Материал для изготовления пианино

Из какого дерева делают пианино?

Быстрый ответ:

Из какого дерева делают пианино и рояли?

Наиболее часто в изготовлении фортепиано применяются следующие виды древесины.

  • Опорные конструкции – сосна, бук.
  • Дека — резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми требованиями.
  • Вирбельбанк – высококачественный бук и ель.
  • Клавиатура — ель тангенциальной распиловки высокого качества.
  • Механика – береза, бук.
  • Корпус – щитовые детали из сосны или березы, обклеенные с двух сторон тонкой фанерой.

Максимальное применение древесины характерно для инструментов, изготавливавшихся до 70х годов прошлого столетия. В современном фортепиано строении все чаще используются заменители древесины, пластик и композитные материалы.

Подробный ответ:

Технологические свойства древесины характеризуют ее как материал, удобный для обработки при изготовлении деталей, узлов и инструмента в целом. Древесина обладает достаточной прочностью и сравнительно легко обрабатывается. Шпон из древесины некоторых пород имеет красивую текстуру, поэтому применяется для отделки наружных поверхностей фортепиано.

Для изготовления разных деталей фортепиано, как правило, используются определенные породы древесины.

Применение дерева в различных деталях фортепиано

Значительно, технология сборки фортепиано поменялась только в последнее время, с приходом современных материалов и способов их обработки, однако и на протяжении всех лет, начиная с изготовления первых фортепиано, изменения в технологии происходили тоже.

Читайте также:  Ноты с картины тайная вечеря

Неизменным остался только подход к изготовлению деки. Для ее изготовления как раньше, так и сейчас используется только музыкальная резонансная ель.

Для того чтобы исключить путаницу необходимо разделить старинные инструменты, относительно недавние пианино 50х – 90х годов прошлого столетия и современные фортепиано.

Старинное пианино Старое пианино Современное пианино
Опорные конструкции Сосна, бук. Хвойные и лиственные породы. Хвойные и лиственные породы.
Дека Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками. Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками. Резонансовая ель, радиального распила, отобранная в соответствии со всеми необходимыми характеристиками.
Вирбельбанк 2-х – 3-х слойный, клееный щит из бука или граба + основа из ели. 3-х – 5-и слойный, клееный щит из бука, граба, клена + основа из ели. Многослойный (более 10 слоев), клееный щит из бука.
Басовый и дискантовый штеги Бук 1 или 2 слоя. Бук 1 или 2 слоя. Многослойный (более 10 слоев), клееный брус из бука.
Клавиатура Ель тангенциальной распиловки высокого качества, черное дерево. Ель тангенциальной распиловки высокого качества, пластик. Ель тангенциальной распиловки высокого качества, пластик.
Механика Береза, бук, красное дерево. Береза, бук, красное дерево (др. лиственные породы). Береза, бук, красное дерево (др. лиственные породы), а так же пластик и композитные материалы.
Корпус Щитовые детали из хвойных и лиственных пород, обклеенные с двух сторон толстым шпоном. Щитовые детали из сосны или березы, обклеенные с двух сторон тонкой фанерой. На большинстве фортепиано низкого и среднего класса используется МДФ и ДСП

Минимальное количество пород древесины используемых при изготовлении фортепиано 3. Сосна, бук и береза, но даже одна порода, используемая для изготовления разных деталей, может отличаться как по качеству (допустимому количеству пороков древесины, допускам по шероховатости), так и по способу предварительной распиловки древесины (тангенциальный, радиальный).

В принципе же сырьем для изготовления пианино может служить древесина различных пород: ель, бук, береза, ольха, граб, клен, груша, орех, липа.

Для облицовывания применяют строганый шпон из древесины твердых лиственных и ценных пород (ореха, красного дерева и др.).

Породы и качество древесины, применяемой в производстве фортепиано

Классификация древесных пород

Древесные породы делятся на хвойные и лиственные. К хвойным породам относятся сосна, кедр, ель, лиственница, пихта и т. п. Лиственные породы — дуб, ясень, каштан, бук, граб, клен, береза, орех, груша, тополь, липа, ольха, осина, ива, красное дерево, палисандр, лимонное дерево, черное дерево и др. Кроме того, лиственные породы делятся на мягкие и твердые.

Главный объем работ в фортепианном производстве приходится на изготовление корпуса инструмента, опорных конструкций, резонансовой деки, клавиатуры и механики при изготовлении которых применяются и хвойные породы (дека, клавиши, футор), и лиственные (механика, корпус, штеги и др. детали).

Требования

Общие технические требования к пиломатериалам для этих деталей следующие: определенная постоянная влажность древесины — 6-8% и прямослойность волокон пиломатериалов, так как это необходимое условие прочности и резонансовых качеств древесины.

Технические условия строго регламентируют при изготовлении той или иной детали возможные отклонения волокон от оси в градусах, процентах, в абсолютной величине на 1 м или на всю длину детали; ограничение количества пороков в определенных деталях и отсутствие некоторых пороков в любых деталях (гниль, червоточина, сердцевина, сучки диаметром более 25 мм).

Остальные допускаемые дефекты строго регламентированы техническими условиями;
отсутствие на пиломатериале трещин (сквозных и несквозных); наличие красивой текстуры и цвета у древесины, идущей на облицовывание пианино, с сохранением натурального цвета древесины.

К резонансовой древесине предъявляются дополнительные требования, которые определяют звукопроводность древесины (определенная ширина годичных слоев, их равномерность, постепенный переход от узких слоев к более широким и др.).

Для того чтобы снизить требования и упростить изготовление сегодня часто используются заменители древесины (МДФ, ДСП), многослойные клееные бруски или щиты вместо цельно – пиленых деталей. Встречаются даже эксперименты с декой, самой важной частью звукового аппарата.

Сверху и снизу отчетливо видны дополнительные, тонкие слои дерева.
Фото предоставил Шухрат Ризаев

Но большинство изменений в лучшую сторону сказываются только на стабильности внешнего вида, ухудшая звуковые характеристики.

Одним из примеров может быть корпус современного пианино. На старинных и старых пианино он изготавливался из дерева, покрывался тонким слоем лака и вместе с декой являлся дополнительным резонатором.

Корпуса более современных пианино сделанных из дерева, но залитых толстым слоем лака* резонировали уже не так хорошо (на это повлиял не только лак, но и размер инструментов, чем он меньше тем хуже резонанс).

Корпуса пианино из мдф, на мой взгляд, почти не участвуют в резонансе, за тембр и качество звука, из деталей корпуса, отвечает только дека пианино.

* Современные лакокрасочные материалы с относительно большой толщиной покрытия используются сегодня на всех фортепианных фабриках. Относить инструменты, отделанные такими лаками, к плохим не стоит. Если не брать в расчет механику и струны, то качество инструментов в первую очередь зависит именно от качества древесины и абсолютном соблюдении технологии изготовления фортепиано.

Детали пианино и материалы

Дека состоит из резонансового щита, склеенного из отдельных резонансовых дощечек (делянок), дополнительно связанных поперек рипками. На плоскости резонансового щита крепят дискантовый и басовый штеги. Для делянок используют резонансовую древесину. При формировании резонансового щита подбирают делянки с одинаковой шириной годичных слоев, однородного цвета и равной плотности.

Рипки

Изготовление рипок. Для придания жесткости и равномерного распределения нагрузок по всей площади деки к одной из сторон резонансового щита приклеивают рипки, которые изготавливают из резонансового рипкового пиломатериала толщиной 30—35 мм. Требования к качеству пиломатериала для рипок имеют много общего с требованиями к качеству пиломатериала для резонансового щита.

Штеги

Изготовление дискантового и басового штега. Составной частью резонансовой деки являются штеги (криволинейные бруски), которые служат опорой для струнной одежды. Чем тверже опора, тем меньше будут потери энергии колебания струн. Изготавливают дискантовые и басовые штеги из здоровой, плотной, буковой древесины радиальной распиловки.

Клавиатура

Изготовление клавиатурного щита. Для изготовления одного комплекта клавишей предварительно склеивают щит, а затем после строгания в размер по толщине распиливают его на отдельные клавиши, придавая им необходимую конфигурацию.

Щит склеивают из отдельных делянок, расположенных веерообразно за счет вставления конусообразных врезок. Такой подбор элементов щита обусловливается расположением в плане клавишей клавиатуры.

Задние концы клавишей расходятся в обе стороны. Чтобы обеспечить их прочность, направление годичных слоев в каждой клавише должно соответствовать ее форме.

Для изготовления клавиатурного щита используют доски еловой древесины тангенциальной распиловки высокого качества толщиной 30—32 мм.

Высокая требовательность к подбору древесины клавиатурного щита обусловливается необходимостью создания надежной прочности клавишей и исключения их коробления.

Ответы на частые вопросы:

Из какого дерева делают пианино

Звуковой аппарат из резонансной ели и бука, механика – бук, береза, красное дерево, при изготовлении и отделки корпуса могут использоваться те же породы, что и для изготовления мебели.

Делают ли пианино из красного дерева

Нет. Непосредственно из красного дерева пианино не делались, но часто отделывались декоративным шпоном этой породы древесины.

На отдельных инструментах можно встретить декоративные элементы, выполненные из массива красного дерева.

Иногда из красного дерева делается деревянная часть молоточков пианино или отдельные детали механизма.

Целиком из красного дерева пианино не делается.

Из какого дерева делают клавиши пианино

Основу клавиш делают из ели. На старинных инструментах накладки полутонов (черные клавиши) делались из черного (эбенового) дерева, сегодня эти накладки делают из пластика.

Источник

Фортепиано — материалы производства

Производством фортепиано занимаются, как крупные компании, которые обладают богатым опытом и прекрасной материальной базой для массового производства, так и небольшие коллективы, которые выполняют уникальную работу по индивидуальным заказам.
За счет внедрения в производство высокоточных станков с ЦПУ, удалось автоматизировать трудоемкую работу начального этапа производства фортепиано. Благодаря чему удалось сократить время изготовления фортепиано, увеличить объемы производства и снизить стоимость музыкального инструмента.

Последние тенденции производства фортепиано основываются на сборке инструмента из готовых частей и деталей. Необходимые комплектующие закупаются у производителей (в общей сложности, фортепиано состоит из 12 тыс. деталей), детали обрабатываются и доводятся до идеального состояния, после чего детали и узлы монтируются, собираются в музыкальный инструмент — в фортепиано.

Какие материалы используют для изготовления фортепиано, рояля и пианино

Древесина

В изготовлении фортепиано используются несколько пород и сортов древесины. От того, из какого дерева будут изготовлены те или иные детали фортепиано, зависит, как долго они прослужат, и как будет звучать музыкальный инструмент.

Но не каждое дерево необходимой породы подойдет в производстве музыкальных инструментов, и тем более в изготовлении фортепиано.
Только тщательно отобранные, специалистом, сорта древесины, отвечающие качеству и долговечности, могут быть использованы в производстве фортепиано.

В изготовлении фортепиано используют ель, бук, сосну, граб.

Из сортов твердых пород бука и граба изготавливают поддерживающие и механические элементы: изготовления вирбельбанка (колковой доски), постелей дек (кромки футора) и других узлов механики фортепиано.

Сосна используется в изготовлении футора — остов корпуса фортепиано.

Из ели — мягкого, упругого сорта древесины делают клавиши, резонансные деки, клавиатурные рамы и другие элементы фортепиано.

Дека является сердцем фортепиано, ведь, благодаря деки рождается и проецируется звук.
Для изготовления деки используются только ценные породы ели, как правило — европейская горная ель.

Репки (ребра жесткости) выполняют двойную работу, они усиливают жесткость деки, для обеспечения необходимого натяжения струн, и распределяют энергию колебаний по всей поверхности резонансной деки.
Репки делают из того же сорта дерева, из которого делают деку.

Штег (с немецкого — мостик) передает механическое колебание струн деке.
Для изготовления штега может использоваться многослойная или массивная древесина.

Футор — деревянная основа фортепиано, поддерживает чугунную раму и является опорой для деки. Футер состоит из опорной рамы, распорки (шпрейцев футора), вертикальных и горизонтальных брусков.
Элементы футора изготавливают из отборных сортов прочной древесины. Чаще всего из бука.
В декоративной отделке корпуса фортепиано (поверх футора) используется красное дерево.

Рама фортепиано

Рама для фортепиано отливается из металла, как правило, это чугун. После обработки, раму бронзируют и покрывают тонким слоем лака.

Чугунная рама, футор и резонансная дека являются жизненно важным ядром фортепиано (рояля и пианино).

Лак является таким же важным элементом в изготовлении фортепиано, как и древесина, ведь от того, какой используется лак, сколько слоев, и как будет нанесен лак, будет зависеть качество звучания фортепиано (пианино и рояля).

Струны

В комплектации фортепиано, рояля и пианино используются гладкие струны и струны с медной обмоткой и стальной сердцевиной.

Гладкие струны работают в дискантовом и среднем регистрах. Для каждого звука используются три отдельные струны.

Струны с медной обмоткой и стальной сердцевиной предназначены для басовой секции или нижних регистров.

Каждый регистр имеет свой неповторимый характер звука. Добиться от музыкального инструмента звучания полной палитры звуковых оттенков, способен лишь опытный мастер настройки фортепиано.

Более 20 лет работаю настройщиком пианино, реставрирую пианино и помогаю с выбором рояля, пианино и фортепиано в Москве и Московской обл.
Если Вам необходима настройка пианино в Москве и Московской области»>настройка пианино в Москве и Московской области, Вы всегда можете обратиться ко мне, и я с удовольствием помогу Вам.

Здесь можно посмотреть цены на услуги по настройке пианино, ремонту и реставрации пианино, рояля и фортепиано.

О качестве моей работы можно справиться у моих клиентов.

Источник

Оцените статью