Мартину концерт для двух фортепиано с оркестром

Мартину концерт для двух фортепиано с оркестром

Звучание на видео, по понятным причинам, не ахти, конечно же.
А я люблю творчество Мартину, какая-то беззаботная смесь вечного ритмического остинато (читай кончерто-гроссо) с неопределёнными по характеру медленными частями на грани импровизации. И на всём лежит исключительно узнаваемый яркий индивидуальный почерк автора, с первых же тактов узнаешь. Он хоть и много понасочинял, но к удивлению всё очень качественно написано, а некоторые вещи просто офигительны. Токката-канцона, оратория Гильгамеш, Памятник Лидице (жертвам конлагерей посвященная), кончерто гроссо, двойной концерт для струннхы оркестров, ф-но и литавров и многое другое — исключительно хороши.

А с нотами Мартину — да, просто беда! Учитывая, что практически все произведения его так или иначе идут с ф-но, не говоря уже об огромной количестве сочинений для ф-но соло (а это говорит, что автор есть один из самых фортепианных в 20 веке, о чём мало кто даже догадывается), то хоть кричи караул! Беспросветность какая-то и вопиющая недогляделка любителей классики в этом направлений.

А интересно, а если ноты не успели открыть или не смогли открыть, то чего делать?

Не бывало такого. если вертишь левой рукой-понятно, несколько нот или тактов выпадет.но это предпочтительней, чем доверять судьбу произведения случайному человеку,

Удивительно продуктивный композитор, учитывая. что он был и страстным библиофилом и много читал.

Читайте также:  Дарья ты душа ноты для гармони

Источник

Богуслав Мартину. Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных

Музыка, рожденная войной… Это словосочетание сразу вызывает в памяти Седьмую симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, рождавшуюся в блокадном Ленинграде, «Огненный замок» Дариуса Мийо – пронзительный реквием по жертвам концлагерей. Но страшное «дыхание» Второй мировой войны ощущалось в творениях композиторов еще до ее начала – ведь в конце 1930-х гг. неизбежность войны была очевидна для каждого мыслящего человека. Мы расскажем о Двойном концерте для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных – произведении, которое чешский композитор Богуслав Мартину создал в преддверии Второй мировой войны.

Лето 1938 г. Богуслав Мартину, проводил на родине, в Поличке. Он, как обычно, приехал на каникулы – и не мог предвидеть, что вскоре покинет Чехословакию навсегда, но надвигающаяся катастрофа уже ощущалась в мире: «Планы уничтожения Европы пришли в движение, и каждый день приносил нам подтверждение невероятного, непостижимого разумом катаклизма», – вспоминал впоследствии композитор. Такие мысли владели им и в Поличке, и в Шёненберге, куда он отправился по приглашению дирижера Пауля Захера. И Мартину, и все, кто был рядом с ним, каждый день с тревогой слушали радио, надеясь услышать хоть какие-то обнадеживающие вести – но их не было. В такой обстановке рождался Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных, в котором отразились все страхи, всё отчаяние предвоенного времени. Композитор завершил его в конце сентября 1938 г. (по иронии судьбы именно в тот день был подписан Мюнхенский сговор) и посвятил Захеру.

Как и во многих сочинениях Богуслава Мартину, в Двойном концерте сочетаются черты классических традиций и музыкального языка Новейшего времени. Продолжая традиции Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя, композитор претворил в своем произведении принципы Concerto grosso. В произведении присутствуют контрастные сопоставления туттийных и сольных эпизодов, темповое сопоставление частей цикла типично для классического концерта (быстрые крайние части, медленная средняя). Черты, восходящие в эпохе барокко, проявляются и в характере тематизма (непрерывная ритмическая пульсация, использование мелодико-ритмических формул), и в музыкальной драматургии (принцип однотемности). Но композитор не воспроизводит эти черты буквально, а воплощает в соответствии с веяниями своей эпохи.

В Двойном концерте Мартину использует ансамбль солистов – как в барочном Concerto grosso, но ансамбль такой, какой мог появиться только в ХХ столетии: фортепиано и ударные, и сопоставляются они не с одним оркестром, а с двумя. Примечательно, что речь идет именно о струнных оркестрах – и это сближает произведение с камерной музыкой, черты которой проникают в симфоническое произведение. Подобная тенденция проявилась в сочинениях многих композиторов ХХ века – например, у Белы Бартока, Артюра Онеггера.

Концерт представляет собою трехчастный цикл, но может интерпретироваться как «сжатый» четырехчастный, поскольку в финале есть черты скерцо. Произведению не свойственна тематическая щедрость или красочность оркестровки – оно поражает строгой логикой развития единой музыкальной мысли.

Часть первая – Poco allegro – имеет сонатную форму. Синкопированная главная партия пронизана тревожной пульсацией. В общий поток полифонического движения вливается побочная партия. В обеих темах экспозиции обыгрывается тоническое трезвучие, в котором меняется квинта, становясь то чистой, то уменьшенной. Начало разработки звучит таинственно и мрачно, но по мере приближения к репризе нарастает драматическая напряженность. Наибольшие изменения в репризе претерпевает побочная партия, страстно звучащая у струнных в высоком регистре. Кода основывается на главной партии.

Часть вторая – Largo – открывается величавым и печальным хоралом, а в центре ее находится фортепианное соло. В полифонической ткани «сталкиваются» два голоса, находящиеся в далеких регистрах. Хроматизированные мелодии с изломанными интонациями исполнены боли и отчаяния. Постепенно присоединяются струнные, полифоническая ткань усложняется. Угрожающе звучит остинатный ритм литавр. В заключительном построении тема звучит печально и просветленно.

В третьей части – Allegro – предстают мрачные и зловещие образы. Их воплощению служит токкатный фон, диссонирующие фортепианные аккорды, политональные наложения. Острый ритм делает основную тему финала очень импульсивной. Завершается финал величественной хоральной темой из медленной части.

Премьера Двойного концерта для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных состоялась в 1940 г. в Базеле, дирижировал Пауль Захер. Несмотря на сложную международную обстановку Богуслав Мартину приехал в Базель, чтобы присутствовать на премьере.

Источник

Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром №7

Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония»

В оронежская филармония представляет Концерт для двух фортепиано с оркестром №7 Вольфганга Амадея Моцарта. Исполняет Воронежский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Вербицкого. Пианисты — лауреат международных конкурсов Михаил Лидский и народный артист Азербайджана Мурад Адигезалзаде.

Сейчас концерты для двух фортепиано Моцарта звучат реже, чем произведения композитора в том же жанре для одного инструмента. Однако уже много лет они занимают место в репертуаре пианистов всех стран и музыкальных школ. В Воронежской филармонии Концерт для двух фортепиано с оркестром №7 последний раз исполняли более двадцати лет назад.

Это произведение Моцарт написал в 1776 году как концерт для трех фортепиано с оркестром по заказу графини Лодрон, которая хотела исполнять его вместе со своими дочерьми. Чуть позднее композитор обработал тройной концерт для двух фортепиано.

Источник

Богуслав Мартину Концерт для двух фортепиано с оркестром (1943)

Показать панель управления

  • Опубликовано: 23 май 2015
  • Елена Синчук-Юрий Руцинский
    Оркестр запорожской филармонии
    Вячеслав Редя
    Bohuslav Martinu Concerto for two piano and orchestra (1943)
    Elena Slnchuk-Iuri Rutsinski piano duo
    Viacheslav Redia conductor
    8 may 2015

Комментарии • 0

запись бы получше

Luchshij duet v mire

Выходи на связь!

Privet Normalno Potihonku rabotaem Ochen soskuchilsja po vsem Vam Postojanno vspominaju

Источник

Мартину концерт для двух фортепиано с оркестром

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2

Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова , благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине.

Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был написан в 1900 году. Стоит отметить, что его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора – неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова , из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшем творческом кризисе.

Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. Близким пришлось обратиться за помощью к специалисту. Благодаря помощи известного врача невропатолога и гипнотизера Н.В. Даля, Рахманинову удалось восстановиться.

За счет материальной поддержки Александра Зилоти, Рахманинов смог оставить педагогическую деятельность в Мариинском училище, которая его несколько тяготила и посвятить себя вновь композиции.

Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи. Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства.

Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля.

24 апреля Сергей Васильевич решил представить небольшой публике первую часть концерта. Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку.

Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.И. Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале.

Публика Санкт-Петербурга смогла познакомиться с концертом Рахманинова 29 марта 1902 года в исполнении А. Зилоти. Концертом дирижировал А. Никиш.

Интересные факты

  • Свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Николаю Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис.
  • В 1904 году Сергей Васильевич получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. Беляевым.
  • Обретя популярность, рахманиновский концерт вошел в репертуар большинства именитых пианистов, среди которых Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Ван Клиберн, Артур Рубинштейн и многие другие.
  • У Второго концерта очень обширная фильмография. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» (2016), «Женщина и Мужчина» (2010), «Частная жизнь» (1982), «Поэма о крыльях» (1979), «Весна на Заречной улице» (1956), «Ветка сирени» (2007), «Бинго-Бонго» (1982), «Короткая встреча» (1974), «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» (1963) и др.
  • Как вспоминают современники, известный композитор С. Танеев, когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций.

  • По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме.
  • Причиной творческого кризиса (затишья) у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека.
  • Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Даль. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н.В. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией.

Содержание

Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления.

Вторая часть Adagio sostenuto – это лирический центр концерта. Вся часть написана в едином эмоциональном фоне и вырастает из одного тематического зерна. Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии – очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением – мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками.

Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой.

Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии (побочной партии). Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека.

Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора. Так, важными «этюдами» к главной партии этой части явились финал Первой сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» и хоровой концерт.

Стоит учесть, что во время создания концерта в искусстве преобладает тема роста человеческой личности. Известное чеховское высказывание «Человек – это звучит гордо» теперь становится практически лейттемой во многих музыкальных произведениях. Представлена она и в сочинении Рахманинова, правда с некой лирической непосредственностью. К тому же на первый план здесь все же выходит именно образ Родины, но в восприятии личности, рождающий острые тревоги и побеждающие их надежды. Именно поэтому в этом концерте нет «сольных» лирико-драматических образов.

Впервые прозвучав в исполнении самого композитора, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики. Он тут же начинает триумфальное шествие по различным городам нашей страны и за ее пределами, каждый раз восхищая публику, вызывая неизменный восторг. До сих пор концерт Рахманинова остается одним из самых ярких его произведений и заслуженно входит в сокровищницу мировой музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Источник

Оцените статью