Материал для молоточков пианино

Материал для молоточков пианино

Од­на из са­мых «боль­ных» проб­лем фор­те­пиан­но­го мас­те­ра, ра­бо­таю­ще­го в му­зы­каль­ных учеб­ных за­ве­де­ниях — как убе­речь от из­но­са но­вые и от­но­си­тель­но но­вые мо­лот­ки и как их от­ре­мон­ти­ро­вать, ес­ли они уже силь­но из­но­ше­ны, не раз шли­фо­ва­ны и про­би­ты поч­ти или со­всем до кер­на. По стро­гим пра­ви­лам ис­кус­ства тех­ни­чес­ко­го об­слу­жи­ва­ния фор­те­пиа­но в по­след­нем слу­чае мо­лот­ки или толь­ко их го­лов­ки сле­дует за­ме­нить но­вы­ми. Од­на­ко мно­го ли най­дет­ся обыч­ных му­зы­каль­ных учеб­ных за­ве­де­ний на про­сто­рах быв­ше­го СССР (ве­ду­щие кон­сер­ва­то­рии — не в счет), спо­соб­ных на­скре­сти в своих бюд­же­тах па­ру со­тен дол­ла­ров на но­вый затц мо­лот­ков, осо­бен­но, ес­ли речь идет не о глав­ном роя­ле на сце­не боль­шо­го за­ла, а о ря­до­вых ин­стру­мен­тах — «ра­бо­чих ло­шад­ках», на ко­то­рых иг­ра не пре­кра­щает­ся с ран­не­го ут­ра до позд­не­го ве­че­ра еже­днев­но?

Оче­вид­но, что бо­лезнь про­ще и де­шев­ле пред­у­пре­дить, чем ле­чить. Дав­но из­вес­тен и до­воль­но ши­ро­ко при­ме­няет­ся спо­соб оклей­ки мо­лот­ков зам­шей. По моим на­блю­де­ниям, хо­ро­шая проч­ная зам­ша на ин­тен­сив­но экс­плуа­ти­руе­мом ин­стру­мен­те слу­жит до из­но­са 5-7 лет (в ред­ких слу­чаях — до 10 лет), обыч­ная — 2-4 года. Оклеен­ный зам­шей мо­ло­ток прак­ти­чес­ки не из­на­ши­вает­ся (речь идет о толь­ко филь­це мо­лот­ка, а не о кап­сю­ле — по­след­ний из­на­ши­вает­ся не­за­ви­си­мо от оклей­ки го­лов­ки). На до­маш­нем ин­стру­мен­те зам­ша слу­жит не­мно­го доль­ше. Но ра­но или позд­но зам­ша про­би­вает­ся на­сквозь, и с это­го мо­мен­та на­чи­нает­ся обыч­ный, уже ни­чем не сдер­жи­вае­мый из­нос мо­лот­ко­во­го филь­ца.

Ана­ли­зи­руя с раз­ных то­чек зре­ния вно­си­мый зам­шей эф­фект, мож­но от­ме­тить ряд не­до­стат­ков, ор­га­ни­чес­ки при­су­щих это­му ма­те­риа­лу. А имен­но:

  1. Зам­ша — ма­те­риал до­ро­гой и де­фи­цит­ный. Хо­ро­шей зам­ши в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие мне и во­все не по­па­да­лось.
  2. Зам­ша — ма­те­риал очень раз­но­род­ный и не­по­стоян­ный, ее свой­ства силь­но варьи­руют от кус­ка к кус­ку, да­же в пре­де­лах од­но­го кус­ка его раз­ные участ­ки имеют раз­ную тол­щи­ну и плот­ность, по-раз­но­му рас­тя­ги­вают­ся, ли­ния наи­боль­ше­го со­про­тив­ле­ния рас­тя­ги­ва­нию в раз­ных фраг­мен­тах ориен­ти­ро­ва­на по-раз­но­му.
  3. Зам­ша лег­ко де­фор­ми­рует­ся. При этом, рас­тя­ги­ваясь в од­ном на­прав­ле­нии, она сжи­мает­ся в на­прав­ле­нии пер­пен­ди­ку­ляр­ном.
  4. Зам­ша силь­но из­ме­няет тембр ин­стру­мен­та, при­дает ему спе­ци­фи­чес­кую сип­лость, при уда­ре оклеен­но­го зам­шей мо­лот­ка о стру­ны слыш­но ха­рак­тер­ное «при­шле­пы­ва­ние», вы­зван­ное спе­ци­фи­кой ме­ха­ни­чес­ких свойств от­но­си­тель­но тол­сто­го слоя зам­ши.
  5. Рас­крой и на­клей­ка зам­ши — тру­до­ём­кий и дол­гий про­цесс, тре­бую­щий тер­пе­ния, ак­ку­рат­нос­ти, осо­бой сно­ров­ки.
  6. Час­тич­ная за­ме­на из­но­шен­ной зам­ши (пе­ре­клей­ка толь­ко из­но­сив­ших­ся по­ло­сок) не ре­ко­мен­дует­ся, так как по­до­брать но­вую зам­шу с те­ми же свой­ства­ми, что и у ста­рой, ско­рее все­го не удаст­ся, един­ство тем­бра ин­стру­мен­та бу­дет на­ру­ше­но.
  7. Ин­то­ни­ров­ка оклеен­но­го зам­шей мо­лот­ка по­чти не­воз­мож­на: для смяг­че­ния тем­бра оклеен­ный мо­ло­ток нуж­но бук­валь­но из­ре­ше­тить уко­ла­ми, а до­бить­ся боль­шей яр­кос­ти у туск­ло зву­ча­ще­го мо­лот­ка под зам­шей мне не уда­ва­лось во­об­ще.
  8. Срок служ­бы зам­ши яв­но не­до­ста­то­чен.
Читайте также:  Вручить ноту протеста что это

Всё пе­ре­чис­лен­ное на­во­дит на мысль: а нель­зя ли по­до­брать иной ма­те­ри­ал для оклей­ки мо­лот­ков, без этих не­до­стат­ков? Этот ма­те­ри­ал дол­жен об­ла­дать сле­дую­щи­ми свой­ства­ми:

  • быть не­до­ро­гим и до­ступ­ным;
  • об­ла­дать од­но­род­но­стью и ста­биль­но­стью свойств, как в од­ном кус­ке, так и в раз­ных пар­тиях;
  • об­ла­дать до­ста­точ­ным со­про­тив­ле­нием к рас­тя­же­нию в ра­бо­чем и пер­пен­ди­ку­ляр­ном на­прав­ле­ниях, же­ла­тель­но так­же, что­бы рас­тя­же­ние в ра­бо­чем на­прав­ле­нии не ска­зы­ва­лось на раз­ме­ре лос­кут­ка в на­прав­ле­нии пер­пен­ди­ку­ляр­ном;
  • по воз­мож­нос­ти не из­ме­нять тембр (ес­ли и из­ме­нять — то толь­ко в луч­шую сто­ро­ну) и не вно­сить в зву­ча­ние ин­стру­мен­та по­сто­рон­них при­зву­ков;
  • быть удоб­ным в ра­бо­те, до­пус­кать при­ме­не­ние приё­мов, эко­но­мя­щих си­лы и вре­мя;
  • по­зво­лять час­тич­ную за­ме­ну толь­ко из­но­шен­ных участ­ков зат­ца;
  • остав­лять воз­мож­ность ин­то­ни­ров­ки оклеен­но­го мо­лот­ка;
  • слу­жить до из­но­са и не­об­хо­ди­мос­ти за­ме­ны лет 10 или боль­ше.

Все­ми пе­ре­чис­лен­ны­ми свой­ства­ми об­ла­дает ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ный ма­те­риал — ткань прос­тей­ше­го сит­це­во­го пе­ре­пле­те­ния с со­ста­вом «хло­пок-лав­сан» в про­пор­ции 35/65. Та­кая ткань час­то упо­треб­ляет­ся на муж­ские ру­баш­ки, вы­гля­дит как обык­но­вен­ный си­тец, но не тре­бует гла­же­ния по­сле стир­ки.

В 2000 г. в алма­тин­ской ЦМШ мне при­шлось об­слу­жи­вать очень не­плохую от при­ро­ды, но силь­но из­но­шен­ную боль­шую кон­церт­ную «эс­то­нию» на­ча­ла 70-х го­дов, со шван­де­ров­ской ме­ха­ни­кой, на ко­то­рой на­чи­ная с се­ре­ди­ны 2-й ок­та­вы и вы­ше фильц на мо­лот­ках был про­бит по­чти, а кое-где и со­всем до де­ре­ва. За­ме­нять мо­лот­ки бы­ло не­чем, и я ре­шил на­клеить на со­всем сно­шен­ные го­лов­ки тол­стую мяг­кую ко­жу, но упря­тать ее не под зам­шу, как я де­лал рань­ше в та­ких же без­вы­ход­ных си­туа­циях, а под аль­тер­на­тив­ный ма­те­риал — хлоп­ко-лав­са­но­вую ткань. Для про­бы я оклеил не­сколь­ко мо­лот­ков этой тканью в раз­ных ре­ги­страх (в дис­кан­тах — с под­клей­кой слоя тол­стой кожи) и дол­го иг­рал на роя­ле, вслу­ши­ваясь в произо­шед­шее из­ме­не­ние тем­бра оклеен­ных мо­лот­ков. Убе­див­шись, что ху­же не ста­ло, ре­шил­ся на пол­ную оклей­ку.

Читайте также:  Первая виолончельная сюита баха ноты

Рас­крой лос­кут­ков тка­ни — де­ло то­же кро­пот­ли­вое, но го­раз­до бо­лее произ­во­ди­тель­ное, чем в слу­чае зам­ши: не нуж­но тя­нуть ку­сок в раз­ных на­прав­ле­ниях, пы­таясь опре­де­лить ось наи­боль­ше­го со­про­тив­ле­ния. Уток и ос­но­ва та­кой тка­ни оди­на­ко­вы, по­это­му мож­но про­сто на­ре­зать по­лос­ки вдоль ни­тей. Не нуж­но и при­ки­ды­вать за­пас ши­ри­ны по­лос­ки в рас­че­те на ее суже­ние при рас­тя­ги­ва­нии вдоль: как ни тя­ни по­лос­ку тка­ни, она от это­го уже не ста­нет. По­это­му кроить на­до точ­но по ши­ри­не мо­лот­ков с за­па­сом не бо­лее 0.5 мм.

Удоб­но за­го­то­вить сра­зу де­сят­ка два лен­то­чек дли­ной 10-20 см и при­клеить их к мо­лот­кам сна­ча­ла толь­ко од­ним кон­цом. К мо­мен­ту окон­ча­ния ра­бо­ты с по­след­ней из них, склей­ка на пер­вой уже впол­не окреп­нет, и мож­но бу­дет при­клеи­вать вто­рой ко­нец по­лос­ки с не­об­хо­ди­мым на­тя­же­нием. За­кон­чив ра­бо­ту с эти­ми 10-20 мо­лот­ка­ми, обре­заем из­ли­шек тка­ни ост­рым но­жом по кром­ке про­клеен­ного мес­та, ста­раясь не по­ре­зать фильц. Об­рез­ки лен­то­чек ис­поль­зуем для оклей­ки сле­дую­щей пар­тии мо­лот­ков.

Для оклей­ки луч­ше все­го ис­поль­зо­вать клей ПВА: бла­го­да­ря его бес­цвет­нос­ти мес­то склей­ки вы­гля­дит до­ста­точ­но ак­ку­рат­но, не­смот­ря на то, что клей про­пи­ты­вает ткань на­сквозь. Для пред­от­вра­ще­ния опа­да­ния ни­тей кро­мок тка­ни до­ста­точ­но по­сле оклей­ки про­гла­дить кром­ки по­ло­сок до­воль­но го­ря­чим утю­гом (тер­мо­ре­гу­ля­тор в по­ло­же­нии «хло­пок»), что­бы слег­ка опла­вить кон­цы по­пе­реч­ных ни­тей по­лос­ки тка­ни.

Та­ким спо­со­бом я все­го за 4 ча­са ра­бо­ты оклеил весь затц мо­лот­ков упо­мя­ну­той «эс­то­нии», при­чем во всей верх­ней по­ло­ви­не диа­па­зо­на при­шлось под­клеи­вать и ко­жу. Ре­зуль­тат был весь­ма удо­вле­тво­ри­тель­ный: тембр роя­ля, ра­нее рез­ко­ва­тый, слег­ка смяг­чил­ся, мак­си­маль­ная гром­кость, ра­нее яв­но чрез­мер­ная для не­боль­шой ком­на­ты, ока­за­лась те­перь под­хо­дя­щей, по­яви­лась воз­мож­ность, ра­нее не­до­сти­жи­мая, лег­ко управ­лять от­тен­ка­ми ти­хой иг­ры вплоть до тон­чай­ше­го пиа­нис­си­мо. Ин­то­ни­ров­ка оклеен­ных мо­лот­ков (кро­ме, ра­зу­меет­ся тех, на ко­то­рых под ткань бы­ла на­клеена ко­жа) ока­за­лась впол­не до­сти­жи­мой, при­чем на­ли­чие тка­ни как бы и во­все здесь не за­ме­ча­лось. Са­мое ин­те­рес­ное, что да­же мо­лот­ки с под­клеен­ной под ткань ко­жей со­всем не вы­па­да­ли из об­ще­го тем­бро­во­го строя ин­стру­мен­та: ха­рак­тер­ный для та­кой оклей­ки при зам­ше­вом верх­нем слое «де­ре­вян­ный» тембр от­сут­ство­вал, бы­ла лишь чуть за­мет­ная туск­ло­ва­тость и мень­шее раз­ли­чие окрас­ки зву­ка в пиа­но и фор­те.

Вско­ре я тем же спо­со­бом оклеил еще два роя­ля: один — по­жи­лой са­лон­ный «фёрстер» в этом же клас­се и ма­лень­кий силь­но из­но­шен­ный «крас­ный ок­тябрь» в кон­сер­ва­то­рии — в по­след­нем слу­чае так­же с под­клей­кой ко­жи в верх­них дис­кан­тах.

На се­год­ня, по ис­те­че­нии 10 лет, со­стоя­ние та­кое: ни еди­ной от­клей­ки, из­нос тка­ни прак­ти­чес­ки от­сут­ствует, до­стиг­ну­тый тембр ста­би­лен. С тех пор во всех слу­чаях, ког­да тре­бо­ва­лась оклей­ка мо­лот­ков, я ис­поль­зо­вал толь­ко ткань.

Ес­ли вновь об­ра­тить­ся к сфор­му­ли­ро­ван­ным вы­ше тре­бо­ва­ниям к за­ме­ни­те­лю зам­ши, то из ска­зан­но­го яс­но, что хлоп­ко-лав­са­но­вая ткань уже про­шла ис­пы­та­ние по всем пунк­там. И да­же ес­ли ткань со вре­ме­нем все-та­ки из­но­сит­ся, ее за­ме­на — хоть на од­ном мо­лот­ке, хоть на де­сят­ке — не со­ста­вит за­мет­но­го тру­да, а свой­ства но­вой по­лос­ки, ко­то­рую при­дет­ся на­клеить на мо­ло­ток вме­сто ста­рой, бу­дут впол­не со­от­вет­ство­вать об­ще­му строю мо­лот­ков, да­же ес­ли но­вая по­лос­ка бу­дет вы­крое­на из сов­сем дру­гой пар­тии этой тка­ни.

Ана­ли­зи­руя по­ве­де­ние оклеен­но­го мо­лот­ка в мо­мент уда­ра о стру­ны и срав­ни­вая свой­ства зам­ши и хлоп­ко-лав­са­но­вой тка­ни в ка­че­стве ма­те­риа­ла оклей­ки, мож­но уста­но­вить сле­дую­щее:

  1. Зам­ша об­ла­дает за­мет­ной тол­щи­ной и мас­сой, по­это­му в про­цес­се взаимо­дей­ствия мо­лот­ка со стру­на­ми в те­че­ние пер­вых до­лей мил­ли­се­кун­ды про­ис­хо­дит удар по­верх­но­сти зам­ши о стру­ны, сжа­тие зам­ши и толь­ко за­тем на­чи­нают про­яв­лять­ся упру­гие свой­ства филь­ца мо­лот­ка. Мо­мент уда­ра как бы рас­чле­няет­ся на три фа­зы: на­чаль­ный кон­такт, сжа­тие зам­ши, сжа­тие филь­ца. Толь­ко по­след­няя из этих фаз фор­ми­рует свой­ствен­ную роя­лю фор­му им­пуль­са си­лы, пе­ре­даю­ще­го энер­гию от мо­лот­ка стру­нам, две пер­вые фа­зы вно­сят в эту фор­му ха­рак­тер­ные ис­ка­же­ния, что и ска­зы­вает­ся на ка­че­стве тем­бра. Есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что и в мо­мент от­ско­ка мо­лот­ка от струн зам­ша при осво­бо­жде­нии и раз­жа­тии успе­вает как-то воз­дей­ство­вать своим вор­сом на стру­ны. Ткань же — ма­те­риал тон­кий и в срав­не­нии с мас­сой мо­лот­ка прак­ти­чес­ки не­ве­со­мый. Сжи­мает­ся (и раз­жи­мает­ся) она бы­стрее зам­ши ми­ни­мум во столь­ко раз, во сколь­ко тонь­ше ее. В сжа­том со­стоя­нии ткань со­хра­няет вы­со­кую эла­стич­ность, не ме­шая филь­цу сжи­мать­ся так, как он сжи­мал­ся бы, не бу­ду­чи во­все оклеен­ным. Бла­го­да­ря это­му фор­ма им­пуль­са си­лы уда­ра мо­лот­ка остает­ся прак­ти­чес­ки той же, что и у не­оклеен­но­го мо­лот­ка, тембр из­ме­няет­ся (смяг­чает­ся) в ми­ни­маль­ной сте­пе­ни, по­сто­рон­ние при­зву­ки и ис­ка­же­ния тем­бра от­сут­ствуют.
  2. Оце­ним ме­ру предохра­не­ния мо­лот­ко­во­го филь­ца от из­но­са. В слу­чае зам­ши ее тол­стый слой за­мет­но умень­шает де­фор­ма­цию во­ло­кон филь­ца и тем са­мым эф­фек­тив­но сни­жает ве­роят­ность их раз­ры­ва, по­те­ри их упру­гос­ти и не­же­ла­тель­но­го уплот­не­ния участ­ков, не­по­сред­ствен­но про­ти­во­стоя­щих стру­нам. Ткань в этом от­но­ше­нии усту­пает зам­ше: она тонь­ше и сжи­мает­ся «до упо­ра» зна­чи­тель­но рань­ше. Но рез­кое раз­ли­чие свойств зам­ши в про­доль­ном и по­пе­реч­ном на­прав­ле­ниях и прак­ти­чес­ки пол­ное от­сут­ствие та­ко­го раз­ли­чия у тка­ни при­во­дят к то­му, что пре­иму­ще­ство зам­ши ока­зы­вает­ся не­су­ще­ствен­ным. Да­же све­жая, не­из­но­шен­ная зам­ша ока­зы­вает ма­лое со­про­тив­ле­ние рас­тя­же­нию по­лос­ки в по­пе­реч­ном на­прав­ле­нии. В ре­зуль­та­те стру­на, хоть и «обер­ну­тая» зам­шей, имеет воз­мож­ность вре­зать­ся в те­ло мо­лот­ка до­ста­точ­но глу­бо­ко и воз­дей­ствует толь­ко на ма­лый учас­ток по­верх­нос­ти филь­ца, на­хо­дя­щий­ся не­по­сред­ствен­но под ней. Ста­рая, пусть да­же еще не про­би­тая на­сквозь зам­ша еще сла­бее в этом от­но­ше­нии. Ткань же, бла­го­да­ря своей вы­со­кой упру­гос­ти в по­пе­реч­ном на­прав­ле­нии рас­пре­де­ляет уси­лие уда­ра стру­ны на го­раз­до боль­шую пло­щадь по­верх­нос­ти го­лов­ки мо­лот­ка, ед­ва ли не на всю ее ши­ри­ну (ана­ло­гия: на­тя­ну­тый бре­зент кро­вати-рас­кла­душ­ки). Вслед­ствие это­го из­нос филь­ца под тканью ока­зы­вает­ся бо­лее рав­но­мер­ным по ши­ри­не го­лов­ки, а сле­до­ва­тель­но, оче­ред­ная шли­фов­ка мо­лот­ка по­тре­бует­ся поз­же, чем в слу­чае зам­ше­вой оклей­ки.
  3. До­ступ­ность хлоп­ко-лав­са­но­вой тка­ни и не­вы­со­кая тру­до­ем­кость ра­бо­ты с ней, ма­лое и по пре­иму­ще­ству по­ло­жи­тель­ное ее воз­дей­ствие на тем­бро­вые и иг­ро­вые свой­ства ин­стру­мен­тов поз­во­ляют ши­ро­ко при­ме­нять та­кую оклей­ку как для но­вых, так и для сред­не и силь­но из­но­шен­ных мо­лот­ков. Не­же­ла­тель­ность та­кой оклей­ки мо­жет воз­ник­нуть толь­ко в слу­чае не­до­ста­точ­но яр­ко­го тем­бра но­во­го роя­ля, уста­нов­лен­но­го в глав­ном боль­шом за­ле учеб­но­го или кон­церт­но­го учре­жде­ния. Од­на­ко мож­но быть уве­рен­ным, что по­сле 3-5 лет уме­рен­ной экс­плуа­та­ции та­ко­го ин­стру­мен­та фильц на его мо­лот­ках не­из­беж­но уплот­нит­ся, тембр ста­нет яр­че и жест­че, по­это­му уже не толь­ко не по­стра­дает от тон­ко­го слоя лег­кой тка­ни, но да­же на­про­тив, ста­нет мяг­че и бла­го­род­нее, оклей­ка как бы вер­нет мо­лот­ку его из­на­чаль­ные свой­ства. Ско­рость же из­но­са весь­ма до­ро­гих мо­лот­ков кон­церт­но­го роя­ля бу­дет умень­ше­на ед­ва ли не на по­ря­док.

С уче­том все­го ска­зан­но­го, я мо­гу сме­ло по­ре­ко­мен­до­вать опи­сан­ный ме­тод пред­у­пре­жде­ния из­но­са, а так­же ре­мон­та мо­лот­ков для всех ин­стру­мен­тов — как роя­лей, так и пиа­ни­но, как до­маш­них, так и кон­церт­ных.

Источник

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Репетиционные возможности механики пианино отличаются от таковых в рояльной механике, помимо всего прочего тем, что клавишу пианино нужно полностью отпустить, прежде чем можно будет осуществить следующий удар. Именно поэтому пианисты предпочитают играть на рояле, механика которого оснащена механизмом двойной репетиции. Правда, в наше время был создан ряд новых конструкций, в которых почти все пружины механики пианино заменяются магнитами. В результате чего удалось получить выразительное туше и хорошую репетицию, существенно приблизив тем самым игру на пианино к роялю, у некоторых производителей такая механика пианино прямо называется рояльной.

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Боковая стенка
6. Шпрейцы футора
7. Педали
8. Штег дискантовый
9. Штег басовый с мостиком
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Клангштабик с прижимным каподастром
13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)
14. Ролик или опорная колодка
15. Клавиатурный клап
16. Консоль
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Источник

Оцените статью