- Статьи / Дерево / Меранти
- Дерево нато: описание и предназначение в изготовлении гитар
- Почему гитары изготавливают именно из дерева?
- Дерево в классике и акустике
- Какие еще материалы используют для изготовления задних дек
- Какое еще дерево используется при изготовлении гитар
- Искусственные материалы
- Электрогитары: грифы
- Гитару из какого дерева нужно выбирать для разных стилей игры
- Как распознать вид дерева, из которого выполнена гитара
- Из какого дерева делают гитары?
- Особенности
- Какая древесина используется?
- Агатис
- Красное дерево
- Палисандр
- Ясень
- Сапеле
- Меранти
- Другие виды
- Какое лучше выбрать?
- Как отличить массив от фанеры?
- Советы по эксплуатации
Статьи / Дерево / Меранти
Общее название класса древесины меранти подразумевает под собой несколько видов отличающихся друг от друга коммерческих пород древесины, причем некоторые из них образуются одновременно несколькими ботаническими видами. Породная номенклатура немного запутанная, поскольку торговые названия зависит от страны, из которой поступают лесоматериалы. Древесина на экспорт классифицируется главным образом на основе цвета и плотности.
Дерево меранти (Shorea pauciflora) в высоту достигает 45 метров, а диаметр его ствола 1,2 метра. Эта порода дерева произрастает в Малайзии, Индонезии, Брунее. Меранти может быть тёмно-красным, светло-красным, светло-розовым, жёлтым или белым. Древесина меранти обладает долговечностью, хорошо обрабатывается и даёт гладкую доброкачественную поверхность. Она не содержит танина, благодаря чему не изменяет цвет. Текстура древесины меранти крупная, но однородная. Древесина меранти легкая, проявляет стабильность к кручению и влажным условиям, легко склеивается, хорошо удерживает шурупы и гвозди. Кроме того обладает красивым и богатым фактурным рисунком, имеет высокие теплоизолирующие свойства. Также древесина превосходно принимает красители и хорошо полируется, имеет бархатную поверхность с выраженным блеском.
Меранти используется для оборудования и отделки фасадов зданий, террас беседок и других аналогичных помещений, используется в производстве мебели, в качестве обшивка маломерных и крупных судов. Красное дерево является лучшим материалом для изготовления окон.
Светло-красное меранти: Эти виды дают светло-красное меранти из Малайзии. Есть виды, служащие для заготовки древесины светло-красного мерантн в Сараваке н Брунее.
Темно-красное меранти: Это основные виды, служащие для заготовки темно-красного меранти в Малайзии. Альтернативное название древесины S. pauciflora — немезу (nemesu). Shorea pauciflora King — основной вид, служащий источником получения древесины темно-красная серайя в Сабахе
Дерево: Разные виды Sboren представлены деревьями высотой приблизительно до 45 м и диаметром 1,2 м или несколько больше, с высокими цилиндрическими стволами, очищенными от сучьев и ветвей, и небольшими зонами досковпдных корней.
Древесина: Разные типы, или разновидности, коммерческой древесины меранти (сераня) в значительной степени варьируют но цвету, плотности и прочим свойствам в соответствии с ботаническим видом. Таким образом, приводимые ниже характеристики следует рассматривать как усредненные для каждой группы.
Светло-красное меранти (серайя): Заболонь светлее по тону и обычно отличима от светло-красного пли розовато-коричневого ядра. Строганые поверхности с выраженным блеском. На радиальных разрезах имеется полосатый рисунок, слаборазличимые декоративные крапины, обусловленные радиальными лучами. Текстура крупная, но однородная. Древесина имеет путаную или волнистую свилеватость. На торцевых разрезах в виде тангенциальных линий просматриваются камедные ходы, кото рые могут быть закупорены белой камедью (смолой), однако древесина несмолистая, как это характерно для породы керуинг (keruing, виды двукрылоплодников). Плотность древесины зависит от вида — 400—705 кг/куб.м., по и среднем составляет 550 кг/куб.м. в сухом состоянии. Стойкость. Умеренно стойкая древесина.
Темно-красное меранти (серайя): Заболонь светлее по тону и отличается от красно-коричневого ядра, которое со временем становится темно-красным. Строганые поверхности с выраженным блеском, на радиальных разрезах имеется полосатый рисунок. Нередко на всех продольных разрезах отмечаются узкие черточки или штрихи серого цвета, образованные концентрическими слоями смоляных ходов. Текстура крупная, по однородная. Древесина с волнистой или путаной свилеватостью. Плотность ее в сухом состоянии составляет в среднем 710 кг/куб.м.. Стойкость. Древесина стойкая.
Желтое меранти: Заболонь светлее по тону и умеренно четко отличается от светлого желтовато-коричневого, часто с зеленоватым или оливковым оттенком ядра. При выветривании, под действием внешних факторов ядро становится светло-коричневым. Строганые поверхности лишены блеска, па радиальных разрезах слабо заметный полосатый рисунок. Текстура умеренно мелкая или умеренно крупная, но однородная. Древесина путано-свилеватая. Плотность в пределах от 576 до 736 кг/куб.м., в среднем около 660 кг/куб.м. в сухом состоянии. Стойкость. Древесина умеренно стойкая.
Сушка: По сообщениям, древесина группы меранти (сераля) высушивается быстро и хорошо, с незначительным снижением качества. При сушке более плотных разновидностей древесины возможны легкие деформации и растрескивание боковых поверхностей. В Торговом бюллетене № 8 «Малайской лесной службы» приводится информация о затратах времени на атмосферную сушку древесины красное меранти под навесом в условиях Малайзии. Для снижения влажности древесины приблизительно с 60 до 18 % требуются следующие сроки в зависимости от толщины досок: 25 мм — 2-3 месяца; 38 мм — 3,5-4,5 месяца; 50 мм — около 5 месяцев.
Прочность: Показатели механических свойств древесины разных групп меранти и древесины красная серайя варьируют в широких пределах из-за различий в плотности и разнообразия Представленных видов (пород). Центральная часть крупномерных бревен из перестойных деревьев нередко бывает губчатой. Древесина этих зон малопрочная и хрупкая. Несмотря на то, что лучшая разновидность светло-красного меранти по показателям механических свойств почти равноценна самой малопрочпоп разновидности темно-красного меранти, наблюдаются четкие различия механических свойств. Средние показатели жесткости и прочности при изгибе и сжатии у темно-красного меранти приблизительно па 20 % выше, чем у светло-красного мерантп. По прочности на сдвиг (скалывание) разница в показателях составляет около 10%, по твердости — более 30 %. «Малайская лесная служба» (Лесное ведомство Малайзии) на основе результатов механических испытаний составила следующую таблицу показателей прочности пяти других древесных пород и группы темно-красного меранти в сопоставлении с теми же показателями для светло-красного меранти, которые приняты за 100.
Согласно приведенным цифровым показателям, светло-красное меранти почти аналогично древесине дуба, но уступает ей по твердости. В то же время показатели прочности древесины сосны обыкновенной составляют лишь 75% аналогичных значений для древесины светло-красного меранти.
Технологические свойства: Древесина разных пород этих групп обрабатывается хорошо и даст гладкую доброкачественную поверхность. И случаях, когда волокна проявляют склонность к задиру, рекомендуется уменьшать угол резания до 20°. Затупляющее действие на зубья пил и резцы зависит от породы, по обычно оно бывает незначительным, за исключением группы белого меранти, древесина которого содержит много кремнезема в клетках сердцевинных лучей. Древесина разных пород в целом удовлетворительно склеивается и принимает гвозди и шурупы. Неплохо протравливается красителями и полируется после соответствующего порозаполнения.
Применение: Древесина всех групп меранти применяется в столярном деле и строительстве обычного назначения, а также для мебельного производства, особенно для изготовления внутренних каркасов, а также боковых и задних стенок выдвижных ящиков. Ниже указаны специфические виды использования древесины соответствующих групп.
Светло-красное меранти (светло-красная серайя). Столярные изделия, фанера, покрытие полов, упаковочные ящики и футляры, панельная облицовка, плотничное производство (деревянные конструкции), недорогие сорта мебели, строительство обычного назначения.
Светло-красное меранти: Аналогичное предыдущей группе применение. Однако более высокая биостойкость древесины позволяет применять ее в условиях более сильно выраженного внешнего атмосферного воздействия, например, для обшивок и покрытий, особенно при антисептической обработке.
Желтое меранти: Столярное производство, легкие постройки, отделка интерьеров, изготовление фанеры и мебели.
Белое меранти: Покрытие полов, каркасы железнодорожных вагонов, оборудование и отделка торговых, конторских и других аналогичных помещений, мебельное и столярное производства, обшивка маломерных и крупных судов, изготовление шпона
Источник
Дерево нато: описание и предназначение в изготовлении гитар
Древесина, из которой изготовлен корпус, дека или гриф гитары – это основополагающий фактор для качественного звучания инструмента. Дерево, из которого делают гитары, условно бывает трех типов: мягкого, среднего и жесткого.
Дерево нато – это разновидность красного дерева. Только эта порода является одной из самых дешевых и доступных среди махагони. Именно поэтому чаще всего можно приобрести гитару, которая хотя бы частично будет выполнена из нато. Сейчас мы попробуем рассказать о том, что это такое — дерево нато, а также узнаем, для всех ли составляющих частей и типов гитар оно подходит.
Почему гитары изготавливают именно из дерева?
Если речь идет об электрогитаре, то многие считают, что при извлечении звука главную роль играют звучки и струны, но это не совсем так. Дело в том, что древесина, из которой делается корпус для гитары и ее гриф, вступает во взаимодействие с вышеупомянутым “железом”. Таким образом, уровень жесткости, способность резонировать дерева со струнами, из которого создан инструмент, влияют на качество звукоизвлечения.
Что касается дерева нато, то оно подойдет для гитаристов, ведущих ритм-партии, причем довольно жесткие, поскольку нато – порода из “тяжелых”.
Дерево в классике и акустике
Ясно, что на неподключенной электрогитаре играть невозможно: звук не будет выводиться на динамики. Звучание будет напоминать скорее жалкий писк.
А вот акустика или классика прекрасно звучат без звукоснимателей, без пьезодатчиков (для классической гитары звукосниматели не подходят из-за того, что ее струны изготовлены из нейлона, который является диэлектриком). В данном случае древесина играет еще более важную роль.
Преимущественно из красного дерева, а значит, из дерева нато в частности, изготавливаются задние деки и гитарные обечайки.
Какие еще материалы используют для изготовления задних дек
Качественные дорогие гитары собирают из палисандра. Это один из лучших материалов для задних дек. Считается, что качественный, дорогостоящий палисандр – это бразильский или индийский. Помните об этом при выборе инструмента.
Какое еще дерево используется при изготовлении гитар
Если речь идет о классической гитаре, то для верхней деки преимущественно используются либо ель, либо кедр. Несмотря на смолистость этих пород, они дают глубокое звучание за счет выдержки дерева перед изготовлением около 8 лет.
Накладки в классике и акустике должны быть очень жесткими, поэтому их делают из черного дерева или палисандра. Дерево нато для этих целей никогда не используется.
Искусственные материалы
Сейчас многие дешевые гитары делают из фанеры, ламината и т. д. Не нужно думать, что звучать инструмент будет, как «лопата». Если ухаживать за гитарой, не давать ей пересыхать и отсыревать, то звукоизвлечение будет вполне годным.
Такие гитары больше подойдут для любителей, которые не прочь попеть под гитару на отдыхе или дома для себя, для дворовых или школьных рок-групп, собирающихся в гараже поиграть для души.
Профессиональные музыканты должны приобретать исключительно дорогие инструменты, потому что дерево, которое легло в основу гитары, будет определять глубину и чистоту звука, жесткость или мягкость и т. д.
Электрогитары: грифы
Корпус электрогитары может быть создан сразу из цельного куска дерева, и дерево нато для гитар сюда отлично подойдет.
Подавляющая часть грифов электроинструментов изготавливается из клена. Естественно, накладки тут должны быть пожестче, поэтому их делают из черного дерева или палисандра.
Изготовители популярных брендов очень часто используют для грифов разные породы деревьев, склеивая их между собой. Если гриф выглядит так, будто это 3-7 приложенных друг к другу и плотно склеенных доски, то значит, вы держите в руках миксованный вариант грифа.
Если же слои отчетливо не видны, это, вероятнее всего, клен.
Гитару из какого дерева нужно выбирать для разных стилей игры
Для соло-гитаристов подойдут гитары из таких пород как:
Они дают отличное верхнее звучание, поэтому на них выходят красивые мелодичные сольные партии.
Ясень, липа и красное дерево родом из Африки подойдут для гитаристов-универсалов. Если вы играете и соло, и ритм – выбирайте инструмент из таких пород – не прогадаете.
Ритмачам, любителям рифов пожестче и потяжелее подойдет корпус из красного дерева, в том числе из красного дерева нато, из ореха, прочного палисандра и т. д.
Как распознать вид дерева, из которого выполнена гитара
Во-первых, с точностью в 100 % это может сделать только мастер. Однако почитать о материале и проанализировать изображения можно в специальной литературе, так как у многих пород есть свои ярко выраженные признаки, которые необходимо знать.
Авторитетные музыкальные магазины предоставляют всю информацию своим покупателям. Ее можно получить как от продавца-консультанта, так и на сайте продающей компании, и лучше заняться этим, вооружившись знаниями из нашей статьи.
Источник
Из какого дерева делают гитары?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
При выборе гитары важно обращать внимание не только на базовые характеристики модели, но и на материал, из которого она изготовлена. На удивление, даже два деревянных инструмента, обладающие схожими внешними чертами, могут звучать по-разному именно из-за применения разной древесины.
Особенности
Дерево, выбранное для производства гитары, влияет не только на срок эксплуатации инструмента, но и на то, как звучит его звук. Сегодня для промышленного производства принято задействовать ряд проверенных материалов, но частные мастера могут экспериментировать и с экзотическими породами. Именно от древесины зависит, насколько сильными получатся извлекаемые звуки, а также как долго они продлятся. Помимо этого, в зависимости от материала можно придавать звучанию индивидуальные черты, к примеру, глубину или бархатистость. Выбирая дерево для гитары, важно учитывать несколько аспектов.
Внешний вид древесины не влияет на звучание инструмента, но зато определяет его визуальную привлекательность. Иногда неказистая на первый взгляд гитара может издавать самые волнующие ноты. Сам звук напрямую зависит от породы, веса и плотности древесины. Обычно, чем тяжелее порода, тем чётче и ярче зазвучит инструмент.
Что касается веса, особо тяжёлую древесину использовать не рекомендуется не только потому, что она причинит известные неудобства – такие породы также укорачивают продолжительность сустейна, что негативно сказывается на исполнении мелодий.
Какая древесина используется?
Для создания гитар применяется древесина разных деревьев, от редких импортируемых из-за границы до вполне бюджетных, произрастающих на территории России.
Агатис
Из дешёвого агатиса делают бюджетные, а потому и не особо качественные музыкальные инструменты, к примеру, гитары LTD. Возникающий звук специалисты характеризуют как глуховатый и мутный, что, безусловно, сложно назвать признаком качества.
Красное дерево
Красное дерево, под которым чаще всего подразумевается махагони, значительно тяжелее ясеня и ольхи, но легче клёна. Большая плотность гитарного материала обеспечивает качественное звучание на любых высотах. Специалисты отмечают, что звуки получаются довольно резкие, но не слишком выразительные. Вес древесины, напоминающей ясень своими открытыми порами и ярко выраженной текстурой, удлиняет звучание каждой ноты. Гитары из махагони могут обладать всеми оттенками от тёмно-бежевого до кирпично-коричневого. Данный материал чаще всего используется в комбинации с топами из другого материала и выбирается для вырезания корпуса и грифа электроинструментов. Тёплый тембр и чёткая атака также делают красное дерево идеальным выбором для того, чтобы полностью создать гитару из цельного куска дерева.
Для создания музыкальных инструментов предпочтение чаще всего отдаётся африканскому махагони, известному как кайя, и гондурасскому махагони. Первый объединяет несколько подвидов красной древесины, произрастающих на территории Африки и обладающих приблизительно сходными характеристиками. Из гондурасского махагони чаще всего создаются американские гитары. Материал этот довольно редкий, а потому дорогостоящий. Порой на рынке удаётся встретить гитары из филиппинского махагони, но такие образцы приобретать не следует: мягкая и лёгкая древесина создаёт некачественный звук. Гитары для новичков часто производят из нато, именуемого также восточный махагони.
Палисандр
Тропический индийский палисандр – порода дорогостоящая и в нашей стране довольно редкая. Сегодня чаще всего такую древесину можно обнаружить в изделиях, импортированных в Россию и страны СНГ до 2017 года. Основная сфера применения палисандра – насадки на гриф, но подойдёт он и для деки электрогитары. Тёмно-коричневая древесина с прожилками красного или тёмно-фиолетового оттенка обладает немного маслянистой поверхностью. Получаемые из неё гитары славятся сочным и тёплым звуком, а также слегка приглушёнными верхними частотами и хорошим резонансом.
Ясень
Ясень заслуженно стал популярным среди производителей гитар, благодаря своей мелодичности: лёгкая древесина способствует возникновению звонких и чистых, практически «колокольных» звуков. Яркая атака также относится к преимуществам породы. В основном ясень используется для создания грифов и топов. Из него также производятся цельнокорпусные гитары «Фендер». Для музыкальных инструментов принято использовать ясень болотный либо ясень северный.
Древесина болотного ясеня – волокнистая, прочная и крупнопористая. Лёгкий материал добывают в болотистых регионах юга США. Благодаря тому, что материал состоит из мягких и твёрдых чередующихся колец, гитары, выполненные из него, обладают идеальной акустикой с обширным диапазоном, включая глубокие басы. Болотный ясень гармонично сочетает теплоту, певучесть и резкость звучания.
Северный ясень отличается большими весом и плотностью. Несмотря на то, что длительность звучания у такого материала выше, используется он реже именно из-за своей тяжести.
Сапеле
Сапеле является универсальным материалом для производства гитары. Его даже часто называют достойной альтернативой махагони, но с более выраженными высокими частотами и с меньшей стоимостью. Плотный и сбалансированный звук по всему диапазону подходит для исполнения музыкальных произведений в любых стилях. Ещё одним преимуществом данного материала называют хорошую читаемость получающихся гитар.
Меранти
Гитара из меранти – неплохой выбор для начинающих музыкантов. Мелкопористая шершавая структура древесины напоминает махагони, но, безусловно, качество у этого материала гораздо хуже, хотя и цена меньше. Несмотря на то, что гитара звучит достаточно звонко, звук получается довольно пустой и стерильный, а тембр отличается простотой.
Другие виды
Ольха обычно выбирается для производства электрогитар и бас-гитар. Инструменты из данного материала присутствуют в ассортименте всех ведущих производителей. Лёгкая древесина желтоватого оттенка способствует хорошему звучанию, славится отличными резонансными характеристиками и сбалансированным тембром.
Липа обладает сходными свойствами, но порой звучит глухо из-за рыхлой и мягкой структуры материала. Сегодня данную древесину выбирают только для производства корпусов. Красно-коричневая бубинга создаёт тёплый и яркий звук. Из тяжёлого материала вытачивают грифы и деки для бас-гитар, а также корпуса электрогитар.
При создании музыкальных инструментов клён главным образом ценится за свой внешний вид и механические характеристики. Это объясняет популярность его использования для грифов электрогитар и топов.
Павловния обладает мягкой древесиной, которая используется чаще всего в Китае и Японии для производства дешёвых моделей. Производимое звучание лёгкое и не особо выразительное.
Какое лучше выбрать?
Материал для гитары лучше подбирать в зависимости от её назначения. Так, для электрогитары чаще всего применяется ольха, создающая идеальный звук и для блюза, и для инди-рока, и для хэви-метала. Древесина звучит приблизительно одинаково по всему частотному диапазону. Если же на инструменте предстоит исполнять мелодии с меньшим количеством верхних нот и ярко выраженной «серединой», стоит обратить своё внимание на липу. Исполнителям дэз-метала и джента придутся по душе махагони и орех. Скоростные мелодии лучше звучат при условии комбинирования кленового грифа и корпуса из красного дерева.
Верхняя дека акустического изделия, оказывающая значительное влияние на его звук, должна быть выполнена из ели или кедра. Заднюю деку принято создавать из махагони или же палисандра. Ольха и болотный ясень – наиболее подходящие материалы для бас-гитары.
Как отличить массив от фанеры?
При покупке гитары важно понимать, выполнена ли она из массива древесины или же фанеры. Частный мастер, как правило, сам раскрывает материал изготовления каждой отдельной детали, но в случае с магазином придётся обращать внимание на специфические нюансы.
- Следует внимательно изучить спецификацию: если название дерева (к примеру, палисандр) указано без всяких уточнений, то, скорее всего, речь идёт о шпоне. В том случае, когда используется массив дерева, то в документах обязательно подчеркиваются слова SOLID или цельная.
- Уделить внимание следует и цене – инструменты из массива стоят значительно дороже, чем фанерные образцы.
- Получить необходимый ответ можно, рассмотрев торец слоёв, который заметен у звукового отверстия. У моделей, бывших в употреблении, его также удастся разглядеть под грифом или у канта. Торец массива сразу опознаётся по красивому рисунку слоёв, продолжающему рисунок на внешней стороне. Как правило, это естественно выглядящие вертикальные или слегка скошенные линии.
Отсутствие данного рисунка или даже ярко выраженная трёхслойность материала свидетельствуют об использовании фанеры.
Советы по эксплуатации
Хранить деревянную гитару правильней всего в подходящей ей жёстком кейсе или утеплённом чехле, которые способны обеспечить инструменту необходимую защиту от температурных скачков. Особенно это важно в тех случаях, когда гитару предстоит часто транспортировать. Возвращаясь с инструментом с улицы, необходимо какое-то время оставлять её закрытой для адаптации к комнатной температуре. Гитару не стоит располагать на стене с окном, класть в багажник или брать с собой в сауну. Лучше также не оставлять предмет лежащим на полу, несмотря на то, является ли он холодным или обладает подогревом.
Большим плюсом считается использование увлажнителя, который легко сделать собственными руками. Для этого простая губка пропитывается водой, после чего выжимается и перекладывается в пластиковый сосуд. Последний следует расположить внутри инструмента.
Зимой увлажнитель рекомендовано использовать на постоянной основе, а летом достаточно будет задействовать его раз в неделю.
Источник