- Материал для гитар и его влияние на звук
- Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?
- Какую древесину используют для производства гитар?
- Породы деревьев для акустических гитар
- Дерево для верхней деки
- Дерево для обечайки и задней деки
- Дерево для грифа, накладки и порожков
- Породы деревьев для электрогитар
- Дерево для корпуса электрогитар
- Дерево для грифа
- Накладка на гриф — влияние на звук гитары
- Накладка на гриф гитары – что это
- Виды накладок по форме
- Плоские
- С радиусом
- Радиус накладки грифа
- Параметры и размеры
- Как измеряется радиус накладки
- Простой радиус
- Сложный радиус
- Примеры размеров радиусов и советы по выбору
- Расположение ладов
- Мультимензура
- Безладовые гитары
- Основные виды древесины, из которых делают накладки на грифы гитар
- Кленовая накладка грифа – Maple
- Твердый и мягкий клен
- Зернистость и текстура подвидов клена
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Накладка грифа палисандр – Rosewood
- Виды палисандровой древесины
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Плюсы
- Минусы
- Черное дерево – Ebony
- Виды Черного дерева
- Ощущения и играбельность
- Профилактика и уход
- Плюсы
- Минусы
- Сравнительная таблица
Материал для гитар и его влияние на звук
При знакомстве с гитарой у начинающих музыкантов возникает масса вопросов. И эти вопросы связаны не только с устройством гитары и нюансами обучения игре, но и с материалами, из которых издревле изготавливают инструмент.
Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины? На что влияет выбор дерева при изготовлении гитары? Гитару из какой древесины лучше предпочесть? На эти и другие вопросы постараемся ответить.
Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?
На протяжении веков с момента появления гитары основным материалом для ее изготовления остается дерево. Это связано вовсе не с довлеющим влиянием традиции, а имеет вполне логичное объяснение и практическое подтверждение. Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное «окно» гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.
Деревянный корпус здесь выполняет сразу несколько задач:
- усиливает звук
- придает звуку индивидуальный окрас
- увеличивает продолжительность звучания
Почему среди современных материалов предпочтение отдается традиционному дереву?
- Во-первых, многовековая практика показала, что именно древесина способна создать наиболее многогранный и красивый звук.
- Во-вторых, дерево обладает массой физических свойств, которые важны для формирования звука. Оно плотное, гибкое, имеет небольшой вес, а микропористая структура позволяет создавать особый бархатистый звук, который не сможет воссоздать даже самый лучший пластик.
Какую древесину используют для производства гитар?
Современные производителя часто стали «удешевлять» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.
Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.
Породы деревьев для акустических гитар
Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.
Дерево для верхней деки
Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.
Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.
Дерево для обечайки и задней деки
Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.
Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.
Дерево для грифа, накладки и порожков
Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).
Породы деревьев для электрогитар
Так как у электрогитары отсутствует резонаторное «окно», из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.
Дерево для корпуса электрогитар
Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:
- Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах.
- Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук.
- Агатис — «дешевое красное дерево» из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар.
- Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей.
- Ясень болотный — дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи.
- Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.
Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.
Дерево для грифа
При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким.
Чтобы понять, какую гитару предпочесть, стоит для начала определиться со стилистикой исполнения. Изучив свойства пород дерева, можно идеально подобрать именно ту гитару, которая будет способна полностью раскрыть звук и передать нужную тональность звучания.
Источник
Накладка на гриф — влияние на звук гитары
Мы продолжаем серию статей о деталях гитары. Они заметно влияют на звучание и ощущения при игре, поэтому разбираться в них полезно. Сегодня поговорим о накладках на гриф классической гитары, а также немного об акустике и электрике.
Накладка на гриф гитары – что это
Приглядитесь к грифу вашей гитары: он состоит не из цельного куска дерева. Накладкой называется верхняя полоска грифа, на которой размечены лады и где ставятся аккорды. Обычно она темнее задней части. На классических гитарах отличить легче всего: этот элемент чаще черный, хотя сами инструменты темно-коричневые или красноватые.
Накладка грифа влияет на начальный звуковой импульс и сустейн – долготу звука. Кроме того, качество изготовления отражается на удобстве игры. Встречаются настолько плохо обработанные подделки, что они оставляют занозы.
Чтобы исполнение было максимально удобным, давайте узнаем побольше об этой детали.
Виды накладок по форме
Плоские
Чаще всего это вариант накладки грифа классической гитары, струны зажимать на нем проще. Все лады находятся на одном уровне.
С радиусом
Это вариант накладки на гриф бас-гитары, акустической и электрогитары. Он изогнутый и выпуклый, больше всего на уровне 3-4 струны. Это происходит из-за разных способов звукоизвлечения на классике и акустике. По этой же причине нижние порожки этих инструментов устроены по-разному, могут меняться от модели к модели.
От величины радиуса зависит уровень натяжения струн, а вследствие и ощущения при игре.
Радиус накладки грифа
Параметры и размеры
Единственный параметр – это высота. От нее зависит величина скругления. Еще бывают нулевые – то есть плоские, и отрицательные – вогнутые.
Как измеряется радиус накладки
Измеряется в дюймах, указывается наивысшая точка изгиба поверхности. Производитель должен написать это в характеристиках инструмента.
Простой радиус
В этом случае число остается неизменным по всей длине.
Сложный радиус
На таких гитарах радиус на разных ладах меняется. Он может быть меньше на первом и увеличиваться на 12-ом. Тогда должны быть написаны все перепады в формате, к примеру, 10”-16” – такой перепад высот использует «Фендер».
Примеры размеров радиусов и советы по выбору
Сложные радиусы – самые частые и удобные, подходят для музыкантов с разными потребностями. За счет изменяющегося изгиба они упрощают игру на высоких ладах.
Плоская накладка на классике уменьшает натяжение струн, поэтому зажимать их легче.
Если вы не стремитесь к экспериментам, вам подойдут стандартные размеры. Советую выбирать их, чтобы не было сложностей на первых порах.
Расположение ладов
Кроме привычного, самого распространенного ладового построения, встречаются и редкие кастомные.
Мультимензура
Веерные или по-другому мультимензурные лады. Их особенность в переменной мензуре – длина каждого лада подбирается индивидуально для точного попадания в ноты.
Безладовые гитары
Этот тип инструментов больше напоминает сложные струнные вроде скрипок. Играть на нем сложнее, но открываются возможности для слайдов и других приемов. Хотя для игры на такой гитаре понадобится теория музыки, точное знание, где находятся ноты на грифе.
Эти модели подходят для сложных соло-партий из-за количества ладов – до 28-30.
Основные виды древесины, из которых делают накладки на грифы гитар
Как и у корпуса, вариантов материала грифа множество. Но здесь древесина не может выполнять только эстетическую функцию, как топ ламинатного корпуса, например. Материал накладки грифа гораздо сильнее влияет на звук.
Кленовая накладка грифа – Maple
Один из самых популярных видов древесины благодаря относительно невысокой цене и легкости в обработке. На грифе встречается чаще, чем в корпусе.
Твердый и мягкий клен
Твердые породы – более дорогие, жесткие и сложные для фрезеровки. Мягкие виды, например серебристый клен, применяются на более дешевых моделях из Индонезии или Китая.
Так, если в американских «Фендерах» применяется твердый клен, то на индонезийских стратокастерах больше вероятность встретить именно мягкий. Но и стоимость отличается – второй вариант будет стоить не больше 15 тысяч.
Зернистость и текстура подвидов клена
На твердых породах встречаются фактурные зерна. Это красиво, но тяжело в обработке и порой слишком сильно влияет на инструмент.
Ощущения и играбельность
Из-за лакированного покрытия вы не почувствуете деревянной текстуры. Некачественный лак может быть липким и скользким.
Профилактика и уход
Лакированную поверхность чистить проще, чем необработанную. Почти все кленовые накладки покрыты лаком, поэтому уход будет достаточно простым.
Чтобы она не выгнулась или не сгнила, нельзя держать инструмент в условиях высокой или недостаточной влажности.
Основные этапы ухода:
- Протирайте поверхность мягкой сухой тряпочкой каждые несколько часов игры. Лучше выбирать безворсовую, чтобы не оставлять разводы на материале.
- Раз в 2-3 недели протирайте влажной тканью, сняв струны, после чего сразу протирайте сухой бумагой или губкой. Не оставляйте воду на дереве.
Если ваш гриф не лакирован, ухаживать за ним нужно восковым раствором для кленовой древесины.
Плюс. Открытый, звонкий звук с выраженными верхними частотами. Простота в уходе за лаком.
Минус. По отзывам музыкантов клен быстро грязнится. Он относительно недолговечен без ухода. Скорее всего замена потребуется через полтора-два года. Возможно, будет необходимо восковое уходовое средство.
Накладка грифа палисандр – Rosewood
Красное дерево – палисандр – дорогое, экзотическое и редкое дерево. Некоторые его разновидности занесены в Красную книгу, поэтому продажа сильно ограничена.
Виды палисандровой древесины
Видов красного дерева много, самые популярные:
- гондурасский;
- бразильский (краснокнижный);
- индийский.
Они отличаются по оттенку и рисунку. Это только пример палисандровой поверхности, на деле же она бывает светлее, темнее, с орнаментом.
Недорогие виды применяются компанией Yamaha при изготовлении классических гитар. Например, известная учебная модель С-40 имеет накладку на гриф из палисандра.
Ощущения и играбельность
Большинство накладок грифа классической гитары из палисандра не покрыты лаком, поэтому приятны на ощупь.
Палисандр обладает более ярко выраженной фактурой, чем клен. Это позволяет чувствовать гитару, контролировать движение руки. На слайдах и легато это особенно заметно.
Профилактика и уход
Уход почти не отличается от ухода за кленовым. Проконсультируйтесь в магазине, нужна ли специальная пропитка для вашей гитары.
Плюсы
У накладки из палисандра 5 преимуществ:
- Простой уход.
- Тактильные ощущения.
- Темный, матовый оттенок, зернистая текстура.
- Долговечность.
- Бархатистые обертона, мягкое, ровное звучание.
Минусы
У такой накладки есть 3 недостатка:
- Стоимость. Из-за редкости высок риск купить подделку. Советую не гоняться за бразильским сортом. Ваша гитара хорошо зазвучит и без краснокнижного дерева. Присмотритесь к недорогим вариантам вроде индийского или гондурасского.
- Звук более глухой, чем у ольхи или клена.
- Лакированное дерево просто в уходе, а палисандр нужно регулярно смазывать лимонным маслом.
Черное дерево – Ebony
Черная древесина имеет плотность 1300 кг/м³, в 2 раза тверже дуба. Поэтому из эбена часто делают накладки на гриф бас гитар. Это одна из самых ценных древесных пород.
Виды Черного дерева
Эбеновая древесина бывает разных сортов:
- Камерунский – самый популярный, потому что шире других распространен и прост в обработке.
- Цейлонский – наиболее твердый вид, применяется в основном при производстве мебели, а не музыкальных инструментов.
- Мадагаскарский – плотная, водоустойчивая порода с плотностью 1000 кг/м³, цвет темно-коричневый.
Ощущения и играбельность
Поверхность бархатистая и как бы мягкая (хоть мы и знаем, что это не так). С такой накладкой пальцы не устают от длительной игры. Часто применяется в производстве безладовых гитар.
Профилактика и уход
Породы эбена крайне хрупкие, поэтому за ними нужно ухаживать тщательнее, чем за другими. Гитары из экзотической древесины хуже других переносит перепады температуры. Переносить их рекомендуется только в зимнем чехле или кофре.
Для накладок на гриф из черного дерева продаются уходовые масла.
Плюсы
Резкая атака, глубокие выделенные обертона, сильные басы делают материал подходящим для жанров вроде джаза, блюза.
Еще одно достоинство – внешний вид, который нельзя спутать ни с одним другим видом.
Минусы
Трудозатратная обработка, редкость самого дерева делают его очень дорогим. Некоторые компании пытаются обойти закон о краснокнижных растениях и добывают сырье незаконно.
Сравнительная таблица
Есть ли у вас любимые виды древесины? Расскажите в комментариях. Если вам понравилась статья, поделитесь ей с друзьями-музыкантами в социальных сетях, добавьте ее в закладки. Мы разобрали многие особенности накладок на гриф гитары. Я не придаю слишком большого значения материалу, но все же мой любимый – палисандр. Я ценю его за приглушенность.
Подобранное ниже видео поможет в выборе материала для грифа и уходе за ним.
Лучший материал для грифа гитары:
Уход за гитарой (как не убить накладку грифа):
На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары расскажет наша статья по ссылке.
Источник