Мастер по гитарам лютье

Лютье — Luthier

Изготовитель инструментов, мастер по ремонту инструментов

Luthier ( / л ˙U т я ər / LOO -ti-ər ) является ремесленником , который строит и ремонт струнных инструментов , которые имеют горловину и звуковой ящик. Слово «luthier» изначально французское и происходит от французского слова « лютня» . Этот термин первоначально использовался для производителей лютней, но уже во французском языке он стал использоваться для производителей большинства смычковых и щипковых струнных инструментов, таких как члены семейства скрипок (включая альты, виолончели и контрабасы) и гитар . Однако мастера не делают арфы и фортепиано; они требуют различных навыков и методов изготовления, поскольку их струны прикреплены к раме.

Корабль из скрипичных, lutherie (редко называют «luthiery», но это часто относится к другим , чем в семье скрипки струнных инструментов), обычно делится на две основные категории производителей струнных инструментов, которые щипковых или бренчал и производители смычковые струнные инструменты . Поскольку для смычковых инструментов требуется лук, во вторую категорию входит подтип, известный как изготовитель смычка или архетье. Мастера-мастера могут также обучать изготовлению струнных инструментов либо в ученичестве, либо в классных комнатах.

Содержание

Сорванные струны

Лютни

Важные скрипичных , которые специализируются на инструментах семьи лютни (лютни, archlutes , theorbos , vihuelas и т.д.):

Гитары

Двумя важными мастерами начала 19 века, связанными с развитием современной классической гитары, являются Луи Панормо и Георг Штауфер . Антонио Торресу Хурадо приписывают разработку формы классической гитары, которая используется до сих пор. Кристиан Фредерик Мартин из Германии разработал форму, которая превратилась в современную акустическую гитару со стальными струнами.

Американский мастер Орвилл Гибсон специализировался на мандолинах, и ему приписывают создание гитары Archtop . Знаменитые американские мастера 20-го века Джон Д’Анджелико и Джимми Д’Аксто сделали гитары Archtop. Ллойд Лоар некоторое время работал в Gibson Guitar Corporation, производя мандолины и гитары. Его дизайн для семейства арочных инструментов (мандолина, мандола, гитара и т. Д.) Высоко ценится современными мастерами, которые стремятся воспроизвести свой звук. Инновация Пола Бигсби — тремоло для арктопов и электрогитар используется до сих пор и, возможно, повлияла на дизайн Лео Фендера цельнокорпусной электрогитары Stratocaster , а также Jaguar и Jazzmaster . Параллельно с работой Fender гитарист Лес Пол независимо разработал цельнокорпусную электрогитару. Это были первые цельнокорпусные электрогитары с ладами — хотя им предшествовала литая алюминиевая « сковорода », цельнокорпусная электрическая стальная гитара, разработанная и в конечном итоге запатентованная Джорджем Бошампом и построенная Адольфом Рикенбахером . Компания, основанная мастером Фридрихом Гречем и продолженная его сыном и внуком Фредом и Фредом-младшими, первоначально производила банджо, но сегодня более известна своими электрогитарами. Коллекционеры часто ищут винтажные гитары.

Смычковые струны

Предполагаемый «изобретатель» скрипки — Андреа Амати . Изначально Амати был мастером лютни, но в середине 16 века обратился к новой инструментальной форме скрипки. Он был родоначальником известной семьи мастеров Амати, работавшей в Кремоне, Италия, до 18 века. У Андреа Амати было два сына. Его старшим был Антонио Амати ( около 1537–1607), а младшим — Джироламо Амати ( около 1561–1630). Джироламо более известен как Иеронимус, и вместе со своим братом создал множество скрипок с этикетками внутри инструмента, на которых было написано «A&H». Антонио умер, не имея известного потомства, но Иероним стал отцом. Его сын Николо (1596–1684) сам был крупным мастером-мастером, у которого было несколько выдающихся учеников, в том числе Антонио Страдивари (вероятно), Андреа Гварнери , Бартоломео Паста, Якоб Рейлих, Джованни Баттиста Рожери, Матиас Клоц и, возможно, Якоб Штайнер и Франческо. Ружери . Возможно даже, что Бартоломео Кристофори , позже изобретатель фортепиано, учился у него (хотя данные переписи не подтверждают это, что изображает это как возможный миф).

Гаспаро Дуифопруггар из Фюссена , Германия, когда-то ошибочно считался изобретателем скрипки. Скорее всего, он был важным мастером, но не сохранилось ни одной документации, и не сохранилось никаких инструментов, которые, как однозначно знают эксперты, принадлежат ему.

Гаспаро да Сало из Брешии (Италия) был еще одним важным мастером раннего скрипичного семейства. Сохранилось около 80 его инструментов и около 100 документов, относящихся к его работе. Он также был контрабасистом, сыном и племянником двух скрипачей: Франческо и Агости соответственно.

Да Сало изготовил множество инструментов и экспортировал их во Францию ​​и Испанию, а возможно, и в Англию. У него было по крайней мере пять учеников: его сын Франческо, помощник по имени Баттиста, Александр Марсильский, Джакомо Лафранкини и — самый важный — Джованни Паоло Маджини . Маджини унаследовал бизнес да Сало в Брешии. Валентино Сиани работал с Маггини. В 1620 году Маджини переехал во Флоренцию.

Лютьеры, родившиеся в середине 17 века, включают Джованни Гранчино , Винченцо Руджери , Карло Джузеппе Тесторе и его сыновей Карло Антонио Тесторе и Паоло Антонио Тесторе , все из Милана . Из Венеции мастера Маттео Гоффриллер , Доменико Монтаньяна , Санктус Серафин и Карло Аннибале Тонони были руководителями венецианской школы скрипичного дела (хотя последний начал свою карьеру в Болонье ). Карло Бергонци (мастер) купил мастерскую Антонио Страдивари через несколько лет после смерти мастера. Дэвид Текчлер , родившийся в Австрии, позже работал как в Венеции, так и в Риме .

Важные мастера начала 18 века включают Николо Гальяно из Неаполя , Италия, Карло Фердинандо Ландольфи из Милана и Джованни Баттиста Гуаданьини , который при жизни бродил по Италии. Леопольд Видхальм , выходец из Австрии, позже обосновался в Нюрнберге , Германия.

В скрипичном начале 19-го века в Mirecourt школы скрипичных решений во Франции была Вильая семьей, Чарльз Жан Батист Collin-Мезин , и сын Коллина-Мезин, в Чарльз Collin-Мезин, младший , Оноре Derazey, Николя Люпот, Чарльз Macoutel, Шарль Меннеган и Пьер Сильвестр. Никола Утили (также известный как Никола да Кастель Болоньезе) (Равенна, Италия, март 1888 — май 1962), помимо традиционных лютневых сочинений, экспериментировал с созданием скрипок «грушевидной формы».

Фирма Jérôme-Thibouville-Lamy начала изготавливать духовые инструменты примерно в 1730 году в La Couture-Boussey , затем переехала в Миркур примерно в 1760 году и начала производить скрипки, гитары, мандолины и музыкальные аксессуары.

Источник

О чем не пишут в википедии. Дюжина рассказов о гитарной анатомии. Часть 1.

Что уж кривляться. О том, где у гитары вьет гнездо гриф и где пристроилась кобылка с косточкой – знают все.
Первый же запрос в поисковике делает любопытного мощным гитарным гуру, а также дает право через губу учить молодняк на тематических форумах.

Не будем трогать курс молодого бойца вообще. Понадеемся, что к этой статье читатель подошел с достаточным ликбезом. Поговорим о том, как и что возникло, а еще – почему так названо.

Исторический анекдот о Пифагоре нам уже известен.

Чем же обогатило его озарение семейство щипковых инструментов, — гитару в частности?
Напомним, что гитара принадлежит к щипковым инструментам, а уже – к лютневым. Второй подраздел щипковых – цитровые, а их отличие от лютневых – в отсутствии грифа.
.
1. Мензура.
Нет, мензура – не мензурка, не лабораторный сосуд. Хотя оба термина однокоренные и произошли от латинского слова, обозначавшего «меру», эталон для измерения.
Разделение Пифагором струны на отрезки и математическое вычисление звуков – и есть изобретение мензуры.

В гитаростроении мензурой называют расстояние, в котором вибрирует рабочая часть струны. От нижней границы верхнего порожка, до верхней границы нижней косточки.
Мензуру делят по полутонам ладовые порожки. В просторечии их называют ладами. Это, все же, не совсем верно, хотя и допустимо в разговорной речи. Лад – то, что находится между ладовыми порожками; место, где ладовый порожек отсекает, укорачивает струну. Привычку, впрочем, не так легко отменить или исправить. Если всем удобно называть ладовые порожки ладами, мы не будем спорить и порой сами воспользуемся упрощенной терминологией.

Первые грифы не имели врезных ладов. Нет, это был не совсем безладовый гриф (как, скажем, на виолончели). Ладами пользовались — и очень активно, но они были навязными.


Зачем в Сите де ля Мьюзик навязали на гриф бельевую веревку из пластика — сложно сказать. Но получить представление о навязных ладах по фото можно.

Настраивать такую гитару было сущим мучением, потому, довольно скоро, навязные лады сменились врезными. Только самые упорные – пользовались навязными ладами даже в XIX веке. Чудаков и тогда было полно.
Сейчас за стандарт берут мензуру классической гитары – 650 мм. Англоязычные не могут отказаться от дюймов: 25,59 дюймов = 650 мм.
Но, в общем и целом, почти у каждого производителя – свой набор самых ходовых мензур. Тут нет никакой зарегулированности. Главное – правильно высчитать ладовые расстояния.
Начать изучение гитарной анатомии следует с сосредоточения инженерного организма. С того, на чем крепится вся конструкция.

2. Клёц.
Краеугольный камень – выражение расхожее, но малопонятное.
В архитектуре есть узел, который устанавливают в последнюю очередь. Библия называет его поэтически — «краеугольным камнем», прозаичные ремесленники зовут «замковым камнем» — сути это не меняет. Когда построен свод, в его центр самым грубым образом вбивают этот камень – и с этого момента свод может нести всю конструкцию, не разваливаясь, а в собор можно пускать архиепископа, как в дом – кошку.
Чтобы разрушить купол собора, достаточно было выбить этот камень – и все рассыпалось.

В гитаре роль замкового камня выполняет клец.

Ё или Е?
Исторически Ё. Так и писали: кльоцъ.
Писать можно и так, и так. Говорить лучше с Ё, потому что эта замечательная буква срезает варианты ударения. Ё – всегда перетягивает ударение на себя – и нет никакой возможности ошибиться.

О клеце рассказывают только мастера. Популярные статьи (в Википедии в том числе) молчат о клеце. Это понятно – клец не видно, он находится глубоко во внутренностях. Тем не менее, именно клец – основной узел гитары, изменения в котором и разделили в XIX веке гитары на очень большие группы.

Наши предки никакого клеца не знали. Клец – очень знакомое и незнакомое слово. Это редуцированный термин. Сокращенное, обрезанное слово. Произошло оно от «клевец» — от названия клюва. Сначала клювом, клевцом, клецом, кльоцем, клёцем – называли топорище (на мирном сельскохозяйственном орудии или на боевом топоре), а после, когда первоначальное значение слегка подзабылось, клевцом стали звать все, что так или иначе похоже на зуб. Грабельные зубья, зубья бороны, треугольное рубило топора и т.д.
Знакомое нам слово «клевета», между прочим, тоже происходит от «клевеца». Клеветать – заклёвывать. Невообразимы исторические закоулки. Кто бы мог подумать, что гитарный опорный брусок и базарное злословие – связаны смыслами?


Два типа клеца — австрийский и испанский.

В гитарной анатомии клец – это деревянный параллелепипед. Брусок.
Клец редко бывает правильным кубом. Чаще он именно параллелепипед.
Почему такому бруску усвоено название, восходящее к клюву – никто не знает. Так уж повелось. Воспримем это данностью и просто запомним. Это особенность славянских языков.
Быть может потому, что клец протогитары (виуэлы) был похож на зуб?
Англоязычные — ни о каком клеце понятия не имеют, а называют верхний клец – headblock (головной брус), а нижний – tailblok (хвостовой брус). Клец – позаимствован гитарными лютье у предшественников – виуэлы и лютни.
На клец – крепятся обечайки.

3. Обечайки.
Это бока, гитарные стороны.

В разобранном виде так похожи на крылья, что за ними давно закрепилось прозвище «обе чайки». Шуточное разумеется.
В английском языке – нет клеца, нет и обечаек. Там говорят просто и понятно: sides, «стороны». Обечайка – тоже не гитарный термин, а столярный. Так называли заготовку для бочки или барабана – без дна и верха. Деревянную полосу, согнутую по окружности.
Обечайки минимально влияют на звук, потому в них часто врезают темброблоки, их могут изготавливать не из массива, даже если весь остальной корпус массивный – и обходятся с ними довольно бесцеремонно.
Но они очень красивы. Форма обечаек придает гитаре индивидуальность. Будет ли она похожа на круглобокую девицу, а, быть может, — на военный крейсер?

Чтобы закрепить в клеце гриф – применяли разного рода выемки.

4. Гриф.
Состоит из пятки, шейки и головы.
Сверху грифа расположена накладка, часто из благородного палисандра, а в накладку врезают ладовые порожки. Только самые простые гитары не имеют накладки.
В испанских гитарах гриф продолжается внутрь гитары – «испанским сапогом».
В европейских, венских гитарах – вклеивается пяткой в клец. Способ вклейки – в трапецию. От столяров приняли название «ласточкин хвост».
Русская семиструнка – держит гриф особым винтом.

Современные американцы и китайцы придумали мебельный способ крепления грифа. В клеце высверливают три отверстия, заколачивают туда шканты – и на эти шканты крепят гриф. Чрезвычайно удобная в производстве конструкция. Настолько удобная, насколько хлипкая. Эти грифы со временем так отлично ведет люфтами, что играть становится невозможно. Такие гитары покупать не нужно.

Для того, чтобы гриф мог сопротивляться естественным деформациям – внутрь грифа ставят анкерный стержень. Это особый металлический прут, изгиб которого легко изменить особым ключом. Классические гитары редко комплектуют анкером. Считается, что анкер дает призвуки, немного искажающие чистый классический звук. Вместо этого – гриф переклеивают в разных направления, или даже вставляют в середину грифа древесину более твердых, прочных пород. Самые совестливые производители не только переклеивают гриф, но и вставляют внутрь карбоновые прутки.

Первоначально, грифы были приставными.
Они крепились сверху обечаек и не продолжались на корпус гитары. В клеце делалась выемка – и в нее сажался гриф, чаще всего (и вопреки математической логике) по одиннадцатому ладу. Выемки могли быть самыми разными – один мастер делал нечто, напоминающее трапецию, другой – прорезал цилиндр. Все это скреплялось клеем, а иногда, для пущей надежности, в гриф через клец забивали здоровенный гвоздь. Просвечивая старые гитары рентгеном, заметили множество таких гвоздей.

Приставные грифы дожили почти до наших времен. В XIX веке они были вполне в ходу, наравне с грифами накладными.


Две гитары парижского мастера Лакота примерно одного времени. Т.е. в первой трети XIX века еще были в ходу приставные грифы. Быть может, что и позже ходили, т.к. у гитар — есть косточка, а ее изобрел Дионисио Агуадо.

Накладные грифы – то, что мы видим на современных гитарах. Это конструкция, в которой накладка грифа продолжается от обечаек – на корпус гитары. Вклеивают его по 12 ладу (на классических гитарах) или по 14 ладу (на вестернах), а остальные лады – расположены на той части грифа, что находится на деке. Когда мир не знал накладных грифов, лады врезали прямо в деку. Это снижало ее прочность и плохо влияло на звук.
Накладной гриф может быть приклеен к деке, а может свободно размещаться над ней. Второй случай – придуман одновременно в России и в Австрии. В Австрии его скоро похоронили и забыли. Австрийские гитары сейчас не делают с накладным грифом в свободном парении над декой. Но такую конструкцию можно увидеть на русской семиструнке.

Здесь нужно остановиться и поговорить о гитарной истории.
В XVI веке знакомой нам гитары еще не было. Она только рождалась. Непосредственный ее предшественник – виуэла де мано.

Посмотрим на клец этой виуэлы. Он сложен, но видно — сделан самым оптимальным способом. Именно таким, как сейчас делают в Альмерии. Гриф здесь — продолжается вовнутрь гитары, сапогом ложится на заднюю деку, передавая и распределяя все гитарные напряжения. – и совсем не похож на гитарные клецы.

В XVIII веке был расцвет французской школы. Парижские мастера крепили гриф в трапециевидные или цилиндрические выемки.

Начало XIX века – время Наполеона и время смерти французской школы гитаростроения. Франция проиграла войны, тряслась от бесконечных революций, в итоге — оказалась в изоляции, а природа, как известно, не терпит пустоты. Место ведущих гитаростроительных стран заняли Австрия и Испания.

В Испании долгое время играли на страшно архаичных инструментах. Там боролись с арабской лютней. Результатом борьбы, этой затяжной музыкальной реконкисты – была хоровая гитара, на которой в остальной Европе – давно уже не играли. Хоровая гитара — инструмент с хорами, т.е. со сдвоенными струнами.
Талантливый испанец Агуадо, автор знаменитого пособия по игре на шестиструнной гитаре, двадцать лет прожил в Париже, где приобретал опыт и знания у двух знаменитых лютье – Лакота и Лапревотта, а после – вернулся на родину. Европейская гитара уже проникла в Испанию – вместе с французской армией, но Агуадо подсказал землякам, как и что нужно в ней подправить.
А в Вене в это время – сидел маститый лютье Штауффер. Европейское гитаростроение – чрезвычайно замкнутая система, зависящая от скрипичных гильдий. Пробиться к званию мастера со стороны было практически невозможно. Все лютье – до единого – приходились друг другу родственниками или очень близкими друзьями. Они получали мастерские по наследству – по наследству же получали патенты подмастерьев и мастеров. Гильдии тормозили развитие гитары, т.к. четко прописывали стандарты, не позволяя лютье выходить за их прописи. За это можно было лишиться звания, а значит – дохода. Но, все же, пути для усовершенствования были. Для этого нужно было убедить членов корпорации, что вот это нововведение – улучшит конечный продукт, а значит – повысит продажи, престиж и доходы. Штауффер сумел убедить коллег – и в двадцатых годах XIX века получил разрешение внести изменения в гитарную конструкцию. Так родилась австрийская гитара, которая жива по сей день. Ее чаще всего называют гитарой со схемой Шерцера – по имени ученика Штауффера, но правильнее называть ее венской или австрийской. По австрийской схеме – делают и немецкие гитары.

Каким же боком этот исторический экскурс прикасается к нашему конструкторскому обзору? Сейчас все станет понятнее.

На клец и обечайки – крепятся деки.

5. Дека.
Это тевтонское слово. Немцы пишут decke, англичане – deck.
Покрытие, палуба, доска, крышка.

Для нас верхняя и нижняя деки – это главные элементы звукообразования.
Верхняя дека – принимает и усиливает звук струн, а нижняя – отражает их и обогащает обертонами – дополнительными звуками, придающими основному тону или легкость, или насыщенность, или крикливость, или умеренную мягкость.
Т.к. деки – главные излучатели звука, для них берут лучшие материалы. На верхнюю идет ель или кедр, а на нижнюю – благородные породы: палисандр, красное дерево.
Звучание дек можно настраивать – это делается с помощью вычисляемой толщины и пружин, о которых мы поговорим позже.
Просто так прикрепить деки к обечайкам сложно.
Для этого были придуманы контробечайки.

6. Контробечайки.
Или контрики.
Или сухарики.
Заглянем в резонаторное отверстие гитары – в те места, где дека соприкасается с обечайкой. Видите наборные сухарики? Или, быть может, сплошную гнутую полосу?
Это и есть контробечайка.

Набранная из сухариков – она очень пластична. При высыхании дерева – такая контробечайка не порвет гитару, не сломает ее.
Зато цельномассивная – усиливает звук за счет напряженной конструкции. Если гитарист готов тщательно ухаживать за гитарой, следить за влажностью в доме – он попросит мастера поставить цельный контрик. Если же гитара труженица, если ее нужно брать на гастроли, то наборные контрики – оптимальный выбор.

Пружины и рипы очень часто врезают и вклеивают в эти контрики. Это делает гитару более прочной, но, одновременно, довольно жесткой, тугоподвижной. Испанцы не любят такого рода вклейки. Их гитары и не живут долго, зато немцы – любят. И получают звук, который не очень любят музыканты. Нет в нашем скорбном мире единственно правильного решения. Приобретая чего-то, что-то теряем.


Три гитары co схемой одного типа — с веером. Но где-то контур размокнут, где-то сомкнут, количество пружин и крепящих рип — тоже разное.

7. Пора всех запутать.
Пружины. Рипы. Футеры.
Пружины и рипы – сходны до неразличения.
Для прочности, изнутри деки укрепляют рипами – горизонтальными шпалами, а звук настраивают – пружинами, которые так же выполняют укрепляющую функцию. Вся разница в том, что рипы – не предназначены для настройки звука, а у пружин – это прямое и первоначальное предназначение.

Англоязычные стандарты не разделяют рипы и пружины. Там вся система зовется bracing (от brace – пружина).

С футерами проще. Футер (иногда и неправильно — футор) – это подкладка, заплатка. Тевтонские языцы так это слово и понимают – интуитивно и без перевода. Там футер – это все, что внизу, ниже жилого этажа. Для дома – это подвал. Для одежды – подкладка. Для худой одежды – заплатка. А для гитары – страховочная планка на оборотной стороне корпуса. Деревянные планочки — дополнительные крепления, они не призваны влиять на звук. Точнее так – они не призваны улучшать звук, а вот ухудшать могут, и ухудшают замечательно. Для футеров нет четких схем. Каждый мастер ставит их в те места, которые сам считает наиболее опасными. Если вдруг по деке или по обечайке поползла трещинка – ее изнутри подклеивают планочкой. И это тоже футер.


Здесь футерочки идут по обечайками. Они жестко врезаны в контробечайки.

Для настройки звука применяют скалопирование, т.е. выборку объема пружин по краям. Изменяя профиль пружины – можно изменить настройку деки. Кроме того, пружина со снятым по краям деревом – не так сильно воздействует на деку, вызывает меньше внутренних напряжений и, соответственно, меньше рвет и калечит древесный массив.

Есть три современных схемы расположения пружин.
И здесь нужно сосредоточиться. Наша эпоха глобализации подмяла под себя гитарную инженерию. Сейчас почти нет такой классической гитары, какой ее видел Торрес. А испанский гриф внезапно можно обнаружить на немецко-американских вестернах.
Наш рассказ – это только ориентиры, ликбез. То, что должен знать каждый, как каждый должен знать алфавит, чтобы читать, и таблицу умножения, чтобы считать.

Z-схема – характерна для австрийских гитар школы Штауффера-Шерцера, а также для русских гитар, испытавших большое влияние венской школы. «По декой Шерцер» — так скажут вам при случае продавцы. Разновидностей этой схемы много. Здесь и просто параллельные друг другу пружины (лестничный тип Шерцера), и пружины Шерцера в классическом виде – две параллельные, а одна между ними третья – наискосок (стремяночный тип Шерцера).

W-схема – веерная схема, придуманная в Испании. Традиционно эту схему связывают с классическими гитарами испанской школы. Часто, хотя и не совсем исторически верно, W-схему называют схемой Торреса, веером Торреса, пружинами Торреса. Об истории веерной схемы мы поговорим в историческом обзоре гитаростроения Испании.

Х-схема – приобрела популярность, благодаря вестернам Мартина. Обиходные клички этой схемы: крест; крест Мартина. Услышав в магазине «крест под декой» — не спешите паниковать. Речь идет всего-то о схеме пружин, изобретенной в Америке немцем Мартином.


Вверху — схема Z двух типов: стремяночная (слева) и лестничная (справа).
Внизу слева — схема W или испанский веер. Внизу справа — X или крест Мартина.

Первоначально, континентальная европейская гитара знала одну схему пружин – параллельную, лестничную (с небольшими вариациями). Такие гитары были в ходу положительно повсюду, исключая Британию, где до конца XVIII века гитары не знали вовсе.

Ответвлениями такой простой схемы стали схемы: Z и W.
Схема Z постепенно вытеснила более простую параллельную схему. До самых войн Наполеона – она была популярной у лютье. Одновременно с ней были попытки улучшить звук, посредством модификации пружин. Быть может, странно такое слышать, но веерная испанская схема – это тот же Шерцер, только в развороте на девяносто градусов. Первые вееры мэтра Сангино и состояли из трех пружин, как из трех состоял и состоит Шерцер. Пружины Шерцера идут поперек древесным волокнам, а веер – продольно, по ходу роста.

Самые старые инструменты с веерной схемой, что дошли до наших дней, принадлежат Франциску Сангино из Неаполя (XVIII век).

Его веер был довольно неказистым, но был еще один мастер – Хуан Гарсия Пахес, который позаимствовал у Сангино веер и усовершенствовал его.

Схема Пахеса была настолько удачной, что ее взял себе самоучка Торрес – и во второй половине XIX века родилась классическая испанская гитара, которая хорошо знакома нам. До наших дней гитара Торреса дошла без изменений.

Все же, мы не зря начали разговор о гитаре – с клеца. Гитара Торреса кардинально отличается от венской гитары не только веером под декой, но и конструкцией клеца.

Торрес задумался: как сделать гитару – единым организмом? Как заставить звучать ее – от макушки до нижнего клеца? Его догадка была гениальна: он решил отказаться от принципа конструктора. Гриф в его гитаре не вклеивался в верхний клец, а сам был верхним клецем. Гриф – продолжался внутрь гитары – распорками, напоминавшими испанский сапожок. Обечайки собирались прямо на нем. Благодаря такой жесткой конструкции – гитара напряглась и зазвенела.

Торрес повторил путь Агуадо, с той лишь разницей, что сделал это, во-первых, через 50 лет после Агуадо, а во-вторых – отошел от венской схемы, которой следовал Агуадо. Их гитары звучали по-разному, но цель была одна – привести гитару в концертный зал. А еще – Торрес увеличил корпус Агуадо, хотя, казалось бы, куда уж больше. Представляете, насколько гигантским является современный дредноут, если классическая гитара по тем временам выглядела переогромленной?

В XIX веке французская гитарная школа погибла. В Испанию – через Францию и Агуадо – проникла европейская гитара, которая вытеснила старую испанскую хоровую гитару. Окончательно изменил испанскую гитару Торрес, совместив конструкцию Агуадо с веерной схемой Пахеса и переработав гриф.

Z-схема осталась в Австрии, но все чаще мастера подчеркивали особый статус испанской гитары, противопоставляя ее венской. В моду даже вошли этикетки для самых дорогих продажных инструментов, на которых обозначалось, что гитара – испанской конструкции. Если такой этикетки не было, это означало, что конструкция венская – и стоил такой инструмент значительно дешевле. Порою – дешевле вдвое.


Этикетки Панормо к гитарам «в испанском стиле».


А на австрийские модели Панормо клеил простые рукописные листочки.

Русская гитара стоит несколько в стороне от европейских школ. Первые гитары старейшего нашего мастера – Батова – были с накладным грифом. Когда в Европе вовсю пользовались приставными грифами, Батов делал накладки, продолжающиеся на деку – и этому нет подходящего объяснения. Только один инструмент, более-менее похожий на гитару, имел в те времена гриф, продолжающийся на деку – английская цистра, что дает повод нынешним историкам гитары выводить причину русской гитары – из Британии.
Гитары Батова, к тому же, сразу были изготовлены с винтовой регулировкой грифа. Такая конструкция появится в Вене, но немного позже (где-то через десять лет) – в мастерской Штауффера. Батов ввел ее в обиход – до реформ Штауффера – и это тоже представляет собой загадку. Но, справедливости ради отметим, что удивительные прозрения Батова – родились с ним, и с ним погасли. Второй наш великий лютье – Краснощеков — уже делал гитары по европейскому образцу. Гитары Краснощекова – это целиком венские гитары.

8. Конструктивные особенности эстрадных гитар.
От школы Штауффера в тридцатые годы откалывается ведущий ученик – Мартин. Есть много догадок о причинах его эмиграции в Америку. Самая правдоподобная такая: Мартин поучаствовал в крупном конфликте гильдий — столярной и скрипичной. Скрипичная гильдия прямо запрещала столярам делать гитары, а у Мартина был патент столярного мастера, дающий право на самостоятельную работу, а от скрипичной гильдии – был патент подмастерья, с которым разрешалось работать только по найму мастера.
Есть еще гипотеза о том, что Мартин сбежал в Новый свет, спасаясь от венской эпидемии холеры.

В 40 годах XIX века в Лондоне работали два брата – Доминик и Антон Рудлоффы.
Родились они в России, гитары учились делать во Франции, в 1830 году переехали в Лондон – это сосредоточение приезжих лютье. Прожили там двадцать лет – и там же решили укрепить деку не Z-схемой, а перекрестным расположением пружин.

Напыщенные американцы приписывают изобретение X-схемы Мартину, а на деле – он, мягко скажем, украл её у Рудлоффов. Первой моделью, в которой Мартин использовал X-схему – была О28.

Беда в том, что ни схема Штауффера-Шерцера (стремяночная), ни французская схема (лестничная), ни даже веер Торреса не держали деку громадной гитары — дредноута. Гитара ломалась. И тут на глаза Мартину случайно попался инструмент братьев Рудлоффов. Впрочем, что мы такое говорим? – В мире не бывает случайностей.

Мартин с неизвестными резонами препарировал гитару и увидел что-то, чего увидеть никак не ожидал. Деку укреплял не веер и не косая пружина, а какой-то странный крест. Который так сильно держал дерево, что был немедленно украден, а на его основе была создана гитара О28. Между прочим, братья Рудлоффы еще были живы, но либо не знали, что их обворовали, либо, с русской меланхоличностью, – отнеслись к этому спокойно.


Схем X — великое множество. Каждый мастер, гитарный инженер просчитывает схему расположения пружин под свое производство. Но общий предок у таких схем один — гитара Рудлоффов (фото справа), попавшая на глаза Мартину.

О28 — первая гитара с утолщенной декой и крестом под ней, которую мы можем смело назвать полностью современной. Она не только не ломалась, а еще и была такой громкой, что повергала в священный трепет местных квакеров. С такой схемой не поиграешь пахельбельный канон. Такая гитара требует непременно «Helter Skelter».


Еще один крест для гитары с катэвеем.

9. Струны и способ их крепления.
Косточки, порожек.
Механика.

Реформы XIX века, которые связывают с именем испанца Агуадо, изменили способ крепления струн.
Струны закрепляются в двух местах – на голове грифа и в бридже (в подставке).
Голова грифа может иметь самое разное строение и самую разную форму. Самые распространенные головы – цельного типа и с пролетками.
Крепление в бридже разнится в зависимости от типа струн. Полимерные струны классической гитары крепятся узлом, а металлические струны держат пины, оконечные шарики. Чтобы струна напрягала корпус – ее переламывают в бридже и на голове грифа. Для этого используют порожки (косточки).


Лакот — был великий мастер.
Ничего не видите странного в этой гитаре? Почему у нее корпус — палисандровый, а обратная сторона, что видна в резонаторе — никакой не палисандр, а что-то хвойное — или мореная сосна, или мореная ель?
Это дабл дек — двойная дека. Лакот сделал множество гитар с двойными деками, а некоторые из них — выпускались даже с двойным резонатором на задней деке.

Первоначально, мастера не догадывались переламывать жильные струны. Они просто наматывались на фрикционные колки, которые крепились в голове за счет трения, и так же просто крепились в подставке. Струны были расслаблены, звучали довольно низко и тихо. Первым догадался напрячь струну Агуадо. Он придумал вставить в бридж косточку. Первым мастером, решившимся на реформу – стал парижанин Лакот. Эту идею сразу приняли на вооружение испанцы – как только Агуадо привез гитару своей конструкции в Испанию.

Колковая механика развивалась в трех направлениях.
Мы опять обратимся к обиходным названиям. Что поделать – они самые распространенные. Колковую механику в просторечии называют просто колками.

Самый старый тип колков – фрикционный. Он же – самый простой. Колки изготавливались в виде конусов, которые вставляли в отверстия головы. Если читатель думает, что фрикционные колки не нужно и упоминать по причине их смерти, то сильно ошибается. В последнее время в моду входят аутентичные гитары по мотивам старых мастеров. В них-то и ставят фрикционную механику до сих пор. При большом желании такие гитары можно найти даже не в мастерских лютье, а в массовых магазинах Москвы.

Это довольно ненадежное крепление сменилось в XIX веке знакомыми нам колками с червячной передачей. Не скоро и не сразу. Дело было в монополии двух фирм – Бейкера и Ранса. И в их непомерной жадности. Они устанавливали космические цены на такие колки. Порою, цена гитары с фрикционными колками отличалась от точно такой же с колками Бейкера – втрое.

На русские гитары ставили два типа механики – фрикционную и русскую. Русская, в отличие от простой фрикционной, имела фиксирующий механизм. Т.е. струны наматывались на колок, настраивались, а после – закреплялись прижимным винтом. Колок не двигался – и это был шаг вперед для удобства настройки, но, все же, не такой большой шаг. Механика Бейкера/Ранса проникла в Российскую империю немного позже.

Эволюция гитарных голов – это исключительно история удобства.
Хоровые гитары могли иметь только сплошную прямоугольную или трапециевидную голову, т.к. на такой голове могли поместиться десять-двенадцать колков.

С преобразованием хоровых гитар в гитары с одиночными струнами – необходимость в вместительных головах «лопатой» отпала. Мастера стали экспериментировать с формами. Верен сплошным головам остался Пахес, потому часто такие головы называют «головами в стиле Пахеса». Панормо полюбил головы с пролетками, за что их прозвали «головами в стиле Панормо».


Слева шестихорная гитара, справа — пятихорная.
На головы другой конструкции десять и двенадцать струн просто не поместятся.

Постепенно в обиход вошли головы восьмеркой, а также нестандартные авторские головы.


Приставной гриф. Накладной гриф. Голова в стиле Панормо. Голова восьмеркой — такие были популярны по всему миру, но особенно их любили в России.

Источник

Оцените статью