Первые занятия с начинающими в классе аккордеона
Разделы: Музыка
Аккордеон — интересный, своеобразный музыкальный инструмент, достаточно сложный для адаптации. Именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.
Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, технологические приемы и т. д. От грамотного начала обучения зависит последующее развитие ученика.
1. Наглядно-демонстрационные аспекты обучения
Первое занятие целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач, во-первых приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте и в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.
2. Теоретические аспекты обучения
После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп. Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель развивает у него музыкальные и слуховые способности.
Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую возможность ученику сразу на первом занятии. Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.
3. Практические аспекты обучения
Посадка, постановка инструмента:
Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и положение аккордеона. В 6-8 летнем возрасте, в большинстве случаев рост учащихся оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели аккордеона “Юность”. В этой ситуации преподаватель сталкивается с большими трудностями. Известно, что в возрасте 6-8 лет у учащихся слуховая память и тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать положение руки на правой клавиатуре вначале легче зрением. Однако, задача преподавателя вовремя отучить ребенка “подглядывать” в клавиатуру.
Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха.
Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. Первое из них заключается в обычном разведении меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость.
Первые упражнения для правой руки:
Знакомство учащегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки (кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность. Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным. Проследив за тем, чтобы учащийся до конца прожимал клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы учащийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот. Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.
Первые упражнения для левой руки на готовой системе:
Первое знакомство учащегося с левой клавиатурой происходит на готовой системе. Ознакомив учащегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты «до» третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку.
Объяснив учащемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.
Знакомство со штрихами:
Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося на постановочные моменты.
4. Выбор репертуара для начинающего
Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.
Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.
5. Психологический аспект обучения
Начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и учеником. Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно иметь в виду внимательность ребенка, в этом возрасте (6-8 лет) внимание ученика не имеет направленности. Оно рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав учащегося. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется внимание — это 9-10 минут. В возрасте 6-8 лет дети ведут и воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Занимаясь с учащимся непосредственно на инструменте, а так же теорией, преподаватель должен привносить игровые моменты. В этом случае у ребенка восприятие материала становится непроизвольным. Его психика специально не напрягается для запоминания. Результат такого метода превосходит результат неигрового учебного подхода.
Очень важно найти взаимопонимание друг с другом. От этого будут зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив школу, (не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) учащийся не испытывал после этого отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь.
Источник
План-конспект мастер-класса «Развитие технических навыков при игре на баяне»
В работе представлен материал мастер-класса по развитию и совершенствованию творческих и исполнительских способностей учащегося музыкальной школы по классу баян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс по развитию творческих способностей при игре на баяне | 38.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие технических навыков при игре на баяне
Тема: Продолжение освоения правой и левой клавиатуры баяна, развитие технических навыков и творческих способностей. Знакомство с музыкальными понятиями мотив, фраза, предложение.
Продолжительность мастер-класса: 45 минут
Цель мастер-класса: Развитие и совершенствование творческих и исполнительских способностей учащегося
обучающие : обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры;
развивающие: развивать восприимчивость к музыке и отзывчивости на неё, развитие образного мышления.
воспитывающие : воспитывать целеустремленность, самообладание, исполнительскую волю, активность в овладении приёмами и навыками игры на инструменте.
Педагогические технологии:
-инновационная;
— личностно — ориентированное обучение;
-индивидуализация обучения;
-здоровьесберегающая.
Оборудование: 2 баяна, ноутбук
Раздаточный материал: методический нотный материал, ноты, нотная тетрадь учащегося, цветные ручки.
Подготовительный: подобрать видеофайлы
Организационный : Приветствие. Объяснение цели занятия.
Гаммы: «До», «Соль», «Фа» мажор двумя руками вместе; «ля», «ми» и «ре» минор правой рукой.
Беренс Г. Этюд До мажор, (I, 2)
Беньяминов В. Этюд Ля минор,
Знакомство с понятиями: Музыкальный мотив, фраза, предложение
Киарина» из «Карнавала» Р. Шумана, однодолевой мотив;
Л. Бетховен Соната №3, ч. II, двухтактовый мотив;
Л. Бетховен, Соната №17, ч.I , главная партия.
Чтение с листа простых песенок (нахождение и определение музыкального мотива, фразы, предложения)
РНП «Во кузнице», обр. Д. Самойлова
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И. п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть туловище направо; 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания.
И. п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 — правую руку на плечо; 4 — левую руку на плечо; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 -левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3-4 — быстрый; 1-2 — медленный.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти .
И. п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Ознакомление с новым музыкальным произведением народного характера «Ах ты береза белая» (русская народная песня)
Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
Ах ты, белая береза,
Ветра нет, а ты шумишь?
Ретиво мое сердечко,
Горя нет, а ты болишь!
Милый — ландышек душистый,
Милый — цветик у ручья.
Милый — сизый голубочек,
Ах, как я люблю тебя!
Ты узнай меня, миленок,
На широкой полосе:
На мне платье голубое,
Лента алая в косе.
Только в доме украшенье,
Когда солнышко взойдет,
Только сердцу утешенье,
Когда миленький придет.
Мои щечки, что листочки,
Глазки, что смородинки…
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.
Хоть огонь горит и жарко,
Но любовь еще жарчей…
Хоть огонь водою тушат,
А любовь нельзя ничем.
Педагог и учащийся поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
Учащийся поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
Педагог играет песенку, называя ноты.
Педагог играет песню, вместе с учащимся определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
Учащийся играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами играть мелодию без слов.
Просмотр видео записи
Подведение итогов. Что нового узнали на занятии.
Вручение памятного календарика участникам мастер-класса.
подготовить ремни, подобрать стул нужной высоты, установить зеркало
Учащийся проверяет удобно ли ему сидеть, удобны ли ремни.
Видза оланныд! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе.
Меня зовут Л.Н. Кирушева, педагог дополнительного образования Районного Дома творчества.
Стаж педагогической работы 12 лет.
Свою педагогическую деятельность веду по двум образовательным программам:
«Индивидуальное обучение игре на баяне»
Образовательная программа « Обучение игре на баяне» нормативный срок освоения программы – 5 лет.
По данной программе обучаются:
1 год – 4 учащихся
3 год – 3 учащихся
5 год – 1 учащийся
Условия набора детей: пожеланию
Возраст детей: младший, средний школьный возраст.
Ребята занимающие по данной программе активно участвуют как на Учрежденческих мероприятиях, так и в районных культурных мероприятиях.
С самых первых занятий ставлю две основные цели:
1. Общемузыкальное развитие.
2. Воспитание музыканта любителя
Вид программы: модифицированная, составлена опираясь на теоретические и дидактические материалы:
Учебное пособие «Самоучитель игры на баяне» Бажилин Р.Н.
Учебное пособие «Самоучитель игры на баяне» А. Басурманова
Тема мастер-класса: «Продолжение освоения левой и правой клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей. Знакомство с понятиями музыкальный мотив, фраза, предложение».
Цель: Развитие и совершенствование творческих и исполнительских
Задачи: обобщить и углубить знания
А поможет мне в этом учащийся
Ваня Чаланов, который занимается в детском объединении «Аккорд» третий год.
(4кл – 3год обучения)
В своей методике проведения индивидуального обучения игре на баяне, выработала следующие этапы:
— Знакомство с элементарной музыкальной грамотой.
— Выполнение практических заданий в нотной тетради.
— Ознакомление с новым музыкальным материалом.
— Повторение ранее выученного музыкального материала
— Рефлексия (подведение итогов
Итак, давайте подробнее рассмотрим все эти этапы.
Гамма до мажор, соль мажор (двумя руками) арпеджио, аккорды.
— Итак, в начале занятия всегда должна быть разминка, для подготовки плечевого аппарата к предстоящей работе.
Знакомство с элементарной музыкальной грамотой:
Музыкальный мотив, фраза,
Сегодня мы познакомимся с такими музыкальными понятиями, как мотив, фраза, предложение. Ты уже знаешь , что такое такт, а теперь еще узнаешь, новые музыкальные термины.
Давай подробнее рассмотрим вот этот пример. Как же различать в музыкальном произведении – мотив фраза, предложение.
Мотив — составная часть мелодии (несколько звуков с одним сильным ударением)
Фраза — два одинаковых или различных мотива образуют фразу (два такта)
Предложение — две фразы образуют предложение завершенную музыкальную мысль. Теперь поупражняемся с нотным текстом.
Выполнение практических заданий в нотной тетради.
Чтение с листа простых песенок (нахождение и определение музыкального мотива, фразы, предложения)
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
«Замок – молния» — для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.
Ознакомление с новым музыкальным произведением народного характера «Как под яблонькой» (русская народная песня)
Какъ подъ яблоней такой,
Подъ кудрявой, зеленой,
Сидитъ парень молодой,
Держитъ гусли подъ полой,
Разыграйте, гусли, мысли,
А я пѣсенку спою,
Педагог раскрывает понятие:
« Что такое русская народная песня»
Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
3. Педагог и учащийся поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
5. Учащийся поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
6. Педагог играет песенку, называя ноты.
7. Педагог играет песню, вместе с учащимся определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
8. Учащийся играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами играть мелодию без слов.
Работа с нотным текстом
Выполнение упражнений сидя, стоя.
Слушание русской народной песни «Как под яблонькой»
Учащийся выполняет задания
Хочется отметить, что мною проводится работа по детскому музыкальному фольклору, являюсь руководителем детского фольклорного коллектива «Родничок» и в этом году решила совместить работу двух детских объединений «Родничок» и «Аккорд», предлагаю вашему вниманию музыкальный номер песня «Катюша»
Как вы видите, что эти два вида музыкальной деятельности хорошо сочетаются, и получился неплохой готовый музыкальный номер.
На наших занятиях мы продолжаем разучивать песенные номера, посвященные Великой Победе.
Сейчас Ваня вам сыграет еще две пьесы, которые тоже планируются совмещать в работе с коллективом «Родничок».
просмотр видео записи «Совместная работа детских объединений «Родничок», «Аккорд»
Повторение ранее выученного музыкального материала «Моя любимая», «Три танкиста»
Прослушивание фрагмента видео- записи баянной музыки в исполнении известного Московского баяниста Владимира Бутусова.
Заканчивая наше занятие, желаю Ване, что когда-нибудь он будет также играть и радовать нас своим мастерством.
Просмотр видео- записи известного Московского баяниста Владимира Бутусова
Вручение памятного календарика участникам мастер-класса.
Методическая разработка «Развитие исполнительских навыков в классе баяна и аккордеона «
Автор: , преподаватель по классу баяна
По сравнению с фортепиано, органом или инструментами симфонического оркестра, баян — инструмент молодой. Он находится в развитии, совершенствуются его конструкция и качество звучания. C каждым
годом расширяется репертуар, другой становится сама эстетика звучания инструмента. Значительно усложняется и техника игры на современном концертном инструменте, поэтому главные исполнительские навыки необходимо формировать с детства, с первых шагов обучения.
Главная задача педагога — ввести начинающего музыканта в мир современного баянного исполнительства, привить ему тонкий музыкальный
вкус, помочь в овладении выразительными средствами современного баяна,
воспитать инициативную творческую личность.
С первых уроков нужно стремиться ввести ребенка в новый для него мир художественных образов. Очень важно, чтобы педагог и сам свободно владел инструментом. Вдохновенное исполнение оставляет глубокий след в
душе ученика, оно становится примером для подражания и, что не менее важно, дополнительным стимулом для серьезной работы, требующей большой концентрации внимания. Замечательно, если атмосферу уроков постоянно пронизывает идея маленьких открытий: дети любят разыгрывать какие-то сценки, изображать те или иные персонажи, в том числе «учителя»,
«артиста» и т. п. Они с удовольствием угадывают различные музыкальные отрывки, подражают той или иной манере игры. Эти склонности учеников педагогу необходимо учитывать и обращать на пользу дела.
С самого начала следует обратить внимание ученика на музыкальный
ритм. Совершенствование чувства ритма ускоряет общемузыкальное развитие учащегося, так как ритм объединяет эмоциональное и двигательное
начала. Со временем дети должны научиться хорошо интонировать мелодию,
чувствовать различные ладогармонические краски и управлять динамикой. Для будущего музыканта-исполнителя очень важно овладеть различными средствами артикуляции . Всему этому способствует игра в ансамбле, в особенности с педагогом, а также чтение с листа. В донотный период, длящийся ориентировочно первые две недели, педагог получает представление об индивидуальных особенностях ребенка, его темпераменте, одаренности, общем развитии; формируются взаимоотношения педагога и ученика. Быстрее других проявляют свои способности общительные, подвижные дети. С ними весьма эффективна коллективная форма занятий, которая дает педагогу неограниченные возможности моделирования игровых ситуаций, естественно раскрывающих индивидуальные особенности учеников. И, напротив, с детьми замкнутыми, стеснительными нужен особый характер общения — спокойный, доверительный.
Подражая друг другу, дети получают первые навыки музицирования и
артистизма. Из всех музыкальных способностей раньше всего проявляются общая музыкальность и ритм. Гораздо сложнее проверить слух, так как многие дети, обладающие отличным слухом, интонируют (поют) весьма приблизительно. В этом случае педагогу поможет игра: найти на инструменте или узнать на слух одну из двух или трех клавиш, дающих звуки различной высоты (желательно, чтобы все они были расположены на одном ряду клавиатуры).
Уже на первых занятиях можно практиковать элементарное совместное музицирование. Целью первых уроков является не только проверка музыкальных способностей ученика (ритм, слух, память), но и их развитие. Игра по слуху стимулирует творческие задатки ребенка, возбуждает интерес к музыке, концентрирует внимание на конкретном звучании, заставляет приспосабливаться к инструменту. Начинать подбирать можно с знакомых детям элементарных мелодий — «Как под горкой», «У кота-воркота», «Едет, едет паровоз», и др. Эти песенки дети знают с детского сада.
Формирование первых навыков звукоизвлечения целесообразно начинать с упражнений, которые ему помогут научиться правильно вести мех. Ученик нажимает воздушный клапан, затем ведет мех, раскрывая и закрывая его. При этом педагог контролирует свободу и естественность движения руки ученика. После этого педагог предлагает различные способы
ведения меха для передачи характера того или иного упражнения. Можно использовать звуко-динамические упражнения «горка», «ветер», «самолёт» и др. Для начала можно нарисовать приближающийся или удаляющийся самолет. Предложить ребёнку самому придумать упражнение. Это может быть карандаш, рыбка, облако…
Прежде чем играть по нотам, необходимо научиться их читать, т. е. представить и услышать, в каком ритме, на какой высоте и в каком характере должны прозвучать увиденные вами нотные знаки, а затем найти их на клавиатуре и сыграть. Последним звеном в цепочке «вижу — слышу — играю» является клавиатура музыкального инструмента, которую необходимо освоить.
Первоначальным формированием техники игры на баяне является освоение гаммаобразных последовательностей. Для начала надо научиться играть последовательности из 2, 3 и 4 звуков. Затем последовательность из 7
звуков. Последовательность из 7 основных ступеней называется диатонической гаммой. Последовательность из 12 звуков (по полутонам) складывается в хроматическую. Диатонические и хроматические гаммы — это
своеобразные лесенки, которые соединяют все музыкальное пространство.
Следующий этап — игра гамм от всех рядов. Это поможет развить у ребенка интервальные ощущения и увязать его слуховые представления с техническими действиями на клавиатуре. Затем необходимо освоить левую клавиатуру с готовыми аккордами. Большинство современных баянов имеют
шестирядную левую клавиатуру. Изучая то или иное музыкальное произведение, следует обращать внимание на его гармоническую структуру
и логику развития. Это сделает исполнение более осмысленным. Ощущение
тяготения одного аккорда в другой поможет развитию гармонического слуха, а это ведет ученика в необыкновенный мир музыкальных красок.
Человеку в повседневной жизни постоянно приходится распределять свое внимание. Когда мы разговариваем, то смотрим на собеседника и зависимости от его реакции продолжаем беседу. То же и в музыке: играя мелодию, мы следим за ее интонациями, ритмом, соответствием динамики и артикуляции ее характеру. Если мелодия написана с аккомпанементом , часть
внимания должна быть посвящена и ему. Важно научиться во время исполнения направлять основное внимание на самое существенное и важное,
происходящее в том или ином голосе или элементе фактуры, остальное же играть почти автоматически. Этот процесс напоминает поведение дирижера во время работы с оркестром: он всегда обращен к той группе исполнителей,
где происходят наиболее важные музыкальные события. От распределения внимания зависит и умение играть различными штрихами каждый голос, управлять динамикой, не нарушая ритма.
На протяжении всего периода обучения работа с учащимися над элементами музыкальной формы меняет свой характер. По мере развития музыкального слуха, творческого воображения, она становится более утонченной и относится к каждой интонации, каждому «событию» в драматургии произведения. Постепенно появляется умение выстраивать фразировку и форму в целом. При этом подчеркивание тех или иных элементов музыкальной структуры не должно нарушать общей логики построения больших музыкальных разделов. Для этого необходимо развивать внимание ученика, постоянно сопоставляя то, что уже было сыграно, с тем, что будет звучать.
Такие действия помогут выстроить логичную линию темпового и динамического развертывания музыкального произведения. С первых шагов в музыке педагог должен направлять внимание ученика, как на логику построения, так и на эмоциональное ощущение развития музыкального материала. Учащиеся должны свободно оперировать такими понятиями, как интонирование в музыке, кульминация и точка «золотого сечения» в исполняемом произведении, вершина во фразе, предложении, периоде, а также уметь сопоставлять и суммировать музыкальные построения.
Основные этапы работы над музыкальным произведением:
2. Освоение музыкального текста. Понимание и раскрытие художественного образа.
3. Подготовка пьесы к публичному исполнению.
Первый этап может быть самым различным по форме: прослушивание пьесы в исполнении педагога, использование аудио или видеозаписи , чтение с листа самостоятельно или совместно с педагогом. Чтение с листа — это отдельный вопрос, требующий серьезного освещения. Существует немало пособий, посвященных изучению этой проблемы. Представляется целесообразным предложить ученику сыграть музыкальное произведение целиком, по возможности приближаясь к необходимому темпу и характеру сочинения, не отвлекаясь на точное исполнение всех деталей фактуры и поиски рациональной аппликатуры.
Второй этап наиболее сложный. Педагогу необходимо провести с учеником большую аналитическую работу, которая в зависимости от сложности сочинения, может идти в направлении от общего к частному или наоборот. Анализ сочинения предполагает определение круга его музыкальных образов, структуры, средств музыкальной выразительности и развития, кульминации, основных технических и психологических трудностей исполнения. В зависимости от способности мысленно охватить тот или иной отрезок музыки, работу можно вести по частям, в замедленном
темпе. Внимательно вслушиваясь в каждую интонацию, подбирая подходящую аппликатуру. Если текст очень сложен и насыщен, учить его лучше каждой рукой отдельно, сольфеджируя мелодическую линию, вслушиваясь в гармонию, контролируя ритм, динамику, а затем соединить партии обеих рук. Когда музыкальный текст играется уже без ошибок, можно
проверить, как он запомнился наизусть. Закройте глаза, представьте себе то,
что вы можете сыграть без нот, затем откройте ноты и с инструментом постепенно заполняйте «белые пятна». Помните, что внимание и слух быстро
утомляются, поэтому нецелесообразно долго осваивать один какой-либо элемент. Работу следует строить так, чтобы перед каждым проигрыванием произведения или его части ученик ставил перед собой совершенно конкретные задачи. В одном случае это будет концентрация внимания на интонировании мотивов и динамике музыкальных построений. В другом — нужно проследить за темпом и правильностью метроритма при изменении
музыкальной фактуры и динамики и т. п.
Подготовка пьесы к публичному исполнению — заключительный этап работы над произведением. Первым условием успешного выступления является хорошо выученный текст. Однако это еще не гарантия успеха. Во время публичного выступления появляются две новые проблемы: рассеивание внимания и преобладание возбуждения над торможением Педагогам следует практиковать проигрывание учащихся их программ в присутствии всех детей. Это тренирует умение собирать внимание и концентрировать его на художественном образе и самом исполнительском процессе. Желание сыграть как можно лучше, произвести впечатление на соучеников делает психологическое состояние играющего похожим на то, которое бывает во время публичного выступления. Подобные проигрывания чрезвычайно полезны не только для ученика, но и для педагога: таким образом, он может все проверить и определить направление дальнейшей работы. Не следует слишком долго разыгрываться перед выступлением — это может вызвать утомление и рассеять внимание. Достаточно того, чтобы появилось необходимое ощущение клавиатуры.
Как показывает опыт, причиной срывов и неровностей в игре часто являются слишком быстрый темп или завышенная сложность программы, вынесенной на концерт или экзамен. Постоянный слуховой контроль и концентрация внимания на характере музыки, ее темпе, динамике и метроритме помогут достичь желаемого результата.
Источник