Марш черномора фортепиано охарактеризовать 2 класс

Глинка. Марш Черномора

Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора

Слово «марш» означает «ше­ствие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки ­очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка­ марша — это не только аккомпа­немент нашим шагам, но и порт­рет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения.

По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.

Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.

Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».

Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два Черномора. Один — добрый, это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой вол­шебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой малень­кий, такой крошечный, что. его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

В опере про карлика рассказывает му­зыка­ — марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, кото­рые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и бо­рода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.

Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия — высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков — напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Марш Черномора из оперы Руслан и Людмила, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Интегрированная ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказка в музыке М. И. Глинки «Марш Черномора»

Ольга Писковская
Интегрированная ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказка в музыке М. И. Глинки «Марш Черномора»

Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки

«Руслан и Людмила».

Формировать у детей творческую фантазию, устойчивый интерес к произведениям искусства, эстетический потенциал.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение целостно воспринимать мир.

Формировать умение воплощать свои впечатления об услышанной музыки в рисунке.

Развивающие:

Развивать у детей память образами из музыкальных и литературных произведений.

Развивать активность слухового восприятия.

Развивать воображение, увлечённость и активное музыкальное восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к способу выполнения изобразительных работ, посредством прослушивания музыкальных произведений.

Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Воспитывать патриотические чувства к музыкальным произведениям М. И. Глинки.

Предварительная работа:

Чтение фрагментов поэмы сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Обсуждение отрицательных и положительных героев.

Беседа: «Каким вы представляете героя…».

Рассматривание иллюстраций к поэме сказке А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Просмотр отдельных эпизодов сказки.

Поэтапный план ОД:

1. Педагог знакомит детей с творчеством русского композитора М. И. Глинки.

2. Прослушивание музыки М. И. Глинки «Марш Черномора».

Выделение следующих музыкальных моментов: грозное звучание марша (появление Черномора, звучание колокольчиков (изображают сказочное царство Черномора).

3. Сделать рисунок (набросок).

4. Рассматривание изображённых эпизодов.

Материал:

а/л А4, цветные карандаши, фломастеры, ретушные мелки, музыкальный центр, диск с записью музыки М. И. Глинки «Марш Черномора».

Педагог: Ребята, мы с вами познакомились с поэмой сказкой А. С. Пушкина

«Руслан и Людмила». Понравилась вам сказка?

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русского композитора М. И. Глинки. Вы знаете, ребята, композитор, прочитав поэму, влюбился в эту красивую, очаровательную сказку. Он вдохновился этой поэмой и написал к ней музыку. Музыку к опере

М. И. Глинки «Марш Черномора». Композитор работал творчески и музыку написал быстро.

Ребята, а давайте мы с вами сейчас, вспомним, как описал А. С. Пушкин одного из главных героев волшебника Черномора.

Дети: Он был карликом. Он был описан поэтом, как злой и коварный волшебник.

В образе Черномора есть все черты, характерные для злого колдуна. Во-первых, его имя — Черномор — словно разделяется на две части: «черный» и «морить». Во-вторых, это карлик, который только хитростью смог одолеть своего большого брата. В-третьих, у него есть борода, делающая его непобедимым.

Сей благодатной бородой

Недаром Черномор украшен.

Доколь власов ее седых

Враждебный меч не перерубит,

Никто из витязей лихих,

Никто из смертных не погубит

Малейших замыслов моих.

Педагог: Да, ребята, вот и в музыке, написанной М. И. Глинка

«Марш Черномора» -это тоже отрицательный герой. Появляется он под марш. С начало его бороду выносят рабы, а потом появляется сам карлик-волшебник Черномор

Вспомним, как выглядит у А. С. Пушкина волшебник Черномор:

Коварный, злобный Черномор,

Семейства нашего позор,

Рождённый Карлой, с бородою,

Умён,как бес,и зол ужасно,

Притом же, знай, к моей беде

В его чудесной бороде

Таится сила роковая…

Отдельного рассмотрения заслуживает вступление, которое А. С. Пушкин написал немного позже основного текста. Кажется, что в нем каждое слово взято из какой-то сказки. Подобное описание с первых же строк поэмы погружает нас в волшебный мир народно-сказочного описания.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Чудеса в поэме Пушкина начинаются с первых слов.

Сейчас мы прослушаем музыку М. И. Глинка «Марш Черномора». Здесь марш исполняется духовым и симфоническим оркестром.

В первой части музыка звучит грозно, что производит устрашающее настроение.

Во второй части музыка звучит в исполнении колокольчиков. Звучание колокольчиков изображают сказочное, волшебное царство Черномора. И эта часть музыки, как бы насмехается над злым волшебником, показывая, что он не страшный и злой волшебник, а всего лишь маленький карлик.

Дети выбирают изобразительный материал и приступают к выполнению рисунков. Звучит музыка М. И. Глинки «Марш Черномора». (повторно).

Возникнувшие под музыку чувства и эмоции дети отображают в своих рисунках.

По завершению работы над рисунками дети все вместе рассматривают свои работы. Вспоминают эпизоды сказки А. С. Пушкина.

Спасибо за внимание!

Интегрированная образовательная деятельность по речевому и художественно-эстетическому развитию Цели: закрепить с детьми понятия «русская народная сказка», «авторская сказка», учить детей отвечать на поставленные вопросы, полными ответами;.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (музыке) в младшей группе «Здравствуй, ёлочка!» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (музыке) в младшей группе «Здравствуй, ёлочка!» Авторы: музыкальный руководитель.

Источник

Урок музыки: «Марш Черномора» — Глинка

Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора

Слово «марш» означает «ше­ствие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки ­очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка­ марша — это не только аккомпа­немент нашим шагам, но и порт­рет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения.

По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.

Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.

Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».

Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два Черномора. Один — добрый, это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой вол­шебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой малень­кий, такой крошечный, что. его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

В опере про карлика рассказывает му­зыка­ — марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, кото­рые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и бо­рода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.

Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия — высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков — напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

Источник

Марш черномора фортепиано охарактеризовать 2 класс

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, колокольчики, струнные; духовой оркестр на сцене (банда, по наличию).

История создания

Сразу после премьеры «Жизни за царя» Глинку стала занимать мысль о создании новой оперы. Вскоре был избран и сюжет — ранняя шаловливая поэма Пушкина (1799—1837) «Руслан и Людмила» (1817— 1820), в которой юный гений еще только расправлял свои крылья. В своих «Записках» композитор вспоминает: «На одном из вечеров Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он многое бы переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения».

Глинка начал работу над музыкой, не только не имея либретто оперы, но даже толком не зная, кто его будет писать. Тем не менее писал он с жаром, и одним из первых номеров оказался Марш Черномора. О воплощении этого образа тоже можно прочесть в «Записках»: «Первую мысль о «Руслане и Людмиле» подал мне. князь Шаховской; по его мнению, роль Черномора следовало писать для Воробьевой. » Воробьева-Петрова, замечательная певица, первая исполнительница роли Вани в «Жизни за царя», обладала прекрасным контральто. Но, по размышлении, композитор поручил ей партию Ратмира. Характеристика же Черномора стала исключительно инструментальной. В опере эпической по духу, далеко отстоящей от легкой, шутливо-иронической поэмы Пушкина, пожалуй, именно этот образ наиболее близок поэту:

Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

Летом 1838 года Глинка, служивший тогда в Придворной капелле, отправился на Украину за пополнением ее певческого состава новыми молодыми голосами, которыми славилась Украина. После утомительных поездок по тряским дорогам между селами, в церковных хорах которых композитор вместе с капелльским учителем пения Д. Палагиным искал юных певчих, он отдыхал в Качановке, богатом благоустроенном имении одного из друзей. «В портфеле моем нашлись два № , приготовленные для «Руслана»»: Персидский хор. и марш Черномора, обе эти пьесы слышал я в первый раз в Качановке, они были хорошо исполнены, в марше Черномора колокольчики мы заменили рюмками, на которых чрезвычайно ловко играл Дмитрий Никитич Палагин», — читаем в «Записках». По изысканиям исследователей, написан этот номер — оркестровая характеристика злобного карлика — не позднее апреля 1838 года, перед отъездом Глинки из Петербурга. Сочинение же всей оперы растянулось на несколько лет.

Партитура была закончена в 1842 году. Тогда же Лист, бывший с концертами в России, познакомился с ней в доме Кукольника, где жил Глинка. К восторгу композитора, Лист блестяще прочел партитуру с листа, не пропустив ни одной ноты. Выдающийся музыкант был пленен яркой оригинальной музыкой. В следующий свой приезд в 1843 году он побывал на одном из спектаклей оперы, премьера которой состоялась 27 ноября 1842 года. После этого в одном их своих концертов, в заключение его, Лист с присущим ему блеском исполнил собственную фортепианную транскрипцию Марша Черномора. Играл ее он и в домашнем кругу. Так этот номер получил европейскую известность. Впоследствии его стали широко исполнять на симфонической эстраде.

Музыка

Фанфары труб возвещают о появлении властелина волшебного царства. Торжественное шествие начинается якобы грозными, помпезными, а на самом деле гротескными, карикатурными, причудливыми, угловато изломанными ходами. Их сменяют звучания пиццикато струнных в сопровождении колокольчиков. Яркая, своеобразная оркестровка живо передает фантастический образ карлика, злого, коварного, но не такого уж могущественного.

Источник

Читайте также:  Фомин благодарю не надо ноты
Оцените статью