Под музыку аккордеона вернулась в город родной
Шестое марта. Драматический театр им. А. Н. Толстого. Идет церемония награждения лауреатов конкурса «Женщина года». В перерывах между объявляемыми номинациями творческие коллективы города преподносят публике музыкальные подарки. И вдруг на сцену выпархивает Маша Селезнёва.
Тонкая, легкая, с красивым белым маленьким аккордеоном, она, исполняя свою музыкальную композицию, буквально летала по сцене, и этим приводила в экстаз всех присутствовавших в зале. Очень долго потом очаровательную аккордеонистку не отпускали восторженные зрители. А в моей памяти всплыло другое время.
Много лет назад в редакцию газеты пришла одна многодетная мама и рассказала о том, что ее дочка Маша — очень способная девочка. Но в семье нет средств на приобретение аккордеона. А без инструмента можно даже и не мечтать о ее дальнейшей музыкальной судьбе. Позже состоялось более тесное знакомство с гостьей.
Нина Ивановна Селезнёва (так ее звали) очень переживала за будущее дочери. В газете появилась моя публикация, где прозвучало обращение с просьбой о помощи талантливой девочке. Откликнулись две сердобольные женщины, которые предлагали подарить Маше находившиеся в их семьях музыкальные инструменты.
Конечно, мы встречались с ними, благодарили за порыв души. Но те аккордеоны не отвечали запросам, которые предъявлялись. В какой-то момент, совсем отчаявшись, Селезнёвы обратились за помощью к тогдашнему директору АО «СНПЗ» Николаю Лядину. Тот внимательно выслушал их и сказал, что, если Мария победит в конкурсе, на который она собиралась, тогда он предметно будет решать вопрос.
И ведь Маша стала лауреатом! Вот после этого Николаю Михайловичу Лядину позвонил профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Николай Александрович Кравцов и с гордостью сообщил о победе своей талантливой ученицы.
Вскоре на белорусской фабрике г. Молодечно был специально заказан классический аккордеон для юной сызранки. Мария тем временем прилежно училась. Ее уже заметили, и начались приглашения на различные международные конкурсы.
Пройдут годы. О Маше мне будет известно, что у нее все сложилось так, как она мечтала: окончила университет, гастролирует.
— Николай Михайлович Лядин словно вел меня по жизни, — взволнованно говорит Мария.
И рассказывает о том, как только благодаря ему она попадала на знаковые в музыкальном мире конкурсы. Побывала в Италии, Франции, других странах. И везде ее ожидал успех. К примеру, в Шотландии на ежегодном Кубке мира по игре на аккордеоне, куда приехали музыканты из разных стран. Селезнёва вошла там в пятерку лучших.
Потом девушку пригласит известный не только в нашей губернии заслуженный артист Самарской области Сергей Войтенко, который создаст творческий коллектив «Невесты». И начнутся гастроли, концертные выступления. На пятом курсе университета девушка перевелась в Москву. Там судьба ее свела с музыкантом и дирижером известной передачи на канале «Россия-1» «Синяя птица» Юрием Медяником, благодаря которому Маша стала известна и москвичам. Творческое содружество свяжет ее и со звездой шансона Сергеем Любавиным. Принимая участие в его концертных программах, Селезнёва исколесила почти всю Россию.
— У нас было до 25 концертов в месяц, — вспоминает моя собеседница. — С сентября по апрель. И каждый день новый город!
Доведется Марии принимать участие и в сольниках другого музыканта — Валерия Ковтуна. Это было в Кремлевском дворце. Где-то уже в конце своей учебы в университете Мария увлечется эстрадным направлением.
— Мне захотелось новых ощущений, более молодой аудитории, — комментирует Мария. — Но для этого понадобился совсем другой инструмент — маленький, удобный, с которым можно было бы чувствовать себя свободно и раскованно.
И вновь на помощь пришел Николай Михайлович Лядин! На сей раз именной аккордеон изготовили в Италии.
— Итальянцы — удивительный народ, — рассказывает Мария. — Очень творческий, музыкальный, с большим художественным вкусом.
Правда, с тем инструментом случился курьез. Когда он уже был практически готов, три месяца прошло в ожидании художника-инкрустатора, который искал вдохновения. Зато потом исполнил свою работу мастерски.
В московском университете Мария нашла и свою судьбу. Андрей Тарасов обучался по классу альтовой домры.
— Знаете, он очень талантливый человек, — с гордостью говорит девушка о своем супруге. — Играет на всем, где есть струны.
Жизнь доказала, что Андрей способен мыслить масштабно. Это именно с его подачи реализуются проекты в нашем городе по возрождению кинотеатров. И люди с удовольствием приходят на сеансы.
Пять месяцев назад в их семье появилась дочка Евангелина, о которой мечтала Маша. Вместе с мамой она уже побывала на гастролях в Саратове. Так что начало положено!
В 2014 году Мария и Андрей окончательно переехали в Сызрань. И вскоре у них родились близнецы — Павлик и Петенька. Два года Мария была занята детьми. Но неуемный характер и огромная жажда творчества сделали свое дело. Аккордеонистка вернулась на сцену. Писала свои программы для духового и народного оркестров, в которых сама солировала.
На мой вопрос, почему она вернулась в Сызрань, ведь могла бы остаться в Москве, блистать с концертами и на европейских площадках, Мария ответила не задумываясь:
— Во-первых, это моя малая родина, где я появилась на свет и выросла. Во-вторых, чувствую себя обязанной и ответственной. Ведь если бы не поддержка и помощь главы нашего города, не знаю, как бы сложилась моя жизнь. В-третьих, я не считаю, что сызранские зрители как-то отличаются от столичной публики. Наоборот! Они благодарнее, искреннее, душевнее. Каждый раз я получаю огромное удовольствие от встречи с ними. И хочу приложить все усилия для воспитания музыкального вкуса и развития духовных ценностей у нашей молодежи. Да и жить в Сызрани гораздо комфортнее, чем в мегаполисе. Хочу, чтобы мои дети, как и я в их возрасте, босиком бегали по земле и сами срывали яблоки с деревьев.
Нина СУГЛОБ
Волжские вести
Источник
Мария селезнева аккордеон личная жизнь
Музыкальная школа сквозь слезы ручьем
Впервые Маша Селезнева увидела аккордеон в раннем детстве в родной Сызрани.
— Каждую субботу мы собиралась у нас дома семейным кругом, пели песни под аккордеон, на котором играл хороший друг нашей семьи, — рассказывает Мария. — Инструмент он привез с фронта, из Германии. Это был знаменитый аккордеон Weltmeister — красный, с перламутровым отливом. Когда дядя приходил к нам в гости, я бросалась к нему и очень просила, чтобы он поиграл. Позже мама купила мне этот аккордеон, вспомнив историю из своего детства. Однажды она увидела, как совсем маленькая девочка играла на гармонике, была изумлена и воскликнула: «Моя дочь тоже будет играть на этом инструменте!»
Осваивать алый с перламутровым оттенком Weltmeister Маша начала вместе с сестренкой. Немецкий аккордеон для хрупких девчушек был огромным и тяжелым.
— Если в музыкальной школе я играла на «половинке», то дома мне приходилось «мучиться» на трехчетвертном инструменте, — смеется Мария. — Мама ставила передо мной будильник и говорила: «Вот когда большая стрелка часов дойдет до 12, тогда ты можешь прерваться».
— Понятно, что вы скорее не играли, а смотрели на «ненавистную стрелку».
— Я и играла, и смотрела, и иногда подкручивала стрелки вперед, потому что мне казалось, что они «не идут». Разучиваю какую-нибудь пьесу, а вся клавиатура у меня в слезах. Реву и ору: «Отпустите меня погулять!» До сих пор я не могу понять, почему, когда красивых мелодий для аккордеона написано очень много, в музыкальной школе детям давали разучивать программы, от которых ручьями лились слезы. Вспоминая свое прошлое в музыкальной школе, я не смогу назвать пьесу, которая бы мне тогда понравилась. Поэтому я убеждена, что при выборе репертуара педагогам надо обязательно учитывать мнение ученика.
Свое лицо, а не «звездный товар»
— Немудрено, что жесткий диктат учителей навсегда отбивал любовь к музыке у многих юных. А что вы играли, когда осознали, что аккордеон стал вашим вторым «я»?
— Конечно, Пьяццоллу или Гальяно, кое-что из Зубицкого. Восхитительную музыку для аккордеона написал Новиков. Для меня идеальный репертуар тот, в котором программа усложняется по мере развития музыканта. Но при этом исполняемую музыку могут понять и полюбить не только музыканты и музыковеды, но и широкая публика. Пьесы Пьяццоллы и Новикова нельзя назвать простыми, но при этом их можно сыграть как на конкурсе и в концертном зале, так и на свадьбе за праздничным столом.
— Это прагматично даже с точки зрения продвижения на эстрадной сцене. У вас есть желание попасть туда, где играет тот же Петр Дранга?
— Цели обязательно попасть в шоу-бизнес я перед собой не ставлю. Решит судьба, что надо, препятствовать не буду, нет — не расстроюсь. Для меня неинтересно мое развитие в качестве «звездного товара» для шоу. Несколько раз меня приглашали на телевидение в одну из очень популярных программ, но я отказалась, потому что звали не играть, а лишь в качестве гостьи. А мне хотелось бы выйти в эфир с аккордеоном. А еще мне хочется иметь свое лицо, писать авторскую музыку, которую будут слушать люди. Когда я училась в Санкт-Петербургской консерватории, мой учитель, профессор Юрий Ястребов, как-то разъяснил мне, в чем состоит отличие репродуктивной работы от продуктивной. «В репродуктивной работе ты механически выполняешь то, что делает кто-то другой: он сказал — ты сделал, — говорил Юрий Григорьевич. — А при продуктивной работе ты сам обдумываешь и принимаешь решение о том, что будешь делать, и создаешь новое». Для творческой личности продуктивность очень важна. Поэтому сегодня я нахожусь в постоянном поиске для обновления репертуара. Помимо создания собственных композиций, я с удовольствием обращаюсь к народной музыке, которую люди бережно пронесли через тысячелетия и сохранили для потомков. Кстати, из Удмуртии я тоже повезу домой народные мелодии…
Дорогой инструмент за «нефтерубли»
В руках Марии Селезневой сегодня аккордеон Bugari, в расцветке полностью повторяющий монохром классического белого фортепиано.
— Несмотря на маленький размер, мой аккордеон увесистый — 7 килограммов. Внутри инструмента «спрятано» пять микрофонов и много всего того, чего, вообще-то, не может быть в «половинке». Три «голоса» вместе с нижним и большее количество кнопок в левой руке в сравнении с обычным инструментом. «Неизвестный» мне художник загадочно долго инкрустировал мой аккордеон драгоценными камешками, и аккордеон получился очень дорогим…
Настолько дорогим, что приобретение аккордеона для Марии Селезневой оплатила одна из крупнейших российских нефтяных компаний, которую возглавляет Игорь Сечин.
Попутный ветер для музыкального «каравана»
— Маша, после концерта ижевская публика была в восхищении. «Она прекрасно играет и одновременно легко двигается по сцене!» — били в ладоши искушенные дамы и их продвинутые спутники.
— Признаться, на первых порах мне было сложно не то что расхаживать по сцене и играть, а просто стоять и играть. Уверенное сценическое движение пришло ко мне гораздо позже, — улыбается музыкант и композитор.
— В таком случае скажите откровенно, вас не обижают сравнения, которые иногда «развешивают» в Сети завистники и скептики: «Играющие ноги», «Дранга в мини-юбке»?
— Наверное, нет, — после короткой паузы осторожно предположила Мария Селезнева. — Как там говорится: «Собаки лают, ветер носит, а караван продолжает свой путь вперед». Так же и я стараюсь идти вперед!
Источник
Мария Селезнева: «Мой аккордеон в университете весил 18-20 кг»
Кто сказал, что женщина и аккордеон вещи не совместимые? Непопулярный среди музыкантов инструмент, который редко где можно услышать, «оживает» в руках лауреата Кубка мира по игре на аккордеоне Марии Селезневой.
Кто сказал, что женщина и аккордеон вещи не совместимые? Непопулярный среди музыкантов инструмент, который редко где можно услышать, «оживает» в руках лауреата Кубка мира по игре на аккордеоне Марии Селезневой.
За свой творческий путь она уже завоевала любовь своих слушателей: восторженные отзывы после концертов и огромное количество просмотров на youtube доказывают это.
Как Мария пришла к этому инструменту и каким аккордеоном она гордится больше всего? Об этом и не только в интервью портала ikirov.ru.
Мария, часто Вам приходится ломать стереотип, что женщина и аккордеон не совместимы?
У меня вообще такого стереотипа в голове нет, наверное, потому что я с раннего детства играю и не вижу в этом ничего особенного. Но есть ведущие, которые любят для эффектности выхода сделать на этом основной акцент.
Как реагирует общественность на Ваше появление?
Однажды одна ведущая, победительница одного из конкурсов красоты, объявила меня так: «А теперь выйдет великолепная Мария Селезнева и ее саксофон…». Все артисты за сценой улыбнулись. Видимо не все вдаются в подробности — музыкальный инструмент и это главное. Мне сложно отразить мнение всех зрителей, но безусловно у меня есть свой слушатель. У меня большое количество просмотров на youtube.ru. Часто пишут мамы учеников музыкальных школ, что отдали ребенка на класс аккордеона после похода на мой концерт, или люди, которые покупают мои CD, DVD-диски и на досуге включают их. Об этом они пишут мне в соцсетях.
Как вообще Вы пришли с этому инструменту? Как начался Ваш путь?
Мой путь начался в глубоком детстве. Нам привезли фортепиано родственники. Мне было года 3 или 4, я начала подбирать мелодии по слуху на нем. В этот же период у нас был друг семьи, который каждые выходные приходил к нам домой с аккордеоном, привезенным из Берлина с фронта и играл. Я когда его встречала, то, вцепившись в ногу, просила поиграть. Позже он уже не мог играть, так как заболела рука и он продал нам аккордеон. В 6 лет я пошла в музыкальную школу по классу аккордеона и фортепиано.
Были ли трудности в обучении?
Конечно. В музыкальной школе наступил момент, когда мне хотелось играть более сложную программу как музыканты из колледжа, но ничего не получалось. Я не понимала, как овладеть определенными приемами игры, чтобы исполнить понравившуюся композицию, и тут, к моему счастью, в нашу музыкальную школу пришел педагог-куратор, воспитавший не одно поколение первоклассных баянистов-аккордеонистов Александр Васильевич Гатьянский. С нашего с ним сотрудничества начались мои победы на конкурсах и творческий рост.
Хотелось ли перейти на инструмент «полегче»?
Сейчас инструмент, на котором я играю как раз самый легкий из возможных аккордеонов — он весит 7 кг, а мой аккордеон, на котором я обучалась в Санкт-Петербургском Университете культуры и искусств, весил 18-20 кг. Сколько аккордеонов вы уже сменили на своем творческом пути? Или так не принято? Аккордеонов было много. По мере роста музыканта, как физического так и профессионального, они обязательно должны меняться. Сначала ребенок начинает играть на аккордеоне-половинке, затем 3/4, затем полный, затем выборный и на вершине обучения музыкант определяется, будет ли он играть классику или эстрадную музыку, так как это совершенно разные инструменты.
Может у Вас есть коллекция? Какой инструмент самый памятный, каким особенно гордитесь?
Я больше всего горжусь инструментом, который подарила мне компания «Роснефть», так как когда я поступила в вуз, мне нужен был аккордеон за 400 тысяч рублей (столько они стоят), но в моей семье не было возможности приобрести дорогостоящий инструмент. На протяжении многих лет мама пыталась найти спонсоров для меня, но находились лишь те, кто оплачивал поездки на различные музыкальные конкурсы, но никак не на инструмент. Когда мы пришли с мамой к генеральному директору филиала «Роснефть» в г. Сызрань Н.М.Лядину, он был удивлен, что аккордеон может столько стоить и предложил мне доказать, что я достойна такого инструмента. Компания оплатила мне поездку на международный конкурс в Италию, там я заняла призовое место. Директор «Роснефть» не ожидал, что я стану лауреатом международного конкурса, а потом, чтобы не быть голословным, Николай Михайлович одобрил спонсорскую помощь на покупку аккордеона моей мечты.
Вы — лауреат Кубка мира по игре на аккордеоне. Что самое сложное в таких соревнованиях?
Самое сложное, когда ты уже понимаешь, что подготовился к конкурсу, все равно не нужно расслабляться и продолжать тренировки с той же отдачей что и сначала. Чем удивляли жюри? Я играла на необычном аккордеоне системы Кравцова. Это модернизированный аккордеон расширяющий репертуарные возможности аккордеониста. Николай Александрович Кравцов — профессор СПбГУКИ, зав. кафедрой исполнительства на народных инструментах и мой преподаватель по специальности, выдающийся мыслитель и музыкант, изобрел аккордеон собственной системы лет 20-30 назад и на нем играют сейчас многие музыканты не только его ученики, но и российские и зарубежные музыканты. Когда в Глазго я исполнила сложную программу на таком инструменте, меня засыпали вопросами о нем и все проявили большой интерес.
Есть ли у вас свои жанровые предпочтения? Что больше всего любите играть?
Я люблю играть музыку, которую бы могли понять и не подготовленные музыкально люди. Большую часть своих произведений я сочиняю сама, так как то, что уже написано, кажется мне либо устарелым, либо слишком сложным для восприятия, либо заезженным. Мне нравится творчество Р.Гальяно, А.Пьяццолла, В.Ковтун, Gotan Project, О.Золтан и т. д.
Источник