- Накладка на гриф гитары
- Расположение ладов
- Материалы для накладок
- Накладка на гриф. Параметры
- Изгиб накладок
- Как влияет накладка на грифе на звук гитары
- Выбор накладки для грифа
- Палисандр
- Эбони
- Пау Ферро
- Алюминий
- Накладка на гриф — влияние на звук гитары
- Накладка на гриф гитары – что это
- Виды накладок по форме
- Плоские
- С радиусом
- Радиус накладки грифа
- Параметры и размеры
- Как измеряется радиус накладки
- Простой радиус
- Сложный радиус
- Примеры размеров радиусов и советы по выбору
- Расположение ладов
- Мультимензура
- Безладовые гитары
- Основные виды древесины, из которых делают накладки на грифы гитар
- Кленовая накладка грифа – Maple
- Твердый и мягкий клен
- Зернистость и текстура подвидов клена
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Накладка грифа палисандр – Rosewood
- Виды палисандровой древесины
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Плюсы
- Минусы
- Черное дерево – Ebony
- Виды Черного дерева
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Плюсы
- Минусы
- Сравнительная таблица
Накладка на гриф гитары
Опубликовано: 2016-01-16 / Автор: Сергей Хмарук
В прошлой статье мы начали изучать устройство грифа, поэтому сегодня мы пойдем дальше и познакомимся с еще одной очень важной деталью — накладка на гриф гитары. Вы узнаете из каких пород древесины их изготавливают и другие очень важные характеристики и параметры.
Расположение ладов
Накладка — деталь гитары, которая представляет собой длинную тонкую полоску из дерева, приклеенная к грифу с лицевой стороны. При игре на гитаре музыкант, чтобы изменить тональность звука, уменьшает длину колеблющейся части струны, прижимая ее к накладке.
Накладка может быть как с ладами, так и без них, как например, в безладовых бас-гитарах. Такие накладки дают больший контроль музыканту за незначительными изменениями высоты звучания гитары, но освоить такую технику будет намного сложнее.
Накладки гитар и электрогитар чаще всего оснащаются на некоторых ладах врезными метками (точками). Эти метки еще наносят и на торец накладки, где их легче увидеть исполнителю. Две метки имеет 12-й, а также и 24-й лад, они обозначают октаву. На классических гитарах таких меток нет, но некоторые начинающие музыканты наклеивают их самостоятельно.
Материалы для накладок
Накладки для гитар обычно делаются из клена, палисандра, черного дерева и других твердых пород древесины. Бывает и так, что кленовые гриф и накладка делаются из одного куска деревянной заготовки. Многие современные гитарные мастера используют и другие материалы для накладок. Это может быть, к примеру, углеродное волокно.
Накладка на гриф. Параметры
На гитаре накладка обычно широкая и плоская, но иногда может иметь форму конуса или цилиндра, в сравнении с шириной накладки с относительно большим радиусом кривизны у верхнего порожка, в соответствии со спецификацией. На тембр гитары может влиять плотность, толщина, ширина и длина накладки.
1 — ширина верхнего порожка, 2 — ширина в середине мензуры (на 12 ладу), 3 — толщина у верхнего порожка, 4 — толщина в середине мензуры, R — радиус
Накладки делятся на четыре основные категории в зависимости от изменения радиуса:
- Плоские
- Конические
- Цилиндрические
- Смешанные
Изгиб накладок
На гитарах со стальными струнами, внутри грифа с помощью анкера регулируется изгиб накладки. Натяжение анкерного стержня позволит уменьшить изгиб, а ослабление — увеличить. Классические гитары в анкере не нуждаются из-за слабого натяжения струн из нейлона, но все равно небольшой изгиб должны иметь.
Безладовые накладки по всей длине имеют вогнутую форму. Если приставить линейку к поверхности параллельно струнам, то в середине не будет виден просвет. Изгиб накладки со стороны басовых струн, как правило больше, чем у дискантных. Об анкерном стержне мы поговорим уже в следующей статье.
Источник
Как влияет накладка на грифе на звук гитары
Мы уже немного вникли в тонкости того, как влияет дерево корпуса электрогитары на ее звучание. Теперь пришла пора взглянуть на гриф. Некоторые считают, что главное в грифе — это ощущения при игре, но это только начало.
Выбор накладки для грифа
Мы все знаем, что клён — очень яркое дерево для грифа. Побочным продуктом природы этой древесины является специфический высокочастотный призвук, обертона, которые часто называют «стеклом», а также терминами “twang” и “jangle”. Те, кому нравится классическое звучание телекастера, выбираю кленовую накладку по разным причинам. Основные — это то, что в 50х на оригинальных телеках использовались кленовые накладки, этот звук вошел в историю, а также потому, что клен помогает звучать технике «чикен пикин» (широко применяется в кантри музыке), интереснее звучат разные бенды из нескольких нот и чистые аккорды.
Тем не менее, часто можно встретить как легенды кантри и блюза играют на гитарах с палисандровыми накладками, так что это — сугубо дело вкуса. Гитаристы как правило выбирают клён из-за ощущений больше, чем из-за звука. Кленовые накладки всегда покрыты лаком, это сухое дерево. Палисандр же нуждается в регулярном увлажнении маслом. Тем, кому нравится ощущение от необработанного дерева, больше по душе палисандр.
Накладки из клена и палисандра
Палисандр
Маслянистое, пористое дерево, используется во множестве гитар как с синглами, так и с хамбакерами. Считается, что с палисандр поглощает обертона, в результате чего звук становится упругим, богатым и более мягким. Это дерево не нуждается в лаке. Для сравнения мы взяли 2 гитары Fusion Classic Strat. Даже в не подключенном виде чувствуется уникальный характер каждой из них. Гитара с кленовым грифом звучала с более ярким щелчком при атаке и более ярко выраженной серединой.
Версия с палисандровым грифом звучала жирнее, более мягко. Тем не менее важно знать, что каждая гитара, даже если будет сделана из одних и тех же материалов, будет звучать непохоже на другую, так что полагайтесь только на ваш слух. Элементарная разница в материале, из которого изготовлен гриф, скажется и на звуке и на ваших ощущениях при игре.
Накладка из чёрного дерева (эбони)
Эбони
Твердая порода дерева, естественно устойчивая к износу. Накладки из африканского черного дерева часто встречаются на бас-гитарах. Перкуссивный яркий звук отлично дополняет глубокий бас. А теперь представьте, как это сказывается на звучании электрогитары. Черное дерево даёт резкую атаку, звенящие обертона, оно звучит ярче, чем клён. Ноты очень хорошо отделяются друг от друга, поэтому это дерево так любят джазовые виртуозы (Gibson L-5) и шреддеры (ESP V). На ощупь это дерево очень мягкое, приятное, поэтому его часто используют при изготовлении безладовых гитар. Пальцы от него не так устают при долгой игре.
Однако, редкость, стоимость и хрупкость этого дерева не позволяют его использовать на поточных инструментах и в основном оно применяется либо в custom либо мелкосерийном производстве гитар. На накладках из черного дерева очень красиво смотрится инкрустация — благодаря большому контрасту. Хотя эбони и твердое дерево, и может усилить гриф, с ним нужно быть очень аккуратным при изготовлении гитары, а это означает бОльшие трудозатраты. Существуют сотни сортов черного дерева. Какие-то дешевле, какие-то дороже. Самоё черное — самое дорогое.
Накладка из Пау Ферро
Пау Ферро
Pau Ferro — твёрдая порода дерева, занимает своё место между палисандром и черным деревом, что касается структуры и звучания. У Пау Ферро очень приятный сустейн, насыщенные обертона. По сути, если вам нужна яркая атака клена и теплота звучания палисандра, Пау Ферро — отличный вариант. Бас-гитаристы также любят это дерево за его универсальность. Яркий пример гитары с такой накладкой — Fender SRV Strat!
Другие материалы
Алюминий
Существует множество экзотических пород, таких как кокоболо(cocobolo), слива (padauk), змеиное дерево (lacewood), бубинга (bubinga). Бывает так, что редкое дерево звучит очень круто. В конечном счете, звук получается от гитары в целом и от гитариста. Если можете себе позволить — экспериментируйте с разными гитарами, пробуйте разное и вы обязательно найдете своё звучание. И кто знает, может быть это будет даже не дерево 🙂 Вот, к примеру, Electrical Guitar Company использует алюминий и для грифа и для корпуса.
До скорых встреч на страницах наших статей!
Источник
Накладка на гриф — влияние на звук гитары
Мы продолжаем серию статей о деталях гитары. Они заметно влияют на звучание и ощущения при игре, поэтому разбираться в них полезно. Сегодня поговорим о накладках на гриф классической гитары, а также немного об акустике и электрике.
Накладка на гриф гитары – что это
Приглядитесь к грифу вашей гитары: он состоит не из цельного куска дерева. Накладкой называется верхняя полоска грифа, на которой размечены лады и где ставятся аккорды. Обычно она темнее задней части. На классических гитарах отличить легче всего: этот элемент чаще черный, хотя сами инструменты темно-коричневые или красноватые.
Накладка грифа влияет на начальный звуковой импульс и сустейн – долготу звука. Кроме того, качество изготовления отражается на удобстве игры. Встречаются настолько плохо обработанные подделки, что они оставляют занозы.
Чтобы исполнение было максимально удобным, давайте узнаем побольше об этой детали.
Виды накладок по форме
Плоские
Чаще всего это вариант накладки грифа классической гитары, струны зажимать на нем проще. Все лады находятся на одном уровне.
С радиусом
Это вариант накладки на гриф бас-гитары, акустической и электрогитары. Он изогнутый и выпуклый, больше всего на уровне 3-4 струны. Это происходит из-за разных способов звукоизвлечения на классике и акустике. По этой же причине нижние порожки этих инструментов устроены по-разному, могут меняться от модели к модели.
От величины радиуса зависит уровень натяжения струн, а вследствие и ощущения при игре.
Радиус накладки грифа
Параметры и размеры
Единственный параметр – это высота. От нее зависит величина скругления. Еще бывают нулевые – то есть плоские, и отрицательные – вогнутые.
Как измеряется радиус накладки
Измеряется в дюймах, указывается наивысшая точка изгиба поверхности. Производитель должен написать это в характеристиках инструмента.
Простой радиус
В этом случае число остается неизменным по всей длине.
Сложный радиус
На таких гитарах радиус на разных ладах меняется. Он может быть меньше на первом и увеличиваться на 12-ом. Тогда должны быть написаны все перепады в формате, к примеру, 10”-16” – такой перепад высот использует «Фендер».
Примеры размеров радиусов и советы по выбору
Сложные радиусы – самые частые и удобные, подходят для музыкантов с разными потребностями. За счет изменяющегося изгиба они упрощают игру на высоких ладах.
Плоская накладка на классике уменьшает натяжение струн, поэтому зажимать их легче.
Если вы не стремитесь к экспериментам, вам подойдут стандартные размеры. Советую выбирать их, чтобы не было сложностей на первых порах.
Расположение ладов
Кроме привычного, самого распространенного ладового построения, встречаются и редкие кастомные.
Мультимензура
Веерные или по-другому мультимензурные лады. Их особенность в переменной мензуре – длина каждого лада подбирается индивидуально для точного попадания в ноты.
Безладовые гитары
Этот тип инструментов больше напоминает сложные струнные вроде скрипок. Играть на нем сложнее, но открываются возможности для слайдов и других приемов. Хотя для игры на такой гитаре понадобится теория музыки, точное знание, где находятся ноты на грифе.
Эти модели подходят для сложных соло-партий из-за количества ладов – до 28-30.
Основные виды древесины, из которых делают накладки на грифы гитар
Как и у корпуса, вариантов материала грифа множество. Но здесь древесина не может выполнять только эстетическую функцию, как топ ламинатного корпуса, например. Материал накладки грифа гораздо сильнее влияет на звук.
Кленовая накладка грифа – Maple
Один из самых популярных видов древесины благодаря относительно невысокой цене и легкости в обработке. На грифе встречается чаще, чем в корпусе.
Твердый и мягкий клен
Твердые породы – более дорогие, жесткие и сложные для фрезеровки. Мягкие виды, например серебристый клен, применяются на более дешевых моделях из Индонезии или Китая.
Так, если в американских «Фендерах» применяется твердый клен, то на индонезийских стратокастерах больше вероятность встретить именно мягкий. Но и стоимость отличается – второй вариант будет стоить не больше 15 тысяч.
Зернистость и текстура подвидов клена
На твердых породах встречаются фактурные зерна. Это красиво, но тяжело в обработке и порой слишком сильно влияет на инструмент.
Ощущения и играбельность
Из-за лакированного покрытия вы не почувствуете деревянной текстуры. Некачественный лак может быть липким и скользким.
Профилактика и уход
Лакированную поверхность чистить проще, чем необработанную. Почти все кленовые накладки покрыты лаком, поэтому уход будет достаточно простым.
Чтобы она не выгнулась или не сгнила, нельзя держать инструмент в условиях высокой или недостаточной влажности.
Основные этапы ухода:
- Протирайте поверхность мягкой сухой тряпочкой каждые несколько часов игры. Лучше выбирать безворсовую, чтобы не оставлять разводы на материале.
- Раз в 2-3 недели протирайте влажной тканью, сняв струны, после чего сразу протирайте сухой бумагой или губкой. Не оставляйте воду на дереве.
Если ваш гриф не лакирован, ухаживать за ним нужно восковым раствором для кленовой древесины.
Плюс. Открытый, звонкий звук с выраженными верхними частотами. Простота в уходе за лаком.
Минус. По отзывам музыкантов клен быстро грязнится. Он относительно недолговечен без ухода. Скорее всего замена потребуется через полтора-два года. Возможно, будет необходимо восковое уходовое средство.
Накладка грифа палисандр – Rosewood
Красное дерево – палисандр – дорогое, экзотическое и редкое дерево. Некоторые его разновидности занесены в Красную книгу, поэтому продажа сильно ограничена.
Виды палисандровой древесины
Видов красного дерева много, самые популярные:
- гондурасский;
- бразильский (краснокнижный);
- индийский.
Они отличаются по оттенку и рисунку. Это только пример палисандровой поверхности, на деле же она бывает светлее, темнее, с орнаментом.
Недорогие виды применяются компанией Yamaha при изготовлении классических гитар. Например, известная учебная модель С-40 имеет накладку на гриф из палисандра.
Ощущения и играбельность
Большинство накладок грифа классической гитары из палисандра не покрыты лаком, поэтому приятны на ощупь.
Палисандр обладает более ярко выраженной фактурой, чем клен. Это позволяет чувствовать гитару, контролировать движение руки. На слайдах и легато это особенно заметно.
Профилактика и уход
Уход почти не отличается от ухода за кленовым. Проконсультируйтесь в магазине, нужна ли специальная пропитка для вашей гитары.
Плюсы
У накладки из палисандра 5 преимуществ:
- Простой уход.
- Тактильные ощущения.
- Темный, матовый оттенок, зернистая текстура.
- Долговечность.
- Бархатистые обертона, мягкое, ровное звучание.
Минусы
У такой накладки есть 3 недостатка:
- Стоимость. Из-за редкости высок риск купить подделку. Советую не гоняться за бразильским сортом. Ваша гитара хорошо зазвучит и без краснокнижного дерева. Присмотритесь к недорогим вариантам вроде индийского или гондурасского.
- Звук более глухой, чем у ольхи или клена.
- Лакированное дерево просто в уходе, а палисандр нужно регулярно смазывать лимонным маслом.
Черное дерево – Ebony
Черная древесина имеет плотность 1300 кг/м³, в 2 раза тверже дуба. Поэтому из эбена часто делают накладки на гриф бас гитар. Это одна из самых ценных древесных пород.
Виды Черного дерева
Эбеновая древесина бывает разных сортов:
- Камерунский – самый популярный, потому что шире других распространен и прост в обработке.
- Цейлонский – наиболее твердый вид, применяется в основном при производстве мебели, а не музыкальных инструментов.
- Мадагаскарский – плотная, водоустойчивая порода с плотностью 1000 кг/м³, цвет темно-коричневый.
Ощущения и играбельность
Поверхность бархатистая и как бы мягкая (хоть мы и знаем, что это не так). С такой накладкой пальцы не устают от длительной игры. Часто применяется в производстве безладовых гитар.
Профилактика и уход
Породы эбена крайне хрупкие, поэтому за ними нужно ухаживать тщательнее, чем за другими. Гитары из экзотической древесины хуже других переносит перепады температуры. Переносить их рекомендуется только в зимнем чехле или кофре.
Для накладок на гриф из черного дерева продаются уходовые масла.
Плюсы
Резкая атака, глубокие выделенные обертона, сильные басы делают материал подходящим для жанров вроде джаза, блюза.
Еще одно достоинство – внешний вид, который нельзя спутать ни с одним другим видом.
Минусы
Трудозатратная обработка, редкость самого дерева делают его очень дорогим. Некоторые компании пытаются обойти закон о краснокнижных растениях и добывают сырье незаконно.
Сравнительная таблица
Есть ли у вас любимые виды древесины? Расскажите в комментариях. Если вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями-музыкантами в социальных сетях, добавьте ее в закладки. Мы разобрали многие особенности накладок на гриф гитары. Я не придаю слишком большого значения материалу, но все же мой любимый – палисандр. Я ценю его за приглушенность.
Подобранное ниже видео поможет в выборе материала для грифа и уходе за ним.
Лучший материал для грифа гитары:
Уход за гитарой (как не убить накладку грифа):
На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары расскажет наша статья по ссылке.
Источник