Мастер класс по джазовому фортепиано

Джазовая импровизация на фортепиано

Упражнения для фортепиано по джазовой импровизации.

Пару недель назад я натолкнулся на видео англоязычного канала в Ютубе (NewJazz), в котором автор показывает простые и мощные упражнения по джазовой импровизации для фортепиано. Надо сказать, что я долго искал нечто подобное и вот тебе пожалуйста — нашёл! ) Я искал урок, в котором была бы не просто демонстрация импровизации и заучивание каких-то готовых музыкальных фраз, а некий инструмент, который позволял бы, не особо задумываясь, импровизировать в джазовом стиле.

И упражнения, которые приводит автор — просто БОМБА! ) Простые и мощные, использующие короткие шаблоны из 3х пальцев, позволяющие больше думать о красоте исполнения, нежели о том, как построить саму импровизацию. Имея в своём арсенале такой способ импровизации, всегда можно найти возможность применить эти знания практически в любом джазовом соло.

Зная о том, что многие из моих подписчиков не знают английский язык, или знают его не на таком уровне, чтобы суметь быстро понять, что говорится в уроке, я решил перевести субтитры к видео. Я договорился с автором видео и он включил возможность перевода субтитров на другой язык. Дня три я работал над переводом и наконец он готов!

Чтобы включить субтитры на русском языке, нажмите на «шестерёнку» в правом нижнем углу, далее «субтитры» и выберите русский язык. Включите отображение субтитров (кнопка слева от «шестерёнки») и наслаждайтесь видео с адекватным переводом! )

Читайте также:  Плагин для классической гитары

Напишите в комментариях, что Вы думаете об этом уроке? Интересна ли Вам вообще джазовая импровизация? Нужен ли Вам русскоязычный курс по джазовой импровизации моего производства? Стоит ли начинать его делать? )

38 комментариев к записи “Упражнения для фортепиано по джазовой импровизации.”

Классное упражнение. Понятно даже без перевода.

Перевод 2.37 — 3й палец ставим ! У вас 4й

Точно! Спасибо, что заметили! В принципе в видео видно, что там третий палец. Думаю, что никто не перепутает. Я изменил в субтитрах, но чтобы появилась новая версия, нужно, чтобы снова проверил автор видео. 🙂

Класс!
Спасибо за перевод!

Сергей, огромное спасибо за урок! Определенно стоит развивать направление обучения джазовой импровизации, было-бы интересно заняться )

Сергей! Очень интересно, большое спасибо. Продолжать нужно обязательно, будем ждать ваши дальнейшие уроки.

СпасиБо, Сергей и за видео, и за субтитры, и за Вашу работу!!))

Супер урок. Большое спасибо.

Мне очень нравится.Большое спасибо

Сергей ты просто Молодчина. Такое откопать. Очень признателен! Покорнейше благодарю!

Сергей, отличная находка!Спаоибо! Молодец!

Спасибо Сергей! Очень здорово!

Спасибо! Нужен курс! обязательно!

До невозможности простая методика, дающая совсем непростые результаты. Не верится, что никто не додумался до этого раньше.

Отлично, Сергей! Интересный урок. Уверена, что ваши занятия будут не менее увлекательны. Спасибо! Я уже пробовала научиться джазовой импровизации . Был такой курс на английском «All piano» (кажется так назывался…) Если найду у себя на компе, то пришлю точное название. Всё было прекрасно, но мне оказалось сложным играть разный ритм в двух руках одновременно. Имея за плечами классический ритм в целом одинаковый для обоих рук…Хотя и сонаты Бетховена имеют фрагменты разноритмической игры в двух руках одновременно… (С этим я справлялась). Возможно данная методика помогла бы с этой сложностью справиться… Жаль, что сейчас мне неначем играть. Разве летом смогу,в России. Удачи вам с разработкой своего курса по джазовой импровизации! Полагаю, что это будет востребовано. Джазовая импровизация «погружает в себя», расслабляет и завораживает движением. Это прекрасно!

Спасибо, что нашёл и поделился.Я думаю твой курс нужен и будет востребован.

Все очень интересно и полезно для развития. Я как раз параллельно и английский учить начал.Вот только тот урок джазблюз за который заплатил где то больше года назад, так и не смог открыть. Тогда интернет был плохой. Теперь усилил и кое чему научился как в музыке так и во владением комп. Могу попробовать еще раз если конечно опять платить не надо.

Сергей этот урок просто высший пилотаж. Это простая идея-теория о постановке трёх пальцев как мотора просто супер в соответствии физиологии руки. Такой курс очень нужен особенно хотелось бы разобраться в теории ладов какие общие ноты и выучить построение пентатоники от любой ноты. Огромное спасибо за работу.

Огромное спасибо! Вдохновляет!

Спасибо всем! Все комментарии читаю! )

Огромное спасибо, Сергей! Полезнейшее видео! Вы Молодцы!

Очень полезное видео и урок. респект !

Отлично! Спасибо! Жду следующее видео с переводом.

Посмотрел этот урок с удовольствием, много полезного «вынес». Немного трудновато стало, когда речь пошла о каких-то головоломках с ладами. Для знающего это — само собой разумеющееся. А для несведущего — сплошная «головная боль»: какие это там ноты на бумажке с кругами выстраиваются в лад и зачем мне это крутить в голове?
И ещё: когда его слушаешь, то интересно разнообразие. Но оно достигается не только за счёт наборов нотных шаблонов. Здесь есть разные ритмо-формулы, которые придают живое звучание. А иначе, если строго следовать за одними шаблонами, то было бы «мертво». А про разнообразие ритмов в мотивах как-то умолчалось.

Каждый в видео может почерпнуть только то, до чего может дойти головой на данном этапе. Ничего, что Вы ещё в ладах не сильно разбираетесь. Возьмите пока то, что лежит на поверхности и идите дальше. В уроке очень важно рассматривать какой-то один навык и с ним работать. С ритмом в данном уроке работа не предполагалась, поэтому и «умолчалось». Думаю, что это было сделано намеренно.

Вэтом упражнении убивается много зайцев быстро учатся пент минор. блюз гаммы и расклад аккорда пример сm-gm.

Классный урок! Спасибо за перевод. Помогай Вам Бог.

Вся физика в том, что это реально, просто упражнение, как он и сказал. Если сильно присесть на это..можно отупить свою джазовую мелодику..и пипец! Еще. конечно можно пустить пыль в глаза..тем кто не рубит в джазе. Музыканты четко вычисляют тех..кто лупит бездумно по пентатонике. Поэтому…не заигрывайтесь..и развивайтесь джазовыми словами и фразами великих..первое время.. а потом и свои придут слова и фразы. А пентатоника.это сироп. Много не добавляйте.

Супер! Очень интересно!

Спасибо Вам огромное за перевод.Это видео ответило на многие мои вопросы

Здравствуйте, да, через эти упражнения начинаешь понимать саму суть игры, без особых заморочек с теорией, главное постоянно тренироваться)

Да, и огромное спасибо за перевод)

Я уже давно для себя отметил , что момент понимания (осознания) одной и той же информации у разных людей ОЧЕНЬ сильно зависит от её подачи.
Учитель может знать материал, но донести до другого человека (ученика) , чтобы он всё понял так сказать «на пальцах» оказывается не так просто. Ранее я тоже искал литературу по джазовым аккордам и читал их. Но правильной подачи и технологии так рассказать , чтобы не оставалось никаких вопросов — не находил. Очень грубо и может не совсем удачно приведу пример — на эмблеме Бэтмена кто то видит саму чёрную летучую мышь, а кто то белые зубы в чьём то чёрном рту. Но один учитель будет рассказывать ТОЛЬКО про летучую мышь без дара
художественного мышления , другой же видя два образа может донести обе мысли до ученика. В этом и заключается правильная и понятная подача информации , как в этом видео.
Сергей Спасибо за перевод .
Классный материал.

Отличный урок — чётко, ясно и при этом креативно. С удовольствием посмотрю ещё)

Очень рада, что нашла Ваш сайт! Огромное спасибо за урок джазовой импровизации. Думаю, что курс такой импровизации будет пользоваться популярностью. Я долго собиралась и всё же всё время возвращаюсь, даже в свои 60 лет, к желанию снова играть самой на ф-но, тем более я бываю на джазовых концертах. Вот 11 марта будут в джаз-клубе Козлова на Балу свинга Большого джазового оркестра Петра Востокова! Вы занимаетесь очень нужным делом!

Это просто фантастика! Я не ожидала такой простоты понимания. Спасибо огромное!

Оставить комментарий

Поделитесь информацией о нашем сайте в социальных сетях:

Мы принимаем к оплате:

Многие думают, что научиться играть на фортепиано очень сложно и для этого просто необходим хороший преподаватель, который будет неусыпно следить за учеником. Конечно, грамотный преподаватель — это всегда большой плюс, но самое главное — это Ваше большое желание НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ. Многие великие пианисты были самоучками, несмотря на то, что фортепиано всегда считался одним из самых сложных инструментов. Святослав Рихтер, например, начал карьеру пианиста ещё до того, как поступил в профессиональное учебное заведение, а до двадцати двух лет он оставался просто самоучкой. Рэй Чарльз стал слепым в семилетнем возрасте, но тем не менее, он стал одним из самых известных музыкантов США, перед которым преклонялись многие другие известные музыканты. Мишель Петруччиани считался одним из лучших джазовых пианистов Франции и имел орден почетного легиона, хотя не дотягивался даже до педалей, т.к. был карликом. Каждый из этих людей верил в себя и свой талант, несмотря ни на что и победил. Вы тоже сможете, если не будете сомневаться. Наша школа поможет Вам в этом.

Кое-кто скажет: «У меня нет музыкального слуха, поэтому играть на пианино я не смогу»! Это большое заблуждение. Человечество существует много тысячелетий и более или менее талантливые люди по отношению к музыке. Однако, если Вы слышите музыку, чувствуете её ритм и Вам хочется её сыграть, то нельзя сказать, что Вы «полный ноль». Многие не умеют петь то, что хотят спеть, но это уже касается в большей степени способности «управлять голосом», а не музыкального слуха. Огромное количество музыкантов отлично играют музыку, но абсолютно не умеют петь. Поэтому ничто не мешает Вам самостоятельно научиться играть на фортепиано, изучая видеоуроки и курсы нашей онлайн-школы фортепиано. Мы всегда оказываем помощь и поддержку нашим ученикам, а если в итоге у Вас ничего не получится и Вы будете недовольны качеством Вашего обучения, то мы полностью вернём Вам деньги.

Источник

Ломаченкова Е.В. Мастер-класс, тема: Специфика работы над джазовыми произведениями в классе фортепиано.
план-конспект по теме

Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.

Задачи: — научить обучающихся понимать и грамотно разучивать фортепианные произведения в джазовом стиле;

— проработать с обучающимися ритмические особенности джазовых произведений;

— развить у обучающихся навыки слушания и восприятия джазовой музыки.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_spetsifika_raboty_nad_dzhazovymi_proizvedeniyami_v_klasse_fortepiano.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Дворец пионеров и школьников имени А.П. Гайдара

Тема: Специфика работы над джазовыми произведениями в классе фортепиано.

Педагог Ломаченкова Е.В.

Обучающиеся Боровиков М., Емельянов Л., Шкирмонтова Е., Емельянов М.,

Год обучения 2, 3, 5

Возраст 8, 10, 14 лет

Продолжительность занятия 45 мин

Место проведения Хоровой класс

Дата 24 ноября 2012 года

Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.

Задачи:- научить обучающихся понимать и грамотно разучивать фортепианные произведения в джазовом стиле;

— проработать с обучающимися ритмические особенности джазовых произведений;

— развить у обучающихся навыки слушания и восприятия джазовой музыки.

Мecтo занятия в решении задач обучения,

воспитания и развития.

— отработка технических, ритмических и педальных сложностей в изучаемых

— воспитание хорошего музыкального вкуса;

— развитие аналитических способностей при занятиях на фортепиано

и слушании музыки.

Форму проведения занятия индивидуально-групповая.

Основные приемы, формы, методы, используемые на занятии:

объяснение, повторение, беседа, практические упражнения.

Помещение: кабинет, оснащённый двумя пианино.

Оборудование: стулья, подставки для ног, метроном .

  1. Т.Адорно. Социология музыки.
  2. В.Д.Конен.
  3. Э.Кунин. Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке.
  4. Джон Коллиер. Становление джаза
  1. О. Хромушин — Джазовые пьесы для фортепиано.
  2. М. Шмитц – Джазовые пьесы для фортепиано.
  3. Т.Ф.Уоллер – Джазовые пьесы.
  4. Д.Шерринг – Колыбельная.
  5. А.Эшпай – Джазовые произведения для фортепиано.
  6. О.Хромушин – Джазовое сольфеджио.

План проведения занятия

  • Изложение темы мастер-класса, основной цели и задач. Знакомство

присутствующих с участниками мастер-класса.

  • Обоснование проблемы исполнения джазовых произведений обучающимися. Анализ возможных вариантов работы в классе фортепиано над джазовыми пьесами. Практическая работа над пьесами различной степени сложности.

При работе над музыкальными

-целостный исполнительский показ;

-анализ фактуры и формы изложения музыкальных произведений;

-разбор структурного строения мелодических интонаций;

-практического применения пианистических приёмов, обусловленных структурными особенностями и стилистическим своеобразием музыкальных произведений;

— теоретический и исполнительский анализ авторского текста.

  • выводы по итогам работы, ответы на вопросы.
  1. Теоретическая часть: (опорный конспект)

Прежде, чем начать разговор собственно о работе над джазовыми произведениями в классе фортепиано, следует сказать об одном исключительно естественно-историческом и социокультурном аспекте. Речь пойдет о том, что в результате того, что негров из Африки в количестве приблизительно восьми миллионов человек на протяжении двух или трех веков вывозили в Америку и использовали в качестве рабов — на американском континенте сформировалось понятие «афро-американец». Афро-американец — это совершенно самостоятельная культурная ипостась африканской культуры — ветвь, заметно отличающаяся от собственно африканской. Она касается нас исключительно благодаря тому, что музыка, которая возникла в афроамериканской среде, в настоящее время почти полностью вытеснила из бытового обихода и Европы, и Америки все другие виды музыки. Всё, что мы можем слышим в окружающей нас аудиосреде (радио, ТВ и проч.) — это будут различные вариации на эту тему, за очень редким исключением. Остатки классической музыки существуют. Услышать аутентичный фольклор тех или иных народов скорее всего уже никогда и не удастся. По крайней мере, на территории России телевизор в каждый дом принёс афро-американскую музыку.

Под словами «афро-американская музыка» специалисты понимают три сопряженных друг с другом связанных понятия. Понятия эти: блюз, джаз и рок. Все три понятия во многом относятся к некоторым пересекающимся областям. Есть область, которую можно одновременно назвать джазом, роком и блюзом…

Пытаясь вывести определения, касающиеся этих понятий, которые для нас во многом слились в единое понятие ДЖАЗ, хочется сослаться на Армстронга. Когда его спросили, что такое джаз, говорят, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: «Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами». Если даже допустить, что эти истории выдуманы, в них, несомненно, отражено общее мнение о джазе музыкантов и любителей: в основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить. Всегда считалось, что самое загадочное в джазе — это особая метрическая пульсация, обычно именуемая «свингом».

Но джазовая музыка, как и любая другая, представляет собой физическую реальность, и поэтому о ней можно составить точное представление. Профессиональный джазовый музыкант понимает, что и почему он делает, но не любит или не умеет объяснять. Неверно было бы утверждать, что джазмены по своей натуре лишены красноречия; среди них есть весьма тонкие аналитики искусства джаза. Правда, и расхожее мнение о косноязычном джазовом музыканте, говорящем только на своем профессиональном жаргоне, также не лишено оснований. Средний джазмен обычно не может объяснить, как он играет, даже разбирающемуся в музыке любителю; многих музыкантов такие вопросы нервируют, ставят в тупик. И по этой причине они, пытаясь ответить, начинают говорить избитые слова типа «свингование», «фантазирование», «динамизм», «самовыражение».

Итак, понятие «джаз» не определяется теми людьми, кто его делает. При разговоре о джазе наиболее точным термином, который описывает само явление, является термин «джазовое чувство» (jazz feeling): «джаз нельзя описать, джаз можно почувствовать». Есть особое джазовое чувство, которое есть, но описать его невозможно. Что оно из себя представляет — никто не пытается описывать. Говорят, что джаз — это чувство музыки, и чувство это проявляется во многих параметрах этой музыки.

В качестве примера — из книжечки «Секреты ритмики в джазе, рок и поп музыки» израильского автора советского происхождения Эмиля Кунина: попробую привести его рассуждения о понятии «свинг». «Урок четвертый» в книжке «Секреты ритмики …», в котором автор учебника обучает джазменов некоторым конкретным ритмическим приёмам. Вот конкретный приём: «На предыдущих уроках мы научились играть абсолютно точно, в соответствии с метром и его более мелкими долями. Однако, как уже говорилось, чувство свинга возникает при исполнении определенных звуков музыкальной фразы чуть позже их точного положения по отношению к метру». Повторяю: «…чувство свинга возникает при исполнении определенных звуков музыкальной фразы чуть позже их точного положения по отношению к метру. Величина сдвига назад составляет несколько тысячных секунды (приблизительно 1/128)». Приблизительно. «И добиться такого сдвига сознательно почти невозможно. Нужно поймать определённое ощущение звукоизвлечения, атаки звука.

Будем продвигаться шаг за шагом, начав с больших времен задержки, постепенно её уменьшая.

ЦИКЛ 1. Включите метроном или простейший аккомпанемент барабана, состоящий из четвертей (четверть=70).Правой рукой на фортепьяно играйте четверти в точном соответствии с метром

Теперь сместим четверти на восьмую

Теперь сместим четверти на шестнадцатую долю

Теперь на тридцать вторую

Теперь подвинем еще совсем немного, и получим результат, к которому стремились — исполняемая четверть сдвинута назад по отношению к метру почти на неразличимую величину. К сожалению, существующая система записи нот не имеет символа для такой смещенной ноты, поэтому введем свой символ: → для ее записи.

Теперь аналогичную работу надо проделать левой рукой, а также повторить весь ЦИКЛ 1 в темпах четверть=110; четверть =170; четверть = 220. Естественно, чем выше темп, тем меньше величина задержки».

Вот пример рассуждений о природе джаза, о природе свинга. Пример, с одной стороны, о чем-то говорит. С другой стороны, говорит ровно о том, что в понятие «джаз» вкладывается работа с бессознательным человека, в первую очередь. Осознать это невозможно, в принципе, просто по определению, на этом конкретном примере.

Немецкий социолог Теодор Адорно еще в 1962 году в книжке «Социология музыки» писал: «Облик джаза определяется еще и дилетантской неспособностью дать отчет о музыке в точных музыкальных терминах — неспособностью, которая напрасно пытается придумать себе рациональное оправдание, ссылаясь на трудность материально запечатлеть «тайну» джазовых иррегулярностей — после того как серьезная музыка уже давно научилась фиксировать в нотах несравненно более сложные отклонения. Отчуждение от санкционированной музыкальной культуры этого типа приводит его к тому, что он отбрасывается в область варварского, первобытного, в область, предшествующую искусству, — это тщетно афишируется как прорыв архаических эмоций».

Изучение джазовых пьес: О.Хромушин – Первые шаги,

Источник

Оцените статью