Марш прощание славянки для баяна ноты для

Марш прощание славянки для баяна ноты для

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости — прощай, прости — прощай.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них — солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

А в них — солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости — прощай, прости — прощай.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Лес да степь, да в степи полустанки.
Свет вечерней и новой зари —
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!

Нет, не будет душа безучастна —
Справедливости светят огни.
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости — прощай, прости — прощай

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Летят, летят года,
А песня — ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Источник

Ноты, Аккорды — Прощание славянки — марш

Ноты в картинках jpg, gif, pdf.
Что такое mus ?


Прощание славянки
Марш
Посвящается всем славянским женщинам
музыка В. Агапкина (слова В. Лазарева)
сопровождение для фортепиано, баяна, гитары, синтезатора

Аккомпанемент — Гитара:

Аккомпанемент — Фортепиано (баян):

1. jpg — из сборника В свободный час

Аккомпанемент — Баян, аккордеон, гармонь:

2. pdf — обработка А.Беляева для домры и баяна из Ностальгия

5. pdf — переложение В.Бухвостова из Баянисту любителю

6. pdf — переложение А.Абрамова из За праздничным столом

7. pdf — Самоучитель игры на баяне Агафонов Лондонов Соловьев

8. pdf — переложение Д.Двилянского из Музыка советской эстрады

10. pdf — переложение Г.Тышкевича для гармони из Пьесы песни и танцы

Аккомпанемент — Синтезатор:

1. pdf — Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе Тимонин М.Ю.

Партитура для духового оркестра в обработке Л.Дунаева Всегда в строю

Скачать ноты к маршу

Текст песни:

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости — прощай, прости — прощай.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них — солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

А в них — солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Лес да степь, да в степи полустанки.
Свет вечерней и новой зари —
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!

Нет, не будет душа безучастна —
Справедливости светят огни.
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Летят, летят года,
А песня — ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

«Прощание славянки» — русский патриотический марш композитора и дирижера Василия Агапкина, написанный под воздействием начала Первой Балканской войны (1912-1913). Композитор взял за основу старую, сохранившуюся в военной среде народную песню времен русско-японской войны 1904-1905 годов и переработал её. На обложке первого издания была изображена: молодая девушка, прощающаяся с воином, вдали видны балканские скалы, отряд солдат. И текст: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».

Марш был написан для военного духового оркестра, без слов. Все слова появились позднее. Музыка марша вбирает в себе живительную силу и веру в будущую победу, и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих битв. В названии марша отражено одно из тяжелых испытаний, которые возлагают все войны на женщин, — провожать мужчин на войну и верить в их возвращение. Возможно, этот марш звучал на историческом параде в ноябре 1941 года на Красной площади и дирижировал им сам автор. В 1957 году вышел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», посвященный войне, где «Прощание славянки» как нельзя лучше отразило проводы на фронт в первые дни войны.
На музыку этого марша писали многие поэты (например В. Максимов, В. Лазарев, А. Мингалев). Текст А. Федотова посвящен событиям Великой Отечественной войны, хотя и был написан много позже, в 70-е годы XX века.

В. СТЕПАНОВ

ПЕСНЮ ДАРИТ МАРШ

Не позабудутся документальные кадры из киноэпопеи «Великая Отечественная». Победный сорок пятый. Москва встречает героев-фронтовиков. Цветы, объятия, слезы радости. И звучит марш «Прощание славянки».
А в жестоком сорок первом под мелодию его и еще нескольких других маршей полки уходили 7 ноября с Красной площади защищать Москву. Дирижировал сводным духовым оркестром на том легендарном военном параде интендант I ранга (по три шпалы на петлицах) Василий Иванович Агапкин, который и создал осенью 1912 года в Тамбове этот неувядаемый марш.
Сейчас, после долгих поисков, стало известно, какая судьба и когда привела Агапкина в Тамбов, где он жил и написал этот музыкальный шедевр. Эти факты помогли уточнить родные композитора, проживающие в Москве, сотрудники столичных архивов, тамбовские старожилы. Ценные сведения почерпнуты из «Личного дела» полковника В. И. Агапкина.

.Задумчиво шагает он по Дворянской (ныне Интернациональной) улице. На нем — всё солдатское, только погонов нет. Воротник «на рыбьем меху» у его кавалерийской шинели поднят до ушей. После благословенной Грузии, где только что отслужил в полковом оркестре действительную, декабрьский Тамбов показался ему холодным и неприветливым.
Приехал сюда Агапкин с надеждой поступить в музыкальное училище. Но нужны деньги, чтобы учиться. Однако устроиться музыкантом в губернском городе, где было лишь два любительских оркестрика — в вольно-пожарной дружине и мужской гимназии, не смог. Помощи ждать тоже не от кого: он рано осиротел. В 1894 году ему, десятилетнему, случай помог определиться учеником в военный оркестр в Астрахани, и он, усердный и талантливый, стал отличным трубачом. Сейчас ничего другого не оставалось Агапкину, как попробовать поступить на сверхсрочную службу в полк. И надо спешить. В кармане почти пусто, а за спасибо хозяин гостиницы держать не будет.
Мощеная булыжником Дворянская улица привела его к железнодорожному вокзалу, за которым виднелись кирпичные казармы 7-го запасного кавалерийского полка. Тут Агапкину повезло: 31 декабря 1909 года его зачислили штаб-трубачом. Такое место при штабе полка доверялось только лучшему музыканту, умевшему безупречно подавать на трубе любые служебные сигналы.
А годы спешат и спешат. Василию Ивановичу уже двадцать семь. Рослый, статный, лихо подкручены усы — что за музыкант без усов! Ему повстречалась Оля Матюнина, мастерица по швейному делу. Тоже стройная, красотою не обиженная. И сошлись их стежки-дорожки. Вначале жили в казарменной комнатушке, потом перебрались на Гимназическую (теперь Коммунальную) улицу, сняв в доме знакомого командира эскадрона две комнаты.

Теперь Оля шила больше обычного. Она понимала, что мужу очень нужно фортепцано. И Василий Иванович не знал, как выразить свою радость, когда впервые сел за свой рояль, купленный у одной тамбовской артистки. Пусть небольшой и, ясное дело, не новый, но зато пришелся по деньгам да и звучал еще вполне прилично. Покупка была кстати. Агапкин осуществил давнюю мечту — поступил в музыкальное училище, где особенно настойчиво изучал курс композиции, а в свободное от службы в полку и учебы время писал музыку.
Осенью 1912 года Россию всколыхнула весть: началась 1-я Балканская война. Народы Балкан выступили в боевой поход за полное освобождение от турецкой тирании. Россияне радовались ратным успехам братьев-славян, дружба с которыми была скреплена кровью на Шипке и под Плевеном в освободительную войну 1877—1878 годов. Эту радость разделяли и тамбовчане— их пехотный полк сражался три десятилетия назад у стен Плевена. Нарасхват раскупали газету «Тамбовский край», где регулярно печатались военные сводки.
Эти волнующие события захватили полкового штаб-трубача Агапкина. Свои патриотические чувства стремится он выразить в музыке; Трудится много, упорно, даже по ночам. То берет в руки трубу, то садится за рояль. В муках рождаются музыкальные образы. Наконец настал тот звездный час, когда Василий Иванович взмахнул над роялем руками, как вольная птица крыльями, крикнул жене:
— Оля, послушай!
Играл и видел, будто наяву, как балканские славянки провожают на освободительную войну мужей, сыновей, братьев, женихов. Расставание трудное, но священный долг перед Родиной зовет. Свой марш автор так и назвал — «Прощание славянки».

По форме произведение —необычное. Начинается в миноре и звучит нежно-трогательно, заставляя трепетать сердца. Затем мелодия постепенно переходит на мажорный лад, звучит мощно, поднимает в тебе боевой дух. Такая музыка выражала грусть расставания славянок с близкими, уходившими на войну, и в то же время выражала их непреклонное стремление к освобождению от турецкого ига.

Редкая судьба сложилась у марша с самого начала. Через каких-то несколько месяцев после того, как он прозвучал на полковом смотре в Тамбове, вызвав у воинов восторг, его ноты уже печатались в типографиях. Полетела мелодия над Россией!
Оформлялись ноты привлекательно, интересно. Одна нотная книжечка той далекой поры хранится как дорогая реликвия в семье, Агапкиных в Москве. На обложке — незабываемый большой рисунок. На нем изображены горы и отряд воинов, а на переднем плане —красавица славянка прощается с другом. Взгляд у него решителен, рука крепко сжимает эфес шашки. Еще одна минута трогательного расставания, и он уйдет с отрядом в бой.
На рисунке есть пояснительные слова, отпечатанные типографским способом: «„Прощание славянки»— новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам».

Раскроем эту нотную книжечку и на внутренней стороне обложки увидим «характеристику», которую спустя полвека, в начале шестидесятых годов, написал своему произведению Агапкин — более подробную, глубоко раскрывающую содержание мелодии. Отпечатал ее на машинке и приклеил листок на обложке. Читаем: «Марш „Прощание славянки’* был мною написан накануне Первой мировой войны, под влиянием событий на Балканах. Марш посвящен женщинам-славянкам, провожающим своих сыновей, мужей и братьев на священную защиту Родины. В мелодии отражено лирическо-мужественное прощание. Я преследовал цель, чтобы она была проста и понятна всем. Марш — патриотический, исполнялся и в гражданскую, и в Великую Отечественную войну. В. Агапкин».
Прозвучав на военном параде в Москве 7 ноября 1941 года, марш стал особенно популярным и повел полки на Берлин. Правда, самому Агапкину шагать в одном строю с маршем не довелось — ему было под шестьдесят, на фронт его не взяли. Зато он был очень нужен в тылу, где ковались командирские кадры Красной Армии и боевая техника. Василия Ивановича направили в Новосибирск капельмейстером военного оркестра, который, выступая на заводах, фабриках, в госпиталях, городском саду, патриотическими мелодиями вдохновлял людей и этим тоже приближал День Победы.

Неувядаем агапкинский марш и в наши дни. По-прежнему издаются его ноты, грампластинки, и тут же они раскупаются. Где только он не звучит! В выдающемся фильме «Летят журавли» и еще примерно в двадцати других, в спектаклях, на народных праздниках.
Редкая судьба сложилась и у его творца Василия Ивановича Агапкина.
Близко к сердцу он принял Великий Октябрь. Летом 1918 года добровольцем вступил в Красную Армию. В составе кавалерийского полка, где был капельмейстером оркестра, защищал от немцев и белополяков Гродно, Барановичи, Минск и другие белорусские города.
После гражданской войны Василий Иванович служил в Москве, дирижировал оркестром в военных учебных заведениях. Его отличный коллектив музыкантов много лет подряд выступал по вечерам в столичном саду «Эрмитаж», популяризируя лучшие, произведения современных композиторов, русской и зарубежной классики. Те бесплатные «агапкинские» концерты под сенью сада до сих пор помнят московские старожилы.

Всего 62 года прослужил в старой армии и в советское время трубач, дирижер, композитор Агапкин. Воспитал много музыкантов, создал десятки маршей, вальсов и других мелодий. Его имя вошло в учебники по военно-дирижерскому искусству. Заслуги В. И. Агапкина Родина отметила орденом Ленина, дважды орденами Красного Знамени и другими наградами.
В 1964 году восьмидесятилетнего полковника в отставке В. И. Агапкина не стало. На мраморном обелиске, установленном на его могиле на столичном Ваганьковском кладбище, начертаны две начальные строки нот марша. «Прощание славянки» и его имя.
Музыкальный шедевр, которым Агапкин воспел героическую славянку, женщину-патриотку, пережил свое время и своего творца. Поныне этому маршу поэты посвящают вдохновенные строки. Стихи хабаровского военного музыканта Аркадия Федотова, написанные на мелодию марша, стали популярной песней. Уже тринадцать лет её великолепно исполняет Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Песне аплодировали за рубежом, где не раз выступал ансамбль, — в Италии, Франции, ГДР, Швейцарии, Тунисе, Японии.
Не увядает марш, и рождаются новые стихи. Только что на его пленительную мелодию написал новый текст московский поэт Владимир Лазарев.

Источник

ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ

Марш написан в Тамбове штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Ивановичем Агапкиным (1884-1964), вероятно, в конце 1912 г. как отклик на Первую Балканскую войну (9 октября 1912 — 30 мая 1913). В ее ходе страны Балканского союза (Болгария, Сербия, Греция и Черногория) отвоевали у Турции оккупированные ей несколькими веками ранее балканские территории. Однако мир не воцарился, и уже через месяц между Болгарией и бывшими союзниками вспыхнула Вторая Балканская война, а через год началась Первая мировая, в ходе которой марш и получил известность.

Марш Агапкина был создан для военного духового оркестра, без слов, ноты напечатаны в 1913 г. в Москве в типографии В. Гроссе, вероятно, за счет самого автора. Все тексты появились позднее. На пластинке выпущен фирмой «Экстрафон» летом 1915 г. в Киеве. Самое известное издание марша — с гусаром и женщиной на обложке — вышло в издательстве Циммермана, вероятно, в 1915 г. Эта иллюстрация повторяет семейный фотопортрет Агапкина 1915 года.

В начале Первой мировой войны (скорее всего, в 1915) на мелодию марша была создана песня студентов-добровольцев «Вспоили вы нас и вскормили». В годы Гражданской она перешла в белые армии — см. добровольческую «Вспоили вы нас и вскормили» и песню Сибирской Народной армии «Сибирский марш». Причем сам Агапкин в Гражданскую воевал в рядах красных. Еще одна песня Первой мировой на мотив «Прощания славянки» — «По неровным дорогам Галиции. »

В 1937 г. на эту музыку была написана польская солдатская песенка «Расшумелись плачущие березы» («Rozszumiały się brzozy placzące», sł. R. Ślęzak), которая около 1943 г., после изменений в тексте, сделанных неизвестным автором, стала одной из самых популярных песен польского Сопротивления «Расшумелись плакучие ивы» («Rozszumiały się wierzby placzące»), где девушка прощается с уходящими в лес партизанами:

«. Пусть дорога не кончена наша,
И не знаем, где странствий конец,
Мы уверены в этой победе:
Столько пролито крови и слёз. «

В межвоенную эпоху в стране вышло несколько нотных публикаций марша, он входил в репертура военных оркестров, а в 1944 г. появился на пластинке Апрелевского завода с записью оркестра п/у И. В. Петрова (АП12334/12335).

Достоверно неизвестно, исполнялся ли марш на параде в Москве 7 ноября 1941 г., оркестром которого дирижировал Агапкин, так как на фонограмму парад записан не был, документы со списком исполненных произведений огласке не преданы, если вообще такие документы есть. Версия об исполнении марша на легендарном параде базируется на воспоминаниях очевидцев и современников, среди которых генерал-майор Николай Назаров, в 1958-1976 гг. занимавший пост главного военного дирижера Вооруженных Сил СССР, и дочь Агапкина Аза Свердлова.

В 1957 г. марш был использован в фильме «Летят журавли», где прозвучал в сцене проводов добровольцев на фронт Второй мировой. К 1950-м гг. относится и новый бум сочинения текстов к маршу.

Тогда появились песенка стиляг «Вот ко мне приближается женщина. » и студенческая песня о военных сборах «Отгремели весенние грозы» (следом переделанная туристами). Автор «Отгремели весенние грозы» Анатолий Чеповецкий утверждает, что написал ее летом 1953 г., еще до фильма «Летят журавли».

На этот же мотив обычно поется диссидентская песенка «Коммунисты поймали мальчишку» на слова Николая Вильямса. Само стихотворение было написано в 1969 г., опубликовано в эмигрантском парижском журнале в начале 1980-х гг. и исполнялось на разные мелодии. Песенку Вильямса, в свою очередь, в 1990 г. переделали причерноморские археологи в шуточный «Гимн Мирмекистов».

Также есть жизнеутверждающий сатирический «Митьковский марш» Дмитрия Шагина:

«. Вставай, браток, вставай!
Рваный тельничек свой надевай. «

Из советского песенного наследия на мотив «Прощания славянки» можно еще упомянуть песенку про вдову и пионера «По просторам столичного парка. «.

Историю и тексты на мелодию марша см.: Юрий Бирюков «Ах, зачем нас забрили в солдаты. » (2004), ВлВ «Уходили мы в бой и в изгнание с этим маршем на пыльных губах. » (2008), Александр Васильев «Песня «Прощание славянки» (2010). Наиболее полная история: Черток М.Д. Русский военный марш. К 100-летию марша «Прощание славянки». М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. Песне посвящен сайт «Марш тысячелетия».

Титульный лист издания Циммермана и фото семьи Агапкина из семейного архива (из книги Чертка).

Василий Иванович Агапкин (1884-1964) — военный дирижер, композитор. В 1894 г. зачислен музыкантским воспитанником в духовой оркестр 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка, в той же должности в Аварском резервном пехотном батальоне (1899) и 82-м пехотном Дагестанском полку (1900), Драгунском Северском полку, 43-м и 16-м полках (1901-1906). 1906-1909 — срочная служба в Тверском драгунском полку (Тифлис). 1910-1917 — сверхсрочная служба штаб-трубачом в 7-й запасном кавалерийском полку (Тамбов). Осенью 1911 г. принят в класс медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища, которое окончил в 1915. 1918-1920 гг. — добровольно в Красной Армии, капельмейстер 1-го Красного гусарского Варшавского полка. С конца 1920 г. руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ в Тамбове. В августе 1922 г. переехал в Москву. Его оркестр участвовал в похоронах Ленина. С началом Великой Отечественной войны Агапкину было присвоено звание военного интенданта 1-го ранга, и он был назначен начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского. 7 ноября 1941 г. на параде войск, оборонявших Москву, Агапкин дирижировал сводным оркестром. 24 июня 1945 г. на Параде Победы его оркестр входил в состав сводного оркестра. 1947-1955 гг. — начальник образцового оркестра МГБ.

Фото Василия Агапкина:

Ниже дана версия Юрия Бирюкова о происхождении марша, которая фактами не подтверждается. Не обнаружено никаких документов или воспоминаний о поездке Агапкина в Симферополь, встрече с Яковом Богорадом, участии последнего в редактировании и об издании марша в Симферополе, хотя Богорад, известный оркестровщик и издатель, вел подробные записи о своих клиентах, и записи эти сохранились. Обложка с гусаром и дамой принадлежит более позднему изданию Юлия Циммермана (опубликована в изд.: Соколов В.В. Прощание славянки. М.: Советский композитор, 1987). В СССР марш не запрещался. Песня «Ах, зачем нас забрили в солдаты» публиковалась — по крайней мере, в советское время (см., например: А.В. Гуревич и Л.Е. Элиасов. Старый фольклор Прибайкалья. Том первый. Улан-Удэ, 1939. №176. С. 304; Л.Е. Элиасов. Фольклор Восточной Сибири. Часть III. Локальные песни. Улан-Удэ, 1973. С. 395).

Юрий Бирюков,
музыковед, полковник в отставке

АХ, ЗАЧЕМ НАС ЗАБРИЛИ В СОЛДАТЫ.
КАК «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ” СОЕДИНИЛО ДВЕ ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

Газета «Вечерняя Москва», 10 февраля 2004, №25 (вместе с текстом «Прощания славянки» Лазарева).

Вот уж действительно “бывают странные сближенья”! В эти дни мы отмечаем 100-летие Русско-японской войны — веху для России печальную и даже трагическую. А 120 лет назад, 3 февраля 1884 года, в Рязанской области родился Василий Агапкин — автор бессмертного марша “Прощание славянки”. Что связывает эти “юбилейные” даты? Связывает песня.

Дело в том, что в основу марша Василия Агапкина была положена мелодия уже практически забытой песни времен Русско-японской войны.

Начиналась она словами:

Ах, зачем нас забрили в солдаты,
Угоняют на Дальний Восток?
Неужели я в том виноватый,
Что я вырос на лишний вершок?
Оторвет мне иль ноги, иль руки,
На носилках меня унесут.
И за все эти страшные муки
Крест Георгия мне поднесут…

Публикацию этой песни вы не сыщите. Официально она была запрещена и распевалась солдатами “подпольно”. Но благодаря “жалостливому”, легко запоминающемуся напеву она быстро распространилась, легла, как говорится, на душу.

Не берусь утверждать, где и когда впервые услышал эту песню молодой штаб-трубач Василий Агапкин. Скорее всего, в Тверском драгунском полку, где он служил в 1906–1909 гг. А возможно, в Тамбове, куда попал, отслужив срочную, и поступил в музыкальное училище на медно-духовое отделение.

Но так или иначе, когда в 1912 году начались события на Балканах, где братья-славяне боролись против османского ига, Василий Агапкин использовал эту мелодию для сочинения марша “Прощание славянки”.

Марш состоял поначалу из двух частей, мелодической первоосновой которых послужили запев и припев упомянутой мной песни времен Русско-японской войны. В таком виде он и повез свое сочинение в Симферополь к известному военному капельмейстеру, композитору и нотоиздателю Якову Богороду. Тому марш понравился. Но в нем недоставало еще одной части — трио. Над ней пришлось потрудиться вдвоем. Богорад помог начинающему композитору записать клавир и оркестровал его детище. Вместе они придумали и название маршу — “Прощание славянки”. Там же, в Симферополе, марш был вскоре издан. На обложке этого первого издания — рисунок: молодая женщина прощается с воином, вдали видны Балканские горы, отряд солдат. И надпись: “Прощание славянки” — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина”.

Впервые этот марш прозвучал на строевом смотре 7-го запасного кавалерийского полка в Тамбове, где служил его автор. “Славянку” подхватили и стали исполнять другие оркестры, и произведение это вскоре стало очень популярным.

Восемьдесят лет прожил автор бессмертного марша, отдав более шестидесяти из них военной музыке. Своеобразным звездным часом его биографии стал военный парад 7 ноября 1941 года в Москве, на Красной площади. Василию Ивановичу была оказана высокая честь дирижировать сводным духовым оркестром Московского гарнизона, провожая участников этого исторического парада с Красной площади прямо в бой.

Кстати, существует легенда, переходящая как достоверный факт из одной книги в другую: что будто бы на этом параде исполнялся марш “Прощание славянки”. Как мне удалось установить, этого не было — архивы сохранили точный список всех исполнявшихся тогда на Красной площади произведений. Да и не могло быть. Дело в том, что этот марш долгое время был запрещен, так как в Гражданскую войну распевался (на измененные слова) белогвардейцами.

“Реабилитировала” и вернула всем нам этот замечательный марш кинокартина о войне “Летят журавли”. Есть там ставшая давно уже хрестоматийной сцена: проводы добровольцев. Помните? Многолюдье провожающих у двора школы, где происходит сбор добровольцев. Вдоль решетки мечется героиня. Ведь где-то здесь ее любимый. Напряжение последних секунд. И в это мгновение оркестр грянул марш “Прощание славянки”.

ТЕКСТ АЛЕКСАНДРА ГАЛИЧА

Снова даль предо мной неоглядная,
Ширь степная и неба лазурь.
Не грусти ж ты, моя ненаглядная,
И бровей своих темных не хмурь!

Вперед, за взводом взвод,
Труба боевая зовет!
Пришел из Ставки
Приказ к отправке —
И, значит, нам пора в поход!

В утро дымное, в сумерки ранние,
Под смешки и под пушечный бах
Уходили мы в бой и в изгнание
С этим маршем на пыльных губах.

Вперед, за взводом взвод,
Труба боевая зовет!
Пришел из Ставки
Приказ к отправке —
И, значит, нам пора в поход!

Не грустите ж о нас, наши милые,
Там, далеко, в родимом краю!
Мы все те же — домашние, мирные,
Хоть шагаем в солдатском строю.

Вперед, за взводом взвод,
Труба боевая зовет!
Пришел из Ставки
Приказ к отправке —
И, значит, нам пора в поход!

Будут зори сменяться закатами,
Будет солнце катиться в зенит
— Умирать нам, солдатам, солдатами,
Воскресать нам — одетым в гранит.

Вперед, за взводом взвод,
Труба боевая зовет!
Пришел из Ставки
Приказ к отправке
И, значит, нам пора в поход!

Фонограмма Галича с пластинки, вышедшей во Франции:

ТЕКСТ ВЛАДИМИРА ЛАЗАРЕВА (1984)

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза —
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.
Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков.
И зовет нас на подвиг Россия.
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай…
Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда.
А в них — солдаты,
И в небе темном
Горит Сочувствия звезда.
Прощай, отчий край,
Ты нас — вспоминай.
Прощай, милый взгляд…
Не все из нас придут назад.

Лес да степь, да в степи полустанки,
Повороты родимой земли,
И, как птица,
“Прощанье славянки”
Все летит и рыдает вдали.
Нет, не будет душа безучастна —
Справедливости светят огни…
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай!
Летят, летят года,
А песня — ты с нами всегда.
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит Сочувствия звезда.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай.
Прощай, милый взгляд,
Дай Бог, вернуться нам назад.

Газета «Вечерняя Москва», 10 февраля 2004, №25 .

По словам Лазарева, однажды ему показали ноты издания марша с рисунком на обложке — где гусар прощается с дамой на фоне Балкан, — и он решил написать собственный текст таким, каким его могли бы написать в 1912 г., в атмосфере российского общества того времени. В одной из строф акцентировался религиозный оттенок событий, что цензурным соображениям советской эпохи не соответствовало:

Овевает нас Божие Слово,
Мы на этой земле не одни
И за братьев, за веру Христову
Отдавали мы жизни свои.

Для официального исполнения строфа была заменена на интернационалистскую:

Нет, не будет душа безучастна —
Справедливости светят огни…
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Сейчас поют по желанию — либо про «веру Христову», либо про «любовь и великое братство». Текст Лазарева впервые исполнен на столетие Агапкина в 1984 г. в Тамбове — на родине марша.

Владимир Яковлевич Лазарев (р. 1936, Харьков) — поэт, прозаик, публицист, историк культуры. Жил в Туле и Ясной Поляне, с 1967 — в Москве. Окончил Тульский политехнический институт и Высшие литературные курсы Московского литературного интитута им. Горького. Первая серьезная публикация — 1955 (стихи в «Новом мире»). Автор текстов нескольких десятков советских песен. Среди имевших популярность можно назвать «Березы», «Ночной разговор» (обе на музыку Марка Фрадкина) и «Не остуди свое сердце, сынок!» (на музыку Владимира Мигули). Феноменальный успех (прежде всего, в среде девочек-подростков) выпал, пожалуй, только одной его песне — «Японский журавлик» (музыка Серафима Туликова), выдержанной в традиции городского романса. В 1999 эмигрировал в США, живет в Калифорнии.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ ТЕКСТ ЛАЗАРЕВА

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай.

Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них солдаты.
И в небе темном
Горит сочувствия звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай.

Лес да степь, да в степи полустанки.
Повороты родимой земли.
И, как птица, прощанье славянки
Все летит и рыдает вдали.

Овевает нас Божие Слово,
Мы на этой земле не одни
И за братьев, за веру Христову
Отдавали мы жизни свои.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Летят, летят года,
А песня? ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит сочувствия звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Дай Бог вернуться нам назад.

1.

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.
Дрогнул воздух, туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай.

Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них — солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.
А в них — солдаты,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Лес да степь, да в степи — полустанки.
Свет вечерней и новой зари —
Все пройдет, но «Прощанье славянки»,
Ты гори в моем сердце, гори!
Нет, не будет душа безучастна —
Справедливости светят огни.
За любовь, за славянское братство
Отдавали мы жизни свои.

Такун Ф.И. Славянский базар. М.: Современная музыка, 2005

2. Прощание славянки

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.
Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай.

Летят-летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них — солдаты,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.
А в них — солдаты,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай.

Лес да степь, да в степи полустанки.
Свет вечерней и новой зари —
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!
Нет, не будет душа безучастна —
Справедливости светят огни.
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай.

Летят-летят года,
А песня — ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай.

С сайта «Автомат и гитара»

3. Прощание славянки

Музыка В. Агапкина
Слова В. Лазарева

Наступает минута прощанья,
Ты глядишь мне тревожно в глаза —
И ловлю я родное дыханье,
А вдали уже дышит гроза.

Летят-летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них — матросы,
И в небе темном
Горит матросская звезда!

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков.
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Летят-летят года,
А песня — ты с нами всегда!
Тебя мы помним,
А в небе темном
Горит матросская звезда!

История Военно-морского флота в песнях. Приложение к журналу «Записки по гидрографии» №274. СПб.: 2008 / Сост. Ю.Г. Попов. С. 16.

ТЕКСТ АНДРЕЯ МИНГАЛЕВА (1990-е ?)

Марш славянки
Из репертуара Жанны Бичевской

Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные края,
Беззаветно тебя мы любили
Святорусская наша земля.
Высоко ты главу поднимала,
Словно солнце, твой лик воссиял.
Но ты жертвою подлости стала
Тех, кто предал тебя и продал.

И снова в поход
Труба нас зовет.
Мы все встанем в строй,
И все пойдем в священный бой!
Встань за Веру,
Русская Земля!

Ждут победы России святые,
Отзовись, православная рать!
Где Илья твой, и где твой Добрыня?
Сыновей кличет Родина-мать!
Под хоругвии встанем мы все,
Крестным ходом с молитвой пойдем.
За российское правое дело
Кровь мы русскую честно прольем.

И снова в поход,
Труба нас зовет.
Мы все встанем в строй,
И все пойдем в священный бой!
Встань за Веру,
Русская Земля!

Все мы дети великой державы,
Все мы помним заветы отцов.
Ради Родины чести и славы
Не жалей ни себя, ни врагов!
Встань, Россия, из рабского плена,
Дух победы зовет, в бой пора!
Подними боевые знамена
Ради Веры, Любви и Добра.

И снова в поход,
Труба нас зовет.
Мы все встанем в строй,
И все пойдем в священный бой!
Встань за Веру,
Русская Земля!

Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Русская Голгофа», Moroz Records, 1998, подпись: «В. Агапкин», автор слов не указан.

В сети этот текст часто по непонятным причинам относят к периоду Первой мировой либо Гражданской войн. Написан этот текст, вероятнее всего, в 1990-е годы. Его автор — Андрей Викторович Мингалев, актер Иркутского театра народной драмы.

ТЕКСТЫ ГЕННАДИЯ ВЕНЕДИКТОВА (2016-2017)

Долгий век на прощанье Славянке
Не даём слов заветных сказать:
Всё ведём на Берлин наши танки,
Вечно Зимний пытаемся брать,

Робкий голос её заглушая,
Ради Веры, Любви и Добра
Кровь российскую лить призываем,
Крестным ходом идя на врага.

Даже лучшие вирши слагая,
Одевая Героев в гранит,
Тем гордимся, что, горе скрывая,
Терпеливо подруга молчит.

Её голос, глубокий и нежный,
Купола православных церквей
Наполнял целый век безнадежной,
Нерассказанной болью своей.

Муж и сын, и отец без оглядки,
На безумную бойню ушли.
Лик святой, непорочный Славянки
Растворился в кровавой дали…

Но, другая взрослеет девчонка.
Встретив наш убегающий взгляд,
Спросит голосом юным и звонким:
Где отец мой и дед, старший брат?

Не отыщется слов оправданья,
Лишь сочувственно молвим: прости,
Тяжело груз столетний молчанья
На плечах этих хрупких нести.

Твой черёд — легче ноша под сенью
Тех, что в глубь вековую ушли,
С величавым, российским смиреньем
Крест Судьбы за тебя пронесли.

Прощание славянки

Развевается знамя державное,
Гром над строем гремит полковой.
Тает в дымке колонн колыхание,
Ждёт поутру решительный бой.

Мать, сестра и жена иль любимая,
В сердце чутком тревогу таят.
Марширует полями родимыми
Полк туда, где алеет закат.

Прощай, сын и брат,
Отчизны солдат.
Суров будет бой.
Пройди его, вернись домой.

Раскалена броня,
Вздымается к небу земля.
Вперёд, пехота! За ротой рота,
Судьбу солдатскую кляня.

Молят Господа губы безмолвные:
«Пусть живыми вернутся домой,
Пусть им жребий падёт в дверь знакомую
Постучаться вечерней порой».

Вы свободу поруганной Родины
Дорогой оплатили ценой.
Лихолетия путь, вами пройденный,
Окропили кровавой росой.

Прощай, муж и брат,
Безвестный солдат.
Суров будет бой.
Не все из вас придут домой.

Придёт побед весна,
Станет мирно трудиться страна…
Последней платой за то солдатом
Жизнь беззаветно отдана.

Ночь зарёю сменяется алою,
Верой полон, Славянка, твой взгляд.
К вам шагают солдаты усталые
Из краёв, где темнеет закат.

День за днём жизнь свою молодую
Не щадили в атаках лихих.
Память Русь сохранит вековую
О безвестных героях своих.

Прощай, сын и брат,
Отчизны солдат.
Жестоким был бой,
Не все из вас пришли домой.

Среди берёз гранит
Честь воинов павших хранит.
Солдат суровый на поле боя
В шинели каменной стоит.

Исполнение Даши Житковой (Театральный институт в Санкт-Петербурге), 2017.

Источник

Читайте также:  Hollow knight ноты для пианино
Оцените статью