Маркеры для грифа гитары

Для чего нужны метки (точки) на грифе гитары?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Покупая гитару, можно заметить специальные отметки, в том числе в виде точек, на поверхности её грифа. Они бывают как непосредственно на фронтальной поверхности грифа – накладке, так и на верхнем его ребре. На ребре грифа эти метки имеют вид точек, которые не всегда замечают начинающие гитаристы.

В этой статье мы расскажем, что это за отметки, а также для чего они нужны.

Что это такое?

Белые, чёрные (или какого-либо другого цвета) отметки на гитарном грифе – это ничто другое, как маяк (ориентир) для гитариста.

  • Этими метками на классической гитаре обозначают расположение пятого, седьмого и двенадцатого ладов (иногда девятого).
  • На акустическом инструменте с металлическими струнами и электрогитаре их может быть больше (5 и более).

Отметки имеют название – позиционные маркеры.

Маркеры, расположенные непосредственно на накладке грифа, бывают разной формы: круглые, квадратные, прямоугольные, многоугольные. Бывают гитары, у которых они сделаны в виде изображения птиц или животных. Для гастролирующих музыкантов имеются модели со светящимися маркерами, специально учитывающими выступления в условиях недостаточной освещённости сцены.

В общем, стандартов на маркеры не существует – как по форме и цвету, так и по размещению. Исключениями из этого можно назвать только модели классических гитар. Здесь пока сохраняются традиции: строгие формы, цвет и местоположение маркеров. Чаще всего на этих инструментах маркеры имеют вид белых кружочков, расположенных на V, VII и XII ладах.

Назначение

Так как на гитаре разные звуки получаются за счёт сокращения длины струн, то все эти сокращения строго рассчитаны на мензуре грифа. Каждый звук, соответствующий высоте определённой ноты на той или иной струне, имеет своё место на грифе инструмента. Все эти места ограничиваются металлическими ладовыми порожками. На классической гитаре этих порожков насчитывается 18 или 19 в зависимости от модели инструмента.

Начинающему гитаристу (и не только ему) бывает трудно определить местонахождение нужной ноты на грифе, хотя он точно знает, что она находится, например, на V ладу первой струны. Именно для лучшей ориентации музыканта существуют маркеры на грифе. Каждый из них обозначает конкретную позицию (лад) на гитаре, на которую может опереться музыкант во время проигрывания композиции.

Обычно начинающие исполнители в первую очередь запоминают ноты на всех струнах именно в местах отметин на грифе. Отсюда можно сделать вывод, что на грифе нужны отметки хотя бы потому, что помогают ученикам быстрее освоить звуковой диапазон гитары.

Метки на грифе довольно удобны и для музыкантов с опытом. Например, в тех случаях, когда нужно сменить позицию на большое расстояние. Значительно легче визуально определить место перемещения левой руки с первой позиции на девятый или одиннадцатый лад, если имеются маркеры, чем без них. В этом неоспоримое преимущество маркеров.

В музыкальных группах фронтальные отметки на грифе гитары необходимы для других участников, чтобы они со стороны могли видеть, в какой позиции во время импровизации играет гитарист, и смогли поддержать его гармонически.

Не стоит, конечно, относить маркеры, имеющиеся или отсутствующие на гитарном грифе, к какому-то уровню профессионализма гитариста. Всё дело в привычке – если гитарист привык визуально наблюдать маркеры на инструменте, то их отсутствие может его немного отвлечь или даже обескуражить. То же самое, скорее всего, случится и с тем музыкантом, который изучал гитару без маркеров, а ему дали в руки инструмент с отметинами через каждый лад.

Для любого опытного гитариста маркер означает лишь одно: он видит, в какой позиции находится в настоящий момент, а также куда ему нужно будет передвинуть левую руку через секунду.

Как сделать самому?

Иногда попадаются инструменты, гриф которых имеет либо мало маркеров, либо они отсутствуют вовсе. Например, не всем нравятся отметины на боковой стороне грифа, особенно тем гитаристам, кто сменил не один десяток инструментов, имеющих фронтальное их расположение. Гитара прекрасная, а маркеры не устраивают. В этом случае можно сделать отметки самому.

Имеются несколько способов:

  • Наклеить их из небольших самоклеящихся страз;
  • нарисовать ручками-маркерами подходящего цвета (не нужно крупных отметок, достаточно небольших точек);
  • наклеить круги из белой самоклеящейся бумаги (проще всего их вырезать канцелярским дыроколом).

Если вообще нет маркеров ни на фронтальной стороне грифа, ни на боковой, то лучше сделать метки сбоку, чтобы не портить накладку на самом видном месте. Такой вариант подойдет в том случае, если непринципиально, где они будут размещаться. Кроме того, на центральной части грифа метки придётся со временем обновлять – они будут стираться.

Источник

Зачем нужны метки (маркеры) на грифе?

С одной стороны, это удобная вещь, особенно при сменах позиций «с размахом», когда руку нужно перенести достаточно далеко.

С другой стороны, это сыграет с вами злую шутку, когда вы возьмёте в руки гитару с меткой на десятом ладу, а на вашем инструменте такая метка была на девятом. Что-то похожее может произойти, если вы решите сыграть с каподастром то, что обычно играли без него. Ещё более злую шутку сыграет привычка визуальной опоры на метки при игре на сцене, когда вас слегка ослепит соответствующее ситуации освещение.

Некоторые педагоги утверждают, что ученик вообще не должен смотреть на гриф во время игры (эта привычка мешает навыку, например, чтения с листа). С другой стороны, можно наблюдать кучу профессионалов, которые просто не отводят взгляда от своего грифа.

Таким образом, использование инструмента с метками или без них вряд ли что-то говорит о профессионализме исполнителя. Это также вряд ли что-то говорит о стоимости и качестве самого инструмента.

Послушаем несколько мнений на этот счёт.

Tom Serb , «профессиональный гитарист с 1976 года».

Метки, которые использует гитарист, расположены на боковой стороне грифа. Вы можете видеть их, просто взглянув на свой инструмент во время игры. Метки, которые расположены на «фронте» грифа, скорее предназначены для других гитаристов группы: они могут видеть, где находятся ваши руки, чтобы знать, на каких аккордах вы играете.

Это просто метки. Такие же, как полосы на шоссе… глупо было бы говорить, что они предназначены только для начинающих водителей.

David Lesak , «музыкант, дизайнер, философ».

Я бы не сказал, что использование или неиспользование меток — действительно вопрос уровня игры на гитаре. Тем не менее, хороший игрок может играть без необходимости смотреть на гриф. Я время от времени всё-таки поглядываю на гриф, чтобы переориентироваться, особенно если собираюсь взять сложный аккорд или, например, «обдумать» гамму, соответствующую аккорду.

В любом случае, единственная информация, которую могут предоставить метки — это номер лада, на котором вы находитесь в данный момент.

Если вы привыкли играть на инструменте с маркерами, то, что действительно может вас обескуражить — это сыграть на инструменте, который не имеет этой функции. Например, типичная гитара с нейлоновыми струнами может иметь боковые маркеры, но вряд ли будет иметь маркеры на передней стороне грифа. То же самое относится к некоторым моделям электрогитар.

Я бы посоветовал учиться, не полагаясь на маркеры вообще, потому что они будут невидимы на сцене, в темноте. По этой причине у некоторых игроков установлены светящиеся маркеры, что, как я полагаю, тоже может быть вариантом.

Robert Scorpio Preston

У многих современных гитаристов существует тенденция не использовать маркеры на грифе, и, конечно, таких меток может не оказаться вообще на классических гитарах (акустика с нейлоновыми струнами) и гитарах фламенко (таких же, но с более резким, ярким тоном).

Игроки, которые «выросли» вместе с метками, по-прежнему любят их.

Посмотрите на Eric Johnson, великого рок- и фьюжн-гитариста, или на George Benson, одного из величайших джазовых гитаристов, которые когда-либо жили — и вы увидите метки на их грифах! И они оба иногда вынуждены смотреть на гриф.

Я считаю маркеры полезными и визуально привлекательными. Эти маркеры могут быть в виде точек, геометрических фигур, плавников акул или птиц. Профессионалы, которых я никогда не счёл бы «начинающими», запросто используют маркеры на своих гитарах.

Суть в том, новичок вы или нет, в маркерах нет ничего плохого. Я никогда не сомневался в способностях Eddie Van Halen, наблюдая, как он выжигает «Eruption» на своём «пунктирном» кленовом грифе. Используются ли маркеры для красоты, ориентирования или для того и другого — если гитарист и слушатель довольны, это не имеет значения.

Источник

luthier_hrenov

Лютнер Хренов

Речь сегодня пойдет о тех самых «точках», которые облегчают гитаристу (особенно только начинающему свой путь) ориентирование на грифе. Мы будем их называть маркеры ладов.

Маркеры ставят либо на лицевой поверхности накладки грифа, либо на боковой (сверху), либо и там, и там.

(О возможных схемах расположения маркеров есть статья в Википедии):

На классической гитаре и гитаре фламенко делать маркеры на лицевой поверхности накладки как-то не принято.

Сбоку изредка делают, и то в основном на недорогих инструментах.

Что правильно, так как далеко не всем исполнителям они нужны, а те, кому они нужны, имеет собственные предпочтения в плане количества и расположения этих точек.

Многим, например, нравится иметь всего один боковой маркер, расположенный на 7 ладу.

Сделать маркеры несложно – процедура исчерпывающе описана на frets.com

Сверлится дырочка, вставляется на клею пластиковый стерженек контрастного цвета, срезается заподлицо, зашлифовывается и заполировывается.

Единственная проблема, которая может возникнуть, – это найти подходящий материал для маркеров.

Нужен круглый пластиковый стержень, не слишком мягкий.

В магазинах для лютнеров, разумеется, все есть.

Мой выбор – пружинка от блокнота.

Стоимость близится к нулю, можно найти как белого, так и черного цвета.
Я в основном имею дело с неокантованными накладками из темного дерева, поэтому пользую белую.

Диаметр стержня здесь около 1,6 мм, сверло такое несложно подобрать.

(Перед сверлением гитары предварительно проверяем посадку стержня в отверстии, просверленном в ненужном кусочке дерева).

То, что стержень в пружинке гнутый, на практике проблем никаких не создает, ведь используется совсем короткий кусочек.

Результат выглядит нормально.

Если вы не хотите «портить» инструмент перманентно установленными маркерами, продаются специальные наклейки, которые в случае чего легко содрать.

Совсем дешево и сердито – берется бумага для наклеек и обычный канцелярский дырокол. Шлеп и готово.

Есть еще вариант материала для ладовых маркеров – 2 мм бриллиант. (Можно выковырять из ненужных сережек у жены). Смотрится тоже очень достойно.

Источник

Маркеры на грифе гитары

Для того чтобы гитарист мог быстро ориентироваться на грифе, фирмы-производители гитар оставляют характерные метки. Чаще всего вы можете видеть круглые маркеры контрастного цвета по отношению к грифу. Это самое простое решение при производстве. Но иногда маркеры участвуют в создании брэнда или вообще становятся произведением искусства: птицы на грифах PRS, равнобедренные трапеции на Gibson, точки на Fender или акульи плавники на Jackson.

Есть две самые популярные схемы расположения маркеров:

а) 3, 5, 7, 9, 15, 17, 19, 21 и двойные вставки на 12 и 24 (если присутствует). Преимущество этой схемы — в ее симметрии относительно 12-ого лада.
б) 3, 5, 7, 10, 15, 17, 19, 22 и двойные вставки на 12 и 24 (если присутствует).
Интересный факт: 12-й лад делит струну ровно на две части (рис. 2.), 7-й и 19-й — на три (рис. 3), 5-й, 12-й и 24-й — на четыре части (рис. 4). Думаю, именно это послужило идеей для выбора местоположения маркеров на грифе гитары.

В качестве примеров, разрушающих стереотипы, можно привести Gibson Les Paul Custom, имеющий маркер на первом ладу, или ряд фирм-производителей классических гитар, которые совсем отказались от маркеров.

Gibson Les Paul Custom

Помимо разнообразия форм и вариантов расположения, сегодня можно встретить и маркеры, которые светятся в темноте. Довольно удобное и эффектное решение проблемы игры на затемненной сцене. К тому же, вы можете добавить такую приятную мелочь на свою гитару даже без “хирургического вмешательства” — маркеры продают в виде наклеек.

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

Маркеры для грифа гитары

«То же можно сказать и об окантовке. Если есть руки — возьми и сделай сам, а мало опыта или просто лень — покупай готовую.»

не совсем понял,мне нужно отлить из пластика кант?

«сами точили колки, делали бриджи — даже шурупы американские делали, не говоря уже про окантовку!»

было дело.я сам катушки для датчиков и фрезеровал,и отливать пытался.про колки и машинки вообще вспоминать страшно.только зачем этот геморрой,если колки можно купить,и они будут в разы лучше самопальных.

«Детей делать и вы можете, так нет, вы же еще и гитарами занимаетесь ? «

Вячеслав,вырезать из деревяшки гитару может любой школьник.это не сложно.
а сделать так,чтобы деревяшка зазвучала может не каждый.в моем городе мастеров много.только большинство из них «столярное ПТУ»,без понимания процессов,происходящих в гитаре.

«Даже если вы все сделали точно, как американцы, они все равно не будут звучать так, как американские. Я не раз об этом слышал от музыкантов. Причина — разная технология, разные материалы.»

причина-ограниченность и брэндомания музыкантов. я проводил опыт:стирал с американского фендера название.и давал людям сравнить с мексиканцем.только одним говорил,что это америкос,а другим-что это но-нэйм китаец.

опыт показал,что те,кто знал происхождение,однозначно сказали,что он лучше мекса.кто не знал,единогласно решили,что китайцы так и не научились делать гитары.так что мнение музыкантов(даже именитых) всего лишь субьективное мнение,а не факт.

«Там окантовка из дерева (на классике), что дает поднять и стоимость инструмента, и уровень мастера.»

окантовка из дерева(как правило шпона) делается гораздо проще,чем из пластика.но навороченная окантовка и невероятная инкрустация не особо влияет на звук.и без этого можно обойтись.а значит и мастера это не характеризует никак.это удел художников.

«Причина — разная технология, разные материалы.»

да вранье это все!два разных куска дерева одной породы-уже разные материалы.
серийные инструменты(до 2000 долларов) -всего лишь штамповка с весьма посредственным звуком.а цена -не показатель качества,а :затраты на технологии(станки с ЧПУ,зарплаты инженеров-разработчиков,обслуживание станков и т.д.),затраты на имя(сравним ибанез с малоизвестным мастером из россии) и конечно же эндорсмент.ибанез джэм имеет отличие от РГ только ручку и более глубокие выточки под машинку.а стОит на порядок выше.одно имя:Стив Вай.и все !гитара на 1000 долларов дороже.
так что не надо про технологии и материалы.

Источник

Оцените статью