Материалы для бас гитары

Дерево для бас гитар

Опубликовано: 2016-01-06 / Автор: Сергей Хмарук

Мы продолжаем наш «деревянный» ликбез и сегодня посвятим пост всем бас гитаристам, начинающим и не только. В одной из предыдущих статей мы уже обсуждали устройство этого инструмента, и вот пришло время немного углубиться и рассказать вам, каким бывает дерево для бас гитар.

Интересные факты

Хорошее дерево – это основа любой гитары, в том числе и баса. А знаете ли вы, что наши любимые инструменты изготавливают из самых разных пород? Подробнее об этом вы можете прочитать здесь. При их производстве используют большое количество дерева, как и широко распространенные виды, так и довольно экзотические породы, идентифицировать которые под силу только лишь профессиональному лютье. Любое дерево делится на сорта в зависимости от яркости рисунка, равномерности текстуры и цвета. Заготовки высшего сорта применяют для более дорогих и эксклюзивных инструментов.

И вот казалось бы, такой себе факт, если инструмент более или менее устраивает по удобству игры, звучанию или же каким-то другим характеристикам, то собственно какая разница из чего он изготовлен? Но давайте будем с вами реалистами. Качество применяемых материалов играет очень важную роль. А вот какую, понять не сложно. На бас-гитарах серийного производства производители иногда сильно экономят на их себестоимости путем снижения расхода используемых материалов, применяя более новые технологии и исключая из их конструкции дефицитные, высококачественные и дорогие материалы.

Но в этой «жадности» производителя не стоит винить, потому что, не сэкономив сегодня, уже завтра он может просто на просто разориться. Почти все серийные бас гитары одной модели занимают один ценовой диапазон, но качество дерева, которое определяет реальную ценность какого-то определенного экземпляра, в каждом конкретном случае может быть различным.

По внешним признакам можно всегда определить качество накладки и дерева грифа. Самый распространенный недостаток – применение древесины низких сортов, которая годится разве что для производства ящиков. Также стоит обращать внимание, как на сучки, так и на косослой в структуре древесины (но не стоит брать в счет заведомо свилеватое дерево). Покрытие корпуса может быть как прозрачным, так и полупрозрачным, при этом под ним видна текстура древесины. Но инструменты с таким покрытием будут стоить дороже, поэтому производители всегда стараются следить за его качеством.

Дерево для бас гитар

Некоторые фирмы занимающиеся производством бас гитар иногда немного лукавят и приукрашивают характеристики древесины, из которой изготавливается выпускаемый ими инструмент. На практике, как считают некоторые музыканты, дерево не делает гитару более экзотичной, чем она есть на самом деле. Хотя есть и такие басисты, которые не уделяют этому особого значения, потому что прекрасно обходятся эквалайзером и активной электроникой.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить.

Для деки самое популярное деревцо — это, несомненно, красное дерево, ясень, зебрано, розовое дерево, а также другие известные породы. Существует большая разновидность используемых материалов и, казалось бы, что особой разницы между ними-то и нет. Но это не так. Различия есть и, причем довольно существенные.

Вот, к примеру, ясень американский, особенно болотный – по весу легче, мягче и гораздо теплее звучит, нежели ясень европейский – с тяжелой и плотной структурой. А дерево по сути-то одно и то же, но характеристики, да и ощущения абсолютно разные как по весу, так и во время игры на таком инструменте. С кленом аналогичная ситуация. Волнистый клен имеет мягкую структуру в отличие от клена с названием «птичий глаз» с более плотной древесиной.

Розовое дерево из Бразилии высоко ценится за отменные звуковые характеристики и природную красоту, поэтому так нравится многим басистам и считается самым «музыкальным». Но вот на сегодняшний день с этой древесиной дела обстоят неважно и его вырубка запрещена или частично ограничена, поэтому для производства бас-гитар чаще всего используют аналогичное сырье из Индии.

Для топов применяется свилеватая с красивой текстурой древесина с волнистым рисунком. Клен яркий тому пример. Наиболее популярные рисунки типа «burl», «quilt» и «flame», а вот наиболее редкий рисунок – «bird’s eye». Также существует и много других текстур, которые встречаются в основном на заказных инструментах чаще всего из-за сложности обработки нестандартной древесины. Чем равномернее распределен и ярче выражен рисунок на поверхности корпуса, тем соответственно дороже будет инструмент.

Из одной или нескольких (до 4-х) букв «А» обычно обозначаются декоративные качества подобного дерева. Чем больше букв «А», тем дерево красивее и дороже. Распил заготовок может осуществляться так называемым способом «bookmatch», когда на доске в раскрытом виде (как книга) текстура рисунка одной половинки зеркально отражается на другой. В таком «раскрытом» виде такие половинки склеиваются воедино по всей оси инструмента. Но еще оказывается, распил древесины также может влиять и на звучание инструмента.

Основные виды распилов

1. Тангентальный распил. Является наиболее дешевым методом получения заготовки, так как в ход идет все бревно целиком, что в свою очередь отрицательно влияет на ее качество, потому что в такую заготовку возможно попадание косослойных участков.

2. Радиальный распил. Однозначно наилучший вариант для дальнейшего изготовления корпуса гитары. Здесь в ход идет только лишь центральная часть бревна, из которой потом получается заготовка с параллельно идущими сердцевинными лучами на поперечном срезе. Данный вид распила древесины в несколько раз дороже предыдущего, что немаловажно.

Топ корпуса бывает толщиной в четверть дюйма или полдюйма и может склеиваться как пирог из нескольких слоев разной древесины (например, 10 мм клена, 15 мм ясеня, 20 мм ольхи, 10 мм клена). Помимо декоративных особенностей, он еще и значительно влияет на звучание бас-гитары. Толщина топа в целях экономии иногда уменьшается до шпона, который при помощи технологических решений наклеивается даже на не ровную поверхность корпуса. От топа шпон заметно отличается по звуковым характеристикам. Картинки с самыми разными и необычными текстурами, наносимые на корпус гитары, могут служить альтернативой декоративным качествам шпона для соответствующего ценового сегмента.

Искусственные материалы

В конструкции бас гитар помимо дерева могут использовать композитные и синтетические материалы. К ним относится углепластик, акрил, luthite и другие искусственные материалы. Несомненным достоинством таких материалов является отсутствие чувствительности к перепадам температуры и влажности воздуха, а при серийном производстве – это возможность достичь стабильного качества и легкости при создании самых необычных и причудливых форм.

У большинства басистов к таким «пластиковым» гитарам весьма предвзятое отношение, даже несмотря на то, что они могут вполне прилично и качественно звучать. Но не стоит ожидать от такой гитары то, что она будет уникальной по своему звучанию, потому что все инструменты одной конкретной модели будут абсолютно одинаковы. О дереве этого не скажешь, ведь каждое дерево по-своему уникально, даже с одного и того же ствола.

Источник

Выбираем бас-гитару

Что из себя представляет бас-гитара, как появился и развивался этот инструмент, его главные характеристики, способы игры и настройки, советы по выбору баса – обо всем этом читайте в нашей статье.

Что же такое бас-гитара?

Бас-гитара (басистами называемая попросту басом) является струнно-щипковым музыкальным инструментом, основное предназначение которого – заполнение басового звукового диапазона.

Бас дает эффект объемности в звучании музыкального произведения, образует мелодический фундамент для выстраивания партий остальных инструментов. В роке на плечи басиста ложится создание «грува» – ритмическо-мелодического рисунка, увязывающего воедино партии ударника и остальных участников группы. Именно бас формирует тот самый «качающий» эффект, от которого и произошло названия стиля rock, из-за чего является для этого направления одним из ключевых музыкальных инструментов. Чаще применяется для аккомпанемента, однако порой неплохо себя проявляет и как средство исполнения шикарных солирующих партий.

От обычных электрогитар бас отличается некоторыми особенностями конструкции, обусловленными игрой в более низком диапазоне:

  • несколько большие габариты;
  • увеличенная мензура – чаще всего 864 мм (34 дюйма) в отличие от гитарной 650 мм;
  • струны большей толщины;
  • как правило, меньшее количество струн (классические басы – четырехструнные).

История создания и развития

В первой половине XX века самым распространенным басовым инструментом являлся контрабас. Однако этот инструмент обладает некоторыми существенными минусами – в частности, относительно тихим звучанием, крупными габаритами и большой массой, из-за чего он крайне неудобен в транспортировке. В связи с этим уже с тридцатых годов XX столетия начались попытки создания басового инструмента, лишенного недостатков контрабаса, но поначалу ни одна из них не имела сколько-нибудь серьезного успеха.

Всё перевернулось, когда в 1951 году американец Лео Фендер, изобретатель и владелец мастерской по ремонту электроники, разработал и запустил в производство электрическую бас-гитару Fender Precision Bass. Без преувеличения, эта модель совершила революцию в мире басовых инструментов, моментально обретя признание у музыкантов и в считанные месяцы завоевав рынок. Базовые принципы построения первого «Фендера» стали, по сути, стандартом и воплощаются и в бас-гитарах, выпускаемых в наши дни. Немного позднее, в 1960 году, фирма Fender выпустила новую модификацию баса – Fender Jazz Bass, быстро завоевавшую не меньшую популярность. Споры о том, какой инструмент от Лео Фендера лучше – Jazz Bass или Precision (знаменитое в интернете противостояние «»Жаба» против «Пресса»») не утихают среди бас-гитаристов до сих пор.

За несколько лет почти полностью вытеснив контрабас из обихода поп-исполнителей, еще большее распространение электрический бас получил с появлением в шестидесятые годы рок-музыки. Начали выпускаться новые версии басов – электроакустический и чисто акустический бас (в отличие от классической гитары, от акустики пришедшей к электрическому варианту, бас изначально возник как электроинструмент, и уже из него появился акустический), безладовый бас, модели с увеличенным количеством струн, без головки грифа, с активной электроникой. Получает развитие и техника игры на бас-гитаре, постепенно обогащаясь новыми приемами, как заимствованными у гитары (пул, хаммер, бенд, тэппинг, флажолеты), так и уникальными басовыми (слэп).

Виды бас-гитар

Басы, как уже говорилось выше, могут иметь разные модификации, отличающиеся как по количеству струн, так и по другим особенностям конструкции или предназначению.

Четырехструнный бас – классическая и получившая наибольшее распространение версия инструмента. Успешно применяется в любых музыкальных направлениях. Учиться играть на басу лучше всего именно на таком инструменте, так как он имеет максимальное расстояние между струнами, что облегчает наработку базовых техник. Классический строй четырехструнной бас-гитары – E-A-D-G, где самая нижняя нота – «ми» контроктавы (аналогичен строю контрабаса).

Пятиструнный бас отличается от классического наличием добавочной более низкой струны, которая в стандартном строе настраивается в ноту «си». Таким образом, пятиструнка имеет звуковой диапазон, расширенный на 2,5 тона вниз по сравнению с классическим басом, из-за чего часто применяется басистами команд, играющих в тяжелых стилях. Этот плюс, однако, уравновешивается добавочными неудобствами. Гриф у пятиструнного баса несколько шире и не так удобно лежит в руке, а расстояние между струнами, напротив, существенно меньше, что увеличивает риск зацепов «лишних» струн в процессе игры.

На шестиструнный бас помимо добавочной пониженной ставится еще одна добавочная струна – повышенная, настраиваемая в ноту «до» (а вовсе не в «си», как вторая гитарная струна – в этом моменте происходит отклонение от аналогичности строя баса и гитары, соблюдающейся через октаву в четырехструнном варианте). Диапазон инструмента расширяется не только вниз, но и вверх, что позволяет исполнять более высокие партии вплоть до соло в обычном гитарном регистре. Однако и здесь за добавочные возможности приходится платить – гриф еще шире, расстояние между струнами еще меньше, и играть на таком инструменте достаточно неудобно. Конечно же, и его можно освоить и очень эффективно применять, но для этого потребуется определенная практика.

На семиструнный бас добавляется еще одна высокая струна, настраиваемая в «фа». Инструмент встречается довольно редко.

Восьми- и десятиструнные басы являются версиями четырех- и пятиструнных, но имеют парные струны, настраиваемые через октаву – подобно двенадцатиструнной гитаре. Это дает особенный акустический эффект. Есть и двенадцатиструнный бас, но он представляет собой не шестиструнный инструмент с парными струнами, а четырехструнный со строенными. При этом одна струна из тройки настраивается как обычная басовая, а две другие – в октаву с ней и в унисон между собой. Существуют и другие варианты многострунных инструментов с уникальным строем для каждой струны, но чаще всего они предполагают игру исключительно двуручным тэппингом, и относятся скорее к стикам (о которых ниже), чем к бас-гитарам.

Безладовые басы имеют особенное звучание – менее агрессивное, более спокойное, теплое и мягкое. Струна прижимается непосредственно к поверхности накладки и при колебаниях касается грифа, благодаря чему звук «безлада» сходен со звуком контрабаса. Кроме того, отсутствие ладов делает более плавным изменение высоты звука при использовании приема глиссандо, более красивым – вибрато, а также позволяет применять микротоновые интервалы. Благодаря всем этим особенностям безладовые басы очень ценятся джазовыми басистами, а вот в тяжелых стилях применяются не так часто.

Полуакустические басы имеют корпус, пустой внутри (классический бас имеет цельный корпус), при этом применяются такие же «звучки», что и на стандартном инструменте. Полуакустику чаще используют в фолке, джазе, кантри и прочих нетяжелых жанрах.

Электроакустический бас представляет собой бас акустический, но с пьезодатчиком для усиления сигнала (обычно устанавливается под бриджем). Также преимущественно используется в «легких» направлениях.

Пикколо-бас – довольно парадоксальный инструмент: бас-гитара, но со строем на октаву выше обычного, то есть, по сути, с гитарным (за счет уменьшения мезуры либо толщины струн). Тем не менее, как гитара он не звучит – пикколо сохраняет характерный для баса плотный мясистый звук даже при исполнении довольно высоких нот. Чаще применяется для соло, чем для аккомпанемента.

Стик – скорее это даже не бас, а отдельный полифонический инструмент, охватывающий как басовый, так и гитарный диапазон, и предназначенный исключительно для игры двуручным тэппингом. На стик ставится два комплекта струн: басовый – для аккомпанирующих партий (обычно высота струн возрастает от середины грифа к верхней части, в середине стоит самая низкая) и гитарный для исполнения соло-мелодий. Как правило, левой рукой на стике играют басовую линию, а правой – мелодическую, хотя возможно и перекрестное исполнение. Одновременно на стике можно извлечь до десяти нот – по количеству пальцев.

Элементы конструкции бас-гитар – на что обращать внимание?

Звукосниматели

Как и для электрогитары, важнейшим электрическим устройством в бас-гитаре является звукосниматель. Именно он преобразует механические колебания в электроток, который после обработки дает на выходе аппаратуры звук соответствующей частоты и тембра.

Существует 3 основных вида магнитных звукоснимателей:

  • Precision (P-style), онжесплит (split). Состоит из двух последовательно соединенных катушек, каждая из которых «отвечает» за две струны – одна за первую и вторую, другая за третью и четвертую. Отлично подавляет шумы, дает богатый тембр и глубокий звук. Звукосниматель такой конструкции был установлен на Fender Precision Bass 1957 года. Используется басистами всех музыкальных направлений.
  • Jazz (J-style), широко известный как сингл (single). Состоит из одной катушки. Впервые появился на Fender Jazz Bass. Дает натуральный, чистый, хорошо читаемый в миксе звук, прекрасно подходит для соло-партий. Будучи установленным в одиночку, сильно фонит и дает наводки, поэтому обязательно ставится в паре со «звучком» любого вида. Плохо подходит для перегруженного звука, который через сингл получается размытым и замыленным. Применяется во всех жанрах, где нужен чистый звук баса.
  • Хамбакер (humbucker). Две параллельно соединенные катушки хамбакера в противофазе успешно нейтрализуют помехи друг друга. Звучание обладает глубиной и объемом, при этом происходит срезание верхних частот. В миксе прослушивается не так четко. Хорошо передает рычащий перегруженный звук. Весьма любим басистами «тяжелых» направлений в музыке.

Кроме электромагнитных, на бас-гитарах могут стоять также и пьезодатчики, воспринимающие колебания струны непосредственно с бриджа. Чаще всего их ставят на безладовые или акустические басы. Однако без усиления сигнал с пьезодатчиков звучит довольно вяло.

Электроника

Предусилитель бас-гитары (преамп) может работать по активной или пассивной схеме.

Пассивные басы функционируют без источника электропитания, имеют 2-3 регулятора (как правило – громкость, тон и переключение звукоснимателей). На самом инструменте меньше возможностей для регуляции звука, зато нет риска, что в ходе важного концерта сядет батарейка.

Басы активные работают только с источником питания – как правило, это батарейка типа «Крона». Выходной сигнал более мощный, а на самом инструменте имеется трехполосный эквалайзер для настройки тембра.

Гриф и способы его крепления

Гриф является одной из самых важных и главных частей баса. В настоящее время существует три основных способа крепления грифа к корпусу: привинченный, вклеенный и сквозной. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Привинченный гриф (bolt-on) встречается наиболее часто. В этом варианте гриф крепится к корпусу посредством четырех (иногда шести) шурупов. Такие инструменты имеют четкий звук, а в случае какой-либо поломки грифа его легко можно заменить на другой. Естественно, при замене может потребоваться регулировка прогиба грифа – она осуществляется путем закручивания или ослабления находящегося внутри него анкерного стержня.

Вклеенный гриф (set-neck) не привинчивается к корпусу баса, а вставляется в специальное гнездо и сажается на клей. Конструкция получается надежная и прочная, такие басы имеют отличный сустейн. Минусом является невозможность замены грифа в случае появления дефектов.

Сквозной гриф (neck-through) является составной частью корпуса баса, составляя с ним единое целое. Такая конструкция дает грифу дополнительную прочность, прекрасный сустейн, особенный «вкусный» звук. Минус тот же: в случае поломки гриф невозможно заменить.

Мензура

Мензурой любой гитары называется рабочая длина ее струны – иными словами, промежутка от верхнего порожка до бриджа. В стандартном варианте бас имеет мензуру 34 дюйма. Имеются также разновидности с уменьшенной мензурой (30, 32 дюйма) и увеличенной (36 дюймов). Этот параметр в значительной степени влияет на звук инструмента.

Фурнитура бас-гитары

К фурнитуре баса обычно относят колки, бридж и ручки управления. Все эти детали можно достаточно легко заменить.

От бриджа (подставки) существенно зависит не только сустейн, но и звук баса в целом. Струны могут как перекидываться через подставку, так и проходить сквозь нее. Бридж позволяет произвести точную настройку мензуры каждой из струн.

Колки служат для настройки и контроля натяжения струн. Недорогие и некачественные колки могут «сползти» при выступлении, опустив строй инструмента.

Лады

Число ладов баса для разных моделей может быть разным, от 19 до 24 ладов. Как правило, для успешной полноценной игры на басу вполне достаточно даже меньшего их количества.

Древесина

Басы, изготовленные из дерева с более высокой плотностью, звучат, как правило, ярче, отчетливее и чище, в то время как менее плотная древесина дает более сочный и насыщенный обертонами звук. Светлые древесные породы обычно звучат ярче темных. Наиболее распространенными породами дерева для изготовления грифов и корпусов бас-гитар являются клен, махагони (красное дерево), липа, ольха, тополь, ясень, для накладок грифа очень часто применяется палисандр.

Как играть на бас-гитаре?

Для того, чтобы услышать звук баса, необходим усилитель, а в идеале – специализированный басовый комбо.

Как правило, на басу играют одним из трех основных способов – пальцами, медиатором или слэпом. Они различаются по атаке и тембровой окраске, и по-разному распространены в разных музыкальных жанрах.

Самым универсальным приемом басового звукоизвлечения является щипок пальцами. Этот метод распространен практически во всех музыкальных стилях. Отличается густым плотным звуком мягкого тембра с преобладанием низов, хорошим сустейном и чаще довольно мягкой атакой – которую, впрочем, басист может сам усиливать по необходимости.

Игру медиатором чаще применяют рок-музыканты. Удар по струне медиатором дает звук с резкой атакой и сильнее проявляемыми средними и высокими частотами.

Слэп – специализированный, чисто басовый метод звукоизвлечения. Он построен на сочетании ударов большим пальцем по дающим низкие ноты струнам инструмента и резких подцепов остальными пальцами высоких струн, с очень сильной атакой. При слэпе струны бьются о лады, делая звук резким, громким и звенящим. Широко применяется, к примеру, в музыкальном направлении фанк.

Как настраивать бас-гитару?

Четырехструнный бас имеет классический строй E-A-D-G, где открытая четвертая струна дает «ми» контроктавы. Таким образом, басовый строй аналогичен гитарному (струны с третьей по шестую), но на октаву ниже. В альтернативной музыке применяют и пониженные строи: на полтона (D#-G#-C#-F#), на тон (D-G-C-F), drop-D (D-A-D-G), drop-C (C-G-C-F) и другие вариации.

Пятиструнный бас дополнительно к четырем классическим обладает добавочной низкой пятой струной «си», имея строй (B-E-A-D-G), а шестиструнный – еще и добавочную высокую «до» (B-E-A-D-G-C). Эти модификации баса тоже часто используют в пониженных строях.

Самым простым способом настройки является настройка баса с помощью тюнера, который покажет, когда струна будет настроена в правильную ноту, а если этого еще не произошло – направление отклонения от правильной ноты. Если же тюнера по какой-то причине нет, можно на слух настроить одну из струн баса по эталонной ноте на другом инструменте, а затем состроить все струны по квартам – каждая более низкая струна должна на пятом ладу давать унисонную ноту с открытой следующей по высоте. Можно также состроить свои струны с помощью флажолетов: флажолет на пятом ладу более низкой струны должен звучать в унисон с флажолетом на седьмом ладу более высокой.

Подведем итоги – как же выбрать бас?

Даже если не брать в расчет дорогие фирменные и эксклюзивные мастеровые инструменты, стоимость басов может довольно сильно различаться и в пределах бюджетного сегмента. Инструменты подороже, как правило, изготовлены из качественной древесины или имеют более дорогие звукосниматели или фурнитуру. Но в любом ценовом диапазоне можно подобрать инструмент конкретно для себя.

  • Начинающему басисту лучше для обучения взять бас с четырьмя струнами. Вариант звукоснимателя, число ладов и фурнитура в этом случае принципиального значения не имеют.
  • Для любителей рока хорошим вариантом станут четырех- и пятиструнные басы с хамбакерами или сплитами, изготовленные из липы или махагони. Не повредит и наличие активной электроники.
  • Басистам направлений джаз, рок-н-ролл и свинг можно приобрести как классическую, так и многострунную модель – желательно с большим числом ладов, поскольку в этих стилях бас нередко играет соло, либо вовсе безладовый бас. Звукосниматели – сингл или хамбакер. Электроника скорее пассивная – джазмены предпочитают традиционный звук.

Если вам предстоит играть тихую и спокойную музыку в жанрах фолк или кантри – стоит задуматься о приобретении полуакустического или электроакустического баса.

Источник

Оцените статью