Марш ракоци берлиоз ноты

Марш ракоци берлиоз ноты

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 2 корнета, 3 тромбона, офиклеид и туба, литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, треугольник, струнные.

«Балет сильфов»

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 кларнета, литавра, 2 арфы, струнные.

Состав оркестра: флейта, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 2 корнета, 3 тромбона, литавры, треугольник, тарелки, струнные.

История создания

«Осуждение Фауста» — вершина творчества Берлиоза, венчающая центральный, новаторский период его деятельности (1830—1846), открывающийся Фантастической симфонией. Это грандиозное произведение занимает такое же положение в наследии композитора, как вдохновившая его трагедия «Фауст» в творчестве Гёте. И не случайно образ героя волновал обоих творцов на протяжении не одного десятилетия.

Фауст — персонаж исторический, живший в протестантской Германии XVI века, — то ли ловкий шарлатан, морочивший народ на ярмарках своими фокусами, то ли действительно выдающийся ученый. Первое упоминание о нем относится к 1507 году. По легенде Фауст учился в Кракове, где заключил договор с дьяволом, который сопровождал его в скитаниях по всей Германии в виде собаки или лошади. В конце своей разгульной жизни Фауст раскаялся и обратился к Богу, но это не спасло его душу. В первой «народной книге» о Фаусте (1587) он осужден. В следующей, появившейся 12 лет спустя, добавлен ряд новых эпизодов. Первая драма о Фаусте была написана выдающимся английским драматургом второй половины XVI века Кристофером Марло, наделившим своего героя великой жаждой знаний. Она стала источником всех последующих театральных обработок, в том числе бесчисленных ярмарочных представлений. Крупнейший деятель немецкого Просвещения Г.Э. Лессинг впервые задумал закончить свою драму спасением Фауста, прославляемого на небесах, но не успел завершить этот замысел.

Читайте также:  Высоцкий тот который не стрелял ноты

Величайший немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749— 1832), знавший с детских лет «народную книгу» о Фаусте 1599 года, работал над своим «Фаустом» с 1771 года на протяжении всей творческой жизни. Это — колоссальное философское произведение, полное размышлений о предназначении человека, жизни и смерти, завершающееся апофеозом героя. Первая часть, законченная около 1800 года, была издана в 1808-м и сразу же приобрела широкую популярность во многих странах. В круг глобальных проблем органично вплетается трогательная история соблазненной и покинутой Фаустом Маргариты — наивной доверчивой девушки из народа, воплощения естественности природы, обаяния патриархальной простоты. Первую часть завершает сцена в тюрьме, где потерявшая рассудок Гретхен ждет казни: чтобы скрыть грех, она отравила мать и утопила новорожденную дочь. Все попытки Фауста освободить возлюбленную оказываются тщетными, но голос с неба возвещает спасение ее души. Вторую часть «Фауста» Гёте завершил за год до смерти (1831).

В Париже перевод первой части появился в декабре 1827 года и потряс 24-летнего Берлиоза, ученика консерватории: «Чудесная книга очаровала меня с первого раза, я не расставался с ней, я читал ее не переставая, за столом, в театре, на улице, повсюду». Тогда же композитор впервые положил некоторые эпизоды на музыку: в феврале 1829 года закончил 8 сцен из «Фауста» и задумал симфонию «Фауст». Симфония так никогда и не была написана, а спустя более пятнадцати лет, в августе 1845 года родился замысел другого крупного произведения, сочетающего черты оратории и оперы с большими балетными эпизодами, — «Осуждение Фауста». Берлиоз бесповоротно осудил героя, подчеркнув это в названии, и закончил свою «драматическую легенду» скачкой Фауста и Мефистофеля на черных дьявольских конях, приносящих их прямо в ад, торжествующий победу над героем; небесный апофеоз ожидает лишь Маргариту.

Читайте также:  Титаник ноты для хора

Работа неоднократно прерывалась из-за гастрольных поездок Берлиоза в Германию и Австрию и была завершена 19 октября 1846 года с посвящением другу и пропагандисту его творчества Листу. Премьера 6 декабря того же года в театре Комической оперы в Париже под управлением автора закончилась полным провалом.

Это грандиозное творение и теперь звучит не часто, тогда как три оркестровых эпизода, не связанных между собой и заимствованных из разных частей «Осуждения Фауста» (No 3, 12, 18), приобрели популярность на концертной эстраде. Первый из них, Венгерский марш, первоначально не относившийся к «Фаусту», позднее завершил I часть. Действие этой части у Берлиоза, в отличие от Гёте, происходит в Венгрии. Композитор сделал в партитуре следующее примечание: «Тема этого марша, которую я инструментовал и разработал, знаменита в Венгрии под именем Ракоци, она очень древняя и принадлежит неизвестному автору. Это боевой напев венгров».

О сочинении Венгерского марша Берлиоз в своих «Мемуарах» рассказал почти детективную историю, достоверность которой, однако, вызывает серьезные сомнения исследователей. В ноябре 1845 года композитор гастролировал в Вене, дирижируя своими произведениями. Накануне отъезда к нему явился один любитель музыки, просивший сохранить его имя в тайне, и принес сборник старинных венгерских мелодий; он же посоветовал выбрать тему Ракоци, как пишет Берлиоз, — «священную тему, которая на протяжении стольких лет заставляет биться венгерские сердца и опьяняет их вином свободы и славы». Ференц Ракоци II (1676—1735) — правитель Трансильвании, в начале XVIII века возглавил народную борьбу против Австрии, поработившей Венгрию. В XIX веке освободительная борьба разгорелась с новой силой, и накануне революции 1848—1849 годов Ракоци-марш стал подлинным национальным гимном венгров. Его обрабатывали венгерские композиторы, в том числе Лист в Пятнадцатой рапсодии, однако именно версия Берлиоза, родившаяся, по его утверждению, за одну ночь, приобрела наибольшую популярность.

Впервые Венгерский марш прозвучал под управлением автора в Национальном театре в Пеште 6 марта 1846 года и имел потрясающий успех. «Крики и неслыханный топот потрясли весь зал. Затаенная ярость всех этих кипящих душ взорвалась с таким грохотом, что я задрожал от страха. Казалось, что мои волосы встали дыбом, и с этого рокового такта я должен был махнуть рукой на все заключение этой вещи: буря в оркестре оказалась бессильной побороть извержение этого вулкана, которое не могли удержать никакие силы». А 15 лет спустя Общество венгерской молодежи в память об этом событии прислало композитору серебряный венок с гербом города Дьёра.

Тему «Балета сильфов» Берлиоз заимствовал из «Концерта сильфов» — шестиголосного хора, который входил в 8 сцен из «Фауста» 1829 года. Композитор характеризовал его как «нежный и чувственный»: светлые духи воздуха — сильфы, повинуясь воле Мефистофеля, убаюкивают Фауста, навевая любовные грезы.

«Менуэт блуждающих огней» написан специально для «Осуждения Фауста». У Гёте Блуждающий огонек (притом один) появляется лишь в сцене Вальпургиевой ночи, после того как Фауст покинул Маргариту. У Берлиоза эти образы демонической фантастики, вызванные ночными чарами Мефистофеля, помогают обольстить Маргариту: сопровождают ироническими хоровыми возгласами его издевательскую серенаду, танцуют причудливый менуэт.

Музыка

Венгерский марш — ярчайший образец стиля вербункош, позднего слоя венгерского фольклора, с подчеркнутым ритмом, резкими акцентами, угловатыми мелодическими оборотами, характерными кадансами. Берлиоз усиливает воинственность звучания оркестровыми эффектами. Открывается марш звонкими фанфарами восьми медных инструментов (валторн, труб и корнетов) в унисон. Первое проведение темы — у флейт и кларнетов пиано, припев сопровождают струнные пиццикато, что дает возможность для последующего грандиозного нарастания. Оно начинается в глухих басах, на непрерывном тремоло литавр, с равномерными ударами большого барабана (Берлиоз сравнивает их с отдаленными пушечными выстрелами). Вступают все новые инструменты, словно приближаются войска, о которых упоминается в ремарке этого номера в «Осуждении Фауста». Особенно возрастает роль медных и ударных: тема фортиссимо звучит у тромбонов, офиклеида и тубы в унисон, поддержанная звоном треугольника и тарелок, дробью малого барабана. Мощное tutti завершает марш.

«Балет сильфов» образует выразительный контраст: вместо марша — вальс, вместо полного оркестра —камерный, без медных и ударных (одна литавра вступает в последних тактах). Главную роль играют струнные. Скрипки поют незамысловатую убаюкивающую тему, ее сопровождают воздушные флажолеты арфы, тихие аккорды флейт (затем кларнетов), порхающие аккорды вторых скрипок и альтов, которые противостоят выдержанной на протяжении всего номера одной- единственной ноте виолончелей и контрабасов. Второе проведение темы еще воздушнее — число струнных уменьшается, динамические оттенки колеблются от трех до четырех пиано. В конце выдержанный бас звучит у одной виолончели и двух контрабасов («почти ничто», по ремарке композитора). Едва слышные удары литавры чередуются с флажолетами арф, а два заключительных аккорда кларнетов представляют собой «звуки эха».

«Менуэт блуждающих огней» противопоставлен предшествующему номеру как иной тип танца. Хотя также трехдольный, он отличается более медленным темпом, тяжеловесным движением и грузной оркестровкой. Не случайно изложение резко акцентированной темы поручено деревянным с участием двух флейт-пикколо и медным инструментам (молчат лишь тромбоны). Внезапные смены звучности, групп инструментов, мотивов, неожиданно теряющих танцевальный ритм, рисуют пугающие появления и исчезновения в ночи таинственно мерцающих огней. Особенно неожиданна кода — легкие пассажи флейт и гобоев на фоне пиццикато струнных в стремительном темпе не имеют уже ничего общего с танцем. Дважды у скрипок и альтов пианиссимо возникает краткое напоминание о размеренном менуэте — и исчезает в шумном вихре.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Ракоци

Перевод: Марке де Ракоци , S.244c. Множество. Лист, Франц.

Перевод: Марке де Ракоци , S.244c. Множество. Лист, Франц.

Перевод: Ракоци -Увертюра, Op.76. Механизмы и переложения. Келер, Бела.

Перевод: Комплектующие 2. Ракоци -Увертюра, Op.76. Части. Келер, Бела.

Перевод: Комплектующие 1. Ракоци -Увертюра, Op.76. Части. Келер, Бела.

Перевод: Ференц Лист. Ракоци марта. Нот. План. Ференц Лист.

Перевод: Ракоци марта. Ракоци марта. Ференц Лист. Фортепиано: ноты. Промежуточный. Студенты серии Джона Томпсона. Рано Средний уровень.

Перевод: Ракоци марта. Ракоци марта Ференца Листа. Ференц Лист. Фортепиано: ноты. Классический. План. 6 страниц.

Перевод: Марке де Ракоци . Марке де Ракоци состоит Гектор Берлиоз. Гектор Берлиоз. Piano Solo ноты. Для фортепиано. Классический. Счет.

Перевод: Ракоци марта. Ференц Лист. Аранжировка Фрэнсис Biletzky. Оркестр. Струнного оркестра. Струнного оркестра. Редкий Композиция.

Перевод: Ракоци марта. Ференца Листа для фортепиано соло.

Перевод: Ракоци марта G.117. Ракоци марта G.117. расположение. Ференц Лист. Фортепиано: ноты. расположение. состоит из Ференца Листа.

Перевод: Ракоци марта. Ракоци марта. Гектор Берлиоз. Партитура. Композиторы Гектора Берлиоза. Аранжировка Филипп Гордон. Счет. Полоса.

Перевод: Венгерский марш. Ракоци марта. Ракоци марта. Гектор Берлиоз. Оценка 5. Венгерский марш. состоит Гектора Берлиоза. Опера.

Перевод: Ракоци . Ракоци . Венгерский марш. Гектор Берлиоз. Венгерский марш. состоит Гектора Берлиоза. Для концертной группы.

Перевод: Венгерская рапсодия № 15 Ракоци марта Piano Solo. Венгерская рапсодия № 15 Ракоци марта Piano Solo. Ференц Лист. Piano Solo.

Перевод: Ракоци -марш. Ракоци -марш. для фортепиано в 2 руки. Фердинанд Бейер. Piano Solo ноты. Для фортепиано. Опубликовано Noten Roehr.

Перевод: Осуждение Фауста, соч. 24 Венгерский. Ракоци . Ракоци . Март. Гектор Берлиоз. Ударные ноты. Литавры: ноты.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Марш Берлиоз

Перевод: Полная оркестровая счет. Траурный марш для последней сцене Гамлета, H 103. Берлиоз , Гектор. Полные результаты.

Перевод: Полная оркестровая счет. Траурный марш для последней сцене Гамлета, H 103. Берлиоз , Гектор. Полные результаты.

Перевод: Траурный марш для последней сцене Гамлета, H 103. Берлиоз , Гектор. Тристия, Op.18, H 119. Пересмотренный вариант.

Перевод: И. Похоронный марш . Берлиоз , Гектор. Гранде симфония funèbre др. Triomphale, H 80. Полные результаты.

Перевод: Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Для фортепиано. Таубман. Часть I, Сцена 3.

Перевод: Партия скрипки. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Для скрипки и фортепиано. Часть I, Сцена 3.

Перевод: Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Для скрипки и фортепиано. Часть I, Сцена 3.

Перевод: Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Для органа. Пивовар. Часть I, Сцена 3. Механизмы и переложения.

Перевод: Счет. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Для струнного квартета или квинтета. Наводнения.

Перевод: Альтов. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Части.

Перевод: Басы. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Части.

Перевод: Партия вторых. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Части.

Перевод: Части. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Для струнного квартета или квинтета. Наводнения.

Перевод: Цвет крышки. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Для струнного квартета или квинтета. Наводнения.

Перевод: Партия. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Части.

Перевод: Партия I. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Части.

Перевод: Бубен. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Треугольник. Ла проклятье Фауста, Н 111. Части.

Перевод: Тромбон 3. Венгерский марш . Берлиоз , Гектор. Ла проклятье Фауста, Н 111. Части.

Источник

Ноты для фортепиано — Популярные марши

сборники, ноты для фортепиано pdf

Марш — музыка для шествия (войск, демонстраций и тому подобное). Существуют марши для концертного исполнения.


Музыка отдыха / Библиотека пианиста любителя
Популярные марши
для фортепиано
составитель М. Назаров
«Музыка», 1966г.
номер 3557
(pdf, 3.05 Мб)

  • В.А. Моцарт. Турецкий марш. (Рондо из сонаты Ля мажор)
  • Л. Бетховен. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
  • Ф. Мендельсон, соч. 61 № 4. Свадебный марш из музыки к пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
  • Ф. Шуберт, соч. 51 № 1. Военный марш
    • Ракоци-марш. Обработка В. Поора
  • Ф. Шопен, соч. 35, Траурный марш из сонаты си-бемоль минор
  • И. Штраус, соч. 288. Персидский военный марш.
  • М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
  • С. Прокофьев. Соч. 33. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Скачать ноты


Музыка отдыха / Библиотека пианиста любителя
Популярные марши

для фортепиано
выпуск 4
номер 6967
(pdf, 3.67 Мб)

  • Ш. Гуно. Марш, из оперы «Фауст»
  • Э. Григ. Норвежский марш
  • Л. Бетховен. Соч. 26. Траурный марш из сонаты № 12 для фортепиано
  • Р. Шуман. Соч. 76, № 1. Марш
  • А. Серов. Марш Олоферна из оперы «Юдифь»
  • М. Мусоргский. Марш преображенцев из оперы «Хованщина»
  • П. Чайковский. Соч. 31. Славянский марш
  • Г. Свиридов. Марш на тему М. И. Глинки
  • И. Дунаевский. Спортивный марш из кинофильма «Вратарь»
  • И. Дунаевский. Весенний марш из кинофильма «Весна»
  • В. Мурадели. Марш Ленинского комсомола
  • А. Новиков. Марш коммунистических бригад

Скачать ноты

Г. Шестаков
СЛОВО О МАРШЕ

Духовые оркестры на дачных курзалах
И на вдаль провожающих войско вокзалах,
Громыхайте, трубите, тяните свое!
Выдавайте по пуду мажора на брата
И по пуду минора -Если боль и утрата.
Выдавайте, что надо, Но только свое.
Ваши трубы из той же, что каски пожарных,
Меди вылиты, тем же пожаром горят.
Духовые оркестры! Гремите в казармах,
Предваряйте и возглавляйте парад!
Бейте марши, тяжелые, словно арбузы!
Сыпьте вальсы веселой и щедрой рукой!
Басовитая, мужеподобная муза
Пусть не лучше, так громче будет всякой другой.
Духовое стоит где-то рядом с душевным.
Вдохновляйте на подвиг громыханьем волшебным.
Выжимайте, как штангу тяжелоатлеты. Тонны музыки
плавно вздыматься должны.
Космонавтам играйте в минуту отлета
И встречайте солдат, что вернулись с войны.

Это стихотворение Бориса Слуцкого «Духовые оркестры». Вдохновенная ода в честь «басовитой, мужеподобной музы». И у музы этой — как, впрочем, и у любой другой — есть свой самый любимый жанр. О нем и пойдет речь.
Вначале был ритм. Вернее краткие, повторяющиеся барабанные сигналы, под аккомпанемент которых солдатам было удобно «идти в ногу». Такая ходьба была принята в некоторых европейских армиях уже в XIV —
XV веках. И вот когда какой-нибудь полковой флейтист сыграл под эти барабанные звуки мелодию старинной солдатской песни, появился. Да, появился марш — соединились мелодия и ритм. Первые марши были очень простыми. Флейта высвистывала нехитрый, но запоминающийся мотив, а барабан отбивал четкую ритмическую фигуру. Постепенно к этому дуэту подключились и другие инструменты.
С тех пор прошло много лет. Конечно, марш изменился. Он стал гораздо богаче по музыке, более развернутым по форме. Сейчас он обычно состоит из трех частей — мужественным и бодрым крайним противостоит несколько более лирическая середина. Но его характерные жанровые признаки в общем изменились мало. Умеренный темп, четный метр, мажорный лад. Мелодические интонации краткие, энергичные. Ритм отчетливый, рельефный. Слышатся отзвуки фанфарных сигналов, барабанной дроби.
Конечно, жанр этот особенно бурно развивался в военное время. С конца XVII века во всех европейских армиях в каждом полку имелся свой собственный марш. Причем названия свои марши нередко получали в честь какого-нибудь знаменитого сражения: «Старинный егерский марш, игранный в сражении под Лейпцигом в 1813 году», «Парижский марш 1814 года», «Бой под Ляоляном» и многие другие.

Но подлинный расцвет этого жанра всегда приходился на эпохи революций и революционных войн. Великая французская революция выдвинула целую плеяду композиторов, в творчестве которых марш стал основным жанром. Самый знаменитый марш той поры — это, конечно, «Марсельеза», созданная Руже де Лилем.
К концу XVIII века военные капеллы, состоявшие из деревянных и медных духовых, а также некоторых ударных инструментов, были дополнены большим барабаном, тарелками, треугольником, цимбалами и другими инструментами из так называемой «янычарской музыки». Этот экзотический для того времени ударно-шумовой колорит очень изящно и изобретательно стилизовал Моцарт в своем известном «Турецком марше».
Позже марш становится жанром не только военной, но и бытовой музыки. Марши отца и сына Штраусов с неизменным успехом исполняли садовые и парковые оркестры многих стран мира. Интересно, что марши создаются не только для духового, но и для симфонического оркестра — Мейербером, Вагнером, Чайковским, Глазуновым, Рихардом Штраусом. Марш или песня-марш оказываются почти обязательным номером в различного рода музыкально-развлекательных представлениях прошлого века: оперетте, варьете, ревю.
На рубеже XIX — XX века жанр этот заметно обновляется. К примеру — в творчестве американца Джона Филипа Сузы, который, пожалуй, впервые начал активно использовать в своих маршах острые ритмы и игривые интонации популярных танцев того времени — кейкуока и тустепа.

Марш оказался одним из источников джазовой музыки. (Об этом, кстати говоря, как бы «вспоминает» в своей композиции «Ушедший марш» знаменитый джазовый пианист Оскар Питерсон.) Маршевые интонации и ритмы отчетливо слышатся в музыке диксилендов. И вообще — нынешнее столетие дало интереснейшие примеры музыкальных жанров, синтезирующих признаки марша и популярных танцев: марш-фокстрот, марш-самба, бит-марш.
Марш становится, однако, не только более танцевальным, но и более напевным, мелодичным. Особенно — в русской музыке. Достаточно вспомнить, к примеру, марши Чернецкого или Иванова-Радкевича. Это — классика жанра. Марши этих композиторов звучат и по сей день — на парадах и демонстрациях.
Известный советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский причислил марш наряду с песней и танцем к «трем китам», на которых держится музыкальное искусство. Но «китом» марш оказался далеко не только как жанр военной, бытовой или развлекательной музыки. Издавна марш для многих композиторов служил самостоятельной художественной формой. Еще в конце XVI века английский композитор Уильям Берд в большое сочинение для клавесина «Битва» ввел разделы, называвшиеся: «Марш пехотинцев», «Марш кавалеристов», «Марш перед сражением».
А первым композитором, широко использовавшим марш в качестве отдельного номера в оперном и балетном представлении, был Жан Батист Люлли. Шествия героев, торжественные процессии и прохождения войск на сцене неизменно сопровождались у него звуками марша. Интересно, что в своих многочисленных маршах Люлли часто использовал ритмы тогдашних придворных танцев — менуэта, гавота, бурре.

В героических операх или ораториях марш был номером почти обязательным. А марш из оперы Генделя «Сципион» даже стал парадным маршем британских гренадеров.
Но, конечно, композитором, музыка которого буквально пронизана маршевыми интонациями и ритмами, был великий Бетховен. Он испытал большое влияние музыки, звучавшей во время церемоний и празднеств эпохи Великой французской революции. Бетховен пишет военные марши для ансамблей духовых инструментов, вводит марш в некоторые свои симфонии и фортепианные сонаты. И даже самый большой успех при жизни пришел к Бетховену после премьеры в 1813 году его самого «маршевого» сочинения — «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории».
В симфонической музыке после Бетховена марш постоянно встречается у Берлиоза и Чайковского, Малера и Шостаковича. И подчас он кардинально переосмысливается. К примеру, в Первой симфонии Малера похоронный марш оборачивается гротескно-пародийной сценой: лесные звери оплакивают охотника. В Седьмой симфонии Шостаковича марш становится олицетворением фашистского нашествия — злобной, тупой, враждебной человеку силы.
Но марш не только симфонизировался. Он постепенно проникал и в камерную музыку — инструментальную и вокальную — особенно у композиторов-романтиков. Очень любил маршевые ритмы Шуман. В его фортепианной музыке немало примеров претворения этого жанра.

Словом, марш проник буквально во все области серьезного музыкального искусства. Однако язык симфонической и камерной музыки постепенно все более и более усложняется, и это входило в противоречие с родовыми признаками марша — лапидарностью и простотой ритмо-интонаций. Поэтому композиторы конца XIX — XX веков использовали марш чаще всего в эпизодах, оттеняющих более сложные по мелодии, фактуре, ритму фрагменты или части сочинения.
Однако марш не ушел на второй план. Он стал музыкальной основой массовой песни, первыми образцами которой были гимны эпохи Великой французской революции. Многочисленные революционные песни XIX — начала XX века, такие, как «Интернационал», «Варшавянка», «Красное знамя», «Смело, товарищи, в ногу», «Бандьера росса» и другие, также впитали в себя маршевые интонации и ритмы. Песни-марши исполняются большими массами людей во время демонстраций, митингов, собраний. Как никакой другой жанр песня-марш способна сплотить людей. Это музыка площади, музыка борьбы и победы.
Многие советские массовые песни — это песни-марши. Вспомним песни, рожденные гражданской войной, — «По долинам и по взгорьям», «Марш Буденного», «Красная армия всех сильней», первые комсомольские и пионерские песни, такие, как «Молодая гвардия», «Наш паровоз». В основу некоторых из них ложились уже известные мелодии. Так, автором пионерской песни «Взвейтесь кострами, синие ночи» считается Сергей Дежкин, однако у него был соавтор — Шарль Гуно, чей «Марш солдат» из оперы «Фауст» послужил образцом для этой песни.

И не случайно нашего выдающегося композитора-песенника Исаака Дунаевского называли «королем марша» по аналогии с Иоганном Штраусом — «королем вальса».
В годы Великой Отечественной войны под звуки марша солдаты уходили на фронт. А песня-марш «Священная война» А. Александрова стала музыкальным символом этого времени — символом высоким и волнующим.
И сегодня многие наши композиторы обращаются к жанру песни-марша — Туликов, Пахмутова, Тухманов. Причем в своих песнях они нередко опираются на традиции русской маршевой музыки. «День Победы» — одна из самых ярких, любимых песен последних лет. Когда композитор писал ее, он сознательно использовал интонации русского военного марша — вспоминается «Прощание славянки», «Тоска по Родине».
Старинный и современный, военный строевой и концертный симфонический — все это марш, — один из самых популярных жанров музыкального искусства.
Возглавляющий парады и провожающий космонавтов.
Вдохновляющий на ратные подвиги и мирный труд.
Это — марш!

Источник

Оцените статью