Акустическая гитара. Цыганский джаз. Техника и особенности стиля.
вс. 22 ноября 2009, клуб Bilingua

Репортаж: Мыкола Фёдоров.

Есть в современной музыке немало любопытных и интереснейших явлений. Бывают и вообще уникальные, зародившиеся в результате тонкого, порой почти нелепого, но весьма удачного стечения обстоятельств. Думаю, не будет преувеличением сказать, что gypsy-jazz – музыка как раз такого порядка. Этот диковинный сплав, органично соединивший в себе, безусловно, все самое лучшее из джаза с романтикой цыганской вольницы, не получил широкого распространения, хотя и необычайно радует слух любителям музыкальных неординарностей. Чтобы поближе познакомить публику джазом-мануш (еще одно название жанра), на очередное воскресное заседание LearnMusic был приглашен Петр Маланов, опытнейший гитарист и авторитетный исполнитель сего необычного стиля.
На пару с Петром сегодня выступал его соратник Сергей Джелакаев.

Начало музыке gypsy-jazz положил гитарист Жан Батист «Джанго» Рейнхардт (Jean Baptiste Django Reinhardt). Эта история наглядно подтверждает, насколько внезапно «случай, бог-изобретатель» может изменить ход событий. Рейнхардт, будучи изначально банджистом, пережил серьезную травму руки, однако не захотел расставаться с музыкантской деятельностью. При его умении комбинировать жгучий, разноцветный дух цыганщины с джазовыми ритмами 30-х годов это привело к рождению нового стиля. В итоге в цыганском джазе явно прослеживается несколько «банджовая» манера исполнения, а фразировка выстроена от ограниченной возможности пальцев.

Читайте также:  Ноты крестный отец все тот же нино рота

Первое, что бросилось в глаза с самого начала семинара – это своеобразный габитус гитар, на которых играли Петр и Сергей. Необычной формы резонансное отверстие, высокая постановка и сильное натяжение струн, объемный корпус – такие особенности отличают цыганскую джазовую гитару от прочих. Кроме того, она обладает немного «урезанным» снизу диапозоном – для более экспрессивного звучания на фоне контрабаса.

Джаз-мануш характеризуется массой отличительных особенностей исполнения. Многие из них мотивированы требованием играть как можно громче, ведь традиционно gypsy-jazz исполнялся на открытом воздухе, в общественных заведениях, таборных весельях, и это в «доэлектрические» времена. Медиатор используется необычайной толщины – сам Петр играет аж 5-миллиметровой «пластмасской».

Своеобразна постановка правой руки: кисть ее свободно «висит», как при классической игре, и задействуется целиком, вместе с предплечьем. Движение ее – винтообразное, круговое, с явной изюминкой знаковой цыганской прыти.

Отсюда и усиленная ритмичность стиля, привязанность к сильной доле. Акцент всегда делается энергичным движением кисти вниз; но, что характерно, ему обязательно предшествует эдакий короткий хлесткий форшлаг, когда струны защипываются снизу вверх. Это придает звуку особую энергию и горячность. Тут, опять же, помогает особенность специальных гитар – повышенная динамичность диапазона, способствующая сильной раскачке звука. Как ни странно, в целом похожие гитары «Джамбо» и «Дредноут» для исполнения джаза-мануш непригодны: они попросту не выдерживают столь экспрессивного исполнения, и их струны, вместо звона, дают лишь суховатый треск.

В джазе-мануш активно используется трогательные arpeggiо, яркие apoyando, гаммаобразные пассажи и хроматизмы. Многие ходы, перенятые из традиционного джаза, здесь несколько трансформированы, подчинены усиленной ритмике и обладают упрощенной фразировкой. Еще один хитрый прием – повышенная шестая ступень гаммы; порой применяются и пульсирующие, глубокие vibrato.

Учиться цыганскому джазу не так-то просто, каким бы упрощенным и «уличным» он ни казался. У Петра, по его словам, на это ушло около четырех лет. Рассуждая о процессе овладения джазом-мануш, Петр особое внимание уделил снятию (копированию) как отдельных приемов, так и целых произведений с композиций известных деятелей. Хрестоматийными можно считать материалы таких музыкантов, как вышеупомянутый Джанго Рейнхардт, а также Angelo Debarre, Bireli Lagrene, Dorado Schmitt и особенно репертуар коллектива Rosenberg Trio. Важен сам процесс «съемки» — ведь пока добьетесь нужного, переберете столько сочетаний нот, что практически неминуемо найдете нечто новое и интересное, пусть и далекое от снимаемой мелодии.

Тем не менее, исполнение gypsy-jazz`а явно идет на пользу гитаристу. Вряд ли найдется хотя бы одно настолько же «ритмозависимое» джазовое направление. Акустический саунд и прикрепление к четкой несложной ритмической структуре делает любые промашки очень заметными, что заставляет гитариста с предельным вниманием держать такт. Ясное дело, это очень дисциплинирует ритмику музыканта. А характерное положение правой руки делает ее более раскованной и активной – согласитесь, качество далеко не последней важности!

На семинаре, по обыкновению, состоялся и розыгрыш призов. Дисконтную карточку сети магазинов Dynatone получил Дмитрий Алексеев, а набор гитарных струн LaBella достался Максиму Ларину. Помимо этого, Петр представил центр музыкального образования «Эстетика», где он преподает акустическую гитару. Конечно, на своих уроках он не обходит стороной и диковинный gypsy-jazz, этот энергичный и трогательный, овевающий романтикой кочевой старины и увлекающий сильным ритмом и звонкой гармонией, этот необычайный jazz, будто доносящийся из шатровой пестроты раскинутого в поле вольного табора.

Источник

Джаз-мануш

Джаз-мануш (известен также как Цыганский джаз и Цыганский свинг) — направление в «гитарном» джазе, основанное братьями Ферре (фр. Boulou & Elios Ferré ) и Джанго Рейнхардтом. Соединяет в себе традиционную технику игры на гитаре цыган группы мануш и свинг.

Помимо гитары, сольным инструментом в джаз-мануш может быть скрипка или аккордеон.

История

Основателями цыганского джаза считаются братья Ферре и Джанго Рейнхардт, последний также является главным его популяризатором. Направление появилось, когда эти музыканты из Франции по цыганской традиции интерпретировали модный музыкальный стиль на родной манер (заметно отличающийся от музыкальной манеры восточноевропейских цыган).

Знаменитые исполнители джаз-мануш

Последователи

В современном музыкальном мире старые традиции джаз-мануша и стиля Джанго Рейнхардта продолжают Бабик и Давид Рейнхардты (сын и внук Джанго), Бирели Лагрен, Дорадо и Чаволо Шмидты, братья Розенберг, Анжело де Барр, Фрэнк Виньола, Ховард Алден (гитарные партии которого звучат в фильме Вуди Аллена «Сладкий и гадкий»), Джон Йоргенсен (англ. John Jorgenson ) (гитарист, ранее работавший с Элтоном Джоном, сыгравший роль Джанго в фильме «Голова в облаках»). [2]

Исполнители джаз-мануш в России

  • Trio Django Piter (Санкт-Петербург)
  • Квартет Мануш (Москва)
  • Djangoband (Москва)
  • Swing Couture (Санкт-Петербург)
  • Квартет Квадрат (Москва)
  • Groove Party (Москва)
  • Se.Vi.Дж. (Санкт-Петербург)
  • Monsieur Manouche (Санкт-Петербург)
  • Chance-On Manouche (Санкт-Петербург)
  • Cotton Jazz Band (Пермь)
  • Квартет Барбекю (Самара)
  • Swing Zippers (Литва)
  • Ансамбль горняцкого свинга «Bergbauswing» (Москва)
  • Саратовский джаз-оркестр «Ретро»

«Волга-Мануш-Бэнд» (Волгоград), 2012 год

Примечания

Ссылки

  • Manouche club — Клуб любителей Джанго Рейнхардта
  • Jazz Manouche — Российский портал о Цыганском Джазе
  • Gypsy Jazz 2011 — Второй международный Gypsy Jazz фестиваль
  • Le Jazz в Москве
  • DjangoFest — Gypsy Jazz Swing Guitar Music Festivals, (США) (англ.)
  • Ансамбль горняцкого свинга «Bergbauswing»
  • Swing Zippers
  • Djangostation
  • Djangoband
  • Форум о Gypsy jazz на Русском
  • «Minor Swing». Аутентичное исполнение Саратовского джаз-оркестра Ретро
Джаз
Topics «Джаз» • Jazz Age • Джаз бэнд • Jazz poetry • Jazz royalty • Джазовый стандарт • Биг-бэнд • Импровизация • Джем-сейшн • Скэт • Страйд • Swing performance
Инструменты Jazz bass • Jazz drumming • Гитара в джазе • Джазовое фортепиано • Jazz violin • Vocal jazz
Стили Asian American jazz • Cape jazz • Chamber jazz • Crossover jazz • Джаз-блюз • Jazzstep • Latin jazz • M-Base • Mainstream jazz • Neo-bop jazz • Orchestral jazz • Smooth jazz • Trad jazz • West Coast jazz • Авангардный джаз • Бибоп • Босанова • Джаз-мануш • Джаз-рэп • Джаз-фанк • Джаз-фьюжн • Диксиленд • Кул-джаз • Модальный джаз • Ню-джаз • Панк-джаз • Пост-боп • Свинг • Ска-джаз • Соул-джаз • Фри-джаз • Хард-боп • Эйсид-джаз • Новоорлеанский или традиционный джаз • Афро-кубинский джаз
Списки
Музыканты
по инструментам Bassists • Clarinetists • Drummers • Guitarists • Organists • Pianists • Saxophonists • Trombonists • Trumpeters • Violinists • Vocalists • Percussionists
по стилям Bebop • Chamber jazz • Cool jazz & West Coast jazz • Hard bop • Jazz blues • Jazz fusion • Scat • Smooth jazz • Soul jazz • Swing
Стандарты Pre-1920 • 1920s • 1930s • 1940s • post-1950
Альбомы • Клубы • Contrafacts • Фестивали • Genres • Institutions & Organizations
Года в джазе Pre-1920: • 1915 • 1916 • 1917 • 1918 • 1919 • 1920-е: • 1920 • 1921 • 1922 • 1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 • 1930-е: • 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1936 • 1937 • 1938 • 1939 • 1940-е: • 1940 • 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945 • 1946 • 1947 • 1948 • 1949 • 1950-е: • 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 • 1960-е: • 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 • 1970-е: • 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 • 1980-е: • 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 • 1990-е: • 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 • 2000-е
Дискографии Blue Note • BYG Actuel • Cobblestone • CTI • ECM • ESP-Disk • Flying Dutchman • Freedom • Groove Merchant • Impulse! • India Navigation • Landmark • Mainstream • Milestone • MPS • Muse • Prestige • Riverside • Strata-East

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Джаз-мануш» в других словарях:

джаз-мануш — сущ., кол во синонимов: 1 • джаз (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Джаз-рэп — Направление: хип хоп Истоки: джаз, фьюжн, джаз фанк, хип хоп Место и время возникновения: Конец 1980 ых, восток США Годы расцвета: конец 1980 х; руб … Википедия

Джаз-фанк — Направление: Джаз Истоки: Джаз, Фанк, Соул, ритм н блюз Место и время возникновения: 1970, США Годы расцвета: 1970 80 е годы … Википедия

джаз — музыка толстых Словарь русских синонимов. джаз сущ., кол во синонимов: 16 • бибоп (3) • буги вуги … Словарь синонимов

Джаз — У этого термина существуют и другие значения, см. Джаз (значения). В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнен … Википедия

Джаз-фьюжн — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Цыганский джаз — Джаз мануш (известен также как Цыганский джаз и Цыганский свинг) направление в «гитарном» джазе, основанное братьями Ферре и Джанго Рейнхардтом. Соединяет в себе традиционную технику игры на гитаре цыган группы мануш и свинг. Помимо гитары,… … Википедия

Новоорлеанский или традиционный джаз — Возможно, эта статья скопирована здесь и … Википедия

Фри-джаз — Направление: джаз Истоки: бибоп, хард боп, этническая музыка Место и время возникновения: США, конец 1950 х Годы расцвета: 1960 … Википедия

Эйсид-джаз — Acid jazz Направление: Джаз Истоки: Эйсид хаус, фанк, джаз, хип хоп [1] Место и время возникновения: Великобритания, конец 1980 х … Википедия

Источник

Цыганский Джаз — Jazz Manouche

Посмотреть записи в Инструменты

Тест датчиков Stimer, Pêche à la mouche и Kent Armstrong

Очень интересный тест датчиков Stimer (от Dupont и оригинального), Pêche à la mouche и Kent Armstrong от пользователя Fred V. на Ютюбе:

Датчики оказались следующими:

1. Pêche à la mouche
2. Stimer Dupont
3. Оригинальный Stimer
4. Kent Armstrong

Оригинальный Стимер, пожалуй, можно было отличить сразу по разнице в громкости верхних и нижних струн, а также по атаке и особому звучанию верхних частот, знакомому нам по записям Джанго 40-х годов. Для меня наиболее интересным было сравнить звук современных копий датчиков — от Dupont и Pêche à la mouche.

Для теста использовался транзисторный усилитель AER — так что весьма интересно будет повторение Fred V. теста с использованием лампового усилителя.

Производители гитар типа Selmer

Традиционно, в жанре Jazz Manouche используются особые акустические гитары. Для соло игры используются гитары с овальной розеткой, а для ритма — с D-образной розеткой, подобные выпускавшимся в 30-50 ые годы французской фирмой «Selmer«. В настоящее время, немало гитарных мастеров по всему миру производят гитары по чертежам «Selmer», большинство профессиональных исполнителей имеют в своей коллекции как современные инструменты, используемые как «рабочие лошадки», так и винтажные гитары, в том числе оригинальные инструменты Selmer, а также весьма ценящиеся Busato. продолжить чтение

Гитары Selmer

Джанго с гитарой Selmer-Maccaferri

Гитары Selmer – инструменты, на котором играл большую часть своей карьеры Джанго Рейнхардт, они стали символом Цыганского Джаза. Гитары производились компанией Сельмер с 1932 по 1952 год.

Гитары имеют довольно необычный (по сравнению с американскими вестернами и тд) вид, отличительной чертой является довольно большая дека с овальной или D-образной розеткой. Крепление струн – аналогично креплению на мандолине или виолончели. Верхняя дека слегка изогнута и изготовлялась из цельного куска древесины. продолжить чтение

Гитара семиструнная

Строй русской семиструнной гитары:

До середины 20-века в России, и Советском Союзе — фактически, это был основной «народный» инструмент, шестиструнки использовались, в основном, лишь классическими гитаристами. Большинство «старых» бардов (Высоцкий, Окуджава и пр.) использовали по-началу именно ее (хотя, потом — тот же Окуджава стал использовать шестиструнку). Но, конечно, всемирную славу этому инструменту принесли русские цыгане, сделавшие семиструнку воистину своим инструментом. Ни с чем не сравнимый щемящий тембр звучания семиструнки, обусловленный, в частности, особым размером (слегка меньшим, чем у стандатной классической шестиструнки) и строением деки, строй удобный для взятия характерных минорных и уменьшенных аккордов — все эти особенности инструмента столь органично обеспечивают особый, неповторимый колорит русской цыганской музыки.

Материал по семиструнке буду добавлять постепенно, а пока всем желающим предлагается

Источник

Оцените статью