Струнодержатель, он же бридж (от англ. «bridge» — мост), — это деталь на деке электрогитары, поддерживающая струны и передающая их вибрацию корпусу гитары. Бриджи бывают двух основных видов: фиксированный и тремоло.
Фиксированный бридж имеет неподвижную конструкцию и жестко крепится к корпусу гитары. Такой струнодержатель позволяет сохранять строй инструмента верным («гитара настроена») максимально долго. К тому же он надежен, прост и дешев в изготовлении.
Бридж Tune-o-matic был придуман легендарным президентом компании Gibson Тедом Маккарти в 1954 году, и установил стандарт, удивительно сочетающий в себе простоту и функциональность, который с тех пор так и не был превзойден.
Стоп-бар характерен, в первую очередь, для гитар Gibson. На более современных инструментах чаще делают Tune-o-Matic со струнами сквозь корпус. Что это дает? В результате того, что струны проходят сквозь корпус, вырастает отдача самого дерева и немного сустейн инструмента. Опять-таки, на современных инструментах встречается новый вид Tune-o-Matic’а — где Стоп-бар объеденен с самим Tune-o-Matic в одну конструкцию. Если говорить о недостатках и достоинствах этого бриджа, вытекает следующее: гитары с жестким струнодержателем легче настраивать (не надо разжимать ни каких топ-локов, не нужно следить за тем, как подвешена машинка), отдача и сустейн у таких гитар выше, чем у гитар с тремоло, строй держат весьма хорошо, перестроить гитару из одного строя в другой не составляет особого труда (особенно, по сравнению с двусторонними системами).
Еще один вид жесткого струнодержателя для гитар.
Тремоло-бриджи (или тремоло-машинки) обладают значительно более сложной конструкцией. Они имеют подвижную относительно корпуса гитары часть, к которой непосредственно крепятся струны. Это сделано для того, чтобы во время игры при помощи специального рычага (его так и называют — рычаг тремоло) изменять высоту одной или нескольких нот. Изначально рычаг тремоло ставился с целью создания эффекта вибрато (быстрое изменение высоты тона), а не для получения эффекта тремоло (быстрое повторение одного звука). Однако в результате путаницы в среде гитаристов распространился именно термин «тремоло». Существует большое количество разновидностей тремоло-машинок. К их недостаткам можно отнести дорогую и сложную конструкцию, непростую процедуру настройки и смены струн, а также склонность большинства тремоло-бриджей к быстрой потере строя. Для сохранения строя с некоторыми тремоло используется так называемый «топ-лок»
Это тремоло впервые появилось на гитарах Fender Stratocaster. Самая распространенная и классическая версия — тремоло на 6-ти болтах. В более поздних версиях стали выпускать аналогичное тремоло, но на 2-х болтах. Позволяет понижать строй гитары. При определенной настройке может и немного повышать строй, но все-таки, главным образом оно рассчитано на понижение.
Тремоло разработанное механиком (и проектировщиком мотоциклов) Полом Бигсби (Paul Adelburt Bigsby), стали применяться в 40-х годах. История гласит, что Бигсби познакомился с кантри музыкантом Мерлом Трэвисом, который жаловался на плохое качество вибрато на его гитаре. Осознав проблему, Бигсби спроектировал свой вариант, применяемый до сих пор на многих гитарах.
Floyd Rose (флойд роуз) — известная «запирающаяся» система тремоло (вибрато), иначе известная как «whammy bar», впервые использованная на электрогитаре. Система названа в честь её изобретателя Флойда Роуза. Это имя по сути стало обозначением этого конкретного типа тремоло-системы, и, хотя некоторые производители делают аналогичные конструкции, Флойду Роузу принадлежит патент на эту разработку.
Система включает в себя так называемые «топ-лок» — механизм, зажимающий струны у верхнего порожка и «плавающий» нижний порожек. Запирающая система снижает нагрузку на колки и помогает удерживать строй струн, тогда как плавающий нижний порожек позволяет изменять натяжение струн, изменяя высоту звучащих нот. Разумеется, когда струны зажаты с помощью топ-лока, использование колков для настройки гитары невозможно — поэтому обычно гитара настраивается до того, как закручивается топ-лок, а после для последующей настройки используются специальные винты «микроподстройки», имеющиеся на нижнем порожке «Floyd Rose».
Плавающий нижний порожек позволяет вытягивать ноты по высоте вверх, чего не могли делать предшественники «Floyd Rose». Это позволяет гитаристам использовать очень широкие диапазоны вибрато и даже создавать новые, необыкновенные звучания. Цена этого удовольствия -высокие требования к точности настройки и, как следствие неправильного ухода: перемещение гитары в пространстве может привести к тому, что порожек сдвинется и строй гитары изменится; слишком сильный нажим при глушении струн ладонью также может сдвинуть порожек; замена струн занимает значительно больше времени.
Использование «Floyd Rose» было популяризовано Эдди Ван Халеном (Eddie Van Halen). Многие известные современные электро-гитаристы (Джо Сатриани, Стив Вай (Steve Vai) и т. д.) часто используют «Floyd Rose» в своих работах для создания звуков, которые невозможно было получить раньше с помощью традиционных («vintage») тремоло-систем. Многие соло-гитаристы в стиле thrash metal используют «whammy bar» для создания уникальных «расстроенных» звучаний: например, композиция Slayer «Raining Blood» включает в себя соло, состоящее исключительно из звуков, полученных с помощью «раскачивания» одной ноты с помощью тремоло-системы. Несмотря на то что мода на тремоло-системы сошла на нет в 1990-х, так как она была в основном связана с музыкой в стиле metal, многие гитаристы до сих пор используют «Floyd Rose» для получения новых звучаний; Даймбэг Даррелл , гитарист группы Pantera, использовал «whammy bar» для извлечения натуральных флажолетов, которых нельзя было услышать иначе; Том Морелло (Tom Morello) из Rage Against the Machine и Audioslave использовал «whammy bar», «whammy pedal» и переключатель звукоснимателей для создания звуков в духе хип хопа.
Существуют аналоги «Floyd Rose», основанные не на механическом действии (натягивании или спускании струн), а на преобразовании уже преобразованных в электрическую форму сигналов. Один из них — «Digitech’s Whammy Pedal». Когда система «Floyd Rose» стала достаточно известной, некоторые производители клавишных добавили колёсико плавного управления высотой нот к своим инструментам. Такое колёсико позволяло намного более гибко управлять высотой нот, чем механическая тремоло-система, и, разумеется, рано или поздно, эта технология вернулась обратно к гитарам.
Schaller Tremolo LP
Ноу-хау фирмы немецкой Shaller. Это тремоло напоминает винтажное стратовское, крепится на 2-х опорных болтах от Tune-o-Matic и позволяет понижать и повышать строй, при этом, неплохо сохраняя его. Если у вас есть Les Paul и вам хочется использовать рычаг тремоло, то эта машинка как раз то, что нужно.
ZR (Zero Resistance)
Тремоло, также похожее на Флойд Роуз, главное отличие в том, что присутствует своеобразный блокиратор, благодаря которому бридж фиксируется жестко и не слетает в случае, когда рвется струна. Настраивать такое тремоло тоже очень удобно по сравнению с обычным Флойд Роузом. Серийно устанавливается преимущественно на гитары Ibanez S-series.
Сейчас это в первую очередь тремоло, которое напоминает по конструкции Floyd Rose, также обладает зажимом на грифе. Вообще, существуют также жесткие струнодержатели подобной конструкции (такие были на сигнатурных гитарах Дэйва Мастейна и Марти Фридмана), но это редкое явление. А также раньше были популярны тремоло, которое имело ряд отличий, от современного Kahler’а, ориентированного на подобие Floyd Rose’а. Главная фишка конструкции в отсутствии пружин, тремоло крепится непосредственно на деке гитары.
Является прямым развитием Vintage tremolo. Этот струнодержатель уже позволяет лучше работать рычагом, так как зажимает струны непосредственно на самой машинке. Если при этом гитара оснащена каким-либо специальным порожком (роликовый, латунный, костяной и т.д.), то гитара может вообще практически не расстраиваться от использования тремоло. Соответственно, изначально предназначен для понижения строя, но можно настроить и так, чтобы тянуть вверх, также бывают гитары, у которых профрезеровано для этих целей дерево на корпусе.
Fender Deluxe Locking Tremolo
Изобретение фирмы Fender. Это тремоло похоже на Wilkinson и 2-х болтовый Vintage. В принципе, это и есть самое совершенное тремоло без зажима. Обычно оно встречается на гитарах в сочетании с роликовым порожком, соответственно, отлично держит строй, позволяет здорово «качать», при этом не имея проблем со строем. Собственно, по этой причине его и крестили «Fender Floyd Rose», ибо между ними есть много сходств. Струны также заблокированы на самом бридже. Имеет неплохой вес по сравнению с Wilkinson, вследствие чего, вырастает сустейн.
Владимир Холстинин: Теперь тремоло. Долгое время я играл на двухвинтовом, но вот недавно решил попробовать Fender Deluxe Locking Tremolo. Пилить и сверлить ничего не надо: встает он на те же штанги. Строить гитара стала намного лучше. Струну теперь необязательно выкидывать после обрыва, ее можно, смотав полвитка с колка, зажать заново, как на Floyd Rose. Но, в отличие от «флойда» и обычного фендеровского тремоло, ручка теперь не болтается, а сидит довольно плотно, поскольку фиксируется сразу в нескольких местах.
Можно добиться того, чтобы она не люфтила, и, в то же время, плавно скатывалась вниз, когда ее отпускаешь. Вынимается и вставляется она одним движением руки, никакой резьбы! Просто нажимаете и она защелкивается! Единственный недостаток Fender Deluxe Locking Tremolo, это отсутствие пластмассового наконечника на ручке, что на его работе никак не сказывается, но придется привыкать к изменению дизайна. Зато плюсов оказалось столько, что я, недолго думая, поменял тремоло на всех стратокастерах.
Источник
Рычаг тремоло
Гитарное исполнение музыки остается популярным с момента изобретения инструмента. Внешняя неизменность постоянно подвергается внутренним усовершенствованиям. Одним из нововведений стал рычаг тремоло. Несложное устройство добавило новое звучание и настройки.
Что собой представляет рычаг тремоло?
Название берет начало из английских вариаций – whammy bar, vibrato bar, tremolo bar. Народные наименования – бридж-машинка, вибрато, профессиональное – стратокастер. Механизм представляет собой педаль, закрепляемую на бридже. Позволяет быстро менять тональность звучания. Происходят изменения посредством дополнительной натяжки струн. Нажатие меняет строй музыкального инструмента. Используется преимущественно на электрогитарах. Общий вид подобных гитар называют стратами.
История
Принцип придуман умельцами в 30-х годах ХХ века. Изобретателем называют инженера Лео Фендера. Массовое распространение тремоло получил спустя 20 лет. В 50-х годах ХХ столетия начали производить совмещенные с устройством модели гитар. Начальное предназначение – позволить музыкантам создавать необычные колебания звука в рамках вибрато (изменения высоты, тембра). Впоследствии гитаристы стали использовать для реализации новых творческих направлений, начали появляться принципиально новые звуки, стили игры.
Пионером использования устройства считают Лонни Мака с песней «Wham!». Затем механизм проявился в творчестве Джимми Хендрикса, Эдди Ван Халлена, Джеффа Бека.
Система тремоло
Система работы вибрато отличается простотой. Струны закрепляются струнодержателем, проходят через отделение «бридж». Внутри расположены специальные пружины (от одной до пяти, стандарт – три-четыре), позволяющие ему двигаться, изменяя доступную мензуру. Внешнее приспособление изменяет натяжение, минуя систему основной настройки гитары. Движение доступно в двух направлениях – вниз, вверх. Звучание меняется – выше, ниже. Результат – наличие эффекта вибрато.
К бриджу устройство крепится неплотно. Стандартное количество болтовых креплений – шесть. Последние модели упрощают крепления до двух.
Настройка рычага тремоло
Работа системы зависит от разных факторов. Необходимо помнить, что малейшие изменения натяжения струн ведут к изменению звука, а значит – сбивают строй инструмента.
Внимание! Настройка тремоло проводится при ослабленных либо снятых струнах. Если после настройки требуется снова менять натяжение пружин для тремоло, их следует снова ослабить. В противном случае велика вероятность разрыва, можно навредить здоровью и инструменту.
Гитару кладут на мягкую поверхность, ткань задней частью корпуса наверх. Снимают крышку устройства. Непосредственная отстройка производится при помощи крестовой отвертки. Крепко закрученные болты дают глухой звук, ослабленные – звонкий, высокий.
Нельзя затягивать болты вплотную – педаль не сможет «ходить». Когда болтается рычаг тремоло, невозможно использовать устройство по назначению. Болтание (люфт) может привести к сбою механизма, бриджа. После настройки тремоло струны возвращаются в прежнее положение, проверяется строй гитары. Проверка рычага осуществляется нажатием, следует посмотреть, в какое положение возвращается педаль.
Удачная настройка стратокастера (машинки тремоло) редко получается с первого раза. Чаще настраивают несколько раз, выполняя одни и те же действия: струны/крышка/настройка/сборка.
Общая задача – привести к балансу натяжение струн пружинами бриджа и рычагом тремоло. Некоторые музыканты уменьшают число пружин в бридже, устанавливают оставшиеся ближе к центру. Рычаг должен плавно возвращаться в положение, параллельно деке гитары. Сопротивление должно быть удобным для владельца.
Использование рычага на гитаре
Использование механизма требует определенной сноровки. Потребуется некоторое время, практика. Без машинки тремоло музыкант ориентируется по ладам на грифе гитары. С рычагом ориентироваться можно только на свой слух. В системе отсутствуют фиксированные положения рычага, движение плавное. Чтобы добиться нужного звучания, требуется внимательно слушать.
Начать можно с простых упражнений. Например:
7 лад, третья струна – нота Ре (обозначение D);
следует запомнить, как звучит Ре;
следующий лад, та же струна – нужно опустить ноту рычагом до звучания, как в пункте 1.
Во время тренировки оставшиеся струны нужно слегка приглушать левой рукой. Не страшно, если получится не сразу. Главное – больше практики. Новичкам поможет специальный профессиональный прибор – тюнер. Его задача определять соответствие звука определенным нотам. Другой способ – записать Ре-минор. Включая запись, снижать рычагом звучание до полного слияния.
Внимание! В начале обучения уделяют время простым упражнениям, только потом переходят к сложным вариантам.
Обучение азам определит уровень игры гитариста в целом.
Как заблокировать тремоло?
Многие модели гитар выпускают со встроенной системой тремоло. Некоторые музыканты ее не используют. Убрать встроенные механизмы практически невозможно. Появляется задача – как заблокировать тремоло.
Блокировка избавит гитару от «плавающего» строя. Можно сделать самостоятельно, можно купить готовый блокиратор. Существуют устройства, ограничивающие действие рычага, например, hipshot tremsetter. Настройка свободная – ограничение диапазона движения, невозможность повысить или понизить звучание.
Профессиональные блокираторы позволяют полностью запретить работу рычага, при необходимости возвращать «свободу действий» устройству. Например, AllParts Tremol-No – функционален, цена соответствует. В домашних условиях используют небольшой деревянный брусок. Деталью блокируют перемещение блока сустейн. Важно как можно точнее подогнать деревяшку, не оставляя зазоров, свободного места (забивать щели бумагой, щепками, прочим мусором не рекомендуется).
Рычаг тремоло позволяет расширить возможности гитары, музыканта. Использование требует определенного навыка.