Гитарный мастер
Под словами «гитарный мастер» подразумевается человек, который создаёт гитару полностью – от выбора и раскроя древесины до настройки.
Гитарный мастер — это узкая специализация внутри профессии «мастер щипковых музыкальных инструментов». К щипковым инструментам помимо гитар относятся и гусли, и арфы, и балалайки, домры и т.п. Поэтому мастера по изготовлению этих инструментов являются коллегами гитарного мастера. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Ещё одна родственная специальность – скрипичный мастер — специалист по изготовлению и ремонту смычковых музыкальных инструментов (скрипок, альтов, виолончелей).
Особенности профессии
Создание гитары может быть серийным или эксклюзивным.
Даже при серийном производстве практически все технологические операции производятся вручную. Но там каждый участник процесса отвечает только за свою часть работы: кто-то сушит древесину, кто-то склеивает корпус, кто-то готовит гриф, кто-то красит и лакирует, соединяет детали, натягивает струны, настраивает.
Профессия гитарного мастера находится на стыке технологии и искусства. Она не терпит формального отношения к работе.
Многие музыканты предпочитают играть на гитарах, сделанных частными мастерами. В том числе, на инструментах, сделанных на заказ. Работая над инструментом, мастер учитывает пожелания музыканта, его манеру игры. В результате гитара получается не только звучная и красивая, но и удобная для рук конкретного музыканта.
Создание гитары
Работая над акустической гитарой, мастер тщательно выбирает древесину, материалы, струны и другие детали для будущей гитары, добиваясь наилучшего звучания.
Гитары делают из разных пород дерева: ясеня, липы, клёна, палисандра, красного дерева, ореха, ольхи, сосны и т.д.
От качества древесины зависит очень многое: хорошо ли будет звучать инструмент, не «поведет» ли гриф со временем, не треснет ли дека.
При этом, если, скажем из какого-то ясеня удалось сделать замечательную гитару, это ещё не значит, что и другие гитары из того же дерева получатся такими же хорошими.
И дело не в том, что разные куски дерева как-то по-разному просушены. На акустические свойства влияют очень многие мелочи: извивы в направлении волокон, их плотность и пр.
Поэтому мастер проводит очень тщательный отбор каждой деревянной заготовки.
Помимо качества спила, структуры древесины, имеет значение и качество сушки.
Многие мастера предпочитают естественную сушку, хотя она и занимает больше времени, чем искусственная, которую проводят в специальных камерах. Они объясняют это тем, что естественная сушка лучше сохраняет структуру пор и волокон древесины, от которых зависят резонансные характеристики материала.
Впрочем, некоторые специалисты с таким утверждением не согласны. По их мнению, и искусственная сушка даёт хорошие результаты, если проводить её грамотно. Иными словами, у каждого гитарного мастера – свои предпочтения.
На современном рынке есть фирмы, которые специализируются на изготовлении заготовок для гитар, на поставках выдержанной (просушенной должным образом) древесины. И всё же некоторые мастера стараются работать с древесиной, которую заготовили сами.
Также у каждого мастера есть свои излюбленные формы, варианты дизайна, технологии сборки. Всё это определяет его неповторимый стиль.
Мастер добивается не только хорошего звука, но и притягательного внешнего вида инструмента.
Всё в гитаре – от формы до лака – должно работать не только на акустику, но и на то, чтобы её хотелось взять в руки.
Поэтому мастера применяют различные декоративные техники. Например, инкрустацию.
Когда гитара сделана, мастер натягивает струны и настраивает их звучание. Таким образом, гитарного мастера можно по праву назвать мастером-универсалом.
Гитары отличаются друг от друга по способу усиления звука. У акустической гитары роль акустического резонатора играет корпус. У электрогитары – электрический звукосниматель.
У электрической гитары корпус плоский, и качество звучания зависит не только от свойств корпуса и грифа, но и от качества электрического звукоснимателя и усилителя звука.
Поэтому мастер по электрогитарам должен разбираться и в этих вопросах.
Часто мастера специализируются на чем-то одном – либо на акустических, либо на электрических гитарах. Но даже в рамках одного направления есть множество разновидностей гитар. Например, если акустическую гитару дополнить электрическим звукоснимателем, она будет называться полуакустической. А если в корпус акустической гитары встраивают металлические резонаторы, её называют резонаторной.
Также гитары делятся по конструкции корпуса, устройству грифа, отсутствию или наличию ладов, по диапазону (обычная, бас, тенор), по музыкальному жанру (классическая, джаз, фламенко и др.), числу струн (4 ,6, 7, 12 и т.д.) и пр.
Ремонт и доработка гитары
Гитарный мастер занимается не только созданием новых инструментов. Он их ремонтирует, реставрирует, он может довести до ума гитару серийного производства. Доработку, модернизацию называют также тюнингом. Ремонт гитары или её тюнинг требуют не меньшего мастерства, чем создание инструмента с нуля.
Из истории
У гитары очень древняя история. В эпоху Средневековья центром её развития была Испания, которая унаследовала гитару от древнего Рима (латинская гитара), и куда свой вариант гитары принесли арабские завоеватели (мавританская гитара). В XV веке у неё появились пять сдвоенных струн. Этот вариант стал называться испанской гитарой. Но со временем она превратилась в более привычную нам шестиструнку.
В России гитара появилась лишь в конце XVII веке, благодаря приехавшим из Италии музыкантам. Здесь в конце XVIII – начале XIX века стала очень популярна так называемая русская гитара – семиструнный вариант испанской гитары. Её изобрёл виртуоз-гитарист Андрей Сихра, который написал для своего нового инструмента тысячу с лишним произведений.
Классическая гитара появилась в конце XIX века. Её создатель – испанский гитарный мастер Антонио Торрес. Он придал гитаре современные форму и размер.
Рабочее место
Мастер по изготовлению и ремонту гитар может работать в мастерской музыкальных инструментов. Кроме того, он может открыть свою собственную гитарную мастерскую.
Важные качества
Профессия гитарного мастера предполагает желание и умение работать руками, способность к долгому кропотливому труду. Неслучайно мастера обычно сами владеют игрой на гитаре. Очень важно, чтобы мастер обладал музыкальным слухом, но чтобы он мог оценить качество звучания и удобство использования инструмента.
Также необходима склонность к постоянному обучению, постоянному наращиванию своего технического арсенала. Препятствиями к освоению этой профессии могут стать болезни опорно-двигательного аппарата, плохая координация движений (особенно на уровне мелкой моторики), сильные нарушения слуха и зрения (если их нельзя компенсировать очками или слуховым аппаратом).
Знания и навыки
Мастер должен владеть навыками столярного дела, технологиями изготовления, модернизации и ремонта гитар, знать особенности материалов, владеть техникой настройки инструмента. Необходимы навыки оценки качества древесины.
Обучение на гитарного мастера
Часто в эту профессию приводит игра на гитаре. Начинается с того, что гитарист пытается сделать гитару для себя, это перерастает в настоящее увлечение, а затем – и в профессию. Профессионально освоить столярное дело можно в колледже.
Но всё это можно рассматривать лишь как предварительный этап профессиональной подготовки. Продолжить обучение можно у наставников, работая в мастерской под их руководством.
Специальное образование можно получить при некоторых производственных комбинатах музыкальных инструментов. Например, при Московском производственным комбинате музыкальных инструментов Фонда им. П.И. Чайковского. Там можно освоить специальности «Мастер по щипковым музыкальным инструментам», «Специалист по добыче резонансной ели». Причем обе специальности необходимы для успешной работы гитарного мастера.
Источник
Кто такие гитарные мастера
А вы знаете, что классическую гитару в том виде, в котором она существует сейчас, создал испанец Антонио де Торрес Хурадо. Именно он придал гитаре современную форму и размер. Он жил в 19 веке в городке Альмерия и был самым обыкновенным испанским столяром. А потом начал делать гитары. В ходе многочисленных экспериментов, он внес революционные изменения в конструкцию гитары, создав ту форму и конструкцию, которая существует сегодня. В гитарном мире Антонио де Торрес также знаменит, как Страдивари в мире скрипки.
Так выглядит современная гитара. Ее предшественницы выглядят иначе. Считается, что, когда мавры покорили Юг Испании, они и принесли с собой музыкальные инструменты. Например, аль уд – арабский предшественник лютни. Немного позднее в Испании появляется виуэла – альтернатива арабской лютни. Это уже был инструмент, который был похож на испанскую гитару. Впоследствии мастера много экспериментировали с размером, корпусом. А подвел итог всем экспериментам Антонио де Торрес.
Сколько инструментов сделал Торрес, точно не известно. Специалисты говорят приблизительно о 150 гитарах. Сейчас их можно встретить в частных коллекциях и на аукционах и приобрести за огромные деньги (от 350 тысяч до 500 тысяч евро).
Парадоксально, но Торрес всю жизнь нуждался в деньгах и умер в нищете. Был похоронен в общей муниципальной могиле. Зато сегодня на его Родине, в Альмерии, установлен памятник мастеру и открыт целый музей гитары имени Торреса.
Профессия гитарного мастера в Испании очень уважаемая. В честь выдающихся мастеров называют даже улицы. Несколько лет назад я снимала документальный фильм про испанскую гитару для телеканала «Культура» и мне посчастливилось побывать в самых лучших гитарных мастерских (гитаррериях) – увидеть, как работают испанские мастера и услышать звук настоящей испанской гитары.
Антонио Марин Монтеро — самый старейший и уважаемый испанский мастер из Гранады. Он, как и его тезка Антонио де Торрес, продолжает делать гитары по той же конструкции, что и в 19 веке. Гитары делает уже полувека. За свои 86 лет он смастерил более двух тысяч инструментов. Его имя занесено в мировые музыкальные энциклопедии. Он получил государственную награду от Короля Испании.
Источник
MasterGitar.com
В беседах с другими мастерами и с музыкантами часто встаёт вопрос: а чем же мы (гитарные мастера) занимаемся: искусством или ремеслом? Как профессию назвать, возможно, так и поплывём!
Творческая ли профессия гитарного мастера или это профессия сродни работе за конвейером?
Какое соотношение в нашей профессии искусства и ремесла?
А ведь порой, «доброжелатели» ставят вопрос, именно таким образом, что приходится искать аргументацию, что профессия гитарного мастера не просто рутинная, неинтеллектуальная деятельность. Есть ещё армия тех, кто считает, что гитарное мастерство — это не профессия, а баловство, но это отдельная грустная тема.
Я не претендую, что статья станет научно-философским трудом, для меня главное поставить вопрос, попытаться дать на него собственный ответ и оставить право вам самим дополнять и раскрывать тему.
Творческие профессии художника и композитора не вызывают сомнений в своей принадлежности к высокому искусству. Безусловно, в конце концов, должно получаться произведение искусства – картина или музыкальное произведение. В итоге работы гитарного мастера получается музыкальный инструмент со звуком, который является тем объектом исследования, ради, которого всё в классической гитаре затевается. В живописи наслаждаются визуально, а в гитаре наслаждаются звуком.
Работа гитарного мастера является необходимым звеном в цепочке композитор-исполнитель-слушатель. Музыкальный инструмент даёт возможность донести до слушателя замысел композитора. Это орудие труда исполнителя.
Как правило, не обращают внимания на то, что очень много ремесла и в выше указанных профессиях: композитора и художника, а они являются искусством по умолчанию, причём высоким. Противопоставлять ремесло искусству вообще некорректно, тем не менее, противопоставляют. Попробую определить, что есть ремесленная составляющая профессии. Та часть, которая до боли прикладная и, многим кажется, что очевидная, рутинная, каждому подвластная. Это какой-то порядок действий, которому можно обучить и обезьяну.
Возьмём живопись, между замыслом художника и готовой картиной находится огромный объём работ и знаний: как приготовить холст, краски, кисти, техника нанесения. Я не художник и не могу всё перечислить, я только хочу показать, что в этой профессии также много технической части и очень сложной. Техника, которая совершенствуется мастером живописцем на протяжении всей жизни. Техника использования материалов, чтобы донести свой художественный замысел.
Эта техника условно и называется ремеслом, но и это ремесло становится искусством при творческом подходе ко всем элементам, несмотря на то, какая бы рутинная или техническая составляющая в этой работе не была.
Очевидно, что много технического и в гитарном мастерстве. Но если человек взял в руки кисть, то он не становится художником, даже по прошествии времени обучения владения красками. Точно также, взяв в руки рубанок, не ждите шедевра, став только краснодеревщиком.
Лишь отношение к каждому элементу своей работы как к искусству делает из этой работы именно искусство. Что позволяет наслаждаться вам каждым моментом своей работы, другим мастерам видеть нюансы вашей тонкой работы, а музыкантам и слушателям слушать прекрасный звук вашего инструмента.
Время расставит всё на свои места.
Хотя справедливо ли время к произведениям искусства, вопрос спорный, чтобы поверить в то, что рукописи не горят сначала нужно поверить в то, что есть душа и она бессмертна.
Давайте сделаем свою работу искусством, а проверим на несгораемость её как-нибудь потом.
Источник
Гитарный мастер
Гитарный мастер специализируется на создании и ремонте щипковых музыкальных инструментов: гитар, гуслей, арф, балалаек и других.
Заработная плата
28.000–35.000 руб. (rosrabota.ru)
Место работы
Гитарный мастер работает в мастерской музыкальных инструментов, чаще всего в своей собственной.
Обязанности
Деятельность гитарного мастера проходит на стыке искусства и столярного дела. Мастер занимается созданием гитары «под ключ» — от выбора древесины до окончательной настройки. Мастер тщательно подбирает материал для корпуса, струны, фурнитуру. Качество используемых деталей в будущем скажется на звучании инструмента.
Помимо структуры древесины и качества обработки большую роль играет сушка. Профессионалы предпочитают естественную сушку, которая занимает больше времени, чем искусственная, проводимая в специальных камерах. Естественная, по мнению специалистов, сохраняет структуру волокон, что влияет на резонансные характеристики гитары.
Чаще всего мастера специализируются либо на акустических, либо на электрических гитарах. Каждое направление требует определённых навыков. Гитарный мастер не только создаёт новые инструменты, но также реставрирует или чинит уже готовые.
Важные качества
В профессии важны такие качества, как: склонность к ручному кропотливому труду, усидчивость, аккуратность, внимательность, хорошая моторика рук, музыкальные способности.
Отзывы о профессии
«Гитарные мастера должны были бы немного больше внимания уделить своему музыкальному образованию. Умение самостоятельно изучать и осваивать инструмент должно быть неотъемлемой частью их образования. Имеет смысл даже получить высшее музыкальное образование. Звуковая и музыкальная тренировка влечёт за собой конкретные представления о звучании, которые влияют на создание гитар».
Маттиас Дамман,
гитарный мастер.
Стереотипы, юмор
Чаще всего в профессию приходят молодые люди, играющие на гитаре. Гитарист начинает подстраивать инструмент под себя, что впоследствии перерастает в профессию.
Обучение
Освоить профессию можно в колледже на отделении столярного дела. Однако это только первоначальный этап, в дальнейшем следует пройти обучение у опытных мастеров.
Источник