Мария петровна либерман преподаватель фортепиано

Репетитор Печковская Мария Петровна

Репетитор по фортепиано.

Образование: Российская академия музыки имени Гнесиных, фортепианный факультет, специальность – исполнитель, ансамблист, педагог (1972 г.).
Автор пособий: «42 урока музыки» (для начинающих); «Музыкальным мальчикам и девочкам» (для обучения детей игре на фортепиано дошкольного и младшего школьного возраста).
Опыт преподавания – с 1964 года (в музыкальной школе, преподаватель по классу фортепиано).

Имею многолетний опыт работы обучения игре на фортепиано детей разного возраста. 53 года проработала в детской музыкальной школе преподавателем фортепиано. Являюсь автором методических пособий для обучения начинающих учеников. Уроки провожу в живой форме, подбираю такой материал, чтобы пробудить интерес к занятиям музыкой, к игре на фортепиано.

Источник

Фортепиано

Фортепианный отдел — старейший в школе. Он работает с самого начала ее существования. Первыми ее педагогами были Евгения, Елена и Мария Гнесины. Именно фортепианный отдел долгое время определял главные успехи школы, т. к. всегда отличался ярким педагогическим составом.

Педагоги фортепианного отдела сформировали основные принципы музыкальной педагогики, ориентированной на серьезное профессиональное обучение.

Кроме сестер Гнесиных в разное время на фортепианном отделе работали прекрасные мастера, педагоги: М. И. Августовская, В. В. Листова, Ф. А. Гуревич, Е. А. Бекман-Щербина, С. Д. Коган, А. Д. Урисон, Л. И. Капустина, С. И. Апфельбаум, Т. М. Партанская, Н. А. Светозарова, В. А. Стрельбицкая, Т. Н. Рогаль-Левицкая, Н. И. Здобнова, Е. П. Крылова, Н. Н. Галкина, Е. Я. Либерман, И. И. Савина, А. П. Кантор, Е. Н. Орлова, Т. Е. Фрейнкина, В. М. Гитлиц, Е. И. Воробьев, Н. Ф. Юрлова.

По поручению Е. Ф. Гнесиной в 1947 г. педагогами-активистами была организована вечерняя музыкальная школа в поселке Сетунь, фортепианный отдел которой возглавила Т. Е. Фрейнкина, ученица Елены Фабиановны. Впоследствии из нее сформировались музыкальные школы № 14 и № 97 Кунцевского района г. Москвы.

В 50-е гг. на отдел пришли преподаватели, составившие основу фортепианной педагогики школы Гнесиных: М. Н. Денисова, С. В. Девенишская, Н. В. Лукьянова, А. П. Батагова, Л. В. Судзиловская, О. Б. Черняк, Е. Я. Эстрина, Э. Н. Ратинова, Р. М. Юшкова, В. Н. Белова (которая работает и поныне!).

В 60-е гг. отдел пополнился новыми силами в лице таких замечательных преподавателей, как И. П. Сект, К. Д. Локшина, В. С. Кострина, Г. Н. Галкина, Н. Д. Партанская, А. Н. Виленская, А. В. Чугуева, Л. С. Левянт, А. А. Викторов, который около 30 лет занимал должность заместителя директора.

В конце 60-х и в 70-е гг. появилось следующее поколение гнесинцев — И. Н. Габриэлова, Т. Н. Саркисянц, Н. М. Доленко, Г. Б. Прут, А. Е. Майкапар, Н. Д. Левицкая, М. А. Копысова, Э. М. Коперина, М. В. Преображенская, О. А. Демьянова, Н. К. Боброва.

Большим событием в истории школы в 1972 г. стал II Московский конкурс юных пианистов, на котором I место занял Михаил Лавут (класс Т. Е. Фрейнкиной) и II место заняла Марина Барышникова (класс В. М. Гитлица).

Следует отметить, что для педагогов-пианистов всегда была важной составляющей их деятельности методическая работа.

Преподаватель А. П. Батагова, автор более 200 статей по музыкальной педагогике, была инициатором и редактором сборников педагогического репертуара.

Под редакцией преподавателей Г. А. Головиной, М. Н. Денисовой, В. М. Гитлица, В. П. Назимова, Е. Н. Орловой, Т. Е. Фрейнкиной, Б. Н. Черняк была составлена программа для ДМШ (вып.1973 г.)

Ученики Т. Е. Фрейнкиной и других преподавателей принимали участие в выпуске пластинки «Урок профессора Е. Ф. Гнесиной», исполнив произведения Е. Ф. Гнесиной (фирма Мелодия, 1971 г.), в создании фильма о школе-семилетке «Найди эту ноту» (Студия документальных фильмов, 1972 г.), и в фильме «Работа над музыкальными произведениями в классе фортепиано ДМШ», где один из разделов вела Е. Н. Орлова со своими учениками.

Т. Е. Фрейнкина участвовала как лектор и исполнитель в педагогических чтениях в ЦДРИ под руководством таких мастеров, как Г. Г. Нейгауз, А. Б. Гольденвейзер. Педагоги отдела, в том числе М. Н. Денисова, Е. Н. Орлова, Т. Е. Фрейнкина, С. В. Девенишская и многие другие проводили открытые уроки, читали лекции с показом учеников, консультировали в методкабинете Москвы и других городах страны.

Преподаватель С. В. Девенишская, ученица Е. Ф. и О. Ф. Гнесиной, стояла у истоков

создания Городской педагогической филармонии. Она организовала педагогическую филармонию преподавателей в МДМШ им Гнесиных, являясь ее руководителем и исполнителем более 50 лет.

Одновременно существовала концертная группа преподавателей школы под руководством А. А. Викторова. Концерты проводились как в школе, так и за ее пределами. Ныне филармонией руководит талантливый музыкант, преподаватель и исполнитель И. В. Весёлый.

В концертах педагогической филармонии, наряду с серьезными произведениями, исполняются произведения из детского репертуара, что является одной из форм обучения. В 80-90-е гг. отдел продолжает развиваться. В школу пришли работать И. В. Весёлый, В. А. Сысоева, Н. К. Турдыева, а также воспитанники школы И. Н. Белова, А. Б. Пятницкая, А. Н. Бирюкова.

В 90-е гг. начали работу бывшие выпускники школы Т. Б. Грибова, О. Ю. Шалаева, Н. П. Никифорова, В. М. Литовкина, М. Е. Бирюков, а также Т. В. Суханова.

Заведующие этих лет И. Н. Габриэлова, Э. М. Коперина внесли большой вклад в развитие фортепианного отдела. Последние годы отдел пополнился новыми преподавателями — Н. В. Михайловой, Л. Г. Поляковым, А. Р. Сафоновым, С. Г. Аршакян и М. А. Сабелькиной. Класс клавесина и органа ведет Т. В. Гаврилова.

В настоящее время заведующая фортепианным отделом Наталия Михайловна Доленко проводит большую методическую и организационную работу.

Учащиеся фортепианного отдела часто становятся победителями разных конкурсов, в том числе лауреатами и дипломантами международных конкурсов «Классическое наследие», «Новые имена», «Ступени к мастерству», конкурсов в Италии, Прибалтике, Франции, Германии, Польше и других странах.

Сегодня наиболее способные и трудолюбивые дети имеют возможность выступить не только в сольных концертах, но и с оркестром, причем в прекрасных залах — Большой, Рахманиновский залы Московской консерватории и др. Так что навыки артиста-исполнителя формируются у детей уже внутри школы.

Заведующая отделом
Доленко Наталья Михайловна

Преподаватель высшей квалификационной категории, выпускница Гнесинской школы, Доленко Наталья Михайловна в 1970 году окончила ГМПИ им. Гнесиных по классу спец фортепиано профессора Понизовкина Ю. В.

Работает в МГДМШ им. Гнесиных с 1964 г.

С 1995 по 2005 — заместитель директора по учебно- воспитательной работе.

С 2010 по настоящее время — заведующая фортепианным отделом.

Одна из организаторов конкурса- фестиваля фортепианных и камерных ансамблей, который проводится с 1997 года. Член жюри этого конкурса- фестиваля.

Одна из составителей сборника «Феномен детства» (2015). К 120 — летию основания школы.

Руководитель проекта «Музыка и Слово» объединяющего учащихся фортепианного отдела и музыкального театра.

Грамотой Министерства культуры СССР (1985).

Почетным званием «Ветеран труда» (1988),

Грамотой Правительства Москвы (1995).

Грамотой Методического кабинета (1997).

Преподаватель по классу фортепиано
Белова Валентина Николаевна

Преподаватель высшей квалификационной категории Белова Валентина Николаевна.

В 1937 году поступила в 7-летнюю музыкальную школу им. Гнесиных в класс Заслуженного Учителя Советского Союза В. В. Листовой.

В 1946 году, поступила в только что открытую 10-летнюю школу им. Гнесиных в 8-ой класс к В. В. Листовой.

В 1954 году с отличием окончила ГМПИ (ныне — Академия) им. Гнесиных, по классу спец. фортепиано профессора Т. Д. Гутмана.

В институте состояла членом Научно-студенческого Общества (НСО).

В1957 году была приглашена в 7-летнюю музыкальную школу им. Гнесиных, где работает по настоящее время преподавателем специального фортепиано.

Имеет почётное звание «ветеран труда» и множество благодарностей и наград Министерства Культуры, Департамента Культуры и Методического кабинета.

В 2014 году награждена премией Правительства Москвы — работникам государственных учреждений культуры «За вклад в развитие культуры».

Белова В. Н. возглавляет методическую работу в школе, является наставником молодых педагогов и провожу мастер-классы.

За годы работы выпустила более 100 учащихся. Среди них лауреаты Всесоюзных и Международных конкурсов, работающие и концертирующие в Москве, России и за рубежом.

Это выпускницы 80-х годов — Мара Пермякова (Голландия), Наталья Салиман-Владимирова (Германия), выпускница 2005 года Елена Нефедова — лауреат Международных конкурсов, воспитанница Фонда «Новые Имена», училась в Московской консерватории в классе профессора В. В. Горностаевой, в настоящее время живёт и работает в Риме. Анастасия Милованова (выпуск 2006 года), закончив РАМ и аспирантуру, работает в школе им. Гнесиных и успешно занимается концертной деятельностью. Выпускница (2012 год) Татьяна Ковалёва с отличием закончила РАМ и работает в хоровой студии Попова. Выпускница (2016 год) Валентина Епремян оканчивает Музыкальное училище им. Гнесиных, Никита Кадомцев оканчивает Музыкальное училище при Московской Консерватории. В 2014 году Анна Бондарева получила городской грант мэра Москвы на конкурсе «Сфера культуры и искусства».

Учащиеся класса Беловой В. Н. — постоянные участники концертов школы, участники городских концертов, фестивалей, являются солистами концертов с оркестром нашей школы.

В настоящее время в школе им. Гнесиных преподает по классу фортепиано выпускница класса Беловой В. Н. О. Ю. Шалаева, работали В. Литовкина и В. Шершер.

Преподаватель по классу фортепиано
Весёлый Игорь Вилович

Преподаватель высшей квалификационной категории Веселый Игорь Вилович.

В 1980 году Окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки.

В МГДМШ им. Гнесиных с 1987 года работает.

За годы работы в школе принимал активное участие в концертах педагогов школы «Педагогическая филармония» под руководством С. В. Девенишской и в исполнительской группе педагогов под руководством А. А. Викторова.

Принимал участие в творческом вечере композитора М. Е. Бирюкова в Музее-заповеднике С. В. Рахманинова «Ивановка», где был первым исполнителем его «Русской сонатины» и пьес для фортепиано в шесть рук.

Выступал с сольными концертами и давал мастер-классы в городах Певек, Элиста и других. Неоднократно посещал курсы повышения квалификации.

С 2011 года — художественный руководитель концертов педагогов МГДМШ им. Гнесиных «Педагогическая филармония».

Часто выступает вместе со своими учениками, в частности, в «Рождественских концертах» в «Галерее Александра Шилова». Его ученики ежегодно принимают участие в Международном фестивале — конкурсе «WINTERREISE — ЗИМНИЙ ПУТЬ», в проекте «Концерты в Архангельском» и других проектах.

Каждый ученик класса — событие для этого педагога. Его главная цель — приобщение детей к музыке, способствовать их дальнейшему эмоциональному развитию «в эпоху цифровизации».

За годы преподавательской деятельности Игорь Вилович воспитал более 120 учеников. Многие из них продолжили своё профессиональное образование, стали лауреатами международных конкурсов.

Преподаватель по классу фортепиано
Преображенская Марианна Васильевна

Преподаватель высшей квалификационной категории Преображенская Марианна Васильевна в 1971 году окончила ГМПИ им. Гнесиных (класс проф. А. В. Маленковской).

С 1971 года по настоящее время работает преподавателем в ГБУДО г. Москвы «МГДМШ им. Гнесиных» по классу фортепиано.

Марианна Васильевна воспитала несколько поколений музыкантов-исполнителей, которые продолжили свое образование в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Ее ученики — постоянные участники отчетных концертов школы, концертов ЗАО г. Москвы, концертов, организованных Методкабинетом, фестивалей, конкурсов.

В педагогике Преображенская М. В. опирается на классический репертуар, традиции, выработанные десятилетиями в МГДМШ им. Гнесиных.

Дети, родители и педагоги ценят её высокий профессионализм, требовательность, а также чуткость, доброту, отношение к ученику как индивидуальности.

Марианна Васильевна регулярно выступает в школе с методическими сообщениями на различные темы с показом учеников своего класса.

Долгие годы она поддерживала связь с Союзом композиторов СССР и пропагандировала новые произведения советских композиторов, организовывала концерты с показом новых произведений силами своих учеников.

Является постоянным участником концертов педагогов.

— Медалью «Ветеран труда» (1988)

— Медалью «За доблестный труд» (2015)

За свой многолетний труд имеет благодарности руководителей культуры и образования различного звена.

Многие выпускники класса Преображенской М. В. связали свою жизнь с музыкой.

Рябова Вера — выпускница МГИМ им. А. Г. Шнитке (фортепианный факультет).

Хомутова Анастасия — выпускница Московской консерватории им. П. И. Чайковского (историко-теоретический факультет, кафедра органа и клавесина), лауреат Международного конкурса органистов им. В. Кикты (орган), преподаватель, заместитель директора МГДМШ им. Гнесиных.

Коломина Екатерина — выпускница Московской консерватории им. П. И. Чайковского (дирижерско-хоровой факультет), солистка вокального ансамбля «Intrada», помощник режиссёра МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Бёме Анна — выпускница Московского Колледжа Импровизационной Музыки (фортепианный факультет), лауреат Международного конкурса-фестиваля «Рояль в джазе» (2017, 2018)

Источник

«О роли развития техники пианиста»

В работе над собой каждый музыкант должен уделять своей технике значительную долю времени и труда, развивать и совершенствовать её»

Просмотр содержимого документа
«»О роли развития техники пианиста»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Новоспасская детская школа искусств Ульяновской области

«О РОЛИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА»

преподаватель по классу фортепиано

Кашкин Александр Петрович

Часть I. Введение

Часть II. Краткий экскурс в историю развития взглядов на воспитание пианистических навыков.

Часть III. Е. Либерман. Работа над фортепианной техникой.

Часть IV. Заключение

«Техника – это туше, аппликатура, знание правил фразировки»,

— писала французская пианистка Маргарита Лонг

О роли, значении и необходимости развития технической оснащенности исполнителя-пианиста, будь то начинающий музыкант или зрелый мастер, написано немало интересных и полезных книг. Практически все известные фортепианные педагоги и исполнители обращались к этой теме и посвятили ей немало различного методического материала. Работа над развитием техники занимала и занимает важное место в общем комплексе развития личности музыканта. Любое музыкальное исполнение произведения немыслимо без наличия технической оснащенности исполнителя. Значение развития техники учащегося понятно для каждого педагога. Однако многие учащиеся, пройдя начальные этапы обучения, имеют серьезные пробелы технического развития, проблемы, связанные с пианистическим аппаратом, исполнительскими навыками игры. Почему же так велика роль технической оснащенности исполнителей? О значении развития технического мастерства и пойдет речь далее.

Часть II .Краткий экскурс в историю развития взглядов на воспитание пианистических навыков.

Все музыканты знают, что развитие технических навыков практически невозможно отделить от музыкально-пианистического обучения. Конечно, было бы, наверное, неправильно выделить техническую оснащенность исполнителя как отдельно существующую обособленную проблему, потому что техника — это умение владеть всеми средствами выразительности. Значит, техника не сводится только к быстроте, силе и выносливости пальцев.

Понятие техники трактуется весьма широко, включая не только двигательные качества, но и умение свободно и естественно играть на

инструменте. Каждый педагог знает, что правильно организованные занятия обязательно приведут к совершенствованию музыкального исполнительского мастерства. Но все ли педагоги достаточно серьезно относятся к организации этой работы. Для того, чтобы понять и оценить значение развития техники будущих музыкантов, совершим краткий экскурс в историю развития взглядов на воспитание пианистических навыков.

В эпоху клавирного искусства конца 17 середины 18 веков формируются национальные клавирные школы во Франции, Германии, Италии, Испании. Появляются известные мастера клавирных школ – Франсуа Куперен, Жан Филипп Рамо, Иоганн Себастьян Бах, Доменико Скарлатти и др. Появляются первые трактаты по исследованию искусства владения инструментом. В трактатах Франсуа Куперена «Искусство игры на клавесине», Ж.Ф. Рамо «Метод пальцевой механики» уже уделяется достаточно много внимания проблеме технического развития ученика.

Во второй половине 18 века рождается новый музыкальный язык будущих венских классиков. Здесь выделяются своим новаторством сыновья И.С. Баха. Особенно значительным стало творчество Карла Филиппа Эммануила Баха, его трактат «Опыт об истинном искусстве игры на клавире» стал настоящей школой для музыкантов его времени. Здесь необходимо выделить три главных методических принципа Ф.Э.Баха: первый — он придает большое значение содержательности исполнения, взаимодействию исполнения на слушателя; второй – он уделяет большое внимание умению петь на рояле, советует слушать хороших певцов, чтобы понять фразировку музыкальной речи;

третий– он призывает воспитывать виртуозность усиленными упражнениями на инструменте. Современники отмечали, что сам Ф.Э. Бах был необычайно виртуозен, его игра отличалась поэтичностью, блестящим темпераментом и четкостью ритма.

В эпоху Венской классической школы (конец 18 начало 19 веков), растет популярность нового инструмента фортепиано, который постепенно

вытесняет клавесин. Новые возможности инструмента вызвали небывалый интерес к новым приемам игры. Уделяется внимание четкости, ровности всех пальцев, с изобретением правой педали расширяется звуковой диапазон, градации от РР до ff. И хотя ранние венские классики еще тесно связаны с традициями клавесинного стиля (прозрачность письма, мелкая пальцевая техника и т.д.), мастерство исполнителей того времени находилось на очень высоком уровне. Их игру отличала максимальная отточенность всех деталей, высокое искусство орнаментики.

Одним из ярких представителей лондонской школы фортепианного искусства стал Муцио Клементи. Именно Клементи был автором первых в истории фортепиано инструктивных технических упражнений и этюдов «Gradus ad Parnasum». Главными принципами М. Клементи считает полный концертный звук, рельефность фактуры. Упражнениям и этюдам отводится основополагающая роль в развитии и формировании техники. При этом он подчеркивает, что необходимо учить много, медленно и громко, высоко поднимая пальцы.

Дальнейшее развитие фортепианного исполнительского искусства было связано с творчеством Людвига ван Бетховена, основателя нового фортепианного стиля. Его фортепианная музыка способствовала развитию исполнительства на новом уровне. Фортепианные сочинения Бетховена пронизаны симфонизмом, широтой, размахом, невероятной энергией. Известно, что он большое внимание уделял изучению гамм во всех тональностях, правильному положению пальцев, использованию веса руки, аппликатуре, которая помогала решать артикуляционные и агогические задачи. Особое внимание Бетховен уделял умению пения на рояле. Исполнительские принципы Бетховена получили свое развитие в творчестве Листа, Шумана, Шопена, Мендельсона и др.

Большое значение в дальнейшем развитии фортепианной техники сыграл последователь венской фортепианной школы Карл Черни. Будучи учеником Бетховена, он перенял многие его педагогические взгляды:

— объединяющие движения руки, использование веса

— координация мышц руки и плечевого пояса, свобода и эластичность движений, разнообразие туше

— чистота, отчетливость пальцевой игры, воспитание независимости пальцев, частая смена положений рук

— уважение к авторскому замыслу, максимальное раскрытие индивидуальности ученика, воспитание его творческой воли и самостоятельности.

Интересно, что сам Бетховен признавал педагогический авторитет К. Черни.

Самые известные сочинения К. Черни – «Об искусстве фортепианной игры». Из наиболее легких этюдов для начинающих пианистов – «Избранные этюды» под редакцией Г. Гермера, «Школа беглости» ор. 299, «Искусство законченной пальцевой готовности» ор. 740. Кроме этих главных сборников существует большое количество этюдов разных опусов, которые содержат

различные упражнения и этюды, направленные на развитие различных видов техники. К. Черни считается классиком жанра этюда, на котором выросли этюды романтического направления. Этюды К. Черни – это блестящая исполнительская школа фортепианной техники.

Заслуживает большого внимания книга выдающегося советского пианиста и педагога Генриха Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры». В главе IV, посвященной работе над техникой, автор очень подробно освещает все аспекты необходимости развития технического мастерства исполнителя, важности развития всего комплекса музыканта. Опираясь на известные истины и мудрость высказываний известных исполнителей прошлого, Нейгауз очень точно и убедительно дает рекомендации как педагогам, так и обучающимся.

Совершив небольшую экскурсию и осветив лишь часть оставленного методического наследия, мы понимаем, сколько внимания было уделено

мастерами прошлого вопросу необходимости технического развития. Именно в те времена были заложены основы и принципы развития техники, сложились традиции, взгляды и понимание ее роли и значения.

Часть III. Е. Либерман. Работа над фортепианной техникой.

Среди всего многообразия фортепианной литературы о роли техники, хочу отдельно остановиться на значении и содержании книги известного исполнителя и педагога Евгения Яковлевича Либермана «Работа над фортепианной техникой». Книга адресована в первую очередь педагогам и учащимся музыкальных учебных заведений. Автор прекрасным, образным и доступным языком излагает различные приемы работы над фортепианной техникой. Опираясь на исторический опыт предшествующих музыкантов-исполнителей, автор создал уникальную энциклопедию, которая содержит

целый комплекс советов, рекомендаций, упражнений, приемов развития фортепианной техники. Доступно и убедительно объясняет возникающие проблемы и приводит примеры их решения. Точно выстраивает методику постепенного освоения различной фортепианной фактуры. Лично для меня эта книга сыграла большую роль в моем становлении как педагога-музыканта. Не ставя целью краткого изложения материала всех глав книги, попробую выделить основополагающие тезисы, которые, на мой взгляд, должны составлять основу работы педагога с учеником по развитию техники.

Это прежде всего осознание и наличие следующих моментов:

Для развития техники в широком смысле слова необходимо наличие комплекса музыкальных способностей(таланта) обучающегося, его художественные потребности, стремление к развитию и совершенствованию.

Необходимо понять, что техника представляет собой совокупность средств, позволяющих передать содержание музыкального образа. Вне музыкальной задачи техника не существует. Главная

последовательность – от понимания музыкального образа к технической работе, которая приведет к более высокому пониманию и передаче музыкального образа.

Необходимо наличие способности добиваться поставленной цели, работоспособность, настойчивость в достижении цели, художественная потребность, немало важны и физиологические возможности.

Необходима грамотная, методически организованная и осознанная работа над достижением цели различными способами, приемами, упражнениями.

Вот, на мой взгляд, наиболее важные аспекты, предшествующие дальнейшей детальной и конкретной работе над развитием техники пианиста.

Хочется кратко остановиться на некоторых моментах работы Е. Либермана, содержащих интересные высказывания и советы.

Во II главе автор определяет главное содержание фундамента техники пианиста через воспитание ощущения контакта с клавиатурой как ощущение непрерывной связи свободно управляемой руки через конец пальца с клавишей. Большую роль он отводит упражнениям на развитие физических возможностей пальцев. Здесь дается большое количество различных упражнений с объяснениями физиологической основы каждого и его целесообразности. Эти упражнения полезны как для начинающих, так и для зрелых музыкантов.

В главе III автор подчеркивает, что процесс игры — это в первую очередь умственный процесс, и лишь затем физический. Подробно объясняет взаимосвязь между техническими задачами и пониманием воплощения художественного образа. Учащийся должен ясно представлять художественный образ исполняемого произведения, его характер, темп исполнения, динамику, характер методизма, фразировку. Вся его дальнейшая работа должна быть направлена на реализацию поставленных задач. Важная роль отводится аппликатуре. Работу над выбором аппликатуры необходимо

начинать на начальной стадии работы. Аппликатура должна быть удобной, тогда значительно легче и быстрее будет решена техническая проблема. Автор советует выбирать аппликатуру в быстром темпе, тем самым можно почувствовать ее удобство или неудобство. В данном разделе он приводит примеры работы над первым пальцем, определяя его важную роль при исполнении пассажей. Уделяет внимание целесообразности разной аппликатуры.

В IV главе автор обращает внимание на необходимость игры всевозможных гамм и упражнений. Именно гаммы и упражнения являются фундаментом дальнейшего развития техники, так как в них содержатся ключевые технические формулы. На ранних этапах работа над гаммами сводится к общему ознакомлению, и только второй этап дает необходимый результат, когда в гаммах решаются темповые и художественные задачи. Автор приводит много примеров интересных упражнений, способствующих достижению в гаммах высшего пианистического мастерства.

V глава полностью посвящена развитию различных приемов фортепианной игры: техники кантилены, пальцевому legato, игре non legato и staccato, аккордам forte и аккордам piano, приемам исполнения различных аккомпанементов, исполнению специфических фактурных формул, приемов исполнения пунктирных ритмов, трелей и тремоло, арпеджиато и чередования рук в пассажах, октав, ломаных октав, терций, репетиций, скачков, быстрых аккордовых последовательностей.

По каждому приему даны очень точные и полезные советы.

Главное значение данной книги — каждый педагог и исполнитель почерпнет в ней практические советы по развитию техники, найдет полезные упражнения, возможно даже переосмыслит свое видение задач педагогики и исполнительства.

Знания методических основ развития техники, изучение трудов великих педагогов-музыкантов необходимы для становления личности

педагога. Из всего вышесказанного следует вывод – педагог должен владеть различными методами, способами, умениями и навыками, которые бы помогли ученику в его развитии как музыканта. Опираясь на уже существующие признанные многообразия различных способов и методов работы, необходимо найти свой путь и выработать свои взгляды и методы работы. Надо помнить, что работа музыканта над собой приносит наибольшую эффективность только при условии ежедневности, систематичности занятий. Сколько учеников, столько и индивидуальных подходов, способов, приемов. Задача педагога – уметь самому, знать и овладеть различными способами игры, быть требовательным, уметь услышать и понять, стремиться найти верный путь в развитии каждого ученика. Педагог, как и ученик, учится всю жизнь. С каждым новым учеником, изучением нового произведения, приходит новый опыт, новые способы работы.

В работе над собой каждый музыкант должен уделять своей технике значительную долю времени и труда, развивать и совершенствовать ее. Но нужно помнить, что техника – это не только способность исполнять трудные пассажи. Техника — это искусство, она охватывает в мастерстве музыканта большее количество элементов. Техника не цель, а средство для передачи замысла. При этом, только владение знаниями умениями и приемами развития техники, можно достичь настоящих исполнительских высот и добиться успеха.

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978 .

2.Гофман И. Фортепианная игра, Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961.

3.Коган Г. Работа пианиста. М.,1979.

4.Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М., 1966.

5.Савшинский С. Работа пианиста над техникой. Л.,1961.

6. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., Классика-XXI , 2003.

7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1958.

Источник

Оцените статью