- Верхние, сердечные и базовые ноты
- Что такое ноты в парфюмерии?
- Верхние ноты
- Сердечные или средние ноты
- Базовые ноты или шлейф
- Классификация запахов
- Масло верхней средней ноты
- Какие бывают запахи? Классификация и ноты ароматов.
- Эфирные масла нижней ноты.
- Эфирные масла средней ноты.
- Эфирные масла верхней ноты.
- Как использовать информацию о классификации ароматов в ароматерапии.
Верхние, сердечные и базовые ноты
Что такое ноты в парфюмерии?
Если вы хоть раз читали описание того или иного парфюма, то непременно замечали тот факт, что запах разделяется на три основных составляющие: верхние, сердечные и базовые ноты. Разделение это вовсе не условное и имеет под собой реальную основу, о чем мы и поговорим в данной статье.
Все началось с известного французского парфюмера Писса, который жил в 19-м веке. Ему было неприятно парфюмерное однообразие, которое царило в мире, вследствие чего Писс решил изменить собственное ароматическое восприятие. Именно он впервые обнаружил тот факт, что аромат, после контакта с кожей, начинает проходить разные парфюмерные фазы. Писс сравнил эти фазы с большой симфонией, которая также разделяется на разнообразные этапы. А так как в парфюмерном мире того времени уже существовало разделение парфюмов на отдельные нотки, то Писс решил продолжить музыкальные ассоциации до конца. Поэтому наиболее уравновешенные ароматы было решено разделить на верхние, срединные и базовые составляющие, которые сменяют друг друга в продолжение той или иной фазы.
Верхние ноты
Знакомство с ароматом у каждого человека начинается с первых или верхних нот, которые вступают в игру сразу после нанесения парфюма на кожные покровы. Это нотки, которые будут играть совсем недолго. Уже через пять-семь минут они будут постепенно исчезать, а на их место будут становиться новые, сердечные запахи. Данная особенность верхних нот должна учитываться при выборе парфюмерной композиции. Дело в том, что парфюм выбирается, как правило, именно по верхним ноткам, которые звучат только в начале. Но ведь верхние ноты – не основные, и после их исчезновения парфюм начинает играть уже совсем по-другому. Поэтому при выборе аромата нужно дождаться, пока парфюм не вступит в новую ароматическую стадию. В парфюмерном мире в качестве верхних нот принято использовать имбирные, лавандовые, цитрусовые, анисовые и зеленые ароматы. Яркие и насыщенные свойства верхних нот работают, как правило, на самого обладателя парфюма, поскольку уже через несколько минут он перестает ощущать запах на своем теле.
Сердечные или средние ноты
Если вы хотите знать, как будет звучать на вас парфюм в продолжение дня, не спешите приобретать флакончик сразу после того, как он вам понравился. Как мы уже сказали, верхние ноты исчезают довольно быстро, обнажая сердечную составляющую парфюма, то есть его ядро. В зависимости от стойкости того или иного аромата, средние нотки будут звучать от трех до пяти часов. Именно по ним судят о качестве и типу запаха. Как правило, сердечные ноты характеризуются мягкостью и спокойствием, поскольку настырный запах будет неприятен, если он будет чувствоваться постоянно. Типичными представителями сердечных нот являются розовые, цветочные, жасминовые, фруктовые и пряные масла. Именно на эту составляющую делают упор многие известные парфюмерные бренды, которые заботятся о своей репутации. Сердечные нотки, в отличие от нот верхних, работают уже на окружающих, которые будут находиться от вас в непосредственной близости.
Базовые ноты или шлейф
После того, как сердечные нотки испаряются, в игру вступают базовые ноты или шлейф. Это одна из самых непредсказуемых составляющих любой парфюмерной композиции. Дело в том, что при контакте с разными типами кожи те или иные составляющие могут звучать совсем по-разному. А проверить шлейфовые ноты в парфюмерном магазине, по понятным причинам, не получится. Единственное, что вы можете сделать – брызнуть парфюм на запястье и прийти в парфюмерный магазин только на следующий день, когда познакомитесь с базовыми нотами, которые звучат примерно сутки с момента нанесения. Продолжительность звучания базовых оттенков зависит исключительно от стойкости вашей парфюмерии. К слову сказать, базовые ноты используются парфюмерами в качестве нот-фиксаторов, то есть их задачей является максимальная пролонгация действия верхних и сердечных составляющих. Именно поэтому шлейф иногда проникает в сердечные ноты, смешиваясь с ними и создавая непредсказуемый эффект. Здесь все будет зависеть от качества и дороговизны вашей парфюмерии. Базовые ноты – залог стойкости и силы ароматической композиции. Как правило, они состоят из амбровых, древесных и мускусных составляющих, которые придают парфюму темперамент и утонченность. Заметим также, что шлейф аромата работает на окружающих людей, но не на близком, а на дальнем расстоянии. Особо мощные духи могут источать свой шлейфовый запах на расстояние до двадцати метров, даже если в это время работает сердечная составляющая.
Источник
Классификация запахов
Универсальной классификации ароматов не существует до сих пор. Но есть общепризнанные правила, на которые опирается большинство парфюмеров.
Когда описывают сложный аромат, парфюм, то обычно говорят о нотах: верхняя нота (нота шлейфа), средняя нота (нота сердца), нижняя нота (базовая). Нота аромата – это критерий летучести эфирного масла, показатель скорости испарения. Одни масла улетучиваются почти сразу, другие держатся несколько дней. Это говорит не о качестве масла, а о его природных свойствах: в каждое эфирное масло входит множество компонентов – кетоны, альдегиды, эфиры, ароматические углеводороды, спирты и т.д., и все они имеют свою летучесть.
Эфирные масла верхней ноты
Эти масла слышны в букете аромата в первую очередь, но быстро испаряются. Масла верхней ноты: цитрусовые – лимон, апельсин, бергамот, а также масла лекарственных трав: мята, мелисса, розмарин, эвкалипт, тимьян и др.
Эфирные масла средней ноты
Являются основой (сердцем) ароматических композиций и проявляются, когда испаряются верхние ноты. Эти масла получают из цветов и травянистой части растений. К маслам средней ноты относятся: герань, жасмин, роза, нероли, иланг-иланг, лаванда, шалфей т. д.
Эфирным масла нижней ноты
Самые стойкие, тягучие, густые, способны держаться несколько дней. В парфюмерной композиции они являются базой, держат на себе более легкие компоненты. Эфирные масла этой группы имеют густую структуру, часто темно окрашены. Многие их них получены из семян, листьев или коры растений, которые сами по себе используются как специи. К ним относятся: пачули, фенхель, ладан, гвоздика, пихта, базилик, розовое дерево, мирра, можжевельник, чайное дерево и др.
Парфюмеры пошли дальше и разработали более сложную систему классификации: в ней учитываются не только легкость или тяжесть аромата, но также его происхождение и цветовые, а также эмоциональные ассоциации, которую он вызывает (см.картинку).
В 1990 году Французское парфюмерное сообщество утвердило 7 основных парфюмерных «семейств»:
1) цитрусовые
2) цветочные
3) папоротниковые
4) шипровые
5) лесные (древесные)
6) ориентальные восточные (амбровые)
7) кожаные.
Немецкая классификация Haarmann & Reimer, Dragology 2000, La Parfumerie более детальна, в ней групп в два раза больше:
1. Цветочные.
2. Цитрусовые.
3. Древесные.
4. Ориентальные (классические восточные).
5. Кожаные.
6. Шипровые.
7. Фарфоровые или папортниковые.
8. Цветочно-восточные.
9.Фруктовые.
10. Зеленые.
11. Альдегидные.
12. Озоновые
13. Пряные
14. Амбровые.
Заметим, что и эта система не исчерпывающая: внутри каждой группы ароматы делятся на более маленькие подгруппы. Чтобы совсем не запутаться при выборе, стоит определить свои основные пристрастия – проверить, к какому семейству относится любимый парфюм.
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ:
— На выбор аромата влияет структура нашей ДНК.
— Знакомясь с новым человеком, по аромату мы подсознательно узнаем, насколько мы совместимы.
— Один и тот же парфюм на разных людях пахнет совершенно по-разному.
— Гормональные изменения организма влияют на то, как на нас «садится» аромат.
Источник
Масло верхней средней ноты
Начиная эксперименты по созданию смесей, советуют, придерживаясь следующего соотношения:
30% масла с верхними нотами,
50% масла со средними нотами,
20% масла с базовыми нотами
ЭФИРНЫЕ МАСЛА ПО НОТАМ ПАРФЮМЕРИИ
Данная разбивка условная, т.к. различные источники могут причислять один и тот же эфир к верхней или средней ноте, к базовой или средней ноте. Все зависит еще и от легкости парфюмерной композиции в целом.
ВЕРХНЯЯ НОТА
Апельсин
Арника
Багульник
Бархатцы
Бергамот
Бигардия
Болдо
Гиацинт
Грейпфрут
Давана
Живица
Каяпут
Кервель
Клементин
Клиноног
Кмин (Тмин)
Колеонема
Колосок душистый
Коньяк
Кориандр
Котовник
Криптум
Лайм
Лиммет
Лимон
Лемонграсс
Лимонник
Майоран
Мандарин
Мелисса
Мята
Найоли
Пажитник
Пандан
Пастернак
Псиадия
Полынь
Танжерин
Укроп
Фенхель
Цитронелла
Чабер
Шафран
Эвкалипт
Эстрагон
Юзу
Яборанди
СРЕДНЯЯ НОТА
Аглая
Азалия (Рододендрон)
Аир
Анис (Бадьян)
Амирис
Амми
Ангелика (Дягиль)
Аралия
Базилик
Бакул (Мимусопс)
Бей
Бессмертник
Борония
Бучу
Ваниль
Валериана
Вербена
Водоросли (фукус)
Гардения
Галангал
Грушанка (Гаультерия)
Гвоздика цветок
Жимолость
Гедихиум
Герань
Горчица
Донник
Дугласия
Ель
Жасмин
Лиственница
Иланг-иланг
Ирис
Исса (Тана)
Иссоп
Какао
Календула
Камфора
Канука
Кардамон
Каро-карунд
Муррайя
Кассия (акация)
Конопля
Копытень
Кувшинка (Нимфея)
Кунзея
Куркума
Лавр
Лантана
Лилия
Линалоэ
Липа
Лонгоза
Лотос
Литцея
Любисток
Магнолия
Манука
Метельник (Ракитник)
Микелия (Чампака)
Мимоза (акация)
Миндаль
Мирт
Монарда
Морковь
Могра
Нард
Нарцисс
Нероли
Неролина
Олива
Османтус
Перец (всякий разный)
Перилла
Петитгрейн
Петрушка
Пихта
Плюмерия (франжипани)
Равенсара
Роза
Розалина
Розмарин
Ромашка
Рута
Саро
Сассафрас
Сельдерей
Сирень
Смолоносица
Смородиновые почки
Сосна
Тагетес
Тимьян
Тубероза
Фиалка
Фрагония
Хмель
Хо-дерево
Хризантема
Чайное дерево
Эриоцефалус
БАЗОВАЯ НОТА
Алойное дерево
Бальзам Толу
Бензоин
Береза
Боб Тонка
Борнеол
Ветивер
Гаальбанум (Ферула)
Гваяковое дерево
Гвоздичное дерево
Гибискус (амбра, просвирник)
Гурьюнский бальзам
Девясил
Дубовый мох
Душица
Зверобой
Здравец
Катрафей
Кедр
Копайский бальзам
Костус
Кофе
Суги
Кротон
Ладанная камедь
Ладан
Лиатрис
Марь
Массойя
Матэ
Мед
Мелколепестник
Мирокарпус
Мироксилон (Перуанский бальзам)
Мирра
Можжевельник
Мускатный орех
Мухуху
Опопанакс
Пальмароза
Пачули
Розовое дерево
Сандал
Скумпия
Стиракс
Сыть
Табак
Тополь
Туя
Тысячелистник
Фисташка
Фокиения
Шалфей
Элеми
Янтарь
После создания смеси, позвольте ей постоять в течении нескольких дней, прежде чем решить, нравится она вам или нет. Компоненты (природные химические вещества), содержащиеся в маслах адаптируются друг к другу, и аромат может измениться.
Источник
Какие бывают запахи? Классификация и ноты ароматов.
В ароматерапии существует такое понятие, как ноты ароматов. Что же это такое? Это издавна принятая классификация ароматов, согласно которой все ароматы делятся определенным образом. Какие бывают запахи? Согласно классификации, ароматы бывают верхней, средней и нижней ноты.
Ноты ароматов
Это можно сравнить с нотным станом. Кто музыкант, тот знает, что в музыке есть два музыкальных ключа – скрипичный и басовый, а все ноты делятся на октавы. К самым нижним нотам относятся ноты басового ключа из малой и большой октавы. Затем в права вступает скрипичный ключ и идет первая, вторая, третья октавы.
Так же и с ароматами. Нота аромата — это критерий летучести эфирного масла, показатель скорости испарения.
Есть масла, запах которых улетучивается очень быстро, а есть такие, которые способны держать запах несколько дней. Это ни с коем случае не говорит о том, плохое масло или хорошее.
Все дело в том, что каждое эфирное масло является очень многокомпонентной системой. В состав масел может входить от 120 до 500 компонентов – кетоны, альдегиды, сложные эфиры, ароматические углеводороды, сложные спирты, терпены и т.д. Каждое из этих веществ имеет свою летучесть.
Но поскольку пропорции составных частей у каждого масла свои, то и летучесть масел получается разная, и определяется по количеству основных компонентов.
Итальянский исследователь Парессе разработал целую «Нотную грамоту» для ароматов, расположив их в своеобразный «Звукоряд». Так же, как в музыке определенные аккорды строятся по музыкальным законам, что бы они звучали гармонично, так и ароматная композиция тоже должна придерживаться определенных правил, что бы ароматы сочетались друг с другом.
Эфирные масла нижней ноты.
К этим запахам относятся масла, у которых запах способен держаться несколько дней. Как басовые инструменты в оркестре, которые «держат» композицию, так и в ароматных составах такие масла удерживают запах. Эти ароматы раскрываются в последнюю очередь. Еще они помогают, что бы самые летучие компоненты не так быстро испарялись.
Эфирные масла этой группы имеют густую структуру, часто темно окрашены. Многие их них получены из семян и листьев растений, которые сами по себе используются как специи. И их запах поначалу кажется очень насыщенным и резким, долго остается на обонятельных рецепторах.
Эфирные масла нижней ноты
Это такие масла как пачули, фенхель, ладан, гвоздика, пихта, базилик, розовое дерево, можжевельник. чайное дерево. Как вы заметили на фото, эфирные масла Вивасан этой группы имеют зеленую упаковку.
Если капнуть такое масло нижней ноты на бумагу, то масляное пятно может продержаться до нескольких недель.
В ароматические композиции эти масла обычно входят в количестве около 5%. Тем не менее, их аромат хорошо слышен.
Масла нижней ноты так же применяются в культовых ритуалах. Например, ладан, мирра, т. е. это масла очень сильного действия.
Эфирные масла средней ноты.
Как правило, ароматы средней ноты составляют основную часть ароматических композиций. Основной аромат этих масел проявляется, когда испарятся первые более летучие нотки. Эти масла получают из цветов и травянистой части растений.
Многие их них являются афродизиаками и оказывают влияние на гормональный фон человека и обменные процессы. Как правило, это «теплые» масла, они оказываю гармонизирующее и стабилизирующее действие.
Эфирные масла Вивасан средней ноты
В составе ароматных композиций эти масла обычно составляют 40-80%. К маслам средней ноты относятся многие цветочные масла – герань, жасмин, роза, нероли, иланг-иланг, лаванда, шалфей т. д. Как видим, упаковка у масел средней ноты компании Вивасан — розовая.
На бумажной салфетке пятно от таких масел может держаться от нескольких часов до нескольких дней. Все масла этой группы обладают замечательными косметологическими свойствами, их полезно добавлять в средства по уходу за кожей лица и волосами. Так же это очень хорошие антидепрессанты.
Эфирные масла верхней ноты.
В группу масел верхней ноты входят масла с самой высокой скоростью испарения, поскольку в их составе преобладают легкие летучие компоненты. Как правило, эти запахи мы слышим в букете в первую очередь. Обычно они довольно сильные, но поскольку быстро улетучиваются, то уступают место ароматам средней и нижней ноты.
Высокая летучесть таких масел объясняется высоким содержанием в их составе терпенов, молекулы которых относительно невелики и более летучи по сравнению с другими компонентами.
Эфирные масла верхней ноты.
В эту группу входят цитрусовые масла – лимон, апельсин, я так же масла из лекарственных трав — мята, мелисса, розмарин, эвкалипт, тимьян и др.
В ароматических композициях такие масла обычно присутствуют в количестве 10-15%.
С бумаги масляное пятно от таких масел испарится в течение нескольких часов. В чистом виде эфирные масла этой группы очень хорошо работают в ингаляциях, в аромалампе, в аромакулоне, в ваннах.
Как использовать информацию о классификации ароматов в ароматерапии.
Как вы уже поняли, для того, чтобы проще было ориентироваться с выбором ноты масла, эфирные масла уважающие себя компании-производители упаковывают в коробки и флаконы с наклейками разного цвета.
Как я уже сказала, в Вивасан зеленая упаковка – масла нижней ноты, розовая – средней ноты и желтая – верхней ноты. Теперь, глянув только на коробочку или флакон, вы будете знать, насколько долго держится запах того или иного масла.
Классификация ароматов
Для чего надо знать эту «нотную грамоту»? Так же как музыка строится по определенным законам, так и грамотно сочетая эфирные масла друг с другом, можно усилить или ослабить то или иное действие масел для решения определенных проблем.
В композиции обязательно должны присутствовать масла верхней, средней и нижней нот. В таком сочетании они, во-первых, будет действовать дольше, во вторых, полезное действие будет усилено составляющими компонентами.
Иногда, самое ценное лечебное действие оказывает именно масло нижней ноты, например чайное дерево. Но его запах не всем приятен. В таком случае, в аромакулон сначала капают чайное дерево, затем какое-либо масло средней ноты, например лаванду, и наверх масло верхней ноты, например, апельсин.
Вот и получилась композиция, которая будет полезна для детей в аромакулон в школу. Она и от простудных заболеваний защитит, и снимет беспокойство, и поможет стать увереннее.
Приведу еще один рецепт. Учитывая, что началась зима, это будет согревающая зимняя ванна.
На ванну нам понадобится :
масло апельсина 1-2 капли (верхняя нота)
герань или жасмин 3-4 капли (средняя нота)
можжевельник или пихта – 2-3 капли (нижняя нота) .
Эта ванна разогревает кровь и служит хорошей профилактикой сезонных заболеваний.
К сожалению, ароматерапия в нашей стране пока не нашла такого широкого применения, как в восточных странах, где это обязательный атрибут жизни.
По принципу сочетаемости эфирных масел составляются ароматические смеси в аюрведе, но там этот процесс более индивидуальный и при построении композиции учитывается много других факторов.
А мне хотелось бы услышать от вас отзывы, оказалась ли эта информация полезной для вас. Напишите так же, знакомы ли вы с аромадухами, пользуетесь ли дома аромалампой? Если да, то какое сочетание эфирных масел вам больше всего нравится.
На блог приходит много новичков, для которых ароматерапия полна тайн и загадок. Давайте помогать друг другу открывать эти тайны. Пишите, делитесь опытом, спрашивайте, если что-то непонятно — будем разбираться.
Источник