Материал корпуса для бас гитары

Типы корпусов бас-гитар

Опубликовано: 2016-01-09 / Автор: Сергей Хмарук

Как ни крути, а без бас-гитары рок-музыка была бы не полной. Эти инструменты, так же, как и электрогитары бывают различных форм и модификаций. В рамках данной статьи мы рассмотрим 5 самых известных и популярных типов корпусов бас-гитар, так что вы сможете иметь о них базовое представление.

Чтобы лучше познакомиться с каждым инструментом, нужно подержать его в руках и сыграть какую-нибудь мелодию, и вот тогда уже можно иметь полное представление об инструменте. Сегодня же мы ограничимся только лишь теорией и узнаем немного о легендарных бас-гитарах.

Типы корпусов бас-гитар

1. Fender Precision Bass

Разработанная в 1951 году Лео Фендером и выпускаемая по сегодняшний день Fender Precision Bass, является первой появившейся в мире цельнокорпусной бас-гитарой. Данная модель выпускаестся а различных модификациях, но в классической версии имеет сплошной корпус из ясеня либо ольхи, цельный кленовый гриф с 20 ладами, а также палисандровую накладку.

Звукосниматель здесь разделенный – сплит хамбакер «P-style» типа, а струнодержатель фиксированный. Серия «American Deluxe» имеет 3-х полосный активный эквалайзер с питанием 18 В, а «American Standard» — легкие колки Hipshot и винтажный массивный бридж. Fender Precision Bass является на сегодняшний день одной из самых продаваемых в мире бас-гитар. На этой гитаре играет Roger Waters, Sting и много других известных музыкантов.

Читайте также:  Somewhere over the rainbow табы для укулеле

2. Fender Jazz Bass

Не менее популярная бас-гитара, чем предыдущая. Fender Jazz Bass была разработана Лео Фендером в 60-м году и выпускается по сей день. Отличается от Precision Bass более широким воспроизводимым звуковым спектром. Эта модель, благодаря яркому звуку, среди многих басистов завоевала огромную популярность, т.к. стало возможным хорошо выделить в общем миксе звук бас-гитары.

Конструкция и материалы полностью аналогичные, как в Precision Bass, но все же есть несколько отличий. Это слегка измененная форма корпуса с ассиметрией «талии», более округлый и узкий гриф, а также два сингла – звукосниматели типа «J-style» с двумя сердечниками на каждую струну. Это дало гитаре более сильный тембр, что стало в свою очередь основой формирования звучания таких музыкальных жанров, как фьюжн, блюз, фанк, джаз, хэви-матал и др. Известные музыканты играющие на этом инструменте вам наверняка известны, это: Jaco Pastorius, Adam Clayton, Frank Bello и другие.

3. Gibson EB-3

В 1961 году бас-гитара Gibson EB-3 была введена в серийное производство и стала одной из многих гитар, эквивалентных популярной серии электрогитар Gibson SG. В сравнении с моделями бас-гитар фирмы Fender, EB-3 выделяется цельным тонким корпусом и укороченной мензурой. Гриф вклеенный и выполнен из красного дерева, более поздние модели были из клена. Стандартный цвет корпуса у Gibson EB-3 – вишнево-красный, но были также и другие отделки: черная, синяя и белая.

Эта бас-гитара имеет два звукоснимателя – большой хамбакер у грифа и мини-хамбакер возле бриджа. Электроника была выполнена из четырехпозиционного переключателя, а также регуляторов тона и громкости для каждого звукоснимателя. Струнодержатель выполнен по типу «tune-o-matic». Спустя 18 лет, после многочисленных модификации конструкции данной бас-гитары, в 1979 году ее выпуск все же прекратился, но в настоящее время фирмой Epiphone оригинальные модели Gibson EB-3 продолжают выходить в свет. На этой гитаре играли: Jack Bruce, Bill Wyman, Glenn Cornick и другие музыканты.

4. Rickenbacker 4001

Легендарная бас-гитара, выпущенная в том же году, что и Gibson EB-3, стала модификацией предыдущей модели Rickenbacker 4000, которая впервые появилась на свет в 1957 году. Особенностью конструкции 4001 модели является сквозной гриф по принципу «Neck-Through-Body», который был впервые применен на гитарах Rickenbacker. Вдоль всего инструмента проходит кленовая доска, с каждой стороны которой расположены «крылья» из того же клена, завершающие формирование корпуса.

Благодаря такой цельной конструкции достигается потрясающий сустейн, а также акустических эффект, во время звучания гитары, напоминающий рояль. Всю эту картину доволняют звукосниматели. В отличие от модели 4000, здесь установлено два пассивных (single coil) однокатушечных звукоснимателя. Из электроники имеется два регулятора тона и две крутилки громкости. Накладка грифа выполнена из палисандра, на которой расположено 20 ладов. Чаще всего Rickenbacker 4001 ассоциируется у многих с такими личностями, как Cliff Burton, Lemmy Kilmister и Roger Glover.

5. Höfner 500/1

Полуакустическая бас-гитара с электрическим усилителем, известная как «Битл Басс», была выпущена в середине 50-х годов. Благодаря этому инструменту фирма Höfner в свое время стала очень востребоанным производителем бас-гитар. Бас-гитара Höfner 500/1 славится своим глубоким звучанием, богатым тоном и отличным сустейном внтури полого корпуса. Сама дека выполнена из клена, а сверху наложен топ из ели. Гриф также изготовлен из клена с палисандровой накладкой сверху. На бас-гитаре установлены два хамбакера типа Höfner 511B.

Популярным этот иструмент стал в начале 60-х, когда один паренек зашел в магазин музыкальных инструментов и приобрел себе Höfner 500/1 Violin Bass. Немного позже, он и его рок-группа перевернули мир молодежной культуры и музыки, а бас-гитару Höfner превознес до икон. Как вы уже догадались, этим парнем был Пол Маккартни, который и по сей день продолжает использовать иструменты этого производителя. Благодаря ему Höfner до сих пор являются легкоузнаваемымми гитарами по всему миру.

P.S. Ну что ж, вот вы и познакомились немного с самыми популярными бас-гитарами и узнали, какие бывают типы корпусов у этих инструментов. Конечно, существует очень много самых разнообразных и причудливых форм бас-гитар, от стандартных до самых неординарных, поэтому перечислять все 100500 разновидностей мы здесь не будем. Сейчас очень много информации в интернете о различных моделях бас-гитар, так что вам не составит особого труда их найти. А на этом все, до скорых встреч!

Источник

Дерево для бас гитар

Опубликовано: 2016-01-06 / Автор: Сергей Хмарук

Мы продолжаем наш «деревянный» ликбез и сегодня посвятим пост всем бас гитаристам, начинающим и не только. В одной из предыдущих статей мы уже обсуждали устройство этого инструмента, и вот пришло время немного углубиться и рассказать вам, каким бывает дерево для бас гитар.

Интересные факты

Хорошее дерево – это основа любой гитары, в том числе и баса. А знаете ли вы, что наши любимые инструменты изготавливают из самых разных пород? Подробнее об этом вы можете прочитать здесь. При их производстве используют большое количество дерева, как и широко распространенные виды, так и довольно экзотические породы, идентифицировать которые под силу только лишь профессиональному лютье. Любое дерево делится на сорта в зависимости от яркости рисунка, равномерности текстуры и цвета. Заготовки высшего сорта применяют для более дорогих и эксклюзивных инструментов.

И вот казалось бы, такой себе факт, если инструмент более или менее устраивает по удобству игры, звучанию или же каким-то другим характеристикам, то собственно какая разница из чего он изготовлен? Но давайте будем с вами реалистами. Качество применяемых материалов играет очень важную роль. А вот какую, понять не сложно. На бас-гитарах серийного производства производители иногда сильно экономят на их себестоимости путем снижения расхода используемых материалов, применяя более новые технологии и исключая из их конструкции дефицитные, высококачественные и дорогие материалы.

Но в этой «жадности» производителя не стоит винить, потому что, не сэкономив сегодня, уже завтра он может просто на просто разориться. Почти все серийные бас гитары одной модели занимают один ценовой диапазон, но качество дерева, которое определяет реальную ценность какого-то определенного экземпляра, в каждом конкретном случае может быть различным.

По внешним признакам можно всегда определить качество накладки и дерева грифа. Самый распространенный недостаток – применение древесины низких сортов, которая годится разве что для производства ящиков. Также стоит обращать внимание, как на сучки, так и на косослой в структуре древесины (но не стоит брать в счет заведомо свилеватое дерево). Покрытие корпуса может быть как прозрачным, так и полупрозрачным, при этом под ним видна текстура древесины. Но инструменты с таким покрытием будут стоить дороже, поэтому производители всегда стараются следить за его качеством.

Дерево для бас гитар

Некоторые фирмы занимающиеся производством бас гитар иногда немного лукавят и приукрашивают характеристики древесины, из которой изготавливается выпускаемый ими инструмент. На практике, как считают некоторые музыканты, дерево не делает гитару более экзотичной, чем она есть на самом деле. Хотя есть и такие басисты, которые не уделяют этому особого значения, потому что прекрасно обходятся эквалайзером и активной электроникой.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить.

Для деки самое популярное деревцо — это, несомненно, красное дерево, ясень, зебрано, розовое дерево, а также другие известные породы. Существует большая разновидность используемых материалов и, казалось бы, что особой разницы между ними-то и нет. Но это не так. Различия есть и, причем довольно существенные.

Вот, к примеру, ясень американский, особенно болотный – по весу легче, мягче и гораздо теплее звучит, нежели ясень европейский – с тяжелой и плотной структурой. А дерево по сути-то одно и то же, но характеристики, да и ощущения абсолютно разные как по весу, так и во время игры на таком инструменте. С кленом аналогичная ситуация. Волнистый клен имеет мягкую структуру в отличие от клена с названием «птичий глаз» с более плотной древесиной.

Розовое дерево из Бразилии высоко ценится за отменные звуковые характеристики и природную красоту, поэтому так нравится многим басистам и считается самым «музыкальным». Но вот на сегодняшний день с этой древесиной дела обстоят неважно и его вырубка запрещена или частично ограничена, поэтому для производства бас-гитар чаще всего используют аналогичное сырье из Индии.

Для топов применяется свилеватая с красивой текстурой древесина с волнистым рисунком. Клен яркий тому пример. Наиболее популярные рисунки типа «burl», «quilt» и «flame», а вот наиболее редкий рисунок – «bird’s eye». Также существует и много других текстур, которые встречаются в основном на заказных инструментах чаще всего из-за сложности обработки нестандартной древесины. Чем равномернее распределен и ярче выражен рисунок на поверхности корпуса, тем соответственно дороже будет инструмент.

Из одной или нескольких (до 4-х) букв «А» обычно обозначаются декоративные качества подобного дерева. Чем больше букв «А», тем дерево красивее и дороже. Распил заготовок может осуществляться так называемым способом «bookmatch», когда на доске в раскрытом виде (как книга) текстура рисунка одной половинки зеркально отражается на другой. В таком «раскрытом» виде такие половинки склеиваются воедино по всей оси инструмента. Но еще оказывается, распил древесины также может влиять и на звучание инструмента.

Основные виды распилов

1. Тангентальный распил. Является наиболее дешевым методом получения заготовки, так как в ход идет все бревно целиком, что в свою очередь отрицательно влияет на ее качество, потому что в такую заготовку возможно попадание косослойных участков.

2. Радиальный распил. Однозначно наилучший вариант для дальнейшего изготовления корпуса гитары. Здесь в ход идет только лишь центральная часть бревна, из которой потом получается заготовка с параллельно идущими сердцевинными лучами на поперечном срезе. Данный вид распила древесины в несколько раз дороже предыдущего, что немаловажно.

Топ корпуса бывает толщиной в четверть дюйма или полдюйма и может склеиваться как пирог из нескольких слоев разной древесины (например, 10 мм клена, 15 мм ясеня, 20 мм ольхи, 10 мм клена). Помимо декоративных особенностей, он еще и значительно влияет на звучание бас-гитары. Толщина топа в целях экономии иногда уменьшается до шпона, который при помощи технологических решений наклеивается даже на не ровную поверхность корпуса. От топа шпон заметно отличается по звуковым характеристикам. Картинки с самыми разными и необычными текстурами, наносимые на корпус гитары, могут служить альтернативой декоративным качествам шпона для соответствующего ценового сегмента.

Искусственные материалы

В конструкции бас гитар помимо дерева могут использовать композитные и синтетические материалы. К ним относится углепластик, акрил, luthite и другие искусственные материалы. Несомненным достоинством таких материалов является отсутствие чувствительности к перепадам температуры и влажности воздуха, а при серийном производстве – это возможность достичь стабильного качества и легкости при создании самых необычных и причудливых форм.

У большинства басистов к таким «пластиковым» гитарам весьма предвзятое отношение, даже несмотря на то, что они могут вполне прилично и качественно звучать. Но не стоит ожидать от такой гитары то, что она будет уникальной по своему звучанию, потому что все инструменты одной конкретной модели будут абсолютно одинаковы. О дереве этого не скажешь, ведь каждое дерево по-своему уникально, даже с одного и того же ствола.

Источник

Материал корпуса для бас гитары

Поговорим о том, что в первую очередь отвечает за звук и оттенки звучания вашего инструмента, о дереве. В этой статье я попытаюсь максимально полно рассказать о различных породах «музыкальной» древесины и о звуке, характерном для каждого дерева. Я хочу, чтобы эта информация помогла вам сориентироваться при выборе нового инструмента и найти звучание соответствующее вашему вкусу.

Сначала я предлагаю поговорить о термине «акустическая древесина». Акустическая древесина – это часть дерева, имеющая определенные тональные особенности, которые и делают ее подходящей для изготовления музыкальных инструментов. Верите вы в это или нет, древесина — это основа любого инструмента, начало, отвечающее за формирование его будущего голоса. Разные породы дают разный звук, более того, индивидуален и неповторим каждый кусок дерева (даже одинаковой породы, кстати). Именно этим объясняется индивидуальное звучание каждого конкретного инструмента.

Химия, физика… основы

Мастерами музыкальных инструментов за века кропотливой работы подмечено несколько моментов, которые помогут нам сориентироваться в многообразии различных пород. Оказывается, спрогнозировать звук будущего инструмента можно основываясь на информации о плотности, цвете и весе заготовки.

Плотность и звук: инструменты, сделанные из более плотной древесины, обычно звучат чище, ярче и отчетливее, чем те, что изготовлены из менее плотного дерева. Последние же, в свою очередь, позволяют вам почувствовать колебание обертонов на всем протяжении звучания ноты. Древесина менее плотных пород дает более сочный звук, чем древесина с большой плотностью.

Цвет и звук: светлые породы древесины, как правило, звучат ярче, чем темные.

В принципе, суммарная тональная характеристика получается из комбинации трех вышеназванных элементов. Например, очень плотная древесина бубинга дает менее яркий звук, чем древесина клена, не такая плотная, зато очень тяжелая (если говорить о восточном клене). После того, как я познакомил Вас с этими общими правилами, позвольте перейти к описанию различных пород, используемых для изготовления как различных музыкальных инструментов, так и конкретно бас-гитар.

ДРЕВЕСИНА ДЛЯ ГРИФОВ И НАКЛАДОК

Амарант или фиолетовое дерево (Purpleheart, Peltogyne Pubesens).Изначально, это дерево использовалось в качестве акцентирующей линии многослойных грифов. Фиолетовый цвет, безусловно, впечатляет. Древесина очень плотная и очень твердая. Звучание похоже на бубингу, если устранить из звучания последней все лишнее и ненужное. Дерево довольно специфичное, но хорошо подходит и для грифов и для накладок бас-гитар.

Бросиум (Satine, Brosimum Paraense).Тропическое дерево, известное также как кровяное дерево, благодаря своему темно-красному цвету. Древесина очень плотная и жесткая. При игре ощущается восковатость. Дополнительной обработки не требует. Древесина бросиума может быть использована и для изготовления грифов, и для изготовления накладок.

Бубинга (Bubinga, Guibourtia Demeusei). Твердая и плотная древесина, используется для басовых грифов, в т.ч. при послойном нанесении. Компания Rickenbacker использует эту породу для изготовления накладок. Используемая для грифов, дает яркую середину и глубокие, но хорошо читаемые, низы.

Венге (Wenge, Millettia Laurentii).Черная, очень плотная и очень твердая древесина с шоколадно-коричневыми полосами. Имеет очень грубую крупнозернистую структуру. Из этой породы изготавливают потрясающие басовые грифы, с прекрасным средним диапазоном и теплыми низами. Если к такому грифу добавить накладку из эбенового дерева, то получится фантастический, по ясности, звук. Древесина венге используется для изготовления стержней грифов. Может быть использована и как сырье для грубой накладки. Обычно древесину этого дерева используют необработанной, то есть, необходимости в конечной обработке нет.

Гонсало альвес (Goncalo Alves, Astronium Fraxini Folium).По своей структуре эта древесина плотная и гладкая. При быстрой игре ощущается восковатость, как и с падуком. Древесина дополнительной обработки не требует. Имеет желто-коричневый цвет с полосами более темного шоколадного цвета. Факт, гонсало альвес используется компанией Смит-энд-Вессон для пистолетных рукояток. Дает четкий, чистый и теплый звук. Главным образом, используется как древесина для изготовления грифов и прекрасно сочетается с накладками из пао ферро или эбенового дерева.

Клен (Maple, Accer Saccharum).Эта древесина, с поразительными качествами, хоть как-то, но была использована почти в каждом инструменте, который вообще когда-либо был сделан. Клен дает чистый звук с превосходной серединой. Звучание оставляет хорошее впечатление. Существует несколько видов клена:

  1. Клен сахарный (Hard Maple).Это дерево традиционно используется для изготовления грифов. Хорошая плотность, жесткость и прочность. Превосходный сустейн и чистый звук. Клен сахарный требует обработки, необходимой для защиты от деформирования.
  2. Тигровый клен или огненный клен (Flame Maple).Древесина многих пород клена имеет узоры в виде языков огненного пламени, но только одна из них достаточно прочна, чтобы из нее можно было изготавливать гитарные грифы, и это тигровый клен. По всем характеристикам, идентичен вышеописанному клену сахарному, с той разницей, что имеет высоко ценящийся узор.
  3. Клен глазковый (Birdseye Maple). Еще одна порода, происходящая из клена сахарного. Наилучшие вид и форму эта древесина получает при тангентальном распиле дерева. «Глазки» же бывают самых различных форм и размеров, что и делает общий вид привлекательным. Часто можно услышать мнения, будто бы клен глазковый недостаточно тверд и не годится для изготовления гитарных грифов. По моему мнению, это абсурдные предположения ни на чем не основанные и ничем не подкрепленные. Изготовив десятки тысяч накладок именно из клена глазкового, скрипичные мастера смогут убедить вас, что в прочности эта порода не уступает клену сахарному.

Обычно клен используется как для изготовления грифов, так и для изготовления накладок на грифы.

Коа (Koa, Acacia Koa).Древесина, поступающая с Гавайев. Из древесины коа, кстати, изготавливают укулуле. Коа не уступает в прочности и в весе махагони, но выглядит, значительно лучше. Иногда встречается с огненными делениями. Для наилучшего звучания, гриф из коа лучше всего комбинировать с накладкой из пао ферро или из эбенового дерева. Древесина коа должна проходить чистовую обработку. Используется для грифов и корпусов.

Лимба или терминалия великолепная (Limba, Terminalia Superba).Гитаристы обычно называют это дерево Корина. Его древесина имеет уникальный желто-зеленый цвет и, даже будучи совсем молодой, выглядит пользованной. Лимба очень похожа на махагони и звуком, и текстурой. Для накладок древесина этого дерева не годится, только для грифов. Требует обработки. Доступность этой древесины очень ограничена.

Маккасаровое эбеновое дерево (Macassar Ebony, Dispyrus Macassar).Полосатое эбеновое дерево — черное и с большим количеством полос шоколадно-коричневого и серого цвета. Эта порода прекрасно подойдет, если вы хотите звук эбенового дерева, но с более возбуждающим внешним видом. Чаще используется для изготовления накладок, но иногда и для плотных грифов. Конечной обработки не требует.

Махагони или красное дерево (Mahogany, Swietenia Macrophylla).Обычно его называют гондурасским махагони. Эта древесина в основном ассоциируется с гитарами фирмы Gibson. По механическим свойствам похожа на клен, но уступает ему в плотности и крепости. Прекрасно подойдет, если вы хотите получить теплый и плотный звук бас-гитары. Древесина махагони имеет крупнопористую текстуру и требует значительной доработки. Должна проводиться чистовая обработка инструментом высокой твердости. Используется же эта древесина, в основном, для грифов.

Ореховое дерево или грецкий орех (Walnut, Juglans Nigra).Ореховое дерево – это что-то среднее, по своим физическим и механическим свойствам, между кленом и махагони. Выглядит и звучит хорошо в комбинации с накладкой из эбенового дерева. Как и в случае с махагони, древесина орехового дерева должна проходить чистовую обработку. Используется для изготовления грифов.

Падук африканский или птерокарпус (Padouk, Pterocarpus Soyauxii).Блестящий ярко-красный цвет этой древесины, со временем (если, конечно, играть на инструменте) оксидирует в теплый коричневый. При игре на инструменте с грифом, сделанным из падука, ощущается приятный эффект, будто вы проводите рукой по чему-то восковому. Имеет крупнопористую структуру, схожую со структурой палисандра, и звук, похожий на звук клена. Древесина падука отличается высокой устойчивостью при использовании и не требует дополнительной обработки. Используется, преимущественно, для изготовления грифов.

Палисандр или дальбергия (Rosewood, Dalbergia).Первоначально, эта порода дерева использовалась только в качестве сырья для накладок на грифы. С годами область применения этой древесины значительно расширилась. Существует множество разновидностей палисандра и все они отличаются друг от друга в том, что касается звуковых характеристик. Как правило, палисандр дает очень теплый звук. Антиподом палисандра считается эбеновое дерево. Подробнее о разновидностях палисандра:

  1. Индийский палисандр или дальбергия широколистная (Indian rosewood, Dalbergia Latifolia). Эта древесина чаще других используется для изготовления накладок на гриф. Она придает звуку теплую, рок-н-рольную окраску. Цвета варьируются в диапазоне от темно-багрового до светло-фиолетового; встречаются оранжевые и желтоватые оттенки. Индийский палисандр не только чаще других используется для изготовления накладок, как я уже говорил, но и, практически, не используется для других целей.
  2. Бразильский палисандр или черная дальбергия (Brazilian Rosewood, Dalbergia Nigra). Очень твердая и плотная древесина. В звуке дает прекрасную четкость и артикуляцию. На ощупь очень гладкая. Цвет удивительно меняется фрагментами, что выглядит очень эффектно. Можно с уверенностью сказать, что это просто высококлассное дерево для изготовления накладок на грифы.
  3. Палисандровое розовое дерево (Palisander Rosewood, Dalbergia Baroni). Это твердая древесина, подходящая для изготовления грифов и корпусов. Цвет варьируется от светло-фиолетового до пурпурного, иногда с темными полосами. Очень твердая и тяжелая древесина, местами имеет открытую пористую структуру. Используется и для изготовления грифов, и для изготовления накладок.

Пао ферро (Pau Ferro, Machaerium Villosum).Не так давно древесина пао ферро использовалась для изготовления накладок, она прекрасно подходит для этой цели. Очень гладкая структура, похожая на эбеновое дерево. По звуковым характеристикам можно сказать, что звучит это дерево ярче, чем палисандровое розовое дерево, но не так ярко, как эбеновое. Цвета варьируются от светлого желто-коричневого, до более темного кофейного цвета. Обычно производится радиальная распиловка дерева, чтобы была отчетливо видна милая полосоватость этой древесины. Как правило, используется для изготовления накладок, хотя иногда из древесины пао ферро делают также и грифы.

Эбеновое дерево (Ebony, Dispyrus Melanoxylon).Очень твердая и гладкая древесина, дающая яркий звук с хорошим сустейном. Из внешних особенностей, замечу, что часто можно наблюдать шоколадно-коричневые или темно-серые полосы, что выглядит совсем недурно. Используется для накладок, реже, для полной конструкции грифа.

ДРЕВЕСИНА ДЛЯ КОРПУСОВ

Бразильский палисандр или черная дальбергия (Brazilian Rosewood, Dalbergia Nigra).Эта прекрасная древесина, имеющая широкий диапазон цветов, узоров и пористости, доступна только для изготовления верхнего слоя ламинированных дек. Цена высока, поставки ограничены.

Венге (Wenge, Millettia Laurentii).Древесина имеет интересный узор с шоколадно-коричневыми полосами. Обычно производится радиальное распиливание древесины, чтобы добиться прямолинейности – также как и с эбеновым деревом. Используется для верхнего слоя ламинированных дек.

Коа (Koa, Acacia Koa).Древесина Коа прекрасно подходит для изготовления корпусов, но так как она поступает исключительно с Гавайев, поставки ее очень ограничены. На вес она, что-то между средней и тяжелой. Дает прекрасный звук, особенно, если используется для корпусов бас-гитар. Теплый звук, похожий на махагони, но чуть более яркий. Как и древесина грецкого ореха, древесина коа может быть промаслена, но обычно выглядит лучше просто осветленная спрейем. Иногда коа встречается с узорами в виде огненных языков пламени, что выглядит необыкновенно красиво. Такая порода имеет название коа узорчатая (Figured Koa) и используется, как правило, в качестве верхнего слоя тонких ламинированных дек и встречается в гитарах ценовой категории выше средней.

Клен (Maple).Существует два основных вида клена: восточный сахарный клен (хард-роковый клен) и западный легкий клен (клен крупнолистный):

  1. Восточный сахарный клен или, как некоторые называют его, хард-роковый клен (Acer Saccharum, Hard Maple). Сахарный клен еще называют тяжелым (и есть за что): это очень тяжелая, плотная и твердая древесина. Это та же древесина, что используется для изготовления грифов. Поры расположены близко и обрабатывать такую древесину очень несложно. Звук яркий, острый и имеет продолжительный сустейн. Красить эту древесину нельзя, но она и в натуральном виде выглядит прекрасно.
  2. Западный легкий клен или клен крупнолистный (Acer Macrophyllum, Pacific Maple). Естественным образом западный клен произрастает, кажется, только в штате Вашингтон. Весит его древесина намного меньше, чем древесина восточного клена. Цвет у двух этих видов одинаковый — белый. Дает хороший чистый звук с хорошей атакой, но не может дать той хрупкости, какую могут дать более тяжелые породы. Волнистая структура древесины западного клена и стеганые деки, получающиеся благодаря этой особенности, делают это дерево предметом нашего обожания. Западный клен дружит и с окрашиванием.

Также существует несколько подвидов клена:

  1. Тигровый клен или огненный клен (Flame Maple, Pacific Maple). Свое название это дерево получило из-за завитков, которые похожи на фрагменты тигровой окраски. Узор древесины может состоять из тесно прилегающих, прямых или изогнутых, языков пламени (или, опять, фрагментов тигровой окраски). Лучше всего эта древесина подходит для верхнего слоя ламинированной деки.
  2. Лоскутный клен (Quilted Maple, Pacific Maple). Это довольно редкая древесина. Знаменита она своим облачно-волнистым узором, или даже узором, напоминающим воздушную кукурузу. Фигуры этого узора могут меняться от больших и широких волн до совсем маленьких пузырей. Как и тигровый клен, лоскутный чаще всего используется для верхнего слоя ламинированной деки, но может быть использован и для изготовления цельных корпусов.
  3. Клен глазковый (Birdseye Maple, Hard Maple). Этот подвид встречается только в древесине восточного клена. Клен глазковый обычно находится близко к коре дерева и без особенной охоты пробирается вглубь, к стволу. По этой причине, невозможно встретить цельный корпус, изготовленный из этой породы. В качестве же верхней накладки деки может быть использована очень эффектно.
  4. Кап клена (Burl Maple, Pacific Maple). Очень забавная на вид древесина. Обычно имеет большое количество открытых, довольно крупных, пор, и элементы вросшей коры. Используется для верхних дек. Эпоксидная смола хорошо справляется с заполнением открытых пор, и кап выглядит прекрасно в натуральном чистом глянце.

Лимба или терминалия великолепная (Korina Black, Terminalia Superba).Полное имя лимба из Африки. Древесина лимбы имеет, как правило, средний вес, но встречаются и очень легкие куски. Звуковые характеристики очень схожи со звуковыми характеристиками махагони. Цвет этой древесины оливковый, выглядящий очень солидно, с черными прожилками. Это дерево прекрасно подходит для бас-гитар. Лимба, по природе, имеет такую структуру, которая создает ощущение восковатости при игре. Масляная обработка, в данном случае, дает прекрасный результат. Другой вид лимбы, лимба светлая (Korina White), отличается только цветом – желто-зеленый с желтыми полосками.

Лайсвуд (Lacewood, Cardwellia Sublimis).Эта древесина импортируется из Австралии. Имеет средний вес. Пористость различна и варьируется от совсем маленьких пятнышек, до очень крупных и заметных пятен, что создает вид, подобный окраске рептилий. Наилучшим образом подходит для использования в качестве верхнего слоя многослойной верхней деки. Звук похож на звук ольхи.

Липа (Basswood, Tilia Americana).Древесина этого дерева весит еще меньше, чем древесина южного ясеня, и обычно используется для изготовления корпусов весом ниже 2-х килограмм. Имеет белый цвет, но часто встречаются неприятные зеленоватые жилки из минералов. Древесина с закрытыми порами, но, несмотря на это, часто требующая значительной доработки. Древесина липы плохо подходит для нанесения прозрачных покрытий, потому что она довольно нежная и любые злоупотребления в обработке принимает плохо. Дает приятный, теплый звуковой оттенок.

Махагони или красное дерево (Mahogany, Khaya Ivorensis).Вес древесины варьируется от среднего до тяжелого. Используется для корпусов, весящих в среднем, от 2,5 килограмм и больше. Это мелкопористая древесина. Обладает хорошими музыкальными свойствами и характеристиками: звук теплый, очень насыщенный и с хорошим сустейном. Поры легко обработать и закрыть, хотя с прозрачным покрытием эта древесина выглядит не лучшим образом. Зато она здорово выглядит со светопроницаемым красным покрытием.

Ольха (Alder, Alnus Rubra).Ольха широко используется в изготовлении корпусов бас-гитар, благодаря своему легкому весу (дека гитары, типа Stratocaster, сделанная из ольхи, весит около 2-х килограмм) и богатому звуку. Мелкослойная структура этой древесины делает ее обработку несложной. Натуральный цвет древесины ольхи светло-желтый или светло-коричневатый с маленькими или плохо заметными линиями пор. На протяжении многих лет ольха была чуть ли не единственным деревом, из которого изготавливались корпуса гитар и бас-гитар компании Fender. Это, несомненно, замечательный выбор, потому что эта древесина прекрасно смотрится, имеет отличные характеристики и невысокую цену.

Ореховое дерево или грецкий орех (Walnut, Juglans Nigra).Древесина орехового дерева очень тяжелая, но все же не такая тяжелая, как древесина восточного клена. Звук похож на звук восточного клена, но, как правило, бывает чуть менее ярким. Эта древесина выглядит здорово, когда поры оставлены открытыми. Для древесины орехового дерева прекрасно подходит масляная обработка.

Палисандр (Rosewood, Dalbergia Baroni).Древесина этой породы самая тяжелая из используемых для изготовления корпусов (вес которых, в итоге, обычно превышает 3 килограмма!). Звук теплее, чем у клена, но создается такое ощущение, что верха немного приглушены. Думается, что это как-то связано с маслянистой природой этой древесины. Сложная порода для обработки.

Сосна или секвойя (Redwood, Sequoia Sempervirens).Используется не очень часто и, как правило, для изготовления тонкого верхнего слоя верхней декламинированной деки цельного корпуса. Хотя эта древесина и имеет яркую, глубокую и погружающую в размышления текстуру, ее вид не так впечатляет, как вид узорчатого клена. Не подходит для гитар с полым корпусом.

Тополь (Poplar, Liriodendron Tulipifera).Еще одна стандартная порода дерева, чья древесина используется для изготовления корпусов многими фирмами и мастерами на протяжении уже многих лет. В 99% случаев эту древесину окрашивают, потому что ее родной цвет (серый/зеленый) не выглядит привлекательным. Весит эта древесина, в среднем, на полкилограмма больше, чем весит ольха. Звуковыми характеристиками и свойствами также напоминает ольху. Тополь – мелкозернистая древесина, хорошо подвергающаяся практически любой обработке.

Узорчатое ореховое дерево (Figured Walnut, Juglans Nigra).Узор, как правило, в виде языков пламени. Очень красивая древесина, используемая в основном для верхних слоев многослойных дек.

Эбеновое дерево (Zebrawood, Microberlinia Brazzavillensis).Еще одна тяжелая древесина с открытыми порами. Имеет хорошо узнаваемый вид, благодаря характерным светлым и темно-коричневым полосам. Чаще всего эбеновое дерево используется для верхнего слоя дек. Звук и вес примерно такие же, как у восточного клена.

Ясень (Ash, Fraxinus Americana).Существует два, очень сильно отличающихся друг от друга, вида ясеня:

  1. Тяжелый северный ясень (Northern Hard Ash). Северный ясень очень твердый, тяжелый и плотный. Басовая дека, выполненная из древесины этой породы, весит от 2,5 килограмм и больше. Плотность этой древесины способствует получению яркого и длительного сустейна, что и делает популярным это дерево среди музыкантов. Имеет кремовый цвет, хотя часто используется и сердцевина дерева, а она имеет розовый или коричневатый оттенок. Поры открытые, почему она и требует значительной доработки.
  2. Пепельный ясень или легкий южный ясень (Swamp Ash, Southern Soft Ash). По многим причинам, это выигрышный выбор. Во-первых, это очень музыкальная древесина с превосходным балансом, дающая чистый и теплый звук с хорошим «щелчком». Во-вторых, эта порода намного легче северного ясеня и ее справедливо можно назвать легковесной. Вес деки из пепельного ясеня обычно не превышает 2,5 килограмм. В 50-х очень многие гитары Fender изготавливали именно из пепельного ясеня. Крупнопористая текстура, цвет кремовый — эта древесина прекрасный выбор для нанесения прозрачных покрытий.

ЛАМИНАЦИЯ (РАССЛОЕНИЕ ИЛИ НАСЛОЕНИЕ)

Наслоение различных пород древесины, конечно, может сделать звучание и внешний вид инструмента интереснее и, иногда, просто лучше. Аккуратно комбинируя различные породы можно сфокусироваться на достоинствах каждого вида древесины! Например, кленовый гриф с накладкой из клена обычно звучит ярче, чем кленовый гриф с палисандровой накладкой. С корпусами тоже есть множество вариантов. Один из них: тяжелый верхний слой верхней деки совмещенный с легковесными последующими слоями дает очень чистые и читабельные низы, при этом сохраняя качества легковесной древесины, дающие нам прекрасную середину и верха.

ОКОНЧАНИЕ

Надеюсь, информация окажется нужной и полезной. Напоследок хочу дать совет учитесь слышать дерево, а потом решите, что вам нужно! Помните, что электроника и звукосниматели легко меняются, а дерево остается с Вами навсегда.

Источник

Оцените статью