Мастер класс фортепиано этюды

Уроки пианино с нуля

Фортепиано для начинающих

Специально для Вас я сочинил несколько этюдов для начинающих играть на фортепиано. Может быть, я бы никогда и не сел за сочинение подобной музыки, но, как говорится «жизнь заставила» 🙂

Недавно я озадачился выбором современной музыки для своего курса «Первые шаги«, который предназначен для обучения начинающих играть на фортепиано. Некоторые ученики этого курса очень просили меня добавить в обучающие материалы курса какие-нибудь современные произведения, т.к. детские песни, которые представлены для обучения по этому курсу, играть не всем хочется. И вот беда — современных песен много, а подходящих аранжировок нет, да и выбрать песню такую, чтобы всем было интересно её играть довольно сложно. Поискав пару дней в интернете мелодии «для начинающих», я понял, что ничего, кроме классических произведений для детей, а также детских песен в фортепианных нотах для начинающих найти вообще невозможно. От детских и классических произведений для начинающих многих уже «тошнит», поэтому не долго думая, я сел за написание современной и красивой музыки для фортепиано для начинающих.

Надо сказать, это было правильным решением, т.к. музыка получилась весьма простой, красивой и вполне современной. А главное — в ней нет каких-то сложных оборотов, которые не смог бы осилить начинающий музыкант.

Читайте также:  Ноты азы для пианино

Посмотрите, пожалуйста, видеозапись моего исполнения этих простых пяти произведений для фортепиано:

Понравилось? Жмите лайк:

Хотите приобрести ноты этих этюдов? Жмите на кнопку:

Сумели сыграть так, как показано? Загружайте видео своего исполнения на Ютуб и присылайте ссылку (просто отпишитесь в комментариях, где лежит Ваше видео) — я выложу Ваши видеоролики сразу под этой записью.

Придумайте хорошие названия для этюдов! Авторы лучших названий получат ноты и видеоинструкции бесплатно! Придуманные названия пишите в комментариях ниже.

Ещё видеоуроки и курсы от Сергея Филимонова:

Обучающие курсы по игре на фортепиано:
1. «10 шагов к музыкальной свободе» — курс по свободной игре на пианино, изучив который Вы сможете подбирать и играть любимые песни, а также импровизировать и сочинять музыку.
2. «Первые шаги» — курс для начинающих, кто ещё совсем не умеет играть на пианино.
3. «BLUES DRIVE» — курс для тех, кто обожает звучание блюза и хочет научиться играть и импровизировать в блюзовом стиле
4. «Ballad Style» — стиль баллад на фортепиано. Вы научитесь играть медленные и мелодичные композиции в стиле Элтона Джона, Yiruma и других.
Ещё обучающие курсы…

Детские:
1. Чип и Дэйл — играем заставку к мультфильму
2. Фиксики — песня, играем на пианино
3. Маша и медведь — песенка про следы
ещё детские песни…

8 комментариев к записи “Фортепиано для начинающих”

Придумайте названия для этюдов и отпишитесь здесь. Лучшие названия будут закреплены за композициями, а авторы получат ноты и видеоинструкции бесплатно.

Учитывая одинаковую стилистику мелодий, наверное можно подчеркнуть это и в названиях. Что-то вроде «Времен года» Вивальди. Например:
1 — пробуждение
2 — хлопоты (дневные заботы, полдень)
3 — смеркается (вечереет)
4 — усталость (сумерки)
5 — возвращение домой (день прошел, дОма)

Очень хорошая идея и начинание, т.к. музыку хорошо бы не только слушать или исполнять (играть), но и понимать и чувствовать, да и переживать вместе с автором. И не важно, что при этом у каждого проявляются свои инстинкты и чувства — значит музыка задевает и оставляет след в душе.
Спасибо за этюды и задание. Мои названия просты и отражают мое видение происходящего, нарисованного мелодией этих красивых произведений: 1 — Все возможно (Преодоление)
2 — Утро, 3 — Так или Не так, 4 — Не спеши, 5 — Начало.

А когда будет «подведение итогов» с раздачей обещанных нот и видеоинструкций?

Алексей, надо бы уже, пока больше вариантов никто не шлёт. Думаю, что в ближайшие 2-3 дня, если не будет вариантов — определим победителя из участников.

При прослушивании этюдов, у меня появились свои видения, и пришли такие мысли по поводу названий:
1 — Белые облака
2 — Капельки дождя на окне.
3 — Воробьи у лужи
4 — Сумерки
5 — Мечты
Затем я посмотрела, о чем говорят в комментариях, и заметила, мои мысли очень отличаются от других. Возможно, люди правы, но это мои ассоциации и мое отношение к данным произведениям. Большое спасибо за предоставленное удовольствие посмотреть и прослушать Вашу игру.

Мои мысли насчёт Ваших названий:
Этюд №1: нравятся название «пробуждение», по-моему очень подходящее, но меня также тронуло название «белые облака» — очень поэтично.
Этюд №2: хорошее название «дневные заботы», но этюд как мне кажется довольно монотонный (как впрочем и дневные заботы) и минорный (ну а заботы могут быть и приятными). Поэтому, как мне кажется, больше подходит название «капельки дождя на окне». Здесь мы в позиции наблюдателя, который сидит у окна и наблюдает за капельками дождя, которые появляются на окне. На улице серая туча, пасмурно, зато в конце, когда дождь заканчивается, туча уходит и появляются мажорные нотки — последние капельки. Очень все подходит. Я оставлю название «капельки дождя на окне».
Этюд №3: как мне кажется, названия «смеркается» и «так или не так» не очень подходят. В целом этот этюд очень нежный и в него заложено что-то доброе и светлое. «Воробьи у лужи» — подходит больше, особенно учитывая «прыжки» нот в переходах. Но у меня воробьи ассоциируются с более подвижной музыкой, поэтому это название я тоже для этого этюда не возьму. Думаю, что назову я его «Мамины руки» — добрые, тёплые и нежные.
Этюд №4: больше всего по-моему подходит название «Усталость». «Сумерки» — тоже хорошее название, но у многих оно ассоциируется с другой музыкой, из телесериала «Сумерки», поэтому увидев название «Сумерки» и нажав на кнопку Play многие разочаруются, не услышав ожидаемую музыку :). Поэтому оставим название «Усталость».
Этюд №5: «Начало» и «Мечты» — для меня одинаково хороши. Даже не знаю, что выбрать. Думаю, что выберу «Мечты» исходя из того, что первый этюд был назван «Пробуждение», поэтому логичнее будет название «Мечты», т.к. название «Начало» для последнего этюда будет несколько нелогичным, хотя мне очень нравится. «Возвращение домой» — весьма хорошее название, которое у меня ассоциируется с тем, что закончена трудная работа и радостно вернуться домой к близким. Но тем не менее, ближе как мне показалось название «Мечты», т.к. в мечтах возможно всё и каждый сможет в этой композиции отыскать свою мечту. А возвращение домой не у каждого ассоциируется с чем-то приятным — у кого-то дома неприятности, у кого-то болеет близкий человек и мысль о возвращении домой может не быть такой светлой.
Поэтому окончательные названия будут такими:
1 — Пробуждение
2 — Капельки дождя на окне
3 — Мамины руки
4 — Усталость
5 — Мечты
Думаю, что все участники прислали достойные варианты, поэтому все получат приз (вышлю сегодня на почту).

Очень понравилась музыка:»Свежий ароматный напиток для души и тела!»

Источник

Этюды для фортепиано на разные виды техники — детские музыкальные школы

Ноты, пособия, учебники для студентов, учащихся ДМШ
педагогов


Этюды для фортепиано на разные виды техники 1 класс дмш
издание десятое
редакторы-составители Р. Гриндин, М. Карафинка
«Музична Украiна», 1987г.
(DjVu, 1.34 Mb) и (pdf 2,72 Мб 1979г.)

от РЕДАКТОРОВ-СОСТАВИТЕЛЕЙ
Серия “Этюды” для фортепиано па разные виды техники» является первым опытом принципиально нового подхода к подбору и систематизации этюдного материала.
Отсутствие системы размещения этюдов в существующих сборниках создает трудности для педагогов ДМШ в целенаправленном развитии техники у учащихся.
Выдающийся пианист-педагог, одни из основоположников советской пианистической школы, проф. А. Б. Гольденвейзер по этому поводу говорил: «.когда играют один этюд из Геллера, один из Лемуана и т. д. без всякого порядка, то от этого большой технической пользы не будет. Какая-то система, порядок в подборе должны быть».

В сборниках серии «Этюды для фортепиано на разные виды техники» материал систематизирован по видам фортепианной техники с учетом последовательности в овладении техническими навыками.
Использованы наиболее ценные в художественном и педагогическом отношении этюды отечественных п зарубежных композиторов;
в каждом выпуске помещены этюды, соответствующие задачам и уровню трудности репертуара данного класса;
отдельные этюды несколько превышают уровень трудности репертуара данного класса и рассчитаны на учащихся, технически более подвинутых.
Подбирая материал, редакторы-составители руководствовались “Программой по классу специального фортепиано для ДМШ” (Москва, 1973).
Серия состоит из 7 выпусков: для I, II, III, IV, V, VI, VII классов ДМШ

Скачать ноты


Этюды для фортепиано на разные виды техники 2 класс дмш
«Музична Украiна», 1979г.
(pdf, 3.45 Mb)


Етюди
для фортепiано на рiзнi види технiки
3 клас ДМШ
редактори-упорядники Р.Гiндiн та М.Карафiнка
видання шосте
«Музична Україна», 1976г.

РАЗДЕЛ I
Позиционные последовательности
1. Ф. Лекуппэ. Этюд, соч. 20, № 9
2. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 2
3. С. Ляпунов. Маленькая пьеса № 2 (Шесть маленьких пьес)
4. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 20
5. Т. Лак. Этюд, соч. 172, № 4
6. И. Берковм. Этюд, № 34 (Маленькие этюды)
7. И. Беркович. Этюд № 35 (Маленькие этюды)

РАЗДЕЛ II
Позиционные последовательности в сочетании с подкладыванием и перекладыванием пальцев
8. Г. Беренс. Этюд, соч. 88, № 17
9. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 4
10. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 5
11. А. Лешгорн. Этюд, соч. 65, № 15
12. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 12
РАЗДЕЛ III Подкладывание и перекладывание пальцев
13. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 43)
14. Ж. Дювернуа. Этюд, соч. 176, № 13
15. С. Ляпунов. Маленькая пьеса № 5 (Шесть маленьких пьес)
16. С. Ляпунов. Маленькая пьеса № 4 (Шесть маленьких пьес)
17. Ф. Лекуппэ. Этюд, соч. 20, № 19
РАЗДЕЛ IV Подготовка к трелям, украшения
18. Ф. Лекуппэ. Этюд, соч. 24, № 10
19. Л. Ревущий. Этюд ре мажор
20. А. Лешгорн. Этюд, соч. 65, № 36
21. А. Гедике. Этюд, соч. 32, № 32 (Песня веретена)
22. Я. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 37)
23. Г. Беренс. Этюд, соч. 88, № 3
РАЗДЕЛ V Репетиции
24. Ж. Дювернуа. Этюд, соч. 176, № 10
25. А. Лешгорн. Этюд, соч. 65, № 21
26. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 18
27. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 34)

РАЗДЕЛ VI
Аккорды и арпеджио
28. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 30)
29. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 35
30. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 49
31. X Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, 35)
32. Т. Лак. Этюд, соч. 172, № 5
33. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 31)
34. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 38)
РАЗДЕЛ VII Чередование и перекладывание рук
35. А. Гедике. Этюд, соч. 47, № 10
36. Аз. Иванов. Маленький этюд до минор («Маленькие пьесы для фортепиано»)
37. А. Гедике. Этюд, соч. 47, № 26
38. А. Шусер. Этюд № 2 (Пять этюдов из сборника «Библиотека юного пианиста», I—IV кл.)
39. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 48)
40. Д. Кабалевский. Соч. 27, № 10, «Шуточная»
РАЗДЕЛ VIII Стаккато
41. В. Волков. Этюд ре мажор
42. Н. Ладухин. Пьеса, соч. 10, № 5
43. Г. Беренс. Этюд, соч. 88, № 18
44. Ж. Дювернуа. Этюд, соч. 176, № 24
45. Л. Шитте. Этюд, соч. 68, № 2
РАЗДЕЛ IX Сочетание различных технических задач
46. А. Гедике. Этюд, соч. 46, № 27
47. К. Черни. Этюд (Г. Гермер, ч. I, № 50)
48. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 23
49. С. Майкапар. Этюд «У моря ночью», соч. 33 (Миниатюры)
50. А. Лемуан. Этюд, соч. 37, № 31
51. Л. Лешгорн. Этюд, соч. 65, № 39

Скачать ноты

Источник

Методическая разработка урока: «Работа над инструктивными этюдами и упражнениями в классе фортепиано»

Содержимое публикации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОЛУЧСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методическая разработка урока: «Работа над инструктивными этюдами и упражнениями в классе фортепиано»

Преподаватель по классу фортепиано

ГУ ЛНР «Краснолучская детская

Сальная Л.Ф. преподаватель 2 категории

Цель урока: Научить ученика самостоятельно работать над

преодолением технических трудностей в изучаемых

Предмет: специальность (фортепиано).

Ученица: Морозенко Мария, 4 кл.

Тип урока: урок- коррекция знаний умений и навыков.

-показать приёмы работы над преодолением технических

-формировать рациональные игровые движения и

-развивать навык контроля и коррекции

-привить интерес к изучаемым произведениям;

-воспитывать волю и умение осознанного

исполнения музыкального произведения.

Ожидаемый результат: используемые приемы работы помогут учащейся в организации необходимых игровых движений для осознанного выразительного исполнения музыкальных произведений.

Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка

Основная часть урока: — упражнения для развития гибкости 1-го пальца;

-работа над этюдами.

2.Работа над упражнениями.

Упражнение №1 — на развитие гибкого подкладывания 1-го пальца.

Данное упражнение решает две задачи:

— развивает гибкое, ловкое подкладывание 1-го пальца;

— способствует устойчивому ритмическому ощущению дуоли, триоли, квартоли в единицу движения;

Задача: активизировать самостоятельную работу 1-го пальца без участия кисти при цепком качественном звукоизвлечении.

3.Работа над гаммой.

Работаем над теми видами, которые являются проблемными для ученицы на данном этапе обучения.

В основе многих пианистических недостатков лежат одинаковые причины: не цепкие, не самостоятельные пальцы, лишающие руку устойчивого положения на клавиатуре.

Постоянно держим в поле зрения посадку за инструментом:

— высота и расстояние, чтобы удобно было охватить клавиатуру;

— ровно держать спину, оставляя свободными плечи и руки;

— хорошая опора в ногах.

Гамма исполняется в прямом и противоположном движении. Добиваемся четкой артикуляции слухового контроля за работой первого пальца, ясного звукоизвлечения в динамическом развитии.

Возможные варианты работы — на основе пунктирного ритма; различных штриховых задач в левой и правой руках (стаккато, легато).

Работа ведется отдельно каждой рукой, используя объединяющее горизонтальное движение кисти, ощущая в пальцах перетекающий вес руки. Такая форма движения необходима пианисту для достижения ровности звучания, при необходимости избежать акцентов.

4.Работа над этюдами.

К.Черни. Этюд №4 С-dur .op. 299

В данном этюде используется позиционная форма движения. Структура произведения – период не повторной структуры, состоящий из трех предложений продолженного типа. В каждом предложении происходит смена технических задач. В первом построении основной мотив представляет собой опевание звуков (группетто). Добиваемся четкой артикуляции, активного снятия 1-го пальца.

Во втором построении нацеливаем переосмыслить интонацию при движении вниз от слабой доли к сильной, что придаст текучесть и полетность исполнению.

В третьем разделе необходимо четкое взятие черных клавиш цепким вторым пальцем. Гармонический анализ поможет осознать опевание устойчивых ступеней в тональности, избежать неточностей в тексте.

Партию левой руки необходимо выучить наизусть в подвижном темпе, выразительно провести и выстроить динамически линию баса, вслушиваясь в гармоническую окраску.

К.Черни. Этюд №5 С-dur. «Избранные фортепианные этюды» , 2 часть.

Цель работы над этюдом – научить свободно, четко, легко, выразительно исполнять длительные гаммообразные пассажи. Этюд делится на построения с различными аппликатурными принципами, направлениями движения. Работая над мелодической линией , добиваемся четкой артикуляции, активного взятия звука цепкими подушечками пальцев, обращаем внимание на ясное произнесение второго тетрахорда (4 и 5 пальцы). Движение мелодии вверх приводит к кульминации и модуляции в тональность G-dur. Восьмая пауза в конце раздела дает возможность руке отдохнуть и снять напряжение.

Во втором построении – движение мелодии в нисходящем направлении. Работая в спокойном темпе, обращаем внимание на скачок от 1-го к 5-му пальцу .Его необходимо пропеть «вокально» (интервал септима), открыв ладонь , объемным движением взять звук 5-м пальцем.

В следующем построении появляются множественные скачки на интервал шире октавы (нона) вниз, что представляет трудность для небольших рук ученицы. В работе используем дополнительные упражнения: вычленение скачков и усложнение (увеличение интервала).

В следующем эпизоде используется четырехпальцевая аппликатура в восходящем и нисходящем движении. Гаммаобразные пассажи становятся шире октавы, что требует концентрации внимания, сосредоточенности и своевременной готовности к новой задаче. Завершается этюд нисходящим коротким арпеджио и аккордами.

Запястье является важнейшей по своей универсальности частью пианистического аппарата, выполняющей многообразные функции. Оно является проводником разносторонних движений, изменяет, направляет, корректирует их. Запястье можно назвать «дыхательным аппаратом» руки. Особое внимание в этом этюде следует уделить движению запястья «вдох» — «выдох». В спокойном темпе — упругое погружение запястья на первые четыре шестнадцатых, и освобождение на следующие четыре. Такая пульсация запястья способствует:

— объединению мелодической линии;

— ритмической устойчивости (помогает избежать ускорения);

— достижению свободы игрового аппарата.

Обращаем внимание на организующую роль аккомпанемента. Он как дирижер удерживает метроритм, помогает выстроить динамический план. Вначале это цепкие аккорды восьмыми нотами стаккато, затем при подходе к кульминации это четверти tenuto, выдержанный квартсекстаккорд – forte в кульминации , и заключительное стаккато восьмых создает ощущение цельности и законченности.

При переходе к быстрому темпу все мелкие движения сокращаются, как бы «уходя внутрь». В работе над мелкой техникой следует соблюдать правильные пропорции во взаимодействии трех факторов: активных ведущих пальцев, перераспределяющейся опоры (подвижная кисть) и крупного движения всей руки. Благодаря гибкому движению запястья, пассажи приобретают связность и цельность. В них появляются очертания контуров музыкальной фразировки. Развитие активности силы и независимости пальцев способствует достижению ясного, ровного звука, легкости пассажей и сохранению всех этих качеств в быстром темпе.

Недостаток и трудность в работе заключается в том, что работая над четкими , активными пальцами ученик изолирует их от кисти, которая становится неподвижной и зажатой, а осваивая объединяющие движения запястья, он снижает активность пальцев. Только звуковой результат является критерием правильного соотношения этих видов работы.

Заключительное исполнение этюда К.Черни №5:

— слуховой контроль за качеством звука, артикуляцией, нацеленность внимания на ловкое подкладывание 1-го пальца, целесообразность игровых движений.

-играть упражнения, гамму Ля мажор;

-добиваться качественного звучания этюдов, контролируя и корректируя свое исполнение, используя полученные знания.

1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» М.,1988

2. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» М., 1989

3. Шмидт – Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков» Л., 1985

Источник

Оцените статью