- Мастер-класс по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах» план-конспект на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мастер-класс на тему «Решение фортепианных задач, работа над средствами художественной выразительности в танцевальной музыке разных эпох с учащимися младших классов ДМШ и ДШИ»
Мастер-класс по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»
план-конспект на тему
Мастер-класс проводился с учащимися музыкально-хорового центра «Лель».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи
Предмет «Общее фортепиано»
тема: «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»
Педагог дополнительного образования
Багашвили Татьяна Георгиевна.
Дата проведения 14 марта 2014
Место проведения кабинет № 212, 15.00
Занятия по предмету «Общее фортепиано» проводятся по дополнительной образовательной программе МХЦ «Лель» «Общее фортепиано». В соответствии с программой занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут.
Очень важную роль в педагогическом процессе занимает подбор репертуара для учащихся. Произведение, по своей сложности, должно соответствовать уровню подготовки ученика на данном этапе, и в тоже время нацелено на дальнейшее его развитие. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Характер и музыкальные образы должны быть понятны и доступны для восприятия учащихся, лишь в этом случае можно рассчитывать на эмоциональный отклик во время исполнения музыкального произведения. Такими произведениями являются программные пьесы, в названии которых, заложен какой-либо образ или конкретный сюжет. Ярким примером программных произведений, написанных специально для детей, являются: «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Тридцать детских пьес для фортепиано» Д. Кабалевского, «Детский альбом» А. Хачатуряна, «Бирюльки» С. Майкапара и многие другие сочинения.
Важным этапом в работе над произведением является его анализ. На его основе составляется внутренний план действий, в котором намечаются, уточняются как практические, так и теоретические задачи: анализ музыкально-выразительных средств, особенностей мелодики, гармонического языка, фактуры и формы, необходимых для раскрытия музыкального образа. Решение этих задач предполагает достижение конечной цели музыкально-познавательной деятельности – осмысленную и эмоциональную передачу идейно-художественного содержания произведения.
Учащиеся : Мусорина Милена ( возраст 7 лет, 1 год обучения)
Евсихина Екатерина (возраст 10 лет, 4 год обучения)
Подстрельнова Алёна (возраст 11 лет, 5 год обучения)
Тема мастер-класса: «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах».
Цель мастер-класса: Трансляция педагогического опыта формирования исполнительских навыков учащихся различного уровня обученности, необходимых для создания художественного образа в детских фортепианных миниатюрах.
- Формирование навыков музыкального анализа произведения;
- Формирование пианистических навыков исполнения различных динамических оттенков;
- Формирование исполнительских навыков для выразительного интонирования;
- Активизировать способность к эмоциональному переживанию художественного образа.
Источник
Мастер-класс на тему «Решение фортепианных задач, работа над средствами художественной выразительности в танцевальной музыке разных эпох с учащимися младших классов ДМШ и ДШИ»
«Решение фортепианных задач,
работа над средствами художественной выразительности
в танцевальной музыке разных эпох с учащимися младших классов ДМШ и ДШИ»
проводит преподаватель высшей квалификационной категории
по классу фортепиано
МБУ ДО «ДШИ им. И.С. Баха» г. Балтийска
Владимирова Тамара Николаевна
с учащимся Глушковым Владом (2-й год обучения, 8 лет)
Место проведения: концертный зал ДМШ им. Р.М. Глиэра г. Калининград.
приобщение к миру музыки, воспитание любви к ней;
совершенствование навыков эмоционального и выразительного исполнения .
развивать интерес к классической музыке и музыкальному творчеству;
учить пользоваться средствами музыкальной выразительности, анализировать музыкальное содержание произведений;
учить работать с музыкальным текстом;
развивать слуховые навыки в процессе исполнения музыкального произведения;
способствовать развитию ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости;
развивать образное мышление на примере сказок;
стимулировать творческую активность;
развивать навыки коммуникативной культуры;
воспитывать исполнительскую культуру;
воспитывать художественный вкус на примере исполняемых произведений;
расширять музыкальный кругозор учащегося ;
обучать навыкам самостоятельной работы .
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения :
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой или подражательный (показ, наблюдение, демонстрация приемов «на слух» или «с рук»);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический или интеллектуальный (сравнения и обобщения, развитие логического мышления). Обращен к сознанию ученика, вернее других приводит к самостоятельности;
эмоциональный (воздействие на фантазию ученика, подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления, показ репродукций).
преподаватели ДМШ и ДШИ города Калининграда и Калининградской области.
Глушков Влад 2(7) кл. (8 лет)
Музыка – это великое искусство. Когда мы слушаем хорошую музыку, она вызывает в нашей душе эмоциональный отклик. Характерной особенностью профессионального исполнения произведений любой трудности является художественная завершенность его трактовки. Это означает прежде всего выявление характера музыки и музыкального образа с помощью выразительных средств.
Комплекс выразительных средств исполнения включает следующие понятия: динамические оттенки, артикуляция, агогика, тембр, штрихи. Их следует шаг за шагом осваивать на практических примерах.
Работа над гаммой C — dur . Упражнения на развитие техники.
Цель – выработка навыков стабильности и последовательности исполнения технических комплексов.
Задача – развитие технического потенциала ученика.
Работа над техническим развитием является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано хорошее техническое оснащение и владение различными приемами игры. Умение исполнять технически подвижную музыку учащийся развивает на всем протяжении обучения.
При исполнении гаммы (мелкая пальцевая техника) требуется четкость и ровность. Сначала работа ведется в спокойном темпе, затем пробуем его увеличить. Следим за свободой игрового аппарата и гибкостью кисти.
В упражнениях добиваемся:
ловкости в подкладывании 1 пальца (Упр. «Мостик»);
собранности кончиков пальцев (Упр. «Курочка», «Стряхивание пылинок»);
опоры в игре аккордов (Упр. «Наезды» у стены и на клавиатуре).
Работа над произведениемИ.С. Баха Менуэт d — moll .
Цель – осмысленное и выразительное исполнение старинной танцевальной музыки.
Задачи — определение формы и кульминационных моментов в произведении, совершенствование звукоизвлечения, воспитание внутреннего слухового контроля, развитие эмоциональной восприимчивости.
Изучение легких клавирных произведений И.С. Баха составляет неотъемлемую часть работы школьника-пианиста. Они могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы ученика, ключом к пониманию всех музыкальных стилей.
И. С. Бах (1685 – 1750) – немецкий композитор и органист. Творчество Баха – одна из вершин искусства полифонии.
Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», представляющие собой своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И.С. Баха, содержат инструментальные и вокальные пьесы различного характера — как собственные, так и чужие. Менуэт d — moll входит во вторую «Нотную тетрадь».
Менуэт – французский трехдольный танец народного происхождения, первоначально представлял собой ряд церемонных движений в умеренном темпе, в XVII веке стал бальным танцем при французском дворе.
С самого начала в клавирных сочинениях Баха следует четко разграничить два момента: авторский нотный текст и, добавляемые к нему различные редакторские указания, помогающие понять характер и смысл музыки. К этим советам нужно относиться с большим вниманием, но, если в отдельных случаях педагог хочет что-либо изменить, он может взять карандаш и внести свою поправку, — считает И. Браудо. Приучить школьника различать в текстах баховских произведений собственно авторский текст и редакторские к нему добавления — задача большого воспитательного значения. Речь идет о любознательности к тексту и к редакторским советам, с которыми имеет дело ученик. Настоящая инициатива развивается на основе глубокого и детального знания.
«Только требуя . невозможного, достигнешь . всего возможного», — говорил Г. Нейгауз.
В своих повседневных занятиях необходимо стремиться достигать качественного звучания инструмента. При этом не следует допускать ни малейшего зажатия во всем игровом аппарате.
Воспитание культуры звука, культуры движений, свободных и рациональных, является одной из главных задач педагога класса фортепиано.
При переходе от одного произведения к другому, я обычно практикую небольшой перерыв, чтобы ученик мог немного отдохнуть. Это может быть физкультминутка, стишок или просто шутка. Сегодня я решила провести небольшую физкультминутку и литературную паузу , чтобы ребенок, переключившись на другой вид физической и умственной деятельности, смог отдохнуть, пополнить свои знания, а затем вернуться к исполнению и работе за инструментом.
Выполняем упражнения «Мельница», «Буратино», «Наезды» у стены и за роялем, которые используются для расслабления музыкального аппарата, а также учат держать ровно спину, правильно сидеть за инструментом, включать мышцы по очереди и играть с опорой.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер-изобретатель. Он жил и творил в эпоху Возрождения, когда после веков служения церкви, живописцы начали изучать окружающий мир и место человека в нем, изображать природу и человека не условно, а с научной достоверностью. Гениальный инженер, он изобрел акваланг, вертолет, парашют, у него множество открытий и экспериментальных исследований в области математики, естественных наук и механики.
Автопортрет, который он написал в возрасте 62 лет, выполнен «красным мелом» (сангиной) в 1513 году. Это «огромная изборожденная морщинами гора лица с бровями и властными, похожими на пещеры глазами…», — писали современники. Перед нами человек, утративший все иллюзии. (Показ репродукции).
Одна из самых известных картин Леонардо да Винчи – портрет Моны Лизы, где запечатлена Лиза Джерардина, жена Франческо дель Джокондо, как гуманистический идеал женской красоты эпохи Возрождения. (Показ репродукции).
Мы еще вернемся к творчеству этого великого человека в конце урока.
Работа над произведениемА.Т. Гречанинова Мазурка h — moll .
Цель — добиться яркого динамически разнообразного исполнения танцевальной музыки.
— передача содержания музыки;
— поиск нужного соотношения мелодии и аккомпанемента;
— учить пользоваться средствами музыкальной выразительности;
— учить работать с музыкальным текстом;
— осмысление целостности музыкального произведения.
Александр Тихонович Гречанинов (1864 – 1956) – русский композитор, ученик Н.А. Римского-Корсакова. Написал, наряду с операми, музыкой к спектаклям, симфониями и другими инструментальными и вокальными произведениями, много пьес для детей. Мазурка – одна из них.
Мазурка (от польского mazur – житель Мазовии) – польский народный танец, отличающийся очень четким ритмом, в трехдольном размере. Акценты возможны на любой доле такта, чаще на второй или третьей. Темп мазурки может быть различным – от умеренного до стремительного. В XIX веке получила широкое распространение в ряде стран Европы как бальный танец.
Выразительности исполнения мелодии во многом способствует разъяснение авторских и редакторских указаний, содержащихся в нотном тексте. Штриховые обозначения, указанные композитором, во многом условны и обычно требуют дополнений и уточнений исполнителя, выдержанных в соответствии со стилем произведения. От штрихов в определенной степени зависит характер исполнения фразы, ее динамические оттенки, способствующие правильному дыханию и артикуляции фразы.
Необходимо добиваться безукоризненного выполнения штрихов, чтобы они не носили формального характера, а были моментами создания художественного образа.
Вся работа учащегося над произведением направлена на то, чтобы оно прозвучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в тоже время глубоко продуманное исполнение всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда стать достижением, своей творческой вехой на определенной ступени его обучения.
Подводя итог, необходимо напомнить о том, что работа над средствами художественной выразительности исполнения в классе фортепиано дает возможность:
— задуматься над смыслом и содержанием музыки как вида искусства;
— понять назначение выразительных средств при работе над художественным образом или характером музыкального произведения;
— глубже вникнуть в нотный текст, авторский замысел произведения;
— сознательно и целенаправленно овладевать исполнительской техникой как средством достижения возможности «звукотворчества»;
— воспитывать творческое отношение к нотному тексту и к музыке вообще;
— формировать критическое (оценочное) отношение к собственному исполнению и к исполнению другого музыканта на уровне профессионального музыкально-образного мышления.
Заканчивая мастер-класс, необходимо сказать о домашней работе, обратив внимание на регулярность этих занятий, и зафиксировать ее в дневнике.
Домашнее задание для Глушкова Влада 2(7) кл.
— планирование самостоятельной работы обучающегося;
— добиться яркого, осмысленного, динамически разнообразного исполнения танцевальной музыки разных эпох.
— работать над качеством звука, ведением голосов;
— работать над точностью ритма и устойчивостью темпа;
— продумать динамическое развитие музыкальных фраз, фразировку;
— работать над точностью штрихов и пальцев;
— работать над целостностью формы.
— продумать динамическое развитие музыкальных фраз;
— работать над яркостью образов;
— добиваться ритмической точности;
— работать над соотношением рук, учиться слушать себя;
— работать над целостностью произведения.
В конце урока мы вернемся к творчеству Леонардо да Винчи, который кроме всего оказывается еще писал сказки, одну из которых мы сейчас и прочитаем в назидание и как подарок за усердие ученику.
Чтение сказки Леонардо да Винчи «Кремень и огниво».
— физический отдых ученика, релаксация;
— развитие ассоциативного мышления.
Леонардо да Винчи
Сказка «Кремень и огниво»
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:
– С чего ты так набросился на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
– Не сердись, дружок, понапрасну, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберёшься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
Сказка сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Список используемой литературы:
Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: Каро, 2004. 368 с.
Как научить играть на рояле. Первые шаги. М.: Классика- XXI , 2005. 220 с.
Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста. Фортепиано. 2004, № 3,4.
Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика- XXI , 2007. 120 с.
Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005.
Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Классика- XXI , 2004. 144 с.
Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006. 128 с.
Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб.: Композитор, 2008. 425 с.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.: Амрита-Русь, 2012. 208 с.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М.: Классика- XXI , 2009. 36 с.
Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Классика- XXI , 2004. 340 с.
Леонардо да Винчи. «Сказки, легенды, притчи». Санкт-Петербург 2006 г. 142 с.
Источник