Мастер класс по фортепиано для педагогов тема

Мастер-класс по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»
план-конспект на тему

Мастер-класс проводился с учащимися музыкально-хорового центра «Лель».

Скачать:

Вложение Размер
master-klass.doc 27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи

Предмет «Общее фортепиано»

тема: «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Педагог дополнительного образования

Багашвили Татьяна Георгиевна.

Дата проведения 14 марта 2014

Место проведения кабинет № 212, 15.00

Занятия по предмету «Общее фортепиано» проводятся по дополнительной образовательной программе МХЦ «Лель» «Общее фортепиано». В соответствии с программой занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут.

Очень важную роль в педагогическом процессе занимает подбор репертуара для учащихся. Произведение, по своей сложности, должно соответствовать уровню подготовки ученика на данном этапе, и в тоже время нацелено на дальнейшее его развитие. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Характер и музыкальные образы должны быть понятны и доступны для восприятия учащихся, лишь в этом случае можно рассчитывать на эмоциональный отклик во время исполнения музыкального произведения. Такими произведениями являются программные пьесы, в названии которых, заложен какой-либо образ или конкретный сюжет. Ярким примером программных произведений, написанных специально для детей, являются: «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Тридцать детских пьес для фортепиано» Д. Кабалевского, «Детский альбом» А. Хачатуряна, «Бирюльки» С. Майкапара и многие другие сочинения.

Важным этапом в работе над произведением является его анализ. На его основе составляется внутренний план действий, в котором намечаются, уточняются как практические, так и теоретические задачи: анализ музыкально-выразительных средств, особенностей мелодики, гармонического языка, фактуры и формы, необходимых для раскрытия музыкального образа. Решение этих задач предполагает достижение конечной цели музыкально-познавательной деятельности – осмысленную и эмоциональную передачу идейно-художественного содержания произведения.

Учащиеся : Мусорина Милена ( возраст 7 лет, 1 год обучения)

Евсихина Екатерина (возраст 10 лет, 4 год обучения)

Подстрельнова Алёна (возраст 11 лет, 5 год обучения)

Тема мастер-класса: «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах».

Цель мастер-класса: Трансляция педагогического опыта формирования исполнительских навыков учащихся различного уровня обученности, необходимых для создания художественного образа в детских фортепианных миниатюрах.

  1. Формирование навыков музыкального анализа произведения;
  2. Формирование пианистических навыков исполнения различных динамических оттенков;
  3. Формирование исполнительских навыков для выразительного интонирования;
  4. Активизировать способность к эмоциональному переживанию художественного образа.

Источник

Мастер-класс для педагогов «Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано». Багирян Е.Р., педагог дополнительного образования МУДО ДДТ

Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами работы с учащимся в преодолении трудностей при изучении произведений технического плана. Способствовать проявлению креативного подхода к выбору и применению приемов по развитию технических навыков учащихся в педагогической практике. Расширить музыкальный кругозор учащегося; изучить рациональные технические приемы игры на фортепиано; обучить грамотному определению фактуры нотного текста; отработать технические навыки в упражнениях, гаммах и музыкальных произведениях.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_bagiryan_e.r.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано

(мастер-класс для педагогов с участием

учащегося 3 года обучения объединения «Юный пианист»)

Дата и место проведения: 15.11.2018, объединение «Юный пианист», МУДО ДДТ.

Цель: ретрансляция опыта работы с учащимся в классе фортепиано по развитию технических навыков.

познакомить участников мастер-класса с методами и приемами работы с учащимся в преодолении трудностей при изучении произведений технического плана.

способствовать проявлению креативного подхода к выбору и применению приемов по развитию технических навыков учащихся в педагогической практике.

расширить музыкальный кругозор учащегося;

изучить рациональные технические приемы игры на фортепиано;

обучить грамотному определению фактуры нотного текста;

отработать технические навыки в упражнениях, гаммах и музыкальных произведениях.

мелодический, гармонический, звуковысотный слух;

навык игры по нотам;

инициативу в творчестве;

самостоятельность в работе.

интерес к предмету и инструменту;

понимание и уважение к музыке разных жанров;

ответственность за результаты своего труда;

контроль за своими действиями;

культуру поведения за инструментом.

Оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе.

Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6);

Гаммы, арпеджио, аккорды (C-dur, a-moll);

Карл Черни, этюд №2 ор 821;

Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль).

  1. Вступительная часть (целевая установка) (1 мин).
  2. Основная демонстрационно-практическая часть: (29 мин)

гимнастика на освобождение корпуса учащегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (3 мин);

проверка качества выполнения домашнего задания (3 мин);

игра упражнений и гамм (4 мин);

работа над музыкальными произведениями (15 мин);

закрепление материала (3 мин);

домашнее задание (1 мин).

  1. Подведение итогов руководителем мастер-класса (3 мин):

оценка педагогом деятельности учащегося;

достижение ожидаемого результата в ретрансляции опыта работы.

  1. Вступительная часть. Сообщение темы мастер-класса, постановка цели и задач.
  2. Основная демонстрационно-практическая часть.

Проведение гимнастики на освобождение корпуса учащегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов (упражнения: «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя).

Метод работы – объяснительно-иллюстративный.

Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус.

Проверка качества выполнения домашнего задания.

Учащийся показывает выполнение домашнего задания:

1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные задачи: игра собранными пальцами, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения двигаются в удобном темпе (максимальном для учащегося);

2) играет гаммы C-dur, a-moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.

Методы и приемы работы:

контроль за исполнением упражнений и гамм;

отработка приёма игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении;

анализ проведённой работы;

полезная самокритика и критика исполнения;

похвала за моменты достойного исполнения программы.

При игре гамм важно обратить внимание учащегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, цепкие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в предыдущих первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работают вся рука и корпус. Задача: исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.

Работа над произведениями.

Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки педагога.

Методы и приёмы работы: игра на крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).

В случае опаздывания левой руки на слабую шестнадцатую долю, по причине непонимания учащимся длины временного звучания шестнадцатой, необходимо играть со счетом.

При взятии аккордов необходимо следить за правильной аппликатурой и твердостью звучания.

Неровность в гаммах устраняется игрой высоко поднятыми крепкими пальцами в медленном темпе. Результатом этой работы при проигрывании в быстром темпе проявляется автоматизм исполнения.

Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст.

Для этого педагогом применяются следующие приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Учащийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важна иллюстрация педагогом техники и приёмов игры для того, чтобы учащийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно-средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз учащийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.

Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно всё произведение проиграть целиком в среднем темпе с педагогом в ансамбле , выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа учащийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать педагогу о приемах и методах работы над данным произведением дома.

Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов педагога, важно устранять систематически, если хочется достичь более высоких результатов воспроизведения.

Методы и приёмы работы в ансамбле:

контроль за исполнением;

предложение отработать приём игры staccato для усиления звучности и выравнивания звуков;

анализ проведённой работы;

полезная самокритика и критика исполнения;

похвала за достойные моменты исполнения пьесы.

1. Новое упражнение Ш. Ганона (№3) отработать в медленном темпе. Продолжать работу над уже выученными упражнениями в умеренном темпе.

2. Этюд. Отработать гаммообразные пассажи, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения пассажей в конце этюда, взятие завершающего кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№4, 10 ор 821.

3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.

  1. Подведение итогов руководителем мастер-класса, оценка педагогом деятельности учащегося, достижение ожидаемого результата в ретрансляции опыта работы.
  2. Рефлексия.

Беседа с учащимся о том, что понравилось в работе и почему. О мотивации к самостоятельному изучению произведений технического плана с применением изученных приемов.

Мнение педагогов о применении данного опыта работы в своей педагогической практике.

Благодарность руководителя мастер-класса за участие в мероприятии.

1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» – М.:1993.

2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» – М.: «Музыка» 1995.

3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» – М.: 1991.

1. Коровицын В. Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс»2008.

2. К Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821.

3. Ш. Ганон. Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2002.

Источник

Мастер-класс на тему «Решение фортепианных задач, работа над средствами художественной выразительности в танцевальной музыке разных эпох с учащимися младших классов ДМШ и ДШИ»

«Решение фортепианных задач,

работа над средствами художественной выразительности

в танцевальной музыке разных эпох с учащимися младших классов ДМШ и ДШИ»

проводит преподаватель высшей квалификационной категории

по классу фортепиано

МБУ ДО «ДШИ им. И.С. Баха» г. Балтийска

Владимирова Тамара Николаевна

с учащимся Глушковым Владом (2-й год обучения, 8 лет)

Место проведения: концертный зал ДМШ им. Р.М. Глиэра г. Калининград.

приобщение к миру музыки, воспитание любви к ней;

совершенствование навыков эмоционального и выразительного исполнения .

развивать интерес к классической музыке и музыкальному творчеству;

учить пользоваться средствами музыкальной выразительности, анализировать музыкальное содержание произведений;

учить работать с музыкальным текстом;

развивать слуховые навыки в процессе исполнения музыкального произведения;

способствовать развитию ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости;

развивать образное мышление на примере сказок;

стимулировать творческую активность;

развивать навыки коммуникативной культуры;

воспитывать исполнительскую культуру;

воспитывать художественный вкус на примере исполняемых произведений;

расширять музыкальный кругозор учащегося ;

обучать навыкам самостоятельной работы .

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения :

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядно-слуховой или подражательный (показ, наблюдение, демонстрация приемов «на слух» или «с рук»);

практический (работа на инструменте, упражнения);

аналитический или интеллектуальный (сравнения и обобщения, развитие логического мышления). Обращен к сознанию ученика, вернее других приводит к самостоятельности;

эмоциональный (воздействие на фантазию ученика, подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления, показ репродукций).

преподаватели ДМШ и ДШИ города Калининграда и Калининградской области.

Глушков Влад 2(7) кл. (8 лет)

Музыка – это великое искусство. Когда мы слушаем хорошую музыку, она вызывает в нашей душе эмоциональный отклик. Характерной особенностью профессионального исполнения произведений любой трудности является художественная завершенность его трактовки. Это означает прежде всего выявление характера музыки и музыкального образа с помощью выразительных средств.

Комплекс выразительных средств исполнения включает следующие понятия: динамические оттенки, артикуляция, агогика, тембр, штрихи. Их следует шаг за шагом осваивать на практических примерах.

Работа над гаммой C dur . Упражнения на развитие техники.

Цель – выработка навыков стабильности и последовательности исполнения технических комплексов.

Задача – развитие технического потенциала ученика.

Работа над техническим развитием является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано хорошее техническое оснащение и владение различными приемами игры. Умение исполнять технически подвижную музыку учащийся развивает на всем протяжении обучения.

При исполнении гаммы (мелкая пальцевая техника) требуется четкость и ровность. Сначала работа ведется в спокойном темпе, затем пробуем его увеличить. Следим за свободой игрового аппарата и гибкостью кисти.

В упражнениях добиваемся:

ловкости в подкладывании 1 пальца (Упр. «Мостик»);

собранности кончиков пальцев (Упр. «Курочка», «Стряхивание пылинок»);

опоры в игре аккордов (Упр. «Наезды» у стены и на клавиатуре).

Работа над произведениемИ.С. Баха Менуэт d moll .

Цель – осмысленное и выразительное исполнение старинной танцевальной музыки.

Задачи — определение формы и кульминационных моментов в произведении, совершенствование звукоизвлечения, воспитание внутреннего слухового контроля, развитие эмоциональной восприимчивости.

Изучение легких клавирных произведений И.С. Баха составляет неотъемлемую часть работы школьника-пианиста. Они могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы ученика, ключом к пониманию всех музыкальных стилей.

И. С. Бах (1685 – 1750) – немецкий композитор и органист. Творчество Баха – одна из вершин искусства полифонии.

Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», представляющие собой своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И.С. Баха, содержат инструментальные и вокальные пьесы различного характера — как собственные, так и чужие. Менуэт d — moll входит во вторую «Нотную тетрадь».

Менуэт – французский трехдольный танец народного происхождения, первоначально представлял собой ряд церемонных движений в умеренном темпе, в XVII веке стал бальным танцем при французском дворе.

С самого начала в клавирных сочинениях Баха следует четко разграничить два момента: авторский нотный текст и, добавляемые к нему различные редакторские указания, помогающие понять характер и смысл музыки. К этим советам нужно относиться с большим вниманием, но, если в отдельных случаях педагог хочет что-либо изменить, он может взять карандаш и внести свою поправку, — считает И. Браудо. Приучить школьника различать в текстах баховских произведений собственно авторский текст и редакторские к нему добавления — задача большого воспитательного значения. Речь идет о любознательности к тексту и к редакторским советам, с которыми имеет дело ученик. Настоящая инициатива развивается на основе глубокого и детального знания.

«Только требуя . невозможного, достигнешь . всего возможного», — говорил Г. Нейгауз.

В своих повседневных занятиях необходимо стремиться достигать качественного звучания инструмента. При этом не следует допускать ни малейшего зажатия во всем игровом аппарате.

Воспитание культуры звука, культуры движений, свободных и рациональных, является одной из главных задач педагога класса фортепиано.

При переходе от одного произведения к другому, я обычно практикую небольшой перерыв, чтобы ученик мог немного отдохнуть. Это может быть физкультминутка, стишок или просто шутка. Сегодня я решила провести небольшую физкультминутку и литературную паузу , чтобы ребенок, переключившись на другой вид физической и умственной деятельности, смог отдохнуть, пополнить свои знания, а затем вернуться к исполнению и работе за инструментом.

Выполняем упражнения «Мельница», «Буратино», «Наезды» у стены и за роялем, которые используются для расслабления музыкального аппарата, а также учат держать ровно спину, правильно сидеть за инструментом, включать мышцы по очереди и играть с опорой.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер-изобретатель. Он жил и творил в эпоху Возрождения, когда после веков служения церкви, живописцы начали изучать окружающий мир и место человека в нем, изображать природу и человека не условно, а с научной достоверностью. Гениальный инженер, он изобрел акваланг, вертолет, парашют, у него множество открытий и экспериментальных исследований в области математики, естественных наук и механики.

Автопортрет, который он написал в возрасте 62 лет, выполнен «красным мелом» (сангиной) в 1513 году. Это «огромная изборожденная морщинами гора лица с бровями и властными, похожими на пещеры глазами…», — писали современники. Перед нами человек, утративший все иллюзии. (Показ репродукции).

Одна из самых известных картин Леонардо да Винчи – портрет Моны Лизы, где запечатлена Лиза Джерардина, жена Франческо дель Джокондо, как гуманистический идеал женской красоты эпохи Возрождения. (Показ репродукции).

Мы еще вернемся к творчеству этого великого человека в конце урока.

Работа над произведениемА.Т. Гречанинова Мазурка h moll .

Цель — добиться яркого динамически разнообразного исполнения танцевальной музыки.

— передача содержания музыки;

— поиск нужного соотношения мелодии и аккомпанемента;

— учить пользоваться средствами музыкальной выразительности;

— учить работать с музыкальным текстом;

— осмысление целостности музыкального произведения.

Александр Тихонович Гречанинов (1864 – 1956) – русский композитор, ученик Н.А. Римского-Корсакова. Написал, наряду с операми, музыкой к спектаклям, симфониями и другими инструментальными и вокальными произведениями, много пьес для детей. Мазурка – одна из них.

Мазурка (от польского mazur – житель Мазовии) – польский народный танец, отличающийся очень четким ритмом, в трехдольном размере. Акценты возможны на любой доле такта, чаще на второй или третьей. Темп мазурки может быть различным – от умеренного до стремительного. В XIX веке получила широкое распространение в ряде стран Европы как бальный танец.

Выразительности исполнения мелодии во многом способствует разъяснение авторских и редакторских указаний, содержащихся в нотном тексте. Штриховые обозначения, указанные композитором, во многом условны и обычно требуют дополнений и уточнений исполнителя, выдержанных в соответствии со стилем произведения. От штрихов в определенной степени зависит характер исполнения фразы, ее динамические оттенки, способствующие правильному дыханию и артикуляции фразы.

Необходимо добиваться безукоризненного выполнения штрихов, чтобы они не носили формального характера, а были моментами создания художественного образа.

Вся работа учащегося над произведением направлена на то, чтобы оно прозвучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в тоже время глубоко продуманное исполнение всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда стать достижением, своей творческой вехой на определенной ступени его обучения.

Подводя итог, необходимо напомнить о том, что работа над средствами художественной выразительности исполнения в классе фортепиано дает возможность:

— задуматься над смыслом и содержанием музыки как вида искусства;

— понять назначение выразительных средств при работе над художественным образом или характером музыкального произведения;

— глубже вникнуть в нотный текст, авторский замысел произведения;

— сознательно и целенаправленно овладевать исполнительской техникой как средством достижения возможности «звукотворчества»;

— воспитывать творческое отношение к нотному тексту и к музыке вообще;

— формировать критическое (оценочное) отношение к собственному исполнению и к исполнению другого музыканта на уровне профессионального музыкально-образного мышления.

Заканчивая мастер-класс, необходимо сказать о домашней работе, обратив внимание на регулярность этих занятий, и зафиксировать ее в дневнике.

Домашнее задание для Глушкова Влада 2(7) кл.

— планирование самостоятельной работы обучающегося;

— добиться яркого, осмысленного, динамически разнообразного исполнения танцевальной музыки разных эпох.

— работать над качеством звука, ведением голосов;

— работать над точностью ритма и устойчивостью темпа;

— продумать динамическое развитие музыкальных фраз, фразировку;

— работать над точностью штрихов и пальцев;

— работать над целостностью формы.

— продумать динамическое развитие музыкальных фраз;

— работать над яркостью образов;

— добиваться ритмической точности;

— работать над соотношением рук, учиться слушать себя;

— работать над целостностью произведения.

В конце урока мы вернемся к творчеству Леонардо да Винчи, который кроме всего оказывается еще писал сказки, одну из которых мы сейчас и прочитаем в назидание и как подарок за усердие ученику.

Чтение сказки Леонардо да Винчи «Кремень и огниво».

— физический отдых ученика, релаксация;

— развитие ассоциативного мышления.

Леонардо да Винчи

Сказка «Кремень и огниво»

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:

– С чего ты так набросился на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

– Не сердись, дружок, понапрасну, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберёшься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

Сказка сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

Список используемой литературы:

Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: Каро, 2004. 368 с.

Как научить играть на рояле. Первые шаги. М.: Классика- XXI , 2005. 220 с.

Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста. Фортепиано. 2004, № 3,4.

Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика- XXI , 2007. 120 с.

Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005.

Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Классика- XXI , 2004. 144 с.

Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006. 128 с.

Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб.: Композитор, 2008. 425 с.

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.: Амрита-Русь, 2012. 208 с.

Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М.: Классика- XXI , 2009. 36 с.

Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Классика- XXI , 2004. 340 с.

Леонардо да Винчи. «Сказки, легенды, притчи». Санкт-Петербург 2006 г. 142 с.

Источник

Оцените статью